Научная статья на тему 'Оценка качества реализации Государственных программ по поддержке и развитию сельскохозяйственного производства и машиностроения'

Оценка качества реализации Государственных программ по поддержке и развитию сельскохозяйственного производства и машиностроения Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
99
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Правовые основы / сельское хозяйство / услуги / сферы регулирования / бюджетная деятельность / субъекты / технический сервис / образовательные организации / государственная поддержка / Legal basis / agriculture / services / regulatory spheres / budgetary activity / subjects / technical service / educational organizations / state support.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Иовлев Г. А., Голдина И. И.

Департаментом научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства РФ, для формирования Перечня тем научно-исследовательских работ, выполняемых ВУЗами, подведомственными Минсельхозу России, была предложена тема «Разработка условных коэффициентов и нормативов потребности для методики использования условных коэффициентов перевода тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов в эталонные единицы при определении нормативов их потребности». Актуальность, значимость для эффективного ведения сельскохозяйственного производства на современном этапе и в ближайшем будущем (на 15-20 лет) были рассмотрены авторами и другими исследователями в публикациях на страницах отечественной и зарубежной печати. Для реализации темы «Разработка условных коэффициентов и нормативов потребности для методики использования условных коэффициентов перевода тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов в эталонные единицы при определении нормативов их потребности» сотрудниками кафедры «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в АПК» Уральского ГАУ опубликовано несколько публикаций. Данная статья является логическим продолжением исследований по данной теме. Рассмотрены и проанализированы Федеральные законы, Государственные программы, направленные на развитие сельскохозяйственного производства, Федеральные законы, регламентирующие бюджетную деятельность Российской Федерации, Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года. При анализе сделана оценка динамики объёмов государственной поддержки, реализуемой через Государственные программы, развитие сельскохозяйственного производства и его материально-технической базы за эти годы. Произведён обзорный анализ исследований по данной теме отечественных учёных, отмечены положительные моменты, недочёты. Сделаны выводы по данному исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the quality of the implementation of State programs to support and develop agricultural production and machinery

To formulate the List of topics for research work carried out by universities under the jurisdiction of the Ministry of Agriculture of Russia, the Department of Scientific and Technological Policy and Education of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation proposed the theme «Development of conditional coefficients and requirements standards for the methodology of using conditional conversion factors for tractors, grain harvesters and forage harvesters into reference units in determining the standards of their needs». The relevance and importance for the efficient conduct of agricultural production at the present stage and in the near future (for 15-20 years) were considered by the authors and other researchers in publications on the pages of the domestic and foreign press. To implement the theme «Development of conditional coefficients and requirements standards for the methodology of using conditional coefficients for the conversion of tractors, grain and forage harvesters into reference units when determining the requirements for their needs», the staff of the department «Service of transport and technological machinery and equipment in the agricultural sector» of the Ural State Agrarian University published several publications. This article is a logical continuation of research on this topic. Federal laws, state programs aimed at the development of agricultural production, federal laws governing the budgetary activities of the Russian Federation, and the Strategy for the development of agricultural machinery in Russia for the period up to 2030 are reviewed and analyzed. In the analysis, an assessment was made of the dynamics of the volume of state support implemented through State programs, the development of agricultural production and its material and technical base over the years. A review analysis of studies on this topic by domestic scientists was made, positive aspects and shortcomings were noted. Conclusions are drawn from this study.

Текст научной работы на тему «Оценка качества реализации Государственных программ по поддержке и развитию сельскохозяйственного производства и машиностроения»

Б01 10.24411/2077-7639-2019-10053

Оценка качества реализации Государственных программ по поддержке и развитию сельскохозяйственного производства и машиностроения

Иовлев Г.А., Голдина И.И.

Департаментом научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства РФ, для формирования Перечня тем научно-исследовательских работ, выполняемых ВУЗами, подведомственными Минсельхозу России, была предложена тема «Разработка условных коэффициентов и нормативов потребности для методики использования условных коэффициентов перевода тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов в эталонные единицы при определении нормативов их потребности». Актуальность, значимость для эффективного ведения сельскохозяйственного производства на современном этапе и в ближайшем будущем (на 15-20 лет) были рассмотрены авторами и другими исследователями в публикациях на страницах отечественной и зарубежной печати. Для реализации темы «Разработка условных коэффициентов и нормативов потребности для методики использования условных коэффициентов перевода тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов в эталонные единицы при определении нормативов их потребности» сотрудниками кафедры «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в АПК» Уральского ГАУ опубликовано несколько публикаций. Данная статья является логическим продолжением исследований по данной теме. Рассмотрены и проанализированы Федеральные законы, Государственные программы, направленные на развитие сельскохозяйственного производства, Федеральные законы, регламентирующие бюджетную деятельность Российской Федерации, Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года. При анализе сделана оценка динамики объёмов государственной поддержки, реализуемой через Государственные программы, развитие сельскохозяйственного производства и его материально-технической базы за эти годы. Произведён обзорный анализ исследований по данной теме отечественных учёных, отмечены положительные моменты, недочёты. Сделаны выводы по данному исследованию.

для цитирования гост 7.1-2003

Иовлев Г.А., Голдина И.И. Оценка качества реализации Государственных программ по поддержке и развитию сельскохозяйственного производства и машиностроения // Дискуссия. - 2020 - Вып. 98 - С. 50-60.

ключевые слова

Правовые основы, сельское хозяйство, услуги, сферы регулирования, бюджетная деятельность, субъекты, технический сервис, образовательные организации, государственная поддержка.

DOI 10.24411/2077-7639-2019-10053

Assessment of the quality

of the implementation of State programs

to support and develop agricultural

production and machinery

Iovlev G.A., Goldina I.I.

To formulate the List of topics for research work carried out by universities under the jurisdiction of the Ministry of Agriculture of Russia, the Department of Scientific and Technological Policy and Education of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation proposed the theme «Development of conditional coefficients and requirements standards for the methodology of using conditional conversion factors for tractors, grain harvesters and forage harvesters into reference units in determining the standards of their needs». The relevance and importance for the efficient conduct of agricultural production at the present stage and in the near future (for 15-20 years) were considered by the authors and other researchers in publications on the pages of the domestic and foreign press. To implement the theme «Development of conditional coefficients and requirements standards for the methodology of using conditional coefficients for the conversion of tractors, grain and forage harvesters into reference units when determining the requirements for their needs», the staff of the department «Service of transport and technological machinery and equipment in the agricultural sector» of the Ural State Agrarian University published several publications. This article is a logical continuation of research on this topic. Federal laws, state programs aimed at the development of agricultural production, federal laws governing the budgetary activities of the Russian Federation, and the Strategy for the development of agricultural machinery in Russia for the period up to 2030 are reviewed and analyzed. In the analysis, an assessment was made of the dynamics of the volume of state support implemented through State programs, the development of agricultural production and its material and technical base over the years. A review analysis of studies on this topic by domestic scientists was made, positive aspects and shortcomings were noted. Conclusions are drawn from this study.

for citation apa

Iovlev G.A., Goldina I.I. Assessment of the quality of the implementation of State programs to support and develop agricultural production and machinery. Diskussiya [Discussion], 98, 50-60.

keywords

Legal basis, agriculture, services, regulatory spheres, budgetary activity, subjects, technical service, educational organizations, state support.

Введение. (Introduction). Научная проблема, обозначенная в данном исследовании, рассматривается с точки зрения ведения эффективного сельскохозяйственного производства. В сельскохозяйственном производстве важнейшее значение имеет технический потенциал, т.е. его наличие, сохранность, восстановление и использование. Технический потенциал - это сельскохозяйствен-

ные тракторы, сельскохозяйственные машины, технологический транспорт, здания и сооружения, используемые для проведения работ, связанных с поддержанием техники в работоспособном состоянии, т.е. для проведения технического обслуживания, ремонта, осуществления мероприятий, связанных с хранением сельскохозяйственных машин в нерабочий период.

Для формирования парка сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях, существуют определённые нормативы, по которым определяется оптимальное количество техники, необходимое для производства сельскохозяйственной продукции. По этим нормативам определяется обеспеченность сельского хозяйства основными видами сельскохозяйственной техники. На основании обеспеченности определяется потребность в технике, которая реализуется через рынок. Отечественный рынок сельскохозяйственной техники формируется за счёт собственного производства, а также за счёт импорта новой техники и бывшей в употреблении из стран ближнего и дальнего зарубежья.

От наличия сельскохозяйственной техники в сельхозорганизациях, от энергообеспеченности зависит производительность всего сельскохозяйственного труда. С увеличением мощности двигателей тракторов и других самоходных машин, встаёт вопрос о пересмотре понятий «эталонный трактор», «эталонный зерноуборочный комбайн», что тоже оказывает влияние на обеспеченность и на нормативную потребность в основных видах сельскохозяйственной техники.

Проблема низкой платёжеспособности сельскохозяйственных организаций сказывается на объёмах приобретения техники, что в свою очередь сказывается на объёмах производства этой техники отечественными машиностроительными предприятиями. Для решения данной проблемы, в рамках Государственных программ, направленных на развитие сельского хозяйства России, предусмотрена государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей в вопросах восстановления парка сельскохозяйственной техники в сельхозорганизациях, а также господдержка и предприятий сельхозмашиностроения. Поэтому данное исследование актуально с точки зрения анализа всех законодательных документов, направленных на развитие сельскохозяйственного производства, индикаторов, определяющих развитие сельскохозяйственного производства, эффективность государственной поддержки. В рамках данного исследования авторы сделали оценку и предложили рекомендации по объёмам и направлениям государственной поддержки, направленной на модернизацию сельскохозяйственного производства.

Материал и методы исследования. Объектом исследования являются отношения в сфере развития сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственного машиностроения

в свете реализации Государственных программ по поддержке и развитию сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственного машиностроения. Методами исследования являются экономические и статистические методы и приёмы.

Результаты исследования. Развитие сельскохозяйственного производства регламентируют множество Федеральных Законов, Указов Президента, Постановлений правительства РФ. Данными правоустанавливающими документами определены субъекты, которые признаются сельскохозяйственным товаропроизводителем, но среди этих субъектов полностью отсутствует отрасль технического сервиса в АПК, которая имеет важнейшее значение для сельхозтоваропроизводителя, с точки зрения эффективной эксплуатации машинно-тракторного парка и эффективности всего сельскохозяйственного производства. Даже определение технического сервиса в АПК говорит об этом «Технический сервис в агропромышленном комплексе - это комплекс работ и услуг по эффективному использованию сельскохозяйственной техники, оборудования для АПК и поддержанию их в исправном состоянии в течение всего периода эксплуатации, включая утилизацию; по обеспечению агрокомплекса новой техникой, оборудованием, запчастями и горюче-смазочными материалами» [1].

Необходимо отметить, что в принципах и основных направлениях государственной аграрной политики предусмотрена государственная поддержка «образовательных организаций высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку...», а также «развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса» и «совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для сельского хозяйства.

Далее в своём исследовании оценим динамику объёмов государственной поддержки, реализуемой через Государственные программы и представим в таб. 1 и рис. 1.

Проанализировав табл. 1 и рис. 1, видно следующее: государственная поддержка за последние семь лет увеличивается со следующими темпами: — в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства, среднегодовое увеличение составило 11,3%. Если сравнивать 2018 год и 2012 год, то увеличение составило 86,1%.

Таблица 1

Объёмы государственной поддержки развития сельского хозяйства России

Год ФЗ, регламентирующий государственную поддержку Объём государственной поддержки, млрд. руб.

по Государственной программе По Федеральному закону Фактическое финансирование

2012 №371ФЗ от 30.11.2011 г. 130,0 137,6 137,58

2013 №216ФЗ от 03.12.2012 г. 158,75 149,35 197,9

2014 №349ФЗ от 02.12.2013 г. 170,15 170,1 188,73

2015 №384ФЗ от 01.12.2014 г. №93ФЗ от 20.04.2015 г. 187,86 187,9 20,0 237,0

2016[4] №359ФЗ от 14.12.2015 г. №397ФЗ от 22.11.2016 г. 237,0 237,0 212,82 218,09

2017[3] №415ФЗ от 19.12.2016 г. 215,85 224,32 233,78

2018 [2] №362ФЗ от 05.12.2017 (в ред. №193ФЗ от 03.07.2018 г.; №458ФЗ от 29.11.2018 г.) 242,0 234,94 249,5

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Годы

По Гос. Прогр. По Ф.З. -Фактическое финансирование

Рисунок 1. Объёмы государственной поддержки развития сельского хозяйства России.

— в соответствии с финансированием по Федеральному закону, среднегодовое увеличение составило 9,3%. Если сравнивать 2018 год и 2012 год, то увеличение составило 70,7%.

— фактическое финансирование Государственной программы, с корректировкой ФЗ, с уточнением бюджетных росписей, увеличивалось с темпами в 22,3% в год. Увеличение к 2018 году, в сравнении с 2012 годом увеличилось на 81,3%.

Далее проанализируем как в эти годы (2012-2018 гг) работало и развивалось сельскохозяйственное производство РФ. Анализ произведём по физическим объёмам производства основных видов сельскохозяйственной продук-

ции - это зерно, картофель, молоко, мясо, яйцо. Комплексный показатель «Валовое производство» в стоимостной оценке использовать для анализа нельзя, так как, «сопоставимые цены» - показатель необъективный, зависит от многих факторов таких как, объём производства продукции, состояние рынка по данному виду продукции, объём государственных интервенций по конкретному виду продукции, ну и природно-климатические условия производства.

Данные для анализа представим в табл. 2 и рис. 2.

Проанализировав табл.2 и рис. 2, можно сделать следующие выводы:

Объёмы производства основных видов сельскохозяйственной продукции в РФ [5,6]

Таблица 2.

С/х продукция, млн. т. Годы

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Зерно 70,9 92,4 105,3 104,8 120,7 135,5 113,2

Картофель 29,5 30,2 31,5 33,6 31,1 21,7 22,4

Молоко 31,8 30,5 30,8 30,8 30,8 30,2 30,6

Мясо (уб.в.) 8,1 8,5 9,1 9,6 9,9 10,3 10,6

Яйцо, млн. шт. 31401,2 30547,6 30497,6 31443,1 32522,9 33081,4 33299,4

160

140

120

° 100

80 н

ш ^ * #

40

20

35

30

25

20

15 к

10 5

5

0

2012

2013

Зе рно ■Мясо (уб.в.)

2014 2015 2016 ■ Ка ртофель ■Яйцо, млрд. шт.

2017 2018 Годы Молоко

Рисунок 2. Объёмы производства основных видов сельскохозяйственной продукции в РФ.

— производство зерна (зерновые и зернобобовые культуры) за указанные годы увеличивалось с темпами 8,8% в год. Производство зерна в 2018 году в сравнении с 2012 годом увеличилось на 59,7%.

— производство картофеля ежегодно снижалось на 3,5% в год, производство в 2018 году составило 75,9% от 2012 года.

— производство молока ежегодно снижается на 0,7% в год, производство в 2018 году составило 96,2% от 2012 года.

— производство мяса в убойном весе скота и птицы увеличивалось на 4,5% в год, в 2018 году по сравнению с 2012 годом производство увеличилось на 30,9%.

— производство яиц увеличивалось с темпами 1% в год, производство яиц в 2018 году по сравнению с 2012 годом увеличилось на 6%.

Анализируя производство основных видов сельскохозяйственной продукции видно, что с положительной динамикой растёт производство зерна (8,8% в год), производство мяса

скота и птицы (4,5% в год), производство яйца (1% в год), производство картофеля и молока снижается, несмотря на увеличение государственной поддержки (соответственно 3,5% и 0,7% в год). Необходимо отметить, что, в объёме валового производства сельского хозяйства РФ в 2018 году, доля динамично развивающихся производств (зерно, мясо скота и птицы, яйцо) составляют 28%, на долю производства картофеля и молока приходится 5,5% (молоко - 5,2%, картофель - 0,3%).

Хотелось бы проанализировать программы и подпрограммы Государственных программ, направленных на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных организаций. В статье 7 Федерального закона №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в п. 3 прописана «поддержка обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей ...».

На наш взгляд необходимо начать с Федерального закона от 12.02.2015 № 10-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15 и 17 Федерального

закона «О развитии сельского хозяйства». Данный закон направлен на повышение эффективности оказания государственной поддержки, при приобретении сельскохозяйственной техники и оборудования, через организацию работы по определению эффективности сельскохозяйственной техники и оборудования и их функциональных характеристик (потребительских свойств), которая должна учитываться при оказании государственной поддержки. В законе предусмотрено, что порядок организации и критерии определения эффективности сельхозтехники, а также мероприятия государственной поддержки, при реализации которых необходимо определение эффективности сельхозтехники, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечислим объёмы господдержки подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» за 2012-18 гг. [7]:

2012 год. Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства - 11,55 млрд. рублей.

2013 год. На обеспечение технической и технологической модернизации сельхозпроизводства -5,0 млрд. рублей.

2014 год - 2,0 млрд. рублей.

2015 год. - 3,31 млрд. рублей.

2016 год. По подпрограмме «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» - 3,16 млрд. рублей. По подпрограмме «Развитие молочного скотоводства» возможна господдержка на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение техники и оборудования на эти цели - 6,0 млрд. рублей.

2017 год - 3,22 млрд. рублей.

2018 год - 3,28 млрд. рублей.

К 2020 году данной подпрограммой предусмотрено финансирование в объёме 3,39 млрд. рублей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начиная с 2012 года (последний год Государственной программы, утверждённой постановлением Правительства РФ 14 июля 2007 г. № 446) подпрограмма, направленная на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных организаций, имела название «Техническая и технологическая модернизация в сельском хозяйстве». Целью данной подпрограммы мероприятия являлось техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственных машин. Государственная поддержка подпрограммы осуществлялась через возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам. С 2013 года (начало действия Государственной программы, утверждённой по-

становлением Правительства РФ 14 июля 2012 г. № 717) по 2016 год подпрограмма имела название «Техническая и технологическая модернизация и инновационное развитие». Господдержка госпрограммы, в рамках мероприятия «Обновление парка сельскохозяйственной техники» осуществлялась через предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники. В 2017 году подпрограмма имела название «Техническая модернизация АПК. Научно-техническое обеспечение развития отраслей сельского хозяйства». Господдержка осуществлялась на тех же принципах, что в и в 2013-16 гг. В 2018 году подпрограмма уже имела название «Техническая модернизация агропромышленного комплекса».

Необходимо отметить, что подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» в той или иной редакции, состоит из следующих разделов: первый - направлен на субсидирование части затрат на выплаты процентов (%) по кредитам на строительство, реконструкцию и модернизацию биоэнергетических установок (11-14%); второй - на субсидирование реализации перспективных инновационных проектов в АПК (13-15%); третий - на субсидии производителям сельскохозяйственной техники (порядка 70%).

Для достижения целей Государственной программы одной из задач является «стимулирование модернизации и обновления материально-технической и технологической базы функционирования сельскохозяйственного производства;» [ 3,4], с точки зрения обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей (ст.7 Федерального закона №264-ФЗ) можно рассматривать и задачу «предотвращение выбытия земель сельскохозяйственного назначения,сохранение и вовлечение их в сельскохозяйственное производство, разработка программ сохранения и восстановления плодородия почв, ....» и не только выбытия, но и возвращение в оборот заброшенных земель. Так как предотвращение выбытия земель, а особенно, возвращение в оборот заброшенных земель невозможно без формирования мощного технического потенциала сельскохозяйственных организаций, а это доведение до нормативной потребности основных видов сельскохозяйственной техники, снижение нагрузки на единицу с/х техники.

Для оценки реализации Государственных программ развития сельского хозяйства предусмотрены прогнозные значения показателей (индикаторов) на 2013 - 2020 годы. Представим основные из них.

Таблица 3.

Индикаторы реализации Государственных программ развития сельского хозяйства

№ п/п Показатель Значение показателя Годы

2013 2014 2015 2016 2017 2018

1 Индекс производства продукции с/х % к предыдущему году 102,2 102,5 102,7 103,1 101,9 101,9

2 Индекс производства продукции растениеводства % к предыдущему году 102,8 102,9 102,8 102,5 101,8 101,8

3 Валовый сбор зерновых млн. т. 92,4 95,0 100,0 96,0 99,5 110,0

4 Индекс производства продукции животноводства % к предыдущему году 101,5 102 102,5 103,8 102 102,1

5 Производство скота и птицы на убой Млн. т. 12,2 12,71 12,99 12,8 12,92 13,85

5 Объёмы реализации производителями тракторов Шт. 1221 1222 1360 1534 1682 1761

6 Объёмы реализации производителями з/уборочных комбайнов Шт. 1019 937 830 702 593 497

7 Объёмы реализации производителями к/уборочных комбайнов Шт. 255 234 207 176 148 124

Итоги реализации Государственных про- тие сельскохозяйственного машинострое-грамм развития сельского хозяйства рас- ния [8]. Результаты реализации мероприятий смотрим в двух направлениях: это производство Государственных программ представим в табли-сельскохозяйственной продукции и разви- цах 4,5.

Таблица 4.

Результаты реализации мероприятий Государственных программ

Показатель Годы

2013 2014 2015 2016 2017 2018

Индекс производства продукции с/х, % Индикатор из ГП 102,2 102,5 102,7 103,1 101,9 101,9

Индикатор факт. 107,8 105,8 103,0 103,0 96,1 97,4

Индекс производства продукции растениеводства, % Индикатор из ГП 102,8 102,9 102,8 102,5 101,8 101,8

Индикатор факт. 116,3 109,1 103,1 103,9 91,0 93,3

Индекс производства продукции животноводства, % Индикатор из ГП 101,5 102,0 102,5 103,8 102,0 102,1

Индикатор факт. 99,4 102,6 102,9 102,2 101,2 101,6

Таблица 5.

Результаты реализации мероприятий Государственных программ по подпрограмме «Техническая и технологическая модернизация в сельском хозяйстве»

Показатель Годы

2013 2014 2015 2016 2017 2018

Реализация и приобретение тракторов Индикатор из ГП по ПП №1432, ед. 1221 1222 1360 1534 1682 1761

Факт. приобретение по ПП №1432, ед. 37 191 979 1092 1531 1225

% от ГП 3,0 15,6 72,0 71,2 91,0 69,3

Общее приобретение, тыс. ед. 15,3 14,1 10,8 11,3 11,0 10,5

Доля приобретения по ПП №1432 от общего приобретения, % 0,2 1,3 9,0 9,7 13,9 11,7

Реализация и приобретение зерноуборочных комбайнов Индикатор из ГП по ПП №1432, ед. 1019 937 830 702 593 497

Факт. приобретение по ПП №1432, ед. 515 1584 2195 3120 6658 3428

% от ГП 50,5 169 264 444 1123 690

Общее приобретение, ед. 5502 5336 5376 6193 6221 5221

Доля приобретения по ПП №1432 от общего приобретения, % 9,4 29,7 40,8 50,4 100 65,7

Реализация и приобретение крмоуборочных комбайнов Индикатор из ГП по ПП №1432, ед 255 234 207 176 148 124

Факт. приобретение по ПП №1432, ед 20 69 106 260 322 226

% от ГП 7,8 29,5 51,2 148 218 182

Общее приобретение, ед. 824 835 670 824 694 646

Доля приобретения по ПП №1432 от общего приобретения, ед. 2,4 8,3 15,8 31,5 46,4 35,0

Проанализировав табл. 3-5 можно сделать следующие выводы:

— индексы развития производства, как в целом по сельскому хозяйству, так и по отраслям, выполняются с 2012 года по 2016 год включительно. В 2017 году и 2018 индексы производства продукции ниже индикаторов из Государственной программы. При положительном сценарии производства сельскохозяйственной продукции в 2019 году, индекс производства 2019 года будет соответствовать, а может и превышать индикатор 2019 года. В этом мы рассматриваем «редакционный» недостаток формирования Государственной программы, в части Приложений. На наш взгляд более объективнее были бы показатели, отражающие динамику изменения физических объёмов производства сельскохозяйственной продукции.

— индикаторы из госпрограммы по приобретению сельскохозяйственной техники (в соответствии с ПП №1432) реализованы от 3% (2013 год) до 91% (2017 год) - по тракторам; с 2013 года (50,5%) к 2017 году увеличение в 11,2 раза, в 2018 году увеличение по отношению к индикаторам госпрограммы составило 6,9 раза - по зерноуборочным комбайнам; по кормоуборочным комбайнам выполнение индикаторов составило от 7,8% (2013 год) до 2,2 раза (2017 год), в 2018 году увеличение составило 1,8 раза. Низка доля приобретения сельскохозяйственной техники, с поддержкой заводов-изготовителей, в общем количестве приобретаемой техники. Так по тракторам от 0,2% (2013 год) до 13,9% (2017 год); по зерноуборочным комбайнам от 9,4% (2012 год) до 100% (2017 год); по кормоуборочным комбайнам от 2,4% (2013 год) до 46,4% (2017 год).

Необходимо отметить, что стимулирование модернизации и обновления материально-технической и технологической базы функционирования сельскохозяйственного производства осуществляется не только через господдержку заводов-изготовителей сельскохозяйственной техники, но и через поддержку сельхозтоваропроизводителей при приобретении сельхозтехники из региональных фондов поддержки. К региональным программам господдержки есть определённые вопросы, но их мы рассмотрим в дальнейших исследованиях.

Хотелось бы проанализировать основные моменты Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года, утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2017 года N 1455-р.

Прогнозные показатели Стратегии определены на основе индикаторов Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328.

В Стратегии выполнено следующее:

— произведён анализ текущего состояния сельскохозяйственного машиностроения в России;

— определены мероприятия, направленные на обеспечение защиты окружающей среды и экологической безопасности в области механизации сельского хозяйства;

— выполнен анализ эффективности осуществления мер государственной поддержки в 20112016 годах отрасли сельхозмашиностроения;

— выполнен БШОТ-анализ отрасли сельскохозяйственного машиностроения.

Обсуждение. По данной тематике проводят исследования учёные из других регионов, других ВУЗов, приведём основные направления исследований, выводы, нашу оценку авторских работ, их положительные стороны, недостатки. Автор Жуплей И.В. в своей работе «Устойчивое развитие сельского хозяйства: регионально-прикладной аспект» [9] делает вывод о неудовлетворительной динамике развития сельского хозяйства страны за последние двадцать лет. Приводит целый ряд законодательных актов, принятых для стабилизации и устойчивого роста сельскохозяйственного производства. Среди них «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года», «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Автор видит стабилизацию и устойчивый рост сельскохозяйственного производства через развитие сельских территорий, хотя отмечает недостатки обозначенных программ. На наш взгляд, автору, для рассмотрения вопросов улучшения социально-экономической ситуации на селе, необходимо было рассмотреть элементы и формы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей (они являются основой благополучного состояния территорий), машиностроительных предприятий и т.д.

Автор Газдиев А.Р. в исследовании «Современное состояние государственной поддержки сельскохозяйственного производства» [10] отмечает, что темпы развития сельскохозяйственного производства обусловлены государственным регулированием, осуществляемым в рамках мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. В тоже время отмечает отдельные негативные тенденции в сельскохозяйственной отрасли конкретного региона - Курской области. Среди них: нестабильность рентабельности сельскохозяйственного производства по годам; снижение обеспеченности населения в мясе КРС в силу его убыточности; объём поддержки из регионального бюджета увеличивается с более высокими темпами, чем федеральный бюджет; субсидирование процентных ставок по кредитам не оказывает должного эффекта на сельскохозяйственное производство; несовершенство государственной поддержки. Газдиев А.Р отмечает, что объёмы государственной поддержки значительно увеличиваются, в результате создаются определённые предпосылки для развития сельскохозяйственной отрасли, поэтому роль государственного регулирования сельскохозяйственного производства возрастает при увеличении бюджетного финансирования.

Матвеев Д.М. в статье «Освоение научно-технических достижений в сельском хозяйстве: реалии и перспективы» [11] рассматривает роль Федерального закона «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации», принятого в 2006 году, в повышении эффективности и конкурентоспособности отечественных сельхозтоваропроизводителей на мировом рынке. Анализирует Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Отмечает, что произошло увеличение государственной поддержки сельского хозяйства как на федеральном, так и на региональных уровнях, что позволило остановить деградацию сельского хозяйства, ведётся активное обновление машинно-тракторного парка. В тоже время автор отмечает, что рост инвестиций в основной капитал позволил лишь остановить сокращение материальной базы сельского хозяйства и не позволяет ликвидировать технико-технологическое отставание от ведущих зарубежных стран. Автор критически анализирует программу

поддержки материально-технического переоснащения отрасли Новосибирской области за счёт субсидирования до 50% от стоимости новой техники. Средства возвращаются по мере гашения банковского кредита пропорциональными долями, поэтому максимальный стимулирующий эффект получается только при покупке за счёт собственных средств или средств частных инвесторов. Автором представлена методика привлечения частных инвестиций под реализацию крупных инвестиционных проектов в сельском хозяйстве.

Авторы Дьячкова С.П., Кондратьева Н.Н., Касаткин В.В. в своей работе «Теоретические аспекты развития агропромышленного комплекса» [12] рассматривают цифровую трансформацию сельского хозяйства, как приоритетное направление политики государства в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Обозначили основные положения, раскрывающие сущность и место сельского хозяйства в агропромышленном комплексе, зависимость и взаимосвязь двух сфер агропромышленного комплекса, сельского хозяйства и пищевой перерабатывающей промышленности. Рассмотрели особенности сельского хозяйства, которые необходимо учитывать при разработке программ развития отрасли. Определили назначение рыночного механизма, место рынка в экономической системе, функции современного сельскохозяйственного рынка. Авторами предложены признаки классификации сельскохозяйственных рынков.

Выводы. Общие выводы по данному исследованию. Темпы развития отраслей сельского хозяйства не соответствуют темпам государственной поддержки (фактическое финансирование Государственных программ увеличивалось с темпами 22,3% в год). Производство зерна увеличивалось на 8,8% в год, мясо в убойном весе скота и птицы - 4,5% в год, производство яйца на 1% в год. Некоторые отрасли допустили спад производства. Производство картофеля снижалось с темпами 3,5% в год, производство молока - 0,7% в год.

Очень низкими темпами пополняется парк основных видов сельскохозяйственной техники через государственную поддержку производителей сельхозтехники, государственная поддержка через региональные программы тоже далека от совершенства. В результате снижается общее приобретение техники, кроме зерноуборочных комбайнов и снижается количество сельскохозяйственной техники в парках сельскохозяйственных организаций.

Необходимо государственную поддержку модернизации и обновления материально-технической и технологической базы сельскохозяйственных организаций осуществлять по всем

Список литературы

1. Модернизация сервисных центров с/х техники: краткий курс лекций для студентов I курса направления подготовки 35.04.06 «Агроинженерия». Сост.: Шишурин С.А. // ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ. Саратов, 2016. 40 с.

2. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год. М. 2019. с. 162. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www. minfin.ru/common/upload/library/2019/09/main/2018_god. pdf (дата обращения 12.02.2020)

3. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Электронный ресурс. Режим доступа: https://rosinformagrotech.ru/data/elektronnye-kopii-izdanij/zhivotnovodstvo/send/66-normativnye-dokumenty-spravochniki-katalogi (дата обращения 12.02.2020)

4. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в

2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Электронный ресурс. Режим доступа: http://mcx.ru/upload/ iblock/e1c/e1ca23b6bd685c961ed636284f6f18fe.pdf (дата обращения 13.02.2020)

5. Российская Федерация. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.fcc.kz/attachments/article/pdf (дата обращения 13.02.2020)

References

1. Modernizatsiya servisnykh tsentrov s/kh tekhniki: kratkiy kurs lektsiy dlya studentov I kursa napravleniya podgotovki 35.04.06 «Agroinzheneriya» [Modernization of service centers for agricultural equipment: a short course of lectures for first-year students of the direction of preparation 35.04.06 "Agricultural Engineering"]. Sost.: Shishurin S.A. FGBOU VO Saratovskiy GAU. Saratov, 2016. 40 s.

2. Ispolneniye federal'nogo byudzheta i byudzhetov byudzhet-noy sistemy Rossiyskoy Federatsii za 2018 god. M. 2019. s. 162. [Execution of the federal budget and budgets of the budget system of the Russian Federation for 2018]. Access mode: https:// www.minfin.ru/common/upload/library/2019/09/main/2018_ god.pdf (accessed date 12.02.2020)

3. Natsional'nyy doklad «O khode i rezul'tatakh realizatsii v

2017 godu Gosudarstvennoy programmy razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystven-noy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody». [National report "On the progress and results of the implementation in 2017 of the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets for 2013-2020"]. Access mode: https://rosinformagrotech.ru/data/elektronnye-kopii-izdanij/ zhivotnovodstvo/send/66-normativnye-dokumenty-spravoch-niki-katalog (accessed date 12.02.2020)

4. Natsional'nyy doklad «O khode i rezul'tatakh realizatsii v 2016 godu Gosudarstvennoy programmy razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody». [National report "On the progress and results of the implementation in

направлениям, для обеспечения нормативных показателей нагрузки основных видов сельскохозяйственной техники и технологического транспорта.

6. Бюллетени о состоянии сельского хозяйства (электронные версии). Информация 2018г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/pubLications/cataLog/doc_1265196018516 (дата обращения 14.02.2020)

7. Иовлев Г.А., Голдина И.И. Оценка состояния сельскохозяйственного машиностроения в РФ и регионах // Вестник НГИЭИ. 2020. № 1 (104). С. 87-95

8. Ресурсное обеспечение реализации мероприятий государственной программы по развитию сельского хозяйства. Электронный ресурс. Режим доступа: http://adept-pruellage. ru/ (дата обращения 14.02.2020)

9. Жулей И.В. Устойчивое развитие сельского хозяйства: регионально-прикладной аспект // Альманах современной науки и образования. 2015. №9 (99). С. 64-67.

10. Газдиев А.Р. Современное состояние государственной поддержки сельскохозяйственного производства // Вестник Курской государственной академии. 2016. №6. С. 55-59.

11. Матвеев Д.Н. Освоение научно-технических достижений в сельском хозяйстве: реалии и перспективы // Вестник Алтайского государственного университета. 2014. №8 (118). С. 187-195.

12. Дьячкова С.П., Кондратьева Н.Н., Касаткин В.В. Теоретические аспекты развития агропромышленного комплекса // Вестник НГИЭИ. 2019. №6 (97). С. 86-95..

2016 of the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets for 2013-2020".]. Access mode: http://mcx.ru/upload/ iblock/e1c/e1ca23b6.pdf (accessed date 13.02.2020)

5. Rossiyskaya Federatsiya.. Access mode: http://www.fcc.kz/ attachments/article/.pdf (accessed date 13.02.2020)

6. Byulleteni o sostoyanii sel'skogo khozyaystva (elektronnyye versii). Informatsiya 2018g [Bulletins on the state of agriculture (electronic versions). Information 2018]. Access mode: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1265196018516 (accessed date 14.02.2020)

7. Iovlev G.A., Goldina I.I. Otsenka sostoyaniya sel'skok-hozyaystvennogo mashinostroyeniya v RF i regionakh [Assessment of the state of agricultural engineering in the Russian Federation and regions]. Vestnik NGIEI. 2020. № 1 (104). S. 87-95

8. Resursnoye obespecheniye realizatsii meropriyatiy gosudarstvennoy programmy po razvitiyu sel'skogo khozyaystva. [Resource support for the implementation of measures of the state program for the development of agriculture]. Access mode: http://adept-pruellage.ru/ (accessed date 14.02.2020)

9. Zhuley I.V. Ustoychivoye razvitiye sel'skogo khozyaystva: regional'no-prikladnoy aspect. Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya [Sustainable agriculture: a regionally applied aspect]. 2015. № 9 (99). S. 64-67.

10. Gazdiyev A.R. Sovremennoye sostoyaniye gosudarstvennoy podderzhki sel'skokhozyaystvennogo proizvodstva

ДИСКУССИЯ №1 (98) фЕШУ 2020

URBAN AND RURAL ECONOMICS

59

[The current state of state support for agricultural production]. Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy akademii. 2016. №6. S. 55-59.

11. Matveyev D.N. Osvoyeniye nauchno-tekhnicheskikh dostizheniy v sel'skom khozyaystve: realii i perspektivy [Mastering scientific and technological achievements in agriculture: realities and

prospects]. Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo univeros-iteta. 2014. №8 (118). S. 187-195.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. D'yachkova S.P., Kondrat'yeva N.N., Kasatkin V.V. Teoreticheskiye aspekty razvitiya agropromyshlennogo kompleksa [Theoretical aspects of the development of agriculture]. Vestnik NGIEI. 2019. №6 (97). S. 86-95..

Информация об авторе

Иовлев Г.А., кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в АПК», ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ» (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором:

Голдина И.И., кафедра «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в АПК», ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ» (г. Екатеринбург, Российская Федерация).

Author Info

Iovlev G.A., PhD in Economics, Associate Professor, Department of Transport and Technological Machines and Equipment Service in the Agro-Industrial Complex, Ural State Agrarian University (Ekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author:

Goldina I.I., department "Service of transport and technological machinery and equipment in the agro-industrial complex", FSBEI HE "Ural State Agrarian University" (Ekaterinburg, Russian Federation).

Информация о статье

Дата получения статьи: 15.01.2020

Дата принятия к публикации: 20.02.2020

© Иовлев Г.А., Голдина И.И., 2020.

Article Info

Received for publication: 15.01.2020 Accepted for publication: 20.02.2020

© Iovlev G.A., Goldina I.I., 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.