Научная статья на тему 'Роль государства в восстановлении тракторного и сельскохозяйственного машиностроения'

Роль государства в восстановлении тракторного и сельскохозяйственного машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН / PARK OF AGRICULTURAL MACHINERY / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / MEASURES OF STATE SUPPORT / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / MATERIAL AND TECHNICAL BASE / ПРОБЛЕМЫ И НЕДОСТАТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / PROBLEMS AND SHORTCOMINGS OF THE STATE SUPPORT / НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / THE NEED FOR STATE SUPPORT / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иовлев Г.А.

Развитие сельскохозяйственного машиностроения при сегодняшней экономической ситуации в стране невозможно без мер государственной поддержки. В статье представлено состояние МТБ сельского хозяйства и структура рынка сельскохозяйственной техники на сегодняшний день. Намечены шаги по их доведению до нормативных размеров. Обоснована необходимость государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей и производителей сельскохозяйственной техники, для чего Правительством Российской Федерации разработана Программа поддержки сельскохозяйственного машиностроения. Отмечено, что в государственной поддержке должны быть предусмотрены целевые механизмы и направления, стабилизирующие цены на сельскохозяйственную продукцию, компенсация затрат на топливно-энергетические ресурсы, поддержка предприятий переработки сельскохозяйственной продукции, создание и поддержка инфраструктуры рынков, поддержка программ подготовки рабочих профессий и программ по созданию условий для закрепления специалистов на селе, стимулирование и поддержание аграрных предприятий и владельцев неэффективно используемых земельных паев при их продаже. Сделан вывод, что все меры государственной поддержки позволят восстановить тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, а вместе с ним и технический потенциал сельскохозяйственных предприятий России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE STATE IN THE RECONSTRUCTION OF AGRICULTURAL MACHINERY

Development of agricultural engineering in the current economic situation in the country is impossible without government support measures. The article presents the state of MTB agriculture and the structure of the agricultural machinery market today and outlines steps for bringing them to standard sizes. The necessity of state support of agricultural producers and manufacturers of agricultural machinery, for which the Russian Government designed Agricultural Engineering Support Program. It was noted that government support targeted mechanisms and directions of stabilizing prices of agricultural products, the compensation cost of fuel and energy resources, support for enterprises processing agricultural products, development and support infrastructure markets, support for training programs for working professionals and to create the conditions of programs should be provided for consolidate professionals in rural areas, promotion and maintenance of agricultural enterprises and owners of ineffectively used land shares, when sold. It was concluded that all state support measures will help to restore the tractor and agricultural machinery, and with it the technical capacity of the agricultural enterprises of Russia.

Текст научной работы на тему «Роль государства в восстановлении тракторного и сельскохозяйственного машиностроения»

333© * - Аграрный вестник Урала № 02 (156), 2017 г.-*

Технические науки

Удк 33.2064

Роль государства в восстановлении тракторного и сельскохозяйственного машиностроения

Г. А. иОВЛЕВ,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой, уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)

Ключевые слова: парк сельскохозяйственных машин, меры государственной поддержки, материально-техническая база, проблемы и недостатки государственной поддержки, необходимость государственной поддержки, государственная поддержка.

Развитие сельскохозяйственного машиностроения при сегодняшней экономической ситуации в стране невозможно без мер государственной поддержки. В статье представлено состояние МТБ сельского хозяйства и структура рынка сельскохозяйственной техники на сегодняшний день. Намечены шаги по их доведению до нормативных размеров. Обоснована необходимость государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей и производителей сельскохозяйственной техники, для чего Правительством Российской Федерации разработана Программа поддержки сельскохозяйственного машиностроения. Отмечено, что в государственной поддержке должны быть предусмотрены целевые механизмы и направления, стабилизирующие цены на сельскохозяйственную продукцию, компенсация затрат на топливно-энергетические ресурсы, поддержка предприятий переработки сельскохозяйственной продукции, создание и поддержка инфраструктуры рынков, поддержка программ подготовки рабочих профессий и программ по созданию условий для закрепления специалистов на селе, стимулирование и поддержание аграрных предприятий и владельцев неэффективно используемых земельных паев при их продаже. Сделан вывод, что все меры государственной поддержки позволят восстановить тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, а вместе с ним и технический потенциал сельскохозяйственных предприятий России.

ROLE OF THE STATE IN THE RECONSTRUCTION OF AGRICULTURAL MACHINERY

G. A. IOVLEV,

candidate of economic sciences, associate professor, head of the department, ural State Agricultural university

(42 K. Liebknechta Str., 620075, Ekaterinburg)

Keywords: park of agricultural machinery, measures ofstate support, material and technical base, problems and shortcomings of the state support, the need for state support, state support.

Development of agricultural engineering in the current economic situation in the country is impossible without government support measures. The article presents the state of MTB agriculture and the structure of the agricultural machinery market today and outlines steps for bringing them to standard sizes. The necessity of state support of agricultural producers and manufacturers of agricultural machinery, for which the Russian Government designed Agricultural Engineering Support Program. It was noted that government support targeted mechanisms and directions of stabilizing prices of agricultural products, the compensation cost of fuel and energy resources, support for enterprises processing agricultural products, development and support infrastructure markets, support for training programs for working professionals and to create the conditions of programs should be provided for consolidate professionals in rural areas, promotion and maintenance of agricultural enterprises and owners of ineffectively used land shares, when sold. It was concluded that all state support measures will help to restore the tractor and agricultural machinery, and with it the technical capacity of the agricultural enterprises of Russia.

Положительная рецензия представлена А. Н. Семиным, академиком РАН, доктором экономических наук, профессором Уральского государственного горного университета.

Аграрный вестник Урала № 02 (156), 2017 г. - ^ ^^^

Технические науки

Необходимость восстановления тракторного и сельскохозяйственного машиностроения в Российской Федерации вытекает из анализа наличия парка сельскохозяйственных машин в аграрных предприятиях, объемов и состояния рынка, объемов производства тракторов и сельскохозяйственных машин в России. Над данной проблемой работают многие ученые, в т. ч. и автор [1, 2, 3].

Развитие сельскохозяйственного машиностроения, при сегодняшней экономической ситуации в стране, невозможно без мер государственной поддержки, как самих производителей сельскохозяйственной техники, в любых ее формах, так и потребителей тракторов и сельскохозяйственных машин, т. е. сельскохозяйственных организаций, через технические субсидии, льготное кредитование, Государственные Программы развития сельского хозяйства, технического потенциала, растениеводства, животноводства и т. д.

Состояние материально-технической базы сельского хозяйства на сегодня следующее: в сельскохозяйственных предприятиях РФ имеется 242,4 тыс. тракторов, 62,8 тыс. зерноуборочных комбайнов, прогноз на 2016 год соответственно: 240,3 тыс. единиц и 60,6 тыс. ед. Нагрузка на один трактор составляет 167 га, на один зерноуборочный комбайн - 333 га. Нормативные требования (на 2012 год) по тракторам - 106 га пашни, по зерноуборочным комбайнам - 106 га посевов. Для сравнения в США нагрузка на один трактор составляет 37 га, на один зерноуборочный комбайн - 55 га, в Евросоюзе соответственно 13 га и 55 га.

Для того, чтобы парк тракторов соответствовал нормативной потребности, необходимо к существующему парку на предприятиях АПК добавить 138,3 тыс. единиц. Сразу этот вопрос не решить. При коэффициенте обновления в 11-12 % и коэффициенте выбытия в 8-10 % (по итогам 2015 года коэффициент обновления и коэффициент выбытия составили 5,6 % и 6,2 % соответственно) на нормативный парк можно выйти только к 2035 году. При этом не рассматривается вопрос увеличения пашни и посевных площадей. Расширенное производство предусматривает не только повышение эффективности сельскохозяйственного производства на существующих

площадях, но и увеличение производственных площадей. Расчеты представим в таблице.

Для того, чтобы выйти на нормативный парк, необходимо ежегодно, начиная с 2017 года, вводить в парк от 27,6 тыс. единиц до 33,6 тыс. ед. (2025 год) и 43 тыс. ед. в 2035 году. Отечественный рынок тракторов позволяет это сделать. Прогноз предложения по рынку в 2016 году - 32,3 тыс. единиц. Но коэффициент обновления парка техники на сегодня составляет 5,6 %, т. е. этот рынок будет не востребован из-за низкой покупательной способности сельхозтоваропроизводителей. Не востребовано будет около 15,7 тыс. единиц тракторов. Вот это первая проблема, которую необходимо решать государству в вопросах государственной поддержки сельскохозяйственного производства в стране. Необходимо дать аграрным предприятиям возможность приобретения техники через реализацию различных механизмов и программ государственной поддержки. Это будет первый шаг на пути формирования нормативного парка сельскохозяйственных машин, а в конечном итоге и восстановления тракторного и сельскохозяйственного машиностроения в Российской Федерации.

Вторая, не менее важная проблема - это структура рынка сельскохозяйственной техники. Тракторы российского производства на рынке по прогнозам 2016 года составят 31,1 %, в т. ч. российских тракторов - 13,5 %, тракторов, произведенных из тракто-рокомплектов Минского тракторного завода, - 11 % и тракторов, произведенных из тракторокомплектов стран дальнего зарубежья, - 6,6 %. Остальные тракторы на рынке - это импорт. Интересна динамика структуры рынка. На фоне общего снижения объемов рынка тракторов, намечается повышение доли в структуре рынка тракторов, собранных в России. За последние пять лет ежегодный прирост доли тракторов, собранных в РФ в общей структуре рынка, составляет около 16,8 %.

Как уже говорилось выше, первым шагом для формирования технического потенциала сельского хозяйства и восстановления тракторного и сельскохозяйственного машиностроения необходимо дать аграрным предприятиям возможность приобретения техники. Вторым шагом должно стать восстановление и развитие тракторного и сельскохозяйственно-

Таблица1

Расчет нормативного парка тракторов, тыс. ед.

Table 1

Calculation of regulatory fleet of tractors, thous. of units

Наличие тракторов Tractor availability Годы Years

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.

240,3 246,3 252,4 258,7 265,1 271,7 278,5 285,4 292,5 299,8

2026 г. 2027 г. 2028 г. 2029 г. 2030 г. 2031 г. 2032 г. 2033 г. 2034 г. 2035 г.

307,3 314,9 322,8 330,9 339,1 347,6 356,3 365,2 374,3 383,6

ЗЗЗФ * - Аграрный вестник Урала № 02 (156), 2017 г.-* ^^

Технические науки

го машиностроения. Объемы сложившегося рынка тракторов нас будут устраивать до 2024 года. Но за это время необходимо развивать собственное производство тракторов, особенно российских тракторов. Доля российских тракторов в общем объеме рынка за последние пять лет составила 6,9 %. Для обеспечения экономической безопасности, продовольственной безопасности страны необходимо иметь рынок сельскохозяйственной техники, который примерно на 80-85 % обеспечивается техникой, произведенной на отечественных предприятиях и по собственным разработкам. Внутренний рынок сельскохозяйственных машин США практически на 100 % закрыт собственным производством (Case New Holland, Deer & Compani, корпорация AGCO).

Для развития собственного тракторного машиностроения ученым и конструкторам необходимо обобщить весь мировой опыт создания и производства тракторов, его компоновочных схем, мощностных рядов (от 20-30 кВт до 400-500 кВт), конструкций двигателя и его систем и механизмов, конструкций трансмиссии (особенно актуальной для России комбинированной трансмиссии) и ходовой части. Также надо определить головное предприятие или фирму (допустим, Петербургский тракторный завод) и на его базе создать машиностроительную корпорацию типа AGCO или Claas (Германия). «Изобретать велосипед» не нужно, за основу необходимо выбрать прототип или аналог зарубежного трактора. Это или известный своей многовековой историей и довольно «демократичной» стоимостью John Deer, или набирающие популярность New Holland и Case IH.

Уходить в сторону белорусских тракторов не нужно, Белоруссия для нас остается стратегическим партнером (в рамках союзного Договора 1999 года и Таможенного союза). Импорт высококачественных и надежных тракторов семейства Беларус составляют сегодня 32,1 % от российского рынка, а если еще и взять тракторы, произведенные в России из тракто-рокомплектов Минского тракторного завода, то эта цифра составит 42,5 %. Не должны уходить и в сторону непродуманных решений. Пример - попытка производства трактора РТМ-160 на Уралвагонзаводе. Для производства был выбран трактор ЛТЗ-144 Липецкого тракторного завода, не пошедший в серийное производство и не пользующийся популярностью у селян в отличие от другого серийного трактора этого завода Т-40АМ, дальнейшая его марка ЛТЗ-55 (60).

Для обоснования необходимости государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей и производителей сельскохозяйственной техники рассмотрим следующие вопросы.

При условии начала формирования нормативного машинно-тракторного парка в 2017 году аграрным предприятиям будет необходимо дополнитель-

но приобрести 14,1 тыс. единиц тракторов, в 2018 году - 14,9 тыс. ед. и т. д. Для реализации этого аграриям ежегодно нужно дополнительно около 24 млрд. рублей. Дополнительно к этому необходимы будут зерно- и кормоуборочные комбайны, весь шлейф сельскохозяйственных машин. То есть общий объем дополнительных инвестиций составит порядка 7580 млрд. рублей. На фоне общего объема инвестиций в сельскохозяйственное производство это составит около 11,7 % [4, 5].

Государственная поддержка сельского хозяйства, в том числе и сельскохозяйственного машиностроения, осуществляется по 10 основным направлениям. Для развития и формирования технического потенциала можно использовать следующие направления: возмещение части (субсидирование) процентной ставки по кредитам и займам; техническая и технологическая модернизация; инновационное развитие. Для аграрных предприятий можно также использовать направления государственной поддержки отраслей животноводства и растениеводства, для сельхозмашиностроения - только субсидирование процентной ставки по кредитам и займам.

Необходимо остановиться на недостатках существующих направлений государственной поддержки для сельхозмашиностроения, для сельскохозяйственных предприятий, приобретающих технику и наших предложениях по совершенствованию их.

В первую очередь это перечень сельскохозяйственной техники, подлежащей субсидированию. В перечне техники, несмотря на то, что он дополняется и корректируется, не представлены косилки тракторные, машины и оборудование для послеуборочной обработки зерна. Отсутствие зерносушиль-ного и зерноочистительного оборудования серьезно сдерживают темпы проведения уборочных работ и влияет на подготовку качественного посевного материала. Субсидии должны выдаваться на всю приобретаемую сельскохозяйственную технику, но с ограничением по цене, допустим при стоимости свыше 100 тыс. рублей.

Второе - объем субсидий производителям сельскохозяйственной техники привязывают к численности персонала машиностроительного предприятия. Это по меньшей мере неправильно. Предприятия с высокой степенью механизации технологических процессов и, как правило, с более высокой производительностью будут проигрывать предприятиям с большим количеством персонала.

Надо отметить, что государственная поддержка сельского хозяйства, вместе с сельскохозяйственным машиностроением, в структуре государственной поддержки национальной экономики России в 2016 году составляет 8,7 %. Для сравнения: расходы на дорожные фонды составляют 27,1 %, а расходы на топлив-

- - Аграрный вестник Урала № 02 (156), 2017 г. - > ^^^

Технические науки

но-энергетический комплекс - всего 1,2 %. Кроме того, у правительства имеются резервные источники, которые также можно использовать для поддержки сельского хозяйства - это статья бюджетной классификации «Общеэкономические вопросы», подстатья «Финансовое обеспечение мероприятий по дополнительной поддержке отраслей экономики...» по решениям Правительства РФ. Расходы на национальную экономику составляют 15,7 % от всего бюджета России [6].

Из бюджета России в 2016 году будет выделено 237 млрд. рублей на сельское хозяйство. Из них: 48 млрд. рублей на растениеводство, 28 млрд. - на животноводство, 20 млрд. рублей - на приобретение сельскохозяйственной техники.

Необходимо отметить системные проблемы агропромышленного комплекса, для решения которых необходимо учесть особенности и уровень государственной поддержки. Первое - это занижение цен на сельскохозяйственную продукцию в сочетании с ростом цен на топливо-смазочные материалы и электроэнергию; второе - проблема реализации продукции, особенно для малых форм хозяйствования; третье - проблема существенного снижения качества трудовых ресурсов в сельском хозяйстве; четвертое - проблема деградации земельных ресурсов (необходимо собрать заброшенные земли, изъять сельскохозяйственные земли, используемые нецелевым образом, перевести неоформленные земельные доли, выкупить земельные доли).

Для решения этих проблем в государственной поддержке должны быть предусмотрены целевые механизмы и направления, стабилизирующие цены на сельскохозяйственную продукцию, обеспечивающие компенсацию затрат на топливно-энергетические ресурсы, поддержку предприятий переработки сельскохозяйственной продукции; создание и поддержка инфраструктуры рынков, поддержка программ подготовки рабочих профессий и программ по созданию условий для закрепления специалистов на селе. Необходимо стимулировать и поддерживать как аграрные предприятия и вводимые дополнительные земельные ресурсы, так и владельцев неэффективно используемых земельных паев при их продаже.

Для поддержки сельскохозяйственного машиностроения Правительством Российской Федерации разрабатываются Программы поддержки сельскохозяйственного машиностроения. Так, программой на 2016 год по разным статьям предусмотрена государственная поддержка в размере 19,91 млрд. рублей [7]. Этой программой предусмотрено выделение средств на обновление учебной базы инженерных факультетов сельскохозяйственных высших учебных заведений в размере 0,5 млрд. рублей.

В тоже время государственной программой Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», подпрограммой 2 «Сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности» [8] вообще не предусмотрены объемы бюджетных ассигнований подпрограммы, но прописаны ожидаемые результаты реализации подпрограммы к 2020 году: объем производства тракторов сельскохозяйственного назначения - около 10 тыс. штук в год (прогноз 2016 года - 6 426 шт.); зерно- и кормоуборочных комбайнов - около 7,1 тыс. штук в год (прогноз 2016 года - 6 133 шт.).

Одним из показателей, позволяющих сравнивать уровень поддержки сельского хозяйства в разных странах, выступает доля государственной помощи в стоимости продукции. В США она составляла 14 %, в Канаде - 20 %, в ЕС - 30 %, в Японии - 53 %, в Южной Корее - 62 %, а в Норвегии имела рекордно высокое значение - 66 %. Для сравнения, в России этот показатель был равен 16 %.

В США и Европе идет интенсивное увеличение расходов государства на сельское хозяйство. По прогнозам 2016 года, в США совокупная поддержка возросла до 24 %, в странах ЕС - до 49 % [9].

Необходимо отметить, что кроме прямых методов поддержки национального производителя правительства зарубежных стран прибегают и к использованию косвенных методов, среди которых можно выделить следующие: льготное налогообложение, предусматривающее частичное или полное освобождение от налогов (или их отдельных видов); налоговое кредитование (отсрочку по уплате налогов); субсидирование закупки ресурсов (энергоносителей, сырья и др.) - предоставление возможности приобретения отдельных видов ресурсов и определенных товаров по сниженным ценам и тарифам; приоритетные закупки государством товаров и услуг частных компаний (чаще всего по завышенным ценам); научно-инновационная поддержка с бесплатной передачей результатов государственных исследований и разработок (в том числе и военных лабораторий) частным компаниям; льготные условия аренды или концессии земельных участков и недр, находящихся в государственной собственности; предоставление льготных кредитов и государственных гарантий.

Все меры государственной поддержки позволят восстановить тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, а вместе с ним и технический потенциал сельскохозяйственных предприятий России. Восстановленный технический потенциал позволит более эффективно вести сельскохозяйственное производство.

1^^353* Аграрный вестник Урала № 02 (156), 2017 г. ^^^

Технические науки

литература

1. Иовлев Г. А. Технический потенциал аграрного сектора экономики: теоретические и практические аспекты // Агропродовольственная политика России. 2016. № 1. С. 23-32.

2. Иовлев Г. А., Голдина И. И. Развитие отечественного рынка материально-технических ресурсов и сельскохозяйственных товаров // Агропродовольственная политика России. 2014. № 4. С. 56-60.

3. Иовлев Г. А. Проблемы национальной стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения // Агропродовольственная политика России. 2014. № 10. С. 18-22.

4. Инвестиции в России. 2015 : статистический сборник. М., 2015. 190 с.

5. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России. 2015 : статистический сборник. M., 2015. 201 с.

6. Модель государства - Россия. Стратегия развития государств. URL : http://mgrru.com/%D1%8D%D0%BA %D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D00/oB80/oD0%BA%D0%B0/.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 марта 2016 г. № 501-р «Об утверждении Программы поддержки сельскохозяйственного машиностроения на 2016 год» // СЗ РФ. 2016. № 14. Ст. 2008.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» // СЗ РФ. 2014. № 18. Ч. IV. Ст. 2173.

9. Примеры господдержки сельского хозяйства за рубежом. URL : http://agroinfo.kz/ primery-gospodderzhki-selskogo-xozyajstva-za-rubezhom/.

References

1. Iovlev G. A. Technical potential of agrarian sector of economy: theoretical and practical aspects // Agrofood policy of Russia. 2016. № 1. P. 23-32.

2. Iovlev G. A., Goldina I. I. Development of the domestic market of material resources and agricultural goods // Agrofood policy of Russia. 2014. № 4. P. 56-60.

3. Iovlev G. A. Problems of the national strategy of development of agricultural mechanical engineering // Agrofood policy of Russia. 2014. № 10. P. 18-22.

4. Investments in Russia. 2015 : statistical collection. M., 2015. 190 p.

5. Agricultural industry, hunting and hunting economy, forestry in Russia. 2015 : statistical collection. M., 2015. 201 p.

6. Model of the state - Russia. Strategy of development for the state. URL : http: // mgrru.com/%D1%8D%D0%B A%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0/.

7. The order of the Government of the Russian Federation from March 25, 2016 № 501-r "On approval of the Program of support of agricultural mechanical engineering for 2016" // CL of the Russian Federation. 2016. № 14. Art. 2008.

8. The order of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 № 328 "On approval of the State program of the Russian Federation "Development of the industry and increase in its competitiveness" // CL of the Russian Federation. 2014. № 18. P. IV. Art. 2173.

9. Examples of state support of agricultural industry abroad. URL : http: // agroinfo.kz/primery-gospodderzhki-selskogo-xozyajst-va-za-rubezhom/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.