Научная статья на тему 'Оценка качества подготовки выпускников аспирантуры к инновационной деятельности'

Оценка качества подготовки выпускников аспирантуры к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК / GRADUATE / АСПИРАНТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / КРИТЕРИИ / CRITERIA / МОДЕЛИ / MODELS / ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ / CONSISTENCY PRINCIPLE / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / COMPETENCY MODEL / POST-GRADUATE SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гитман Михаил Борисович, Матушкин Николай Николаевич, Столбова Ирина Дмитриевна, Пахомов Сергей Иванович

Рассмотрены подходы к оценке качества системы подготовки выпускников аспирантуры к инновационной деятельности: первый основан на принципе системности и позволяет оценить качество системы подготовки аспирантов в целом; второй базируется на процессной и компетентностной моделях и позволяет производить оценивание результатов подготовки каждого выпускника аспирантуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гитман Михаил Борисович, Матушкин Николай Николаевич, Столбова Ирина Дмитриевна, Пахомов Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of Quality of Post-Graduates Preparation for Innovative Activity

Approaches to the evaluation of the quality of the system of postgraduates preparation for innovative activity are considered. The first one is based on the consistency principle and allows estimating the quality of the post-graduates preparation system in general; the second one on the process and competency models and allows conducting estimation of personality of each post-graduate.

Текст научной работы на тему «Оценка качества подготовки выпускников аспирантуры к инновационной деятельности»

М. Б. ГИТМАН, ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ Н. Н. МАТУШКИН, ВЫПУСКНИКОВ АСПИРАНТУРЫ И. Д. СТОЛБОВА, К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. И. ПАХОМОВ

Ключевые слова: выпускник, аспирантура, инновационная деятельность, критерии, модели, принцип системности, компетентностная модель

Key words: graduate, post-graduate school, innovative activity, criteria, models, consistency principle, competency model

Приоритетом в деятельности аспирантуры является кадровое обеспечение науки, высшей школы и высокотехнологичных отраслей экономики конкурентоспособными специалистами высшей квалификации1. В настоящее время одним из важнейших условий конкурентоспособности выпускника аспирантуры, особенно в сфере техники и технологии, стала его готовность к инновационной деятельности2.

Оценка качества подготовки выпускников системы послевузовского профессионального образования (ППО) основывается на применении общей критериальной модели, представляющей собой совокупность критериев и их показателей, характеризующих качество состояния и функционирования составляющих образовательной системы3. Основными проблемами при построении общей критериальной модели являются выбор множества частных критериев, обоснование его полноты и построение комплексного критерия оценки качества подготовки выпускников системы ППО. Комплексный критерий формируется из частных критериев,

ГИТМАН Михаил Борисович, профессор кафедры математического моделирования систем и процессов Пермского государственного технического университета, доктор физико-математических наук.

МАТУШКИН Николай Николаевич, проректор по учебной работе Пермского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор.

СТОЛБОВА Ирина Дмитриевна, профессор кафедры дизайна, графики и начертательной геометрии Пермского государственного технического университета, кандидат технических наук.

ПАХОМОВ Сергей Иванович, заместитель начальника Управления аттестации научных и научно-педагогических работников Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, доктор химических наук, профессор.

характеризующих возможности образовательной системы и результаты ее функционирования4.

В случае оценивания качества подготовки выпускников к инновационной деятельности множество критериальных показателей должно иметь более узкую, специализированную направленность. Использование общей критериальной модели при оценке качества подготовки научных кадров к инновационной деятельности может быть основано на двух подходах.

Первый — системно-центрированный. Он базируется на общем принципе системности и применяется для комплексного оценивания больших систем, к которым, несомненно, может быть отнесена система послевузовского профессионального образования. Такой подход нашел широкое применение при оценивании качества образовательных систем высшего профессионального образования (ВПО) и ППО. Вместе с тем в основу системно-центрированного подхода закладывается доминанта свойств и качеств системы подготовки, т. е. ее возможностей. При формировании критериальной модели результаты подготовки выпускников оцениваются одним из частных критериев. Все другие содержат, как правило, показатели ресурсной обеспеченности.

В настоящее время с введением в систему ППО современных образовательных технологий становится реальным оценивать качество подготовки выпускников по их промежуточным и итоговым результатам с учетом качества инновационной образовательной среды вуза. При этом может быть достигнуто главенство результатов подготовки над потенциальными возможностями их достижения. В связи с этим актуальным при оценке качества подготовки выпускников становится второй подход — процессно-ориентированный. Он базируется на принципе индивидуализации образова-ния5. При этом реализуются возможности индивидуальных образовательных технологий (ИОТ), позволяющих повысить специализированную подготовку в сфере инноваций.

Следует отметить, что, согласно общей теории качества (ТQМ), качество подготовки выпускников программ ППО обеспечивается не только контролем и оценкой подготовки выпускников «на выходе» аспирантуры, но и контролем и оценкой качества основных процессов, нацеленных на реализацию программ ППО с инновационной направлен-

ностью. Организация процессно-ориентированного подхода основывается на использовании процессной модели подготовки выпускников ППО к инновационной деятельности. Для контроля и оценки качества подготовки используется компетентностная модель (КМ) выпускника ППО. Оценивание уровня сформированности компетенций проводится с применением КМ на выходе каждого процесса. Отметим, что КМ представляется в форме перечней общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) выпускника. При этом одной из составляющих ПК выпускника является способность к инновационной деятельности. Процедурой контроля устанавливается оценка уровня освоения компетенций: пороговый, средний, продвинутый, принимаемый как результат подготовки.

Процессная модель подготовки научных кадров к инновационной деятельности включает три основных процесса: отбор на обучение по программам ППО с инновационной направленностью; реализацию программы ППО с использованием инновационных образовательных технологий, включая реализацию ИОТ; контроль и оценку качества подготовки выпускника аспирантуры путем оценки уровня сформиро-ванности заявленных компетенций.

Рассмотрим составляющие процессной модели более подробно. Прием на обучение по программе ППО с инновационной направленностью ведется на основе механизма профессионального отбора. При этом для реализации концепции TQM необходимо в процессе отбора вовлечь всех заинтересованных участников процесса, включая не только будущих аспирантов, но и преподавателей, осуществляющих вузовскую подготовку, и работодателей. Процедурой отбора определяется начальная сформированность компетенций, характеризующая имеющийся уровень качества образования выпускника вуза. Наряду с оценкой уровня начальной сформированности показателями качества образования выпускника вуза могут быть количество научных публикаций на одного выпускника ВПО, поступившего на программу ППО с инновационной направленностью; доля выпускников ВПО, участвовавших в выполнении инновационных проектов и поступивших на программу ППО с инновационной направленностью, и т. д. При отборе устанавливается минимальный уровень возможностей и способностей выпускника вуза к

обучению в аспирантуре, обеспечивающий гарантированное качество его подготовки к инновационной деятельности.

Процесс и методика отбора в аспирантуру на подготовку к инновационной деятельности уже получили достаточное рассмотрение6. На выходе процесса отбора формируется база данных об индивидуальных возможностях и способностях каждого аспиранта, позволяющая оценить качество поступающих в аспирантуру. Эти данные учитываются при реализации программ ППО, являются основой для проектирования индивидуальных образовательных траекторий, позволяют проводить сравнительный анализ качества поступающих в аспирантуру.

Реализация программ ППО осуществляется с использованием инновационных образовательных технологий. Условия принципа индивидуализации выполняются за счет формирования ИОТ в инновационной образовательной среде вуза. Следует отметить, что ООП ППО с инновационной направленностью должна иметь в своем дисциплинарном поле как дисциплины, формирующие базовые знания по инноватике, так и междисциплинарные компоненты (МДК) — семинары, НИР и т. д. МДК позволяют формировать личностные качества аспиранта, расширяющие его способности к инновационной деятельности (овладение методами генерации новых научных знаний, развитие умений работы в команде, оформление интеллектуальной собственности и т. п.).

Инфраструктура инновационной среды вуза должна обеспечивать гарантированное качество подготовки выпускников к инновационной деятельности. Например, каждый аспирант должен иметь возможность реализации индивидуального или коллективного инновационного проекта в рамках подразделений инфраструктуры вуза (бизнес-инкубаторов, технопарков, малых предприятий и т. п.).

Процесс реализации ООП сопровождается оценками уровней текущей сформированности составляющих каждой из заявленных компетенций. Эти оценки определяются по итогам освоения дисциплин и МДК с учетом особенностей образовательной траектории аспиранта.

Завершающими процессами реализации послевузовской образовательной программы являются итоговый контроль качества подготовки каждого выпускника программы ППО с инновационной направленностью и оценка уровня сфор-мированности заявленных компетенций на основе компе-

тентностной модели. Процедура контроля осуществляется в процессе итоговой государственной аттестации выпускников. Оценками уровня итоговой сформулированности компетенций выпускника являются результаты сдачи кандидатских экзаменов и защиты диссертации на соискание степени кандидата наук. В качестве показателей итогового контроля сформированности компетенций выпускников программ ППО с инновационной направленностью могут быть также приняты количество научных статей в изданиях, входящих в перечень ВАК, на одного выпускника программ ППО с инновационной направленностью; количество инновационных продуктов на одного выпускника ППО с инновационной направленностью и т. д.

Таким образом, процессно-ориентированный подход обеспечивает гарантированное качество подготовки каждого выпускника к инновационной деятельности, стимулирует стремление аспиранта к повышению качества его индивидуальной подготовки и тем самым повышает качество всей системы послевузовской подготовки.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и перспективы развития аспирантуры. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. 219 с.

2 См.: Матушкин Н.Н., Столбова И.Д. Модель системы управления подготовки научных кадров в области техники и технологии к инновационной деятельности // Инновации в образовании. 2009. № 5. С. 4—13.

3 См.: Петров В.Ю., Столбов В.Ю., Гитман М.Б. Критерии оценки качества подготовки кадров высшей квалификации // Высшее образование в России. 2008. № 8. С. 13—19; Бедный Б.И., Гурбатов С.Н., Миронос А.А. Индикаторы эффективности аспирантских программ в области точных и естественных наук // Там же. 2010. № 7. С. 11—23.

4 См.: Степанов С.А. Управление качеством в технических вузах. СПб.: Изд-во «Технолит», 2008. 256 с.

5 См.: Гитман М.Б., Гитман Е.К., Черкасов В.Д. Готовность к инновационной деятельности как фактор профессионального отбора в аспирантуру // Регионология. 2009. № 2. С. 194—202; Гитман М.Б., Гитман Е.К., Столбов В.Ю. Подготовка аспирантов к инновационной деятельности // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 102—111.

6 См.: Петров В.Ю., Столбов В.Ю., Гитман М.Б. Критерии оценки качества ...

Поступила 15.03.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.