Научная статья на тему 'Подготовка аспирантов к инновационной деятельности'

Подготовка аспирантов к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / PHD-PROGRAM / MANAGEMENT / READINESS FOR THE INNOVATIVE ACTIVITY / COMPETENCE-BASED APPROACH / INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION / ELECTIVE COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гитман Михаил Борисович, Гитман Е. К., Столбов В. Ю.

В статье рассматриваются механизмы управления формированием готовности аспирантов к инновационной деятельности. Приведены некоторые результаты сравнительного анализа программ послевузовской подготовки в российских и зарубежных вузах. Особое место уделяется вопросу об усилении элективной составляющей программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гитман Михаил Борисович, Гитман Е. К., Столбов В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some management mechanism of phd-students' readiness for the innovative activity

Several management mechanisms of a PhD-students readiness for innovative activities are analyzed in this paper. Competence-based approach and embedding of the individualization of education are suggested as the base of the PhD-program formation. Comparative analysis of PhD-programs in Russian and international universities is performed. Reinforcement of an elective part of the PhD-program is the special point of this article.

Текст научной работы на тему «Подготовка аспирантов к инновационной деятельности»

Литература

1. Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Социальные проблемы современного высшего образования (программа исследования) // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 42-47.

2. Зимняя И.А., Серова Т.С., Стегний В.Н. Оценка сформированности социальной компетентности студентов в структуре единой социально-профессиональной системы // Вестник Пермско-

го государственного технического университета. Сер. «Социально-экономические науки». 2009. № 4 (22). С. 91-101.

3. Социологическое сопровождение системы менеджмента качества образования в ПГТУ: отчет о НИР. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009; Социологическое сопровождение системы менеджмента качества образования в ПГТУ: программа социологического исследования. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009.

STEGNIY V, KURBATOVA L. RESEARCH OF THE COMPETENCE QUALITIES OF FUTURE ENGINEERS: COMPETENCE-BASED APPROACH

Correlation between the qualities of engineers and efficiency of their activities; the competence in the area of the professional occupation, industrial management, social management, economy and financial management, citizenship, health keeping is viewed. The structure and character of the qualities of engineers, specialists and teachers are described.

Keywords: competences of the engineer, professional model of an engineer, competence-based approach.

М.Б. ГИТМАН, профессор Е.К. ГИТМАН, профессор В.Ю. СТОЛБОВ, профессор

Подготовка аспирантов к инновационной деятельности

В статье рассматриваются механизмы управления формированием готовности аспирантов к инновационной деятельности. Приведены некоторые результаты сравнительного анализа программ послевузовской подготовки в российских и зарубежных вузах. Особое место уделяется вопросу об усилении элективной составляющей программ.

Ключевые слова: основная образовательная программа послевузовского профессионального образования, управление, готовность к инновационной деятельности, ком-петентностный подход, принцип индивидуализации образования, элективные дисцип-

Задача повышения качества подготовки кадров высшей квалификации определяет необходимость поиска механизмов модернизации образовательного процесса в аспирантуре.

В качестве одного из основных принципов организации подготовки будущих ученых можно назвать компетентностям подход, который задает новые требования не только к результатам подготовки аспирантов, но и к структуре и содержанию основных

образовательных программ (ООП) послевузовского профессионального образования (ППО).

Важным инструментом, обеспечивающим освоение норм исследовательской деятельности, может стать планомерная и полномасштабная реализация принципа индивидуализации образования: повышение роли самостоятельной работы аспирантов в процессе образования, смещение акцентов в процессе изучения необходимых

учебных дисциплин с преподавания на обучение, активизация научно-образовательной деятельности обучаемого. Принцип индивидуализации образовательного процесса позволяет реализовать личные планы и намерения аспиранта в соответствии с целями его деятельности; он проявляется в предпочтениях относительно содержания, вида и формы учебного материала, в повышении мотивации и познавательного интереса к конкретной области профессиональной деятельности [1]. Поэтому в процессе проектирования образовательной программы ППО нужно предусмотреть возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), учитывающих личные особенности и предпочтения обучаемых. Задача выстраивания ИОТ в системе послевузовского образования обусловливает необходимость построения комплексной модульной программы, обеспечивающей приспособление содержания обучения

и путей его освоения к индивидуальным потребностям и уровню притязаний аспирантов.

Действенным механизмом реализации данного принципа при подготовке научных кадров может стать увеличение элективной составляющей образовательных программ ППО. Большое количество учебных дисциплин по выбору позволит обучающимся формировать индивидуальные образовательные траектории, в построении которых активную роль должны играть аспиранты и их научные руководители.

В настоящее время в РФ реализация основных образовательных программ в аспирантуре и адъюнктуре производится в соответствии с временными требованиями к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отраслям наук. Структура и содержание основной образовательной программы ППО представлена в табл. 1.

Таблица 1

Требования к содержанию основной образовательной программы подготовки аспиранта

Наименование дисциплины Объем

ОПД.АФ.00 Образовательно-профессиональные дисциплины подготовки аспиранта 480 час.

ОПД.АФ.01 Иностранный язык 100 час

ОПД.АФ.02 Философия 100 час.

ОПД.АФ.ОЗ Специальные дисциплины отрасли наук и научной специальности, в том числе дисциплины по выбору аспиранта 280 час.

ПП.А.00 Педагогическая практика 100 час.

ФД.А.00 Факультативные дисциплины 500 час.

Итого времени на освоение образовательной компоненты программы: 1080 час. (20 недель)

НИР.А.00 Научно-исследовательская работа и выполнение кандидатской диссертации 110 недель

ИА.А.00 Итоговая аттестация

ИА.А.01 Кандидатский экзамен по иностранному языку

ИА.А.02 Кандидатский экзамен по философии

ИА.А.0З Кандидатский экзамен по специальным дисциплинам

ПД.А.00 Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук 10 недель

Итого времени на научно-исследовательскую работу и подготовку диссертации 6480 час. 120 недель

Т аким образом, в действующих временных требованиях образовательная составляющая подготовки аспиранта по объему выделенных на нее часов в шесть раз меньше исследовательской (1080 часов против 6480) и делится на три части: цикл образовательно-профессиональных дисциплин, цикл факультативных дисциплин и педагогическая практика. В свою очередь, цикл образовательно-профессиональных дисциплин подразделяется на блок обязательных общеобразовательных дисциплин (иностранный язык и философия) и блок специальных дисциплин отрасли наук и научной специальности, в том числе дисциплин по выбору аспиранта. При этом аспирант может быть освобожден от изучения иностранного языка и философии при условии сдачи кандидатских экзаменов до поступления в аспирантуру. Цикл факультативных дисциплин (ФД) должен включать набор дисциплин по выбору аспиранта объемом до 500 часов, направленных на приобретение дополнительных квалификаций. Однако аспирант имеет право (самостоятельно или по рекомендации научного руководителя) отказаться от цикла ФД (что часто и происходит на практике), переводя выделенные на них часы в НИР. Поэтому обычно образовательная составляющая подготовки аспиранта резко сокращается до изучения одной-двух специальных дисциплин (в том числе дисциплин по выбору) объемом 280 часов и прохождения педагогической практики, которая обычно сводится к проведению практических или лабораторных занятий по одной дисциплине в вузе. При отсутствии в рамках ООП ППО учебных дисциплин по педагогике такой объем оказывает несущественное влияние на рост педагогической квалификации будущего научного работника. Объем образовательной составляющей программы, по суще-

ству, сокращается до 5% от объема НИР и на практике никак не сказывается на квалификации выпускника аспирантуры.

Согласно ВТ, определяющую роль в подготовке аспиранта играет исследовательская составляющая ООП ППО. Она составляет более 80% от общего объема часов, выделенных на реализацию всей ООП ППО, и должна формировать квалификацию будущего научного работника. При таком подходе основной акцент делается на подготовку и защиту аспирантом кандидатской диссертации, которая является квалификационной работой аспиранта, подтверждающей его компетентность как научного работника по выбранной научной специальности.

Для сравнения рассмотрим, как проектируются образовательные программы подготовки научных кадров за рубежом.

В США и странах Европы подготовка кадров высшей квалификации осуществляется в ведущих университетах и является 3-й ступенью высшего профессионального образования (после бакалавриата и магистратуры). Ученая степень доктора (PhD) присваивается самим университетом, в котором проходила подготовка, поэтому в полной мере обеспечивается принцип преемственности образовательных программ, реализуемых в университете. Подготовка доктора наук обычно длится три года, что соответствует 180 образовательным кредитам или приблизительно 6480 часам. Структура образовательной программы состоит из двух составляющих: образовательной и научно-исследовательской. Объем образовательной составляющей определен в 45 кредитов, а научно-исследовательской составляющей - в 135 кредитов. Образовательная составляющая, в свою очередь, содержит четыре части.

Первая часть включает набор обязательных специальных дисциплин объемом в 15 кредитов (обычно 5 дисциплин по 3 кредита каждая). Следует отметить, что вуз предлагает более широкий перечень обязательных специальных дисциплин, из которого докторант выбирает необходимое количество дисциплин с учетом рекомендаций научного руководителя. Уже на этом этапе проектирования образовательной программы осуществляется возможность формирования индивидуальной образовательной траектории докторанта.

Вторая часть образовательной составляющей состоит из набора специальных и смежных к ним дисциплин по выбору докторанта. Объем элективных дисциплин также составляет 15 кредитов. При этом каждый университет предлагает широкий перечень элективных дисциплин, часть из которых можно изучать в других университетах в рамках межуниверситетской кооперации.

В третью часть образовательной составляющей входит одна дисциплина, не относящаяся к специальным и смежным дисциплинам. В том случае, если выпускник докторской программы планирует в дальнейшем работать в системе образования, он обычно выбирает дисциплину педагогического профиля. Если выпускник докторской программы желает заниматься инновационной деятельностью, он выбирает дисциплину, связанную с бизнес-образованием в наукоемких отраслях промышленности.

Четвертая часть образовательной составляющей включает обязательный семинар по выбранной докторантом тематике.

Еще один обязательный семинар по тематике диссертации и подготовка самой диссертации входят в научно-исследовательскую составляющую обра-

зовательной программы подготовки докторанта.

В качестве примера рассмотрим программу «Научные основы и инжиниринг окружающей среды», предложенную американским университетом The University of Iowa, College of Engineering [2]. В аннотации сказано, что программа PhD «Научные основы и инжиниринг окружающей среды» направлена на получение высокого уровня компетентности в данной области посредством сочетания обучения и исследовательской деятельности. Программа включает углубленное изучение специальных дисциплин в «инвай-ронментальной» области, а также предлагает широкий спектр дисциплин специальных разделов в смежных областях, таких как моделирование, химия, микробиология, химические технологии, гидрология и водные ресурсы, охрана окружающей среды и токсикология (modeling, chemistry, microbiology, chemical engineering, hydrology and water resources, and environmental health and toxicology).

Требования к структуре и содержа-

Таблица 2

Group A: Credit

53:157 Environmental Engineering Design 3

53:274 Foundations in Bioremediation 3

Group B:

53:254 Environmental Toxicology 3

53:251 Environmental Systems Modeling 3

Group C:

53:161 Atmospheric Chemistry and Physics 3

53:252 Advanced Environmental Chemistry 3

Group D:

53:158 Solid and Hazardous Waste 3

53:102 Groundwater 3

53:175 Groundwater Hydrology 3

Элективные дисциплины (по выбору докторанта) должны составить не менее 15 кредитов, причем они могут быть выбраны из любой смежной области, предлагаемой PhD-программой. Список предлагаемых данной программой дисциплин обычно содержит более 20 дисциплин по научному профилю и более 50 дисциплин в смежных областях. Однако элективные дисциплины должны быть сфокусированы таким образом, чтобы усилить знания докторанта в области ин-вайронментальной науки и инжиниринга и предоставить возможность проработать выбранную тему исследования.

нию программы описываются следующим образом. Докторанту требуется набрать не менее 18 кредитов, изучая специальные дисциплины, из них 15 кредитов должны быть взяты из приведенного списка (табл. 2). Например, в группу А специальных дисциплин входят две дисциплины: Environmental Engineering Design и Foundations in Bioremediation, каждая из которых в программе оценена в 3 кредита. Слева от названия дисциплины указан ее шифр в каталоге дисциплин университета, в котором приведена ее аннотация. Докторанту требуется из этих двух дисциплин выбрать хотя бы одну. Аналогично с другими группами дисциплин. Всего из предлагаемого списка необходимо выбрать дисциплины с таким расчетом, чтобы набрать 15 кредитов. В данном случае это будет 5 дисциплин по 3 кредита.

Программой предусмотрено, что докторант может взять один специальный непрофильный курс в 3 кредита (например, курс педагогики, если он

è

\ ч\Л

планирует в дальнейшем работать в системе высшей школы, или «Инноватики», если он желает заниматься в дальнейшем инновационной деятельностью). Часть докторантов в процессе учебы на предыдущем уровне получения образования уже прослушали некоторые учебные дисциплины, которые могут удовлетворять требованиям базовой части программы PhD. В этом случае принимается решение о возможности перезачета этих дисциплин в PhD-программу. Это позволит выбрать большее число элективных курсов.

Некоторые из предоставляемых для изучения дисциплин предназначены одновременно для студентов-магист-рантов и докторантов и входят в список дополнительных дисциплин, пред-

лагаемых в общеуниверситетской программе.

Научно-исследовательская составляющая PhD-программы включает научные семинары, выполнение НИР по заданной теме, а также подготовку и защиту диссертации. Защита диссертации в ведущих зарубежных университетах представляет собой достаточно долгую процедуру, требующую согласования основных положений диссертации со всеми членами международной экспертной комиссии. Поэтому на подготовку и защиту диссертации выделяется от 3 до 6 месяцев.

Приведем пример индивидуального плана подготовки по программе PhD «Научные основы и инжиниринг окружающей среды».

Таблица 3

Шифр дисциплины Наименование дисциплин, семинаров и видов деятельности в рамках НИР Кредиты

Образовательная составляющая

1. Обязательные дисциплины по профилю программы

53:157 Environmental Engineering Design 3

53:251 Environmental Systems Modeling 3

53:252 Advanced Environmental Chemistry 3

53:158 Solid and Hazardous Waste 3

53:102 Groundwater 3

2. Обязательные дисциплины не по профилю программы

13:110 Pedagogics 3

3. Элективные дисциплины по выбору докторанта

53:159 Air Pollution and Control Technology 3

53:273 Computational Hydraulics 3

56:271 Non-Linear Programming 3

37:132 Population and Community Ecology 3

102:101 Introduction to Planning and Policy Development 3

4. Семинары

53:192 Environmental Engineering Seminar 12

Всего по образовательной составляющей 45

Научно-исследовательская составляющая

1. Семинары

Environmental Systems Modeling Seminar 15

2. НИР по теме: Environmental Systems Modeling 100

3. Подготовка и защита диссертации 20

Всего по научно-исследовательской составляющей 135

Из табл. 3 видно, что докторанту предлагается широкий набор специальных, смежных и элективных дисциплин, из которого формируется его индивидуальная программа, учитывающая предыдущий уровень и содержание образования, а также его пожелания в зависимости от тех дополнительных компетенций, которые он желает приобрести для будущей профессиональной деятельности. Таким образом, выбирая те или иные дисциплины, докторант формирует свою индивидуальную образовательную траекторию и управляет результатами освоения требуемых ему компетенций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравним структуру и содержание образовательных программ в России и за рубежом. Обе программы содержат академическую (образовательную) и исследовательскую составляющие. Однако по объемам часов, выделенных на эти составляющие, программы существенно различаются. Если в российских программах подготовки аспирантов на образовательную составляющую приходится одна шестая часть от исследовательской, то в зарубежных программах она составляет одну треть от объема исследовательской части, т.е. в два раза больше. При этом в зарубежных университетах вся образовательная составляющая является обязательной, а у нас факультативные дисциплины не являются обязательными, что еще более усиливает различие в программах. Другими словами, подготовка докторантов за рубежом проводится действительно в рамках образовательной программы, в которую входят не менее 11 дисциплин объемом по 100 часов со всеми видами текущего и итогового контроля и два научных семинара, с обязательным выступлением по их тематике. У нас же образовательная составляющая обычно сводится к изучению двух-трех дисциплин и сдаче трех кандидатских экзаменов.

Существенное отличие наблюдается и в исследовательской составляющей программ. С одной стороны, объем этой составляющей в российских программах существенно больше по сравнению с зарубежными программами, а с другой - значительная часть отведенного времени уходит на организационные мероприятия (выбор и обоснование актуальности темы исследования, подтверждение практической значимости работы,поиск подходящего диссертационного совета и т.д.). Это связано с тем, что за рубежом работа над диссертацией обычно проводится в рамках определенного гранта или заказа со стороны государства или бизнеса. Для выполнения того или иного научного проекта создается команда, в которую входят несколько магистрантов и докторантов. В этом случае не надо тратить время на обоснование темы, ее важности и актуальности. Кроме того, работая в команде над конкретным научным проектом, докторант приобретает очень важные для него компетенции: способность к командной работе, умение довести исследовательскую работу до научного продукта, готовность к инновационной деятельности. Все это позволяет ему проще адаптироваться в своей профессиональной деятельности в ответ на изменения требований со стороны общества и бизнеса.

На основании проведенного сравнения можно сделать следующие выводы.

1. Программы подготовки кадров высшей квалификации в России и за рубежом построены на принципе сочетания обучения и исследовательской деятельности.

2. Структура и содержание академической (образовательной) составляющей программ подготовки кадров высшей квалификации в России и за рубежом значительно отличаются. В зару-

бежных университетах объем этой составляющей равен одной трети от объема исследовательской, что как минимум в два раза больше чем у нас; при этом существенная ее часть формируется за счет элективных дисциплин.

3. В отличие от российских программ технология реализации исследовательской составляющей PhD-программы предполагает участие докторанта в командной работе над научным проектом, что обеспечивает инновационный характер исследований и формирование у докторанта ряда важных дополнительных компетенций.

Это говорит о необходимости модернизации содержания академической составляющей ООП послевузовского профессионального образования. Особенно остро эта проблема встает в контексте задач подготовки аспирантов к инновационной деятельности.

Важную роль в процессе модернизации ООП может сыграть усиление ее элективной составляющей. Теоретически элективные дисциплины занимают существенный объем академической составляющей образовательной программы подготовки аспиранта (табл. 1) и должны оказывать значительное влияние на квалификацию выпускника аспирантуры, однако, как отмечено выше, фактически дела обстоят не столь благополучно.

В целях повышения качества подготовки выпускников послевузовского образования к инновационной профессиональной деятельности можно предложить следующие элективные дисциплины:

• дисциплины для формирования исследовательской компетентности выпускника аспирантуры;

• дополнительные специальные дисциплины;

• дисциплины для формирования психолого-педагогической компетенции;

• дисциплины для формирования менеджерских компетенций;

• дисциплины для повышения общекультурных компетенций (информационной, иноязычной коммуникативной и т.п.).

Рассмотрим некоторые особенности формирования содержания элективных дисциплин и их влияние на повышение квалификации аспиранта.

Очевидно, что аспирантов необходимо снабдить познавательными средствами, предназначенными для усвоения основ наук, дальнейших научных исследований и успешной практической инновационной деятельности. Поэтому в образовательную программу подготовки аспирантов было бы в высшей степени полезно вставить такие элективные дисциплины, как «Методология научной деятельности», «Логика научного исследования» и т. п. Содержание этих дисциплин должно быть нацелено на формирование следующих умений: анализировать специфические области знания, выделять проблемные места, формулировать проблемы для исследования; ставить цели и конкретизировать их на уровне задач; выстраивать научный аппарат исследования; строить модели исследуемых процессов или явлений; разрабатывать основы экспериментальных исследований; обрабатывать результаты исследований; обобщать результаты и делать выводы и т. д.

Изучение подобных дисциплин следует организовать в форме семинаров с непременным использованием интерактивных методов (групповая дискуссия, решение проблемных ситуаций, деловые игры и т.п.). Такие семинары также будут способствовать формированию навыков устной и письменной презентации, наработке опыта публичных выступлений.

Дополнительными специальными дисциплинами могут быть дисциплины

как для углубления специальных знаний, так и для изучения смежных областей знаний, а также для устранения пробелов в базовых знаниях.

Для углубления специальных знаний аспирантам целесообразно предоставлять возможность прослушивать лекции и посещать семинары высококлассных ученых - ведущих специалистов в соответствующих областях знаний.

Расширение спектра профессиональных компетенций посредством изучения смежных профессиональных дисциплин обосновывается желанием аспирантов получить не только узкопрофессиональные компетенции, но и как можно более широкое образование за рамками выбранной ими специальности. В этом случае целесообразно говорить о введении в практику подготовки аспирантов обучения по дуальным программам [3], что позволит формально подтвердить освоение второй специальности выдачей соответствующих дипломов.

Изучение дополнительных специальных дисциплин для устранения пробелов в базовых знаниях может быть весьма полезным для аспирантов, имеющих отличное от профиля аспирантуры базовое образование

Практика показывает, что достаточно большая часть кандидатов наук после окончания обучения в аспирантуре и защиты диссертации привлекается к преподавательской деятельности в вузе (на постоянной основе или на условиях совместительства). Поэтому возникает задача формирования у аспирантов необходимой психолого-педагоги-ческой компетентности. Это обусловливает введение в образовательную программу соответствующего элективного направления. Оно может быть представлено рядом дисциплин психо-лого-педагогического профиля.

Одной из существенных проблем,

связанных с развитием наукоемкого бизнеса, является дефицит ученых, способных сочетать научную и предпринимательскую деятельность. Поэтому представляется вполне целесообразным в рамках подготовки специалистов к деятельности в инновационной экономике учить будущих ученых быть менеджерами, заниматься продвижением на рынок наукоемких товаров и услуг. Примеры элективных дисциплин по этому направлению: «Организация предпринимательской деятельности в научно-технической сфере», «Управление инновационными процессами в научно-технической сфере», «Бухгалтерский учет для менеджеров», «Бизнес-моделирование с применением современных инструментальных средств» [4].

Современный мир требует от специалиста высшей квалификации адаптации к глобальному рынку интеллектуального труда. В связи с этим представляется необходимым расширять спектр элективных дисциплин, направленных на развитие общекультурных компетенций.

Во-первых, это должны быть дисциплины, направленные на совершенствование информационных компетенций. Во-вторых, - дисциплины, связанные с формированием коммуникативных и иноязычных компетенций. В первую очередь необходимо говорить об углубленном изучении русского языка, поскольку аспиранту предстоит написать большое количество материалов (статьи, отчеты, диссертация и т.д.), а значит, навык владения грамотной устной и письменной речью очень важен. Следующая элективная область - это английский язык. В настоящее время английский язык стал языком международного научного общения и инструментом академической мобильности [5]. Следовательно, аспирант должен обладать навыками чте-

ния и написания научных текстов на английском языке.

При создании механизма реализация элективной составляющей ООП ППО необходимо учитывать то, что организация процесса обучения в аспирантуре в достаточной степени индивидуализирована. Поэтому разработка индивидуальной образовательной траектории для каждого аспиранта вполне возможна.

Литература

1. Азарова Р.Н., Борисова Н.В., Кузов В.Б. Проектирование компетентностно-ори-ентированных и конкурентоспособных

основных программ ВПО, реализующих ФГОС ВПО: Методические рекомендации. М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 81 с.

2. College of Engineering, The University of Iowa.

Combined Degree — Engineering and Business. URL: http://www.engineering.uiowa.edu

3. Гитман М.Б., Столбов В.Ю., Гитман Е.К. Дуальные образовательные программы: зарубежный опыт и российские перспективы // Высшее образование в России. 2006. №10. С. 16—22.

4. Сластенин В.А. Педагогика: инновацион-

ная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.

5. Ориоль Л. Доктора наук: рынок труда и международная мобильность // Форсайт. 2007. № 3. С. 34-48.

GITMAN M, GITMAN E, STOLBOV V. SOME MANAGEMENT MECHANISM OF PHD -STUDENTS’ READINESS FOR THE INNOVATIVE ACTIVITY

Several management mechanisms of a PhD-students readiness for innovative activities are analyzed in this paper. Competence-based approach and embedding of the individualization of education are suggested as the base of the PhD-program formation. Comparative analysis of PhD-programs in Russian and international universities is performed. Reinforcement of an elective part of the PhD-program is the special point of this article.

Keywords: PhD-program, management, readiness for the innovative activity, competence-based approach, individualization of education, elective courses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.