Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ С РИНОСИНУСИТОМ'

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ С РИНОСИНУСИТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИНОСИНУСИТ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ / АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ешмагамбетов О. К., Нурбакыт А. Н., Ауезова А. М.

В данной статье изучена удовлетворенность пациентов с риносинуситом оказываемой им медицинской помощью, обосновывается необходимость увеличения коечного фонда и создание образовательной офлаин платформы для обучения медицинского персонала по основным направлениям деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ешмагамбетов О. К., Нурбакыт А. Н., Ауезова А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE QUALITY OF OTORHINOLARYNGOLOGICAL CARE FOR PATIENTS WITH RHINOSINUSITIS

This article examines the satisfaction of patients with rhinosinusitis with medical care provided to them, justifies the need to increase the bed Fund and create an educational offline platform for training medical personnel in the main areas of activity.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ С РИНОСИНУСИТОМ»

УДК 613.2-35:796.87-5

Оценка качества оказания оториноларингологической помощи пациентам с риносинуситом

О.К. Ешмагамбетов, А.Н. Нурбакыт, А.М. Ауезова

Казахстанский Медицинский Университет «ВШОЗ»

Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

В данной статье изучена удовлетворенность пациентов с риносинуситом оказываемой им медицинской помощью, обосновывается необходимость увеличения коечного фонда и создание образовательной офлаин платформы для обучения медицинского персонала по основным направлениям деятельности.

Ключевые слова: риносинусит, удовлетворенность пациентов, анкетирование

Актуальность темы

Термин «риносинусит» сравнительно молод, он был введен в научный оборот в середине 90-х гг. специалистами из American Academy of Otolaryngology Head and Neck Surgery (Американская академия хирургической отоларингологии головы и шеи); ими же было предложено определение, перечень основных и второстепенных симптомов, а также классификация [1,2].

В настоящее время риносинусит взрослых в EP0S-2012 [3] определяется как воспаление слизистой оболочки, выстилающей носовые ходы и придаточные пазухи носа, характеризуемое двумя или более признаками. К ним относятся: заложенность носа вследствие отека слизистой оболочки и обструкции носовых ходов, а также выделения из передних и задних отделов полости носа. Острый риносинусит относится к числу наиболее распространенных заболеваний, и эта проблема с каждым годом становится все актуальнее. В Европе ежегодно острый риносинусит поражает 1-5% взрослого населения, в России заболевают около 10 млн человек [4].

Актуальность оказания оториноларингологической помощи населению приобретает особую значимость, объясняется высокой заболеваемостью населения ЛОР - болезнями [5]. Цель исследования

Оценить удовлетворенность оказываемой медицинской помощи пациентам с риносинуситом на уровне стационара. Материал и методы исследования Социологический метод: анкетирование. Для оценки удовлетворенности пациентов медицинской помощи пациентам с лор-патологией нами был проведен социологический опрос 125 лиц, обратившихся за медицинской помощью в ЛОР отделение ГКБ №5 в период сентябрь 2019 г. - январь 2020г. Социологический опрос был проведен методом анонимного анкетирования, в

исследовании приняли участие 125 лиц, в т.ч. 46,4% женщин и

53,6% мужчин.

Результаты и их обсуждение

По результатам нашего исследования, респонденты распределились следующим образом: по численности наибольшую группу составили лица активного трудоспособного возраста 31-40 лет (29 человек или 23,2% от общего числе респондентов) и 41-50 лет (27 человек или 21,6%); за ними следуют респонденты 21-30 лет (21 человек или 16,8%), 51-60 лет (18 человек или 14,4%), 16-20 лет (16 человек или 12,8%) и старше 60 лет (14 человек или 11,2%). По социальному статусу респонденты представлены различными группами: больше всех было работающих (64 человек или 51,2% от общего числа респондентов), после по количеству идут люди занимающие управленческую должность (25 человек или 20,0%) и учащиеся (19 человек или 15,2%), реже - безработные (9 человек или 7,2%) и пенсионеры (8 человек или 6,4%).

Из числа опрошенных 36,8% не состоят на диспансерном учете у ЛОР-врача по месту жительства. 63,2% респондентов состоят на диспансерном учете.

В целом, при оценке состояния собственного здоровья 48,8% респондентов назвали себя как часто болеющие (более 3-х раз в год), но не страдающие хроническими заболеваниями. Количество болеющих реже 3-х раз в год составил 40% из общего количества опрошенных. Пациенты с хроническими заболеваниями полости носа составили 11,2%. Проведенный нами анализ результатов социологического опроса показал, что оказываемая медицинская помощь на уровне стационара пациентам с риносинуситом показалась удовлетворительной 92,8% опрошенных. Из них 49% респондентов выбрали ответ «удовлетворен полностью» и 43,7% ответили, что «удовлетворены частично». И 7,3% из общего количества опрошенных выбрали ответ «не удовлетворен» (рисунок 1).

Уейгнк КагЫМи №2-2020

Рисунок 1 - Распределение респондентов по удовлетворенности оказываемой медицинской помощью (%)

Причиной неудовлетворенности качеством медицинской помощи стали: неуважительное отношение медперсонала по отношению пациентам (32,8% от общего числа ответов на данный вопрос), необходимость прохождения дополнительных платных обследовании до или во время

госпитализации (30,4%), невнимательное отношение врача (20%), иные причины 16,8%.

Так же респонденты оценили отношение медперсонала к пациентам: 30,4% как добродушное, 62,4% как удовлетворительное и только 7,2% отметили неудовлетворительное отношение к себе (рисунок 2).

■ добродушно ■ удовлетворительно ■ плохо

Рисунок 2 - Оценка респондентами отношение медицинского персонала к пациентам (%)

На вопрос «Приходилось ли Вам жаловаться на ЛОР-врача вышестоящим инстанциям?» 100% респондентов ответили, что не приходилось.

Из общего числа респондентов за специализированной помощью в ПМСП 58,4% приходилось обращаться 2 раза в год, 24,8% - 1 раз в год, и только 16,8% респондентов лечились гораздо чаще - более 3-х раз в год.

Уровень доступности специализированной медицинской помощи большинство респондентов оценили, опираясь на количество дней ожидания госпитализации. 62,4% опрошенных отметили средний уровень доступности, 32% минимальную доступность и 5,6% посчитали медицинскую помощь, оказываемую пациентам с риносинуситом достаточно доступной.

На вопрос «Доверяете ли Вы вашему лечащему ЛОР врачу?», 100% отпрошенных ответили утвердительно. Обращает внимания тот факт, что 60% опрошенных пришлось пройти ряд платных обследований.

Большинству пациентов (44,8%) плановую госпитализацию пришлось ожидать до 3 месяцев. 30,4% опрошенных ждали до одного месяца, 24,8% ждали до двух недель. Оценка результативности проведенного лечения опрошенными лицами выявила, что большинство случаев заболеваний было пролечено с результатом «улучшение» (84,8%), без перемен оценили состояние своего здоровья 15,2% респондентов, ухудшение не было. Уровень информированности пациентов с риносинуситом как показали результаты анкетирования не столь высок как хотелось бы: 74,4% опрошенных отметили что ЛОР врач провел разъяснительную беседу по поводу заболевания респондента, 25,6% респондентов беседа не проводилась. При оценке доступности информации предоставленной врачом, 44.6% опрошенных выбрали ответ «больше доступно, чем не доступно», ответы «Доступно» и «Больше недоступно, чем доступно» составили равное количество респондентов -27.7%.

Далее при анализе ответов на вопрос: «Ваши предложения и рекомендации по улучшению качества работы отделения?»

было установлено, что 33,6% опрошенных предложили «улучшить качество еды», 19,2% предложили «улучшить организацию работы», и наименьшим количеством респондентов были выбраны ответы «повысить квалификацию врачей».

Выводы: Таким образом следует отметить, что в наиболее уязвимой группе оказались люди трудоспособного возраста. 48,8% респондентов отметили что болеют острыми респираторными заболеваниями чаще трех раз в год. Оценивая удовлетворенность населения можно сказать что, 92,2% в той или иной степени удовлетворены оказываемой медицинской помощью в условиях стационара. Из числа неудовлетворенных (7,8% из общего числа опрошенных) большинство указало основные две причины: «недовольство отношением медицинского персонала по отношению к

пациентам» и «необходимость прохождения дополнительных платных услуг». Доступность ЛОР- помощи респонденты оценили, как среднедоступную (62,4%), причиной такого ответа могло являться время ожидания плановой госпитализации. 74,4% опрошенных указали что врачом оториноларингологом была проведена беседа по поводу их заболевания, проводимого лечения, и возможных осложнении. 72,8% из них указали что информация была доведена в доступной форме для пациента. Выводя итоги можно сказать, что необходимо уделить особое внимание на обучение и воспитание медперсонала по вопросам этики и деонтологии. Следует отметить, что в силу высокой загруженности медицинского персонала, необходимо пользоваться онлаин и офлаин платформами обучения. Тем самым делая обучение доступным и легким.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Hadley J.A., Schaefer S.D. Clinical evaluation of rhinosinusitis: history and physical examination // Otolaryngology - Head Neck Surgery. - 1997. - №117(3). - Р. 8-11.

2 Lanza D., Kennedy D.W. Adult rhinosinusitis defined // Otolaryngology - Head Neck Surgery. - 1997. - №117(3). - Р. 1-7.

3 Fokkens W.J., Lund V.J., Mullol J. et al. EPOS 2012: European position paper on rhinosinusitis and nasal polyps 2012. A summary for otorhinolaryngologists // Rhinology. - 2012. - №50(1). - Р. 112.

4 Гайворонский А.В. Особенности структурных изменений слизистой оболочки у пациентов с хроническим риносинуситом // Тезисы VII ежегодной научно-практической конференции с международным участием «Здоровье -основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения». - Спб., 2012. - С. 11-16.

5 Мельник А.М. Теоретические И Методологические Вопросы Диагностики И Лечения Полипозных Риносинуситов: Учебно-Методическое Пособие. - СПб.: Вмеда, 2018. - 267 с.

О.К. Ешмагамбетов, А.Н. Нурбакыт, А.М. Ауезова «КДСЖМ» Казакстандык Медицина Университет'1 С.Ж. Асфендияров атындат Казак, ¥лттык медицина университет'1

РИНОСИНУСИТ1 БАР НАУКАСТАРРА К0РСЕТ1ЛЕТ1Н МЕДИЦИНАЛЫК К0МЕКТ1Н, САПАСЫН БАРАЛАУ

Тушн: Келлршген мак,алада риносинусит бар наук,астардын жэне де медициналык, персоналта арналтан офлаин оку

керсетшген медициналык кемекке к,анататтану дэрежеа платформасынын к,ажеттшп келлршген.

карастырылып, тесек кррын улгайту кlажеттiлiгi негiзделген ТYЙiндi сездер: риносинусит, наукастардын к,анататтануы,

сауалнама

O.K. Eshmagambetov, A.N. Nurbakyt, A.M. Auyezova Kazakhstan's Medical University «KSPH» Asfendiyarov Kazakh National medical university

ASSESSMENT OF THE QUALITY OF OTORHINOLARYNGOLOGICAL CARE FOR PATIENTS WITH RHINOSINUSITIS

Resume: This article examines the satisfaction of patients with platform for training medical personnel in the main areas of

rhinosinusitis with medical care provided to them, justifies the activity.

need to increase the bed Fund and create an educational offline Keywords: rhinosinusitis, patient satisfaction, questionnaire

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.