Научная статья на тему 'Оценка качества амбулаторной помощи больным с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух (по данным социологического опроса)'

Оценка качества амбулаторной помощи больным с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух (по данным социологического опроса) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ / ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОЛОСТИ НОСА И ОКОЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / PATIENT SATISFACTION / DISEASE OF THE NASAL CAVITY AND PARANASAL SINUSES / SOCIOLOGICAL SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бицаева Антонина Валерьевна, Попадюк Валентин Иванович, Фомина Анна Владимировна

Путем проведенного анализа данных социологического опроса установлено, что при субъективной оценке качества и эффективности специализированной оториноларингологической помощи больным с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух основная часть опрошенных полностью удовлетворена оказанной помощью. Выявлено, что наиболее высоко они оценивают квалификацию медицинского персонала и менее организацию медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бицаева Антонина Валерьевна, Попадюк Валентин Иванович, Фомина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of quality outpatient care of patients with diseases of the nasal cavity and paranasal sinuses (according to a sociological survey)

By analyzing survey data, found that in the subjective assessment of the quality and effectiveness of specialized ENT care to patients with diseases of the nose and paranasal sinuses, the majority of respondents fully satisfied with assistance provided. Revealed that the most highly they estimate medical staff and less organizing medical care.

Текст научной работы на тему «Оценка качества амбулаторной помощи больным с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух (по данным социологического опроса)»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА АМБУЛАТОРНОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПОЛОСТИ НОСА И ОКОЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ (по данным социОлОгического опроса)

А.В.

Каф|

В.И. Попадюк

ноларингологии Российский уНИверситет дружбы народов ул. Павловская, 25, Москва, Россия, 115093

А.В. Фомина

венного здоровья, здравоохран оссийский университет дружбы лМиклухо-Маклая, 8, Москва, Ро|

Путем проведенного анализа данных социолог ективИйй оценКе^ачества и эффективности специализ' мощи бол_тм с заболеваниями полости носа Полностью удовлетворена оказанной помощ:

установлено, что при субъ-оториноларингологической по-вых пазух основная часть опрошенных ^^^^^ \ что наиболее высоко они оценивают ифЖацию медицинского персонала и^енее— организацию медицинской помощи.

лючевые слова: удовлетворенностЬшациентов, заболевания полости носа и околоносовых азух, социологический опрос.

Охрана и укреплениеиздорЬвьяиюдей является одним из важнейших элементов государственной содиаЬВ2й'^олитики [5].

Одной из целей реформирования российского здравоохранения является обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью. Принимаемые управленческие решения в этой области основываются на медицинских и экономических критериях, реже — с учетом мнения пациентов о качестве медицинской помощи [10].

Нос и окружающие его воздушные полости защищают организм человека от воздействия вредных факторов воздушной среды. От состояния этой защиты зависит дальнейшая жизнь человека, его здоровье, качество жизни и ее продолжительность. В последние годы число обращений по поводу заболеваний полости носа и околоносовых пазух значительно выросло. В общей структуре заболева-

научно обоснованно подобают выявлять недостат-устранения, вскрывать

емости ЛОР-органов их поражение прочно заняло первое место как по обращаемости в поликлинику, так и в группе больных, проходящих лечение в стационарных условиях [9].

Патология носа и околоносовых пазух на сегодняшний день имеет важно1 дико-социальное значение, и одной из актуальных задач периода реформирования здравоохранения является создание эффективной системы управления^ачеотвом медицинской помощи населению, что предполагает совершенствование как амбу-латорно-поликлинической, так и стационарной помощи [7].

Одним из средств, позволяющих получить информацию о запросах населения является изучение общественного мнения [1].

Данные социологических исследований позво. ходить к анализу современных явлений и процессов, ки и упущения, определять наиболее правильные и лучше использовать имеющиеся резервы [

С целью изучения и оценки удовлаГворенновтЕ пациентов с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух качеством и доступностью медицинской помощи на поликлиническом уровне нами проведено медико-социальное исследование.

Для сбора материала кафедрой оториноларингологии совместно с кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и гигиены разработана анкета^омп-лексной медико-социальной характеристики лечебно-диагностического процесса в поликлинике и здоровья семьи, которая включала вопросы, касающиеся, с одной стороны, личных данных1пол, возраст, место работы, наличияЦоедных привычек и т.д.), с другаЙсшрот1 удовлетворенности пациентов качеством оказанной медицинской помощи, осведомленности пациентов о медицинских услугах.

Наше исследование проведено на базе ГБУЗрП^№и8ДЗМ филиал № 1 ЦАО г. Москвы, осуществляющей медицинскую помощь прикрепленному населению с различноип&тологией ЛОР-органов. Проведен шихся на амбулаторном лечении в данной поли олости носа и околоносовых пазух.

Анализ полученных данных^6казал,^|о среди опрошенных было 50,5% муж-

лица в возрасте от 30 до 54 лет (женщины) а возрастную группу от 25 до 29 лет при-т 55 (женщины) и 60 лет (мужчины) до 69 лет мужчины и женщины — "145%, от 20 до 24 лет — 13,2%, старше 70 лет — 8,6%, и наименьшую возрастную группу составили респонденты в возрасте до 20 лет — 6,4%.

Среди опрошенных среднее образование имели 7,7%, среднее специальное — 19,2%, незаконченное высшее — 12,7%, высшее — 60,4%.

По социальному положению: наибольший удельный вес имели служащие — 31,4%, почти одинаковую долю составили рабочие — 18,6%, пенсионеры — 16,4% и учащиеся — 14,6%, домохозяйки — 8,2%, интеллигенция — 4%, респонденты, занятые в сфере крупного бизнеса — 2,8%, малого бизнеса — 1,8%, сфере обслуживания — 1,8%, к другим видам деятельности отнесли себя 0,4% опрошенных.

рос 220 пациентов, находив-инике по поводу заболеваний

чин и 49,5% женщин. Преобл и от 30 до 59 лет (мужчин шлось 17,3%, на возраст

Одним из факторов, влияющих на качество медицинской помощи, является медицинская активность населения, в частности самооценка здоровья и своевременность обращения за медицинской помощью [2].

Согласно результатам опроса только 25% опрошенных считают свое Здоровье отличным; как среднее его оценили 67% респондентов, как плохое^^ 67%. При этом 32,3% опрошенных не припоминают, сколько времени за послшнтлри года они были в состоянии плохого самочувствия. При оценке здоровья всей семьи в целом, в том числе родительской, 71,4% опрошенных ук практически здоровы, 13,6% — в семье возникают^Цты

в семье есть хронические тяжелые болезни, 3,6% ман», «алкоголик».

Сравнительные оценки субъективных показа приведенные по данным распространенных в опросов, обнаруживают, что по сравнению с евр ление имеет более низкие оценки субъекти

в семье все олезни, 11,4% — инвалид, «нарко-

;й здоровья населения России, ее время социологических ейскими странами наше насе-восприятия хорошего здоровья (свое здоровье как хорошее и дажё отливное оценивают в некоторых странах до 80%) [6]. При этом только 25(|9%"р^пондентов обращаются к врачу сразу при возникновении первых признакоЬболерни, а 22,8% — при наличии^Я^ признаков болезни и ухудшении самочувствия и 39,5% — когда становится^невозюожным продолжать работать (учиться), 11,8% опрошенных стараются, нд^юшащаться к врачам.

Средняя длительность лечения больных на амбулаторном этапе по поводу заболевания полости носа и околоносовых пазух составляет 13 дней, средняя длительность лечения с выдачей листа нетрудоспособности — 7 дней.

По данным медико-социального анализа, установлено, что при субъективной оценке качества и эффективности специализированной оториноларингологической помощи больным с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух основная !1стьК77,3%) опрошенных выразила родную удовлетворенность оказанной по-ущью, 8,6% частично удовлетвопеЬымчесГвом медицинской помощи, 11,9% затруднялись с ответом, «Вам безразлично» ответили 2,2% респондентов.

Основными причинами неудовлетворенности медицинской помощью явились очереди, неудовлетворительные^словия и изношенное оборудование. Устранение этих недостатков приведет к повышению качества медицинской помощи и степени удовлетворения ею населения. Отмечено больными профессиональное (69%), вежливое и внимательное отношение медицинского персонала при врачебной и сестринской деятельности. Однако часть больных (2,7%) отметили отсутствие у персонала желания хорошо работать.

Следует отметить, что, по данным других авторов, больные, получившие амбулаторное лечение до госпитализации, только в 18,6% случаев отметили полную удовлетворенность, а в 57,5% частичную удовлетворенность объемом и качеством лечения в условиях поликлиники [3].

Как следует из результатов исследований других авторов отношения населения из разных регионов Российской Федерации к платной медицинской помощи и услугам, проведенного на достаточно репрезентативной выборке, несмотря

лить себе все, кроме орительным свое 'еудовлетворитель-

Ольшей степени ассоции-

на существенные различия в зависимости от благосостояния, занятости, образовательного уровня и семейного положения, в целом 84,14% случаев политика на увеличение оплачиваемой из личных средств медицинской помощи и услуг^не поддерживается гражданами и не признается ими социально справедливой

По данным нашего исследования, 22,3% ценят медицинскую помощь вросу-дарственном лечебном учреждении за бесплатность услуг. ВозмоЖнр^тоЧвжзано с тем, что, по данным нашего исследования, отличным свое маавриальное положение (т.е. наличие возможности позволить себе любые траты) счиГарттолько 2,3% опрошенных; средним свой достаток (т.е. возможность дорогостоящих покупок) считают 46% респондентов материальное положение считают 45,4% опроше ным — 6,3%.

Неудовлетворительный материальный доход в рован с социальной принадлежностью к «иабоким»! также «не работающим» 27,3%, наличием среднего или средне-специального образования. Группы людей с низким и удовлетворительным уровнем материального обеспечения в большей мере, чем более обеспеченные, надеются на помощь государства в решении своих проблем, в том числе в отношенииздорарья [6]. Это подтверждает! нашего исследования — 65% пациентов с заболеваниями полост носовых пазух обращаются за медицинской помощью в госуд^рст цинские учреждения.

Направление деятельности государства по изменению ситуац тывать реальныепред§таврения населения и наряду сиазкитием^юциальных программ помощи (совершенствование социального и медицинского страхования и пенсионнагшэбеCпBЧения) обеспечивать прогресс культуры, развития образования, а так же изменения жизненных ориентировж^йвщденческих установок [6].

На вопрос о потребностях здравоохранения, которые в первую очередь необходимо реализовать для улучшения качества медицинской помощи, 42,3% респон-тили о необходимости готовить хороших врачей и 42,7% о необходи-ти достойно оплачивать труд медработни

Социологические опросы^пя органов управления здравоохранением могут жить важным инструментом оперативного контроля и управления качеством лечебно-профилактическойпомощи^" условиях страховой медицины [2].

Таким образом, при субъективной оценке качества и эффективности специализированной оториноларингологической помощи больным с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух основная часть опрошенных полностью удовлетворена оказанной помощью. В результате анализа данных социологического опроса выявлены основные причины неудовлетворенности пациентов с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух качеством медицинского обслуживания на амбулаторном этапе: очереди, неудовлетворительные условия и изношенное оборудование. Для повышения эффективности работы ЛОР-кабинета в условиях поликлиники необходимо осуществлять поиск финансовых средств для приобретения современного оборудования; более широко внедрять лечебные

ыми и околомеди-

олжно учи-

и диагностические технологии; совершенствовать знания врача. Нерешенность вопросов справедливой оплаты медицинской помощи, а тем более дефицит государственных инвестиций в здравоохранение являются актуальными проблемами, требующими решения на государственном уровне.

1й помощи, здравоохранение

■Л

- изации и качестве дис-1. — № 6. — С. 23—25. оларингологической помощи условиях крупного промыш-СПб., 2007. с. ... док. мед. наук. — М., 2007.

ЛИТЕРАТУРА

1] Агаларова Л. С. Мнение населения об организации и качест: оказываемой участковыми терапевтами и врачами обще: Российской Федерации. — 2009. — № 1. — С. 26—28

2] Гасанова А.З. Изучение мнения работающего населен пансеризации // Здравоохранение Российской Федера

3] Грязина Н.В. Оптимизация организации экстренной отор: взрослому населению в многопрофильном^® ленного города: Автореф. дисс. ... канд. меМ наук.

4] Ефименко С.А. Социология пациента^вторф^д

5] Кутумова О.Ю. Социологический^прос как составляющая научного обоснования стратегий охраны здоровья населений реП^на // Вестник межрегиональной ассоциации «Здравоохранение Сибири». —^001^— № 2. — С. 16—17.

6] Максимова Т.М. Социальный^радиенГ в формировании здоровья насвле^ия. — М., 2005.

7] Мурашова Т.В. Динамические показатели ургентной ЛОР-помощи^услЯвиях#ородской больницы: Автореф^исс. ... канд. мед. наук. — М., 2010. ^Т ^^

8] Наваркин М.В. [ищр..Итношение населения к оплате медицунскойЦрмощн и услуг в системе общественных ценностей // Здравоохранение Российской Федерации. — 2007. — № 5. — С

9] Пис ЦЗ/РХаШенко В.В. Новое в морфологии нЛа и околоносовых пазух // Вестник ото 1рйнТйлогии. — 2011. — № 1. — С. 8. V^l

0] Све ы Т.Г., Цыганова О.А., Кудрявцев А.В^Оценка^Яовлетворенности медицинской ощью нкциентов амбулаторно-поликлиниче1цихучреждений (по данным социоло-опроса) // Здравоохранение^осшйсквй Федерации. — 2010. — № 3. —

Organization and the quality of care provided by district ealth of the Russian Federation. — 2009. — № 1. —

Agalarova L.S. Public opinionjbo physicians and general practitio P. 26—28.

[2] Gasanova A.Z. Research® the working population opinion about the organization and quality of preventive medical examination // Health of the Russian Federation. — 2011. — № 6. — P. 23—25.

[3] Gryazina N.V. Optimising ENT emergency assistance to adults in a multidisciplinary hospital of a large industrial city: Author's abstract of PhD thesis in Med. Sci. — St. Petersburg, 2007.

[4] Efymenko S.A. Sociology of a patient: Author's abstract of PhD thesis in Med. Sci. — Moscow, 2007.

[5] Kutumova O.Yu. Sociological survey as part of a scientific substantiation health strategies in the region // Bulletin of Interregional Association "Siberian Health". — 2001. — № 2. — P. 16—17.

[6] Maximova T.M. Social gradient in the formation of public health. — Moscow, 2005.

BecrnHK Py^H, cepua Медицина, 2014, № 1

[7]

[8]

[9] [10]

Murashova T. V. Dynamic indicators of urgent ENT care in of the urban hospital: Author's abstract of PhD thesis in Med. Sci. — Moscow, 2010.

Attitude of the population to payment for medical care and services in the system of social values / M.V. Navarkin et al. // Health of the Russian Federation. — 2007. P. 27—30.

Piskunov S.Z., Kharchenko V. V. New in the morphology of the nose and parana| Journal of Otolaryngology. — 2011. — № 1. — C. 8. Svetlichnaya T.G., Tsiganova O.A., Kudryavtsev A.V. Evaluation of satif with medical care to patients of outpatient clinics (according to a poll) // Health of the^u xderation. — 2010. — № 3. — P. 18—21.

ASSESSMENT OF QUALITY OUTPATIENT CARE OF PATIENTS WITH DISEASES OF THE NASAL CAVITY AND PARANASAL SINUSES (according tOa soliological survey)

A.V. Bitsaeva, V.I. Popadyuk

Department of otorhinolaryngology ' Friendship University of Russia str., 25, Moscow, Russia, 115093

* A.V. Fomina

artment of Public Health, Health andWygieni Peoples' Friendship Universityof RUT Miclukho-Maklaya str., 8, Moscow^m&aTT7T98

r survey data, found that in the ' care to patients with diseases o: I with assistance provided. organizing medical care.

Key words: patient satisfaction, d

ment of the quality and effectiveness •anasal sinuses, the majority of respon-the most highly they estimate medical staff

al cavity and paranasal sinuses, the sociological

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.