ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА АМБУЛАТОРНОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПОЛОСТИ НОСА И ОКОЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ (по данным социОлОгического опроса)
А.В.
Каф|
В.И. Попадюк
ноларингологии Российский уНИверситет дружбы народов ул. Павловская, 25, Москва, Россия, 115093
А.В. Фомина
венного здоровья, здравоохран оссийский университет дружбы лМиклухо-Маклая, 8, Москва, Ро|
Путем проведенного анализа данных социолог ективИйй оценКе^ачества и эффективности специализ' мощи бол_тм с заболеваниями полости носа Полностью удовлетворена оказанной помощ:
установлено, что при субъ-оториноларингологической по-вых пазух основная часть опрошенных ^^^^^ \ что наиболее высоко они оценивают ифЖацию медицинского персонала и^енее— организацию медицинской помощи.
лючевые слова: удовлетворенностЬшациентов, заболевания полости носа и околоносовых азух, социологический опрос.
Охрана и укреплениеиздорЬвьяиюдей является одним из важнейших элементов государственной содиаЬВ2й'^олитики [5].
Одной из целей реформирования российского здравоохранения является обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью. Принимаемые управленческие решения в этой области основываются на медицинских и экономических критериях, реже — с учетом мнения пациентов о качестве медицинской помощи [10].
Нос и окружающие его воздушные полости защищают организм человека от воздействия вредных факторов воздушной среды. От состояния этой защиты зависит дальнейшая жизнь человека, его здоровье, качество жизни и ее продолжительность. В последние годы число обращений по поводу заболеваний полости носа и околоносовых пазух значительно выросло. В общей структуре заболева-
научно обоснованно подобают выявлять недостат-устранения, вскрывать
емости ЛОР-органов их поражение прочно заняло первое место как по обращаемости в поликлинику, так и в группе больных, проходящих лечение в стационарных условиях [9].
Патология носа и околоносовых пазух на сегодняшний день имеет важно1 дико-социальное значение, и одной из актуальных задач периода реформирования здравоохранения является создание эффективной системы управления^ачеотвом медицинской помощи населению, что предполагает совершенствование как амбу-латорно-поликлинической, так и стационарной помощи [7].
Одним из средств, позволяющих получить информацию о запросах населения является изучение общественного мнения [1].
Данные социологических исследований позво. ходить к анализу современных явлений и процессов, ки и упущения, определять наиболее правильные и лучше использовать имеющиеся резервы [
С целью изучения и оценки удовлаГворенновтЕ пациентов с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух качеством и доступностью медицинской помощи на поликлиническом уровне нами проведено медико-социальное исследование.
Для сбора материала кафедрой оториноларингологии совместно с кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и гигиены разработана анкета^омп-лексной медико-социальной характеристики лечебно-диагностического процесса в поликлинике и здоровья семьи, которая включала вопросы, касающиеся, с одной стороны, личных данных1пол, возраст, место работы, наличияЦоедных привычек и т.д.), с другаЙсшрот1 удовлетворенности пациентов качеством оказанной медицинской помощи, осведомленности пациентов о медицинских услугах.
Наше исследование проведено на базе ГБУЗрП^№и8ДЗМ филиал № 1 ЦАО г. Москвы, осуществляющей медицинскую помощь прикрепленному населению с различноип&тологией ЛОР-органов. Проведен шихся на амбулаторном лечении в данной поли олости носа и околоносовых пазух.
Анализ полученных данных^6казал,^|о среди опрошенных было 50,5% муж-
лица в возрасте от 30 до 54 лет (женщины) а возрастную группу от 25 до 29 лет при-т 55 (женщины) и 60 лет (мужчины) до 69 лет мужчины и женщины — "145%, от 20 до 24 лет — 13,2%, старше 70 лет — 8,6%, и наименьшую возрастную группу составили респонденты в возрасте до 20 лет — 6,4%.
Среди опрошенных среднее образование имели 7,7%, среднее специальное — 19,2%, незаконченное высшее — 12,7%, высшее — 60,4%.
По социальному положению: наибольший удельный вес имели служащие — 31,4%, почти одинаковую долю составили рабочие — 18,6%, пенсионеры — 16,4% и учащиеся — 14,6%, домохозяйки — 8,2%, интеллигенция — 4%, респонденты, занятые в сфере крупного бизнеса — 2,8%, малого бизнеса — 1,8%, сфере обслуживания — 1,8%, к другим видам деятельности отнесли себя 0,4% опрошенных.
рос 220 пациентов, находив-инике по поводу заболеваний
чин и 49,5% женщин. Преобл и от 30 до 59 лет (мужчин шлось 17,3%, на возраст
Одним из факторов, влияющих на качество медицинской помощи, является медицинская активность населения, в частности самооценка здоровья и своевременность обращения за медицинской помощью [2].
Согласно результатам опроса только 25% опрошенных считают свое Здоровье отличным; как среднее его оценили 67% респондентов, как плохое^^ 67%. При этом 32,3% опрошенных не припоминают, сколько времени за послшнтлри года они были в состоянии плохого самочувствия. При оценке здоровья всей семьи в целом, в том числе родительской, 71,4% опрошенных ук практически здоровы, 13,6% — в семье возникают^Цты
в семье есть хронические тяжелые болезни, 3,6% ман», «алкоголик».
Сравнительные оценки субъективных показа приведенные по данным распространенных в опросов, обнаруживают, что по сравнению с евр ление имеет более низкие оценки субъекти
в семье все олезни, 11,4% — инвалид, «нарко-
;й здоровья населения России, ее время социологических ейскими странами наше насе-восприятия хорошего здоровья (свое здоровье как хорошее и дажё отливное оценивают в некоторых странах до 80%) [6]. При этом только 25(|9%"р^пондентов обращаются к врачу сразу при возникновении первых признакоЬболерни, а 22,8% — при наличии^Я^ признаков болезни и ухудшении самочувствия и 39,5% — когда становится^невозюожным продолжать работать (учиться), 11,8% опрошенных стараются, нд^юшащаться к врачам.
Средняя длительность лечения больных на амбулаторном этапе по поводу заболевания полости носа и околоносовых пазух составляет 13 дней, средняя длительность лечения с выдачей листа нетрудоспособности — 7 дней.
По данным медико-социального анализа, установлено, что при субъективной оценке качества и эффективности специализированной оториноларингологической помощи больным с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух основная !1стьК77,3%) опрошенных выразила родную удовлетворенность оказанной по-ущью, 8,6% частично удовлетвопеЬымчесГвом медицинской помощи, 11,9% затруднялись с ответом, «Вам безразлично» ответили 2,2% респондентов.
Основными причинами неудовлетворенности медицинской помощью явились очереди, неудовлетворительные^словия и изношенное оборудование. Устранение этих недостатков приведет к повышению качества медицинской помощи и степени удовлетворения ею населения. Отмечено больными профессиональное (69%), вежливое и внимательное отношение медицинского персонала при врачебной и сестринской деятельности. Однако часть больных (2,7%) отметили отсутствие у персонала желания хорошо работать.
Следует отметить, что, по данным других авторов, больные, получившие амбулаторное лечение до госпитализации, только в 18,6% случаев отметили полную удовлетворенность, а в 57,5% частичную удовлетворенность объемом и качеством лечения в условиях поликлиники [3].
Как следует из результатов исследований других авторов отношения населения из разных регионов Российской Федерации к платной медицинской помощи и услугам, проведенного на достаточно репрезентативной выборке, несмотря
лить себе все, кроме орительным свое 'еудовлетворитель-
Ольшей степени ассоции-
на существенные различия в зависимости от благосостояния, занятости, образовательного уровня и семейного положения, в целом 84,14% случаев политика на увеличение оплачиваемой из личных средств медицинской помощи и услуг^не поддерживается гражданами и не признается ими социально справедливой
По данным нашего исследования, 22,3% ценят медицинскую помощь вросу-дарственном лечебном учреждении за бесплатность услуг. ВозмоЖнр^тоЧвжзано с тем, что, по данным нашего исследования, отличным свое маавриальное положение (т.е. наличие возможности позволить себе любые траты) счиГарттолько 2,3% опрошенных; средним свой достаток (т.е. возможность дорогостоящих покупок) считают 46% респондентов материальное положение считают 45,4% опроше ным — 6,3%.
Неудовлетворительный материальный доход в рован с социальной принадлежностью к «иабоким»! также «не работающим» 27,3%, наличием среднего или средне-специального образования. Группы людей с низким и удовлетворительным уровнем материального обеспечения в большей мере, чем более обеспеченные, надеются на помощь государства в решении своих проблем, в том числе в отношенииздорарья [6]. Это подтверждает! нашего исследования — 65% пациентов с заболеваниями полост носовых пазух обращаются за медицинской помощью в госуд^рст цинские учреждения.
Направление деятельности государства по изменению ситуац тывать реальныепред§таврения населения и наряду сиазкитием^юциальных программ помощи (совершенствование социального и медицинского страхования и пенсионнагшэбеCпBЧения) обеспечивать прогресс культуры, развития образования, а так же изменения жизненных ориентировж^йвщденческих установок [6].
На вопрос о потребностях здравоохранения, которые в первую очередь необходимо реализовать для улучшения качества медицинской помощи, 42,3% респон-тили о необходимости готовить хороших врачей и 42,7% о необходи-ти достойно оплачивать труд медработни
Социологические опросы^пя органов управления здравоохранением могут жить важным инструментом оперативного контроля и управления качеством лечебно-профилактическойпомощи^" условиях страховой медицины [2].
Таким образом, при субъективной оценке качества и эффективности специализированной оториноларингологической помощи больным с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух основная часть опрошенных полностью удовлетворена оказанной помощью. В результате анализа данных социологического опроса выявлены основные причины неудовлетворенности пациентов с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух качеством медицинского обслуживания на амбулаторном этапе: очереди, неудовлетворительные условия и изношенное оборудование. Для повышения эффективности работы ЛОР-кабинета в условиях поликлиники необходимо осуществлять поиск финансовых средств для приобретения современного оборудования; более широко внедрять лечебные
ыми и околомеди-
олжно учи-
и диагностические технологии; совершенствовать знания врача. Нерешенность вопросов справедливой оплаты медицинской помощи, а тем более дефицит государственных инвестиций в здравоохранение являются актуальными проблемами, требующими решения на государственном уровне.
1й помощи, здравоохранение
■Л
- изации и качестве дис-1. — № 6. — С. 23—25. оларингологической помощи условиях крупного промыш-СПб., 2007. с. ... док. мед. наук. — М., 2007.
ЛИТЕРАТУРА
1] Агаларова Л. С. Мнение населения об организации и качест: оказываемой участковыми терапевтами и врачами обще: Российской Федерации. — 2009. — № 1. — С. 26—28
2] Гасанова А.З. Изучение мнения работающего населен пансеризации // Здравоохранение Российской Федера
3] Грязина Н.В. Оптимизация организации экстренной отор: взрослому населению в многопрофильном^® ленного города: Автореф. дисс. ... канд. меМ наук.
4] Ефименко С.А. Социология пациента^вторф^д
5] Кутумова О.Ю. Социологический^прос как составляющая научного обоснования стратегий охраны здоровья населений реП^на // Вестник межрегиональной ассоциации «Здравоохранение Сибири». —^001^— № 2. — С. 16—17.
6] Максимова Т.М. Социальный^радиенГ в формировании здоровья насвле^ия. — М., 2005.
7] Мурашова Т.В. Динамические показатели ургентной ЛОР-помощи^услЯвиях#ородской больницы: Автореф^исс. ... канд. мед. наук. — М., 2010. ^Т ^^
8] Наваркин М.В. [ищр..Итношение населения к оплате медицунскойЦрмощн и услуг в системе общественных ценностей // Здравоохранение Российской Федерации. — 2007. — № 5. — С
9] Пис ЦЗ/РХаШенко В.В. Новое в морфологии нЛа и околоносовых пазух // Вестник ото 1рйнТйлогии. — 2011. — № 1. — С. 8. V^l
0] Све ы Т.Г., Цыганова О.А., Кудрявцев А.В^Оценка^Яовлетворенности медицинской ощью нкциентов амбулаторно-поликлиниче1цихучреждений (по данным социоло-опроса) // Здравоохранение^осшйсквй Федерации. — 2010. — № 3. —
Organization and the quality of care provided by district ealth of the Russian Federation. — 2009. — № 1. —
Agalarova L.S. Public opinionjbo physicians and general practitio P. 26—28.
[2] Gasanova A.Z. Research® the working population opinion about the organization and quality of preventive medical examination // Health of the Russian Federation. — 2011. — № 6. — P. 23—25.
[3] Gryazina N.V. Optimising ENT emergency assistance to adults in a multidisciplinary hospital of a large industrial city: Author's abstract of PhD thesis in Med. Sci. — St. Petersburg, 2007.
[4] Efymenko S.A. Sociology of a patient: Author's abstract of PhD thesis in Med. Sci. — Moscow, 2007.
[5] Kutumova O.Yu. Sociological survey as part of a scientific substantiation health strategies in the region // Bulletin of Interregional Association "Siberian Health". — 2001. — № 2. — P. 16—17.
[6] Maximova T.M. Social gradient in the formation of public health. — Moscow, 2005.
BecrnHK Py^H, cepua Медицина, 2014, № 1
[7]
[8]
[9] [10]
Murashova T. V. Dynamic indicators of urgent ENT care in of the urban hospital: Author's abstract of PhD thesis in Med. Sci. — Moscow, 2010.
Attitude of the population to payment for medical care and services in the system of social values / M.V. Navarkin et al. // Health of the Russian Federation. — 2007. P. 27—30.
Piskunov S.Z., Kharchenko V. V. New in the morphology of the nose and parana| Journal of Otolaryngology. — 2011. — № 1. — C. 8. Svetlichnaya T.G., Tsiganova O.A., Kudryavtsev A.V. Evaluation of satif with medical care to patients of outpatient clinics (according to a poll) // Health of the^u xderation. — 2010. — № 3. — P. 18—21.
ASSESSMENT OF QUALITY OUTPATIENT CARE OF PATIENTS WITH DISEASES OF THE NASAL CAVITY AND PARANASAL SINUSES (according tOa soliological survey)
A.V. Bitsaeva, V.I. Popadyuk
Department of otorhinolaryngology ' Friendship University of Russia str., 25, Moscow, Russia, 115093
* A.V. Fomina
artment of Public Health, Health andWygieni Peoples' Friendship Universityof RUT Miclukho-Maklaya str., 8, Moscow^m&aTT7T98
r survey data, found that in the ' care to patients with diseases o: I with assistance provided. organizing medical care.
Key words: patient satisfaction, d
ment of the quality and effectiveness •anasal sinuses, the majority of respon-the most highly they estimate medical staff
al cavity and paranasal sinuses, the sociological