Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ ПАЦИЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПОЛОСТИ НОСА И ОКОЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)'

ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ ПАЦИЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПОЛОСТИ НОСА И ОКОЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ / ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОЛОСТИ НОСА И ОКОЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / PATIENT SATISFACTION / DISEASE OF THE NASAL CAVITY AND PARANASAL SINUSES / THE SOCIOLOGICAL SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бицаева Антонина Валерьевна, Коршунова Ирина Анатольевна, Березова Диана Константиновна

Приведены результаты социологического анализа удовлетворенности медицинской помощью пациентов с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух. Полученные данные свидетельствуют о высоком уровне удовлетворенности потребителей медицинских услуг. Выявлено, что наиболее высоко они оценивают квалификацию медицинского персонала и менее - организацию медицинской помощи. В результате анализа данных социологического опроса выявлены основные причины неудовлетворенности пациентов с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух качеством медицинского обслуживания в стационаре: отсутствие сервиса, плохое оснащение и недостаток лекарственных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бицаева Антонина Валерьевна, Коршунова Ирина Анатольевна, Березова Диана Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF SATISFACTION WITH MEDICAL CARE PATIENTS WITH DISEASES OF THE NOSE AND PARANASAL SINUSES (ACCORDING TO A SOCIOLOGICAL SURVEY)

The results of the sociological analysis of satisfaction with medical care of patients with diseases of the nose and paranasal sinuses. The data indicate a high level of satisfaction of health services. Revealed that they value most highly qualified medical personnel and less - the organization of medical care. An analysis of the survey data identified the main causes of dissatisfaction of patients with diseases of the nose and paranasal sinuses quality medical service at the hospital: the lack of service, poor equipment and insufficient current medicines.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ ПАЦИЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПОЛОСТИ НОСА И ОКОЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)»

Российская оториноларингология № 1 (62) 2013 ^

УДК: 616.216.1-4:616.212.4:614.253.83-89

ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ ПАЦИЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПОЛОСТИ НОСА И ОКОЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)

А. В. Бицаева, И. А. Коршунова, Д. К. Березова

EVALUATION OF SATISFACTION WITH MEDICAL CARE PATIENTS WITH DISEASES OF THE NOSE AND PARANASAL SINUSES (ACCORDING TO A SOCIOLOGICAL SURVEY)

A. V. Bitsaeva, I. A. Korshunova, D. K. Berezova

ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», Москва

(Зав. каф. оториноларингологии - проф. В. И. Попадюк)

Приведены результаты социологического анализа удовлетворенности медицинской помощью пациентов с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух. Полученные данные свидетельствуют о высоком уровне удовлетворенности потребителей медицинских услуг. Выявлено, что наиболее высоко они оценивают квалификацию медицинского персонала и менее - организацию медицинской помощи. В результате анализа данных социологического опроса выявлены основные причины неудовлетворенности пациентов с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух качеством медицинского обслуживания в стационаре: отсутствие сервиса, плохое оснащение и недостаток лекарственных средств.

Ключевые слова: удовлетворенность пациентов, заболевания полости носа и околоносовых пазух, социологический опрос.

Библиография: 9 источников.

The results of the sociological analysis of satisfaction with medical care of patients with diseases of the nose and paranasal sinuses. The data indicate a high level of satisfaction of health services. Revealed that they value most highly qualified medical personnel and less - the organization of medical care. An analysis of the survey data identified the main causes of dissatisfaction of patients with diseases of the nose and paranasal sinuses quality medical service at the hospital: the lack of service, poor equipment and insufficient current medicines.

Key words: patient satisfaction, disease of the nasal cavity and paranasal sinuses, the sociological survey.

Bibliography: 9 sources.

Особое анатомическое положение и биологическая защитная роль ЛОРорганов в организме предрасполагают к частому возникновению в них патологических процессов [3]. В последние годы число обращений по поводу заболеваний полости носа и околоносовых пазух значительно возросло [8]. В общей структуре заболеваемости ЛОРорганов их поражение прочно заняло первое место как по обращаемости в поликлинику, так и в группе больных, проходящих лечение в стационарных условиях [6].

Согласно результатам проведенных исследований, острым гнойным риносинуситом ежегодно заболевают около 15% взрослого и 5-10% детского населения.

Хронической патологией полости носа и околоносовых пазух страдает 10-20% населения, а отдельные симптомы отмечаются у 40% опрошенных. В последнее десятилетие заболеваемость хроническими синуситами на тысячу населения увеличилась в три раза, а удельный вес госпитализируемых больных ежегодно возрастает на 1,5-2,0%. Количество новых случаев по-липозного синусита, по данным обращаемости, составляет около 70 тыс. в год [9].

Согласно нашим исследованиям, проведенным на базе ЛОР-отделения Городской кли-

нической больницы № 4 г. Москвы, самую большую нозологическую группу среди всей ЛОР-заболеваемости составляют болезни полости носа и околоносовых пазух (более 50,0%). На втором месте находится патология уха (около 25,0%), на третьем месте - болезни глотки (около 10,0%).

В структуре заболеваний полости носа и околоносовых пазух преобладают гнойные заболевания околоносовых пазух: острые синуситы (32,0%) и хронические синуситы (25,0%) (в среднем за 5 лет). На втором месте - искривление перегородки носа (19,0%), затем идут травмы носа и околоносовых пазух (7,0%), фурункулы, абсцессы носа и другие воспалительные заболевания кожи и подкожной клетчатки (7,0%), риниты (все формы), носовые кровотечения.

Патология носа и околоносовых пазух на сегодня имеет важное медико-социальное значение, и одной из актуальных задач периода реформирования здравоохранения является создание эффективной системы управления качеством медицинской помощи населению, что предполагает совершенствование как амбулаторно-поликлинической, так и стационарной помощи [4].

Одной из целей реформирования российского здравоохранения - обеспечение населения до-

: 60-я науч.-практ. конф. «Молодые ученые - российской оториноларингологии»

ступнои и качественной медицинскои помощью. Принимаемые управленческие решения в этой области основываются на медицинских и экономических критериях, реже - с учетом мнения пациентов о качестве медицинской помощи [7].

Анализ удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи в нашей стране проводится в настоящее время на учрежденческом, муниципальном, региональном и межрегиональном уровнях. Субъектами исследований являются руководители лечебно-профилактических учреждений, органов управления здравоохранением, независимые исследователи. Широкая вариабельность результатов исследований объясняется различиями используемых разными авторами методик, а также особенностями изучаемых аспектов качества медицинской помощи [7].

Цель исследования. Изучение и оценка удовлетворенности пациентов с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух качеством и доступностью медицинской помощи на стационарном уровне.

Материалы и методы. Для сбора материала кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и гигиены совместно с кафедрой оториноларингологии разработана анкета комплексной медико-социальной характеристики лечебно-диагностического процесса в больнице и здоровья семьи, которая включала вопросы, касающиеся, с одной стороны, личных данных (пол, возраст, место работы, наличие вредных привычек и т. д.), с другой стороны, удовлетворенности пациентов качеством оказанной медицинской помощи, осведомленности пациентов о медицинских услугах. Проведен опрос 222 пациентов, находившихся на стационарном лечении в данном отделении по поводу заболеваний носа и околоносовых пазух.

Анализ полученного материала показал, что среди опрошенных 58,5% мужчины и 41,5% женщины. Преобладали лица в возрасте от 30 до 54 лет (женщины) и от 30 до 59 лет (мужчины) - 45%, на возрастные группы от 25 до 29 лет пришлось 17%, до 20 лет и от 20 до 24 лет - по 12%, на возрастную группу от 55 (женщины) и 60 (мужчины) лет до 69 лет мужчины и женщины -9%, наименьшую возрастную группу составили респонденты старше 70 лет - 5%.

Среди опрошенных среднее образование имели 11%, среднее специальное - 32%, незаконченное высшее - 12%, высшее - 45%.

Удельный вес лиц, относящих себя по социальной принадлежности к рабочим, составил 24,5%, к служащим - 18,5%, к интеллигенции - 10,5%, к крупному бизнесу - 11%, к малому бизнесу - 11%, к сфере обслуживания - 9%, к учащимся - 15,5%, к пенсионерам - 10,5%, к домохозяйкам - 6%, к лицам с общественно-политическим характером деятельности - 1%.

Самым распространенным каналом госпитализации за период с 2007 по 2011 г. является амбулаторная сеть (планово и экстренно): от 66% в 2009 г. до 78% в 2007 г.

Средняя длительность пребывания больных в стационаре по поводу заболевания полости носа и околоносовых пазух прогрессивно увеличилась с 6,8 дня в 2007 г. до 8,1 дня в 2011 г. Сокращение сроков пребывания больных является наиболее важным рычагом интенсификации лечебно-диагностического процесса. Высокий оборот койки дает дополнительное поступление финансовых средств, формирование прибыли, используемой на нужды развития больницы и поддержки персонала.

Трудности с направлением для лечения в больницу испытали 28,5% опрошенных, в основном они были связаны с очередью на госпитализацию и проблемами на работе.

По данным медико-социального анализа установлено, что при субъективной оценке качества и эффективности специализированной оторинола-рингологической помощи больным с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух основная часть (88%) опрошенных выразила полную удовлетворенность оказанной помощью. Выявлен значительный (9%) удельный вес больных, неудовлетворенных качеством, воздержались от ответа 3% опрошенных. Основными причинами неудовлетворенности медицинской помощью явились:

- отсутствие сервиса;

- плохое оснащение;

- недостаток лекарственных средств.

Отмечено больными профессиональное

(83,5%), вежливое и внимательное отношение врачей и медперсонала. Однако 1% больных указали на грубое обращение персонала к ним. Следует отметить, что, по данным других авторов, больные, получившие амбулаторное лечение до госпитализации, только в 18,6% случаев отметили полную удовлетворенность, а в 57,5% частичную удовлетворенность объемом и качеством лечения в условиях поликлиники [1].

Как следует из результатов исследований других авторов отношения населения из разных регионов Российской Федерации к платным медицинской помощи и услугам, проведенным на репрезентативной выборке, несмотря на существенные различия в зависимости от благосостояния, занятости, образовательного уровня и семейного положения, в 84,14% случаев политика на увеличение оплачиваемой из личных средств медицинской помощи и услуг не поддерживается гражданами и не признается ими социально справедливой [5]. По данным нашего исследования, 56,5% ценят медицинскую помощь в государственном лечебном учреждении за бесплатность услуг и только 1% опрошенных считает необходимым ввести платную медицину для улучшения

Российская оториноларингология № 1 (62) 2013

^^ =

качества оказываемых услуг. Возможно, это связано с тем, что, по данным нашего исследования: отличным свое материальное положение (т. е. наличие возможности позволить себе любые траты) считают только 2,5% опрошенных; средним свой достаток (т. е. возможность позволить себе все, кроме дорогостоящих покупок) считают 33,5% респондентов; удовлетворительным свое материальное положение считают 55,5% опрошенных; неудовлетворительным - 7,5%. Неудовлетворительный материальный доход в наибольшей степени ассоциирован с социальной принадлежностью к рабочим и служащим, а также неработающим - 33%, наличием среднего или среднеспециального образования. Люди с низким и удовлетворительным уровнями материального обеспечения в большей мере, чем более обеспеченные, надеются на помощь государства в решении своих проблем, в том числе и в отношении здоровья [2]. Это подтверждается и данными нашего исследования - 63,5% пациентов с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух обращаются за медицинской помощью в государственные медицинские учреждения. Очевидно, что направление деятельности государства по изменению ситуации должно учитывать реальные представления населения и наряду с развитием социальных программ помощи (совершенствование социального и медицинского страхования и пенсионного обеспечения) обеспечивать про-

гресс культуры, развитие образования, а также изменения жизненных ориентиров и поведенческих установок [2].

На вопрос о потребностях здравоохранения, которые в первую очередь необходимо реализовать для улучшения качества медицинской помощи, 40 % респондентов ответили о необходимости возвести здравоохранение в ранг национального приоритета на деле.

Таким образом, при субъективной оценке качества и эффективности специализированной оториноларингологической помощи больным с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух основная часть опрошенных полностью удовлетворена оказанной помощью.

В результате анализа данных социологического опроса выявлены основные причины неудовлетворенности пациентов с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух качеством медицинского обслуживания в стационаре: отсутствие сервиса, плохое оснащение и недостаток лекарственных средств.

Нерешенность вопросов справедливой оплаты медицинской помощи, а тем более дефицит государственных инвестиций в здравоохранение являются актуальными проблемами, требующими решения на государственном уровне.

Устранение этих недостатков приведет к повышению качества медицинской помощи и степени удовлетворения ею населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грязина Н. В. Оптимизация организации экстренной оториноларингологической помощи взрослому населению в многопрофильном стационаре в условиях крупного промышленного города: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 2007. - 16 с.

2. Максимова Т. М. Социальный градиент в формировании здоровья населения. - М., 2005. - 238 с.

3. Меркулов О. А. Качество жизни больных с патологией ЛОРорганов // Вестн. оторинолар. - № 4. - 2009. -С. 54-56.

4. Мурашова Т. В. Динамические показатели ургентной ЛОР-помощи в условиях городской больницы: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2010. - 16 с.

5. Отношение населения к оплате медицинской помощи и услуг в системе общественных ценностей/ М. В. Наваркин [и др.] // Здравоохр. Российской Федерации. - 2007. - № 5. - С. 27-30.

6. Пискунов С. З., Харченко В. В. Новое в морфологии носа и околоносовых пазух // Вестн. оторинолар. - 2011. -№ 1. - С. 8-12.

7. Светличная Т. Г., Цыганова О. А., Кудрявцев А. В. Оценка удовлетворенности медицинской помощью пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений (по данным социологического опроса) // Здравоохр. Российской Федерации. - 2010. - № 3. - С. 18-21.

8. Тарасова Н. В. Заболеваемость гнойным фронтитом в Самаре // Вестн. оторинолар. - 2002. - № 5. - С. 18-19.

9. Шишева А. К. Социально-экономические аспекты применения эндоскопии в современной ринологии: автореф. дис. канд. ... мед.наук. - М., 2012. - 16 с.

Бицаева Антонина Валерьевна - аспирант каф. оториноларингологии РУДН. 115093, Москва, ул. Павловская, д. 25; тел.: 8-926-831-39-79, e-mail: Surgut22@mail.ru

Коршунова Ирина Анатольевна - ассистент каф. оториноларингологии РУДН. 115093, Москва, ул. Павловская, д. 25, e-mail: Alena-korshnova0@rambler.ru, тел.: 8-926-119-36-68

Березова Диана Константиновна - ассистент каф. оториноларингологии Российского университета дружбы народов. 115093, Москва, ул. Павловская, д. 25; тел.: 8-925-521-16-93, e-mail: beredilor@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.