Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА'

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПРОЦЕССНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рязапова Л.З., Загрутдинова А.К.

Рассматриваются механизмы внедрения новых требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) в образовательной организации на примере реализации процессного подхода в СМК университета. Предлагается метод анализа достижения показателей эффективности отдельными подразделениями, совокупность которых ориентирована на достижение установленных показателей вуза в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА»

традиционные и инновационные методы, но делая акцент на принцип коммуникативности как в обучении, так и в использовании компьютерных технологий.

Традиционное обучение русскому языку как иностранному ориентировано на чтение, понимание и перевод специальных текстов, а также изучение терминологии по специальности, т.е. синтаксиса научного стиля. Особое внимание нужно уделить на то, что работа по созданию базовых знаний должна организоваться, особенно на начальном этапе, по четким алгоритмам изучения языка. Начинаем работа с чтения текста, но в идеале нужно стремиться к восприятию информации «с голоса», применяя «интонационное чтение». Данная методика широко освещается в современных интенсивных методических разработках.

Как показывает многолетний опыт работы с иностранными студентами, также эффективным является метод погружения в искусственно созданную ситуацию, где студентам необходимо выполнить задание, связанное с задачами, встречающимися в повседневной жизни, но требующие знаний специальной терминологии. Существует множество методик к введению, отработке и закреплению лексики на уроках русского языка, в данном процессе немаловажную роль играет и компетенция преподавателя.

В механизме профессионально-ориентированного диалогического общения нужно выделить несколько компонентов:

а) цели (ради чего студент вступает в общение);

б) содержание (информация, которая передается от одного человека к другому);

в) средства и способы переработки и расшифровки информации;

г) каналы, по которым передается информация.

Как и любой другой диалогический текст, профессиональный диалог можно разделить на содер-

жательные блоки, объединенные тематически. Каждому из них соответствует своя коммуникативная цель. Умение вести диалог равнозначно с грамматикой, и эти два направления невозможны одно без другого. Для того, чтобы грамотно сочетать эти два направления, нужно, чтобы устная практика на половину состояла из повторения грамматики, пройденной на уроке. Желательно как можно чаще использовать диалоги, чтобы студенты могли практиковаться в развитии устной речи.

При развитии навыков устной речи необходимо помнить, что монологический ее элемент не уступает диалогическому. Поэтому далее следует идти на увеличение объема монологической реплики в диалоге и позднее к чисто монологическим формам устной речи. Поставленной цели можно добиться только на основе коммуникативно-ориентированных учебников и учебных материалов. И на начальном этапе изучения русского языка одной из важнейших целей является чтение, служащим средством для овладения другими видами речевой деятельности, что особенно важно на этом этапе изучения языка. Как известно, иностранным студентам в период обучения в российском вузе присущ высокий уровень мотивации овладения языком вообще.

Таким образом, успешного обучения русскому языку как иностранному можно добиться применением в первую очередь, личностно-ориентирован-ного подхода, дающий максимально раскрывать возможности личности студента, развивая его интеллектуальной потенциал, развивая его творческие возможности. Данный подход будет эффективным при соблюдении следующих условий:

- современной профессиональной подготовки преподавателя РКИ;

- обучение русскому языку как приобщению к русской культуре;

- активное включение иностранных студентов в реальную речевую деятельность;

- использование межпредметных связей в обучении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вьюгина, С.В. Практико-ориентированный подход при обучении русскому языку иностранных студентов. /С.В.Вьюгина //Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Язык в образовательном пространстве неязыкового вуза: теория и практика», 18-19 апреля 2019 г. - Новосибирск: НГТУ- 2019. - С.247-253

2. Вьюгина, С.В. Место информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного. \С.В. Вьюгина, И.И.Галимзянова // Материалы международного симпозиума «Надежность и качества» -Пенза, 2019. т.2. - С.94-96

3. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. /Р.Л.Льюис. - М, 1999/

4. Стародумов, И.В. Особенности преподавания русского языка как иностранного. /И.В.Стародумов //Молодой ученый. - 2018. - №40. - С.204-207- URL. https://moluch.ru/archive/22 6/52 8 4 3 (дата об-раэения: 05.04.2020).

УДК 378.14

Рязапова Л.З., Загрутдинова А.К.

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», Казань, Россия ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

Рассматриваются механизмы внедрения новых требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001—2015 (ISO 9001:2015) в образовательной организации на примере реализации процессного подхода в СМК университета. Предлагается метод анализа достижения показателей эффективности отдельными подразделениями, совокупность которых ориентирована на достижение установленных показателей вуза в целом.

Ключевые слова

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, ПРОЦЕССНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ) сегодня — это крупнейший отечественный образовательный центр химико-технологического профиля. Университет занимает лидирующие позиции в области подготовки высококвалифицированных инженерных кадров по направлению «Химическая технология». Здесь реализуется 3 80 образовательных программ высшего, среднего и дополнительного образования. В вузе обучается почти 25 000 студентов и аспирантов. Высокие достижения вуза признаны целым рядом компаний - глобальных лидеров, деятельность которых имеет стратегическую значимость для оте-

чественной экономики (ПАО «Газпром», ГК «Роса-том» и др.), что позволило университету стать их опорным вузом. Такой статус позволяет привлекать в КНИТУ наиболее способных и перспективных студентов Приволжского региона России, а также ближнего и дальнего зарубежья.

Успешная деятельность университета базируется на многих составляющих, и одной из ключевых является созданная в нем в 2007 году и действующая по настоящее время система менеджмента качества (СМК), внедренная руководством организации и поддержанная на всех уровнях структурных подразделений. Первоначально построение СМК универси-

тета инициировалось как создание «системы менеджмента на основе гарантии качества образовательной деятельности — СГК ОД». В дальнейшем в ходе экспертизы, проведенной Рособрнадзором, комиссия рекомендовала доработать СМК КНИТУ «до уровня сертификации». В 200 9 году в соответствии с одним из основополагающих принципов менеджмента качества «Лидерство руководства», заложенным в основу данного стандарта, высшим руководством университета были сформулированы миссия, политика и цели в области качества КНИТУ (высшие документы системы менеджмента качества), отражающие главное предназначение университета, его намерения и направления деятельности в области качества [1].

Политика и цели в области качества постоянно актуализируются, благодаря чему все сотрудники понимают ключевые направления деятельности университета и осознают важность личного вклада в достижение поставленных целей. Все структурные подразделения (включая факультеты и кафедры) ежегодно разрабатывают собственные документы «Цели в области качества» на учебный год. По его окончании составляются отчеты для высшего руководства университета. Формируется анализ со стороны руководства, который позволяет оценить ва-лидность действующей системы менеджмента качества, ее пригодность к функционированию, достаточности и результативности. Анализ позволяет сделать заключения о целесообразности и необходимости изменений в системе менеджмента качества университета, в том числе политике и целях, а также оценку возможности улучшения процессов. Вся собранная информация является основой для принятия последующих управленческих решений, оценки рисков и определения корректирующий действий.

С 2009 года в университете внедрена система внутренней оценки деятельности подразделений (внутренних аудитов), функционирует институт уполномоченных по качеству (внутренних аудиторов), в состав которого вошли представители факультетов, кафедр и административных подразделений КНИТУ, прошедшие специализированное обучение.

Совершенствование образовательной деятельности вуза проводится с учетом мнения работодателей и на основе результатов комплексного самообследования, рейтинговой оценки структурных подразделений, успешного прохождения процедур государственной и профессионально-общественной аккредитации. В университете реализуются программы подготовки бакалавров и магистров по программам, актуальным для Приволжского Федерального округа (в том числе, подготовка магистров из других регионов, включая Москву), и промыш-ленно-ориентированные образовательные программы подготовки бакалавров, магистров и аспирантов, участвующих в научно-исследовательских работах, реализуемых на предприятиях республики.

В настоящее время СМК КНИТУ в области образовательной, научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности соответствует требованиям ГОСТ ISO 9001-2015 (с учетом рекомендаций стандартов и директив ENQA) [2]. Это позволяет вузу успешно интегрироваться в международное научно-образовательное пространство, расширять академическую и студенческую мобильность. В КНИТУ созданы необходимые условия для активной публикации научных трудов профессорско-преподавательского состава и обучающихся, в том числе в системах Web of Scince, Scopus и РИНЦ, реализации проектов международного сотрудничества в целях развития интеграционных процессов в международной научно-образовательной среде и совершенствования системы непрерывного образования. Заключено соглашение между КНИТУ и Мино-брнауки России по экспорту образования.

Как и все организации, СМК которых сертифицированы на соответствие требованиям ГОСТ ISO

9001-2015, КНИТУ переработал свою систему менеджмента качества с учетом положений нового стандарта, таких как [3]:

интеграция мышления на основе рисков; больший акцент на принципы менеджмента качества;

лучшее выстраивание процессов управления организацией;

конечные результаты (соответствие продукции результативности процессов); менеджмент знаний; менеджмент жизненного цикла; улучшения и инновации;

включение в СМК инструментов управления качеством, в том числе статистических методов анализа, регулирования и контроля.

В целях эффективности деятельности университета в КНИТУ создана процессная структура управления с назначением владельцев и руководителей процессов. Многие исследователи предлагали различные подходы к созданию организационной структуры [4]. В КНИТУ на основании анализа внешних всероссийских и международных рейтингов, анализа среди референтных вузов, составляется перечень основных процессов, по которым устанавливаются показатели эффективности. Формирование процесса при этом включает несколько стадий, которые осуществляются последовательно и закрепляются приказом по университету.

На первом этапе происходит назначение руководителей основных процессов из числа проректоров (директоров) университета, которые несут ответственность за перспективное планирование, ресурсное обеспечение и достижение контрольных значений показателей основных процессов. Затем выделяются руководители поддерживающих процессов из числа руководителей основных управленческих подразделений (начальник управления, центра, отдела), которые несут ответственность за текущее планирование, ресурсное обеспечение и достижение контрольных значений поддерживающих процессов. Третья стадия обеспечивает закрепление персональной ответственности по достижению контрольных значений показателей основных, вспомогательных и поддерживающих процессов, обеспечивается посредством заключения эффективного контракта с руководителями и исполнителями процессов (рис.1).

Действующая в университете система мониторинга показателей эффективности позволяет увидеть реальную картину работы процесса, оценить все риски [5] и своевременно принять корректирующие действия, которые в свою очередь описаны в разработанных картах процессов, содержащих риски и корректирующие действия по каждому процессу. Разработанные карты процессов выстраивают всю последовательную цепочку процесса с указанием всех участников [6].

В 2019 году группой аудиторов Ассоциации по сертификации "Русский Регистр" была проведена сертификационная проверка системы менеджмента (СМ).

Целями проверки являлись:

проверка соответствия СМ требованиям ISO 9001:2015, установленных процессов и документации системы менеджмента организации;

оценка способности системы менеджмента обеспечивать соответствие применимым законодательным, нормативным и контрактным требованиям;

оценка результативности системы менеджмента для обеспечения уверенности, что поставленные цели могут быть достигнуты;

идентификация, если применимо, областей для возможного улучшения системы менеджмента.

Проверка проводилась по процессам и подразделениям, связанным с основной образовательной деятельностью университета. В ходе проверки были проверены следующие процессы/элементы системы менеджмента, определяющие эффективность образовательной деятельности:

ДЕКОМПОЗИЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Рисунок 1 - Декомпозиция показателей в соответствии с процессным подходом КП-0-1.1-04.2019 «Обеспечение целевых показателей приемной кампании университета»

КП-0-1.2-04.2019 «Обеспечение необходимого объема научных и методических материалов»

КП-0-1.3-04.2019 «Обеспечение удельного веса магистров и аспирантов в общем контингенте обучающихся»

КП-О-1.4-04.2019 «Обеспечение установленной доли аспирантов, поступивших из других вузов»

КП-О-1.5-04.2019 «Обеспечение трудоустройства выпускников»

КП-О-1.6-04.2019 «Обеспечение доли студентов-целевиков, обучающихся по направлениям и областям знаний «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Образование и педагогические науки»»

КП-О-1.11-04.2019 «Обеспечение контрольного уровня остаточных знаний обучающихся»

КП-O-2.2-03.2019 «Обеспечение необходимого количества публикаций, индексируемых в информационно-аналитических системах научного цитирования»

КП^^^-ОЗ^О^ «Обеспечение необходимого количества цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитических системах научного цитирования»

По результатам аудита подтверждена следующая область сертификации: разработка и реализация основных и дополнительных образовательных программ, осуществление научно-исследовательской деятельности.

Объем проверки был определен планом проверки и включал оценку адекватности и соответствия деятельности и элементов СМ, в том числе: производственных, управленческих и вспомогательных процессов; политики; целей; организационной структуры управления; документации СМ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зекунов А.Г. Бабыкин С.В. Рязапова Л.З. Вавилова О.В. Особенности перехода образовательной организации на ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Компетентность. №2 (153) 2018г. с.18-24

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования (электронный ресурс https://www.internet-law.ru/gosts/gost/607 64/).

3. Зекунов А.Г., Бабыкин С.В., Особенности перехода на ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) // Компетентность. - 2017. - № 7 (148).

4. Серенков П.С. Методы менеджмента качества. Методология организационного проектирования инженерной составляющей системы менеджмента качества - Минск: Новое знание; М.: Инфра-М, 2015. - 491 с.

4. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011. Менеджмент риска. Методы оценки риска.

5. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнесс-процессы: Регламентация и управление. - М.6 Инфра-М, 2009. - 320 с.

УДК 378.14

Рязапова Л.З., Китаева Л.А.

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», Казань, Россия ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Проектирование профильной части основных образовательных программ высшего образования основывается на профессиональных стандартах, которые определены в качестве нормативно-правовой базы для структуры и содержания высшего образования. Рассмотрена актуальность разработки основных образовательных программ с учетом содержания компетенций профессиональных стандартов при переходе на ФГОС нового поколения. Выявлена необходимость проектирования «профиля выпускника», определяемого набором актуальных трудовых функций и спецификой направления подготовки. Приведен сравнительный анализ дескрипторов трудовых функций, определяющих организационно-технический компонент инженерной деятельности. Рассмотрена возможность использования дескрипторов трудовых действий, необходимых для осуществления трудовых функций, в качестве содержательной базы для формулирования индикаторов достижения сформированности компетенций. Предложены подходы к проектированию блоков дисциплин при формировании учебных планов различных профилей для инженерно-технических направлений подготовки.

Ключевые слова:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ, ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КОМПЕТЕНЦИИ, ПРОФИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Необходимо отметить, что актуализированные ФГОС содержат два перечня обязательных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника вуза - универсальные и общепрофессиональные компетенции. Особенностью этого поколения стандартов является то, что универсальные компетен-

Начиная с 2019 года система высшего образования массово осуществляет переход на актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональная деятельность становится нормативно закрепленным основанием для проектирования содержания профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.