ЗООТЕХНИЯ И ВЕТЕРИНАРИЯ
УДК 637.141.3.05 (470.45)
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОКА ПАСТЕРИЗОВАННОГО, РЕАЛИЗУЕМОГО ТОРГОВЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ Г. ВОЛГОГРАДА
К.В. Эзергайль, доктор биологических наук, профессор
А.В. Горбунов, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Т.А. Любименко, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент В.А. Чучунов, кандидат биологических наук, доцент
Волгоградский государственный аграрный университет
Данная статья посвящена изучению вопроса конкурентоспособности и оценки качества молока пастеризованного как продукта, пользующегося высоким спросом у потребителей. Рассчитаны коэффициенты весомости наиболее значимых свойств продукта, комплексные показатели качества оцениваемых образцов и дана оценка качества молока наиболее часто встречающихся производителей.
Ключевые слова: молоко, конкурентоспособность, комплексный показатель качества, цена.
Одним из решающих факторов коммерческого успеха является конкурентоспособность товаров, которая, в свою очередь, зависит от цены и качества. Увеличение конкурентоспособности товаров за счет повышения их уровня качества является наиболее значимым для потребительского сегмента с высоким уровнем доходов. Что касается цены потребления, то чем ниже уровень цен, тем выше конкурентоспособность реализуемой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее производителя в соперничестве с конкурентами аналогичной продукции, и наоборот [2]. С учетом данных условий и формируется уровень качества и ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров [3].
Целью данной работы являлась оценка конкурентоспособности молока пастеризованного жирностью 3,2 %, произведённого разными производителями по ГОСТ Р 52090-2003, как товара, пользующегося повседневным спросом у потребителей. Для расчета конкурентоспособности рассматривались два взаимосвязанных фактора - цена и качество.
Качество изучаемого продукта выражали через комплексный показатель качества, для расчета которого были определены коэффициенты весомости на основании свойств, имеющих значимость для покупателя. Коэффициенты весомости определяли методом ранжирования (табл. 1).
При этом 1-й ранг присваивался самому важному показателю; 2-й следующему и т.д. Для установления коэффициента весомости был использован ряд чисел от 0 до 10. При этом показателю, получившему ранг 1-й, присваивался наивысший коэффициент весомости. Коэффициент весомости следующего по важности показателя определялся как доля важности первого показателя. Анализ качества исследуемых образцов проводился на кафедре «Технология производства, переработки продуктов животноводства и товароведение» Волгоградской ГСХА, экспертной группой в составе 5 чело-
век было определено 4 показателя, определяющих качество консервов: вкус, запах, консистенция, цвет.
Таблица 1 - Ранжирование свойств
Эксперты Свойства Сумма рангов каждого показателя, п І Мі І=1
Вкус Запах Конси- стенция Цвет
1 3 3 3 1 10
2 4 2 2 2 10
3 3 3 3 1 10
4 4 4 1 1 10
5 3 3 3 1 10
Сумма рангов каждого показателя £м,і 1=1 17 15 12 6 І £мц=50 і=1 1=1
Затем определили коэффициенты весомости (тг;) рыбных консервов, по Формуле 1:
Ім „
т.= ------------ (і)
І Им „
і=і і =і
» п г
где, ІМг- сумма рангов каждого показателя, ІІм - сумма рангов всех показателей.
1=1 ¡=і >1 11
Получили значения коэффициентов весомости для каждого показателя соответственно: т1 = 17:50 = 0,34; т2 = 15: 50 = 0,3; т3 = 12:50 = 0,24; т4 = 6:50 = 0,12.
Оценивая комплексный показатель качества молока, использовали 20-ти балльную шкалу, т.е. каждое свойство оценивали соответствующим баллом, в зависимости от результата органолептической оценки [1, 4]. Балльная оценка каждого образца представлена в таблице 2.
По данным таблицы 2 видно, что наивысшая органолептическая оценка (19,2) был у образца «Молоко пастеризованное жирностью 3,2 % «Кубанская бурёнка», произведённая ОАО «Вимм-Билль-Данн», Россия, Краснодарский край, г. Тимошевск, ул. Гибридная д. 2.
Таблица 2 - Качество молока пастеризованного жирностью 3,2%
Наименование рыбных консервов Вкус Запах Консистенция Цвет Итого
Молоко пастеризованное жирностью 3,2 % «Ве- 4,6 4,8 4,2 4,6 18,2
селый молочник» ОАО «Вимм-Билль-Данн», Россия, Н. Новгород, ул. Ларина, 19
Молоко пастеризованное жирностью 3,2% «Простоквашино» ОАО «Волгоградский молочный завод №3 «ЮНИМИЛК», Россия, г. Волгоград ул. Пржевальского, 20 4,4 5,0 4,0 4,6 18,0
Молоко пастеризованное жирностью 3,2% «Домик в деревне» ООО «Аннинское молоко», Россия, п.г.т. Анна, ул. Севастопольская, д. 4 4,4 4,4 4,0 4,6 17,4
Молоко пастеризованное жирностью 3,2% «Вологодское» ФГУП «Учебно - опытный молочный завод», Россия, Волгоградская обл., с. Молочное, ул. Панкратова, 15 4,2 4,0 3,8 4,6 16,6
Молоко пастеризованное жирностью 3,2% «Кубанская бурёнка», ОАО «Вимм-Билль-Данн», Россия, Краснодарский край, г. Тимошевск, ул. Г ибридная д. 2 4,8 5,0 4,6 4,8 19,2
Используя результаты оценки качества молока пастеризованного жирностью
3.2 % и значения коэффициентов весомости, рассчитали комплексный показатель качества по формуле 2:
п
и = 1 т,* q, (2),
1=1
где т1 - коэффициент весомости каждого показателя; q1 - относительный показатель качества.
Результаты расчета комплексного показателя качества молока представлены в таблице 3.
Таким образом, по результатам расчета комплексного показателя качества, наибольшее значение (4,81) получил образец - Молоко пастеризованное жирностью
3.2 % «Кубанская бурёнка», Россия, ОАО «Вимм-Билль-Данн», Краснодарский край, г. Тимошевск, ул. Гибридная д. 2. Наименьшее значение комплексного показателя качества (4,09) получил образец — «Молоко пастеризованное жирностью 3,2 % «Вологодское» ФГУП «Учебно - опытный молочный завод», Россия, Волгоградская обл., с. Молочное, ул. Панкратова, 15.
Оценку конкурентоспособности товара производили по формуле 3.
К = К^у + Кэ1э (3),
где К - конкурентоспособность; Ку - конкурентоспособность по уровню качества; Кэ, - конкурентоспособность по экономическим показателям; 1у, 1, - коэффициенты весомости уровня качества и цены молока пастеризованного 3,2 % жирностью для отдельных потребительских сегментов.
Для расчета конкурентоспособности по уровню качества и по экономическим показателям используем формулы 4 и 5.
К у = ЦТ <4>- К э = С6 (5),
и б С о
где, ио - комплексный показатель качества оцениваемого образца; иб - комплексный показатель качества базового образца; Со - цена оцениваемого образца; Сб - цена базового образца.
Коэффициенты весомости цены (;э) и качества (;у) для каждого потребительского сегмента рассчитывали по формулам (6), (7):
№ 1(25) 2012
^^тах
Ц^тп
-1
и с
тах ^ V—чтх 2
и» СПп
(6),
/э =
с
с
и с
тах | тах _2
и ■ с
тп '^т
(7),
Значениям имах и Смах соответствуют максимальные их значения, а итт и Стт -минимальные значения в данном потребительском сегменте.
Рассчитали конкурентоспособность каждого образца молока пастеризованного, полученные результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Показатели конкурентоспособности (К), комплексного показателя качества (и) и цены (С) молока пастеризованного 3,2 % жирностью
Наименование рыбных консервов Комплексный показатель качества, и О ю а ч а з а н е ■ ю о с о Б « 1 £ £ Й & § н & н о К
Молоко пастеризованное жирностью 3,2 % «Веселый молочник» ОАО «Вимм-Билль-Данн», Россия, Н. Новгород, ул. Ларина, 19 4,56 32 1,07
Молоко пастеризованное жирностью 3,2 % «Простоквашино» ОАО «Волгоградский молочный завод № 3 «ЮНИМИЛК», Россия, г. Волгоград ул. Пржевальского, 20 4,51 29 0,98
Молоко пастеризованное жирностью 3,2 % «Домик в деревне» ООО «Аннинское молоко», Россия, п.г.т. Анна, ул. Севастопольская, д. 4 4,33 30 1,00
Молоко пастеризованное жирностью 3,2% «Вологодское» ФГУП «Учебно - опытный молочный завод», Россия, Волгоградская обл., с. Молочное, ул. Панкратова, 15 4,09 30 1,00
Молоко пастеризованное жирностью 3,2 % «Кубанская бурёнка», ОАО «Вимм-Билль-Данн», Россия, Краснодарский край, г. Тимошевск, ул. Гибридная д. 2 4,81 31 1,04
Таким образом, наиболее конкурентоспособным (1,07) является первый образец - Молоко пастеризованное жирностью 3,2 % «Веселый молочник» ОАО «Вимм-Билль-Данн», Россия, Н. Новгород, ул. Ларина, 19, который хотя и имел самую высокую цену реализации (32 руб., за л), но зато отличался высоким комплексным показателем качества (4,56).
Наименее конкурентоспособным (0,98) является второй образец - Молоко пастеризованное жирностью 3,2 % «Простоквашино» ОАО «Волгоградский молочный завод № 3 «ЮНИМИЛК», Россия, г. Волгоград ул. Пржевальского, 20.
№ 1(25) 2012
Библиографический список:
1. Родина, Т.Г. Сенсорный анализ продовольственных товаров [Текст] / Т.Г. Родина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 30-36.
2. Скрипин, П.В. / Потребительские товары. Теоретические основы [Текст]: учебное пособие / Ф.И. Тариченко, В.В. Крючкова, П.В. Скрипин. - Дон ГАУ, 2009. - С. 76-78.
3. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - М. : Маркетинг, 2002. - С. 127-128.
4. Шидловская, В.П. Органолептические свойства молока и молочных продуктов [Текст] /
В.П. Шидловская. - М. : Колос, 2000. - С. 87-89.
Е^аП: [email protected]