Научная статья на тему 'Оценка качества и доступности медицинской помощи студентами медицинского вуза'

Оценка качества и доступности медицинской помощи студентами медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
240
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ / МЕДПУНКТ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / HEALTH / STUDENTS / IZHEVSK STATE MEDICAL ACADEMY / MEDICAL CENTER / MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова Н.М., Рапенкова А.В., Москвина Ю.В., Геворкян А.Г.

В данной статье рассматривается тема оказания квалифицированной медицинской помощи студентам разных курсов и факультетов Ижевской государственной медицинской академии (ИГМА). Первичное медицинское обслуживание студентов осуществляют работники медпункта. В статье выявлены и раскрыты основные проблемы и недочеты в работе персонала и в обустройстве помещения медпункта ИГМА. На основе опроса студентов даны частные рекомендации по улучшению врачебной и фельдшерской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попова Н.М., Рапенкова А.В., Москвина Ю.В., Геворкян А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the quality and accessibility of medical care to medical students

This article discusses the topic of providing qualified medical care to students of different courses and faculties of the Izhevsk state medical Academy (igma). Primary medical care of students is carried out by the staff of the medical center. The article identifies and reveals the main problems and shortcomings in the work of the staff and in the arrangement of the premises of the igma medical center. On the basis of a survey of students, private recommendations for improving medical and paramedic care are given.

Текст научной работы на тему «Оценка качества и доступности медицинской помощи студентами медицинского вуза»

Оценка качества и доступности медицинской помощи студентами медицинского вуза Assessment of the quality and accessibility of medical care to medical students

Попова Н.М.,

доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Ижевской государственной медицинской академии»

МЗУР, Ижевск, Россия. E-mail: kafedra-ozz@mail. ru

Popova N. M.,

doctor of medical Sciences, Professor, head of the Department ofpublic health AND public health of the

«Izhevsk state medical Academy», Izhevsk, Russia. E-mail: kafedra-ozz@mail.ru

Рапенкова А.В,

кандидат экономических наук, доцент кафедры медбиофизики, информатики и экономики ФГБОУ ВО «Ижевской государственной медицинской академии» МЗ УР,

Ижевск, Россия. E-mail: phizika@igma. udm. ru

Repenkova A. V.,

candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of medical Biophysics, Informatics and Economics, «Izhevsk state medical Academy» MZ of UR,

Izhevsk, Russia. E-mail: phizika@igma. udm. ru

Москвина Ю.В.,

студентка 4 курса лечебного факультета ФГБОУ ВО «Ижевской государственной медицинской академии» МЗ УР,

Ижевск, Россия. E-mail: moskvinajuliav@gmail. com

Moskvina Yu. V.,

4th year student of the medical faculty of the «Izhevsk state medical Academy», Izhevsk, Russia. E-mail: moskvinajuliav@gmail. com

студентка 4 курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Ижевской государственной медицинской академии» МЗ УР,

Ижевск, Россия. E-mail: ani.gevorkyan.2016@mail. ru

Gevorkyan A. G.,

4th year student ofpediatric faculty of «Izhevsk state medical Academy», Izhevsk, Russia. E-mail: ani.gevorkyan.2016@mail.ru

Аннотация.

В данной статье рассматривается тема оказания квалифицированной медицинской помощи студентам разных курсов и факультетов Ижевской государственной медицинской академии (ИГМА). Первичное медицинское обслуживание студентов осуществляют работники медпункта. В статье выявлены и раскрыты

основные проблемы и недочеты в работе персонала и в обустройстве помещения медпункта ИГМА. На основе опроса студентов даны частные рекомендации по улучшению врачебной и фельдшерской помощи.

Annotation.

This article discusses the topic of providing qualified medical care to students of different courses and faculties of the Izhevsk state medical Academy (igma). Primary medical care of students is carried out by the staff of the medical center. The article identifies and reveals the main problems and shortcomings in the work of the staff and in the arrangement of the premises of the igma medical center. On the basis of a survey of students, private recommendations for improving medical and paramedic care are given.

Ключевые слова: здоровье, студенты, Ижевская государственная медицинская академия, медпункт, медицинская помощь.

Key words: health, students, Izhevsk state medical Academy, medical center, medical care.

Одной из основных задач государства в сфере образования является всесторонняя забота о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов [1]. Молодым людям принадлежит ведущая роль в формировании будущего страны, трудовых ресурсов, обороноспособности, интеллектуального и творческого потенциала, воспроизводства населения [2]. Рассматривая учебу в медицинских вузах, студенты сталкиваются с рядом трудностей. Помимо общей адаптации к новым условиям самостоятельной жизни, к требованиям учебной программы, студенты-медики проходят путь преодоления себя на психологическом уровне, так как часто на 1 -3 курсах проверяется устойчивость студента к достаточно жестким условиям обучения, включая большой объем информации, постоянные отработки неудовлетворительных оценок, и даже давление со стороны преподавателей. Полная адаптация к новым условиям происходит лишь к 3-4 курсу, когда молодые люди уже знают, чего хотят от жизни, становятся личностями, приобретают уверенность в том, чем занимаются, получают опыт, необходимый для работы в медицине. В силу того, что студенты большую часть времени проводят в сидячем положении, нерегулярно питаются или питаются несбалансированной пищей, подвергаются стрессовым воздействиям, возникает риск снижения зрения, появления вредных привычек, риск развития патологии сердечно-сосудистой, пищеварительной системы. Также гиподинамия в сочетании с интенсивной умственной деятельностью ведет к развитию нервно-дистрофических процессов, синдрома хронической усталости. Следует отметить, что в силу традиционно специфического образа жизни студенты неадекватно воспринимают проблемы своего здоровья, принимая отклонения за вариант нормы. При этом они предпочитают не обращаться за медицинской помощью специалистов даже в затруднительных ситуациях. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, общая заболеваемость студенческой молодежи в мире возросла за последние 10 лет на 35 %. Организация медицинской помощи студентам в России в последние годы — это остаточные явления слаженной, организованной системы медико-санитарного обслуживания отдельных групп населения, которая была сформирована в СССР. Система охраны здоровья студентов во второй половине прошлого века включала в себя более 30 тыс. специальных больнично-поликлинических учреждений, около 50 тыс. вузовских поликлиник и отделений, врачебные и фельдшерские здравпункты и зубоврачебные кабинеты, 175 специализированных студенческих санаториев. Основным звеном, осуществляющим медицинское обслуживание студентов, была определена студенческая поликлиника и специальные студенческие отделения в городских поликлиниках. Существовавшая сеть студенческих поликлиник, функционировавших в стране, практически перестала осуществлять свою деятельность, многие из них, в том числе обеспечивающие ранее медицинское обслуживание студентов в рамках Программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, претерпели ликвидацию вследствие нерентабельности, а также отсутствия должного внимания руководителей отдельных высших учебных заведений к проблемам существования таких поликлиник.

Оставшиеся специализированные студенческие поликлиники, как правило, не участвуют в программах обязательного медицинского страхования и получают финансирование исключительно из бюджетной составляющей, что является явно недостаточным. Предполагается, что студенты могут обращаться в городские и муниципальные амбулаторно-поликлинические учреждения, обслуживающие население по территориальному принципу. Однако это не является оправданным. Врачи городских поликлиник не готовы сталкиваться со специфическими проблемами данной медико-социальной группы, не обладают специальными знаниями и опытом относительно предоставления своевременных рекомендаций по связи заболеваний с выбранной специальностью, об ограничениях, формирующихся при осуществлении выбора будущей профессии. Они не готовы тратить кадровые и материально-технические ресурсы для проведения профилактических осмотров студентов, производить мониторинг состояния их здоровья [3]. В п.п.1 п.1 ст.41 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. В п.3 данной статьи установлено, что организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников [4]. Существующая государственная система оказания медицинской помощи несовершенна: отсутствует единый подход к организации студенческих поликлиник; в медицинских организациях не учитывается возрастная и социальная специфика учащихся, низкая преемственность в реабилитации и лечении пациентов, отмечается недостаточная профилактическая работа среди студенческой молодежи. И, как следствие, проводимый комплекс лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий не достигает поставленной цели [2].

Цель работы: определение состояния оказания медицинской помощи студентам ИГМА, разработка рекомендаций по улучшению системы лечебных и профилактических мероприятий в медпункте.

Материалы и методы. Объектом исследования с целью изучения оказания медицинской помощи были студенты Ижевской государственной медицинской академии (273 человека) в возрасте от 18 до 24 лет. Среди них 67% обучаются на лечебном факультете, 19,4% - на педиатрическом, 13,6% - на стоматологическом. 50,2% являются студентами 1-3 курсов, 49,5% - студенты 3-6 курсов, 0,4% - студент 7 курса. Выявление недочетов в организации работы медпункта проводилось с помощью анкетирования студентов. Созданная авторами анкета включала в себя 34 вопроса, связанных с оценкой работы персонала медпункта, обустройства помещения, а также с пожеланиями самих студентов. Анкетирование проводилось через интернет с помощью сервиса Google.

Результаты и их обсуждение. По итогам опроса выявлено, что большинство студентов - 109 человек (39,9%), обращаются в медпункт ИГМА, другая часть - 63 человека (23,1%) - предпочитают медпункту частную клинику, обосновывая это тем, что в данном учреждении оказывается более специализированная помощь. 81 человек (29,7%) обращаются в поликлинику, объясняя это тем, что получение справки о нетрудоспособности более вероятно, чем в медпункте. 115 человек (42,1%) обращаются в медпункт всего лишь 1 раз в год, остальные студенты посещают 1 раз в несколько месяцев либо вообще не посещают. 173 человека (63,4%) обращались в медпункт ИГМА в основном по поводу неудовлетворительного самочувствия вследствие инфекционных заболеваний (ОРВИ, ангина, пневмония), остальные студенты обращались по поводу диспепсических расстройств, болевого синдрома, вакцинации. На вопрос о режиме работы медпункта (фельдшер с 8:00 до 15:00, терапевт с 11:00 до 15:00) 167 человек (61,2%) ответили, что их не устраивает данный график работы, обосновывая это тем, что в часы приема сотрудники не занимаются соответствующей деятельностью либо их нет

на рабочем месте. При этом 124 человека (45,4%) предпочитают часы работы медпункта с 9:00 до 17:00, 105 человек (38,5%) - с 8:00 до 16:00, остальные 44 человека (16,1%) - с 9:00 до 16:00. Продолжая тему работы здравпункта, 106 человек (38,8%) ответили, что их вполне устраивает время обеденного перерыва (с 12:00 до 12:30), 167 человек (61,2%) предпочли бы обеденный перерыв медпункта либо до 12, либо после 13:00, обосновывая это тем, что большинство студентов свободны именно в промежуток времени с 12:00 до 13:00. 142 студента (52%) утверждали, что не замечали задержки сотрудников медпункта на обеденном перерыве, но другая половина (131 студент - 48%) указывала на то, что нередко были случаи несоответствия часов обеденного перерыва тем, которые указаны в режиме работы. При этом 69 человек (52,3%) указали на то, что им приходилось ждать врача после окончания обеда 10-15 минут, 46 человек (34,8%) ждали около 30 минут и более. 161 студент (59%) отметил, что в очереди на прием к врачу-терапевту приходилось сидеть более 20 минут, 85 студентов (31,1%) прождали в очереди 10-20 минут. При этом длительность приема составляла 5 минут и менее (по мнению 144 студентов - 52,7%), 10 минут (по мнению 94 человек - 34,4%), и 35 студентов (12,9%) ответили, что прием длился 15 минут. На вопрос о случаях не доверительного, предвзятого отношения со стороны врача на приеме 127 человек (46,5%) указали на отсутствие претензий, но 146 человек (53,5%) утверждали, что врач был некомпетентен. При обращении студентов к терапевту, фельдшеру медпункта 156 человек (57,1%) столкнулись с тем, что им пришлось доказывать сотрудникам, что им действительно нужна справка об освобождении от занятий в связи с плохим самочувствием, в результате чего справка была выдана. 66 человек (24,2%) сразу получали справку о нетрудоспособности, а остальная часть студентов (51 - 18,7%), несмотря на жалобы, вообще не получили справку. 22 человека (8,1%) на вопрос об объеме оказываемой помощи в медпункте ответили, что они всем удовлетворены, но 251 человек (91,9%) отрицательно ответили на этот вопрос. 124 человека (45,4%) оценили работу медпункта как «удовлетворительно», 106 человек (38,8%) поставили оценку «неудовлетворительно», меньшая часть - 43 человека (15,8%) дали оценку «хорошо, но есть мелкие недочеты». 106 человек (38,8%) оценили работу врача-терапевта на 3 балла, 98 человек (35,9%) - 2 балла, 69 человек (25,3%) поставили 4 балла. 89 человек (32,6%) оценили работу фельдшера медпункта в 3 балла, такое же количество студентов поставило 4 балла, а остальные 95 человек (34,8%) оценили в 2 балла. 169 студентов (61,9%) отметили, что медпункт ИГМА недостаточно оснащен необходимыми материалами и техникой, 88 человек (32,2%) ответили частично, остальная часть (5,9%) удовлетворена обустройством медпункта. 133 студента (48,7%) не проходили диспансеризацию в свой год рождения, 107 студентов (39,2%) проходили диспансеризацию не через медпункт, и всего лишь 30 человек (11%) проходили ее через медпункт ИГМА. Большинство студентов (241 -89,6%) не состоит на учете в медпункте по каким-либо хроническим заболеваниям, и всего 32 студента (10,4%) состоят на учете. Дополнительные обследования и прием узких специалистов для студентов ИГМА проводятся в БУЗ УР «Городская клиническая больница №2 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», и 17 человек (6,2%) оценили оказание медицинской помощи в этом учреждении в 5 баллов, 67 человек (24,5%) - 4 балла, 48 человек (17,6%) - 3 балла, остальные (141 - 51,7%) не обращались в данное ЛПУ. 248 студентов (90,8%) предпочитают проходить медосмотр для производственной практики в других учреждениях, объясняя это более быстрыми сроками сдачи анализов, удобством, так как все исследования проводятся в одном месте. Остальная часть (25 - 9,2%) проходит через медпункт ИГМА. По итогам опроса были созданы рекомендации по улучшению качества оказания медицинской помощи студентам ИГМА. Во-первых, необходимо несколько изменить часы работы медпункта, предпочтительнее с 9:00 до 17:00, а обеденный перерыв сделать с 13:00 до 13:30, и основной упор работы врача и фельдшера должен приходиться с 12:00 до 13:00 (когда практически все студенты освобождаются на обед) и с 14:40 до 17:00 (когда у студентов заканчиваются пары, и у них есть возможность

прийти в медпункт, не пропуская пар). Во-вторых, администрация академии должна проследить за тем, чтобы в соответствующее время сотрудники медпункта находились на своем рабочем месте. В-третьих, говоря о проблеме очередей, есть возможность внедрения электронной записи на прием врача на определенное время через сайт ИГМА, в результате чего студенты заранее будут знать, к какому времени подходить на прием (соответственно, если возникла экстренная ситуация, прием должен быть вне очереди). Также хотелось бы, чтобы длительность приема для каждого студента составляла не менее 10-15 минут. Решение следующей проблемы -отношения фельдшера и терапевта ИГМА к студентам - состоит в том, чтобы сотрудники внимательнее относились к жалобам и самочувствию студента-медика при его обращении в здравпункт. Если, как говорится, все симптомы видны на лицо, то врач не должен отпускать студента на учебу, а на день или на пару дней, в зависимости от тяжести состояния, дать освобождение от занятий для восстановления здоровья. Для раннего выявления заболеваний, предотвращения рецидивов хронических заболеваний предлагается включение студентов-медиков в программы диспансеризации. Ее можно проводить в определенный промежуток времени (1-2 месяца) на базе медпункта ИГМА, либо во 2 ГКБ на добровольной основе. Также возможно создание ежегодных профилактических осмотров специалистами, что поможет студентам следить за своим здоровьем. Еще одна немаловажная проблема, по мнению студентов, это прохождение медосмотра через медпункт ИГМА (студентам приходиться ездить по городу, чтобы сдать анализы, и ждать 3 -7 дней для получения результатов). Для удобства предлагается прохождение медосмотра в БУЗ УР «ГКБ №2 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» со скидкой для студентов ИГМА. Говоря об оснащении медпункта, студенты выдвинули следующие предложения: закупать большее количество препаратов первой необходимости, приобрести больше сидячих мест в коридоре (на данный момент у кабинета терапевта имеется 1 скамейка и 3 стула), на усмотрение академии - настенный телевизор, где была бы актуальная информация по заболеваниям, больше стоек для верхней одежды, кондиционер, косметический ремонт. В медпункте ИГМА ежегодно проводится вакцинация против вируса гриппа. Рекомендуется (по желанию) ввести дополнительно вакцинацию против вируса гепатита A, B, пневмококка, туберкулеза, против вируса клещевого энцефалита, столбняка.

Заключение. Оптимальными путями нормализации ситуации по организации медицинской помощи студенческой молодежи, а также мерами по укреплению их здоровья следует считать следующие: создание упорядоченной нормативной правовой базы, регулирующей предоставление медицинской помощи студентам в рамках специализированных медицинских поликлиник; привлечение дополнительных средств обязательного и добровольного медицинского страхования, а также бюджетных ассигнований для оплаты медицинской помощи студенческой молодежи; выделение на государственном уровне медикосоциального сообщества «студенты» в самостоятельную группу, разработка адресных программ по поддержке и охране их здоровья; рассмотрение на уровне правительстваРоссии вопроса о включении медико-социальной группы «студенты» в приоритетный Национальный проект «Здоровье» с разработкой схемы диспансеризации, разработка и внедрение проектов, направленных на формирование у студентов адекватного отношения к своему здоровью [3].

Список используемой литературы:

1. Шукшин В.И. «Научно-организационное обоснование мероприятий по сохранению здоровья студентов» // Автореф., дисс ... канд. мед. наук. - Москва. - 2015. - 24 с.

2. Модонова Т.Ч. «Перспективные технологии повышения качества и доступности медицинской помощи студенческой молодежи» // Автореф., дисс ... канд. мед. наук. - Кемерово. - 2014. - 20 с.

3. Л. В. Кочорова, Н. Ю. Колесникова «Организация медицинской помощи студентам - механизм охраны здоровья будущих поколений» // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2008. - Сер. 11. Выпуск 6. - С. 138-144.

4. Практический журнал для юриста «Юрист компании» (URL: https://www.law.ru/question/6393-obyazatelno-li-nalichie-meditsinskogo-kabineta-v-vuze , дата последнего обращения: 28.10.19)

5. Миронов С.В. «Состояние здоровья российских и иностранных студентов медицинского ВУЗа и пути улучшения их медицинского обслуживания» // Автореф., дисс ... канд. мед. наук. - Москва. - 2014. - 26 с.

6. Попова Н.М., Чернова А.А., Давков Д.С., Старовойтова М.В. «Оценка эффективности внедрения основных направлений проекта «Бережливая поликлиника» путем измерения времени нахождения пациента на повторном приеме в детской поликлинике г. Ижевска» // Труды Ижевской государственной медицинской академии. - Ижевск, 2019. - Том 57. - С. 26-27.

7. Попова Н.М., Иванов Г.А. «Опыт прохождения студенческой производственной практики в качестве организатора здравоохранения» // Труды Ижевской государственной медицинской академии. - Ижевск, 2019. -Том 57. - С. 36-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.