МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
INTERNATIONAL ECONOMIC COOPERATION
УДК 339.56
DOI 10.54048/20727240_2021_04_39 ОЦЕНКА ИТОГОВ ТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ СНГ В. Б. Мантусов1, М. Ф. Ткаченко1
1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация
Аннотация. В статье дана оценка итогов реализации многостороннего сотрудничества государств - членов СНГ в сфере торговли. Установлено, что, несмотря на то, что в целом государства - участники СНГ выполняют взятые на себя обязательства в рамках Договора о зоне свободной торговли, существует ряд противоречий и барьеров, препятствующих проведению согласованной торговой политики и наращиваю взаимной торговли. Анализ отдельных показателей динамики взаимной торговли показал низкую интенсивность взаимодействия государств - членов СНГ, их ориентацию на третьи страны. Основным партнером по экспорту и импорту для большинства стран СНГ остается Россия, которая сама в большей степени ориентирована на партнеров вне СНГ. При этом внешнеторговые связи внутри СНГ отличаются незначительной диверсификацией, а их направленность и интенсивность зависят от ряда экономических и политических факторов.
Ключевые слова: СНГ, Договор о зоне свободной торговли, евразийская интеграция, взаимная торговля.
ASSESSMENT OF THE RESULTS OF TRADE COOPERATION OF THE CIS MEMBER STATES V. B. Mantusov1, M. F. Tkachenko1
1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation
Abstract. The article assesses the results of the implementation of multilateral cooperation of the CIS member states in the field of trade. It has been established that despite the fact that, on the whole, the CIS member states fulfill their obligations under the Free Trade Zone Agreement, there are a number of contradictions and barriers that impede the implementation of a coordinated trade policy and increase mutual trade. Analysis of individual indicators of the dynamics of mutual trade showed a low intensity of interaction between the CIS member states, their orientation towards third countries. Russia remains the main export and import partner for most of the CIS countries, which itself is much focused on partners outside the CIS. At the same time, foreign trade relations within the CIS are characterized by insignificant diversification, and their direction and intensity depends on a number of economic and political factors.
Keywords: CIS, Free Trade Zone Agreement, Eurasian integration, mutual trade.
© Мантусов В. Б., Ткаченко М. Ф., 2021
ВВЕДЕНИЕ
Длительная эволюция Содружества Независимых Государств (СНГ, Содружество) как интеграционного объединения, которое первым возникло на постсоветском пространстве, определила, с одной стороны, неизбежность тесного сотрудничества друг с другом, особенно в период воздействия внешних шоков и стремления к вмешательству во внутренние дела «третьих» стран, а с другой - способствовала накоплению значительного багажа проблем во взаимоотношениях между партнерами и обострению центробежных тенденций.
В декабре 1991 г. Протокол к Соглашению о создании СНГ подписали 11 государств, в 1993 г. к Соглашению присоединилась Грузия, а к 2021 г. СНГ подошло уже без Грузии (вышла из состава в 2009 г.) и де-факто не участвующей в деятельности СНГ Украины. Туркменистан также заявил об ассоциированном членстве в 2005 г. в целях поиска «собственного пути развития», что не помешало ему председательствовать в СНГ в 2019 г.
В настоящее время страны СНГ занимают 16% мировой территории, на которой проживают 286 млн человек (данные 2020 г.), что составляет 3,8% населения мира. На государства - участники СНГ приходится почти 30% мировых запасов природного газа и угля, 20% нефти, 36% урана, 20% золота, 13% пахотных земель. В 2018 г. на долю СНГ приходилось 14,5% мирового экспорта энергоносителей, 6,2% железа и стали, 3,5% сельхозпродукции.
Экономическое сотрудничество в рамках СНГ в основном осуществляют страны, которые входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), - Россия, Казахстан, Белоруссия. Они демонстрируют самые высокие темпы экономического роста. За ними следуют Армения, Азербайджан, Узбекистан. Остальные государства отличаются низкими показателями и нестабильностью экономического развития. Основополагающую роль в объединении играет Россия, при этом большинство государств СНГ во многом зависимы от экономической ситуации в России.
Стороны в рамках «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» от 08.12.1991 договорились о всеобъемлющем сотрудничестве «своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях» [1]. При этом достижения в развитии взаимной торговли оказались одними из наиболее приоритетных и значимых, о чем свидетельствует содержание «Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года» от 29.05.2020, где сказано, что одним из наиболее существенных достижений стало «участие большинства государств - участников СНГ в многосторонней зоне свободной торговли, построенной на принципах Всемирной торговой организации (ВТО)» [2].
В связи с этим в год празднования 30-летия СНГ исследование итогов торгового сотрудничества государств - членов СНГ представляется особенно актуальным в целях определения перспектив его дальнейшего развития и места России в этих процессах.
ОЦЕНКА ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РАМКАХ СНГ
Одним из условий развития интеграции на постсоветском пространстве является проведение согласованной торговой политики, направленной на сокращение количества тарифных и нетарифных ограничений при импорте товаров.
Основой подобного направления экономического сотрудничества является «Договор о зоне свободной торговли» от 18.10.2011 (Договор), который определил меры по открытию рынков и созданию равных условий для осуществления хозяйственной деятельности экономических субъектов государств СНГ, стимулированию взаимной торговли, гармонизации норм, стандартов СНГ и других интеграционных объединений, устранению барьеров на пути движения товаров и услуг [3].
Важнейшим достижением реализации основных положений Договора является постепенное сокращение изъятий при экспорте и импорте товаров. Практически сразу после вступления в силу Договора в 2011 г. количество тарифных ограничений взаимной торговли при импорте по сравнению с 2010 г. существенно сократилось и составило 61 позицию - в основном это спирт этиловый, сахар, алкогольная и табачная продукция. К началу 2013 г. количество изъятий при импорте сократилось до пяти позиций, были сохранены пошлины при импорте только на водку, табачные изделия и сахар, действие которых распространялось до 01.01.2015. К началу 2014 г. количество пошлин при импорте составило всего три товарные позиции: водка, сахар белый и прочие сахара (по четырем знакам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)). К началу 2015 г. количество изъятий при импорте составило две товарные позиции: сахар белый и прочие сахара (по четырем знакам ТН ВЭД). Такая ситуация сохранилась вплоть до 2020 г. [4, 5, 6, 7, 8].
Что касается экспортных пошлин, то с момента вступления Договора в силу и вплоть до 2020 г. их применение осуществлялось в отношении товаров топливно-энергетического комплекса, отходов и лома металлов, минерального сырья, удобрения, кожсырья, семян сельскохозяйственных культур, живого скота.
Как отмечается в докладах сотрудников Исполнительного комитета СНГ, государства - участники СНГ, подписавшие Договор, в целом выполняют обязательства, взятые в соответствии с положениями Договора. Это касается в том числе применения национального режима, технических, санитарных и фитосанитар-ных мер, запретов и количественных ограничений. Вместе с тем в ряде случаев отмечается нарушение обязательств по выполнению положений Договора, что сопряжено как с определенными проблемами во взаимоотношениях между странами, так и с влиянием внешних факторов [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12].
Среди наиболее важных следует отметить проблему, связанную с влиянием экономической ситуации и геополитических вызовов на принятие решений о применении отдельных мер нетарифного регулирования, специальных, защитных и антидемпинговых пошлин, таможенных пошлин при импорте товаров.
Так, неоднозначная ситуация складывается в отношении применения мер защиты внутреннего рынка. Сразу после подписания Договора количество случаев применения защитных мер стало сокращаться, но впоследствии практика их использования даже расширилась. Статистика применения защитных мер свидетельствует о следующем: в 2011 г. применялось 25; в 2012 г. - 22; в 2013 г. - 20; в 2014 г. - 16; в 2015 г. - 17; в 2016 г. - 22; в 2017 г. - 22; в 2018 г. - 23; в 2019 г. - 24; в 2020 г. -31. Значительное количество применяемых защитных мер связано с действиями Украины против России, особенно в последние годы [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12].
Также государства - члены СНГ активно используют запреты и ограничения в основном в целях избежания предотвращения либо уменьшения критического недостатка товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка, а также в иных целях.
Российской Федерацией (РФ) с 01.01.2016 до 31.12.2021 согласно Указу Президента РФ от 06.08.2014 № 560 и постановлению Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 (с изменениями и дополнениями) введен запрет на импорт некоторых видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продуктов питания, происходящих из Украины. В свою очередь, Кабинет Министров Украины продлил до 31.12.2021 запрет ввоза на таможенную территорию Украины товаров из России, перечень которых утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 30.12.2015 № 1147 и введен в действие с 10.01.2016. Законом Украины от 04.12.2019 № 330-1Х «О внесении изменений в Закон Украины „О рынке электрической энергии"» введен запрет на продажу и поставки электрической энергии из Российской Федерации по двусторонним договорам и на внутрисуточном рынке (п. 8 ст. 67 Закона Украины от 13.04.2017 № 2019-УШ) [9].
Существует также проблема, связанная с участием государств - членов СНГ в других интеграционных объединениях.
Так, учитывая принятое решение об имплементации с 01.01.2016 экономического раздела «Соглашения об ассоциации Украина - Европейский союз» и возможность поступления многих товаров Европейского союза (ЕС) через территорию Украины на таможенную территорию РФ по нулевым или пониженным ставкам пошлин, российской стороной в соответствии с приложением 6 к Договору принято решение о приостановлении действия Договора в отношении Украины с 01.01.2016 и введении пошлины в отношении импорта товаров из Украины в размере ставки режима наибольшего благоприятствования. Также в соответствии с приложением 6 к Договору российской стороной введены импортные таможенные пошлины в размере ставок режима наибольшего благоприятствования в отношении ряда товаров, происходящих с таможенной территории Республики Молдова и ввозимых в Россию [9].
Со вступлением в силу Договора о ЕАЭС были выявлены противоречия в нормативных правовых актах, разрабатываемых в рамках интеграционных объединений, в том числе в области торгового взаимодействия.
Кроме того, можно констатировать наличие таких проблем, как неэффективная практика разрешения торговых споров, отсутствие отдельных соглашений,
регулирующих порядок применения запретов и ограничений, мер технического регулирования, мер нетарифного регулирования и прочих, длительность подготовки и согласования законодательных актов, регламентирующих порядок свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы (например, Таджикистан так и не завершил процесс выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Договора).
Вместе с тем принятые странами СНГ шаги по развитию многостороннего режима взаимной торговли определили тенденции взаимной торговли и вектор их экономического сотрудничества с зарубежными партнерами.
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕАЭС
В статистических отчетах Исполкома СНГ однозначно определено, что «реализация положений Договора способствует положительной динамике взаимной торговли между государствами - участниками СНГ» [12]. При подведении итогов 2015-2016 гг. отмечалось, что факторы глобального рынка ведут к замедлению темпов взаимной торговли [8]. «Вместе с тем снижение товарооборота носит менее резкий характер, нежели в аналогичных неблагоприятных условиях 20092010 годов, когда Договора еще не было. Несмотря на наличие некоторых проблем, связанных с участием сторон Договора в различных интеграционных объединениях, совместные действия позволяют эффективнее преодолевать кризисные ситуации и ужесточающуюся конкуренцию за рынки и ресурсы» [8].
Показательными являются статистические данные, приводимые Статистическим комитетом СНГ, в части удельного веса стран СНГ и других стран мира в общем объеме экспорта и импорта отдельных стран Содружества (табл. 1) [13].
Таблица 1
Удельный вес стран СНГ и других стран мира в общем объеме экспорта отдельных стран Содружества, %
Страна 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2019 г. 2020 г.
Азербайджан
страны СНГ 13 21 9 4 6 10
другие страны 87 79 91 96 94 90
Армения
страны СНГ 24 19 19 19 31 29
другие страны 76 81 81 81 69 71
Белоруссия
страны СНГ 60 44 54 53 59 61
другие страны 40 56 46 47 41 39
Казахстан
страны СНГ 27 15 15 17 17 19
Окончание таблицы 1
Страна 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2019 г. 2020 г.
другие страны 73 85 85 83 83 81
Кыргызстан
страны СНГ 42 45 45 39 43 38
другие страны 58 55 55 61 57 62
Молдова
страны СНГ 59 51 40 25 16 15
другие страны 41 49 60 75 84 85
Россия
страны СНГ 13 14 15 13 13 14
другие страны 87 86 85 87 87 86
Таджикистан
страны СНГ 48 20 13 25 38 21
другие страны 52 80 87 75 62 79
Узбекистан
страны СНГ 35 29 44 35 32 25
другие страны 65 71 56 65 68 75
Украина
страны СНГ 31 31 36 20 13 12
другие страны 69 69 64 80 87 88
Страны СНГ 19 17 19 17 16 18
другие страны 81 83 81 83 84 82
Источник: Межгосударственный статистический комитет СНГ.
Страны СНГ реализуют свой экспортный потенциал в основном за счет третьих стран, а не за счет взаимной торговли друг с другом, причем эта негативная тенденция усугубляется практически для всех государств, за исключением Армении, Белоруссии и Киргизии, где значения показателей существенно не изменились или даже увеличились (см. табл. 1). Наиболее низкий показатель имеет Азербайджан (10%), который с 2000 г. в течение всего рассматриваемого периода имел наименьший удельный вес стран СНГ в своем экспорте, ориентируясь преимущественно на Турцию и другие страны. Похожая ситуация сохраняется в исследуемый период и для России: показатель удельного экспорта стран СНГ в ее экспорте практически не меняется, составляя к 2020 г. 14%. Наиболее значимыми партнерами России по экспорту являются Китай и страны ЕС. Если Россия и Азербайджан всегда сохраняли низкие значения рассматриваемого показателя, то для Молдовы и Украины ситуация стала стремительно ухудшаться после 2010 г., когда они определились с вектором европейской интеграции. К 2020 г. они также относятся к числу стран, имеющих низкие значения показателя «удельный вес стран СНГ
и других стран мира в общем объеме экспорта отдельных стран Содружества», соответственно 15 и 12%. Казахстан также сократил долю экспорта, связанную с взаимной торговлей с другими странами СНГ с 27% в 2000 г. до 19% в 2020 г. Можно отметить группу стран с умеренной вовлеченностью в экспорт на территорию других стран СНГ, например Армению, Таджикистан и Узбекистан, причем в последних двух случаях удельный вес стран СНГ в экспорте этих стран также существенно сократился в период с 2000 по 2020 г. При этом Киргизия и в большей части Белоруссия оказываются зависимыми от потребителей в других странах СНГ, поскольку для них значение показателя «удельный вес стран СНГ и других стран мира в общем объеме экспорта отдельных стран Содружества» остается высоким (38%) и очень высоким (61%) соответственно [13].
В соответствии с данными табл. 2 зависимость стран СНГ от импорта из других стран СНГ остается относительно высокой для большинства стран, кроме России (11%) и Украины (16%), которые ориентированы на закупки из Китая, Германии и США. Далее следует отметить группу стран с умеренной зависимостью от поставщиков из стран СНГ: Молдова (24%), Азербайджан (26%), Армения (37%), Узбекистан (37%), Казахстан (41%). К странам с очень высоким значением показателя «удельный вес стран СНГ и других стран мира в общем объеме импорта отдельных стран Содружества» относят Таджикистан (66%), Кыргызстан (57%) и Белоруссию (56%). При этом для всех стран, за исключением Армении и Кыргызстана, можно отметить снижение значения рассматриваемого показателя в период с 2000 по 2020 г. Особенно сложной представляется ситуация для России (сокращение в три раза) и Украины (сокращение почти в четыре раза) [13].
Таблица 2
Удельный вес стран СНГ и других стран мира в общем объеме импорта отдельных стран Содружества, %
Страна 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2019 г. 2020 г.
Азербайджан
страны СНГ 32 34 31 21 25 26
другие страны 68 66 69 79 75 74
Армения
страны СНГ 20 29 30 34 31 37
другие страны 80 71 70 66 69 63
Белоруссия
страны СНГ 70 67 59 61 61 56
другие страны 30 33 41 39 39 44
Казахстан
страны СНГ 54 47 48 43 43 41
другие страны 46 53 52 57 57 59
Окончание таблицы 2
Страна 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2019 г. 2020 г.
Кыргызстан
страны СНГ 54 58 53 54 47 57
другие страны 46 42 47 46 53 43
Молдова
страны СНГ 33 39 33 26 24 24
другие страны 67 61 67 74 76 76
Россия
страны СНГ 34 19 14 12 11 11
другие страны 66 81 86 88 89 89
Таджикистан
страны СНГ 83 65 59 53 62 66
другие страны 17 35 41 47 38 34
Узбекистан
страны СНГ 39 43 41 34 33 37
другие страны 61 57 59 66 67 63
Украина
страны СНГ 58 47 44 28 20 16
другие страны 42 53 56 72 80 84
Страны СНГ 46 33 27 24 22 21
другие страны 54 67 73 76 78 79
И с т о ч н и к : Межгосударственный статистический комитет СНГ.
Более высокое значение показателя «удельный вес стран СНГ и других стран мира в общем объеме импорта отдельных стран Содружества» по сравнению со значением показателя «удельный вес стран СНГ и других стран мира в общем объеме экспорта отдельных стран Содружества» можно объяснить сохраняющимися кооперационными связями между бывшими советскими республиками. Россия же, являясь локомотивом евразийской интеграции, при анализе количественных показателей взаимной торговли демонстрирует низкую заинтересованность в партнерах из стран СНГ.
Оценка долей отдельных стран (из числа первых 20) в импорте и экспорте государств - членов СНГ (табл. 3) позволяет констатировать, что наблюдается асимметрия взаимной торговли, выражающаяся в том, что для большинства стран СНГ (особенно для Белоруссии, а также других государств - членов ЕАЭС) Россия остается основным (с большим перевесом) торговым партнером среди стран СНГ и по экспорту, и по импорту. При этом Россия не рассматривает рынки большинства стран СНГ в качестве приоритетных. Следует также отметить, что внешнеторговые связи стран СНГ друг с другом остаются слабо
диверсифицироваными, они слабо взаимодействуют друг с другом. Наиболее диверсифицированными внешнеторговыми связями по экспорту с другими странами СНГ обладают Узбекистан (восемь стран СНГ из первой двадцатки импортеров) и Киргизия (шесть стран соответственно), аутсайдерами являются Молдова и Украина (по три страны СНГ соответственно). Наиболее диверсифицированными внешнеторговыми связями по импорту с другими странами СНГ обладают Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан (по пять стран соответственно), а наименьшее количество партнеров из числа стран СНГ по импорту из числа первой двадцатки имеют Украина (два партнера), Белоруссия и Армения (по три партнера соответственно) [14].
Таблица 3
Оценка места отдельных стран СНГ в экспорте и импорте государства - члена СНГ
Доля отдельных поставщиков в импорте государства -члена СНГ, % Доля отдельных стран в экспорте государства -члена СНГ, %
Армения
Россия (1-е место) (32,56), Украина (2,69), Белоруссия (1,28) Россия (1-е место) (26), Украина (1), Белоруссия (0,8)
Азербайджан
Россия (1-е место) (18,3), Украина (3,9), Белоруссия (1,4), Казахстан (1,1), Туркменистан (0,8) Россия (3-е место) (5,2), Украина (2,6), Белоруссия (1,2)
Белоруссия
Россия (1-е место) (49,6), Украина (4,2), Азербайджан (0,8) Россия (1-е место) (44,6), Украина (10,8), Казахстан (2,5), Узбекистан (0,8), Азербайджан (0,5)
Казахстан
Россия (1-е место) (34,9), Узбекистан (2), Белоруссия (1,7), Украина (0,9), Киргизия (0,6) Россия (3-е место) (10,4), Узбекистан (4,5), Таджикистан (1,5), Киргизия (1,2), Украина (0,9)
Киргизия
Россия (1-е место) (35,7), Казахстан (13,6), Узбекистан (5,1), Украина (1,4), Белоруссия (1) Казахстан (2-е место) (15), Россия (12,3), Узбекистан (7,8), Таджикистан (1,4), Белоруссия (0,5), Азербайджан (0,3)
Молдова
Россия (3-е место) (11,1), Украина (9,7), Белоруссия (2,1), Казахстан (1,1) Россия (3-е место) (8,7), Украина (2,8), Белоруссия (2,7)
Россия
Белоруссия (4-е место) (5,4), Казахстан (2,2), Украина (1,6) Белоруссия (5-е место) (4,7), Казахстан (4,2), Украина (1,9), Узбекистан (1,4)
Узбекистан
Россия (2-е место) (20,4), Казахстан (10,5), Туркмения (2), Украина (1,6), Киргизия (0,7) Россия (3-е место) (8,8), Казахстан (5,6), Киргизия (5,4), Таджикистан (2,2), Украина (0,9), Туркмения (0,6), Азербайджан (0,4), Белоруссия (0,3)
Украина
Россия (3-е место) (8,4), Белоруссия (5,3) Россия (3-е место) (5,5), Белоруссия (2,7), Молдова (1,4)
Источник: International Trade Center.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из анализа представленных выше показателей, можно констатитро-вать, что на степень активности стран во взаимодействии друг с другом оказывает влияние емкость рынка страны-партнера и территориальная близость, а также выбранная каждой отдельной страной внешнеполитическая стратегия, близость политических взглядов и ориентиров социально-экономического развития.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать вывод о формировании нескольких интеграционных узлов на пространстве Содружества: ЕАЭС, набирающая силу центральноазиатская интеграция, а также выбравшие евроориентацию и демонстрирующие общность политической повестки Украина и Молдова. Складывающаяся ситуация предопределяет интенсивность и эффективность совместных действий в области торговой политики и ее влияние на динамику товаропотоков между странами региона, их географическую и товарную структуру. При этом Россия играла и будет играть роль лидера в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, и именно от нее будет зависеть степень сплочения стран СНГ вокруг идеи единого экономического пространства.
Несмотря на имеющиеся политические и экономические противоречия между странами, должна продолжаться работа по сохранению единства экономического пространства. Необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в сфере взаимной торговли, в том числе на основе «Договора о зоне свободной торговли» от 18.10.2011 и других документов, направленных на развитие взаимной торговли государств - участников СНГ, в частности по вопросам устранения имеющихся барьеров и избыточных регуляторных практик, определения страны происхождения товаров, а также в сферах технического регулирования. С учетом участия государств - членов СНГ в других интеграционных объединениях или стремления к реализации подобных намерений требует проработки вопрос о сопряжении положений Договора с нормами соглашений об участии сторон Договора в других интеграционных объединениях.
В целях повышения объемов и качества взаимной торговли необходимо содействовать развитию внутриотраслевой торговли, чего можно добиться благодаря развитию производственно-технологической кооперации между странами. Также следует обеспечить скорейшее подписание Соглашения о свободной торговле услугами в СНГ и реализацию его основных положений, чтобы укрепить потенциал торговли товарами и услугами с высокой добавленной стоимостью и добиться увеличения объема инвестиций. Необходимо также развивать инфраструктуру взаимной торговли с использованием цифровых технологий, содействовать либерализации взаимного доступа на рынок государственных закупок государств -участников СНГ.
Для дальнейшего совершенствования режима свободной торговли Исполнительным комитетом СНГ уже инициирована проработка государствами - участниками Содружества конкретных мер по устранению существующих барьеров во взаимной торговле, что предусмотрено одним из пунктов плана реализации
первого этапа (2021-2025 гг.) «Стратегии экономического развития Содружества
Независимых Государств на период до 2030 года».
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 08.12.1991 [Электронный ресурс]. URL: https://cis.minsk.by/page/176.
2. Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года от 29.05.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://cis.minsk.by/site/about-cis.
3. Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121497/.
4. Сборник аналитических, информационных и научных материалов о деятельности Содружества Независимых Государств в 2012 году / Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. Минск, 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://e-cis.info/upload/ iblock/157/157c092a191e68f09e19062d855aeaa2.pdf.
5. Развитие и деятельность Содружества Независимых Государств в 2013 году: сборник информационно-аналитических материалов / Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. Минск, 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://e-cis.info/upload/ iblock/e97/e9720f65248b510ed4d9900989308894.pdf.
6. Развитие и деятельность Содружества Независимых Государств в 2014 году: сборник информационно-аналитических материалов / Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. Минск, 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://e-cis.info/upload/ iblock/997/99799ffbe2521410fbc39005604798f5.pdf.
7. Развитие и деятельность Содружества Независимых Государств в 2015 году: сборник информационно-аналитических материалов / Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. Минск, 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://e-cis.info/upload/ iblock/9ee/9ee7f136f320c7d1ea62012d90952e9e.pdf.
8. Развитие и деятельность Содружества Независимых Государств в 2016 году: сборник информационно-аналитических материалов / Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. Минск, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://e-cis.info/upload/ibl ock/0a2/0a293a6e136a6e0fd703547197f2c394.pdf.
9. Развитие и деятельность Содружества Независимых Государств в 2017 году: сборник информационно-аналитических материалов / Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. Минск, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://e-cis.info/upload/ iblock/d62/d62bb933d756da21279c542c1c0383ec.pdf.
10. Развитие и деятельность Содружества Независимых Государств в 2018 году: сборник информационно-аналитических материалов / Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. Минск, 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://e-cis.info/upload/ibl ock/07d/07d3194b15639a8fd2c04dd728bf877a.pdf.
11. Развитие и деятельность Содружества Независимых Государств в 2019 году: сборник информационно-аналитических материалов / Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. Минск, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://e-cis.info/upload/ iblock/10b/10bb216cb61337230a3079e417d65e86.pdf.
12. Развитие и деятельность Содружества Независимых Государств в 2020 году: сборник информационно-аналитических материалов / Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. Минск, 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://e-cis.info/upload/ iblock/d12/d12404b478340593e4e7c38a1f60b1cf.pdf.
13. Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. URL: cisstat.com.
14. International Trade Center. International Trade Statistics 2001-2020 [Electronic resource]. URL: https://www.intracen.org/itc/market-info-tools/trade-statistics/.
REFERENCES
1. Soglashenie o sozdanii Sodruzhestva Nezavisimy^x Gosudarstv ot 08.12.1991 [Elektronnyj resurs] [Agreement on the establishment of the Commonwealth of Independent States dated December 8, 1991 [Electronic resource]]. URL: https://cis.minsk.by/page/176. (In Russ.).
2. Strategiya eskonomicheskogo razvitiya Sodruzhestva Nezavisimy^x Gosudarstv na period do 2030 goda ot 29.05.2020 [Elektronnyj resurs] [The strategy of economic development of the Commonwealth of Independent States for the period up to 2030 dated May 29, 2020 [Electronic resource]]. URL: https://cis.minsk.by/site/about-cis. (In Russ.).
3. Dogovor o zone svobodnoj torgovli ot 18.10.2011 [Elektronnyj resurs] [Agreement on a free trade zone dated October 18, 2011 [Electronic resource]]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_121497/. (In Russ.).
4. Sbornik analiticheskix, informacionny^x i nauchny^x materialov o deyateVnosti Sodruzhestva Nezavisimy^x Gosudarstv v 2012 godu / IspolnitePnyj komitet Sodruzhestva Nezavisimy^x Gosudarstv. Minsk, 2013 [Elektronnyj resurs] [Collection of analytical, informational and scientific materials on the activities of the Commonwealth of Independent States in 2012 / Executive Committee of the Commonwealth of Independent States. Minsk, 2013 [Electronic resource]]. URL: https://e-cis.info/upload/iblock/157/157c092a191e68f09e19062d855aeaa2.pdf. (In Russ.).
5. Razvitie i deyatePnosP Sodruzhestva Nezavisimy^x Gosudarstv v 2013 godu: sbornik informa-cionno-analiticheskix materialov / IspolnitePnyj komitet Sodruzhestva Nezavisimy^x Gosudarstv. Minsk, 2014 [Elektronnyj resurs] [Development and activities of the Commonwealth of Independent States in 2013 / Executive Committee of the Commonwealth of Independent States. Minsk, 2014 [Electronic resource]]. URL: https://e-cis.info/upload/iblock/e97/e9720f65248b5 10ed4d9900989308894.pdf. (In Russ.).
6. Razvitie i deyatePnosP Sodruzhestva Nezavisimy^x Gosudarstv v 2014godu: sbornik informacionno-analiticheskix materialov / IspolnitePnyj komitet Sodruzhestva Nezavisimy^x Gosudarstv. Minsk,
2015 [Elektronnyj resurs] [Development and activities of the Commonwealth of Independent States in 2014: collection of information and analytical materials / Executive Committee of the Commonwealth of Independent States. Minsk, 2015 [Electronic resource]]. URL: https://e-cis. info/upload/iblock/997/99799ffbe2521410fbc39005604798f5.pdf. (In Russ.).
7. Razvitie i deyatePnosP Sodruzhestva Nezavisimy^x Gosudarstv v 2015godu: sbornik informacionno-analiticheskix materialov / IspolnitePnyj komitet Sodruzhestva Nezavisimy^x Gosudarstv. Minsk,
2016 [Elektronnyj resurs] [Development and activities of the Commonwealth of Independent States in 2015: collection of information and analytical materials / Executive Committee of the Commonwealth of Independent States. Minsk, 2016 [Electronic resource]]. URL: https://e-cis. info/upload/iblock/9ee/9ee7f136f320c7d1ea62012d90952e9e.pdf. (In Russ.).
8. Razvitie i deyatePnosP Sodruzhestva Nezavisimy^x Gosudarstv v 2016godu: sbornik informacionno-analiticheskix materialov / IspolnitePnyj komitet Sodruzhestva Nezavisimy^x Gosudarstv. Minsk,
2017 [Elektronnyj resurs] [Development and activities of the Commonwealth of Independent States in 2016: collection of information and analytical materials / Executive Committee of the Commonwealth of Independent States. Minsk, 2017 [Electronic resource]]. URL: https://e-cis. info/upload/iblock/0a2/0a293a6e136a6e0fd703547197f2c394.pdf. (In Russ.).
9. Razvitie i deyatePnosP Sodruzhestva Nezavisimy^x Gosudarstv v 2017godu: sbornik informacionno-analiticheskix materialov / IspolnitePnyj komitet Sodruzhestva Nezavisimy^x Gosudarstv. Minsk,
2018 [Elektronnyj resurs] [Development and activities of the Commonwealth of Independent States in 2017: collection of information and analytical materials / Executive Committee of the
Commonwealth of Independent States. Minsk, 2018 [Electronic resource]]. URL: https://e-cis. info/upload/iblock/d62/d62bb933d756da21279c542c1c0383ec.pdf. (In Russ.).
10. Razvitie i deyateVnost* Sodruzhestva Nezavisimy'x Gosudarstv v 2018godu: sbornik informacionno-analiticheskix materialov / IspolniteVnyj komitet Sodruzhestva Nezavisimy^x Gosudarstv. Minsk,
2019 [Elektronnyj resurs] [Development and activities of the Commonwealth of Independent States in 2018: collection of information and analytical materials / Executive Committee of the Commonwealth of Independent States. Minsk, 2019 [Electronic resource]]. URL: https://e-cis. info/upload/iblock/07d/07d3194b15639a8fd2c04dd728bf877a.pdf. (In Russ.).
11. Razvitie i deyateVnosts Sodruzhestva Nezavisimy^x Gosudarstv v 2019godu: sbornik informacionno-analiticheskix materialov / IspolniteVnyj komitet Sodruzhestva Nezavisimy^x Gosudarstv. Minsk,
2020 [Elektronnyj resurs] [Development and activities of the Commonwealth of Independent States in 2019: collection of information and analytical materials / Executive Committee of the Commonwealth of Independent States. Minsk, 2020 [Electronic resource]]. URL: https://e-cis. info/upload/iblock/10b/10bb216cb61337230a3079e417d65e86.pdf. (In Russ.).
12. Razvitie i deyateVnosts Sodruzhestva Nezavisimy^x Gosudarstv v 2020godu: sbornik informacionno-analiticheskix materialov / IspolniteFnyj komitet Sodruzhestva Nezavisimy^x Gosudarstv. Minsk,
2021 [Elektronnyj resurs] [Development and activities of the Commonwealth of Independent States in 2020: collection of information and analytical materials / Executive Committee of the Commonwealth of Independent States. Minsk, 2021 [Electronic resource]]. URL: https://e-cis. info/upload/iblock/d12/d12404b478340593e4e7c38a1f60b1cf.pdf. (In Russ.).
13. Mezhgosudarstvennyj statisticheskij komitet Sodruzhestva Nezavisimy^x Gosudarstv [Elektron-nyj resurs] [Interstate Statistical Committee of the Commonwealth of Independent States [Electronic resource]]. URL: cisstat.com. (In Russ.).
14. International Trade Center. International Trade Statistics 2001-2020 [Electronic resource]. URL: https://www.intracen.org/itc/market-info-tools/trade-statistics/. (In English).
Информация об авторах
Мантусов Владимир Бадьминович - доктор экономических наук, профессор, генерал-майор таможенной службы, начальник Российской таможенной академии, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: [email protected], тел.: 8 (495) 503-76-55;
Ткаченко Марина Федоровна - доктор экономических наук, профессор, проректор (по научной работе), Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: [email protected], тел.: 8 (926) 476-81-69.
information about the authors
Mantusov Vladimir B. - doctor of economics, professor, Major General of the Customs Service, Head of the Russian Customs Academy, 4 Komsomolsky prospect, Lyubertsy, Moscow region 140015, Russian Federation, e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 503-76-55; Tkachenko Marina F. - doctor of economics, professor, Vice-rector (for scientific work), Russian Customs Academy, 4 Komsomolsky prospect, Lyubertsy, Moscow region 140015, Russian Federation, e-mail: [email protected], tel.: 8 (926) 476-81-69.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of interests
The authors declares that there is no conflict of interest regarding the publication of this article.
Для цитирования
Мантусов В. Б., Ткаченко М. Ф. Оценка итогов торгового сотрудничества государств -членов СНГ // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 4. С. 39-52.
For citation
Mantusov V. B., Tkachenko M. F. Assessment of the Results of Trade Cooperation of the CIS Member States. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2021, no. 4, pp. 39-52.