Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1095
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ / КРИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свистунова Людмила Юрьевна, Брежнева Полина Алексеевна

В данной статье изложен анализ двух международных документов - Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года и Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года. Исследование стратегических направлений социально-экономического сотрудничества государств - участников СНГ имеет важнейшее значение для характеристики вектора развития Российской Федерации, поскольку отражает современную ситуацию и динамику межгосударственного взаимодействия России с иными государствами-участниками СНГ. На основе анализа данных документов авторами были выделены важнейшие сферы в развитии сотрудничества, для которых отмечается весьма перспективная ситуация. На современном этапе представляется особенно важным исследовать межгосударственный характер ряда новых областей производства. Производительные силы давно уже перешагнули национальный объем и границы и становятся все более интернациональными. Более того, быстрорастущие области производства как раз по природе своей наднациональны, что ведет к необходимости вырабатывать наиболее универсальные правовые инструменты, тем более в условиях существования Содружества Независимых Государств. Деятельность по интеграции государств в социально-экономической сфере в мировом масштабе достаточно неоднородна в силу кардинальных различий в приоритетах и особенностях политико-правового режима последних. Но региональная интеграция уже обретает определенные практические формы. Представляется, что деятельность Содружества Независимых Государств является одним из положительных и перспективных примеров взаимодействия в целях развития социально-экономической сферы каждого из государств-участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Свистунова Людмила Юрьевна, Брежнева Полина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIRECTIONS OF ECONOMIC COOPERATION OF THE CIS MEMBER STATES AT THE PRESENT STAGE

This article presents an analysis of two international documents - the Strategy for the Economic Development of the Commonwealth of Independent States for the period up to 2020 and the Strategy for the Economic Development of the Commonwealth of Independent States for the period up to 2030. The study of strategic directions of socio-economic cooperation of the CIS member states is of great importance for characterizing the vector of development of the Russian Federation, since it reflects the current situation and the dynamics of interstate interaction between Russia and other CIS member states. Based on the analysis of these documents, the authors identified the most important areas in the development of cooperation, for which a very promising situation is noted. At the present stage, it seems especially important to study the interstate nature of a number of new areas of production. The productive forces have long stepped over the national scope and borders and are becoming more and more international. Moreover, the most rapidly growing areas of production are just by their very nature supranational, which leads to the need to develop the most universal legal instruments, especially in the conditions of the existence of the Commonwealth of Independent States. The activities for the integration of states in the socio-economic sphere on a global scale are quite heterogeneous due to fundamental differences in the priorities and features of the political and legal regime of the latter. But regional integration is already taking certain practical forms. It seems that the activities of the Commonwealth of Independent States are one of the positive and promising examples of cooperation for the development of the socio-economic sphere of each of the participating States.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Статья / Article

УДК / UDC 341.17

DOI 10.35231/18136230_2021_2_157

Стратегические направления экономического сотрудничества государств - участников СНГ на современном этапе

Л. Ю. Свистунова1, П. А. Брежнева2

1 Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина Санкт-Петербург, Российская Федерация;

2Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация

В данной статье изложен анализ двух международных документов - Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года и Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года. Исследование стратегических направлений социально-экономического сотрудничества государств - участников СНГ имеет важнейшее значение для характеристики вектора развития Российской Федерации, поскольку отражает современную ситуацию и динамику межгосударственного взаимодействия России с иными государствами-участниками СНГ. На основе анализа данных документов авторами были выделены важнейшие сферы в развитии сотрудничества, для которых отмечается весьма перспективная ситуация.

На современном этапе представляется особенно важным исследовать межгосударственный характер ряда новых областей производства. Производительные силы давно уже перешагнули национальный объем и границы и становятся все более интернациональными. Более того, быстрорастущие области производства как раз по природе своей наднациональны, что ведет к необходимости вырабатывать наиболее универсальные правовые инструменты, тем более в условиях существования Содружества Независимых Государств.

Деятельность по интеграции государств в социально-экономической сфере в мировом масштабе достаточно неоднородна в силу кардинальных различий в приоритетах и особенностях политико-правового режима последних. Но региональная интеграция уже обретает определенные практические формы. Представляется, что деятельность Содружества Независимых Государств является одним из положительных и перспективных примеров взаимодействия в целях развития социально-экономической сферы каждого из государств-участников.

Ключевые слова: международное право, совершенствование и гармонизация законодательства, производительные силы, критические технологии.

© Свистунова Л. Ю., Брежнева П. А., 2021

157

Для цитирования: Свистунова Л.Ю., П. Брежнева // Ленинградский юридический журнал. 2021. № 2 (64). С. 157-167. DOI 10.35231/18136230_2021_2_157

Strategic directions of economic cooperation of the CIS member states

at the present stage

Lyidmila Y. Svistunova1, Polina А. Brejneva2

1Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation

2Saint-Petersburg State Economic University, Saint Petersburg, Russian Federation

This article presents an analysis of two international documents - the Strategy for the Economic Development of the Commonwealth of Independent States for the period up to 2020 and the Strategy for the Economic Development of the Commonwealth of Independent States for the period up to 2030. The study of strategic directions of socio-economic cooperation of the CIS member states is of great importance for characterizing the vector of development of the Russian Federation, since it reflects the current situation and the dynamics of interstate interaction between Russia and other CIS member states. Based on the analysis of these documents, the authors identified the most important areas in the development of cooperation, for which a very promising situation is noted.

At the present stage, it seems especially important to study the interstate nature of a number of new areas of production. The productive forces have long stepped over the national scope and borders and are becoming more and more international. Moreover, the most rapidly growing areas of production are just by their very nature supranational, which leads to the need to develop the most universal legal instruments, especially in the conditions of the existence of the Commonwealth of Independent States.

The activities for the integration of states in the socio-economic sphere on a global scale are quite heterogeneous due to fundamental differences in the priorities and features of the political and legal regime of the latter. But regional integration is already taking certain practical forms. It seems that the activities of the Commonwealth of Independent States are one of the positive and promising examples of cooperation for the development of the socioeconomic sphere of each of the participating States.

Key words: international law, improvement and harmonization of legislation, productive forces, critical technologies.

For citation: Svistunova, L.Y., Brejneva, P.A. (2021). Strategicheskie napravleniya ekonomicheskogo sotrudnichestva gosudarstv-uchastnikov SNG na sovremennom etape [Strategic directions of economic cooperation of the CIS member states at the present stage]. Leningradskij yuridicheskij zhurnal - Leningrad Legal Journal. No 2 (64). рр. 157167. DOI 10.35231/18136230_2021_2_157 (In Russian).

Введение

Содружество Независимых Государств (СНГ) - международная организация, включающая в свой состав девять независимых государств, каждое из которых имеет свои национальные интересы и приоритетные направления государственного, экономического и социального развития, обусловленного различными факторами. Такое сотрудничество, основанное на международных соглашениях и договорах, неминуемо порождает права и обязанности именно в тех сферах стратегического и экономического развития государств-участников, в которых это сотрудничество будет взаимовыгодно для всех сторон. Государства - участники СНГ уделяют большое внимание определению и правовому закреплению основных приоритетных направлений социально-экономического развития. При этом нормативно-правовые акты СНГ зачастую не являются основой для принятия национальных документов, поскольку их правовая природа предполагает соблюдение принципа рекомендаций. Тем не менее, значительный массив национальных нормативно-правовых актов государств -участников СНГ в той или иной мере опирается на правовые акты СНГ. В ноябре 2008 г. на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств была утверждена Стратегия экономического развития государств на период до 2020 г.1 (далее - Стратегия 2008), а 29 мая 2020 г. Совет глав правительств СНГ утвердил новую Стратегию экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 г.2 (далее - Стратегия 2020).

Представляется, что анализ этих двух основополагающих документов покажет не только изменения в приоритетных направлениях развития производительных сил государств - участников СНГ, но и позволит определить дальнейший вектор развития национальных нормативно-правовых актов отдельных государств-участников как во взаимодействии с СНГ в целом, так и в двух- и многосторонних отношениях государств-участников.

1 Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года (14 ноября 2008 года, г. Кишинев) Утверждена Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 14 ноября 2008 года. URL: https://cis.minsk.by/page/18764

2 О Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года. Решение Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2020 года. URL: https://e-cis.info/page/3762/

Общая характеристика Стратегии экономического развития государств на период до 2020 года

Стратегия 2008 представляла из себя комплексный модельный нормативно-правовой документ, содержащий основные положения, в соответствии с которым государствам - участникам Содружества рекомендовалось выстроить собственные национальные стратегии (или концепции), являющиеся планом их долгосрочного развития. Являясь документом рекомендательного характера, Стратегия 2008 на основании экономического анализа положения Союза и союзных государств закрепила ряд последовательных положений, как декларирующих основные цели и задачи, так и определяющих стратегическое направление, определяющие вектор необходимого развития.

Так, на основании текста документа Стратегия имела целью «придание импульса экономическому взаимодействию государств-участников» для обеспечения дальнейшего стабильного развития экономики государств. Также важным обстоятельством являлось провозглашение «добровольности и самостоятельности» государств, входящих в состав СНГ, что обусловлено прежде всего рекомендательным характером документа. Так, каждое государство могло на свое усмотрение заимствовать те или иные положения в зависимости от политической и экономической обстановки и приоритетных целей и задач [2], ведь один из основополагающих принципов, заложенных в фундамент созданной в 1991 г. организации, - добровольность.

В таких условиях уместно упомянуть о том, что СНГ существует как добровольный союз независимых суверенных государств, при этом большинство направлений сотрудничества касаются в первую очередь комплексного и опережающего развития социально-экономической сферы. Например, содержание Стратегии тесно перекликается с аспектами взаимодействия и сотрудничества, указанными в ст. 4 Соглашения о создании СНГ1. Так, экономическое развитие государств-участников не

1 Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 08 декабря 1991г. URL: https://doc.histrf.ru/20/soglashenie-o-sozdanii-sodruzhestva-nezavisimykh-gosudarstv/, Постановление ВС РФ от 12.12.1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (вместе с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», Протоколом от 21.12.1991, «Соглашением о координационных институтах Содружества Независимых Государств», «Протоколом совещания глав независимых государств», решением Со-

160

ограничивается лишь одной из сфер, а вбирает в себя рекомендации по совокупности вопросов, предоставляя комплекс разработанных мер для реализации поставленных целей и задач, которыми прежде всего являются: формирование согласованных условий для обеспечения развития различных сфер экономики, повышение благосостояния населения, развитие социальной сферы (здравоохранения, образования, науки и культуры), создание рыночных отношений внутри содружества, создание системы взаимовыгодного использования стратегических ресурсов, создания благоприятного инвестиционного климата для сотрудничества стран-участников [7, с. 24].

При этом приоритетными направлениями развития в соответствии с положениями Стратегии 2008 являлись: создание предпосылок для формирования общего экономического пространства, развитие общих рынков, формирование межгосударственного инновационного пространства, усугубление сотрудничества в области энергетики1. Отметим, что стремление к углублению сотрудничества государств - участников СНГ предопределено не только географической близостью, но и сложившимися экономическими связями, миграционными потоками, исторически сформированными транспортными «артериями», совпадением целей развития во многих областях, а также новыми вызовами, которые мировая экономика предъявляет государствам постсоветского пространства [2, с. 184].

Таким образом, исходя их общих целей и приоритетных направлений, можно выявить важнейшую общую задачу, которая была положена в концепцию Стратегии 2008 - расширение межгосударственного сотрудничества между государствами - членами Союза с целью увеличения инновационных межгосударственных связей и сотрудничества в рамках международной организации. Положенные в основу деятельности СНГ базовые принципы - взаимной выгоды, равного правового статуса госу-

вета глав государств Содружества Независимых Государств от 21.12.1991, «Соглашением о совместных мерах в отношении ядерного оружия», «Алма-Атинской декларацией») // Рос. газета, 19 декабря 1991 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30726/.

1 Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года (14 ноября 2008 года, г. Кишинев) Утверждена Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 14 ноября 2008 года. URL: https://cis.minsk.by/page/18764

дарств-участников и взаимного уважения к интересам друг друга - предопределяют важнейшее место организации в обмене информацией, выработки взаимовыгодных решений для всех государств-участников, расширения их сотрудничества [3, с. 13].

Основные положения Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года

Представляется, что предпосылки, сформулированные в предыдущем разделе, явились объективным фактором принятия новой Стратегии 20201.

По мнению разработчиков Стратегии 2020, новая технологическая реальность позволит создать не только благоприятные условия для развития национальных экономик государств - участников СНГ, но, что самое главное - обеспечит повышение уровня и качества жизни граждан государств - участников СНГ. Объективно, это требует формулирования и реализации новых подходов и механизмов взаимодействия участников в целях повышения уровня национальной экономики, так и в межгосударственных отношениях государств - участников СНГ, а также на уровне СНГ в целом. При этом, объективно, что все государства-участники СНГ заинтересованы в равноправном, долгосрочном, стратегическом и взаимовыгодном сотрудничестве по достижению целей экономического развития.

Анализ положений Стратегий 2008 и 2020 позволяет сделать один из важных выводов: принятие новой стратегии не является принципиально новым документом, устанавливающим качественно новые направления взаимодействия государств-участников по достижению важнейших целей экономического развития, а актом, конкретизирующим базовые и принципиальные цели сотрудничества с учетом актуальных тенденций развития социально-экономической сферы, среди которых: переход к новому качеству социально-экономического развития на основе постоянного инновационного совершенствования, освоения и внедрения в производство новейших технологий [5] - ключевых факторов увеличения производительности труда, структурной перестройки национальной экономики;

1 О Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года. Решение Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2020 года. URL: https://e-cis.info/page/3762/

наращивание усилий по углублению промышленной кооперации, созданию новых совместных наукоемких и технологичных производств, в том числе с ориентацией на экспорт в третьи страны; повышение уровня экономической безопасности (энергетическая, продовольственная, экологическая, техногенная, кибербезопасность и др.); наращивание экспортного потенциала путем более полного и эффективного использования национальных природных ресурсов и факторов конкурентоспособности, увеличения в структуре поставок на внешний рынок доли продукции высокой степени переработки, технологичности и наукоемкости, формирование соответствующих национальных программ; повышение объемов взаимной торговли и уменьшение зависимости от импорта из третьих стран широкого круга товаров в стратегических отраслях экономики; улучшение делового климата с учетом наилучших международных и национальных практик; развитие транспортно-логистической инфраструктуры, внедрение передовых транспортных технологий, цифровизация транспортных комплексов, в том числе для расширения экспортных и транзитных возможностей, реализация совместных транспортных проектов; улучшение инвестиционного климата для привлечения внешних финансовых ресурсов и технологий с целью реализации стратегически важных проектов в приоритетных сферах и отраслях; развитие человеческого капитала (демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология и культура). Большинство из этих сфер являются приоритетными для Российской Федерации [6, с. 7-13].

Представляется, что перечисленные основополагающие направления не являются, с одной стороны, исчерпывающими, а с другой, служат определенным ориентиром для правового регулирования общественных отношений государствами, входящими в СНГ. Отметим, что логичным следствием является то обстоятельство, что в процессе реализации стратегии для продуктивного взаимодействия между государствами-участниками должны быть приняты акты СНГ, регламентирующие не только основные положения и базовые принципы, но и механизм, а также формы и методы международного сотрудничества. Необходимым следствием этого объективно является принятие различных национальных нормативно-правовых актов, переносящих рекомендательные нормы СНГ в национальное правовое поле.

Значение Стратегий СНГ для развития социально-экономической сферы Российской Федерации

Положения Стратегий 2008 и 2020, как уже говорилось, являются актами рекомендательного характера, но реальность такова, что во многих государствах - участниках СНГ уже приняты и реализуются собственные нормативные акты различной юридической силы, определяющие приоритетные направления социально-экономического развития на определенный период.

Российская Федерация, вслед за СНГ, приняла Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденную распоряжением Правительства РФ от 17.11. 2008 г1. Данный документ является национальным нормативно-правовым актом, имплементирующим положения стратегии, разработанной Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ, учитывая и отражая особенно значимые направления развития Российского государства.

Основные принципы концепции предусматривают, что: «российская экономика останется лидером на мировом рынке в энергетическом секторе, создаст конкурентоспособную экономику высоких технологий2». Целевыми ориентирами принятия документа являются высокий уровень благосостояния человека; социальное благополучие; экономика лидерства и инноваций; институты экономической свободы и справедливости; безопасность граждан и общества (что отражается в стремлении к укреплению внутренней безопасности и развитии военного блока). Социальный характер Российского государства предопределяет важнейшее место в Концепции, отведенное развитию социальной политики во всех отраслях. Вопрос развития национальной экономики решается посредством усиления отдельных экономических блоков и промышленных секторов. Таким образом, Россия серьезно заинтересована в повышении социально-экономического уровня.

1 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033 c66928fa27e527/

2 Там же.

Заключение

СНГ - международная организация, включающая в свой состав девять независимых государств, каждое из которых имеет свои национальные интересы и приоритетные направления государственного, экономического и социального развития, обусловленного различными факторами. Это позволяет сделать вывод о приоритете такого сотрудничества, которое основано на международных соглашениях и договорах, порождает права и обязанности именно в тех сферах стратегического и экономического развития государств-участников, в которых это сотрудничество будет взаимовыгодно для всех сторон. Государства - участники СНГ уделяют большое внимание определению и правовому закреплению основных приоритетных направлений социально-экономического развития. При этом нормативно-правовые акты СНГ зачастую не являются основой для принятия национальных документов. Это не может рассматриваться как положительный фактор для повышения взаимовыгодного сотрудничества между государствами-участниками. Двухсторонние и трехсторонние договоры по отдельным сферам социально-экономического развития, несомненно, необходимы, но не приводят к консолидации деятельности в рамках СНГ в целом. Необходимо принятие единого нормативно-правового акта Содружества, который, учитывая наиболее общие интересы государств-участников, а также отдельные особенности приоритетов экономики и социальной сферы каждого государства, определял бы общие принципы и направления развития социально-экономической сфер Содружества в целом.

Проанализированные Стратегии являются комплексными нормативно-правовыми документами, содержащими основные положения, в соответствии с которыми государствам - участникам Союза рекомендуется разработать собственные национальные стратегии (или концепции), являющиеся планом их долгосрочного развития. Будучи документами рекомендательного характера, Стратегии на основании экономического анализа положения Союза и союзных государств, закрепляют ряд последовательных положений, как декларирующих основные цели и задачи, так и дающие направление, указывающие вектор необходимого развития.

Основным принципиальным отличием рассматриваемых документов является изменение вектора развития, а именно: резкое повышение роли в экономике государств - участников СНГ новых технологий, инновационных решений, которые могут коренным образом изменить ее отраслевую

структуру, а также модели ведения бизнеса, факторы конкурентоспособности. Это обусловлено переходом глобальной экономики на качественно новый этап информационно-технологического развития, искусственного интеллекта, новых источников энергии, т. е. новейших инновационных методов развития государств - участников СНГ.

Список литературы

1. Воловик Н.П. Анализ торгово-экономических отношений Российской Федерации со странами Содружества Независимых Государств // Управленческое консультирование. 2015. № 5. C. 121-135.

2. Заяц Т. А. Использование математического прогнозирования в экономике // Инновационное развитие российской экономики: материалы X Междунар. науч.-практ. конф., 25-27 окт. 2017 г.: в 5 т. / Министерство образования и науки Российской Федерации, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Российский фонд фундаментальных исследований. М., 2017. Т. 3: Статистические и инструментальные методы исследования развития. С. 183-185.

3. Иншаков О. В. «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства // Экономическая наука современной России. 2003. № 1. С. 11-20.

4. Карта технологических дорог России: проблемы выбора приоритетов и критических технологий. Вып. 4 / РИЭПП; под рук. д.э.н. О. Г. Голиченко. М.: Изд-во РУДН, 2005. 381 с.

5. Кустов А. Экономическая стратегия СНГ: взгляд из Узбекистана // Евразия Эксперт. 2021. № 3-4. 02.03.2021.URL: https://e-cis.info/news/566/91046/

6. Медведев Д. А. Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития // Вопросы экономики. 2018. № 10. С. 5-28.

7. Приоритетные направления развития науки и технологий и перспективные изобретения. Вып. 2. М.: Патент, 2006.

References

1. Volovik, N.P. (2015). Analiz torgovo-ekonomicheskih otnoshenij Rossijskoj Feder-acii so stranami Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv [Analysis of trade and economic relations of the Russian Federation with the countries of the Commonwealth of Independent States]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie - Management consulting. No 5. pp. 121-135. (In Russian).

2. Zayac, T.A. (2017). Ispol'zovanie matematicheskogo prognozirovaniya v ekonomike [The use of mathematical forecasting in economics]. Innovacionnoe razvitie rossijskoj ekonomiki [Innovative development of the Russian economy]. Materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskow. Tom 3: Statisticheskie i instrumental'nye metody issledovaniya razvitiya. pp. 183-185. (In Russian).

3. Inshakov, O.V. (2003). «YAdro razvitiya» v kontekste novoj teorii faktorov proizvod-stva ["Core of Development" in the context of a new theory of production factors]. Ekonomicheskaya nauka sovremennoj Rossii - Economic Science of Modern Russia. No 1. pp. 11-20. (In Russian).

4. Karta tekhnologicheskih dorog Rossii: problemy vybora prioritetov i kriticheskih tekhnologij [Map of technological roads of Russia: problems of choosing priorities and critical technologies.]. (2005). Vyp. 4. Pod ruk. O. G. Golichenko. Moskow: Izdatel'stvo RUDN. (In Russian).

5. Kustov, A. (2021). Ekonomicheskaya strategiya SNG: vzglyad iz Uzbekistana [CIS Economic Strategy: a look from Uzbekistan]. Evraziya Ekspert - Eurasia Expert. No 3-4. URL: https://e-cis.info/news/566/91046/ (In Russian).

6. Medvedev, D.A. (2018). Rossiya-2024: Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya [Russia-2024: Strategy for socio-economic development]. Voprosy ekonomiki -Economic issues. No 10. pp. 5-28. (In Russian).

7. Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i tekhnologij i perspektivnye izobreteniya [Priority areas for the development of science and technology and promising inventions]. (2006). Vyp. 2. Moscow: Patent. (In Russian).

Вклад соавторов

Соавторство неделимое.

Co-authors' contribution

Co-authorship is indivisible.

Об авторах

Свистунова Людмила Юрьевна, кандидат юридических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина; Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: svistunova-l-77@mail.ru

Брежнева Полина Алексеевна, студентка юридического факультета, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: polinabrejneva618@gmail.com

About the authors

Lyidmila Y. Svistunova, Cand. Sci (Law), Assistant Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint-Petersburg State Economic University, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: svistunova-l-77@mail.ru

Polina Brejneva, law student, Saint-Petersburg State Economic University, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: polinabrejneva618@gmail.com

Поступила в редакцию: 29.04.2021 Received: 29 April 2021

Принята к публикации: 27.05.2021 Accepted: 27 May 2021

Опубликована: 29.06.2021 Published: 29 June2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.