Научная статья на тему 'Оценка итогов распределения бюджетных ассигнований по федеральной целевой программе развития образования за период 2006-2010 гг. И прогнозы финансирования образования на период 2011-2013 гг'

Оценка итогов распределения бюджетных ассигнований по федеральной целевой программе развития образования за период 2006-2010 гг. И прогнозы финансирования образования на период 2011-2013 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бескоровайная С. А.

В статье подведены краткие итоги Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. в части ее финансирования из федерального бюджета. Приводится информация о средствах, заложенных в федеральном бюджете на поддержание образования в рамках государственной программы «Развитие образования» на 2011-2013 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка итогов распределения бюджетных ассигнований по федеральной целевой программе развития образования за период 2006-2010 гг. И прогнозы финансирования образования на период 2011-2013 гг»

Бюджетная политика

ОЦЕНКА ИТОГОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ПО ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА ПЕРИОД 2006-2010 ГГ. И ПРОГНОЗЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАПЕРИОД 2011-2013 ГГ.

С. А. БЕСКОРОВАЙНАЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерскогоучета и анализа хозяйственной деятельности Московский государственный университет печати

Завершилась реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 № 803. Подведем итоги распределения бюджетных ассигнований по этой программе. Такой анализ может пригодиться при разработке новой федеральной целевой программы развития образования.

Образование было и остается одной из главных ценностей для человека. Поэтому обеспечение доступности образования, поддержание его на всех уровнях: дошкольном, среднем и высшем профессиональном — является приоритетным направлением государственной политики в социальной сфере.

Об этом говорится и в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2011— 2013 гг. В нем отмечается, что бюджетная политика государства как составная часть общей экономической политики страны должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестицион-

ного климата, достижение конкретных результатов. Однако никакая модернизация невозможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения.

Итак, основной целью государственной политики в сфере образования является повышение уровня образования населения, атакже повышение доступности качественного образования для всех слоев населения независимо от происхождения, доходов и места жительства граждан. Для достижения этой цели ставились задачи масштабного реформирования образования. На это из бюджета ежегодно выделяются значительные средства.

Рассматривая итоги реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010гг., укажем, на какие цели предполагалось направить бюджетные ассигнования.

Так, в Бюджетном послании Президента РФ от 24.05.2005 «О бюджетной политике в 2006 году» отмечалось, что следует уделить особое внимание повышению результативности бюджетных расходов в целях обеспечения доступности и качества услуг

образования, непосредственно влияющих на уровень жизни населения. Для решения этой задачи планировалось изменение сложившихся механизмов финансирования, что должно было способствовать восстановлению престижа и общественной значимости профессии учителя и преподавателя вуза, создать условия для привлечения в образование квалифицированных кадров, технического перевооружения и развития этой отрасли.

В этот же период была начата реализация приоритетного национального проекта «Образование». Таким образом, должна была создаваться основа для решения назревших проблем повышения доступности и качества образования.

В следующем Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 30.05.2006 «О бюджетной политике в 2007 году» отмечалась необходимость оказывать финансовую поддержку регионам, внедряющим в общеобразовательных учреждениях новую систему оплаты труда, основанную на нормативно-подушевом финансировании и направленную на повышение доходов учителей. В этой связи расширялось применение бюджетных грантов как инструмента проведения структурных реформ в социальной сфере. Была обозначена необходимость развития образовательного кредитования, которая впоследствии нашла свое отражение в постановлении Правительства РФ от 23.08.2007 № 534 (ред. от 08.09.2010) «О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию», которое включает Положение о порядке проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и Правила возмещения за счет средств федерального бюджета части расходов поручителей по договорам поручительства по образовательным кредитам, предоставленным студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

Кроме того, уже в тот период говорилось о необходимости внесения изменений в бюджетное законодательство, предусматривающих возможность финансирования бюджетных учреждений на основе государственных заданий, а также права учреждений по более самостоятельному распоряжению выделенными бюджетными средствами, что является актуальным для текущего этапа реформирования бюджетной сферы, т. е. на период 2011—2013 гг.

Если говорить о современном этапе, то на заседании Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике Президентом РФ были озвучены пять президентских приоритетов реформы образования:

— новая система стимулов и оплаты труда педагогов;

— повышение качества педагогического образования и квалификации учителей;

— разработка методических рекомендаций по учету внеучебных достижений в новых образовательных стандартах;

— совершенствование Единого государственного экзамена;

— поиск талантов: выявление и сопровождение одаренных молодых людей, обладающих инновационным мышлением.

Таким образом, Президент РФ поставил задачу завершить внедрение в течение ближайших трех лет во всех регионах новой системы оплаты труда педагогов и комплекса стимулов для учителей, системы государственных грантов выпускникам педагогических вузов.

Отметим также, что среди основных целей и задач бюджетной политики в области образования на 2011—2013 гг. и дальнейшую перспективу выделяются следующие направления:

— рост научного потенциала страны;

— накопление объектов интеллектуальной собственности;

— обеспечение преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок;

— привлечение и закрепление в научной среде молодежи;

— развитие собственных научных школ;

— привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов для повышения квалификации российских специалистов в зарубежных учебных заведениях.

Следовательно, в ближайшем будущем планируется дальнейшее повышение внимания со стороны государства к образованию и науке. Такое государственное регулирование является весьма своевременным и остро необходимым для повышения научно-технического уровня развития страны.

В рамках этой деятельности должно быть обеспечено не только повышение качества образования, но и сопряженность образования и модернизации экономики, удовлетворение потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах не только с высшим профессиональным образованием, но и со средним и начальным профессиональным образованием.

Рассмотрим подробнее основные количественные показатели, характеризующие приоритеты бюджетных расходов.

В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» Федеральная целевая программа развития образования является организационной основой государственной политики РФ в области образования.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на2006—2010 годы» были запланированы следующие объемы финансирования по основным направлениям (табл. 1).

Объемы финансирования по основным статьям подвергались корректировке с последовательным утверждением федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год, с учетом текущих потребностей, в том числе в части расходов, финансируемых по направлению расходов на прочие нужды, о чем свидетельствует целый ряд приказов Рособра-

зования. Аналитическая информация о фактически произведенных расходах в части финансирования данной целевой программы из средств федерального бюджета представлена в табл. 2.

Рассмотрим, какую долю составляли бюджетные ассигнования федерального компонента по государственной программе «Развитие образования» на 2006—2010 гг. в структуре расходов федерального бюджета по разделу «Образование» (табл. 3).

Для наглядности на рис. 1 представим плановую объемную долю федерального компонента в общем объеме финансирования программы, а на рис. 2 — плановое соотношение объемов ассигнований по задействованным источникам финансирования программы «Развитие образования» на 2006—2010 гг. Подробное изучение объемов финансирования именно из федерального бюджета обусловлено приоритетностью этой составляющей, кроме того в дальнейшем имеем возможность оценить степень реализации этой части программы.

Таблица 1

Плановые объемы финансирования Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 гг. по основным направлениям, млн руб.

Источник финансирования Объем финансирования — всего В том числе

государственные капитальные вложения НИОКР прочие нужды

2006 год, всего в том числе: 9 485,2 4 298,5 253,2 4 933,5

федеральный бюджет 7 847,7 4 047,7 200,0 3 600,0

бюджеты субъектов РФ 1 161,2 250,8 29,1 881,3

внебюджетные источники 476,3 0,0 24,1 452,2

2007 год, всего в том числе: 10 360,9 2 786,8 956,2 6 617,9

федеральный бюджет 7 518,5 1 920,4 886,4 4711,7

бюджеты субъектов РФ 2 133,8 866,5 45,0 1 222,3

внебюджетные источники 708,7 0,0 24,8 683,9

2008 год, всего в том числе: 12 740,9 2 814,5 593,6 9 332,8

федеральный бюджет 9 300,9 2 027,4 542,2 6 731,3

бюджеты субъектов РФ 2 486,8 787,1 23,8 1 675,9

внебюджетные источники 953,2 0,0 27,6 925,6

2009 год, всего в том числе: 13 622,2 3 009,7 452,0 10 160,5

федеральный бюджет 9 836,1 2 072,0 388,4 7 375,7

бюджеты субъектов РФ 2 831,6 937,7 31,9 1 862,0

внебюджетные источники 954,5 0,0 31,7 922,8

2010 год, всего в том числе: 15 743,1 3 617,0 385,3 1 1740,8

федеральный бюджет 10 831,9 1 767,5 330,7 8 733,7

бюджеты субъектов РФ 3 888,4 1 849,5 31,7 2 007,2

внебюджетные источники 1 022,9 0,0 22,9 1 000,0

2006—2010гт., всего в том числе: 61 952,4 16 526,6 2 640,3 42 785,5

федеральный бюджет 45 335,0 11 835,0 2 347,6 31 152,4

бюджеты субъектов РФ 12 501,8 4 691,6 161,5 7 648,7

внебюджетные источники 4 115,6 0,0 131,2 3 984,4

Таблица 2

Фактическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственной программе «Развитие образования» на 2006—2010гг., млн руб.

Направление бюджетного финансирования Сроки бюджетного финансирования

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010г.

Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010гг., всего в том числе: 8 038,7 11 076,7 11 532,7 9 836,1 10 831,9

жилищно-коммунальное хозяйство 300,0 810,0 861,2 300,0 300,0

образование 7 688,0 10 244,7 10 663,6 9 528,1 10 523,5

межбюджетные трансферты 50,7 22,0 8,0 8,0 8,4

Таблица 3

Доля распределенных бюджетных ассигнований федерального компонента по государственной программе «Развитие образования» на 2006—2010 гг. в структуре расходов федерального бюджета по разделу «Образование», млн руб.

Направление бюджетного финансирования Сроки бюджетного финансирования

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010г.

Раздел федерального бюджета «Образование» 201 588,7 277 939,3 307 194,0 313 636,9 339 854,5

В том числе Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 гг. 7 688,0 10 244,7 10 663,6 9 528,1 10 523,5

Дошкольное образование 2 099,3 2 661,9 2 867,7 3 081,1 3 380,6

Общее образование 3 017,6 3 082,4 3 538,3 3 712,6 15 637,6

В том числе Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 гг. 36,0 30,0 30,0 40,0 40,0

Начальное профессиональное образование 7 005,5 8 838,9 11 857,9 12 655,3 11 913,6

В том числе Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 гг. 42,0 40,0 32,0 22,2 0,0

Среднее профессиональное образование 21491,8 25 354,0 29 674,1 32 154,8 34 555,1

В том числе Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 гг. 79,7 54,0 75,3 59,7 5,0

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 3 924,7 4 585,9 4 067,2 4 380,5 4 577,0

В том числе Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 гг. 55,0 20,0 20,0 15,0 0,0

Высшее и послевузовское профессиональное образование 155 091,1 214 049,6 238 161,2 243 280,3 254 046,3

В том числе Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 гг. 3 675,3 4 502,7 3 232,8 1 627,1 1414,1

Молодежная политика и оздоровление детей 592,5 1 179,1 367,1 388,3 404,7

Прикладные научные исследования в области образования 868,5 2 015,2 1 788,3 1 302,5 1 391,9

В том числе Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 гг. 200,0 886,4 542,2 388,4 330,7

Другие вопросы в области образования 7 497,7 16 175,3 14 872,1 12 267,4 13 592,1

В том числе Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 гг. 3 600,0 4 711,7 6 731,3 7 375,7 8 733,7

На рис. 3 представлено сопоставление плановых и фактических объемов финансирования программы «Развитие образования» на 2006—2010 гг. из федерального бюджета в результате реализации данной программы. Данные получены из утвержденных федеральных законов о федеральном бюджете на 2006, 2007, 2008, 2009, 2010гг.

Государство выполнило свои обязательства по финансированию сферы образования в период 2006—2010гг, а в 2007, 2008гг. фактические объемы

ассигнований федерального бюджета даже превысили запланированный уровень. Помогло ли это решить поставленные задачи? Как утверждают официальные источники Рособразования, благодаря грамотному применению инструментов бюджетной политики значительные положительные результаты все же были достигнуты, однако много еще предстоит сделать.

Согласно официальному источнику Минэкономразвития России в настоящее время разработана и находится в стадии утверждения концепция

Рис. 1. Плановая объемнаядоля федерального компонента в общем объеме финансирования программы «Развитие образования» на 2006—2010 гг.

18 000 16 000 14 000 12 ООО 10 000 в ооо 6 000 4 000 2 000 о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II |||

2006г.

2007г.

20031.

2009г.

20101.

■Федеральный бюджет я Бюджеты субъектов РФ О Внебюджетные исючнини

Рис. 2. Плановое соотношение объемов ассигнований по задействованным источникам финансирования программы «Развитие образования» на 2006—2010 гг.

□ Пллчофый й£ьем финЛНйчро^ши-, м.чм руг-

■ Флк гичмкн й объем ^ипа нсироьаня ч. млн

Рис. 3. Финансовый результат реализации программы «Развитие образования» на 2006—2010 гг.

Федеральной целевой программы развития образования на2011—2015 гг.

Проектом концепции предусматривается решение следующих задач:

— модернизация общего образования как института социального развития, обеспечивающего реализацию Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

— создание условии для непрерывного образования, с учетом обновления сети образовательных учреждений профессионального образования;

— развитие механизмов обеспечения качества, инновационного характера и востребованности образовательных услуг.

Данная программа формируется по направлению распределения бюджетных ассигнований федерального бюджета «Новое качество жизни», включающему (на период 2011—2013 гг.) в общей сложности 11 программ. Основные цели, преследуемые в ходе реализации новой программы «Развитие образования»:

— увеличение охвата детей дошкольным образованием с 63 % в 2010г. до 65% в2012г.;

— увеличение охвата населения высшим и средним профессиональным образованием к2012г. — 60—70 %.

В соответствии с Основными подходами к формированию проекта федерального бюджета на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. на реализацию данной концепции из федерального бюджета будет выделен соответствующий объем бюджетных ассигнований (табл. 4).

На рис. 4 показаны объемы ассигнований федерального бюджета по программе «Развитие образования» на 2011—2013гг., в общих размерах финансирования по направлению «Новое качество жизни». Кроме указанной программы в рамках этого направления финансируются также развитие здравоохранения, социальная поддержка граждан и доступная среда для лиц с ограниченными возможностями, развитие пенсионной системы, содействие занятости населения, обеспечение общественного порядка и противодействие преступности, культура России, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики.

На рис. 5 представлена динамика объемов финансирования новой программы «Развитие образования» на период 2011—2013 гг. по сравнению с уровнем ее финансирования в период 2006 — 2010 гг.

Таблица 4

Распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственной программе «Развитие образования» направления «Новое качество жизни» на 2011—2013гг., млн руб.

Наименование государственной программы 2010 г., справочно 2011г. Изменение, % 2012г. Изменение, % 2013г. Изменение, %

Всего по направлению — 4 672 400,0 — 4 810 400,0 2,95 4 998 600,0 3,91

В том числе на государственную программу «Развитие образования» 10 800,0 340 500,0 3 052,80 359 700,0 5,34 379 500,0 5,22

Ц«0 700 детоо

ЗИЯЮ 1ЙТОО _ 374500

зон

304 «Л 5»

ЗОН 10%

04

• 0 т.ч. ¡¡а рС1К ИЩ Я ЛЦЛТЧММ * щит« обрломчкм, ШЛИ рчб

Рис. 4. Доля программы «Развитие образования» на 2011—2015 гг. в общем объеме ассигнований по направлению «Новое качество жизни» в 2011—2013 гг.

Рис. 5. Динамика объемов финансирования программы «Развитие образования» на период 2011—2013 гг. по сравнению с уровнем 2010 г.

Объемы ежегодных ассигнований федерального бюджета по данной программе выросли с десяти миллионов до трех миллиардов рублей.

Остается надеяться, что в ближайшем будущем это даст ощутимый эффект от столь значительной финансовой поддержки государства одной из наиболее важных для будущего страны социальных сфер.

Список литературы

1. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2011—2013 гг. ot29.06.2010.

2. О бюджетной политике в 2006 г.: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 24.05.2005.

3. О бюджетной политике в 2007г.: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.05.2006.

4. О Федеральной целевой программе развития образования на 2006—2010гг.: постановление Правительства РФ от 23.12.2005 № 803.

5. Основные подходы к формированию проекта федерального бюджета на 2011г. и на плановый период 2012 и 2013 гг., http://www. ттйп. га/.

6. О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию: постановление Правительства РФ от

23.08.2007 № 534.

7. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.