Научная статья на тему 'Федеральный закон о федеральном бюджете как источник регулирования финансирования образования'

Федеральный закон о федеральном бюджете как источник регулирования финансирования образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1098
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ЗАКОН О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / РАСХОДЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ / ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / BUDGET / FEDERAL BUDGET LAW / FINANCING OF EDUCATION / EXPENSES ON EDUCATION / STATE POLICY IN THE FIELD OF EDUCATION / STATE PROGRAMS / BUDGET MESSAGE / FORECAST OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеха Вадим Витальевич

В настоящей статье раскрывается роль федерального закона о бюджете в финансировании образования в России. В связи с этим в статье исследуется вопрос статуса федерального закона о бюджете. Федеральный закон о бюджете содержит объем расходов на образование и выступает главной основой для осуществления государственной политики в сфере образования. Также исследуется значение федерального бюджета как «точки сбора» государственных программ, обеспечивающих финансирование развития образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal Budget Law as a Source of Regulation of Education Financing

The article elaborates on the role of the federal law on the budget in financing of education in Russia. In this regard the article analyzes the issue of the status of the federal law on the budget. The federal budget law contains the amount of expenditure on education and is the main basis for the implementation of state policy in the field of education. Also, the significance of the federal budget as a „point of collection” of state programs that provide financing for the development of education is also considered.

Текст научной работы на тему «Федеральный закон о федеральном бюджете как источник регулирования финансирования образования»

1УДК 37.01 ББК 65.497

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ КАК ИСТОЧНИК РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В. В. Чеха

Аннотация. В настоящей статье раскрывается роль федерального закона о бюджете в финансировании образования в России. В связи с этим в статье исследуется вопрос статуса федерального закона о бюджете. Федеральный закон о бюджете содержит объем расходов на образование и выступает главной основой для осуществления государственной политики в сфере образования. Также исследуется значение федерального бюджета как «точки сбора» государственных программ, обеспечивающих финансирование развития образования.

Ключевые слова: бюджет, Закон о федеральном бюджете, финансирование образования, расходы на образование, государственная политика в сфере образования, государственные программы, бюджетное послание, прогноз социально-экономического развития.

FEDERAL BUDGET LAW AS A SOURCE OF REGULATION OF EDUCATION FINANCING

V. V. Chekha

Abstract. The article elaborates on the role of the federal law on the budget in financing of education in Russia. In this regard the article analyzes the issue of the status of the federal law on the budget. The federal budget law contains the amount of expenditure on education and is the main basis for the implementation of state policy in the field of education. Also, the significance of the federal budget as a „point of collection" of state programs that provide financing for the development of education is also considered.

Keywords: the budget, federal budget law, financing of education, expenses on education, state policy in the field of education, state programs, the budget message, forecast of social and economic development.

Финансирование образования представляет собой особый вид общественных отношений, основывающихся на взаимодействии между органами управления образованием различных видов и между органами управления образованием различных видов и подведомственными им организациями, осуществляющими образовательную деятельность, направленных на обеспечение конституционных гарантий прав на образование за счет бюджетных средств.

Важнейшую роль в обеспечении финансирования образования принадлежит федеральному бюджету, который по своей юридической форме является законом.

Для законов (решений) о бюджете в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрен особый статус, уре-

гулированный в частности в ст. 5, согласно которой закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено БК РФ и (или) законом (решением) о бюджете. При этом закон (решение) о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке.

Принятие бюджета в виде соответствующего законодательного акта также имеет место в большинстве зарубежных стран [1, с. 15].

Федеральный закон о бюджете обеспечивает придание силы бюджету, под которым в ст. 6 БК РФ понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Понятие «бюджет» является достаточно разработанным в науке финансового права [2, с. 40-56]. Суммируя позиции различных авторов, возможно отметить, что наиболее приемлемым выглядит многостороннее понимание бюджета как централизованного денежного фонда, плана информационного, экономического значения, получившего юридическое оформление [3, с. 28].

В связи с этим важно отметить удачно сформулированную позицию Э. Н. Берендтса по вопросу о соотношении бюджета и закона. По его мнению, правовую природу бюджета можно определить следующим образом: по своему содержанию это акт управления, по форме это закон [4, с. 50]. Данный тезис получил развитие в работах О. В. Болти-новой, которая, в частности, считает, что облечение бюджета в форму нормативного правового акта следует рассматривать как один из принципов бюджетного процесса [5, с. 45].

Данные теоретические положения коррелируют по содержанию со ст. 11 БК РФ, согласно которой федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.

Таким образом, федеральный бюджет - это закон особого рода, который существенно отличается по своему содержанию и значению от других законов.

В этом смысле большое значение имеет статус федеральных законов о бюджете в системе российского законодательства.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23.04.2004 № 9-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А. В. Жмаковского» отметил особый характер федерального закона о федеральном бюджете [6].

Согласно данному Постановлению, федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предостав-

ление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других федеральных законов, в том числе федеральных законов о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы Российской Федерации, и тем более - лишать их юридической силы.

Данные положения естественно распространяются в том числе и на сферу образования. Так, например, Федеральный закон от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» в ч. 1 ст. 5 содержит положение, согласно которому финансирование Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

В соответствии с этим законом Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» содержит в ведомственной структуре расходов бюджета положение, касающееся финансирования вышеуказанных образовательных организаций.

Закон о бюджете интегрирует расходные обязательства, касающиеся образования. В связи с этим трудно переоценить значение федерального закона о бюджете для регулирования финансирования российского образования. Данный закон выполняет функцию точки входа в систему регулирования отношений по финансированию образования.

Учитывая изложенное, возможно сделать вывод о том, что место федерального закона о бюджете для финансирования образования определяется с учетом множества факторов. К числу такого рода факторов, определяющих роль закона о бюджете в финансировании образования, возможно отнести следующие.

1. Федеральный закон о бюджете содержит объем расходов на образование, структурируемых в рамках классификации расходов бюджетов. Согласно ч. 3 ст. 21 БК РФ едиными для

бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами классификации расходов бюджетов являются в том числе и расходы на образование, отражающиеся в Федеральном законе о бюджете.

Подразделы расходов на образование включают:

• дошкольное образование;

• общее образование;

• дополнительное образование детей;

• среднее профессиональное образование;

• профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

• высшее образование;

• молодежная политика;

• прикладные научные исследования в области образования;

• другие вопросы в области образования.

Расходы федерального бюджета на финансирование образования также могут разделяться на текущие и капитальные. Кроме того, расходы федерального бюджета также дифференцируются в рамках ведомственной классификации расходов, которая отражает распределение расходов по главным распорядителям средств бюджета.

Характерно, что ведомственная структура расходов бюджета на плановый период 2016 и 2017 г., представленная в Федеральном законе от 01.12.2014 № 384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в виде приложения 11 предусматривает расходы, приходящиеся на Министерство образования и науки РФ в 2016 г. - в размере 427 411 279 800 руб. и в 2017 г. - 455 132 393 100 руб.

Расходы на образование также содержатся в объемах, предусмотренных в отношении других ведомств, имеющих подведомственные образовательные организации - МВД, Минобороны, Минкультуры, Минздрав и другие. Также расходы федерального бюджета на образование закреплены за другими органами, выполняющими функции в сфере образования - Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Такого же рода тезис применим и к финансированию образования. Помимо названных органов федеральной государственной власти, имеющих подведомственные учреждения во многих органах государственной власти, мест-

ного самоуправления, предусматриваются расходы, например, на повышение квалификации и переподготовку работников.

Таким образом, расходы на образование в федеральном бюджете охватывают достаточно обширный перечень органов государственной власти, которые по своим функциям не имеют отношения к сфере образования, однако, безусловно, главным органом исполнительной власти, обеспечивающим финансирование образования на федеральном уровне, является Минобрнауки.

2. Федеральный бюджет выступает главной основой для осуществления государственной политики в сфере образования. По словам А. Л. Комягина, «предполагается, что публичные нужды (публичные интересы) непосредственно преломляются в цифры бюджетных назначений, которые не могут содержать в себе что-либо не соответствующее публичным интересам» [7, с. 13].

То есть посредством принятия федерального бюджета реализуется публичный интерес государства, направленный на обеспечение функционирования какой-либо сферы жизни и деятельности государства и общества, в том числе сферы образования.

Характерно, что еще И. И. Янжул в качестве одного из основных направлений, вызвавших развитие государственных потребностей в государственной жизни, повлекших новые расходы со стороны государства, выделял развитие просвещения: по его словам, повсюду в Западной Европе в ХУИ-ХУШ вв. заводятся школы, основываются университеты, призываются из-за границы ученые и проводятся иные мероприятия, имеющие целью укрепить, расширить, популяризовать просвещение [8, с. 39]. Таким образом, потребность в финансировании образования вызвала к жизни особое направление государственных расходов, которое отражается в законе о бюджете.

3. Принципиальное значение играют те документы и сведения, которые выступают основой для формирования бюджета в части расходов на образование, отраженные в ч. 2 ст. 172 БК РФ. Именно данные документы и сведения обеспечивают взаимосвязь между федеральным бюджетом и государственной политикой в сфере образования на этапе составления и принятия проекта бюджета.

Среди всех документов, указанных в ч. 2 ст. 172 БК РФ важнейшее значение для финансирования образования имеет Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, так как сфера образования выступает одним из элементов, обеспечивающих такое развитие.

В связи с этим следует упомянуть Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 г. и на плановый период 2016-2017 гг., разработанный Минобрнауки России [9].

Согласно данному прогнозу ВВП, произведенный образованием в разрезе видов экономической деятельности, должен вырасти с 2,6% до 2,8% в 2017 г. При этом в 2012 г. данная доля составляла 2,5%. Среди иных положений рассматриваемого прогноза, касающихся образования и непосредственно влияющих на его финансирование, возможно выделить следующие:

Важнейшим элементом процесса подготовки федерального бюджета выступает указанное в ч. 2 ст. 172 БК РФ бюджетное послание.

Важность бюджетного послания главы государства как особого рода элемента финансовой политики государства отметил С. В. Заполь-ский. По его мнению, «озвученная в посланиях главы государства финансовая политика материализуется в финансово-правовых нормативных и индивидуальных актах, особое значение среди которых имеет финансовый закон о бюджете» [10, с. 17].

Так, например, Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014-2016 годах» включало раздел 6: «Переход к формированию государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения».

Согласно данному разделу, должна быть создана единая правовая и методическая база для оказания государственных (муниципальных) услуг в увязке с целевыми показателями развития соответствующих отраслей, для оценки качества и доступности услуг, предоставляемых населению, оценки эффективности деятельности организаций, развития конкурентной среды при размещении государственных заданий на конкурсной основе, в том числе с

привлечением негосударственных организаций. Необходимо снять барьеры и ограничения, препятствующие доступу негосударственных организаций к оказанию государственных (муниципальных) услуг.

Также констатировалось, что остается актуальной задача по оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений. Необходимо реорганизовать учреждения, ориентированные на оказание преимущественно платных услуг, а также учреждения, деятельность которых не соответствует полномочиям органов государственной власти и органов местного самоуправления. Высвобождаемые при этом средства должны оставаться в соответствующей отрасли и направляться на финансирование государственной программы развития этой отрасли и решение ее приоритетных задач.

4. Федеральный бюджет в части расходов на образование выступает в роли «точки сбора» различных программ, проектов, касающихся образования.

В первую очередь, речь идет о государственных программах. Во всем мире государственные целевые программы рассматриваются как механизм, обеспечивающий применение бюджетирования, ориентированного на результат [11, с. 12].

Правовой статус государственных программ Российской Федерации, равно как и государственных программ субъектов РФ, муниципальных программ установлен статьей 179 БК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Государственные программы Российской Федерации, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы Российской Федерации подлежат утверждению в сроки, установленные Правительством РФ, и выступают объектом парла-

ментского контроля на основании Федерального закона от 07.05.2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле».

Подпункт 3 ч. 2 ст. 89 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» процесс принятия и реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования, рассматривается как один из способов управления системой образования.

Среди действующих в настоящее время государственных программ, направленных на финансирование образования, возможно выделить следующие:

1) Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295. Объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет) составит 113 928,73 млн руб., в том числе:

• за счет средств федерального бюджета -88 831,27 млн руб., из них субсидии субъектам РФ - 11 034,14 млн руб., субсидии в виде грантов юридическим лицам - 1773,6 млн руб.;

• за счет средств бюджетов субъектов РФ - 13 036,14 млн руб.;

• за счет внебюджетных источников -12 061,32 млн руб.

Ответственным исполнителем программы является Министерство образования и науки РФ;

2) Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 301.

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета по данной программе составляет 1 484 270 829,2 тыс. руб., в том числе: на 2013 г. - 145 402 687,7 тыс. руб.; на 2014 г. - 150 952 739,6 тыс. руб.; на 2015 г. - 166 578 619,3 тыс. руб.; на 2016 г. - 186 554 617,9 тыс. руб.; на 2017 г. - 186 770 445,5 тыс. руб.; на 2018 г. - 203 491 091,7 тыс. руб.; на 2019 г. - 215 944 223,3 тыс. руб.; на 2020 г. - 228 576 404,2 тыс. руб.;

3) Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная По-

становлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493.

Общий объем финансирования Программы в 2016-2020 гг. по данной программе составит 1 666 556,8 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 1 574 056,8 тыс. руб., а также 92 500 тыс. руб. за счет внебюджетных источников.

Все вышеуказанные программы объединяет то, что ответственным исполнителем или одним из ответственных исполнителей по ним выступает Министерство образования и науки РФ.

Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 в п. 47 предусматривает, что ответственный исполнитель:

• обеспечивает разработку государственной программы, ее согласование с соисполнителями и внесение в установленном порядке в Правительство РФ;

• формирует структуру государственной программы, а также перечень соисполнителей и участников государственной программы;

• утверждает акт, регламентирующий управление реализацией государственной программы;

• утверждает усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя федерального органа исполнительной власти (главного распорядителя средств федерального бюджета) детальный план-график реализации государственной программы;

• организует реализацию государственной программы, осуществляет на постоянной основе мониторинг реализации государственной программы, принимает решение о внесении изменений в государственную программу в соответствии с установленными настоящим Порядком требованиями и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также конечных результатов ее реализации;

• предоставляет по запросу Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ и Министерства РФ по развитию Дальнего Востока (за исключением государственных программ, мероприятия которых не имеют территориальной привязки и (или) предмет которых

исключает возможность их реализации на территории Дальневосточного федерального округа) сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации государственной программы;

• запрашивает у соисполнителей и участников государственной программы информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ и Министерства РФ по развитию Дальнего Востока (за исключением государственных программ, мероприятия которых не имеют территориальной привязки и (или) предмет которых исключает возможность их реализации на территории Дальневосточного федерального округа);

• проводит оценку эффективности мероприятий государственной программы в соответствии с методическими указаниями;

• запрашивает у соисполнителей и участников государственной программы информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки годового отчета;

• рекомендует соисполнителям и участниками государственной программы осуществить разработку отдельных мероприятий и планов, в том числе в форме ведомственной целевой программы;

• подготавливает годовой отчет и представляет его в Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ и Правительство РФ в электронном виде с использованием портала государственных программ и на бумажном носителе.

Также к числу вышеуказанных целевых программ относятся другие программы, в которых Министерство образования и науки РФ выступает не ответственным исполнителем, а участником (одним из участников). К числу данных программ следует отнести:

• Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 № 1532 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"» (Ответственный исполнитель - Федеральное агентство по делам национальностей);

• Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная

экономика"» (Ответственный исполнитель -Министерство экономического развития РФ);

• Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (Ответственный исполнитель - Министерство спорта РФ);

• Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 309 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года» (Ответственный исполнитель - Министерство РФ по делам Северного Кавказа);

• Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 308 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона"» (Ответственный исполнитель - Министерство РФ по развитию Дальнего Востока);

• Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"» (Ответственный исполнитель - Министерство промышленности и торговли РФ).

Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 в п. 49 наделяет участников государственной программы следующими функциями:

• осуществляют реализацию мероприятий государственной программы в рамках своей компетенции;

• представляют ответственному исполнителю и соисполнителю предложения при разработке государственной программы в части мероприятий государственной программы, в реализации которых предполагается их участие;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• представляют ответственному исполнителю и соисполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ и Министерства РФ по развитию Дальнего Востока (за исключением государственных программ, мероприятия которых не имеют территориальной привязки и (или) пред-

мет которых исключает возможность их реализации на территории Дальневосточного федерального округа), а также отчет о ходе реализации мероприятий государственной программы;

• представляют ответственному исполнителю и соисполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности государственной программы и подготовки годового отчета и доклада;

• представляют ответственному исполнителю и соисполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы.

Другой тип программ, расходы по которым определяются в соответствующем бюджете - ведомственные целевые программы, статус которых урегулирован ст. 179.3 БК РФ. Согласно п. 36 Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.04.2005 № 239, финансирование расходов на реализацию ведомственных целевых программ осуществляется в порядке, установленном для исполнения федерального бюджета.

В связи с этим возможно сделать вывод о том, что именно государственные программы, отраженные в бюджете, обеспечивают финансирование процесса развития образования.

Согласно п. 2 вышеуказанного Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, государственной программой является документ стратегического планирования, содержащий:

• комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам;

• инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Так, например, в Паспорте программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы» содер-

жится раздел «Целевые индикаторы и показатели программы». К числу такого рода целевых индикаторов и показателей относятся, в частности, следующие:

• удельный вес численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного общим и профессиональным образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет, процентов;

• доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования), процентов;

• отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена, процентов;

• удельный вес сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки, процентов;

• удельный вес численности обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, процентов;

• удельный вес выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности, процентов;

• охват населения программами дополнительного профессионального образования (удельный вес численности занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения указанной возрастной группы), процентов;

• удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, процентов.

Нетрудно увидеть то, что именно Государственная программа развития образования, как и иные программы, содержат положения, определяющие в конечном итоге эффективность расходования бюджетных средств в сфере образования, то есть эффективность финансирования образования в целом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Отдельные финансово-правовые институты зарубежных стран: учеб. пособие / отв. ред. В. А. Белов. - М.: РУДН, 2009. - 426 с.

2. Болтинова О. В. Бюджетное право: учеб. пособие. - М.: Норма: Инфра-М, 2013. - 320 с.

3. Пешкова Х. В. Бюджетное устройство России: моногр. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 176 с.

4. Берендтс Э. Н. Русское финансовое право.

- М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. -397 с.

5. Болтинова О. В. О развитии основных начал бюджетного процесса в Российской Федерации // Вестник университета имени О. Е. Ку-тафина. - 2014. - № 4. - С. 41-53.

6. Собрание законодательства РФ 10.05.2004, № 19 (часть 2), ст. 1923.

7. Комягин Д. Л. Бюджет как элемент стратегического планирования // Финансовое право.

- 2012. - № 9. - С. 11-17.

8. Янжул И. И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. -М.: Статут, 2002. - 555 с.

9. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов. - URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ macro/prognoz/201409261 (дата обращения: 07.08.2017).

10. Финансовый механизм и право: моногр. / отв. ред. С. В. Запольский. - М.: КОНТРАКТ, 2014. - 248 с. (авт. § 1 гл. 1 - С. В. Запольский).

11. Соколов И. А., Тищенко Т. В., Хрусталев А. А. Программно-целевое управление бюджетом: опыт и перспективы России: моногр. - М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2013. - 146 с.

REFERENCES

1. Belov V. A. (ed.) Otdelnye finansovo-pravovye instituty zarubezhnykh stran: ucheb. posobie. Moscow: RUDN, 2009. 426 p.

2. Boltinova O. V. Byudzhetnoe pravo: ucheb. posobie. Moscow: Norma: Infra-M, 2013. 320 p.

3. Peshkova Kh. V. Byudzhetnoe ustroystvo Ros-sii: monogr. Moscow: INFRA-M, 2014. 176 p.

4. Berendts E. N. Russkoe finansovoe pravo. Moscow: RIOR: INFRA-M, 2013. 397 p.

5. Boltinova O. V. O razvitii osnovnykh nachal byudzhetnogo protsessa v Rossiyskoy Federat-sii. Vestnik universiteta imeni O. E. Kutafina. 2014, No. 4, pp. 41-53.

6. Collection of legislation of the Russian Federation, 10.05.2004, No. 19 (part 2), art. 1923.

7. Komyagin D. L. Byudzhet kak element strate-gicheskogo planirovaniya. Finansovoe pravo. 2012, No. 9, pp. 11-17.

8. Yanzhul I. I. Osnovnye nachala finansovoy nau-ki: Uchenie o gosudarstvennykh dokhodakh. Moscow: Statut, 2002. 555 p.

9. Prognoz sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na 2015 god i na planovyy period 2016-2017 godov. Available at: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/ prognoz/201409261 (accessed: 07.08.2017).

10. Zapolskiy S. V. (ed.) Finansovyy mekhanizm ipravo: monogr. Moscow: KONTRAKT, 2014. 248 p.

11. Sokolov I. A., Tishchenko T. V., Khrustalev A. A. Programmno-tselevoe upravlenie byudzhetom: opyt i perspektivy Rossii: monogr. Moscow: ID "Delo" RANKhiGS, 2013. 146 p.

Чеха Вадим Витальевич, кандидат юридических наук, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, начальник управления правового и кадрового обеспечения Россотрудничества e-mail: tschecha77@list.ru

Chekha Vadim V., PhD in Jurisprudence, Professor, Management of Educational Systems Department, Moscow State University of Education, Head of legal and personnel support of the Federal Agency Rossotrudnichestvo e-mail: tschecha77@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.