ОЦЕНКА ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ЛЕСАМИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Иль Ю.А., Моисеева Е.Е. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ)
The estimation is given executions of the state functions of management by forests. Short results are brought activity of forest service in territory of forest fund of Krasnoyarsk region.
Красноярский край является одним из крупнейших лесосырьевых регионов страны. Общая площадь земель лесного фонда края составляет 158,6 млн. гектар, что составляет 13,5% от общероссийских, общий запас древесины земель лесного
-5
фонда - 11,5 млрд. м , эксплуатационный запас (спелые и перестойные
-5
насаждения) - 8,0 млрд.м .
В условиях децентрализации лесоуправления значительный объем полномочий по управлению лесным фондом передан с федерального на региональный уровень. В институциональном плане передача полномочий в сфере лесных отношений органам государственной власти субъектов Федерации реализуется через двухуровневую систему управления лесами, состоящую из двух структур: уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; лесничества, действующего на основании лесохозяйственного регламента.
Стоит отметить, что каждый субъект организовал управление лесами по-своему. На уровне Красноярского края созданы соответствующие органы государственной власти: министерство природных ресурсов и лесного комплекса края, служба по контролю в сфере природных ресурсов и лесного комплекса края, агентство лесной отрасли края.
В 2007 г. завершена реорганизация 58 лесхозов и передача их как имущественных комплексов в собственность субъекта. На их базе созданы новые управленческие учреждения - 61 лесничество и хозяйственная структура краевое государственное автономное учреждение «Красноярсклес» с сетью структурных подразделений - филиалов (без отдельного счета и баланса). Кроме того, к субъектам Федерации перешел филиал ФГУ «Авиалесоохрана» преобразованный сначала в бюджетное, а впоследствии в автономное учреждение авиационной охраны лесов. Общая численность персонала во всех переданных организациях, включая лесхозы, составила около 4 тыс. человек, а общая стоимость производственных фондов - более 2 млрд. руб.
Для того чтобы достигнуть высоких результатов в управлении лесным фондом субъекта Федерации, необходимо осуществить классификацию государственных функций по их значимости в процессе принятия управленческих решений и установить критерии оценки эффективности их исполнения.
В настоящее время государственные функции управления лесами разделяются на: правоустанавливающие, Функции управления государственной собственностью и надзорные.
Правоустанавливающие функции создают правовую и нормативную базу для принятия управленческих решений и контроля за их исполнением. Функции управления государственной собственностью, в свою очередь, подразделяются на организационные, создающие условия для принятия решений или их реализации; распорядительные, формулирующие непосредственно решения, их исполнителей, сроки исполнения, необходимое ресурсное обеспечение. Надзорные функции обеспечивают контроль за исполнением распоряжений как в части оценки полученных результатов, так и в части соответствия хода исполнения требованиям правовых и нормативных документов.
На сегодняшний день критерии оценки исполнения государственных функций в управлении лесами утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.04.2007 N 87 в виде 11 целевых прогнозных показателей.
В соответствии с этими критериями нами проведена оценка исполнения государственных функций в сфере лесных отношений на территории лесного фонда Красноярского края.
Управление лесопользованием включает: анализ материалов лесоустроительных проектов и предварительный выбор участков для проведения рубок; обследование в натуре участков лесного фонда, намеченных лесоустройством для проведения рубок; отвод, таксацию и материально-денежную оценку лесосек, включаемых в план рубок; составление проектов проведения рубок по лесным участкам, предоставляемым в постоянное (бессрочное) пользование, для собственных нужд граждан, для последующей передачи в аренду; подготовка материалов для проведения аукционов с целью заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных и муниципальных нужд; работа с лесными декларациями.
По оценке функции управления лесопользованием за 2008 год установлено, что Агентством лесной отрасли проведено 17 аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. По заготовке древесины продано 23 лесных участков на площади 1175,5 тыс. га, объемом 659,1 тыс. куб. м. Для рекреационной деятельности продано 39 лесных участков на площади 75,7 га; для ведения сельского хозяйства - 1 участок на площади 7,99 га; для переработки древесины - 1 участок на площади 24,5 га.
В 2008 году не исполнены плановые показатели по освоению расчетной лесосеки (от рубок главного пользования в эксплуатационном лесном фонде). Так, в соответствии с информацией, представленной Агентством, фактическое освоение расчетной лесосеки в 2008 году составило 15,1% (при плановых показателях - 17,7%), что ниже фактических показателей освоения расчетной лесосеки в 2007 году на 2%.
Согласно отчету о достижении целевых прогнозных показателей, установленных Агентству, в 2008 году не достигнуты плановые показатели. Площадь ценных лесных насаждений на покрытых лесной растительностью землях лесного фонда края не обеспечена на 7 088,1 тыс. га, при этом доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда не достигнута на 6,8%, снизился этот
показатель и к уровню 2007 года на 1,2%. Уменьшение данного показателя можно объяснить применением новой инструкции по лесоустройству.
Объемы рубок лесных насаждений (выборочных и сплошных) не выполнены на 1 312,6 тыс. м , к уровню 2007 года снижение составило 2 903,9
3 3
тыс. м . Средняя стоимость 1 м древесины от рубок лесных насаждений на землях лесного фонда края составила 57,2 руб., невыполнение - на 24,1 руб.
Распорядительные функции по защите и воспроизводству лесов предусматривают: обследование участков лесокультурного фонда; проведение анализа способов и методов лесовосстановления; обоснование вариантов лесовосстановления, отвечающих требованиям эффективности; подготовка материалов по проведению истребительных мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса.
По итогам 2008 года на территории Красноярского края проведены лесовосстановительные мероприятия в следующих объемах: создание лесных культур на площади 10,3 тыс. га; проведено мер содействия естественному возобновлению леса - 47,7 тыс. га; проведено уходов за лесными культурами -44,8 га; выращено стандартного посадочного материала - 44,9 тыс. га.
Арендаторами за 2008 год выполнены лесовосстановительные работы (искусственное и естественное лесовосстановление) на площади 36,7 тыс. га (63,3 %), что на 14,1 га выше уровня 2007 года.
Лесопатологические обследования произведены на площади 603,6 тыс. га. Осуществлялась работа по очистке лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия на площади 212,5 га.
Общий средний прирост на 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда на территории Красноярского края превысил плановые
-5
назначения на 0,06 м на 1 га (1,03-0.97). Целевой показатель выполнен.
Мероприятия по охране лесов, в том числе тушению лесных пожаров в лесной отрасли является приоритетными. Распорядительная функция находит выражение в реализации плановых заданий по проведению профилактических противопожарных мероприятий и организации на договорной основе работ по тушению лесных пожаров.
В зависимости от принятых моделей функционирования территориального органа управления лесами функциональные службы по тушению лесных пожаров могут включаться в ее состав или работы по обнаружению и тушению лесных пожаров могут передаваться заинтересованным юридическим лицам на договорной основе.
Управление названным выше видом деятельности включает: анализ материалов лесоустроительных проектов и предварительный выбор профилактических противопожарных мероприятий; экономический и экологический анализ эффективности намечаемых мероприятий; обследование непосредственно в лесу участков намеченных для проведения профилактических противопожарных работ; разработка проектов проведения планируемых мероприятий; доведение до победителей торгов по охране, защите и воспроизводству лесов, а также до арендаторов планов работ по государственным контрактам и проектам освоения лесов.
В 2008 года на территории края осуществлялся мониторинг пожарной опасности в лесах на площади 15 411 тыс. га, с помощью авиационных средств -21 807,2 тыс. га. Всего зарегистрировано 1057 лесных пожаров на общей площади 23,6 тыс. га. За аналогичный период в 2007 году было зарегистрировано 733 лесных пожаров на площади 32,7 тыс. га. Тушение лесных пожаров наземным способом произведено на площади 11 005,4 тыс. га, авиационным способом - 12 579,4 тыс. га. На площади 320 га осуществлены содержание и реконструкция дорог противопожарного назначения.
Количество выявленных виновников нарушений лесного законодательства на территории Красноярского края составило 1874 шт. из общего количества зарегистрированных нарушений 2 150 шт.
Сумма возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства на территории субъекта составила 30 108,21 тыс. руб., что составляет 12 % от общей суммы нанесенного ущерба (30 108,21/255 935,4 *100).
Общим для всех видов плановых заданий является проведение торгов по обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда с одновременной продажей древесины, полученной при проведении указанных мероприятий. Данная функция включает: определение договорных (контрактных) цен по объектам охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда с одновременной продажей древесины; подготовка технических заданий, информационных карт, проектов государственных контрактов; предоставление дополнительной информации о предмете контракта по запросам с заинтересованных юридических и физических лиц; проведение процедур государственного заказа при проведении конкурса; согласование условий контрактов с подрядчиками и заключение контрактов.
По итогам 2008 года агентством лесной отрасли, лесничествами края заключено около 200 государственных контрактов по выполнению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Целевые прогнозные показатели Рослесхозом не установлены. Источником оценки выполнения указанной государственной функции являются акты проверок агентства лесной отрасли Красноярского края службой финансового контроля края, ФАС по Красноярскому краю. По итогам проверок 2008 года допущены незначительные замечания по формированию конкурсной документации.
В целом исполнение государственных функций в управлении лесами Красноярского края оценивается удовлетворительно. Проведенная реформа лесоуправления способствовала появлению предпосылок для усиления государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов. Однако, основные функции, выполняемые на уровне агентства лесной отрасли Красноярского края и лесничеств в 2007 - 2009 годах, подлежат уточнению, а критерии оценки деятельности конкретной доработки.