Научная статья на тему 'История Калининградского леса'

История Калининградского леса Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
356
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Беляева Н.В., Ефименко Н.В.

In the article the stages of development of management of forest in Kaliningrad’s region since XVIII century up to the present are viewed. It is noted that every period under review has left its imprint on the dynamics of forest fund and economic activities in this region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История Калининградского леса»

ИСТОРИЯ КАЛИНИНГРАДСКОГО ЛЕСА

Беляева Н.В., Ефименко Н.В. (СПбГЛТА, г. Санкт-Петербург, РФ)

In the article the stages of development of management of forest in Kaliningrad's region since XVIII century up to the present are viewed. It is noted that every period under review has left its imprint on the dynamics of forest fund and economic activities in this region.

Калининградская область - самый маленький субъект Российской Федерации, полуанклав, граничащий с Литвой и Польшей и омываемый Балтийским морем. В XIII в. эти земли были завоеваны рыцарями Тевтонского ордена, которые в 1255 г. основали крепость Кенигсберг (Королевская гора). В дальнейшем территория была колонизирована немцами и вошла в состав прусского королевства, ставшего в XVIII веке центром объединения Германии.

Таким образом, на развитии экономики данного региона, в том числе и на лесном хозяйстве, не мог не сказаться тот факт, что на протяжении восьми веков Калининградская область являлась частью Восточной Пруссии.

Именно этому периоду посвящены исследования В.Я. Шмакова, ветерана лесного хозяйства Калининградской области. По его данным до 1770-1780 гг. леса Восточной Пруссии мало испытывали направленное воздействие человека. Достаточно большим был удельный вес частных лесов. Господствовала выборочная система рубок, соответствующая низкому уровню использования лесных богатств. Это создавало своеобразное строение и самих лесов, характерными особенностями которых были разновозрастность, многоступенчатость, разнородность. Исключения представляли лесные массивы, возникшие после какого-либо стихийного бедствия, главным образом, пожара.

В конце XVIII века начался переход к сплошным рубкам, после которых производились культуры хвойных пород - сосны и ели. Лесные площади постепенно переводились в хвойные высокополнотные насаждения. Увлечение чистыми культурами хвойных пород продолжалось в течение всей первой половины XIX столетия, причем велось облесение пустырей и прогалин, а также заболоченных площадей, так как одновременно усиленно проводились осушительные работы.

Катастрофа, постигшая леса Восточной Пруссии в 1853-1855 гг. из-за нападения бабочки-монашенки, уничтожившей все спелые и приспевающие ельники, существенно изменила распределение лесов по возрасту и составу. Невозможность быстро закультивировать все вырубленные площади привела, с одной стороны, к заращиванию вырубки естественным путем и к образованию насаждений с преобладанием лиственных пород (береза, осина, граб). С другой стороны, нашествие монашенки способствовало увеличению площадей с господством дуба на наиболее производительных участках, освобожденных из-под ели.

Второе появление этого вредителя в 1909-1910 гг. также нанесло большой урон. Произошла некоторая перестройка структуры лесопосадок. Она нашла свое отражение, во-первых, в дальнейшем росте культур дуба и сосны и, во-вторых, в

незначительном изменении приемов выращивания самой ели, которую стали культивировать вместе с сосной или лиственными.

Однако немцы и после этого второго урока не оставили полностью практику чистых посадок ели. На суглинистых почвах она осталась главным объектом хозяйства, что объяснялось, прежде всего, стремлением создать резервные запасы еловой древесины, как сырья для целлюлозно-бумажной промышленности, основная доля потребности в которой покрывалась в то время за счет импорта из скандинавских стран. Кроме того, немецкие лесоводы рассчитывали на то, что при изменении приемов выращивания ели и подбора соответствующих лесорас-тительных условий смогут избежать повторения массовых нападений монашенки на еловые древостои.

Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что к началу XX века на территории современной Калининградской области на долю искусственно созданных насаждений приходилось 40% всех древостоев. В породном составе преобладали еловые и сосновые древостои. Одновременно с этим создавались насаждения дуба с елью, что объяснялось, с одной стороны экономической заинтересованностью этими породами, а, с другой, одинаковыми лесорастительными условиями на одних и тех же участках для обеих культур.

С технической стороны все лесокультурные мероприятия выполнялись очень тщательно. На лесных работах преобладал ручной труд и конная тяга. Существовал большой выбор ручных орудий и инструментов (клиновидные и цилиндрические лопаты, мотыги, грабли, ручные сеялки, легкие культиваторы, бороны, конные плуги различных систем).

На участках главного пользования ведущее место оставалось за сплошными вырубками с последующим искусственным лесовозобновлением. Причем при рубках из леса забиралось все, вплоть до хвороста. Полная утилизация на лесосеках отрицательно влияла на естественное возобновление.

Говоря о развитии лесного хозяйства в Восточной Пруссии нельзя не остановиться на особенностях лесоуправления в этот период [1].

Местное лесоуправление, лесной округ, совпадал с административным делением провинции на округа и возглавлялся управляющим лесного округа. Лесной округ делился на несколько инспекторских участков.

Основной фигурой в лесном хозяйстве был лесничий, являющийся руководителем всех проводимых в лесу работ по лесоустройству, планированию, ведению охотничьего хозяйства и контролю над организацией охоты.

Вышестоящая лесная администрация носила функции не столько управления, сколько инспекции. Инспекторские функции в одном из участков выполнял сам управляющий лесного округа, а в остальных участках (лесничествах) - лесные ревизоры при окружном управлении. Если округ был невелик, то обязанность ревизора исполнял сам исполняющий.

Лесной ревизор обязан был посетить, по крайней мере, три раза в год, каждое из закрепленных за ним лесничеств. Управляющий округа должен был раз в год объехать хотя бы часть каждого инспекторского участка, т.е. проверить качество проведенных инспекций лесными ревизорами. Каждый округ состоял от 5 до 57 лесничеств. Средняя величина лесничества достигала 4123 га. Каждый инспекторский участок состоял в среднем из 6 лесничеств по 19804 га.

Лесничий, отработавший 12 лет, получал титул «Forstmeister». Он находился в прямом подчинении ревизора, а также управляющего округом. Денежная отчетность по лесничествам была возложена на особого чиновника, заведующего лесной кассой, обслуживающей несколько лесничеств. Лесничему по закону было запрещено принимать в своей канцелярии какие бы то ни было поступающие по хозяйству денежные взносы или производить с рабочими денежные расчеты.

В редких случаях лесничему давался один помощник, кандидат на должность лесничего, который исполнял порученные ему работы по канцелярии и хозяйству в лесу. Большинство лесничих имели казенные богатые квартиры внутри лесничества. Каждое лесничество делилось на 5-6 обходов. Средняя величина обхода в Восточной Пруссии составляла 1065 га.

Лесная охрана состояла из лесников и лесных надсмотрщиков, которые, являясь кандидатами на должность лесника, назначались в помощь последнему.

Большое внимание уделялось также подготовке лесных кадров [1]. Молодой человек, желавший связать свою судьбу с лесным хозяйством, по окончании гимназии направлялся в лесничество, где в течение года под руководством лесничего знакомился со спецификой и азами лесного хозяйства, а после чего поступал в лесную академию. Через 2 года учебы он сдавал экзамен теоретического курса, а затем, прослушав в университете в течение года правовые и специальные науки, приносил служебную присягу и поступал в качестве практиканта в наиболее передовые поучительные лесничества для прохождения практического курса. Практика продолжалась не менее двух лет.

Практикант исполнял с декабря по май все обязанности лесника с полной ответственностью за результаты работы, следующие 5 месяцев руководил лесничеством под наблюдением лесничего и 4 месяца занимался лесоустроительными работами и составлением плана хозяйства. В течение всего времени практики он обязан был вести дневник. После пройденной практики сдавался экзамен.

Выдержавшие экзамен записывались в список кандидатов на должность лесничего в порядке полученных ими оценок. До получения лесничества кандидаты занимались при окружном управлении, исполняли роль младших таксаторов или назначались помощниками лесничего. Каждому выпускнику академии приходилось ждать должности лесничего в среднем 16 лет.

Таковы особенности развития лесного хозяйства бывшей Восточной Пруссии, определившие современное состояние лесов Калининградской области.

В 1918 г., когда Германия потерпела поражение в первой мировой войне, Западная Пруссия отошла Польше. Для выхода к Балтийскому морю был создан коридор в виде узкой полосы польской территории, получивший название «Польский (или Данцигский) коридор», просуществовавший до 1945 г. Именно требование обеспечить свободный транзит граждан Третьего Рейха в Кенигсберг через так называемый «Данцигский коридор» стало формальным поводом для начала второй мировой войны.

После разгрома фашистской Германии Кенигсберг и прилегающий к нему район в соответствии с решениями Потсдамской конференции перешли СССР и были включены в состав РСФСР в качестве Кенигсбергской, а затем Калининградской области. В истории Калининградского леса начался новый этап развития.

В 1947 г. по решению Калининградского облисполкома «в целях улучшения ведения лесного хозяйства и устранения организационных недостатков и параллелизма в руководстве лесным хозяйством» [1] было организовано областное управление лесного хозяйства. Согласно этому документу, все ведомства, имеющие лесной фонд, должны были передать вновь созданной структуре принадлежащие им лесопостройки, сооружения, транспортные средства, инвентарь, жилой фонд, а также рабочих, служащих и инженерно-технических работников, обслуживающих лесное хозяйство.

В областном управлении лесного хозяйства в соответствии со штатным расписанием было создано 7 отделов: отдел лесопользования; отдел лесокультур и лесомелиорации; отдел охраны лесов; планово-экономический отдел; отдел переработки и сбыта отходов; бухгалтерия и административно-хозяйственный отдел.

В этом же году по приказу Калининградского областного управления лесного хозяйства были созданы двенадцать лесхозов: Багратионовский, Гвардейский, Гурьевский, Гусевский, Краснознаменский, Ладушкинский, Нестеровский, Полесский, Приморский, Правдинский, Славский и Черняховский.

На областное управление лесного хозяйства возлагались следующие мероприятия: восстановление лесов, их охрана, уход за ними на всей территории области, а также контроль за соблюдением лесозаготовителями правил отпуска и рубки леса, отвод лесосечного фонда лесозаготовителям, организация лесосемен-ного дела, оказание помощи колхозам в деле посадки и выращивания полезащитных лесных полос и правильной организации лесного хозяйства в колхозных лесах.

Год спустя на областное управление лесного хозяйства дополнительно была возложена обязанность восстановления мелиоративной осушительной сети на территории лесов области, для чего при лесхозах Полесском, Славском и некоторых других были организованы мелиоративно-строительные участки.

В течение последующих лет не раз происходили реорганизации структуры управления лесным хозяйством страны. Коснулись они и Калининградской области. Так в 1953 г. областное управление лесного хозяйства было объединено с областным управлением сельского хозяйства и заготовок. Однако, как показала практика, эти реорганизация не была целесообразна, и уже через 6 лет управление лесного хозяйства вышло из состава облсельхозуправления.

В 1988 г. областное управление лесного хозяйства реорганизовано в лесохо-зяйственное территориальное производственное объединение, которое проводило всю лесохозяйственную деятельность. В непосредственном подчинении объединения находились все предприятия лесного хозяйства.

Постоянные реформы управления лесным хозяйством были следствием перекосов советской политики. Ярким подтверждением этому является тот факт, что для удовлетворения нужд в древесине Калининградской области своего лес-

-5

ного фонда не хватало. В то же время ежегодно отсюда вывозилось 45 тыс. м

3 3

древесины, из них 42 тыс. м в Литву и 3 тыс. м в Белоруссию. Одновременно

-5

ввозилось в область из Карелии 45 тыс. м3 и из Ленинградской области 8,6 тыс.

3 3

м , всего 53,6 тыс. м , т.е. наблюдалась картина встречных перевозок древесины, как и в большинстве других областей СССР того времени [2].

С распадом СССР территория Калининградской области, включенная в состав СССР после Второй мировой войны и на 1991 г. административно входившая в состав РСФСР, вошла также в состав современной Российской Федерации. Начался новый этап «совершенствования» структуры управления лесами Калининградской области. В 1991 г. было принято решение реорганизовать Калининградское лесохозяйственное территориальное производственное объединение в Калининградское управление лесами, которое просуществовало до 2008 г. В 2008 г. в соответствии с Лесным кодексом была разработана новая структура управления лесами Калининградской области (рис.1), которая действует в настоящее время.

Рисунок 1 - Структура управления лесами Калининградской области

Методическое руководство по вопросам обеспечения государственного лесного контроля и надзора осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства (Рос-лесхоз) и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Рос-природнадзор) [3].

Управление лесами осуществляется Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области, а контроль за соблюдением лесного законодательства осуществляет Департамент лесного хозяйства Северо-Западного территориального округа.

В границах вновь образованных государственных лесничеств осуществление управленческих и административных функций возложено на районные отделы - государственные лесничества.

В сфере комплексного и рационального использования лесов Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области обеспечивает государственное управление и контроль, направленный на обеспечение функционирования деятельности органов (государственные лесничества), осуществляющих надзорные функции.

Таковы этапы развития управления лесами Калининградской области, начиная с XVIII века и по настоящее время. При этом следует отметить, что каждый из рассмотренных периодов наложил свой отпечаток на динамику лесного фонда и лесохозяйственную деятельность в данном регионе. В настоящее время насаждения сильно вырублены. Больше всего подверглись уничтожению широколиственные леса на плодородных суглинистых почвах, наиболее выгодных для сельскохозяйственного пользования.

Однако, как показывает анализ данных табл.1, в целом по Калининградской области средние таксационные показатели за постсоветский период улучшились. Лесопокрытая площадь увеличилась на 5,5%, а нелесные земли уменьшились на 11,8%. Лесистость региона осталась на прежнем уровне (18%).

Таблица 1 - Характеристика насаждений Калининградской области по годам

Показатели 1946 1996 2007

1. Средний возраст насаждений, лет 50 56 60

2. Средний класс бонитета 2,0 1,9 1,8

3. Средняя полнота 0,70 0,72 0,69

4. Средний запас на 1 га покрытых лесом земель, м3 140 183 201

5. Средний прирост, м3/га - 3,5 3,6

6. Лесистость области, % 16 18 18

7. Общая площадь лесов, тыс. га 224,3 264,1 272,9

8. Лесопокрытая площадь, тыс. га 160,4 222,8 235,0

Заготовка древесины в лесах Калининградской области до 2008 г. осуществлялась при рубках главного пользования, проводимых в спелых и перестойных древостоях, при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, при рубках промежуточного пользования - рубках ухода за лесом, а также при прочих рубках - расчистке лесных площадей в связи со строительством дорог, трубопроводов, при прокладке просек, создании противопожарных разрывов и других объектов инфраструктуры (табл.2).

Таблица 2 - Фактический объем отпуска древесины по видам пользования тыс. м

Год Всего Главное пользование Лесовосстановительные рубки Рубки ухода и санитарные рубки Прочие рубки

1946 600 343 - - 257

1950 1612 1401 - 146 65

1954 569 244 41 236 48

1958 578 215 58 280 25

1962 416 202 50 22 142

1966 531 251 76 163 41

1970 555 191 100 255 9

1974 575 152 97 301 25

1978 484 137 93 246 8

1982 454 134 81 231 8

1986 489 145 93 243 8

1990 405 146 78 176 5

1996 306 65 - 225 16

2007 354 76 21 234 23

-5

В общем объеме заготовки древесины 353,8 тыс. м (2007 г.) рубка спелых и перестойных насаждений (главное пользование) составляла 22%, при рубках ухода за лесом - 29%, при рубке поврежденных и погибших насаждений - 42% и прочих рубок - 7%. Заготовка древесины в спелых и перестойных лесных насаждениях осуществлялась в виде сплошных рубок в объеме 99%. Объем заготовленной древесины по хвойному хозяйству составил - 9,2%, твердолиственному -13,6% и мягколиственному - 77,2%.

Как видно из табл.3, расчетная лесосека (главное пользование) по области в 2007 г. составляла 214,7 тыс. м , а использовалась всего на 35,5%, в том числе по хвойному хозяйству - 26,5%, твердолиственному - 31,6% и мягколиственному -37,6%. Средний прирост использовался в среднем на 48% (при среднем приросте

3 3

741 тыс. м использовалось 353,8 тыс. м ).

Таблица 3 - Объем лесопользования по Калининградской области

Год Вырублено по главному пользованию, тыс.м3 Пользование с 1 га, м3 (ликвид)

1967 320,0 1,66

1972 276,5 1,43

1977 235,0 1,12

1982 215,0 1,00

1987 268,0 1,22

1992 184,0 0,84

1996 65,0 0,26

2007 76,2 0,32

Лесным планом Калининградской области 2008 г. [3] рубка спелых и перестойных насаждений (главное пользование) не предусматривается и расчетная лесосека не определяется, так все леса области отнесены к защитным.

Средний состав насаждений за 50 лет также претерпел незначительные изменения. В 1946 г. средний состав насаждений по Калининградской области был 2Б1Олч2С4Е1Д+Яс+Ос+Лп+Г+К, в 1996 г. - 2Б2Олч2С2Е2Д+Яс+Ос+Лп+Г, в

2007 г. - 3Б2Олч2С1Е2Д+Яс+Ос+Лп ед.Г. В целом площадь хвойных насаждений уменьшилась на 9,8%, твердолиственных увеличилась на 3,5%, а мягколиствен-ных увеличилась на 18,7%, что объясняется, в первую очередь, недостаточно хорошим качеством проведения рубок ухода.

Объем работ по рубкам ухода, особенно по осветлениям и прочисткам, был всегда невелик. Например, в 1963 г. рубками ухода было пройдено всего 16,7 тыс. га, в том числе по осветлениям и прочисткам лишь 3,6 тыс. га. При этом наибольшее внимание было направлено на проходные рубки, дающие ликвидные лесоматериалы и имеющие в области большое значение. В молодняках же, не дающих ликвида, рубки ухода в большинстве случаев не проводились, особенно в удаленных участках.

Не особенно изменилась картина с рубками ухода за лесом к 2007 году. Так, например, в Черняховском лесничестве площадь насаждений, нуждающихся в рубках ухода по лесоводственным требованиям в 2007 году, составила 1054 га, что соответствует всего лишь 12% от площади насаждений в возрасте рубок ухода и 3% от площади покрытых лесной растительностью земель по лесничеству. Фактическое выполнение составило 79% от принятого объема. При этом выполнение по уходу за молодняками составило 104%, прореживаниям - 18%, проходным рубкам - 67%, рубкам обновления и переформирования - 126%.

Как видно из вышесказанного, в лучшую сторону изменилась ситуация с проведением рубок ухода в молодняках. Однако доля прореживаний по-прежнему находится на очень низком уровне из-за экономической невыгодности проведения данных лесохозяйственных мероприятий. Основной упор при проведении рубок ухода, как и в прежние годы, делается на проходные рубки и рубки обновления и переформирования, древесину от которых можно выгодно реализовать.

Подобную практику в Калининградской области следует считать вредной и в дальнейшем недопустимой. При преобладании в области смешанных насаждений с участием твердолиственных и хвойных пород рубки ухода должны занимать наибольший удельный вес среди всех лесохозяйственных мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Завадис Г.Н. Лес. Годы и люди [Текст] / Г.Н. Завадис. - Калининград: КИПО, 1997. -

160 с.

2. Леса СССР. В пяти томах [Текст] / редкол.: В.З. Гулисашвили [и др.]. - Москва: Издательство «Наука», 1966-1969.- Т.2. Подзона южной тайги и смешанных лесов. - 470 с.

3. Лесной план Калининградской области [Текст] / Разработчик Лесного плана - филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект». - Санкт-Петербург, 2008. - 148 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.