М. Портер в своих работах рассматривает 2 основных источника конкурентных преимуществ: маркетинг и издержки. Преимущество маркетинга - это в первую очередь конкурентоспособность товаров и услуг, которые в свою очередь должны удовлетворять потребителей. Преимущество в издержках - это конкурентное преимущество, которое возникает благодаря низким производственным и маркетинговым затратам, чем затратам конкурентов, таким образом компания может снизить цены и направить сэкономленные денежные средства на рекламу [2, С. 10].
Для проведения сравнительного анализа маркетинговой деятельности фирм целевого рынка можно использовать следующие критерии, которые сгруппированы по элементам комплекса маркетинга:
- Продукт (уровень качества, ассортимент продуктов, рыночная доля);
- Цена (гибкость ценовой политики, уровень цен);
- Распределение продукта (объем реализации по каналам сбыта);
- Продвижение продукта.
Для повышения конкурентоспособности компаниям необходимо: обеспечивать конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка, поднимать потенциал конкурентоспособности предприятия до топовых производителей в отрасли. Данный показатель характеризует возможность успешной работы организации в будущем.
Конкурентоспособное предприятие должно обладать внутренним набором конкурентных преимуществ:
- рентабельность продаж; -финансовое состояние компании;
- эффективная маркетинговая деятельность;
- конкурентоспособность изделия;
- имидж компании.
Таким образом, можно сделать вывод, что поддержание конкурентоспособности на высоком уровне обеспечивается за счет имеющихся компонентов маркетинговых средств. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг, обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умение эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.
Список использованной литературы:
1. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции. - 2015. - С. 36.
2. Портер М. Конкурентное преимущество. - 2016. - С. 10.
3. Романов Е.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Е.В. Романов. - М.: НИЦ ИНФРА-М., 2013. - 142.
© Федянина М. А., Федотова Е. Б., 2019
УДК 330.322
Э.Э. Хабирова А.М. Акчурина
Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»,
г. Уфа. Российская Федерация
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ АКЦИЙ ПАО «ТАТНЕФТЬ»
Аннотация
Актуальность темы исследования состоит в том, что нами будет проведена оценка привлекательности
акций нефтяной компании ПАО «Татнефть». Объектом исследования выступает инвестиционная привлекательность акций, а предметом исследования будет оценка инвестиционной привлекательности акций компании ПАО «Татнефть». Достоверность данных настоящей статьи подтверждаются принимаемые нормативно-правовые акты в изучаемой нами сфере. Методами исследования будут: изучение и анализ научной и методической литературы, обобщение зарубежной и отечественной практики; сравнение и анализ.
Ключевые слова
Инвестиции, окупаемость, финансы, дивиденды, ликвидность, капитал, развитие ОАО «Татнефть».
Инвестиции это сфера, которая является одной из важнейших категорий в экономике любого государства, так как она призвана обеспечить создание материальных основ жизнедеятельности человека. В период кризиса в декабре 2014 г. в 2015 г. наблюдается экономический спад. В то же время, как показал экономический кризис 2015-2016 годов, к концу фазы подъема экономического цикла не удалось обеспечить необходимую самодостаточность и устойчивость экономики России. В итоге неэффективность механизма управления инвестиционной деятельностью проявляется в таких уровнях: предприятие, регион, национальная экономика.
Инвестиции - это категория целесообразность которой обусловлена увеличением капитала как в настоящем, так и на долгосрочный период. В результате образуется прирост инвестиционного капитала. Инвестор должен получить компенсацию за вложения плюс сверх капитал, который преследует целью компенсации за риск пользования капиталом в настоящем проекте. Банком России определены ключевые показатели развития финансового рынка России.
Реализованные мероприятия способствовали росту общего уровня информированности граждан о финансовом рынке и повышению доверия населения к финансовым инструментам. Разъяснительная работа среди населения и субъектов экономики со стороны Банка России способствовала улучшению понимания денежно-кредитной политики и снижению инфляционных ожиданий.
Теоретические аспекты определения инвестиционной привлекательности акций
Российские финансовые системы уникальны. Ежегодный финансовый индекс развития России свидетельствует о том, что Россия находится в условиях устойчивого экономического роста экономики страны, и невозможен без притока инвестиций, который во многом определяется доступностью капитала.
Российская экономика, рынок и финансовые системы уникальны; поэтому, крайне важно понять весь процесс ее развития.
Построим модель Гордона на акцию.
Таблица 1
Дивиденды на одну акцию, рублей
2014 2015 2016 2017 Прогноз 2019
Привилегированные акции 10,58 10,96 22,81 39,94 42,43 52
Обыкновенные акции 10,58 10,96 22,81 39,94 33,0 52
Истории дивидендных выплат, % от чистой прибыли 30 30 50,6 75 75 75
Цена акции 39,94 в 2017 г. на 1 акции
Построим модель Гордана и рассчитаем доходность акции. Темп роста = выплаты 2017 г./ выплаты 2012 г. А (1 : 13) - 1. =40%
Ожидаемая доходность акции составит 30%. Цена акции достаточно чувствительна к различным показателям - например нестабильностью экономическую ситуацию в стране. В таблице 2 проведем прогноз темпов прироста дивидендов компании ПАО «Татнефть».
Таблица 2
Дивиденды ПАО «Татнефти», руб. на 1 акцию
Финансовый период Привилегированная акция Обыкновенная акция
8,6 8,6
2012 8,23 8,23
2013 10,58 10,58
2014 10,96 10,96
2015 22,81 22,81
2016 27,78 27,78
2017 39,94 39,94
ПАО «Татнефть» имеет комплексную программу мер по преодолению неблагоприятных ситуаций, связанных с рисками нефтяных компаний. В ее числе постоянный мониторинг, анализ и прогнозирование динамики цен на нефть с соответствующей корректировкой планов стратегического развития. Прогноз цен на нефть довольно сложный процесс, но именно он помогает построить процесс инвестирования в компанию. От цены на нефть будет зависеть приток инвестиций в компанию и возможность стабильного экономического развития компании. В таблице 3 построим прогноз цен на нефть до 2025 гг.
Таблица 3
Прогноз цены на нефть за период 2017-2025 гг. в номинальных ценах (Urals, Ara), долл./баррель
Год Оптимистичный Пессимистичный
2015 г. 51 50
2016 г. 41 41
2017 г. 41 26
2018 г. 47 29
2019 г. 53 32
2020 г. 60 35
2021 63 38
2022 66 40
2023 69 43
2024 72 44
2025 75 46
Основными потребителями нефти продолжают оставаться Китай, США и страны ЕС, однако в Китае потребность в нефти выросла на 2,6% всего за один год, что положительно сказывается на нефтяных ТНК России особенно в результате дружеских отношений между странами. Увеличивается добыча нефти в России до 11,4 млн. барр./день или на 1,3%, в сравнении с другими странами рост добычи нефти значительный.
В качестве выводов стоит отметить, что ПАО «Татнефть» советом директоров приняла стратегию до 2025 года, основной задачей которой является удвоение капитала в 1,5 - 2 раза. Увеличение произойдет с 10,8 млрд. долларов в 2015 году до 21,5 млрд. долларов на 2025 год. Компания свои стратегические задачи видит в обеспечении устойчивого роста объемов производства, а также положительную динамику финансовых показателей на протяжении более 20 лет. Последние 3 года реализуется «Стратегия-2025», включающая все бизнес-блоки Компании и направленная на рост стоимости акционерного капитала. В этой связи капитализация ПАО «Татнефть» за год выросла, и по прогнозам 2019 г. продолжает расти. Выручка ежегодна растёт. Это происходит благодаря слаженной дивидендной политике и росту курса акций компании.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
2. Федеральный закон Российской Федерации «О рынке ценных бумаг».
3. Положение о дивидендной политике ПАО «Татнефть» https://yakapitalist.ru/invest/tatneft-dividendy-2018/.
© Хабирова Э.Э., Акчурина А.М., 2019
УДК 330.44
Э.Э. Хабирова ФГБОУ ВО «УГНТУ», г. Уфа. РФ
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТРАСЛИ И КОМПАНИИ ООО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»
Аннотация
В статье рассмотрим ООО «Газпром Нефтехим Салават», основным видом деятельности которого является нефтепереработка и нефтехимия. На сегодняшний день актуальным является инновационная деятельность и нефтеперерабатывающая отрасль, которая необходима во сферах экономики. Достоверность данных настоящей статьи подтверждаются принимаемые нормативно-правовые акты в изучаемой нами сфере. Методами являются: изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной практики; сравнение и анализ.
Ключевые слова
Стратегия, капитал, ликвидность, инвестиции, эффективность.
ООО «Газпром Нефтехим Салават» - одно из огромнейших предприятий в Российской Федерации, которое занимается разработкой комплексов нефтепереработки и нефтехимии. Организация исполняет единый оборот переработки углеводородного сырья. Единицей выпущенного товара является: бензин, дизельное топливо, керосин, другие нефтепродукты, сжиженные газы, бутиловые спирты, пластификаторы, полиэтилен, полистирол, аммиак, карбамид и т.д.
Важную роль производства играют инновации в сфере нефтепереработки, нефтехимии и занимают лидирующие позиции.
Также, компания имеет подразделения, обеспечивающие деятельность заводов, дочерних компаний, осуществляющих деятельность по различным направлениям (торгово-закупочная деятельность, оказание услуг населению). Применяемый на заводе каталитический крекинг тяжелых нефтяных фракций и вторичные процессы позволяют производить высокооктановые бензины, экологически чистые дизельные топлива, в том числе керосины, топочные мазуты, толуол, бензол, элементарную серу и другие нефтепродукты.
Процент бухгалтерского баланса зависит от следующих позиций актива, а в первую очередь от прогресса величины резерва организации:
- преобладающие состояние - 6 439 716 тыс. руб. (47,4%)
- фонд - 3 879 657 тыс. руб. (28,6%)
- оставшийся не использованные резерв - 1 658 932 тыс. руб. (12,2%)
- кратковременные денежные вклады (в особенности финансовых единиц) - 1 001 820 тыс. руб. (7,4%)
Основной приход подсматривается в недостатке баланса:
- регламентированное состояние (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) -14 598 000 тыс. руб. (59,4%)
- невыделенный прирост - 8 959 674 тыс. руб. (36,4%)
В сбережениях между сильно изменившейся статьей баланса выводят «долгосрочные финансовые вложения» и «краткосрочные заемные средства» в недостатке (-3 652 613 тыс. руб. и -8 969 021 тыс. руб. соответственно).
На последний день анализируемого периода собственный капитал организации равнялся 55 488 809,0 тыс. руб. За последний год имело место стремительное, на 23 575 694,0 тыс. руб., или на 74%, повышение собственного капитала.
Понятно, что предприятие хочет быть ответственным в социальной и экологической сфере, так же хочет владеть местным диверсифицированным портфелем средств по всей линии создания стоимости, еще и стать крупным международным членом российского происхождения.
~ 80 ~