Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ РИСКОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОЦЕНКА ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ РИСКОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интегральные пожарные риски / пожарная опасность территорий / профилактика пожаров / эффективность пожарной профилактики / integral fire risks / fire danger of territories / fire prevention / effectiveness of fire prevention

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сатин Алексей Петрович, Лахвицкий Георгий Николаевич, Репин Сергей Викторович, Воронин Сергей Александрович

Оценка эффективности пожарно-профилактической работы является многокритериальной задачей, состоящей из уровня пожарной безопасности определенной территории, муниципального образования или региона в целом, социально-экономической и демографической структуры населения и территории и, собственно, данных о количестве проводимой профилактической работы. Уровень пожарной безопасности целесообразно измерять в общедоступных и понятных единицах. Подобной мерой могут служить интегральные пожарные риски. В статье проведена оценка интегральных пожарных рисков для муниципальных образований Нижегородской области, динамика изменения средних пятилетних значений, а также предложена классификация муниципальных образований, основанная на социально-экономических параметрах территории и результатах дисперсионного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сатин Алексей Петрович, Лахвицкий Георгий Николаевич, Репин Сергей Викторович, Воронин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF INTEGRAL FIRE RISKS IN MUNICIPALITIES OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION

Evaluation of the effectiveness of fire prevention is a multi-criteria task consisting of the level of fire safety of a certain territory, municipality or region as a whole, the socio-economic and demographic structure of the population and territory and, in fact, data on the amount of preventive work carried out. It is advisable to measure the level of fire safety in publicly accessible and understandable units. Integral fire risks can serve as a similar measure. The article evaluates integral fire risks for municipalities of the Nizhny Novgorod region, as well as the dynamics of changes in the average five-year values.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ РИСКОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 614.841

ОЦЕНКА ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ РИСКОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

А. П. САТИН1, Г. Н. ЛАХВИЦКИЙ1, С. В. РЕПИН1, С. А. ВОРОНИН2

1 Академия ГПС МЧС России, Российская Федерация. г. Москва, 2 Главное управление МЧС России по Нижегородской области, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, E-mail: satin32@yandex.ru, egor70288@mail.ru; repin52@yandex.ru, s.a_voronin_2014@mail.ru

Оценка эффективности пожарно-профилактической работы является многокритериальной задачей, состоящей из уровня пожарной безопасности определенной территории, муниципального образования или региона в целом, социально-экономической и демографической структуры населения и территории и, собственно, данных о количестве проводимой профилактической работы. Уровень пожарной безопасности целесообразно измерять в общедоступных и понятных единицах. Подобной мерой могут служить интегральные пожарные риски. В статье проведена оценка интегральных пожарных рисков для муниципальных образований Нижегородской области, динамика изменения средних пятилетних значений, а также предложена классификация муниципальных образований, основанная на социально-экономических параметрах территории и результатах дисперсионного анализа.

Ключевые слова: интегральные пожарные риски, пожарная опасность территорий, профилактика пожаров, эффективность пожарной профилактики.

ASSESSMENT OF INTEGRAL FIRE RISKS IN MUNICIPALITIES OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION

A. P. SATIN1, G. N. LAKHVITSKY1, S. V. REPIN1, S. A. VORONIN2

1

Academy of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Russian Federation. Moscow Main Directorate of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the Nizhny Novgorod region,

Russian Federation, Nizhny Novgorod, E-mail: satin32@yandex.ru, egor70288@mail.ru; repin52@yandex.ru, s.a_voronin_2014@mail.ru

Evaluation of the effectiveness of fire prevention is a multi-criteria task consisting of the level of fire safety of a certain territory, municipality or region as a whole, the socio-economic and demographic structure of the population and territory and, in fact, data on the amount of preventive work carried out. It is advisable to measure the level of fire safety in publicly accessible and understandable units. Integral fire risks can serve as a similar measure. The article evaluates integral fire risks for municipalities of the Nizhny Novgorod region, as well as the dynamics of changes in the average five-year values.

Key words: integral fire risks, fire danger of territories, fire prevention, effectiveness of fire prevention.

Современная стадия социально-экономического развития государства, а также геополитическая обстановка требуют снижения административной нагрузки на бизнес в виде снижения количества контрольных (надзорных) мероприятий. Несмотря на это, запрос общества на обеспечение безопасности, в том числе защищенности от пожаров не снижается, равно как и требования к его уровню. Для

оценки уровня безопасности человека или какой-либо системы всё чаще используется понятие риска [1]. Под риском понимается количественная характеристика (мера) возможности реализации конкретной опасности и ее последствий, измеряемая, как правило, в соответствующих единицах [2].

© Сатин А. П., Лахвицкий Г. Н., Репин С. В., Воронин С. А., 2023

Все риски условно делятся на локальные и интегральные [3]. Локальные - характеризуют опасности, которые могут угрожать отдельным производственным объектам1 и людям, находящимся на них.

Интегральные риски охватывают опасности, угрожающие таким сложным и большим объектам защиты как города, регионы, страны, которые, в свою очередь, уже включают в себя здания, сооружения, различные промышленные объекты и так далее, а значит, они учитывают все локальные риски, входящие в состав этих систем [4].

Рассуждения о пожарных рисках нельзя вести в отрыве от статистики пожаров и их последствий [5]. В качестве основных пожарных рисков в [6] выделены следующие:

R1 - риск для человека оказаться в условиях пожара в единицу времени;

R2 - риск для человека погибнуть при

пожаре;

Rз - риск для человека погибнуть от пожара в единицу времени.

За единицу времени обычно принимается календарный год [7].

Таким образом, для оценки интегрального пожарного риска муниципальных образований Нижегородской области и региона в целом, а также сравнения с общероссийским показателем, необходимо исследовать статистические данные о пожарах, их последствиях, а также демографических показателях населенных пунктов.

В настоящей статье используются наименования муниципальных образований в соответствии с постановлением2 Правительства Нижегородской области.

По состоянию на 2022 год, на территории Нижегородской области насчитывается 51 муниципальное образование, в том числе 15 городских и 36 муниципальных округов. Городской округ город Нижний Новгород имеет внутригородское деление на 8 районов, не имеющих статус муниципального образования. Расположенный на территории Нижегородской области г.о.г. Саров исключен из исследования, в связи с тем, что является закрытым ад-

1 Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_358750/ (дата обращения: 10.09.2022).

2 Постановление Правительства Нижегородской области от 18 июня 2020 года № 493 «О Перечне муниципальных образований Нижегородской области» (в ред. от 06.06.2022 № 412) [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/571700936 (дата обращения: 03.09.2022).

министративно-территориальным образованием, учет и профилактика пожаров в данном муниципальном образовании осуществляется специальным управлением федеральной противопожарной службы № 4 МЧС России.

Оценка необходимости воздействия на регулируемую систему (уровень пожарной безопасности муниципальных образований Нижегородской области), осуществляется на основании данных о величине рисков, имеющихся для населения.

Для определения величины исследуемых пожарных рисков собраны статистические

3

данные о количестве населения , пожарах и числе погибших на территории соответствующих муниципальных образований4,5,6. Данные

0 населении получены по состоянию на

1 января соответствующего года, поэтому учитывались в расчетах, как данные по итогам предыдущего календарного года.

Расчет пожарных рисков осуществляется по следующим формулам.

1. Риск для человека оказаться в условиях пожара в единицу времени:

NZod _ ^ 1 пож

N

год н

(1.1.)

где Ыг°о°ж - количество пожаров, произошедших на территории муниципального образования в текущем году; Ыг°д - количество населения, проживающего на территории муниципального образования в текущем году.

2. Риск для человека погибнуть при пожаре:

Rf =

жертв

N

год

(1.2.)

где N^0,,;^ - количество человек, погибших при пожарах на территории муниципального образования в текущем году.

Федеральная служба государственной статистики // Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям (период 01.01.201201.01.2022). [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282. (дата обращения: 07.09.2022).

Пожары и пожарная безопасность в 2015 году: статистический сборник. Под общей редакцией А. В. Матюшина. М.: ВНИИПО, 2016, 124 с.

5 Пожары и пожарная безопасность в 2020 году: статистический сборник. Под общей редакцией Д. М. Гордиенко. М.: ВНИИПО, 2021. 112 с.

6 Пожары и пожарная безопасность в 2021 году: статистический сборник. Балашиха: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2022. 114 с.

3. Риск для человека погибнуть от пожара в единицу времени.

Г) год _ г) год ул год

Л3 _ ' Л2 (1 3)

Для получения более удобочитаемых и наглядных значений пожарных рисков, для исследования их величины, произведено их нормирование с учетом численности населения.

600

500

400

300

200

100

0

Расчет значений величин риска проведен для каждого из муниципальных образований Нижегородской области, а также отдельно для внутригородских районов города Нижнего Новгорода, за 11 лет (в период с 2011 по 2021 годы).

Результаты расчета риска для человека погибнуть от пожара в единицу времени (Р3) в муниципальных образованиях Нижегородской области, представлены на рис. 2. Анализ диаграммы показывает, что статистически значимая выборка значений величины Р3 нахо-

7 Приказ МЧС России от 8 октября 2018 г. № 431 «О внесении изменений в Порядок учета пожаров и их последствий, утвержденный приказом МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714» ИНрв: // www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72025364l

Исследование динамики численности населения, количества пожаров и погибших, на них людей, представленное на рис. 1, указывает на наличие тенденции к снижению количества жителей во всех типах муниципальных образований. При этом, с 2019 года наблюдается резкий рост пожаров, обусловленный в первую очередь изменением порядка их уче-та7, а также рост количества погибших.

дится в границах от 0,00 до 3,71 и обладает крайне высокой дисперсией, с выбросами до 7,4. Равно как и 50 %-й доверительный интервал находится в довольно широких границах (от 0,42 до 1,75).

В результате дисперсионного анализа, представленного в табл. 1, установлено наличие различий в средних и опровергнута гипотеза о независимости среднего значения Р3 от муниципального образования. В пользу данного вывода свидетельствует уровень достоверности (Р-Значение), который значительно ниже предельного значения допустимой ошибки (0,05), а также существенное превышение значения F-статистики над критическим значением.

Рис. 1. Динамика основных исследуемых показателей Нижегородской области

Рис. 2. Общее распределение величины R3 в Нижегородской области

Таблица 1. Дисперсионный анализ показателя во всех муниципальных образованиях

Источник вариации SS df MS F P-Значение F критическое

Между группами 236,357 55 4,2974 4,010331 1,85E-17 1,356882

Внутри групп 600,086 549 1,071582

Итого 836,443 604

Высокая дисперсия значений позволяет выдвинуть следующую гипотезу о необходимости группирования муниципальных образований на основе определенных критериев.

В связи с тем, что муниципальные образования имеют ярко выраженные различия по составу населения (городское / сельское), а также по геоэкономическим характеристикам, независимо от фактического наименования предлагается их следующее группирование:

- городские - городское население составляет не менее 65 %, административный центр является инфраструктурно-развитой территорией, имеющей большое количество производственных предприятий;

- смешанные - городское население составляет от 50 % до 80 %, административный центр является инфраструктурно-развитой территорией;

- сельские - городское население составляет не более 50 %.

Таким образом, все муниципальные образования были разделены на три типовые группы, примерно равные по количеству.

Дисперсионный анализ значений R3 внутри принятых групп показал, что в группах «Смешанные» и «Сельские» дисперсия отсутствует. Следовательно, это разделение статистически обоснованно. В группе «городские» наблюдается довольно высокая дисперсия, но дальнейшее дробление на более мелкие группы, не позволяет обосновать подобное деление на основании каких-либо других признаков.

Таким образом, разделение территории именно Нижегородской области на 3 группы муниципальных образований обосновано. Различие в средних (дисперсия) между этими группами, представленное в табл. 2, также является статистически значимым показателем.

Сравнительный анализ ящиковой диаграммы, представленной на рис. 3, указывает на наличие принципиальных отличий в значениях средних и медианных показателей между группами.

Таблица 2. Дисперсионный анализ межгруппового показателя К3

Группы

Счет

Сумма Среднее Дисперсия

город смешан сельские

198 209 198

125,1467 298,7811 344,8863

0,632054 1,429575 1,74185

0,192677 1,017346 2,304011

Дисперсионный анализ

Источник

вариации SS df MS F P-Значение F критическое

Между группами 129,9859 2 64,99295 55,61937 6,84E-23 3,01069

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутри групп 703,4555 602 1,168531

Итого 833,4414 604

ЕЗ Городские 0 С«сшаппь>с 0 Сельские

Рис. 3. Межгрупповое распределение величины R3 в Нижегородской области

Так самый высокий показатель наблюдается в группе «Сельские», а самый низкий в группе «Городские». Одновременно с этим, в группе «Сельские», наблюдается и довольно широкий доверительный интервал, что гипотетически может быть связано с существенными отличиями в плотности населения, а также иными факторами, которые подлежат дополнительному исследованию.

Анализ результатов расчета средних пятилетних значений интегральных пожарных рисков R1, R2, R3, а также показателей пожарных рисков 2021 года в муниципальных образованиях Нижегородской области, представ-

ленный на рис. 4 и в табл. 3 показал, что для городских поселений их значения значительно ниже, чем для смешанных и сельских. Несмотря на возрастающую с течением времени величину риска для человека оказаться в условиях пожара, величина риска R2 - снижается для всех видов муниципальных образований. Величина риска для человека погибнуть от пожара в единицу времени ^3) для Нижегородской области в целом за 11 лет (с 2011 по 2021 гг.) снизилась на 37,5 %, но в городских и смешанных населенных пунктах в 2021 году выросла на 1,2 % и 6,73 %, соответственно.

И 11.-15. В16-20 И 2021

Рис. 4. Динамика изменения средних пятилетних значений величины пожарных рисков R1, Р2, Р3

Таблица 3. Динамика изменения средних пятилетних значений величины пожарных рисков R1, R3 в группах муниципальных образований в 2011-2021 гг.

Период Нижегородская область Городские Смешанные Сельские

R1

2011-2015 0,99648 0,90408 1,49466 1,74188

2012-2016 0,94579 0,85987 1,442047 1,68328

2013-2017 0,89292 0,81171 1,383162 1,6176

2014-2018 0,89432 0,81319 1,421526 1,64875

2015-2019 1,04472 0,96364 1,653873 1,92638

2016-2020 1,2074 1,12869 1,882685 2,20524

2017-2021 1,37058 1,28555 2,119742 2,54997

R2

2011-2015 0,9619 0,8184 1,34462 1,29955

2012-2016 0,91023 0,79263 1,28261 1,25799

2013-2017 0,88919 0,77539 1,19928 1,19631

2014-2018 0,82617 0,69657 1,05558 1,19513

2015-2019 0,70521 0,59666 0,80459 1,05402

2016-2020 0,59382 0,53436 0,64861 0,83186

2017-2021 0,51387 0,46466 0,53915 0,62503

R3

2011-2015 0,96057 0,77002 1,87267 2,1331

2012-2016 0,86368 0,71146 1,70761 1,96629

2013-2017 0,79668 0,6614 1,55635 1,85875

2014-2018 0,73786 0,59209 1,39405 1,92775

2015-2019 0,67588 0,52576 1,16519 1,78977

2016-2020 0,63357 0,5302 1,04858 1,46344

2017-2021 0,62077 0,52252 0,99391 1,26747

Выводы

Результаты исследования показывают, муниципальные образования Нижегородской области подлежат условному группированию на основе состава населения и геоэкономических характеристик на Городские, Смешанные и Сельские.

Широкий доверительный диапазон значения R3, свидетельствует в пользу того, что в первую очередь необходимо обратить внимание на профилактику пожаров в сельских муниципальных образованиях, сельских территориях смешанных муниципальных образований. При профилактике гибели людей, необходимо ориентироваться на городское население.

Кроме того, проведенное исследование позволяет провести ранжирование муниципальных образований по уровню интегральных пожарных рисков и более эффективно осу-

Список литературы

1. Клепко Е. А. Обеспечение пожарной безопасности городов и регионов на основе оценки и управления пожарными рисками: автореферат дисс. ... канд. техн. наук: 05.13.10. М., 2007. 24 с. EDN NISOCT.

2. Пожарные риски: учебное пособие. / Н. Н. Брушлинский [и др.]. М.: Академия МЧС России, 2016. 66 с.

3. Основы теории пожарных рисков и её приложения: монография / Н. Н. Брушлинский, С. В. Соколов, Е. А. Клепко [и др.]. М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. 192 с.

4. Присяжнюк Н. Л., Малько В. А. Интегральный социально-экономический показатель пожарного риска и методика его оценки // Технологии техносферной безопасности. 2018. № 3 (79). С. 47-54. DOI 10.25257/TTS.2018.3. 79.47-54. EDN YONYAX.

5. Брушлинский Н. Н., Соколов С. В. О статистике пожаров и о пожарных рисках // Пожаровзрывобезопасность. 2011. Т. 20. № 4. С. 40-48. https://www.elibrary.ru/OFXCJB

6. Пожарные риски. Динамика, управление, прогнозирование / под ред. Н. Н. Бруш-линского и Ю. Н. Шебеко. М.: ФГУ ВНИИПО, 2007. 370 с.

7. Оценка пожарных рисков в муниципальных образованиях Калужской области / Н. Н. Брушлинский, С. В. Соколов, Е. А. Клепко [и др.] // Технологии техносферной безопасности. 2011. № 2(36). С. 7. EDN RBTXJP.

References

1. Klepko E. A. Obespechenie pozharnoj bezopasnosti gorodov i regionov na osnove ocen-

ществлять руководство профилактической работой на территории региона.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что величины интегральных пожарных рисков, определенные по описанной методике, основаны на общегодовой статистике и не пригодны для регулирования оперативной обстановки в краткосрочном периоде. Следовательно, необходимо введение коэффициента, учитывающего долю пожаров и гибели на них людей в каждом месяце.

Для более эффективного распределения трудовых ресурсов при организации работы по профилактике пожаров, необходима дополнительная оценка степени влияния социально-экономических и демографических показателей региона, а также объема и видов профилактической работы на величины интегральных пожарных рисков.

ki i upravleniya pozharnymi riskami. Avtoreferat diss. kand. tekhn. nauk [Ensuring fire safety of cities and regions based on fire risk assessment and management. Abstract cand. tech. sci. diss.]. M., 2007. 24 p. EDN NISOCT.

2. Pozharnye riski: uchebnoye posobiye [Fire risks: a training manual] / N. N. Brushlinskij [et al.]. M.: Akademiya MCHS Rossii, 2016. 66 p.

3. Osnovy teorii pozharnyh riskov i eyo prilozheniya: monografiya [Fundamentals of fire risk theory and its applications: monograph] / N. N. Brushlinskij, S. V. Sokolov, E. A. Klepko [et al.]. M.: Akademiya GPS MCHS Rossii, 2012. 192 p.

4. Prisyazhnyuk N. L., Mal'ko V. A. Inte-gral'nyj social'no-ekonomicheskij pokazatel' pozharnogo riska i metodika ego ocenki [Integral socio-economic indicator of fire risks and method of its assessment]. Tekhnologii tekhnosfernoj bezopasnosti, 2018, vol. 3 (79). pp. 47-54. DOI 10.25257/TTS.2018.3.79.47-54. EDN YONYAX.

5. Brushlinskij N. N., Sokolov S. V. O statistike pozharov i o pozharnyh riskah [About fire statistics and fire risks]. Pozharovzryvobe-zopasnost', 2011, vol. 20. issue 4, pp. 40-48. https://www.elibrary.ru/OFXCJB

6. Pozharnye riski. Dinamika, upravlenie, prognozirovanie [Fire risks. Dynamics, management, forecasting] / Pod red. N. N. Brushlinskogo i Yu. N. Shebeko. M.: FGU VNIIPO, 2007. 370 p.

7. Ocenka pozharnyh riskov v munici-pal'nyh obrazovaniyah Kaluzhskoj oblasti [Assessment of fire risks in municipalities of the Kaluga region] / N. N. Brushlinskij, S. V. Sokolov, E. A. Klepko [et al.]. Tekhnologii tekhnosfernoj bezopasnosti, 2011, vol. 2 (36), p. 7. EDN RBTXJP.

Сатин Алексей Петрович

Академия ГПС МЧС России

Российская Федерация, Москва

кандидат технических наук, начальник кафедры

E-mail: A.Satin@academygps.ru

Satin Alexey Petrovich

Academy of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia Russian Federation, Moscow

Candidate of Sciences in Technology, Head of the Chair E-mail: A.Satin@academygps.ru

Лахвицкий Георгий Николаевич

Академия ГПС МЧС России

Российская Федерация, Москва

адъюнкт кафедры информационных технологий

E-mail: egor70288@mail.ru

Lakhvitsky Georgy Nikolaevich

Academy of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia

Russian Federation, Moscow

Adjunct of the Department of Information Technology

E-mail: egor70288@mail.ru

Репин Сергей Викторович

Академия ГПС МЧС России

Российская Федерация, Москва

адъюнкт кафедры информационных технологий

E-mail: repin52@yandex.ru

Repin Sergey Viktorovich

Academy of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia

Russian Federation, Moscow

Adjunct of the Department of Information Technology

E-mail: repin52@yandex.ru

Воронин Сергей Александрович

Главное управление МЧС России по Нижегородской области Российская Федерация, Нижний Новгород

главный специалист отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы E-mail: s.a_voronin_2014@mail.ru Voronin Sergey Aleksandrovich

The Main Directorate of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the Nizhny Novgorod region Russian Federation, Nizhny Novgorod

Chief Specialist of the Department of Organization of Supervisory and Preventive Measures of the Department of Supervision and Preventive Work E-mail: s.a_voronin_2014@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.