Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ'

АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЖАРНЫЙ РИСК / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ / FIRE RISK / INTEGRATED FIRE RISK / FIRE SAFETY / FIRE HAZARD COMPLEX INDICATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попков Сергей Юрьевич

Представлен алгоритм принятия управленческих решений по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований на основе комплексного сравнительного показателя. Методологической основой исследования является теория интегральных пожарных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECISION-MAKING ALGORITHM FOR ENSURING FIRE SAFETY OF MUNICIPAL DISTRICTS ON THE BASIS OF THE COMPLEX INDICATOR

PURPOSE. Managerial decision-making algorithm for ensuring fire safety of municipal districts on the basis of the complex indicator is presented in the article. The methodological basis of the research is the theory of integrated fire risks. The object of the research is the system for ensuring fire safety of municipal districts of a constituent entity of the Russian Federation. The subject of the research is fire risks values in cities and rural settlements which are evaluated by means of a fire hazard complex indicator for municipal districts. METHODS. Methods of system analysis, mathematical and social statistics, mathematical modeling are used in the research. FINDINGS. A fire hazard complex indicator for municipal districts; a fire situation assessment algorithm in cities and rural settlements on the basis of the complex indicator; a way of fire risks rationing; a managerial decision-making algorithm for ensuring fire safety of municipal districts on the basis of the complex indicator are presented in the article. RESEARCH APPLICATION FIELD. The offered technique allows carrying out fire risks assessment in urban and rural settlements and developing address programs for ensuring fire safety of municipal districts. CONCLUSIONS. Nowadays the methodology of integrated (territorial) fire risks is effective in solving problems for ensuring fire safety of the protected facilities. It is reasonable to implement the developed algorithms on the basis of the complex indicator for ensuring decision-making on fire safety of municipal districts.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ»

УДК 614.842.83 DOI 10.25257/FE.2019.2.70-76

ПОПКОВ Сергей Юрьевич

Кандидат технических наук

Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

E-mail: s.popkov@academygps.ru

АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ

Представлен алгоритм принятия управленческих решений по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований на основе комплексного сравнительного показателя. Методологической основой исследования является теория интегральных пожарных рисков.

Ключевые слова: пожарный риск, пожарная безопасность, комплексный показатель, пожарная опасность сельских населённых пунктов.

В настоящее время остро стоит вопрос защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поэтому теория риска и безопасности требует дальнейшего изучения и развития.

Значительный интерес представляют оценка пожарной опасности муниципальных образований, процесс принятия по результатам этой оценки управленческих решений органами местного самоуправления и руководителями местных пожарно-спасатель-ных гарнизонов.

В Академии Государственной противопожарной службы МЧС России уже много лет проводится многоплановое исследование в области обеспечения пожарной безопасности территорий на основе методологии интегральных пожарных рисков. При этом стандартные понятия, например, индивидуальные и социальные риски, имеют следующие смысловые значения [1-3]:

- локальные риски характеризуют опасности, угрожающие таким объектам защиты, как отдельные предприятия, транспортные средства и т. п.;

- интегральные (территориальные) риски характеризуют комплекс опасностей, угрожающих таким сложным системам (объектам защиты), как муниципальные образования и регионы, которые включают в себя в качестве элементов здания, сооружения, различные предприятия, транспортные сети и т. д., то есть они «суммируют» все локальные риски, присущие этим элементам.

В данной статье были использованы следующие интегральные пожарные риски (далее - пожарные риски):

- Я1 - риск для человека столкнуться с пожаром (его опасными факторами) за единицу времени, пожар/чел.-год;

- Я2 - риск для человека погибнуть при пожаре (оказаться его жертвой), жертва/пожар;

- Я3 - риск для человека погибнуть при пожаре за единицу времени, жертва/чел.-год.

Риск Я1 характеризует возможность реализации пожарной опасности, а риски Я2, Я3 - некоторые последствия реализации пожарной опасности.

На территории России находится 21 945 муниципальных образований [4]. В каждом из них существует определённая пожарная обстановка, требующая изучения и анализа.

Так, в 2017 г. в России из 146,9 млн чел. 25,6 % всего населения проживали в сельской местности [4]. В сельской местности произошло 54 436 пожаров (41,0 % всех пожаров), при которых погибли 4 021 человек (51,4 % всех жертв пожаров) [5].

Таким образом, в сельской местности России проживала примерно четверть её населения, на которую пришлось более трети пожаров и более половины всех жертв пожаров. Отсюда следует, что обстановка с пожарами в сельской местности России в 2017 г. была существенно хуже, чем в городах. Поэтому целесообразно анализировать пожарную обстановку в муниципальных образованиях отдельно в городских и сельских поселениях.

При этом группа пожарных рисков в городских поселениях имеет вид Щ, Щ, /?£, а такая же группа в сельских поселениях принята как /?,с, /?£, /?£. Сопоставляя значения соответствующих рисков Щ / /?[, /?2 / /?2 и /?з/ Щ, можно оценить различие пожарной обстановки в городах и сельских населённых пунктах по каждому из этих рисков, используя комплексный сравнительный показатель [6, 7].

Учитывая, что пожарные риски сельских поселений, как правило, больше, чем пожарные риски городских поселений и отношения одинаковых рисков

70

© Попков С. Ю., 2019

являются безразмерными величинами, такой комплексный показатель представлен в виде произведения (с учётом соотношения Я3 = ЯЯ2):

3 пс

п|

/=1 к,

ПС ПС ПС

. К2 К3 Щ /?2 /?з

У^з)

-к:

(1)

где К*0 - комплексный показатель пожарной опасности сельских населённых пунктов.

Формула (1) теоретически может принимать значение от 0 (если пожаров или их жертв в сельской местности вообще нет) до достаточно больших положительных значений. Нужно учесть, что чем больше значение К^0, тем выше пожарная опасность сельской местности.

Очевидно, что если пожарные риски в городских и сельских поселениях одинаковы = Щ, /?£ = /?£, = Щ), что вполне может быть в отдельных случаях, то К^ = 1. Кроме того, если принимать такие интегральные пожарные риски, как Я4 - риск уничтожения строений при пожаре, уничтоженное строение/пожар, Я5 - риск прямого материального ущерба от пожара, тыс. руб./ пожар, то число сомножителей в формуле (1) увеличится.

Так, комплексный показатель в России в 2017 г. составил:

/Спсо=2,06 1,53-3,07 = 9,68.

Это значение можно интерпретировать (с достаточной долей условности) таким образом: пожарная обстановка в сельских поселениях России в 2017 г. была примерно в 10 раз хуже, чем в городских поселениях. При всей доли условности этот показатель удобен для сравнительного анализа пожарной обстановки в городах (посёлках городского типа) и сельских населённых пунктах любой административно-территориальной единицы России.

Алгоритм оценки пожарной обстановки в городах и сельской местности России на основе комплексного показателя К^ представлен на рисунке 1.

На основании результатов статистических исследований по значениям комплексного показателя КЦ0 предложено установить следующие уровни пожарной опасности сельской местности [9]:

1. Высокий уровень пожарной опасности сельской местности (при значениях КЦ0 >10).

2. Средний уровень пожарной опасности сельской местности (при значениях 3 < КЦ0 <10).

3. Низкий уровень пожарной опасности сельской местности (при значениях 0 < < 3).

При этом предложено считать, что границей между высоким и средним уровнями пожарной опасности сельской местности является предельно допустимое значение комплексного показателя ^о=10. Между средним и низким уровнями пожарной опасности сельской местности находится предельно пре-небрегаемое значение К°0 - 3.

Рисунок 1. Блок-схема алгоритма оценки пожарной обстановки в городах и сельской местности России на основе комплексного показателя К°

При определении указанных уровней пожарной опасности сельской местности по значениям комплексного показателя необходимо учитывать следующее:

1. В отдельных случаях, при повышении значений пожарных рисков в городах, обстановка с пожарами в сельской местности, которая может оставаться практически неизменной, будет выглядеть более благоприятной, чем до повышения рисков в городах.

2. Для выявления объективной ситуации в таких случаях целесообразно возвращаться к анализу значений пожарных рисков и в городских, и в сельских поселениях.

Предложенный подход к оценке уровней пожарной опасности сельской местности целесообразно использовать при разработке мероприятий по снижению пожарных рисков на соответствующих территориях.

В зависимости от установленного уровня пожарной опасности сельской местности органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям пожарно-спасательных гарнизонов для снижения пожарных рисков рекомендуется:

1. При высоком уровне пожарной опасности сельской местности разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия по снижению пожарных рисков на территориях сельских населённых пунктов.

2. При среднем уровне пожарной опасности сельской местности применять такие меры, которые с практической точки зрения являются целесообразными, социально и экономически обоснованными.

3. При низком уровне пожарной опасности сельской местности осуществлять плановые мероприятия по снижению пожарных рисков в городах без дополнительных противопожарных мер в сельских населенных пунктах, а имеющиеся ресурсы перераспределять на реализацию мероприятий на территориях с вышеуказанными уровнями пожарной опасности сельской местности.

В соответствии с существующим подходом к обеспечению пожарной безопасности и управлению

риском [1], результатами проведённых статистических исследований предложен способ нормирования значений ряда интегральных пожарных рисков (гибели людей) на территории Российской Федерации (см. табл.) [9].

Предложенный способ целесообразно использовать при разработке мероприятий по снижению пожарных рисков на соответствующих территориях.

1. Уровень субъекта РФ

Общие условия

Природные условия

Характеристика субъекта РФ

Динамика численности населения

Динамика пожаров

Динамика погибших при пожарах

Динамика уничтожения строений

Динамика материального ущерба

Экономика

Потенциальный источник ЧС

Анализ пожарной обстановки в муниципальных образованиях субъекта РФ в исследуемый период

Распределение пожаров по объектам и причинам

Распределение погибших при пожарах по объектам и условиям гибели

Оценка уровня пожарной опасности в муниципальных образованиях субъекта РФ по значениям городских и сельских пожарных рисков ^ ^ ^ ^ Ко Оценка городских и сельских пожарных рисков ^ ^ ^ ^ ^о в муниципальных образованиях субъекта РФ в исследуемый период

Общие сведения

Природные условия

2. Муниципальный уровень

2.1. Муниципальный район (городской округ)

Характеристика муниципального района (городского округа) субъекта РФ

Динамика численности населения

Динамика пожаров

Динамика погибших при пожарах

Динамика уничтожения строений

Динамика материального ущерба

Экономика

Потенциальный источник ЧС

Анализ пожарной обстановки в поселениях муниципального района (в городском округе) в исследуемый период

Распределение пожаров по объектам и причинам

Распределение погибших при пожарах по объектам и условиям гибели

Показатели оперативного реагирования на пожары

Оценка уровня пожарной опасности в поселениях муниципального района (в городском округе) по значениям городских и сельских пожарных рисков ^ ^ Ъ «со Оценка городских и сельских пожарных рисков Яг ^ Rз, Я, Я^ К; в поселениях муниципального района (в городском округе)

|2.2. Поселение (городское, сельское) -

Оценка пожарных рисков Я Я Я Я Я5 в населённых пунктах поселения с высоким уровнем пожарной опасности в исследуемый период Установление факторов пожарных рисков в населённых пунктах муниципального образования

Рисунок 2. Блок-схема алгоритма оценки уровня пожарной опасности в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации

Таблица

Уровни пожарного риска на территориях России

У эовень управлени пожарным рискс

Государственный Муниципальный уровень

Уровень пожарного риска (федеральный, региональный) В муниципальном районе (городском округе) В поселениях муниципального района

Значения пожарного риска

Я1, пож/ 103 чел.-год Я3, жертв/ 105 чел.-год Я1, пож/ 103 чел.-год Я3, жертв/ 104 чел.-год Я1, пож/ 103 чел.-год Я3, жертв/ 103 чел.-год

Уровень незначительного риска 0 < Я1 < 1 0 < Я3 < 5 0 < Я1 < 1 0 < Я3 < 2 0 < Я1 < 2 0 < ^3 < 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень приемлемого риска 1 < Я1 < 2 5 < Я3 < 15 1 < Я1 < 2 2 < Я3 < 4 2 < Я1 < 4 1 < Я < 2

Уровень недопустимого риска Я1 > 2 Я > 15 Я1 > 2 Я > 4 Я1 > 4 Я > 2

При установлении уровня недопустимого пожарного риска рекомендуется применять такие меры, которые позволят обеспечить снижение пожарных рисков до допустимого (приемлемого) уровня.

Если по значениям Я1 и Я3 определён уровень приемлемого пожарного риска, то для снижения рисков необходимо применять мероприятия, которые являются целесообразными, социально и экономически обоснованными.

При установлении уровня незначительного пожарного риска дополнительных усилий по его снижению не требуется.

Применение положений теории интегральных пожарных рисков [1], систематизация существующих алгоритмов анализа обстановки с пожарами в России [8] позволили разработать алгоритм оценки уровня пожарной опасности в муниципальных образованиях субъекта РФ (рис. 2) [9], который целесообразно реализо-вывать поэтапно:

I. На уровне субъекта Российской Федерации

1. Описать оперативно-тактическую характеристику анализируемого субъекта РФ (сбор общих сведений о регионе, его экономике, наличии и местах дислокации потенциальных источников чрезвычайных ситуаций (ЧС), связанных с пожарами и т. д.).

2. Провести анализ пожарной обстановки на территории муниципальных образований субъекта РФ (динамика показателей обстановки с пожарами, распределение пожаров и погибших по категориям исследования).

3. Произвести оценку пожарных рисков в городских и сельских поселениях муниципальных образований субъекта РФ в анализируемый период. Определить уровни пожарных рисков (см. табл.).

4. Определить уровни пожарной опасности в муниципальных образованиях субъекта РФ по значениям пожарных рисков, комплексного показателя Кспо (см. табл.). Выделить наиболее пожароопасные муниципальные образования.

II. На муниципальном уровне

1. В муниципальном районе (городском округе):

- описать оперативно-тактическую характеристику муниципального района (городского округа);

- провести анализ пожарной обстановки в поселениях муниципального района (в городском округе);

- произвести оценку пожарных рисков в поселениях муниципального района (в городском округе). Определить уровни пожарных рисков (см. табл.);

- при наличии городского и сельского населения определить уровни пожарной опасности сельской местности в поселениях муниципального района (в городском округе) по значениям комплексного показателя К^0. Выделить наиболее пожароопасные поселения.

2. В городских и сельских поселениях муниципального района:

- произвести оценку пожарных рисков в населённых пунктах поселения муниципального района с высоким уровнем пожарной опасности;

- установить факторы пожарных рисков в населённых пунктах муниципального образования.

Разработанные алгоритмы (см. рис. 1, 2) оценки пожарной опасности в городах и сельской местности на основе комплексного показателя целесообразно использовать для принятия решений по обеспечению пожарной безопасности в муниципальных образованиях [9].

АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Для оценки пожарной опасности в муниципальном образовании на основе разработанных алгоритмов осуществить (см. рис. 1, 2):

- оценку пожарных рисков в городах и сельской местности, определить уровни пожарных рисков в поселениях муниципального района (в городском округе);

Рисунок 3. Блок-схема алгоритма принятия решений по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования

- оценку комплексного показателя в поселениях муниципального района (в городском округе), по его значениям определить уровни пожарной опасности сельской местности.

Если значения комплексного показателя /с >10, то целесообразна разработка дополнительных мероприятий по снижению пожарных рисков в сельских населённых пунктах. При <10 осуществляется переход к следующему этапу исследования (рис. 3).

2. Для оценки деятельности подразделений местного пожарно-спасательного гарнизона необходимо провести:

- математическое моделирование процессов функционирования противопожарной службы и обосновать количество сил и средств для обслуживания потока вызовов в соответствии с монографией [10];

- анализ состояния, дислокации сил и средств, условий деятельности пожарно-спасательных подразделений;

- анализ параметров оперативного реагирования пожарно-спасательных подразделений;

- оценку соответствия обязательным требованиям по размещению пожарно-спасательных подразделений в поселениях и городских округах в соответствии с частью 1 статьи 76 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

При несоответствии требованиям законодательства Российской Федерации разработать варианты реорганизации противопожарной службы в форме проектов решения (с учётом результатов оценки уровня пожарной опасности на территории муниципального образования).

При соответствии обязательным требованиям производится переход к следующему этапу исследования.

3. Провести анализ результатов исследований и вариантов решения.

4 Выбрать наиболее рациональный вариант и принять решение по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, утверждённое главой администрации.

В настоящее время методология интегральных (территориальных) пожарных рисков является эффективной в решении вопросов обеспечения пожарной безопасности объектов защиты.

Для характеристики различия пожарных рисков в городских и сельских поселениях применён комплексный показатель пожарной опасности сельских населённых пунктов.

Разработанные на его основе алгоритмы целесообразно реализовывать для принятия решений по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пожарные риски. Динамика, управление, прогнозирование / под общ. ред. Н. Н. Брушлинского и Ю. Н. Шебеко. М.:ФГУ ВНИИПО, 2007. 370 с.

2. Брушлинский Н. Н, Соколов С. В., Клепко Е. А, Белов В. А, Иванова О. В., Попков С. Ю. Основы теории пожарных рисков и её приложения. Монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. 192 с.

3. Брушлинский Н. Н., Иванова О. В., Клепко Е. А. Соколов С. В., Попков С. Ю. Пожарные риски. Учебное пособие. М.: Академия ГПС МЧС России, 2016. 66 с.

4. Российский статистический ежегодник 2018. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2018. 694 с.

5. Пожары и пожарная безопасность в 2017 году. Статистический сборник / под общ. ред. Д. М. Гордиенко. М.: ВНИИПО МЧС России, 2018. 125 с.

6. Брушлинский Н. Н., Клепко Е. А, Попков С. Ю., Соколов С. В. Пожары в городах и сельской местности России // Пожары и чрез-

вычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2008. № 2. С. 31-35.

7. БрушлинскийН. Н., КлепкоЕ. А, Попков С. Ю., Соколов С. В. Управление пожарной безопасностью субъектов Российской Федерации на основе анализа пожарных рисков // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2010. № 3. С. 104-114.

8. Клепко Е. А. Обеспечение пожарной безопасности городов и регионов на основе оценки и управления пожарными рисками: дис. ... канд. техн. наук: 05.13.10 / Клепко Елена Альбертовна. М.: Академия ГПС МЧС России, 2007. 175 с.

9. Попков С. Ю. Оценка пожарной опасности муниципальных образований на основе комплексного показателя: дис. . канд. техн. наук: 05.13.10 / Попков Сергей Юрьевич. М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. 250 с.

10. Брушлинский Н. Н., Соколов С. В. Основы теории организации, функционирования и управления экстренными и аварийно-спасательными службами: Монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2018. 92 с.

Материал поступил в редакцию 7 мая 2019 года.

Sergey POPKOV

Ph.D. in Engineering

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia E-mail: s.popkov@academygps.ru

DECISION-MAKING ALGORITHM FOR ENSURING FIRE SAFETY OF MUNICIPAL DISTRICTS ON THE BASIS OF THE COMPLEX INDICATOR

ABSTRACT

Purpose. Managerial decision-making algorithm for ensuring fire safety of municipal districts on the basis of the complex indicator is presented in the article. The methodological basis of the research is the theory of integrated fire risks.

The object of the research is the system for ensuring fire safety of municipal districts of a constituent entity of the Russian Federation.

The subject of the research is fire risks values in cities and rural settlements which are evaluated by means of a fire hazard complex indicator for municipal districts.

Methods. Methods of system analysis, mathematical and social statistics, mathematical modeling are used in the research.

Findings. A fire hazard complex indicator for municipal districts; a fire situation assessment algorithm in cities and rural settlements on the basis of the complex indicator; a way of fire risks rationing; a managerial

decision-making algorithm for ensuring fire safety of municipal districts on the basis of the complex indicator are presented in the article.

Research application field. The offered technique allows carrying out fire risks assessment in urban and rural settlements and developing address programs for ensuring fire safety of municipal districts.

Conclusions. Nowadays the methodology of integrated (territorial) fire risks is effective in solving problems for ensuring fire safety of the protected facilities.

It is reasonable to implement the developed algorithms on the basis of the complex indicator for ensuring decision-making on fire safety of municipal districts.

Key words: fire risk, integrated fire risk, fire safety, fire hazard complex indicator.

REFERENCES

1. Bruschlinsky N.N., Shebeko Yu.N. (eds). Pozharnyye riski. Dinamika, upravleniye, prognozirovaniye [Fire risks. Dynamics, management, forecasting]. Moscow, All-Russian Research Institute for Fire Protection Publ., 2007. 370 p.

2. Brushlinsky N.N., Sokolov S.V., Klepko E.A., Belov V.A., Ivanova O.V., Popkov S.Yu. Osnovy teorii pozharnykh riskov i ee prilozheniya [Fundamentals of the theory of fire risk and its application]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2012. 192 p.

3. Brushlinsky N.N., Ivanova O.V., Klepko E.A. Sokolov S.V., Popkov S.Yu. Pozharnyeriski [Fire risks]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2016. 66 p.

4. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik 2018 [Russian Statistical Yearbook 2018]. Moscow, Federal State Statistics Service Publ., 2018. 694 p.

5. Fire and fire safety in 2017. Statistical collections. Moscow, All-Russian Research Institute for Fire Protection of EMERCOM of Russia Publ., 2018. 125 p. (in Russ.).

6. Brushlinskiy N.N., Klepko E.A., Popkov S.Yu., Sokolov S.V. Fires in cities and rural areas of Russia. Pozhary i chrezvychaynye situatsii: predotvrashchenie, likvidatsiia, 2008, no. 2, pp. 31-35. (in Russ.).

7. Brushlimky N.N., Sokolov S.V., Klepko E.A., Popkov S.U. Fire safety management of subjects of the russian federation on the basis of fire hazard analysis. Problemy bezopasnosti i chrezvychaynykh situatsiy, 2010, no. 3, pp. 104-114. (in Russ.).

8. Klepko E.A. Obespecheniepozharnoj bezopasnostigorodov i regionov na osnove ocenki i upravleniya pozharnymi riskami [Ensuring the fire safety of cities and regions based on fire risks assessment and management. Phd in Engin. Sci. diss.]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2007. 175 p. (in Russ.).

9. Popkov S.Yu. Otsenka pozharnoy opasnosti munitsipalnykh obrazovaniy na osnove kompleksnogo pokazatelya [Fire hazard assessment of municipalities based on a comprehensive indicator. Phd in Engin. Sci. diss.]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2012. 250 p. (in Russ.).

10. Brushlinsky N.N., Sokolov S.V. Osnovy teorii organizatsii, funktsionirovaniya i upravleniya ekstrennymi i avariyno-spasatelnymi sluzhbami [Basic theory of organization, functioning and management of emergency and rescue services]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2018. 92 p.

76

© Popkov S., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.