Научная статья на тему 'Оценка инновационной деятельности малого бизнеса как фактор в обеспечении социально-экономического роста региона'

Оценка инновационной деятельности малого бизнеса как фактор в обеспечении социально-экономического роста региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянова М.П., Соколова Е.Л.

В условиях социально-экономического развития общества, интеллектуализации производства формирование новых знаний возможно только при наличии эффективного инновационного пространства. Преобразование экономики региона должно сопровождаться объективными количественными и качественными показателями оценки деятельности субъектов малого предпринимательства в области развития инновационной политики, превращаясь из разряда «точечного» явления в доминанту экономического развития Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Емельянова М.П., Соколова Е.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационной деятельности малого бизнеса как фактор в обеспечении социально-экономического роста региона»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 338.242

М. П. Емельянова Научный руководитель - Е. Л. Соколова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОР В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕГИОНА

В условиях социально-экономического развития общества, интеллектуализации производства формирование новых знаний возможно только при наличии эффективного инновационного пространства. Преобразование экономики региона должно сопровождаться объективными количественными и качественными показателями оценки деятельности субъектов малого предпринимательства в области развития инновационной политики, превращаясь из разряда «точечного» явления в доминанту экономического развития Красноярского края.

В российской экономической теории и практике проблема инновационного развития малого предпринимательства является актуальной и востребованной уже давно, по сути, с самого начала рыночных преобразований. Однако до сих пор тенденции этого развития и роль малого предпринимательства в реализации основных экономических задач российских регионов и страны в целом значительно уступают аналогичным показателям в развитых странах.

Как считают аналитики, инновационное развитие предпринимательства должен быть комплексным, ориентированным на каждого участника бизнес - сообщества, учитывая общие проблемы, предлагая выработку комплексных мер с доведением их до законодательного оформления. При этом предприниматели сами должны генерировать идеи решений, участвовать в их разработке с момента замысла и до внесения их на рассмотрение законодательных органов. Уровень инновационной активности характеризует по сути своей предприимчивость организаций и предприятий в реализации нововведений, их инициативность в поиске и определении направлений, сроков и видов инновационной деятельности, формировании кооперационных связей для разработки инноваций, участия в совместных научно-исследовательских проектах, приобретении новых технологий.

Развитие малого и среднего бизнеса в период инновационного прорыва приобретает особый интерес. Кроме того, вопрос развития и поддержки малого и среднего предпринимательства приобретает особое значение, так как именно этот бизнес способен сформировать инвестиционный климат, обеспечив дополнительную занятость и рост производства, создать финансовую основу для инновационного прорыва, повысить долю конкурентноспособности выпускаемых товаров и услуг. Помимо прямого вклада в создание и распространение новых товаров и услуг, такие предприятия должны помогать внедрению инновационной культуры и содействовать инвестициям в знания. Малый бизнес вообще, и в инновационной сфере, в частности, не может развиваться без развитого сегмента крупных предприятий, обеспечивающих малый бизнес заказами на производство тех или иных товаров и услуг.

В Красноярском крае приняты меры, ориентированные на создание принципиально нового направле-

ния - формирования региональных инновационных систем. Утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие инновационной деятельности на территории Красноярского края на 2012-2014 годы». Целями государственной поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности на территории Красноярского края являются - повышение конкурентоспособности экономики Красноярского края, создание условий для развития и вовлечения научного и научно-технического потенциала края в процесс социально-экономического развития края, содействие включению результатов научной, научно-технической, инновационной деятельности в экономический оборот на территории края [1].

В рамках реализации программы сформирована совокупность важнейших принципов развития региона:

• концентрация ресурсов с определением приоритетных зон развития;

• системный подход в формировании инновационной политики региона;

• обеспечение интегрирования инновационной системы Красноярского края в инновационную систему СФО;

• приоритетное развитие науки, высокотехнологичных отраслей промышленности.

Большинство регионов опережают Красноярский край по показателям инновационной активности, в частности: по числу используемых передовых производственных технологий край находится на 6 месте в СФО, уступая Омской, Новосибирской, Томской, Кемеровской областям и Алтайскому краю [2].

По итогам состоявшейся экономической переписи в 2010 году, сформированы предварительные данные по показателям деятельности малых предприятий. По количеству объектов малого и среднего предпринимательства Красноярский край занимает 3 место среди центров регионов Сибирского федерального округа после Новосибирской области и Алтайского края. Совокупность малых предприятий - юридических лиц на 87,6 % составляют микропредприятия, на них занято более трети работников.

Важнейшим индикатором экономического развития территории является ее инвестиционная привлекательность и инновационная деятельность. Так, по данным Росстата в Красноярском крае инвестиции в основной капитал в 2010 году юридическими лицами -

Секция ««СОВРЕМЕННЬШ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И РЕГИОНАЛИСТИКИ»

малыми и средними предприятиями составили 20,9 млрд рублей, индивидуальными предпринимателями - 1,7 млрд рублей. По удельному весу инвестиций в основной капитал среди центров регионов Сибирского федерального округа Красноярский край (16,9 %) занимает 2-е место после Новосибирской области (18,9 %) [3].

Средний и малый бизнес в регионе слабо позиционируют себя, в то время как в экономике зарубежных стран основная доля генерирования инноваций и технологических прорывов приходится именно на малые и средние предприятия.

В числе основных составляющих оценки активности инновационной деятельности малых предприятий является создание объективной системы статистического наблюдения в сфере инновационной деятельности.

Библиографические ссылки

1. О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края : Закон Красноярского края от 10.07.2008 г. № 6-2000 (подписан Губернатором Красноярского края 23.07.2008) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-информационной системы «Консультант Плюс».

2. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю: офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.krasstat. gks.ru/digital/region6/default.aspx.

3. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/ smallbusiness/preditog.htm.

© Емельянова М. П., 2012

УДК 330(75.8)

О. В. Захарова Научный руководитель - Л. А. Иванченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

БИЗНЕС - ИНКУБИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОДДЕРЖКИ ОБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Анализируется состояние, перспективы бизнес-инкубаторов, как одной из важных составляющих инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в России. Приводятся данные зарубежного опыта и обобщаются выводы о необходимости развития объектов инкубирования бизнеса в России.

Одним из приоритетных направлений развития предпринимательства в России на сегодняшний день является малый и средний бизнес. Развитие малого предпринимательства ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране. Именно малые предприятия могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирования всероссийского рынка

Для эффективного развития предпринимательства необходима поддержка, в первую очередь со стороны государства, которая реализуется через развитие инфраструктуры, финансово-кредитную систему, налоговые льготы, помощь в получении банковского кредита и субподрядов и т. д. Существуют многочисленные структуры, ведущие подготовку предпринимателей, оказывающие консалтинговые и информационные услуги продвижения товаров и получения кредитов и инвестиций. Но наиболее значимое развитие малое предпринимательство получает в бизнес-инкубаторах, результативность которых заключается в снижении количества неудач в бизнесе, прежде всего, потому, что в них создаются оптимальные условия для старта развития малого бизнеса.

Проведенное в 2010 году Национальной ассоциацией бизнес-инкубаторов США исследование показало, что за первые 2-3 года пребывания в инкубаторах прибыль компаний увеличивается почти на 800 %, а численность персонала вырастает на 400 %. Эти данные наглядно иллюстрируют значимость бизнес-инкубаторов для поддержки малых компаний на ранних стадиях их развития [1].

Во всех странах Европы деятельность бизнес-инкубатора в первые три года, после его создания, полностью дотируется государством (регионом) и далее, на протяжении 5-7 лет он продолжает получать финансовую помощь от государства (региона) по установленной снижающейся шкале. Кроме того, бизнес-инкубатору выделяются средства (гранты) для выполнения государственного заказа на создание определенного количества рабочих мет, обучения безработных граждан либо для выполнения других мероприятий, содействующих развитию бизнеса. Как правило, зарубежные бизнес-инкубаторы являются владельцами больших земельных участков (бывших государственных либо выкупленных государством под бизнес-инкубатор у частных лиц), что стимулирует их развитие, строительство новых производственных помещений для сдачи в аренду малым предприятиям.

В России первые бизнес-инкубаторы создавались в рамках программ международной помощи. Так, в 1996 г. Были созданы 8 бизнес-инкубаторов в рамках Морозовского проекта при реализации программы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.