Научная статья на тему 'Оценка инновационного потенциала вуза на основе разработки комплексной системы показателей и индикаторов'

Оценка инновационного потенциала вуза на основе разработки комплексной системы показателей и индикаторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА / ИНДИКАТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симоненко Елена Сергеевна

Статья посвящена вопросам оценки инновационного потенциала высшего учебного заведения. Приводится авторская трактовка понятия «инновационный потенциал вуза». Автором предложена совокупность показателей и индикаторов оценки инновационного потенциала ВУЗа, позволяющая оценить его инновационное состояние не только комплексно, но и по отдельным направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационного потенциала вуза на основе разработки комплексной системы показателей и индикаторов»

«Философские науки», Московский пед. Гос. Ун-т, Ин - т философии Российской акад. Наук, О-во «Знание» России. М.: Гуманитарий, 2012.

11. Форестер, Д. Динамика развития города [Текст] / Д. Форестер. М: Прогресс, 1974.

12. Гаджинский, А. М. Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / А. М. Гаджинский. — 12-е изд., перераб. и доп. — М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. — 432 с.

13. Майкл Вэйдер. Инструменты бережливого производства. Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства [Текст] / Майкл Вэйдер. — Альпина Бизнес Букс, 2010. —128с.

14. Татарстан: Бережливое производство - решение задач при минимальных издержках [электронный ресурс]. — Режим доступа. —http://proza.ru/2007/03/25-282

15. Institutes for Healthcare Improvement (IHI) [электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://www.ihi.org/search/pages/results.aspx7k4ean

16. United States Department of Veterans Affairs, VA [электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://www.va.gov/

УДК 378.4

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

И ИНДИКАТОРОВ Симоненко Елена Сергеевна, к.э.н., доцент Россия, г.Курск, Юго-Западный государственный университет

Статья посвящена вопросам оценки инновационного потенциала высшего учебного заведения. Приводится авторская трактовка понятия «инновационный потенциал вуза». Автором предложена совокупность показателей и индикаторов оценки инновационного потенциала ВУЗа, позволяющая оценить его инновационное состояние не только комплексно, но и по отдельным направлениям.

Ключевые слова: вуз, инновационный потенциал, инновационный потенциал вуза, индикаторы

EVALUATION INNOVATIVE POTENTIAL OF HIGH SCHOOL ON THE BASIS OF DEVELOPMENT OF AN INTEGRATED

SYSTEM OF INDICATORS Simonenko Elena Sergeevna, Cand.Econ.Sci., associate professor Russia, Kursk, South Western state university

Abstract: Article is devoted to questions of an assessment of innovative potential of a higher educational institution. The author's treatment concept of "innovation potential of the university". The author proposes a set of indicators to evaluate the innovative potential of the university allowing to estimate its innovative state not only complex, but also in certain areas.

Keywords: high school, innovative potential, innovative potential of the university, the indicators

На современном этапе развития российской экономики высшие учебные заведения, обладая всеми необходимыми ресурсами для осуществления инновационного процесса, выступают в качестве активных участников инновационной деятельности.

В условиях активного наращивания инновационной деятельности и глобализации мирохозяйственных связей особую актуальность приобретают исследования инновационного потенциала ВУЗа, являющегося одним из основных элементов национальной экономики, в котором формируется повышенный спрос на новые знания и технологии.

В настоящее время в экономической литературе нет единого толкования понятия «инновационный потенциал» (таблица 1).

Таблица 1. Определение понятия «инновационный потенциал»

Автор Определение

Игнатов В. Г. Бутов В.И. совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности

Матвеева М. А. способность рассматриваемого объекта реального сектора обеспечить достаточную степень обновления факторов производства, их комбинаций в технологическом процессе выпускаемого продукта, организационно-управленческих структур и корпоративной культуры

Когут А.Е. меру способности и готовности экономического субъекта осуществлять инновационную деятельность. При этом под способностью понимается наличие и сбалансированность структуры компонентов потенциала, а под готовностью -достаточность уровня развития потенциала для формирования инновационно-активной экономики.

Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ю. организованная совокупность взаимосвязанных условий и ресурсов (материальных, финансовых, кадровых, информационных, интеллектуальных и иных), обеспечивающих, с одной стороны, воспроизводство существующей научно-технической и технологической базы и возможность осуществления инновационной деятельности, а также возможность расширенного воспроизводства национальной

Краюхин Г.А, Ша-байкова Л.Ф. совокупность кадровых, материально-технических, информационных и финансовых ресурсов, обслуживаемых соответствующей инфраструктурой, предназначенной для реализации нововведений.

Водачек Л., Водач-кова О. предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели (реализацию инновационной стратегии) ресурсы и организационный механизм (технология деятельности и организационная структура).

По нашему мнению инновационный потенциал ВУЗа - это сбалансированная совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных ресурсов

формирующих конкурентные преимущества ВУЗа, обеспечивающие достижение его стратегических ориентиров.

В связи с этим, вся совокупность ресурсов может быть выражена через систему показателей и индикаторов, а сама система инновационного потенциала вуза должна включать управляющую, воспроизводственную и результативную подсистемы, отражающие внутреннее состояние вуза во взаимодействии с внешней средой (рисунок 1).

Необходимо отметить, что при разработке стратегических решений в деятельности высшего учебного заведения необходимо располагать показателями и индикаторами охватывающими ресурсные блоки потенциала вуза (кадровый, научно-исследовательский, интеллектуальный, материально-технический, информационный, инфраструктурный, финансовый), позволяющими оценить инновационный потенциал вуза (таблица 2). Перечень показателей и индикаторов оценки инновационного потенциала вуза на практике может изменяться в зависимости от целей анализа и наличия необходимой информации.

1 Уровень -■ управляю-

Мис- —► Стра- —► Орг-

Инновационный потенциал ВУЗа

2 Уровень -воспроизводст-

Кадро-

Информа-

Финан-

Материально-технический

Научно-исследователь-

Интеллекту- Инфраструк-

___________________

3 Уровень Обобщающие показатели эффективности развития ВУЗа

Рисунок 1. Система инновационного потенциала ВУЗа

Представленные показатели и индикаторы инновационного потенциала вуза разделены на 7 блоков, что позволяет оценить инновационное состояние вуза не только комплексно, но и по отдельным направлениям и способствует выявлению внутренних резервов и ограничений.

Таблица 2. Совокупность показателей и индикаторов оценки инновационного потенциала ВУЗа

Потенциал Показатели Ед. из-мер.

Кадровый потенциал Количественная характеристика кадров ВУЗа

Общая численность персонала чел.

Численность ППС чел.

Численность ППС, работающего на штатной основе чел.

Доля ППС, работающего на штатной основе %

Число ППС с учеными степенями и (или) званиями чел.

Число докторов наук и (или) профессоров чел.

Доля молодых ученых (до 39 лет) %

Качественная характеристика кадров ВУЗа

Процент ППС с учеными степенями и (или) учеными званиями %

Средний возраст ППС с учеными степенями и (или) званиями лет.

Процент докторов и (или) профессоров %

Средний возраст докторов и (или) профессоров лет.

Средний стаж ППС лет.

Средний стаж ППС с учеными степенями и (или) учеными званиями лет.

Средний стаж докторов и (или) профессоров лет.

Интеллектуальный потенциал Число иностранных преподавателей, ППС, принимающих участие в учебном процессе не менее одного семестра за последние три учебных года чел.

Численность ППС, командированные для работы и стажировки в зарубежные образовательные учреждения (на срок не менее месяца) чел.

Число действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук и других государственных академий России чел.

Число лауреатов премий государственного уровня, в том числе в области образования чел.

Число студентов и аспирантов, обучающиеся по программам двойных дипломов и за рубежом по основным образовательным программам чел.

Число победителей международных студенческих олимпиад чел.

Количество иностранных студентов, обучающихся в вузе %

Научно-исследовательский потенциал Число отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования ед.

Среднегодовой объем финансирования научных исследований за год тыс. руб.

Среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за пять лет тыс. руб.

Среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и (или) учеными званиями, изданных за ед.

пять лет

Число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного по очной форме обучения ед.

Процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших) %

Количество диссертационных советов в вузе ед.

Общее число научных публикаций ППС и сотрудников на английском языке за рубежом за последние три года ед.

Количество научно-исследовательских, инновационных и внедренческих структур, включая технопарки, бизнес-инкубаторы и т.п. ед.

Количество патентов, полученных на разработки вуза ед.

Количество проведенных всероссийских и международных конференций, симпозиумов, научных семинаров ед.

Инфраструктурный потенциал Объем финансовых потоков за год, проходящих через структурные подразделения по отношению к годовому бюджету вуза тыс. руб.

Процент отраслевых кафедр в структуре вуза %

Информационный потенциал Количество терминалов, с которых имеется доступ в Интернет ед.

Общее количество единиц хранения библиотечного фонда вуза тыс. экз

Количество серверных центров сети передачи данных ед.

Количество читателей, обслуживаемых информационно-библиотечной системой университета чел.

Количество точек доступа к беспроводной сети Интернет ед.

Материально-технический потенциал Балансовая стоимость машин и оборудования тыс. руб.

Количество персональных компьютеров и компьютерных рабочих станций в вузе ед.

Количество аудиторий, подготовленных к проведению занятий с использованием современных аудиовизуальных средств ед.

Финансовый потенциал Количество аудиторий, оборудованных системами видеоконференцсвязи %

Количество рабочих мест, оборудованных современными техническими средствами, для подготовки преподавателей к занятиям с использованием информационных технологий тыс. руб.

Коэффициент использования целевого финансирования %

Коэффициент привлечения дополнительного финансирования %

Данные об инновационном потенциале вуза, основываясь на показателях, отражающих его специфику, позволяют оценить возможность осуществления инновационной деятельности и стратегии его инновационного

развития. Формирование приоритетных инновационных стратегий вуза является толчком для возникновения новых компонентов инновационного потенциала. Необходимо отметить, что развитие инновационного потенциала вуза комплексно воздействует на высшее учебное заведение и переводит его на новый качественный уровень и способствует формированию новых конкурентных преимуществ вуза в современных социально-экономических условиях.

Таким образом, оценка инновационного потенциала вуза позволяет получить информацию представляет интерес не только для потребителей образовательных услуг, но и для представителей научной и бизнес-среды, структур власти, грамотный учет связей между которыми выступает дополнительным условием конкурентоспособности вуза.

Список литературы

1. Баранова И.В., Черепанова М.В. Методические подходы к оценке инновационной активности и инновационного потенциала вуза // Сибирская финансовая школа, № 4, 2006. - С.163-166

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Владыка М.В. Развитие и реализация инновационного потенциала вуза / Авто-реф. дис. док. экон. наук. - Белгород, 2010. - 50 с.

3. Герасимов А.В. Проблемы эффективного использования человеческого потенциала в современных условиях // Политика и общество.-2011.-№11(89).-С.58-63.

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Слабуха Андрей Андреевич Рыжинская Наталия Сергеевна,студенты группы ДЭФ-301, Направление «Инвестиционная деятельность» Шадрина Галина Владимировна, научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры БУАиА Московского государственного университета экономики, статистики и информатики

В данной статье отмечается роль финансового анализа как одного из инструментов управления компанией. Были отражены современные и актуальные проблемы финансового анализа в России. Сделаны выводы о причинах их возникновения.

Ключевые слова: Финансовый анализ, экономический анализ, управление, менеджмент, проблемы финансового анализа, управленческий учет,AuditExpert.

FINANCIALANALYSIS AS A TOOL FOR MANAGMENT OF THE COMPANIES. MODERN PROBLEMS OF FINANCIAL ANALYSIS IN

RUSSIAN FEDERATION Slabukha Audrey Andreevich Ryzhinskaya Natalia Sergeevna

Students of Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.