Научная статья на тему 'Оценка инновационного потенциала высших учебных заведений'

Оценка инновационного потенциала высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
783
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА / РЕСУРСНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОТЕНЦИАЛА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОТЕНЦИАЛА / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашмарина Светлана Игоревна, Плаксина Ирина Анатольевна

В статье рассмотрена структура инновационного потенциала высшего учебного заведения и представлена система показателей его оценки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ашмарина Светлана Игоревна, Плаксина Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационного потенциала высших учебных заведений»

Оценка инновационного потенциала высших учебных заведений Evaluation of the innovation potential of higher education institutions

Ашмарина Светлана Игоревна, д.э.н., профессор, зав. кафедрой прикладного менеджмента Самарский государственный экономический университет,

e-mail: [email protected] Плаксина Ирина Анатольевна, аспирант кафедры прикладного менеджмента Самарский государственный экономический университет,

e-mail: [email protected] Ashmarina Svetlana Igorevna, Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of Department of Applied

Management, Samara State Economic University,

e-mail: [email protected] Plaksina Irina Anatolevna, graduate student of Applied Management, Samara State Economic University, e-mail: [email protected] Аннотация: В статье рассмотрена структура инновационного

потенциала высшего учебного заведения и представлена система показателей его оценки.

Abstract: In article the structure of innovation potential of higher education institutions is considered and system of indicators evaluation is presented.

Ключевые слова: инновационный потенциал вуза, ресурсные

компоненты потенциала, функциональные компоненты потенциала, показатели оценки инновационного потенциала вуза.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований № 13-32-01012 «Инновационное развитие как основа повышения конкурентоспособности высших учебных заведений»

Keywords: innovation potential of higher education institution, resource components of potential, functional components of potential, indicators evaluation of innovation potential of higher education institutions.

Основу инновационного развития высшего учебного заведения составляет инновационный потенциал как мера готовности университета к осуществлению инновационной деятельности. Анализ литературы позволяет выделить два основных подхода к пониманию сущности инновационного потенциала вуза:

1) сторонники первого подхода рассматривают инновационный потенциал как совокупность ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности и достижения конкурентных преимуществ вуза. В соответствии с данным подходом, инновационный потенциал высшего учебного заведения характеризует его внутренние возможности по внедрению инноваций;

2) сторонники второго подхода рассматривают инновационный потенциал как совокупность ресурсной и результативной составляющих инновационной деятельности вуза, которые во взаимодействии обеспечивают получение инноваций. В соответствии с данным подходом, инновационный потенциал вуза характеризует ресурсы, необходимые для внедрения инноваций, и одновременно с тем результаты осуществления инновационной деятельности. Таким образом, сторонники данного подхода объединяют в категории «инновационный потенциал вуза» и исходные ресурсы, и конечные результаты инновационного развития, что, на наш взгляд, является не совсем правильным, поскольку результаты инновационной деятельности вуза характеризуют наращение инновационных ресурсов, используемых для реализации внутренних инновационных процессов, что предопределяет необходимость разграничения понятий ресурсов и результатов инновационной деятельности вуза. Подобное разграничение позволяет

выделить две самостоятельные категории - «инновационный потенциал вуза» и «инновационная активность вуза».

По нашему мнению, инновационный потенциал высшего учебного заведения следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных ресурсов, необходимых для реализации внутренних инновационных процессов (образовательного, научно-исследовательского и управленческого) (что соответствует содержанию первого подхода). Таким образом, в структуре инновационного потенциала вуза могут быть выделены два типа компонентов (рис. 1):

- ресурсные компоненты, которые характеризуют виды ресурсов, используемых для осуществления инновационной деятельности вуза (кадровые, интеллектуальные, материально-технические, финансовые, инфраструктурные, имиджевые).

- функциональные компоненты (потенциал инновационного образовательного процесса, потенциал научно-исследовательского процесса, потенциал инновационного управленческого процесса), которые характеризуют направления использования инновационных ресурсов по внутренним процессам.

Рис. 1. Структура инновационного потенциала вуза

Таким образом, ресурсные и функциональные компоненты инновационного потенциала вуза отражают группировку имеющихся ресурсов по видам и направлениям использования (табл. 1).

Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что для реализации внутренних инновационного образовательного и научно-исследовательского процессов требуется использование специфических кадровых, интеллектуальных, материально-технических, финансовых, инфраструктурных и имиджевых

Таблица 1

Взаимосвязь ресурсных и функциональных компонентов инновационного

потенциала вуза

Ресурсные компоненты Характеристика Функциональные компоненты

Кадровый потенциал Профессорско-преподавательский состав Потенциал инновационного образовательного процесса

Профессорско-преподавательский состав, аспиранты, студенты, участвующие в инновационной деятельности вуза Потенциал научноисследовательского процесса

Управленческие кадры Потенциал инновационного управленческого процесса

Интеллектуальный потенциал Учебно-методические материалы, инновационные образовательные программы Потенциал инновационного образовательного процесса

Патенты на изобретения, свидетельства на регистрацию программ для ЭВМ и др. Потенциал научноисследовательского процесса

Ноу-хау Потенциал инновационного управленческого процесса

Материально-технический потенциал Учебно-исследовательское оборудование, компьютерная техника, библиотечноинформационные системы Потенциал инновационного образовательного процесса

Научное оборудование Потенциал научноисследовательского процесса

Финансовый потенциал Бюджетные и внебюджетные источники финансирования образовательной деятельности Потенциал инновационного образовательного процесса

Бюджетные и внебюджетные источники финансирования научных исследований и разработок Потенциал научноисследовательского процесса

Инфраструктурный потенциал Объекты инфраструктуры, обслуживающие инновации в образовательном процессе Потенциал инновационного образовательного процесса

Объекты инфраструктуры, обслуживающие научные исследования Потенциал научноисследовательского процесса

Имиджевый потенциал Мнение заинтересованных сторон о деятельности вуза, степень доверия к вузу Потенциал инновационного образовательного процесса

Потенциал научноисследовательского процесса

ресурсов инновационного характера. Реализация же инновационного управленческого процесса предполагает использование инновационных кадровых и интеллектуальных ресурсов, в то время как специфика других видов ресурсов, необходимых для разработки внутренних управленческих инноваций, определяется особенностями реализации инновационного образовательного и научно-исследовательского процессов.

На наш взгляд, особое место в структуре инновационного потенциала вуза занимают три вида ресурсов:

1) кадровые: инновационная восприимчивость и креативность кадров в решающей степени определяют темпы инновационного развития высшего учебного заведения;

2) инфраструктурные: инновационная инфраструктура вуза призвана создавать благоприятные условия для эффективного использования всех компонентов инновационного потенциала вуза;

3) имиджевые: в соответствии с международными рейтингами

университетов (в частности, рейтинг QS), важнейшими показателями, характеризующими эффективность функционирования вуза, выступают мнение университетского сообщества и мнение бизнес-сообщества о деятельности вуза, которые в конечном итоге и формируют его имиджевый потенциал, необходимый для успешного внедрения инноваций.

Эффективное использование вузом имеющегося инновационного потенциала для реализации внутренних инновационных процессов позволяет достигать высокой инновационной активности, под которой следует понимать

способность вуза к формированию и использованию инновационного потенциала на основе эффективной организации внутренних инновационных процессов в условиях сложившегося инновационного климата с целью достижения желаемых результатов. Таким образом, инновационная активность представляет собой комплексную характеристику инновационного развития высшего учебного заведения, важнейшей составляющей которой выступают результаты инновационной деятельности (социальные, научные, научно-технические, экономические), служащие основой для дальнейшего наращения инновационного потенциала. Следовательно, эффективность инновационной деятельности вуза определяется степенью трансформации инновационного потенциала в результаты его инновационной деятельности при реализации внутренних инновационных процессов в условиях сложившегося инновационного климата. В целом, взаимосвязь категорий «инновационный потенциал» и «инновационная активность» применительно к деятельности высшего учебного заведения представлена на рис. 2.

И

Н

Н

О

В

А

Ц

И

О

Н

Н

Ы

Й

К

Л

И

М

А

Т

кадровые

ресурсы

интеллектуал ьные ресурсы

финансовые

ресурсы

ИННОВАЦИО

ННЫЙ

ПОТЕНЦИАЛ

материальнотехнические ресурсы

инфраструкту рные ресурсы

имиджевые

ресурсы

инновационным образовательный процесс

научно-исследовательскии

процесс

инновационный управленческий процесс

социальный эффект

научный эффект

научно-

технический

эффект

РЕЗУЛЬТАТЫ

ИД

экономический

эффект

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ

Рис. 3. Взаимосвязь инновационного потенциала и инновационной

активности вуза

Поскольку инновационный потенциал служит основой для осуществления инновационной деятельности вуза, особое значение приобретает его оценка. Следует отметить, что в настоящее время до сих пор не сформирована единая методика оценка инновационного потенциала высших учебных заведений, что требует разработки авторского подхода.

По нашему мнению, методика оценки инновационного потенциала вуза (с учетом сложившихся подходов) может включать в себя следующие этапы [1;2]:

1. Выделение составляющих в структуре инновационного потенциала высшего учебного заведения.

На данном этапе определяется состав ресурсных компонентов инновационного потенциала (в соответствии с предложенной авторами структурой инновационного потенциала могут быть выделены кадровый, интеллектуальный, материально-технический, финансовый,

инфраструктурный, имиджевый компоненты). Функциональные компоненты не применяются для первоначальной оценки, но в дальнейшем служат основой для оценки инновационного потенциала по направлениям использования.

2. Формирование системы показателей оценки ресурсных компонентов инновационного потенциала вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На данном этапе определяется состав оценочных показателей, которые могут быть разделены на три группы:

1) абсолютные количественные показатели (измеряемые в натуральных или денежных единицах);

2) относительные количественные показатели (измеряемые в долях);

3) качественные показатели. Особенность использования качественных показателей для оценки инновационного потенциала вуза состоит в том, что данные показатели не имеют количественного измерения, а потому требуют применения балльной экспертной оценки (например, по критерию «высокий», «средний», «низкий»).

По нашему мнению, могут быть выделены следующие показатели для оценки инновационного потенциала высшего учебного заведения (табл. 2).

Таблица 2

Показатели оценки инновационного потенциала высшего учебного

заведения

Ресурсные компоненты инновационного потенциала Показатели оценки инновационного потенциала

Кадровый •Общая численность ППС вуза с учеными степенями

потенциал •Доля сотрудников вуза с ученой степенью доктора наук;

•Доля сотрудников вуза с ученой степенью кандидата наук;

•Доля сотрудников вуза с ученой степенью, занятых инновационной деятельностью

•Эффективность докторантуры (доля докторантов, защитивших диссертацию в срок, в общей численности докторантов);

•Эффективность аспирантуры (доля аспирантов, защитивших диссертацию в срок, в общей численности аспирантов);

•Численность студентов и аспирантов, выполняющих научные исследования и разработки, чел.;

•Доля специалистов вуза, прошедших переподготовку в области управления инновациями;

•Доля представителей реального сектора экономики в общей численности профессорско-преподавательского состава;

•Доля представителей профессорско-преподавательского состава, прошедших повышение квалификации на базе предприятий реального сектора экономики;

•Восприимчивость ППС и сотрудников вуза к инновациям

Интеллектуальный потенциал •Число патентов и других объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированных в вузе;

•Публикационная активность ППС вуза;

•Фонд учебных, учебно-методических, учебно-научных материалов.

Материально- •Общее число единиц персональных компьютеров;

технический •Коэффициент обновления компьютерной техники;

потенциал •Число единиц уникального оборудования;

•Общее количество единиц хранения библиотечного фонда, тыс. экз.;

•Уровень доступа к электронно-библиотечным системам;

•Уровень доступа в Интернет

Финансовый потенциал •Объем бюджетного финансирования научно-исследовательской деятельности, млн. руб.;

•Объем внебюджетного финансирования научно-исследовательской деятельности (хоздоговоры и др.), млн. руб.;

•Объем финансирования в рамках международных проектов, млн. руб.

Инфраструктурный потенциал •Количество объектов инновационной инфраструктуры вуза

•Качество работы объектов инновационной инфраструктуры вуза

Имиджевый потенциал Мнение университетского сообщества об образовательной деятельности вуза

Мнение университетского сообщества о научно-исследовательской деятельности вуза

Мнение работодателей о выпускниках вуза

Степень доверия бизнес-сообщества к результатам научных исследований и разработок вуза

3. Нормировка параметров.

На данном этапе производится единая нормировка параметров для обеспечения сравнения показателей инновационного потенциала вуза. Для целей нормировки используется нормирующая функция []:

- а

п = 2 ь (1)

где Ь - фактическое значение соответствующего показателя инновационного потенциала; а - его эталонное значение (по нашему мнению, в качестве параметра а следует рассматривать среднее значение показателя по группе вузов соответствующего профиля - отдельно для технических, экономических, классических университетов); п - оцениваемый показатель после нормировки (изменяется от 0 до 1).

Следует отметить, что для определения эталонного значения качественных показателей необходимо использовать данные экспертных оценок, полученные в баллах.

3. Определение показателей инновационного потенциала вуза по каждому ресурсному компоненту:

т т

Рг = Е п х X=1 (2)

1=1 ]=1

где Пу - ]-й показатель 1-го элемента инновационного потенциала

экономического вуза (с учетом нормировки, проведенной на этапе 2); Sj -удельный вес ]-го показателя (определяется экспертно по каждому показателю соответствующего компонента инновационного потенциала с учетом степени влияния показателей на реализацию внутренних инновационных процессов); т - число показателей в составе 1-го элемента инновационного потенциала.

4. Определение инновационного потенциала вуза как суммы его основных ресурсных компонентов:

М М

Р = Ё Рг Х Г X Г = 1 (3)

г=1 г=1

где р1 - 1-й элемент инновационного потенциала вуза; г - удельный вес 1-го элемента в общей величине инновационного потенциала вуза (определяется экспертно по каждому элементу инновационного потенциала на основе оценки степени соответствующих компонентов инновационного потенциала вуза на достижение результатов инновационной деятельности с учетом специфики функционирования университета); М - число элементов инновационного потенциала; Р - совокупный показатель инновационного потенциала высшего учебного заведения.

Таким образом, результаты оценки инновационного потенциала высшего учебного заведения служат основой для определения степени полноты формирования инновационных ресурсов университета и меры его готовности к осуществлению инновационной деятельности.

Библиографический список:

1. Кортов С.В. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО [Текст] // Университетское управление. - 2004. - № 1(29).

2. Максимов, Ю., Митяков, С., Митякова, О. Методика оценки инновационного потенциала учебно-научно-инновационного комплекса многопрофильного технического университета [Текст] // Образование и инновации. - 2004. - № 2.

Bibliography

1. Kortov S.V. Innovation potential and innovative activity of higher education institutions of The Ural Federal District [Text] // University management. - 2004. - № 1(29).

2. Maksimov Y., Mityakov S., Mityakova O. Methodology to evaluate the innovative potential of training, research and innovation complex of multidiscipline technical university [Text] // Education and innovations. - 2004. -№ 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.