Список литературы
¡.Моисеева А.П. Коммуникационный менеджмент[ Текст]:Учебное пособие/ Томск : ТПУ, 2007г. -104с.
2. Федотова М.Г. Коммуникационный менеджмент[Текст]: Учебное пособие/Омск: ОмГТУ, 2006г. -156с.
3. Интернет-ресурс: http://www.grandars.ru/college/ ekonomika-firmy/ kommunikacionnyy- menedzhment.html
УДК 332.025.12
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ПОДСИСТЕМ ГОРОДСКОГО КОМПЛЕКСА
Серёгина Д. А., аспирант Харьковский национальный университет городского хозяйства
имени А.Н.Бекетова [email protected]
В статье предложен подход к формированию инновационного механизма применения логистических принципов управления в системе регулирования развития городских комплексов, который заключается в интеграции различных областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками в городах, с целью удовлетворения потребностей населения.
Ключевые слова: инновационное развитие муниципального образования, сити логистика, бережливое производство, Lean город.
FORMATIONOFTHEINNOVATIONMECHANISM DEVELOPMENT OF SUBSYSTEMS OF URBAN COMPLEXES Serogina D.A., postgraduate student, Beketov Kharkov National University of Municipal Economy [email protected]
Abstract: The paper proposes an approach of innovative mechanisms to apply the principles of logistics management in the regulation of urban complexes, which is the integration of different areas of activity in order to achieve the desired results with minimal time and resources by optimum control of through material and information flows in cities, in order to meet needs of the people.
Key words: innovative development of the municipality, city logistics, lean manufacturing, Lean city.
Актуальность темы. Современные города сталкиваются с рядом проблем при решении вопросов жизнеобеспечения своих жителей. Исторически отдельные подсистемы в городе, такие как городская администрация, транспорт, здравоохранение, образование, торговля и многие другие пытаются самостоятельно решать локальные проблемы. Однако, исходя из того, что невозможно оптимизировать по локальным
подсистемам всю систему нелинейной природы, следует учитывать множество факторов.
По мнению B.C. Готта [10], понятия линейного и нелинейного приобрели общенаучный характер, и выполняют важную интегративную функцию в современном научном познании. Исследования, проведенные Форресте-ром Д., показали, что глобальные процессы - демографические, истощения ресурсов, загрязнения окружающей среды - суть проявления всеобщности нелинейных закономерностей. Форестер приходит к выводу, что урбанизированная территория, национальное правительство, экономические процессы и международная торговля являются сложными системами и всецело характеризуются нелинейными процессами [11].
Задачу учёта множества факторов возможно решить при условии принципов «сити логистики» (англ. City logistics, нем. City-Logistik; также встречаются такие интерпретации термина как: ситилогистика, муниципальная логистика, городская логистика), исходя из того, что логистический подход способен скоординировать многочисленные цепочки деятельности, минимизировать затраты. Задачи "сити-логистики" чрезвычайно широки и многообразны: от распределения транспортных потоков крупного города, до систем управления инфраструктурой товарных рынков, административных и социальных потоков.
Анализ исследований и публикаций выявил возможности повышения уровня социально-экономического развития города как сложной системы, за счет оптимизации работы отдельных подсистем города на основе принципов ситилогистики.
На Западе такое научно-практическое направление как логистика городской и коммунальной сферы развивается уже давно и известно под названием Qty logistics [6].
Вопросами развития городской логистики как фактора эффективного городского развития занимались зарубежные ученые: Анисимов А.Н. [1], Васильев А.А. [2], Жемалдинов Ф. [3], Лагодская Е.К. [4], Смирнов И. [5], и другие.
Анисимов А.Н. выделяет организацию работы транспорта как основной градообразующий аспект и считает очевидным тот факт, что логистика тесно связана со структурой города: транспортными сетями, зонами, узлами, а также с экологией [1]. С практической точки зрения заслуживает внимание анализ опыта применения логистических принципов для организации управления городскими территориями в Финляндии и Швеции и оценка возможностей перенимания опыта для Украины, Смирнова И. [5].
Жемалдинов Ф. исследуя потоки материалов, транспортных средств, людей, энергии, финансов, информации в рамках городского хозяйства и его инфраструктуры приходит к выводу о неравномерности их распределения по территориям городов и необходимости применения логистических инструментов для решения названных проблем [3].
Васильев А.А. в своей работе выделяет главное отличие логистического подхода от существующих снабженческо-производственно- распределительных систем, по его мнению новизна такого подхода заключается в интеграции различных областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками [2].
Исследуя работы зарубежных и отечественных авторов посвященных городской логистике можно прийти к выводу о том, что чем более комплексным будет подход к решению проблем городов, тем эффективнее будет взаимодействие отдельных городских структур. Для решения поставленной задачи целесообразно использование принципов «логистики города», что позволит оптимизировать всевозможные потоки в муниципальном хозяйстве и экономить материальные ресурсы на всех стадиях материального потока.
Цель статьи - обосновать возможности применения подхода к оптимизации деятельности отдельных подсистем в городе (городская администрация, промышленность, транспорт, образование и др.), позволяющего выявить и рационально использовать экономические резервы городского комплекса.
Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов.
Город является сложной системой с высокой концентрацией множества логистических потоков: материалов, транспортных средств, торговых предприятий, людей, энергии, воды, отходов, финансов, информации и др., и в отличии от традиционной логистики, в ситилогистике принято, что люди - это ее объект. При этом концентрация перечисленных потоков возрастает, существенно меняются и параметры города как сложной логистической системы. Значительное влияние на динамический рост потоков в городской системе оказывается за счет увеличения информационных потоков, в результате чего формируется комплекс проблем, требующий для решения именно логистического подхода на уровне городского управления.
По мнению автора, существует ряд предпосылок для применения логистического подхода к управлению городским комплексом: финансирование за счет внешних систем, рост количества ограничений согласно целям и нуждам города, сложность процессов протекающих в городе, увеличение информационных потоков. Логистика способна оптимизировать управленческие решения администрации, потоки материалов, транспортных средств, людей, знаний, энергии, финансов, информации в рамках подсистем города и его инфраструктуры.
В процессе эволюции логистики возникли и получили интенсивное развитие информационные, маркетинговые и интегральные логистические концепции.
Концепция интегрированной логистики отражает новое понимание управления процессами сложных систем, где отдельные фирмы, организации, подсистемы рассматриваются как центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в единый интегральный процесс управления основными и сопутствующими потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения спроса в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса [12]. Интегрированная логистика позволяет решить комплекс локальных проблем отдельных подсистем городских комплексов, так как заключается в рассмотрении логистики в качестве синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком
Исходя из того, что на современном этапе развития любого территориального комплекса важную роль начинает играть ориентация на жителя, претендовать на готовность к личностно- ориентированному подходу к управлению развитием города может концепция интегрированной логистики - концепция бережливого производства (lean production, lean manufacturing, Lean или Лин).
Концепция бережливого производства изначально применялась в отраслях с дискретным производством на Западе и в Японии, однако постепенно Lean превратился в международную философию менеджмента, Lean мышление (Lean Thinking), Lean культуру (Lean culture) современного общества. Главное в Lean культуре - опора на человеческий фактор и коллективная работа, а также стремление к постоянному совершенству, методом постепенных, но непрерывных улучшений (метод Кайдзен).
Опыт зарубежных стран подтверждает, что применение принципов бережливого производства в учреждениях позволяет сделать их работу эффективной, снизить затраты, повысить качество услуг, предоставляемых населению и добиться заинтересованности сотрудников работой.
В почтовом ведомстве Дании за счет мероприятий бережливого производства удалось сократить затраты на 20%, уровень своевременной доставки писем, посылок и подписных изданий вырос с 87 до 95%. Для идентификации и контроля почтовых услуг были введены "карты поточного создания их ценности", а также была разработана и внедрена эффективная система мотивации почтовых служащих [9].
Институты по Улучшению Здравоохранения (IHI) рекомендуют применение методологии Lean в здравоохранении и предлагают информацию на своем сайте [15].
В штате Айова США опыт повышения операционной эффективности департамента природных ресурсов на основе принципов Lean следующий: в процессе получения разрешения на строительство количество этапов сокращено на 46%, транзакций — на 62%, подписей — на 56% [8]. А применение принципов Lean в департаменте по делам ветеранов штата Минесота США позволило сократить на 70 % время выполнения заданий и на 58 % -
время ожидания утверждения льгот для ветеранов, подавших заявки на помощь [16].
Важным является адаптация инструментов, методов и терминологии сити логистики и бережливого производства с учетом особенностей государственного сектора и специфики городов Украины. Результаты проведения анализа особенностей применения Lean в городах Украины приведены в таблице (табл. 1).
Таблица 1. Особенности применения Lean в городах Украины
Позитивные факторы Негативные факторы
Lean позволит экономить миллионы гривен в год без какого-либо ущерба другим программам. По данным Майкла Вейдера [13] результатами программ бережливого производства без дополнительных инвестиций являются рост производительности труда на 50-200 процентов, увеличение прибыли в 2 - 3 раза, сокращение срока выполнения заказа в 4 раза и снижение издержек на 10-30 процентов Нет достаточных знаний и информации в сравнении с США, Европой, Азией. В США инструменты Lean в своей деятельности постоянно используют более 80% компаний, на основе бережливого производства реализуется большая доля государственных программ, используется Лин в здравоохранении, образовании, инфраструктурных отраслях и даже в армии [13].
Стремление страны к возвращению индустриального лидерства. Низкий уровень доверия к новой малоизвестной методике Lean.
Не характерная для западной культуры коллективистская психология способствует использованию Lean в Украине. Отсутствует мотивация к Lean в ряде сфер (ЖКХ и др.), из-за слабой конкуренции.
Применение принципов бережливого производства в учреждениях позволяет сделать их работу эффективной, снизить затраты, повысить качество услуг, предоставляемых населению и добиться заинтересованности сотрудников работой [7]. Lean не имеет достаточной поддержки со стороны государственных структур. Например, в Республике Татарстан в целях внедрения принципов бережливого производства, при участии промышленных предприятий, научно-образовательных центров, профильных министерств и ведомств была разработана концепция Целевой программы "Бережливое производство" в Республике Татарстан на 2011-
*Разработано автором
Автор исследования предлагает интегральную модель Lean преобразований деятельности отдельных подсистем в городе (рисунок 1). «Lean город» - это глобальное направление, которое предполагает возможность применения одной из составляющих системы бережливого производства во всех сферах хозяйствования с целью достижения высокого уровня социально-экономического развития города.
а
с
is
I
3
I §
Ь
8
к tj
S
I
о g
PI
1
рационализация штериажных и социальных потоков в городском хозяйстве
%
К
й;
К &
|
i
2 с
1 S
в
о
§5 Й
& е
й я
1 £
1
интеграция подсистем города в единое целое
Концепция. Lean страны
удовлетворение потребностей
населения
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИСТИКИ 3CZ-Ш ВЛАСТНЫМИ С TP УКТУРАШ ГО-
й £
к
Рисунок 1. Модель Lean преобразования города *Разработано автором
Основной причиной издержек в административных процессах является то, что многие услуги, процессы и процедуры не направлены на удовлетворение потребностей конечного потребителя - городского населения. Применение принципов бережливого производства в органах муниципальной власти позволит сделать их работу эффективной, снизить затраты, повысить качество оказываемых услуг населению и заинтересованность сотрудников работой, а также справиться с бюджетными ограничениями, ведь если деятельность правительства можно будет назвать бережливой с финансовой точки зрения, то больше средств бюджета будет выделено на программы, реализация которых принесет пользу наиболее нуждающимся слоям населения.
Субъектами городской логистической деятельности являются люди, транспорт, здравоохранение, производители промышленных и продовольственных товаров, учебные заведения, предприятия торговли и т.п.
Методы бережливого производства входят в число лучших управленческих практик. Первоочередным вопросом при этом становится не целесообразность внедрения методов бережливого производства на градообразующих и градообслуживающих предприятиях города, а как использовать на практике возможности данного метода без масштабных перестроек и крупных инвестиционных вложений. Один из лучших практических подходов - это кайдзен, который является инструментом ускоренного повышения операционной эффективности и решения конкретных задач.
Для Украины важнейшим направлением развития, открывающим долгосрочные перспективы, является производство наукоемкой продукции, изготовление которой требует вложения большой доли высококвалифицированного труда, в этих условиях еще большую актуальность приобретает реформирование системы образования. Lean образование может оказать особую помощь в подготовке квалифицированных работников обладающих высоким интеллектом, умеющих принимать решения в условиях неопределенности и недостатка информации, а не только владеющих знаниями и профессиональными навыками.
Тема бережливого здравоохранения должна быть рассмотрена в контексте устойчивого развития и базироваться на переходе к персонализированной медицине, при которой пациент получает помощь в нужный момент и в нужном месте.
В поле зрения Lean администрирования находятся также вопросы использования ресурсов (свет, вода, газ, коммуникации), и, следовательно, возникает потребность в повышении ответственности граждан. Lean ответственность граждан - это продуманная политика расходования средств семейного бюджета, планирование и учет расходов, разумное ведение домашнего хозяйства. Целесообразно адаптировать принципы бережливого производства для быта, проводить обучение бережливому быту детей и школьников, поддерживать создание ОСМД, провести энергетический аудит дома. Важно также разумно использовать денежные сбережения семьи,
речь идет о разумной бережливости, позволяющей избежать ненужных потерь и расходов.
Выводы. Эффективность бережливого производства позволяет выявить и использовать резервы в экономике на муниципальном уровне, благодаря комплексу логистических решений, действий, процессов, нацеленных на оптимизацию управленческих решений администрации, потоков материалов, транспортных средств, людей, знаний, энергии, финансов, информации в рамках подсистем города и его инфраструктуры, учитывая первостепенное значение личной ориентации. Подход формирования инновационного механизма развития отдельных подсистем городского комплекса, предложенный автором в данном исследовании, предполагает возможность применения одной из составляющих системы бережливого производства во всех сферах хозяйствования с целью достижения высокого уровня социально-экономического развития города.
Общие принципы, цели и задачи местного самоуправления обусловлены необходимостью повышения качества жизни населения, при этом современным может считаться только то общество, которое настроено на перемены к лучшему, на неуклонное повышение качества жизни. Применение концепции Lean города предполагает построение логистических моделей взаимодействия всех подсистем городского комплекса, а также формирование единого логистического пространства, грамотности населения в сфере логистики, что позволят находить эффективные решения проблем жизнеобеспечения городского населения.
Список литературы
1. Анисимов, А.Н. К вопросу об определении понятия «логистика города» [электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://aldebaran.usaaa.ru:8084/Architecton/
2. Васильев, А.А. Муниципальное управление [Текст] / А.А. Васильев. — Н.Новгород: Издатель: Гладкова О.В., 2000.- 160 с.
3. Жемалдинов, Ф. Ситилогистика: концепции, критерии, возможности [Текст] / Ф. Жемалдинов // «Логистик».- 2007.- № 1. — C. 27-34
4. Лагодская, Е.К. Проблемы развития логистики мегаполиса [электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://err.agava.ru/vh/suspended.html? date=08092010&domain=www.adviss.ru
5. Смирнов, И. Развитие городской логистики как фактор эффективного муниципального менеджмента: европейская практика и украинские возможности [Текст] / И. Смирнов // Економiчний часопис-ХХ1. — 2006. - №7-8. — С. 84-89
6. Eiichi Taniguchi. Logistics Systems for Sustainable Cities [Текст] / Eiichi Taniguchi // Proceedings of the 3rd International Conference on City Logistics (Madeira, Portugal, 2527 June, 2003). — 2004. — 450 p.
7. Site of the Lean Enterprise Academy [электронный ресурс]. — Режим доступа. — www.leanuk.org
8. Site of Iowa Department of Natural Resources [электронный ресурс]. - Режим доступа. -http://www.iowadnr.gov/
9. Denmark postal service began to apply principles of lean production [электронный ресурс]. — Режим доступа. -www.postalproject.com/
10. Неизбежность нелинейного мира: прил. к журналу «Философские науки»: [Текст] / А. Л. Андреев и др.; ред. кол.: В. Н. Шевченко (отв. ред.) и др. — журнал
«Философские науки», Московский пед. Гос. Ун-т, Ин - т философии Российской акад. Наук, О-во «Знание» России. М.: Гуманитарий, 2012.
11. Форестер, Д. Динамика развития города [Текст] / Д. Форестер. М: Прогресс, 1974.
12. Гаджинский, А. М. Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / А. М. Гаджинский. — 12-е изд., перераб. и доп. — М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. — 432 с.
13. Майкл Вэйдер. Инструменты бережливого производства. Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства [Текст] / Майкл Вэйдер. — Альпина Бизнес Букс, 2010. —128с.
14. Татарстан: Бережливое производство - решение задач при минимальных издержках [электронный ресурс]. — Режим доступа. —http://proza.ru/2007/03/25-282
15. Institutes for Healthcare Improvement (IHI) [электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://www.ihi.org/search/pages/results.aspx7k4ean
16. United States Department of Veterans Affairs, VA [электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://www.va.gov/
УДК 378.4
ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
И ИНДИКАТОРОВ Симоненко Елена Сергеевна, к.э.н., доцент Россия, г.Курск, Юго-Западный государственный университет
Статья посвящена вопросам оценки инновационного потенциала высшего учебного заведения. Приводится авторская трактовка понятия «инновационный потенциал вуза». Автором предложена совокупность показателей и индикаторов оценки инновационного потенциала ВУЗа, позволяющая оценить его инновационное состояние не только комплексно, но и по отдельным направлениям.
Ключевые слова: вуз, инновационный потенциал, инновационный потенциал вуза, индикаторы
EVALUATION INNOVATIVE POTENTIAL OF HIGH SCHOOL ON THE BASIS OF DEVELOPMENT OF AN INTEGRATED
SYSTEM OF INDICATORS Simonenko Elena Sergeevna, Cand.Econ.Sci., associate professor Russia, Kursk, South Western state university
Abstract: Article is devoted to questions of an assessment of innovative potential of a higher educational institution. The author's treatment concept of "innovation potential of the university ". The author proposes a set of indicators to evaluate the innovative potential of the university allowing to estimate its innovative state not only complex, but also in certain areas.
Keywords: high school, innovative potential, innovative potential of the university, the indicators