ЛОГИСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ БЕРЕЖЛИВОЙ ЛОГИСТИКИ Н.Л. Володина, канд. экон. наук, доцент e-mail: volonataly.79@mail.ru Д.В. Волкова, студент e-mail: v-Diana2010@mail.ru Воронежский государственный технический университет
В данной статье рассматривается основной инструментарий концепции Бережливая логистика для совершенствования логистических процессов на предприятии на основе сквозной организационно-аналитической оптимизации с целью обеспечения нужной продукции, необходимого качества и количества, в нужное время, в назначенном месте с минимальными затратами. Исследование опыта отечественных и зарубежных предприятий позволило выделить основные принципы организации бережливой логистики, базируясь на полученных результатах реализации различных элементов бережливой логистики. Выделены основные инструменты бережливой логистики применительно к логистическим процессам, применение которых позволит повысить их эффективность и результативность, а также удовлетворить потребности потребителей с максимальными выгодами для предприятия
Ключевые слова: концепция, бережливая логистика, показатели эффективности
IMPROVEMENT OF LOGISTICS PROCESSES
ON THE BASIS OF THE IMPLEMENTATION OF LEAN LOGISTICS N.L. Volodina, Candidate of Economic Science, Assistant Professor
e-mail: volonataly.79@mail.ru
D.V. Volkova, Student e-mail: v-Diana2010@mail.ru Voronezh State Technical University
This article discusses the basic tools of the concept of Lean logistics to improve the logistics processes in the enterprise on the basis of end-to-end organizational and analytical optimization to ensure the right products, the necessary quality and quantity, at the right time, at the appointed place with minimal cost. The study of the experience of domestic and foreign enterprises allowed to identify the basic principles of lean logistics, based on the results of the implementation of various elements of lean logistics. The basic tools of lean logistics in relation to logistics processes, the use of which will improve their efficiency and effectiveness, as well as to meet the needs of consumers with maximum benefits for the enterprise
Key words: concept, lean logistics, performance indicators
Современное общество без промышленного сектора не может существовать. «Здоровая» экономика страны может существовать только при «здоровой» промышленности. По официальным прогнозам Министерства экономического развития РФ, индекс промышленного производства к 2020 г. должен вырасти на 3,2% по сравнению с 2016 г., что говорит о необходимости усовершенствования производственной деятельности, внедрения инновационных методов по ее органи-
© Володина Н.Л., Волкова Д.В., 2018
зации и модернизации, а также развития ее как приоритетного направления в будущем.
Несмотря на активный поиск путей развития и усовершенствования логистических процессов в России с помощью современных концепций и методов организации логистической деятельности, отечественные предприятия только начинают внедрять концепции логистики. Анализ отечественной практики показал наличие нескольких крупных корпораций, которые пытаются внедрить логистические концепции в свою деятельность.
В мире конкуренции на рынке все большую популярность среди промышленных предприя-2018. Т.15. № 3
тий приобретают методы управления цепями поставок, а по принципам бережливой логистики уже давно работают все основные предприятия промышленности.
Бережливая логистика должна стать достижимой мечтой, целью каждого предприятия России. Ведь бережливая логистика позволяет достичь высокой организованности процессов, полностью избавляет от ненужных затрат и помогает успешно конкурировать в условиях современного рынка, что позволяет сделать вывод об актуальности выбранной темы. Благодаря точным расчетам поставка осуществляется в кратчайшие сроки, требуемая продукция в случае поступления заказа не накапливается в промежуточных запасах.
Обеспечивающий процесс эффективного поступления продукции или оказания услуги от производства до конечного потребителя с целью удовлетворения его потребностей представляет собой логистику. Рассмотренное определение не охватывает все понятия, но отражает необходимость в эффективном управлении материальными потоками от поставщика сырья и материалов до пункта распределения продукции. Термин «логистика» стал популярным обозначением деятельности менеджера, несущего полную ответственность за стратегическое использование средств, начиная с момента приобретения исходного сырья и заканчивая доставкой товара конечному потребителю.
1. Кайдзен 4
2. Пять «в» 5
3. 8МЕБ 6
Принятие решения о выборе и использовании того или иного инструмента концепции Бережливого производства принимает руководитель учитывая ряд факторов.
Такой инструмента как Кайдзен (яп. Йв, ромадзи Kaizen, кайдзэн, также встречается менее правильный вариант «кайзен») представляет собой постоянное усовершенствование всего окружающего нас: производственная среда и процессы, вспомогательные бизнес-процессы, разработки, и управление. Кайдзен в бизнесе предполагает постоянное улучшение, начиная с
Анализ показал, что многие специалисты в области логистики рассматривают ее как процесс управления материальными и информационными потоками, а также кадровыми ресурсами на основе их оптимизации (минимизации затрат). В практическом понимании логистика представляет собой инструмент максимально рациональной организации потоковых процессов с минимальными затратами трудовых и материальных ресурсов.
Осуществление выбора наиболее эффективного альтернативного варианта обеспечения нужной продукции, необходимого качества и количества, в нужное время, в назначенном месте с минимальными затратами на основе сквозной организационно-аналитической оптимизации является главной задачей бережливой логистики с практической точки зрения.
Основываясь на принципах управления предприятием, логистику следует рассматривать как направление стратегическое, позволяющее осуществлять управление материальными потоками в процессе снабжения наиболее оптимальным способом, использую различный инструментарий. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.
Для реализации концепции Бережливая логистика на практику следует использовать следующий основной инструментарий:
Структурный анализ Матрица приоритезации Диаграмма Парето
высшего руководства и заканчивая производством, от рядового рабочего до директора.
Инструмент Бережливой логистики Пять
представляет собой систему рационального использования рабочего места. Стандартизация, сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, совершенствование - 5 шагов к совершенствованию на принципах5S.
Система ТРМ представляет собой систему ухода за оборудованием, позволяющая улучшить качество инструментов и оборудования. Применение данного инструмента Бережливой логистики на практике позволит эффективно постро-
ить систему профилактического обслуживания, позволяющей реализовывать предупреждение и раннее выявление дефектов оборудования, которые могут привести к более серьезным проблемам.
Шесть сигм (6g) - это определенная методология, служащая для повышения и изменения производительности организации посредством определения и выявления дефектов в процессах производства (часто используется как мера качества, применяемая для уменьшения количества дефектов в процессе производства товара)
Канбан (яп. камбан) в дословном
переводе с японского языка означает карточка -система организации производства и снабжения, с помощью которой реализуется принцип «точно вовремя», в основе которого лежат теоретические построения Фредерика Тейлора, Генри Форда.
Just-in-time (JIT - Точно вовремя, точно в срок) - одна из логистических концепций (технологий) в мире, появившаяся благодаря японской компании Toyota Motors, которая в свое время начала активное внедрение системы «Кан-бан». Их первоначальным лозунгом звучало: «исключение потенциальных запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов».
Структурный анализ (Дерево решений) -графическое изображение логистического процесса принятия решений (анализа данных). В нем отражены альтернативные решения и комбинации в области совершенствования логистической деятельности. Применение данного метода в бережливой логистике позволит решать задачи по очереди.
Матрица приоритезации- расстановка приоритетов при выборе решения. Оценка возможностей логистической системы и выявление прио-
ритетов задач в разрезе критериев - эффект (степень) влияния на логистическую деятельность (с учетом стратегической значимости) и легкость реализации (наличие нужных исполнителей, стоимость решения задачи, сложность в организации логистического процесса).
Диаграмма Паретто - определение и анализ проблем, возникающих при осуществлении логистической деятельности по принципу 20:80 (время - результат), то есть за первые 20% времени достигается 80% результатов, а остальные 80% времени - 20% результатов.
Анализ логистической деятельности многих предприятий показал мощный потенциал для развития. Все процессы, осуществляемые в стране и на конкретном предприятии, носящие характер глобализации, интеграции и кооперации, возрастающие потребности потребителей побуждают руководство предприятий применять логистический подход к построению эффективной системы, а также использовать в своей деятельности концепцию Бережливая логистика.
Исследования деятельности предприятия ООО «ТаграС-ТрансСервис» (в дальнейшем Та-грас) позволили изучить организацию процессов логистики на предприятии. Таграс предоставляет транспортные услуги в области грузовых (евро-фуры, тралы, самосвалы и т.п.) и пассажирских (автобусы, микроавтобусы, легковой транспорт) перевозок для предприятий различных отраслей промышленности, торговли и строительства.
На сегодняшний день в состав компании входят 13 предприятий, общая численность -1350 человек.
Для оценки элементов бережливой логистики и возможности полноценного внедрения проанализируем показатели эффективности транспортной логистической деятельности Таграс (табл. 1,2).
Таблица 1
Анализ средних временных затрат простоя ТС под разгрузкой/загрузкой
Тип ТС Норматив Время простоя фактическое Отклонения Причины отклонения
Газель 20 мин. 25 мин. +5 Неравномерность поверхности пола кузова ТС и разгрузочной площадки
Ниссан 30 мин. 32 мин. +2 Неравномерность поверхности пола кузова ТС и разгрузочной площадки
Хино 30 мин. 25 мин. -5 Соответствие высоты пола ТС и разгрузочной площадки
Таблица 2
Показатели эффективности использования подвижного состава
Показатели эффективности использования подвижного состава Годы Отклонения
предыдущий базовый в X в %
Средняя скорость движения, км\час 35 27 -8 -22,9
Средний объем разовых перевозок, т. 1,1 1,36 0,26 23,6
Себестоимость перевозки 1т. груза, р. 840 785 -55 -7,5
Издержки по доставке 1 р. стоимости товара, р. 0,15 0,135 -0,20 -11,1
Среднее время оформления документов в торговой точке, мин. 20 15 -5 -15
Коэффициент использования подвижного состава 0,9 0,97 0,07 7,8
Коэффициент выхода автомобилей в рейс 0,88 0,94 0,06 6,8
Из таблиц видно, что дополнительного времени простоя под разгрузкой/загрузкой практически нет, что объясняется слаженной работой транспортно-экспедиционного отдела в направлении транспортных перевозок.
Данные таблиц 1,2 свидетельствуют о значительном росте эффективности использования подвижного состава в базовом году. К снижению себестоимости перевозки 1т. груза привел рост среднего объема разовых перевозок на 260 кг, а так же и снижение издержек по доставке товаров на 1 рубль стоимости товара с 15 копеек до 13,5 копеек способствовало этому. Не только снижение частоты и времени простоя автомобилей из-за поломок, но и уменьшение времени простоя ТС в выходные дни (т.к. в базовом году применяется скользящий график выхода на работу водителей) способствовали росту коэффициентов использования подвижного состава.
Проанализируем эффективность внедрения инструментов бережливой логистики на предприятии ЗАО «Трансмашхолдинг». Исследуемое предприятие является одним из самых крупных российских предприятий, специализирующийся на производстве и разработке подвижного состава для городских систем транспорта и для железных дорог. На ЗАО «Трансмашхолдинг», благодаря результативной работе всех отделов предприятия, происходит внедрение инструментов бережливой логистики. В настоящее время создана группа по внедрению системы «Бережливая логистика» для рассмотрения процессов, разработки мероприятий, улучшающих показатели деятельности работников и предприятия в целом.
Выявляются и ликвидируются различного рода потери. Например, в механосборочном цехе улучшили работу по принципам 5S, что способствовало сокращению потерь и получению экономической эффективности. Не только основное производство охватила внедряемая система, но и другие участки (снабженческие склады, где применяются циклические ежедневные пересчёты запасов склада металлопроката), что существенно улучшило показатели учёта. Важным показателем является активное участие работников в изменениях, от них исходит инициатива разработки и реализации различных путей решения найденных проблем.
Исследования деятельности Брянского машиностроительного завода показали успешное применение такого инструмента бережливой логистики как Кайдзен (непрерывное улучшение). На предприятии сделали вывод об эффективности реализации данного инструмента: " нельзя останавливаться на достигнутых результатах, процесс изменений должен быть постоянной каждодневной работой". Проведенное исследование показало, что основным результатом реализации инструментов бережливой логистики на предприятии являлось уменьшение лишних запасов и площади под складирование.
Некоторые российские предприятия, выпускающие автомобили, стараются последовательно внедрять идеи и концепции японской компании «Toyota». Даже на таком уровне (практически стартовый этап) эти предприятия добиваются впечатляющих результатов (табл. 3).
Таблица 3
Результаты внедрения Lean Logistics_
Показатели эффективности Итоги внедрения
Снижение объемов НЗП До 20%
Повышение эффективности производственных процессов 10-30%
Снижение брака До 30%
Повышение эффективности использования оборудования До 20%
Повышение производительности труда 20-30%
Рост оборачиваемости оборотных средств 10-15%
Сокращение затрат До 30%
Снижение времени переналадки До 70%
Высвобождение производительной площадки До 25%
Сокращение длительности производственного цикла До 60%
Повышение уровня удовлетворенности потребителя До 100%
Анализ зарубежных предприятий, внедряющих концепцию бережливой логистики, продемонстрировал значительные результаты в этой области. Компания Porsche известна высококачественными и надежными автомобилями. В данной компании популяризуется приверженность к философии непрерывного совершенствования. Несмотря то, что производство организовано отлично, ее руководители никогда не бывают вполне довольны результатом, поэтому не останавливаются на достигнутом. Это касается каждого сотрудника предприятия.
Грамотная построенная логистика и слаженная производственная система позволяют компании работать практически с нулевыми запасами, - это главное конкурентное преимущество Porsche (на заводе в Лейпциге запас комплектующих и материалов на складе не превосходит объема, достаточного для 0,8 рабочего дня, но даже при таких показателях, по мнению компании, еще есть к чему стремиться).
Инструменты бережливой логистики действительно могут быть эффективными в сложной среде автомобилестроения, если абсолютно все участники процесса, включая поставщиков, разделяют общие взгляды и принципы работы, следуют установленным порядкам и правилам.
Главной особенностью производства на заводе Porsche является то, что автомобили различных серий собираются на одном и том же конвейере. Более того, даже автомобили одной серии порой имеют довольно значительные вариации. Из этого следует, что система должна работать безупречно, сохраняя в то же время обусловленную долю гибкости. Сохранение запасов комплектующих и материалов на низком уровне, несмотря на наличие высокой вариатив-
ности конструкций. Естественно, существует определенный риск: компания учиться функционировать без стратегического запаса комплектующих и материалов. Чтобы этого достичь, необходимо разработать четкую последовательность, в которой обязаны выполняться заказы на поставку материалов для нескольких дней вперед, от поставщиков требуется точное выполнение. Заказ с точным указанием объемов и сроков поставки служит отправной точкой всей производственной цепочки, в конце которой с конвейера сойдет новенький Panamera или Cayenne.
Производственная система Porsche выгодна и для компаний-поставщиков, которые, имея точные заказы, могут в свою очередь сокращать свои складские запасы и работать с меньшим сроком поставки и гораздо большей эффективностью. В идеале поставщики запускают собственную производственную систему, синхронизируя ее с системой Porsche, как в случае с подчиненным компании заводом по сборке двигателей в Цуффенхаузене, например. Так клиент и заказчик смогут работать в идеальной согласованности друг с другом.
Оценка логистической и производственной систем Porsche позволила выделить основополагающие принципы успешной деятельности компании: поставка материалов на завод происходит ежечасно; поток материалов организуется с минимальным количеством технологических переходов; движение элементов конструкции происходит в четкой последовательности; стандартизированные процессы позволяют избежать ошибок при отборе деталей по заданиям; что не требуется в данный момент, на сборочную линию не поступает. Логистика без складирования требует точного планирования процессов; гибкость и
«елочный» принцип позволяют отладить смешанное производство моделей.
Благодаря идеально отлаженному производственному циклу компании, функционирующему синхронно со всеми логистическими процессами, Porsche удается минимизировать затраты, постоянно повышать свою эффективность и существенно сокращать число дефектов продукции и простоев оборудования. Система работает как часы.
Таким образом, реализация концепции Бережливая логистика, предусматривающая комплекс методов и инструментов, направленных на создание логистической системы с оптимизацией и улучшением логистических процессов, позволяет предприятиям достичь главной цели - удовлетворение потребностей потребителей с максимальными выгодами для предприятия.
Изучение статистических данных предприятий реализующих концепцию бережливой логистики показало, что 63% российских компаний, не получили желаемых результатов. Исследования причин таких результатов выявило наличие некоторые внешние и внутренние факторов препятствующих эффективному внедрению данной концепции.
Один из важных внешних факторов - отсутствие информации об использовании концепции на практике. Анализ источников показал, что многие предприятия демонстрирует полученный положительный эффект от внедрения данной концепции, не раскрывая трудности и проблемы при достижении. Следующим фактором тормозящим внедрение концепции бережливой логистики является проблема обучения специалистов в данной области в нашей стране. Обучение бережливой логистики должно строиться по трем направлениям: теоретическое обучение - образование, обмена опытом - бенчмаркинга, и обучения на рабочем месте в процессе работы.
Исследование практического опыта показали неверное понимание всей концепции бережливой логистики, воспринимая ее как лишь набор инструментов, направленный на снижение затрат на производство, а не как глобальный подход по управлению предприятием с целью повышения качества выпускаемой продукции и сокращения ненужных издержек.
В итоге влияние ряда факторов приводит к внедрению отдельных инструментов концепции
бережливой логистики, что существенно снижает возможные выгоды от реализации всей концепции. Процесс внедрения концепции бережливой логистики занимает длительное время и сталкивается с множеством сдерживающих факторов. В то же время использование данной системы дает возможность получить значительные материальные выгоды и преимущества перед конкурентами. Применение всех инструментов бережливой логистики и комплексный подход к освоению данной концепции будет способствовать успешному развитию предприятия в современных условиях.
Исследование практического опыта ряда предприятий, получивших значительный эффект от внедрения концепции бережливой логистики продемонстрировали следующие результаты: сокращение производственного цикла, увеличение уровня удовлетворенности потребителей, ежегодное увеличение производительность труда, увеличение оборачиваемости денежных средств, разработка системы мотивации персонала.
Изучение опыта различных предприятий и теоретических положений в области логистики, позволил сформулировать понятие бережливой логистики, под которой следует понимать концепцию управления предприятием, основанная на применении ряда инструментов и метод, направленных на устранение всех видов потерь в логистической системе при реализации логистических процессов для удовлетворение потребностей потребителей с максимальной выгодой для предприятия.
Литература
1. Адлер, Ю. Бережливая логистика / Ю.Адлер // Логистика.2017№4 (125).С.24-26.
2. Ганиева, Н.М. Логистика производственных процессов: учеб.пособие / Н.М. Ганиева. -Омск: Изд-во ЩмГТУ, 2012. 248с.
3. Голдсби, Т. Бережливое производство и «Шесть сигм» в логистике. Руководство по оптимизации логистических процессов / пер. с англ.под ред. Т. Ежова.- М: Гревцов Паблишер. 2009. 416с.
4. Данилова, А.Ф. Процессы управления в торгово-посреднической сфере на основе прин-
ципов бережливой логистики / А.Ф.Данилова // Экономинфо.2014. №22.С.82-86.
5. Методические материалы для площадки «Карьера» Международного молодежного лагеря «Байкал 2020» «Основы бережливого производства». - 28 июня-5 июля 2013. 32с.
6. Мифтахова, Л.Н. Совершенствование логистических процессов ООО «Таграс-Транссервис» на базе принципов бережливого производства/Л.Н. Мифтахова, Ю.А.Репина // Эффективные системы менеджмента: качество, инновации, устойчивое разви-тие.2016.Т2.№5.С.169-179.
7. Никитин, А.Ю.Принципы бережливости в логистике. Механизм внедрения / А.Ю. Ники-
тин, Я.С. Рыкова // Молодежный научно-технический вестник. 2016. №4.С.49.
8. Тер-Исраелян, А.М. Бережливое производство в России: реалии и перспективы / А.М. Тер-Исраелян // Вестник Марийского государственного университета.2015. №4. С. 96-99.
9. Федина, А.В. Бережливая логистика - современный подход управления промышленным предприятием в условиях ограниченности ресурсов/ А.В. Федина // Молодежный научно-технический вестник. 2012.№9. с. 48.
10. Фрейдман, О.А. Мониторинг качества логистических процессов в регионе: методика измерения и критерии/О.А.Фрейдман //Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2012. №3. С.216-220.