Научная статья на тему 'Оценка инновационного потенциала развития региона (на примере Свердловской области)'

Оценка инновационного потенциала развития региона (на примере Свердловской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квон Гульнара Магсумовна, Поздеева Ольга Геннадьевна, Антипин Иван Александрович

В статье проведен анализ отдельных результатов реализации инновационной политики региона, отражающей в совокупности управленческие аспекты воздействия органов государственной власти на формирование инновационной среды. Данное исследование проведено на примере Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the Innovation Potential of the Region (a Study of the Sverdlovsk Region)

The article analyzes the particular results of implementing the innovation policy of the region, reflecting the managerial aspects of the impact of public authorities on the formation of the innovation environment. This study was conducted on the example of the Sverdlovsk region.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационного потенциала развития региона (на примере Свердловской области)»

УДК 330.341.1

Оценка инновационного потенциала развития региона (на примере Свердловской области)

Квон Г.М.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры

региональной, муниципальной экономики и управления

Уральского государственного экономического университета (Екатеринбург)

Поздеева О.Г.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления Уральского государственного экономического университета (Екатеринбург)

Антипин И.А.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры

региональной, муниципальной экономики и управления

Уральского государственного экономического университета (Екатеринбург)

В статье проведен анализ отдельных результатов реализации инновационной политики региона, отражающей в совокупности управленческие аспекты воздействия органов государственной власти на формирование инновационной среды. Данное исследование проведено на примере Свердловской области.

Ключевые слова: регион, инновационный потенциал, региональное развитие, рейтинг регионов.

Устойчивое развитие территорий, характеризующееся положительной динамикой основных показателей ее социально-экономического развития, должно быть направлено на получение конкурентных преимуществ, соответствовать показателям инновационного развития России. Одним из факторов, позволяющим решить данную задачу, является формирование инновационной среды, обеспечивающей благоприятные условия внедрения и реализации нововведений.

Принцип инновационности, который можно отнести к базовым принципам регионального управления [1], позволяет наряду с управлением инновационными процессами на региональном уровне

проводить внедрение инноваций, обеспечивающих модернизацию экономики региона на всех уровнях.

Инновационный сценарий развития Российской Федерации, представленный в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года» предполагает «превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала» [2].

Реализацию стратегических задач развития регионов России обуславливает создание ими благоприятной инновационной среды на своих территориях. Так, одним из приоритетов социально-экономической политики Свердловской области является «соз-

дание условии для повышения... инновационного потенциала» экономики региона [3].

Проведем оценку инновационного потенциала региона, используя методику, разработанную экспертами НИУ «Высшая школа экономики» [4]. Данная методика включает систему показателей, позволяющую дать комплексную оценку инновационному потенциалу региона. По результатам оценки проводится расчет агрегирующего показателя - индекса РРИИ (российского регионального инновационного индекса), учитывающего четыре аспекта инновационной деятельности и расчет отдельных индексов, соответствующих данным аспектам. Это оценка:

- социально-экономических условий инновационной деятельности (проводится анализ основных макроэкономических показателей региона, образовательного потенциала и уровня развития информационного общества) - рассчитывается индекс социально-экономических условий (ИСЭУ);

- инновационной деятельности (дается оценка результативности инновационной деятельности, инновационной активности организации региона, затрат на инновации и др.) - рассчитывается ИИД;

- качества инновационной политики (затраты бюджета, организационное обеспечение инновационной деятельности, нормативно-правовая база) -рассчитывается ИКИП;

- научно-технического потенциала (финансирование научных разработок, результативность научных исследований и разработок, научные кадры) -рассчитывается ИНТП.

По результатам расчета РРИИ (регионального рейтинга инновационного развития) все регионы на основе кластерного анализа условно сгруппированы в четыре группы в порядке убывания значения данного индекса [4]:

- первая группа: ее составляют 11 регионов, имеющие значения индекса РРИИ в диапазоне от 0,4495 до 0,5753;

- вторая группа: 14 регионов, значения индекса РРИИ от 0,3805 до 0,4242;

- третья группа: 41 регион, значения индекса РРИИ от 0,2702 до 0,3716;

- четвертая группа: 19 регионов, значения индекса РРИИ от 0,1637 до 0,2563.

Применительно к Свердловской области результаты расчета рейтинга [4] позволяют отнести данный регион ко второй группе (индекс РРИИ составил 0,4107). Необходимо отметить, что в этом же документе представлен результат определения рейтинга субъектов по параметру, позволяющему оценить качество стратегического управления, -индекс готовности к будущему (ИГБ). Данный индекс рассчитан на основе трех показателей - дальности горизонта пла-

нирования, имеющего место в стратегиях субъектов РФ, технологической ориентированности стратегий субъектов, а также интенсивности новостей, представленных средствами массовой информации о достижениях в сфере научно-технологического, инновационного и промышленного развития [4].

В этом рейтинге Свердловская область занимает третью позицию, войдя в топ-20 регионов, индекс области составил 0,5302.

В данном рейтинге регионы не подразделяются на группы. Они ранжируются в порядке убывания значения индекса готовности к будущему (ИГБ) от максимального значения - 0,5784 (1-е место, Республика Саха (Якутия)) до минимального -0,0596 (85-е место, Рязанская область). Количество мест соответствует количеству субъектов РФ.

Рассмотрим затраты на технологические инновации в целом по стране, а также по Уральскому ФО (далее - УрФО) и отдельно по Свердловской области (рис. 1).

Согласно представленным данным, наблюдается положительная динамика расходов на внедрение инноваций как в целом по РФ, так и по Уральскому федеральному округу, однако по Свердловской области наблюдается тенденция снижения в 2017 г., обусловленная увеличением затрат на другие направления.

Сопоставим расходы на технологические инновации с инвестициями в основной капитал по Свердловской области (табл. 1).

1 600,0

1 400,0

1 200,0

1 000,0

800,0

600,0

400,0

200,0

1 405,0

- Российская Федерация

-Уральский федеральный округ

-Свердловская область

130,9

123,0

120,1

153,9

186,3

40,9

28,8

39,7

52,5

-А 44,8

2013

2014

2015

2016

2017

Рис. 1. Затраты на технологические инновации за 2013-2017 гг., млрд. руб. [5]

Таблица 1

Динамика инвестиционных и инновационных затрат за 2013-2017 гг. по Свердловской области [5]

Показатели 2013 г 2014 г. 2015 г. 2016 г 2017 г.

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 352,9 371,6 350,0 328,4 337,8

Затраты на технологические инновации, млрд. руб. 40,9 28,8 39,7 52,5 44,8

Доля затрат на технологические инновации (условно), % 11,59 7,75 11,34 15,99 13,26

Необходимо отметить, что инвестиционные расходы (независимо от вида финансирования) являются источником финансирования инноваций, внедряемых в регионе. По данным, представленным в таблице 1, затраты на технологические инновации в Свердловской области в сопоставлении с инвестиционными расходами в основной капитал в регионе составляют порядка 13 % по данным 2017 г. Данное сопоставление является условным, так как, согласно методике [4], а также данным федеральной службы государственной статистики [5], в структуре оцениваемых затрат на инновации не проводится сопоставление с инвестициями, но авторы считают, что это может быть интересным для сравнения.

Рассмотрим структуру затрат на технологические инновации по РФ, УрФО и Свердловской области (табл. 2).

Анализ структуры затрат свидетельствует о разном наполнении затрат по видам деятельности. Так, по Российской Федерации основная доля затрат на инновации (42,3 %) приходится на исследование и

Таблица 2

Структура затрат на технологические инновации по результатам 2017 г., % [5]

Показатели РФ УрФО Свердловская область

Затраты на технологические (продуктовые, процессные) инновации - всего: 100,0 100,0 100,0

Из них:

исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов 42,3 28,5 31,8

дизайн (деятельность по изменению формы, внешнего вида или удобства использования продуктов или услуг) 1,2 2,0 2,5

приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями 34,1 59,3 44,9

приобретение новых технологий 1,0 0,3 1,2

из них права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей 0,4 0,1 0,4

приобретение программных средств 2,0 0,9 1,1

инжиниринг, включая подготовку ТЭО, производственное проектирование, пробное производство и испытания, монтаж и пуско-наладочные работы и др. 10,1 4,6 15,6

обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями 0,1 0,4 1,4

маркетинговые исследования 0,3 0,0 0,1

прочие затраты на технологические инновации 8,8 4,0 1,5

разработку новых продуктов и процессов, по Уральскому федеральному округу и по Свердловской области основные затраты приходятся на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями (59,3 и 44,9 %, соответственно). Данное направление затрат по региону обуславливается значительным физическим износом основных средств [6].

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в динамике представлен на рисунке 2.

В 2017 г. в Свердловской области было разработано 85 единиц передовых производственных технологий (2 место среди субъектов РФ, входящими в состав УрФО), что составило 36 % от количества разработанных передовых технологий Уральского федерального округа и 6 % - от РФ. Так как выраженной тенденции не наблюдается, считаем необходимым рассмотреть динамику данного показателя за более длительный период, начиная с 2005 г. (табл. 3).

По сравнению с 2005 г. объем разработок в Свердловской области вырос в 2,7 раза, причем темпы роста данного показателя ниже, чем в УрФО (2,9 раза), но выше, чем в среднем по России (2,2 раза). За период с 2005 по 2017 гг. динамика разработок передовых производственных технологий носила волнообразный характер. В Свердловской области максимальные темпы снижения были в 2008 г. - 52 %, а самые высокие темпы роста - в 2006 г. - 177 %.

Для наглядности представим данные таблицы 3 в виде графика (рис. 3), который более ярко отражает неравномерность показателя «разработка передовых производственных технологий» по годам исследуемого периода.

Как видно по данным, представленным на рисунке 3, темпы изменения разработок передовых производственных технологий по Свердловской области имеют большую амплитуду колебаний, чем по УрФО и РФ.

Рассмотрим еще один показатель - использование объектов интеллектуальной собственности (ОИС). За 2017 г. в Свердловской области было использовано 1225 объектов интеллектуальной собственности, что составило 44 % от общего количества ОИС, использованных регионами

12,0

10,0

8,0

6,0

4,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2,0

10,3

5,2

-Российская Федерация

- Уральский федеральный округ

-Свердловская область

Таблица 3 Разработанные передовые производственные технологии за 2005-2017 гг., ед. [5]

2,3

2013

2014

2015

2016

2017

Рис. 2. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг за 2013-2017 гг. [5]

200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

Российская Федерация

Уральский федеральный округ

Год Российская Федерация Уральский федеральный округ Свердловская область

2005 637 80 31

2006 735 99 55

2007 780 88 52

2008 854 58 27

2009 897 89 38

2010 864 100 52

2011 1138 144 86

2012 1323 144 74

2013 1429 173 71

2014 1409 182 59

2015 1398 204 90

2016 1534 254 99

2017 1402 236 85

-а- Свердловская область

<о Л

Рис. 3. Динамика разработанных передовых производственных технологий по Свердловской области, Уральскому федеральному округу и Российской Федерации за 2005-2017 гг. [5]

Уральского федерального округа и 3,7 % - всеми субъектами РФ [5].

На рисунке 4 показана структура по видам интеллектуальной собственности в Свердловской области. Больше всего использовалось изобретений (53 %, 27 %) приходится на использование полезных моделей, наименьший удельный вес в структуре видов интеллектуальной собственности составляют базы данных - 1 %, а результаты интеллектуальной

2010

4%

9%, , 0% [ 0

0%

27%

□ Изобретения

□ Полезные модели

□ Промышленные образцы

I Базы данных

□ Программы для ЭВМ

□ Топологии интегральных микросхем

Рис. 4. Структура по видам интеллектуальной собственности при использовании объектов интеллектуальной собственности по Свердловской области в 2010 и 2017 гг. [5]

деятельности в сфере типологии интегральных микросхем вообще не использовались как в Свердловской области, так и во всех регионах Уральского федерального округа.

По сравнению с 2010 г. структура изменилась незначительно, снизился удельный вес изобретений на 7 процентных пункта и увеличился удельный вес использования программ для ЭВМ с 9 до 14 %.

В 2017 г. в Свердловской области было подано 853 патентных заявок и получено 842 патента. Соотношение выданных патентов к поданным патентным заявкам составило 0,99. За период с 2010 по 2016 гг. количество полученных патентов снижалось по отношению к поданным заявкам, и только в 2017 г. данный показатель приблизился почти к 100 % (рис. 5). В 2017 г. больше всего было подано патентных заявок и получено патентов на изобретения 472 и 479, а меньше всего - на промышленные образцы - 78 и 74. В целом, подобная структура сохраняется на протяжении всего исследуемого периода, а также в УрФО и РФ.

По показателю «поданные патентные заявки» Свердловская область занимает 1 место среди регионов УрФО и 5 место среди всех субъектов РФ, а по полученным патентам - 1 место по УрФО и 7 место по РФ.

По результатам исследований можно сделать следующие выводы.

1,00 0,90 0,80 0,70 0,60 0,50 0,40 0,30 0,20 0,10 0,00

0,97

0,99

0,88 0,86 0,88

п

0,74

z7 3.

2010

2013

2014

2015

2016

2017

Рис. 5. Динамика соотношения выданных патентов к поданным патентным заявкам за 2010-2017 гг. [5]

Инновационное развитие Российской Федерации в большей степени обуславливается инновационными процессами, происходящими в регионах, их способностью к созданию инновационной системы, позволяющей реализовать производственный, научно-технический, кадровый и др. потенциалы. Внедрение инноваций в регионах, как условие повышения его конкурентоспособности, предусматривает проведение мониторинга показателей, принятых в качестве критериев оценки инновационного потенциала региона. В работе проведён анализ инновационной среды на примере Свердловской области, позволяющей дать достаточно благоприятную оценку протекающим инновационным процессам по сравнению с другими регионами Уральского Федерального округа и в целом по РФ.

Литература:

Валинурова Л.С., Ахтариева Л.Г., Мазур Н.З. Управление территориальным развитием: учеб. пособие. - Уфа: БАГСУ, 2012. - 116 с. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 годы. -URL: http://static.government.ru/media/

files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения 25.11. 2018 г.)

Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы / Утверждена Законом Свердловской области № 151-ОЗ от 15 декабря 2015 г. - URL: http:// docs.cntd.ru/document/429024960 (дата обращения 25.11. 2018 г.)

Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 5 / Г.И. Абдрах-манова, П.Д. Бахтин, Л.М. Гохберг и др.; под ред. Л.М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 260 с.

Сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 23.11. 2018 г.) Силин Я.П., Анимица Е.Г., Новикова Н.В. Тенденции развития экономического пространства Уральского макрорегиона // Управленец. - 2017. - № 2 (66). - С. 2-11.

Evaluation of the Innovation Potential of the Region (a Study of the Sverdlovsk Region)

G.M. Kvon, O.G. Pozdeeva, I.A. Antipin Ural State Economic University (Yekaterinburg)

The article analyzes the particular results of implementing the innovation policy of the region, reflecting the managerial aspects of the impact of public authorities on the formation of the innovation environment. This study was conducted on the example of the Sverdlovsk region.

Key words: region, innovation potential, regional development, rating of regions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.