Научная статья на тему 'Оценка инфраструктурного потенциала региона'

Оценка инфраструктурного потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1038
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ / INFRASTRUCTURE / INFRASTRUCTURAL POTENTIAL / ECONOMIC REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильченко Ангелина Николаевна, Абрамова Елена Анатольевна

В статье рассмотрена сущность понятия «инфраструктура», оценен инфраструктурный потенциал экономических районов страны, в том числе Ивановской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF INFRASTRUCTURAL REGION POTENTIAL

The article considers the essence of the concept "infrastructure", the authors estimate the infrastructural potential of economic country regions, including the Ivanovo area.

Текст научной работы на тему «Оценка инфраструктурного потенциала региона»

УДК 336.70

ОЦЕНКА ИНФРАСТРУКТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

А.Н.Ильченко, Е.А. Абрамова

Ивановский государственный химико-технологический университет

В статье рассмотрена сущность понятия «инфраструктура», оценен инфраструктурный потенциал экономических районов страны, в том числе Ивановской области.

Ключевые слова: инфраструктура, инфраструктурный потенциал, экономические районы.

Определяющей тенденцией современного развития является обеспечение всестороннего развертывания инфраструктурных процессов, поскольку без них невозможно ни экономическое, ни полноценное социальное жизнеобеспечение регионов и страны в целом. В условиях рыночной экономики они обеспечивает взаимодействие хозяйствующих субъектов, перемещение товаров и услуг от производителей к потребителям, финансовые потоки, функционирование рынка рабочей силы, развитие научно-технического прогресса.

В самом общем виде понятие инфраструктура определяют как совокупность отраслей хозяйства, оказывающих разнообразные услуги производственного характера или по обслуживанию населения.

В современной экономической литературе отсутствует четкое выделение видов инфраструктуры и к ним относящихся отраслей, а так же в привязке к экономическим субъектам разного уровня народного хозяйства.

В более полной трактовке, учитывающей функциональные особенности инфраструктуры, выделяют:

- производственную;

- рыночную;

- социальную инфраструктуру.

Производственная инфраструктура

- это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования материального производства. Она включает пути сообщения, трубопроводы, портовые сооружения, линии

электропередач, связи, системы водоснабжения, другие коммуникации, необходимые для производственного процесса предприятий.

Рыночная инфраструктура - система учреждений и организаций, обеспечивающая свободное движение товаров и услуг на рынке (складское хозяйство, элеваторы, предприятия оптовой и розничной торговли, биржи, банки, страховые компании, консультационные фирмы).

Социальная инфраструктура -группа обслуживающих отраслей и видов деятельности, призванных удовлетворять потребности людей, гарантировать необходимый уровень и качество жизни (учреждения культуры, науки, образования, сферы обслуживания).

Указанные виды инфраструктуры детализируются в зависимости от территориально-географического размещения, принадлежности к конкретным субъектам рыночных отношений и к правам собственности.

В качестве одной из разновидностей социальной инфраструктуры выделяют социально-экономическую инфраструктуру, обозначающую комплекс условий, отраслей и объектов, обеспечивающих общие условия осуществления той или иной деятельности. К факторам, влияющим на развитие социально-экономической инфраструктуры, относятся уровень рождаемости, смертности, миграция населения и др.

Сложность выделения отдельных видов инфраструктуры состоит в неодно-

кратном пересечении инфраструктурных элементов. Функционирование инфраструктуры носит многозначный характер: с одной стороны - обслуживание материального производства, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, т.е. фактора который также непосредственно участвует в производстве; кроме того -обеспечение экологических нормативов.

Некоторые наиболее крупные элементы инфраструктуры общего пользования, особенно коммуникационные системы, имеют исключительное значение для развития экономики государства и его регионов, организации внутри- и внешнеэкономических связей и внешнеэкономических связей. К ним, в частности, относятся: единая железнодорожная сеть страны (ОАО «Российские железные дороги»), единая система энергоснабжения (РАО «ЕЭС»), электросвязи, единая система газо-нефте- и продуктопроводов (компании «Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт»), аэропорты, морские порты.

Развитие инфраструктуры, в том числе социально-экономической, в национальных границах - является ответственностью государства (с привлечением частного капитала в рамках государственного регулирования экономики). Внутри регионов развитие социально-экономической инфраструктуры - задачи управления региональных органов государственной власти.

Регионы России в современных условиях пытаются с помощью различных подходов не только устоять, но и получить дальнейшее развитие на качественно новом уровне, соответствующем мировому.

Уровень развития инфраструктуры в регионах служит важным индикатором предпринимательской активности и оценки предпринимательского климата (в т.ч. инвестиционной привлекательности) территории. Многие ученые выделяют следующие пространственные уровни

инфраструктуры: международная, национальная, региональная, местная (городская, районная) [5]. Это не случайно: инфраструктура как бы «привязана» к территории и в самом коротком определении звучит как «обустройство территории». Таким образом, понятие «инфраструктура» можно приметать к экономическим субъектам различного уровня.

В экономической литературе предлагается понимать инфраструктуру реального сектора экономики, как экономическую систему, обеспечивающую развитие всей системы рынков в регионе, включающую в себя экономический потенциал региона в его материально вещественном содержании, а так же комплекс экономических отношений, связанных с деятельностью субъектов рынка [5].

Состав инфраструктуры реального сектора экономика региона - величина непостоянная и находится в большой зависимости от специализации региона, пространственного уровня и других факторов. Чаще других к инфраструктуре реального сектора экономики относят во-до-, газо- и электроснабжение, очистные сооружения, транспортные средства и системы дорог, финансовые учреждения и банки, торговые сети, консультационные службы управления и рекламы, специализированные юридические службы и т.д.

Отраслевая классификация инфраструктуры реального сектора экономики региона получила самое большое распространение, исходя из того, что каждая отрасль и вид деятельности экономики имеет свою специфическую инфраструктуру, отвечающую требованиям основного производства, а элементы инфраструктуры отдельных подсистем часто пересекаются, являются общими, взаимозаме-няются.

В настоящее время в отраслевом разрезе наибольшую долю основных фондов в Ивановской области занимают операции с недвижимым имуществом,

аренда и предоставление услуг (27 %), фонды транспортного комплекса (25,1 %), обрабатывающие производства (9,4 %) и производство и распределение электроэнергии, газа и воды (8,8 %) (табл. 1).

Развитость отраслевой инфраструктуры Ивановской области можно проанализировать по обороту организаций, входящих в эти отрасли (табл.2).

Таблица 1

Основные фонды по видам экономической деятельности в Ивановском регионе[3]

Виды экономической деятельности Годы

2004 2005 2006 2008

млн. руб. млн. руб. в %

Все основные фонды 136000 144083 150985 194199 100

в том числе:

сельское хозяйство 8585 8107 7919 8955 4,6

рыболовство 36 33 33 33 0,02

добыча полезных ископаемых 28 137 199 208 0,1

обрабатывающие производства 12386 11962 13039 18265 9,4

производство и распределение электроэнергии, газа, волы 12837 14130 14956 17082 00 00

строительство 852 1003 1154 1618 0,8

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий, предметов личного пользования 1737 1877 2308 3710 1,9

гостиницы и рестораны 978 1070 1128 1883 1,0

транспорт и связь 27319 31761 35080 48691 25,1

финансовая деятельность 991 1104 1350 1685 0,9

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 49995 49906 49541 52490 27,0

государственное управление 2843 5142 5599 9618 5,0

образование 7314 7497 7941 13290 6,8

здравоохранение 6789 6939 7286 11632 6,0

предоставление прочих услуг 3310 3415 3452 5039 2,6

Основная проблема функционирования основных фондов в Ивановском регионе, как и в РФ в целом, - их высокий уровень износа, составляющий 49,8 %. Более всего изношено оборудование, станки, приборы, здания и сооружения в промышленном секторе экономики (табл. 3).

Таблица 2

Оборот организаций Ивановской области, млн. руб.[3]

Виды экономической деятельности Годы

2005 2006 2007 2008 2009

Все организации 96186,6 109996,0 149049,3 174245,9 209205,9

в том числе:

сельское хозяйство 3039,1 3284,7 3990,8 4133,1 2778,4

добыча полезных ископаемых 230,8 338,0 456,6 657,0 513,7

обрабатывающие производства 26542,4 33775,5 47117,3 54153,9 48019,6

производство и распределение электроэнергии, газа, волы 13005,0 15446,3 18813,3 27933,2 32613,6

строительство 2565,6 4846,7 10715,5 9751,0 19845,1

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий, предметов личного пользования 37031,5 39993,2 51149,8 57074,2 82444,8

гостиницы и рестораны 369,0 651,9 809,2 1300,4 1499,2

транспорт и связь 5621,5 6140,9 7550,1 8812,2 10120,8

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 6073,3 3112,8 5406,2 6521,3 6886,6

государственное управление 7,3 19,4 148,0 311,2 249,4

образование 612,3 792,4 1011,6 1231,9 1388,8

здравоохранение 419,8 613,8 889,8 1010,4 1293,3

предоставление прочих услуг 646,1 946,3 953,1 1255,6 1418,7

Таблица 3

Степень износа основных фондов Ивановской области, % [3]

Показатели Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2004 2006 2007 2008

Основные фонды 39,4 39,7 41,6 37,8 41,7 42,3 44,0 47,1 49,8

Дополнительно при анализе инфраструктуры реального сектора экономики авторы предлагают использовать следующие показатели (табл. 4).

В качестве основных особенностей развития инфраструктуры реального сектора экономики Ивановского региона следует признать:

- чрезвычайную неравномерность, пестроту в обеспечении инфраструктурой

отдельных территорий: от областей и республик до городов, районов;

- прямую зависимость уровней развития инфраструктуры территорий от мощности, качества и структуры их промышленного потенциала;

- значительного отставания уровней развития среднего «мезослоя» инфраструктуры (малые города) от «макрослоя» (крупные города области).

Таблица 4

Основные показатели развития инфраструктуры реального сектора экономики

Ивановской области [3]

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Сальдированный финансовый результат в экономике, млн. руб. -343,1 -797,1 510,8 1065,6 133,7 1749,1

Грузооборот автомобильного транспорта общего пользования, млн.ткм. 128 127 158 166 169 200

Пассажирооборот автомобильного транспорта общего пользования, млн. пассажиро-км 948 937 1091 861 891 963

В настоящее время основной заботой государственных органов управления является развитие моногородов и связанное с ним социальное положение населения, особенно это актуально в период кризиса. Состояние инфраструктуры городов Ивановской области представлено

в таблицах 5,6,7. Из семнадцати городов Ивановской области только Иваново, Ки-нешму и Шую можно отнести к городам со сравнительно развитой инфраструктурой. Эти города относятся к крупным. Остальные - малые города со слабо развитой инфраструктурой.

Таблица 5

Основные показатели развития производственной инфраструктуры городов Ивановской области [2]

Г орода Показатели

Обрабатывающие производства, млн.руб. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, млн.руб

2005 2006 2007 2005 2006 2007

Иваново 10973 12365,6 16761,6 8288,4 10417,8 9141,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вичуга 683,6 669,2 839,2 209,6 237,3 206,2

Кинешма 2176,1 3068,3 3328,7 458,4 540,5 492,1

Т ейково 623,0 736,3 817,4 238,7 236 282,4

Фурманов 550,2 696,2 692,4 249,6 259,3 258,5

Шуя 3542,5 4382,9 6037,2 259,5 322,2 244,4

Г аврилов Посад 74,5 115,2 22,9 47,5 118,9 87

Заволжск 232,6 241,9 291,9 125,4 82,1 90,9

Комсомольск 44 42,8 41,9 152,2 335,1 1315,4

Кохма 2,7 2,7 2,8 0,1 0,2 0,2

Наволоки 229,7 272,7 323,8 65,7 23,3 24

Плес - - - - - -

Приволжск 698,1 730,5 911,7 168 267,7 358,8

Пучеж 92,8 132 60,7 70,7 79,3 61,9

Родники 583,9 613,2 670,1 259,6 287,2 362,7

Южа 122,5 199,9 332,8 76,9 99,5 110,5

Юрьевец 13,4 3,6 2,2 61,2 99,5 92,2

Таблица 6

Основные показатели развития рыночной инфраструктуры городов Ивановской

области [2]

Г орода Показатели

Оборот розничной торговли, млн.руб. Объем платных услуг населению, млн.руб

2005 2006 2007 2005 2006 2007

Иваново 12888,5 16730,6 23204 6856,5 7720,9 9958,5

Вичуга 449,2 771 976,5 159,6 246,3 256

Кинешма 1184,4 1841,4 2145 462,6 614,1 678,2

Т ейково 419,1 606,3 661,3 95,6 176,8 153

Фурманов 358,8 707,1 901 141,8 206 212,3

Шуя 895,4 1487,4 1805,5 350,8 476,6 485,2

Г аврилов Посад 121,4 148 171,4 32,5 37,9 35,6

Заволжск 142,1 108,3 302,3 70,6 76,6 64,8

Комсомольск 230,6 309,4 338,7 60,7 81,4 83,3

Кохма 255,4 353,2 398,8 140,4 105,4 202,5

Наволоки 21,9 28,7 30,0 25,1 32,7 30,0

Плес 72,4 107,9 122 20,3 20,2 23,8

Приволжск 300,5 488,3 506,8 110,8 111,3 99

Пучеж 234 339,1 362,8 42,2 60,8 37,3

Родники 369,1 601,6 639,2 101,7 145,2 145,7

Южа 82,4 77,5 71,8 51,7 80,6 52

Юрьевец 160,6 232,8 238,8 41,5 51,5 45,7

Таблица 7

Основные показатели развития социальной инфраструктуры городов Ивановской

области [2]

Г орода Показатели

Производственная мощность водопроводов, тыс. куб.м, в сутки Пропускная способность очистных сооружений канализации, тыс. куб.м, в сутки Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, км

2005 2006 2007 2005 2006 2007 2005 2006 2007

Иваново 362,3 362,3 362,3 280 280 280 427,7 384,9 439,7

Вичуга 7,6 7,6 7,7 12 12 12 73,4 65,3 65,5

Кинешма 50,5 50,4 48,8 20,6 20,6 20,6 194 191,1 70,9

Т ейково 5,3 5,5 5,7 21 21 21 26,9 26,9 25,6

Фурманов 11 10,8 10,9 14,7 124,7 14,7 81,2 75,7 69,3

Шуя 16,5 16,5 16,5 54,8 54,8 54,8 35,9 30,6 37,2

Г аврилов Посад 2,4 2,4 2,4 1,6 2 2 11,6 11,9 11

Заволжск 17,3 17,3 23,5 5 5 5 18,3 18,8 19,2

Комсомольск 3,6 3,2 3,2 3 3 3 23,1 23,1 23,1

Кохма 36,5 36,5 27,5 - - - 26,7 28,1 34,2

Наволоки 14,5 14,5 14,5 4,4 4,4 4,4 14 20,1 20,3

Плес 1,2 1,1 1,3 0,4 0,4 0,6 6,1 6,1 6,1

Приволжск 19,1 19,4 19,6 13,8 13,8 13,8 45,3 51,8 51,5

Пучеж 3,8 3,8 3,8 1,1 1,1 1,6 20,3 20,4 14,3

Родники 35,4 35,6 32,7 45 45,2 45 38,5 64,9 64,9

Южа 6,7 5,2 4,1 2,7 2,7 2,7 14 14,6 14,6

Юрьевец 2 2 2 8,7 8,4 8,4 18 17,4 17,4

Продолжение табл.7

Города Показатели

Г остиницы, единиц Мощность амбулаторнополиклинических учреждений, посещений в сутки Число государственных высших учебных заведений, единиц

2005 2006 2007 2005 2006 2007 2005 2006 2007

Иваново 4 7 8 8104 8712 9298 11 12 12

Вичуга 1 1 1 230 230 709 - - -

Кинешма 3 3 2 1086 1491 1335 1 1 1

Т ейково 1 1 1 1190 948 942 - - -

Фурманов - - - 409 409 409 - - -

Шуя 1 1 1 1306 958 960 1 1 1

Гаврилов Посад - - - 165 183 185 - - -

Заволжск 1 - - 250 250 250 - - -

Комсомольск 1 1 1 280 345 216 - - -

Кохма - - - 212 212 236 - - -

Наволоки - - - 300 300 300 - - -

Плес - - - 150 150 150 - - -

Приволжск - - - 270 266 266 - - -

Пучеж 1 - - 364 486 462 - - -

Родники - - - 459 443 443 - - -

Южа 1 1 1 550 550 550 - - -

Юрьевец 1 1 1 640 650 505 - - -

Для того чтобы оценить инфраструктурный потенциал территории и выявить порайонные различия в уровне развития инфраструктуры воспользуемся представлением о ней как совокупности основных (производственных и непроизводственных) фондов территории. Тогда можно рассчитать интегральный показатель фондооснащенности (Фн), отражающий величину стоимости основных фондов на единицу площади:

Фн = Ф/Б,

где Ф - величина стоимости основных фондов территории (района), в руб.; Б -площадь, кв. км.

Чем больше показатель фондона-сыщенности территории, тем соответственно выше ее инфраструктурный потен-

циал. Для сравнительной характеристики фондообеспеченности отдельных регионов определенный интерес представляют также абсолютный показатель величины основных фондов и показатель удельного веса района в стоимости основных фондов страны. Оценка инфраструктурного потенциала экономических районов России приведена в таблице 8.

Наибольшая стоимость основных фондов сосредоточена в Центральном федеральном округе из-за высокой концентрации производственных, офисных и торговых объектов, жилых домов, объектов инфраструктуры в виде железных и автомобильных дорог, вокзалов, аэропортов, мостов, тоннелей.

Таблица 8

Размещение инфраструктурного потенциала (основных фондов) по экономически

Экономические районы 2005 год 2008 год

млрд. руб. % Фондона-сыщенность, млрд. руб./кв. км млрд. руб. % Фондона-сыщенность, млрд. руб./кв. км

1 2 3 4 5 6 7

Российская Федерация 34873 100 2,0 60391 100 3,4

Центральный 9280 26,6 14,2 18410 30,5 28,3

Продолжение таблицы 8

1 2 3 4 5 6 7

Северо-Западный 3664 10,5 2,2 6244 10,3 3,8

Южный 3244 9,3 9,1 5386 8,9 15,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приволжский 6439 18,5 8,1 10204 16,9 12,8

Уральский 6267 18 7,6 10955 18,2 13,2

Сибирский 3988 11,4 1Д 6213 10,3 1,6

Дальне-восточный 1992 5,7 0,3 2979 4,9 0,4

Отметим, что с каждым годом происходит увеличение стоимости основных фондов и фондонасыщенности регионов.

Аналогичная ситуация сложилась и в Ивановском регионе.

Инфраструктурный потенциал Ивановской области [3]

Таблица 9

Показатели Годы

2002 2003 2004 2005 2006 2008

Стоимость основных фондов, млн. руб. 101592 130145 136000 144083 150985 194199

Фондона-сьпценность, млн. руб./кв. км 4,7 6,1 6,3 6,7 7,1 9,1

Оценка инфрастраструктурного потенциала необходима для составления программы развития инфраструктуры экономического субъекта, которая должна быть частью региональной политики властей в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Инфраструктура реального сектора выступает важным интегрирующим фактором регионального экономического роста. Чем более богата, разнообразна и хорошо организована инфраструктура реального сектора экономики региона, тем более он привлекателен для новых видов бизнеса, что обеспечит новые рабочие места, приток налогов (в бюджет региона), и повлечет за собой устойчивое улучшение качества жизни - главного показателя экономического роста региона.

*статъя подготовлена по материалам исследований, поддержанных грантом Российского Фонда Фундаментальных исследований (09-06-97508).

ЛИТЕРАТУРА

1. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: уч. пособие, под. ред. Е.Л. Плисецкого. - М.: Владос, 2008.

2. Города Ивановской области: Стат. Сборник / Госкомстат РФ Ивановский комитет государственной статистики - Иваново, 2008.

3. Ивановская область в цифрах 2009: Статистический справочник/ Ивановостат - Иваново,2010.

4. Региональная экономика и управление: учебное пособие. - Москва: Проспект,2010.

5. Мешков В.А. Теоретические основы функционирования инфраструктуры реального сектора экономики региона. Препринт.-Екатеринбург: Изд.-во ИЭ УрО РАН, 2005.

ESTIMATION OF INFRASTRUCTURAL REGION POTENTIAL

E. Abramova, A. Ilchenko

The article considers the essence of the concept "infrastructure", the authors estimate the infrastructural potential of economic country regions, including the Ivanovo area.

Keywords: infrastructure, infrastructural potential, economic regions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.