Научная статья на тему 'Оценка информационных потребностей радиослушателей муниципальной радиостанции "Север-FM"'

Оценка информационных потребностей радиослушателей муниципальной радиостанции "Север-FM" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
265
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ СМИ / КЛАССИФИКАЦИЯ МИССИЙ / КОНЦЕПЦИЯ СМИ / КЛАССИФИКАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ / СТРУКТУРА КОНЦЕПЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / MISSION OF THE MEDIA / CLASSIFICATION OF MISSIONS / MEDIA CONCEPT / CLASSIFICATION OF CONCEPTS / STRUCTURE OF THE CONCEPT / INFORMATION DEMAND

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шатецкая В.А.

В статье представлен анализ деятельности радиостанции "Север-FM" с точки зрения концепций и миссий СМИ, а также оценка этой деятельности главным редактором и радиослушателями, проведен анализ полученных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessing the information needs of listeners of regional media "Sever-FM"

The article presents the analysis of the activities of the radio station "Sever-FM" from the point of view of the concepts and missions of the media, as well as the evaluation of the activities of the editor and listeners, the analysis of the obtained indicators.

Текст научной работы на тему «Оценка информационных потребностей радиослушателей муниципальной радиостанции "Север-FM"»

Оценка информационных потребностей радиослушателей муниципальной

радиостанции "Север-FM"

Assessing the information needs of listeners of regional media "Sever-FM"

В.А. Шатецкая

Магистрант

Мурманский арктический государственный университет

г. Мурманск, Россия e-mail: madjk@mail.ru

V.A. Shatetskaya

Master student Murmansk State Humanities University Russia, Murmansk e-mail: madjk@mail.ru

Научный руководитель О.Н. Иванищева

доктор филологических наук Мурманский арктический государственный университет

г. Мурманск, Россия

Scientific adviser O.N. Ivanisheva

doctor of philological sciences Murmansk State Humanities University Russia, Murmansk

Аннотация.

В статье представлен анализ деятельности радиостанции "Север-FM" с точки зрения концепций и миссий СМИ, а также оценка этой деятельности главным редактором и радиослушателями, проведен анализ полученных показателей.

Annotation.

The article presents the analysis of the activities of the radio station "Sever-FM" from the point of view of the concepts and missions of the media, as well as the evaluation of the activities of the editor and listeners, the analysis of the obtained indicators.

Ключевые слова: миссия СМИ, классификация миссий, концепция СМИ, классификация концепций, структура концепции, информационные потребности.

Keywords: mission of the media, classification of missions, media concept, classification of concepts, the structure of the concept, information demand.

За последние годы роль локальных СМИ в жизни общества значительно увеличилась. В связи с этим возрастает актуальность исследований, посвященных особенностям функционирования региональных медиа. Такие СМИ информируют аудиторию о событиях регионального масштаба, охватывают довольно узкую и в то же время высоко мотивированную в получении данной информации аудиторию. Наша статья посвящена оценке информационных потребностей радиослушателей муниципальной радиостанции "Север-FM".

Для наиболее объективной оценки нами был подготовлен опрос, в котором на данный момент приняли участие 95 респондентов.

Таблица 1. Анкета предпочтений радиослушателей "Север-FM" и определения _степени удовлетворения их информационных потребностей

Вопрос Варианты ответов

1. Укажите ваш пол Женский

Мужской

2. Укажите ваш возраст 14-17

18-24

25-30

31-40

41-50 51 и старше

3. Сфера деятельности ученик студент/магистрант/аспирант работник бюджетной сферы работник коммерческого предприятия частный предприниматель домохозяйка/домохозяин безработная/безработный свой ответ

4. Район проживания Североморск Большое Сафоново Малое Сафоново Большое Росляково Малое Росляково Мурманск Щукозеро Полярный свой ответ

5. Где вы обычно слушаете радио? дома на работе в машине свой ответ

6. С какой целью вы включаете радио? Выберите несколько ответов Получить информацию о событиях в ЗАТО Получить информацию о погоде Прослушивать музыку Принять участие в розыгрыше призов Передать/получить привет Получить новые знания об объектах и явлениях Расширить кругозор Включаю для фона

7. Отметьте сферы культурной деятельности, о которых вам наиболее интересно получать информацию из разных источников? кино музыка театр выставки мода шоу-бизнес архитектура

8. Какую музыку вы предпочитаете слушать? классика (Моцарт, Бетховен) популярная (Виагра, Rihanna) танцевальная (Calvin Harris, Монатик) рок (ДДТ, Red Hot Chili Peppers, Би-2) рэп/хип-хоп (Oxxxymiron, Eminem) джаз/блюз (Луи Армстронг, Lou Bega) транс (Армин ВанБюрен, Henry Dark) драм-н-бэйс (Technimatic, Keeno) другое

9. О каких из предложенных пунктов, по-вашему мнению, предоставляется много информации в эфире Север-FM? спорт экономика общество политика культура наука технологии

10. О каких из предложенных пунктов, по-вашему мнению, предоставляется мало информации в эфире Север-FM? спорт экономика общество политика культура наука

технологии

11. Достаточно ли, по-вашему мнению, культурно-просветительского контента в эфире Север-РМ, где 1 -совсем не хватает, а 10 - очень много.

12. Какого контента в эфире радиостанции больше всего? информационного развлекательного пропагандистского культурно-просветительского образовательного

13. Что бы вы предложили сами для улучшения работы радио в культурно-просветительском аспекте свой ответ

Кроме того, мы использовали метод интервью и опросили главного редактора о деятельности радиостанции.

Нами была проработана научная литература, рассматривающая классификацию концепций СМИ, по каждой из изученных классификаций мы провели сопоставление с деятельностью медиа. Выводы получились следующими:

1. радиостанция реализует французскую концепцию с точки зрения степени свободы журналистики, так как медиа подчиняется конституции и правительство воздействует на него;

2. с точки зрения юридической стороны свободы печати и журналистской деятельности медиа реализует концепцию ответственной свободы, опираясь на Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 №2124-1;

3. структурная концепция редакции выглядит следующим образом:

a. целевая аудитория СМИ - это мужчины и женщины в возрасте от 30 до 45 лет, трудоустроенные, с личным автотранспортом, проживающие или работающие в, ЗАТО Североморск; лицензия разрешает вещание в ЗАТО г. Североморск, однако зона покрытия распространяется на г. Полярный, Октябрьский район г. Мурманск и жилой район п. Росляково. С точки зрения активности стоит отметить, что участие в опросе приняли 64 женщины и 31 мужчина, 69 респондентов в возрасте от 30 и выше, 78 респондентов проживает в Североморске непосредственно.

b. модель взаимодействия с пользователями включает в себя наличие небольшого количества пользовательского контента и каналов обратной связи (смс-сервис, телефон прямого эфира и группа в социальной сети "Вконтакте"), форум, комментарии к редакционным материалам,

а содержательная часть концепции включает жанровое расписание, которое отражается в рубрикаторе, аудио-контент представлен новостными сюжетами, интервью и развлекательными программами, стилевые требования: грамотная речь, хорошая дикция, умения верно ставить ударения, правильность произношения, слэнговые выражения и мат не используются; содержательная часть концепции не включает тематику; направленность программ в первую очередь информационная, однако тематика как таковая отсутствует;

d. рубрикатор редакции представляет собой полноценное расписание на каждый день вещания:

e. технологическая модель описывает тип аппаратного и программного обеспечения и систему управления контентом (одной из проблем этой части концепции является отсутствие собственных сервисов и хостингов, а также сайта организации);

£ организационная модель включает два отдела - творческий (состоит из начальника отдела, четырех корреспондентов-ведущих эфиров и звукорежиссера) и административно-хозяйственный (бухгалтер, главный бухгалтер и уборщик служебных помещений) - оба подчиняются непосредственно руководителю, а также менеджера по рекламе, который также подчиняется руководителю-главредактору. Стоит отметить, что редакция является муниципальной, но двое корреспондентов, менеджер по рекламе и уборщик служебных помещений находятся на внебюджете;

g. Модель продвижения СМИ отсутствует как таковая, имеются планы в связи с муниципальным заданием и увеличением доли информационно-развлекательной составляющей с 48 до 63% ввести в штатное расписание должности корреспондента и уборщика служебных помещений, территориально расширить площадь вещания до п. Североморск-3 и разработать собственный сайт редакции;

к экономическая модель отсутствует, дополнительный доход привлекается за счет рекламы, платных объявлений и поздравлений.

Работа над концепцией одна из очень важных задач в системе управления СМИ. Она не может находиться в стагнации и все время должна адаптироваться под новшества. В создании и модификации концепции СМИ должно участвовать все СМИ, а не какие-то его отдельные подразделения.

Остановимся подробно на миссиях и посмотрим, как их выполняет муниципальная радиостанция «Север-FM».

На "Север-FM" за яркую образную мысль в первую очередь отвечает главный редактор Ксения Селиванова, который одобряет или исправляет тексты, подготовленные корреспондентами и ведущими. За музыкальную составляющую отвечает молодой и креативный звукорежиссер Евгений Волков.

Над информационной и развлекательной частями 24-часового эфира трудятся всего лишь несколько человек - начальник отдела, член Союза журналистов России Варвара Зинченко (Полюшкевич), ведущие программ Наталья Ширнина, Виктор Иваницкий, Валерия Шатецкая. Особой популярностью у радиослушателей пользуются открытые эфиры с приглашением в студию чиновников или руководителей предприятий и

организаций, обсуждение проблемных тем, игровые эфиры с розыгрышами призов, тематические музыкальные программы, рубрики и, конечно, программы, где есть возможность передать привет или заказать любимую песню.

Небольшой, но очень творческий коллектив городского радио идет в ногу со временем и не боится экспериментировать.

Так, в марте 2016 года коллектив «Радио-Североморск» осуществил уникальный проект - прямую трансляцию концерта нашего земляка Алексея Гомана из зала Дворца культуры «Строитель» в эфир радиостанции «Север-FM». Перед этим Алексей Гоман побывал в студии и ответил на вопросы североморцев. А уже в апреле состоялся уникальный 5-ти часовой радиомарафон, посвященный 65-летию Североморска. Журналисты по телефону вели прямые репортажи с места основных праздничных событий (закладка капсулы потомкам, открытие фотопроекта, общегородское шествие, выставка техники, праздничный концерт). За этот радиомарафон коллектив был удостоен благодарности Главы администрации ЗАТО г. Североморск «За активное участие в освещении праздничных мероприятий, посвященных 65 -летнему юбилею Североморска и плодотворное сотрудничество с администрацией ЗАТО г. Североморск». Кроме того, данный радиомарафон был представлен сразу на двух всероссийских конкурсах и был высоко оценен коллегами. I место радиомарафон, посвящённый 65-летнему юбилею Североморска, занял в номинации «Делимся опытом» на Всероссийском фестивале СМИ «Моя провинция» в Костроме. III место радиомарафон получил в Волгограде на Всероссийском радиофестивале «Голос Кавказа» в номинации «Тематическая программа».

Коллектив «Радио-Североморск» много путешествует. В 2016 году журналисты побывали в Болгарии и Дагомысе на фестиваль прессы «Вся Россия». Этими поездками радиоведущие были награждены по итогам костромского фестиваля «Моя провинция».

В течение всего 2016 года журналисты «Радио-Североморск» выпускали в эфир авторские проекты, посвященные 65-летию Североморска:

1. Авторский проект ведущей программ Натальи Ширниной «И камни могут говорить» о зданиях и сооружениях города;

2. Авторский проект ведущей программ Елизаветы Мороз «Голоса твоего города» о людях, прославивших Североморск, и молодом поколении, идущем по их стопам;

3. Авторский проект начальника отдела Варвары Полюшкевич «Так начинался Североморск», об истории возникновения города;

4. Авторский проект руководителя Ксении Селивановой «Прогулки по Североморску» о любимых и значимых местах флотской столицы в жизни известных горожан.

Данные проекты тоже были высоко оценены. Диплом лауреата III степени Всероссийского конкурса СМИ «Патриот России» в номинации «Россия молодая» вручен ведущей программ «Радио-Североморск» Елизавете Мороз за авторский проект, посвященный 65-летию города Североморска, «Голоса твоего города». II место за авторский проект, посвященный 65-летию города Североморска, «И камни могут говорить» вручено ведущей программ Наталье Ширниной по итогам областного журналистского конкурса «Мурман: грани творимой истории».

Коллектив «Радио-Североморск» неоднократно награждался по итогам конкурсов профессионального мастерства среди журналистов. Особенно насыщенным в этом отношении выдался 2016 год. III место в номинации «Моя провинция» всероссийского фестиваля «Моя провинция» вручено начальнику отдела Варваре Полюшкевич за работу «Ваенга. Май 1945». Благодарственное письмо врио командующего Северным флотом Николая Евменова «За активное сотрудничество и профессиональный подход к освещению деятельности сил и войск Северного флота в 2015 году» вручено коллективу «Радио-Североморск». Грамота врио командующего Северным флотом Николая Евменова - руководителю Ксении Селивановой «За оперативную и качественную подготовку информационных материалов о деятельности сил и войск Северного флота в 2015 году и проявленный при этом высокий профессионализм». Победителем флотского этапа Всероссийского фестиваля прессы «МЕДИА-АС-2016» в номинации «Командный голос» за лучшую радиопрограмму о Северном флоте стала руководитель Ксения Селиванова. Весь пьедестал почета областного конкурса на «Лучшее освещение работы органов местного самоуправления Мурманской области в средствах массовой информации» в номинации «Лучший радиосюжет» заняли журналисты «Радио-Североморск». I место у ведущей программ Натальи Ширниной. II место заняла руководитель Ксения Селиванова. III место у ведущей программ Елизаветы Мороз. Дипломом лауреата Всероссийского конкурса «Семья и будущее России» - 2016 в номинации «Радио» за 3 место награждена редакция «Радио-Североморск». Награждение состоялось в Москве. В номинации «Лучшая радиопрограмма (сюжет)» областного конкурса журналистских работ «В фокусе - семья» все призовые места заняли корреспонденты «Радио-Североморск». 1 -е место - начальник отдела Варвара Полюшкевич за сюжет «Родной приемный ребенок». 2-е место - ведущая программ Елизавета Мороз за сюжет «Глава большой семьи». 3-е место - руководитель Ксения Селиванова за сюжет «Молодой отец». По итогам областного журналистского конкурса «Мурман: грани творимой истории» II место в номинации «Лучшая радиопрограмма (сюжет)» вручено начальнику отдела Варваре Полюшкевич за авторский проект «Военные тайны морского дна». Коллектив «Радио-Североморск» отмечен благодарностями председателя Избирательной комиссии Мурманской области и председателя некоммерческой организации «Союз предпринимателей ЗАТО г. Североморск» за совместную работу. По итогам 2016 года за активную работу и творческий подход Благодарственным письмом Главы администрации ЗАТО г. Североморск награждена ведущая программ Наталья Ширнина.

В марте 2016 года коллектив «Радио-Североморск» отметил 5-летний юбилей с момента выхода в эфир на волне 87,5 FM и создания радиостанции «Север-FM».

В апреле-мае 2016 года коллектив «Радио-Североморск» запустил в эфир проект под названием «Бессмертный полк. Радиоверсия». Вместо штандартов с фотографиями рассказы североморцев. В течение 2-х минут горожанам предлагалось рассказать о своих родственниках - участниках Великой Отечественной войны. Проект получил отклик и продолжается в 2017 году.

Благодаря Североморскому радио жители ЗАТО знакомятся с произведениями профессиональных и самодеятельных композиторов творческими коллективами области. В эфире радиостанции организована рубрика "Пиару ради", в которой звучат музыкальные и поэтические композиции местных авторов.

По словам главного редактора радиостанции "Север-FM" функции просвещения соответствуют только пять рубрик из всего многообразия эфирной сетки: "Этот день" (историческая справка о событиях, произошедших и предстоящих в конкретную дату), "Сделано человеком" (информация о новинках в науке, технике, машиностроении и пр.), "Музыка вне времени" (знакомство с классиками, их произведениями и биографией), "Я русский бы выучил" (справки о правилах русского языка, нормах ударений, склонений слов и пр.), "Отдохни" (рубрика о предстоящих культурных событиях в городе и области с их кратким описанием).

К развлекательным программам главный редактор "Север-FM" относит такие рубрики и программы: "Утренник на "Север-FM" (будничная рубрика для детей), "Постскриптум-шоу" (музыкальный чат популярной музыки, новости-утки, розыгрыши призов), "Почта приветов" (смс-чат и музыкальные заявки радиослушателей), "Гороскоп на сегодня", "Привет в обед" (смс-чат и музыкальные заявки радиослушателей), "Народное достояние" (программа о жителях Североморска, добившихся успехов в определенной области), "Утренний разряд" (танцевальные чарты и диджеи со всего мира), "Утренний киносеанс" (программа о кино, розыгрыш билетов в кинотеатр), "Шоу кест" (пятничное вечернее диджей-шоу), "Красный автобус" (программа о Британской музыке), "Огни небольшого города" (развлекательная программа про Североморск), "Женсовет" (программа для женщин), "Среда.Вечер.Ностальжи" и "А зато мы в ЗАТО" (развлекательные музыкальные программы), "Новостюшки от Селивановой Ксюшки" (добрые новости со всего света), "Музыкальные 15-минутки" (музыка разных жанров в лицах).

Таким образом, культурно-просветительская миссия муниципальной радиостанции «Север-FM» заключается в том, чтобы участвовать в пропаганде и распространении культурных ценностей среди жителей ЗАТО Североморск, тем самым способствуя всестороннему развитию слушателя.

Интересно понаблюдать, как радиослушатели оценивают выполнение радиостанцией миссий. На основании нашего электронного опроса (в нем приняло участие за период с 22 марта 2017 года по 30 июля 2017 95 респондентов) мы пришли к следующим интересным выводам:

1. радиостанция выполняет информационную и развлекательную функции, в то время как образовательную не выполняет совсем;

2. культурно-просветительского контента в работе радиостанции достаточно.

Результаты опроса показаны на диаграммах.

■ информационного

■ развлекательного

■ пропагандистского

■ культурно-просветительского

■ образовательного

Рисунок 1. Диаграмма распределения ответов на вопрос "Какого контента на Севером больше?"

Респондентам предлагалось выбрать только один вариант.

1

1%

2 3

10

19%%

9

16%%

8

9%%

Рисунок 2. Диаграмма распределения ответов на вопрос "Достаточно ли, по-вашему мнению, культурно-

просветительского контента в эфире Север-FM?"

Здесь при выборе ответа "10" респондент подтверждал, что очень много, а при выборе ответа "1" подтверждал, что совсем не хватает.

Просматривается интересная тенденция: респонденты указывают, что образовательный контент полностью отсутствует, только 6% подтверждают, что культурно-просветительского контекта в эфире больше всего, и при этом 61% респондентов отметили пункты 7 и выше при ответе на вопрос "Достаточно ли культурно-просветительского контента?".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ещё один интересный аспект можно отметить при анализе анкет: уровень жизни населения и нерешенность бытовых вопросов заставляет их, отвечая на вопрос о культуре, писать в графу о недостаточной освещенности городских проблем, кроме того, для улучшения культурно-просветительского аспекта они предлагают либо сменить музыкальный формат радиостанции, либо убрать "лишние песни". Так, на 13 вопрос анкеты ("Что бы вы предложили сами для улучшения работы радио в культурно-просветительском аспекте?") респондентам предлагалось самостоятельно вписать свой ответ в поле. Ответы получились самыми разнообразными, но самыми частными среди них были:

1. "больше освещения тем", "больше честной политики", "меньше восхвалять городских "царьков"" - 7 респондентов;

2. "инфо для автолюбителей" - 4 респондента;

3. "поменять музыкальный формат", "больше музыки, меньше разговоров" - 10 респондентов.

Другие либо ставили прочерки, либо писали, что "все устраивает и так". Только один респондент

предложил говорить о "новостях из мира науки и техники".

Интересно ещё и то, что только 8% респондентов отметили преобладание пропагандистского контента в работе радиостанции, в то время как 11% предложили при ответе на 13 вопрос "честно освещать деятельность властей".

В качестве вывода хотелось бы отметить, что в ответах респондентов, а также в оценке деятельности радиостанции редактором, найдены противоречия. Для того, чтобы уточнить или исключить их, в дальнейшем мы дополним анкету уточняющими определениями, дабы минимизировать неточность в понимании понятий; добавим вопросы, относящиеся к социальной тематике. Далее мы планируем развить исследование в рамках гипотезы: уровень жизни населения на прямую связан с его информационными потребностями.

1. Арбатская Е.О. Концепции современных СМИ [Текст] : конспекты лекций для студентов направления «Журналистика» : утв. 12.09.12 / Арбатская Елена Оттовна. - Издательство Тюменского государственного университета, 2012. - 29 с.

2. Вакку Г. В. История чувашского радиовещания [Текст]: учебное пособие / Г. В. Вакку. — Чебоксары : Изд-во ЧГУ, 2002 . — 108 с.

3. Википедия [Электронный ресурс]: электронная энциклопедия. URL: Шр8://ги.-тк1ре&а.о^М1к1/Концепция (дата обращения: 04.12.2016).

4. Галанова Г. Э. Культурология [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / Гульнара Эдуардовна Галанова; М-во образования Рос. Федерации. Ин-т экономики, упр. и права (г. Казань). - Казань : Таглимат, 2003 (Тип. "Таглимат" ИЭУП). - 98 с.

Список используемой литературы:

5. Гатов В.В. Мысли о медиапроектах. Для студентов и интересующихся // POSTJOURNALIST.RU: всерос. портал для журналистов. URL: http://postjournaüstru/?p=165 (дата обращения 23.12.16).

6. Почему использование спамерских техник является синонимом непрофессионализма // IDEABLOG.RU : всерос. виртуал. портал. URL: http://ideablog.ru/2010/09/vedomosti/ (дата обращения 20.12.16)

7. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики [Текст]: учеб.для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Е.П. Прохоров. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003. - 353 с.

8. Сенкевич М. П. Культура радио- и телевизионной речи [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / М. П. Сенкевич. - М. : Высш. шк., 1997. - 96 с.

9. Факультет журналистики МГУ [Электронный ресурс]: электронный сайт. URL: http://www.journ.msu.ru/study/handouts/do/(дата обращения: 04.12.2016).

10. Шерель А. А. Радиожурналистика [Текст]: учеб.для студентов вузов / А. А. Шерель. — М.: Изд-во МГУ, 2000. — 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.