Научная статья на тему 'Концептуальные особенности становления негосударственного радиовещания как сегмента СМИ рт'

Концептуальные особенности становления негосударственного радиовещания как сегмента СМИ рт Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
89
15
Поделиться
Ключевые слова
РАДИО / СЕГМЕНТ / СМИ / ФОРМА / ВЕЩАНИЯ / СТРУКТУРА / ПРОГРАММА / RADIO / SEGMENT / MEDIA / FORM / BROADCAST / STRUCTURE / PROGRAM

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Кадамов Акмал Мукарамович

В статье автором подвергнуты анализу концептуальные особенности становления негосударственного радиовещания как сегмента СМИ. А также осуществлены отличительные черты негосударственного радио от государственного. Однако необходимо констатировать, что негосударственное радио имеет свои отличительные от государственного радио типологические особенности становления и развития, которые до сегодняшнего дня не привлекли должного внимания отечественных теоретиков журналистики для всестороннего изучения и анализа. Также не исследованы условия функционирования, организационная структура,принципы творческой деятельности и эволюция жанровых форм, характерных для негосударственного радио Таджикистана. Выше сказанное определяет проблемное поле и актуальность выбранного автором исследования. Предполагается на основе анализа особенностей становления негосударственного радио проследить позитивные и негативные тенденции, научно осмыслить творческую природу и проанализировать состояние современного частного радиорынка республики. Все эти проблемы нашли свое отражение в данной статье автора.

Похожие темы научных работ по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации , автор научной работы — Кадамов Акмал Мукарамович,

Conceptual Peculiarities of the Formation of Non-Governmental Radio Broadcasting Segment Media RT

In the article the author analyzed conceptual features of formation of non-state radio as the media segment. And also carried the distinctive features of the non-state radio from the state. However, it must be stated that non-state radio has its own distinctive from public radio typological features of formation and development, which until today has not attracted enough attention to domestic theorists of journalism for a comprehensive study and analysis. Also not investigated the conditions of operation, organizational structure, the principles of creative activity and the evolution of the genre forms, typical for non-state radio Tajikistan. The above mentioned determines the problem field and the relevance of the chosen author of the study. It is assumed on the basis of the analysis of features of formation of non-state radio to track the positive and negative trends, research to understand and analyze the creative nature of the modern state of the private radio market of the republic. All these problems are reflected in this article the author.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Концептуальные особенности становления негосударственного радиовещания как сегмента СМИ рт»

10.01.10.ЖУРНАЛИСТИКА 10.01.10..ГОиК^Ы8Т

УДК 379.8 А.М.КАДАМОВ

ББК 76.31

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ КАК СЕГМЕНТА СМИ РТ

В начале 90-х гг. процессы общественной трансформации, происходившие в Таджикистане, привели к ликвидации государственной монополии на СМИ и обусловили развитие системы СМИ на основе принципа демократии и плюрализма. Таджикское общество, осуществляя политические и социально-экономические перемены, остро нуждалось в современной информационной среде. Демократические преобразования были невозможны без актуальной, содержательной и независимой информации об общественной и политической жизни. Особую роль в период трансформации политического режима сыграли созданные различными политическими силами новые СМИ, составившие основу оппозиционной (политической), частной и независимой прессы.

Если раньше отечественное радио, находясь в системе СМИ и пропаганды, было жестко ориентировано на решение поставленных партией задач, таких, как воспитание нового человека, переустройство мира в рамках идей марксизма - ленинизма и то прочее, то теперь перед таджикской радиожурналистикой вырисовывался комплекс совершенно иных задач, для решения которых накопленного опыта было недостаточно. Смена функциональной парадигмы, определяющей в журналистике весь процесс работы и достижения конечного результата, оказала большое влияние на трансформацию форм, жанров, систему общения со слушателями.Однако начальный этап становления и развития негосударственного радиовещания, как и всего комплекса средств массовой информации, сопровождался множеством критических ситуаций, изменений и преобразований, о неоднозначности которых свидетельствуют события периода 90-х, и роли отечественных СМИ в этих процессах.Это было время двоевластия и противостояния, в котором на одном полюсе находились защитники конституционного строя, на другом -оппозиция. Состояние двоевластия прямым образом сказалось и на радиовещании, которое в своих передачах о событиях в стране,находившейся в преддверии гражданской войны, трактовало их по-своему, делило народ на группы.В информациях, политических, экономических, литературно-культурных передачах при любом удобном случае критиковали и осуждали политику государства (3,4).В условиях жесткого противостояния власти и СМИ наметилась регрессивная тенденция сокращения журналистских кадров, связанная как с оттоком русскоязычных специалистов, так и вынужденным отъездом нового поколения журналистов, оппозиционно настроенных по отношению к власти. Кроме того, на фоне гражданского противостояния, фактически в условиях ведения боевых действий, экономика страны оказалась в состоянии стагнации, поэтому о развитии индустрии сервиса в РТ, к которой негосударственное радиовещание имеет самое тесное отношение, не могло быть и речи.

В отличие от РТ, в ведущих государствах мира экономическая основа коммерческих радиостанций зиждилась на частных инвестициях.Большую роль в финансировании новых негосударственных радиостанций(далее НГР), как правило, играл ее учредитель, хотя бы на первом этапе. Правда, нередки были случаи, когда учредитель был всего лишь «доверенным лицом» настоящего инвестора-владельца.Для большей стабильности коммерческие радиостанции старались иметь нескольких учредителей. К примеру, на первом этапе соучредителями большинства первых российских коммерческих УКВ-и FM-станций являлись совместные предприятия, владельцами которые были российские и западные инвесторы(5, 245).В США становление экономических основ негосударственного радиовещания началось одновременно с развитием радио в начале 20-х гг. прошлого века, и предполагало создание массовой аудитории и прямое извлечение прибыли из продажи эфира под рекламу. В этот период развитие коммерческого радио в США пошло по пути создания общенациональных сетей, предлагавших широкой аудитории и развлекательные, и информационные программы(1,217).Не имея твердой экономической платформы, при отсутствии законодательной базы, гарантирующей стабильное развитие крупного и среднего предпринимательства, невысоком уровне технических средств связи, в условиях острой дестабилизации общественно-политической ситуации,

НОМАИ ДОНППП ОХ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC \OTKS» № 4(49) 2016

негосударственное радио в первые годы построения суверенитета могло заявить о себе лишь как фрагментарное, стихийное и крайне неустойчивое явление только формирующегося информационного рынка Таджикистана.Поэтому первые годы построения суверенитета только предопределили в общих чертах концепцию развития негосударственного радиовещания, и если говорить о первопроходцах в деле освоения неизведанных просторов частного сектора, то пальма первенства в этом деле принадлежала многочисленным печатным изданиям.

Одним из первых образцов негосударственного радиовещания можно назвать оппозиционную радиостанцию «Голос Свободного Таджикистана», впервые вышедшую в эфир 14 сентября 1993 г. В период гражданской войны она была одним из основных альтернативных источников информации для населения Таджикистана. По поводу ее появления газета «Чароги руз» сообщала:«...Есть маленькая радиостанция, которая работает на дизеле, - четыре раза в день ведутся передачи на русском и таджикском языках (новости, об истории, о религии, для детей, отдельно для женщин). Это радио (в результате некоторых технических хитростей) можно поймать и в Таджикистане, и в Узбекистане» (2).«Голосе Свободного Таджикистана» сложно говорить как о «классической» модели негосударственного радиовещания. Тем не менее, данная радиостанция, работающая на дизеле, размещенная в глинобитном строении, «вычеркнутая» официальной властью из информационного пространства своей страны обнаруживает характерные типологические особенности, отличительные от государственных радиостанций. Прежде всего, это форма собственности - частная, формат станции, форматирование и связанное с ним программирование вещания, ориентированность на целевые аудитории, новый контент (музыка, информация, разговорные формы) и жанры программ, специфика работы ведущего в прямом эфире и др. В условиях экономической стагнации, дефицита продуктов питания и промышленных товаров, отсутствия социальной защищенности, на фоне межнационального конфликта, стало очевидно, что аудитория, разочарованная в способности власти решить проблему стабилизации жизни страны, испытывает острую потребность в медиа-контенте развлекательного характера. На первых порах отечественный радиослушатель мог удовлетворить свои эстетические запросы, слушая российские коммерческие радиостанции, ретранслируемые, в основном, в столице и ее пригородах.Так, в период 90-х гг. на местных FM-диапазонах звучали такие крупные и популярные в России радиостанции, как «Русское Радио», «Радио России-Ностальжи», «Радио ретро», «Динамитам», «Авторадио», «Хит^М», «Радио-Арсенал».В целях удовлетворения эстетических и информационных запросов народа и требований слушателей в 1992-1999 годах на радио Таджикистана были учреждены два новых канала «Пайки Аджам» («Вестник Аджама») и прямой «Садои Душанбе» («Голос Душанбе»).«Садои Душанбе» стал одним из первых каналов, подготовивших почву для открытия НГР. Примечательной особенностью «Садои Душанбе» являлось гибкое сочетание социально-информационной и музыкально-развлекательной направленности, вследствие чего, за очень короткое время канал приобрел большую популярность среди отечественных радиослушателей всех возрастов и социальных групп.С выходом в прямой эфир программ «Садои Душанбе» значительная часть молодежи стала меньше уделять внимания другим радиостанциям. Этот факт, по мнению С.Ходжазода, связан, «прежде всего, со злободневностью поднимаемых тем и, не в последнюю очередь, новаторским подходом, применяемым на радио «Садои Душанбе» (4,203).В первые годы функционирования радио «Садои Душанбе» широкое распространение получили различные развлекательно-познавательные передачи, поскольку в тот период времени подобные программы были широко востребованы обществом. Кроме того, находила активное применение практика организации прямых телефонных бесед с ответственными работниками министерств, комитетов, государственных учреждений, что стало одним из преимуществ «Садои Душанбе» перед другими радиостанциями. Таким образом, радиоканал практически наметил основные направления будущего негосу-дарственного вещания по форме, своим концепциям, типам структурирования эфирного времени и способам контакта с аудиторией.Можно сказать, что с появлением в 1999 г. радиоканала «Садои Душанбе» отечественное радиовещание вступило в новую фазу своего развития - в русло негосударственного вещания. Спустя всего лишь два года, 1.03.2001г. в г. Худжанд Согдийской области была создана первая независимая радиостанция, вещающая на FM - частоте,«Тироз».

Вслед за «Тирозом» в 2002 г. в Душанбе появился ряд НГР которые заметно изменили информационный рынок и разнообразили медиа- ландшафт электронных СМИ страны. 9.09.2002 г. крупнейшей медиа-группой Республики Таджикистан «Азией-Плюс» была создана первая столичная независимая FM-радиостанция Радио «ASIA-Plus».Второй после «Азией-Плюс» радиостанцией,начавшей вещание в FM диапазоне в столице, стало Радио «Азия^М», которое в

НОМАИ ДОНИШГОХ* УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» 8С1Е^ШС ШТЕ8» № 4(49) 2016

2008 году было перезапущено под новым названием и в новом формате - «АFM». В августе 2002 года получила лицензию на вещание и 7.05.2003 года на частоте 106 FM вышло в эфир первое столичное круглосуточное FM-радио с патриотичным названием «Ватан». 15.09.2004 года на частоте 103 FМ впервые вышла в эфир радиостанция «Ориёно», созданная по инициативе крупного медиа-холдинга «Ориёно-Медиа», известного своими амбициозными и качественными проектами на рынке медиа. Спустя три года, в августе 2007 года ООО «Ориёно медиа» реализовало еще один проект, создав первую национальную независимую радиостанцию, вещающую на таджикском языке, «Имруз».

К 2004 - 2007 годам государственные радиостанции окончательно утратили монополию на радиорынке по причине того, что многие их работники, возглавлявшие авангард профессиональных радиожурналистов нового поколения, сочли более перспективным продолжить деятельность на радиостанциях с частной формой собственности. К примеру, «Садои Душанбе» стал «стартовой площадкой» для широко известной отечественной журналистки Наргиз Касымовой, творческая карьера которой в дальнейшем складывалась в кругу коллективов радиостанций «Ватан» и «Русское радио Ориёно», а на сегодняшний день успешно развивается на поприще тележурналистики. Опыт, приобретенный журналистами на государственных и республиканских каналах, сыграл решающую роль, когда новые радиостанции вышли в «свободное плавание» на просторы информационного рынка РТ и столкнулись с проблемами конкуренции, необходимостью удержания рейтингов, борьбой за аудиторию в условиях стратегии рыночной сегментации.

С утратой монополии государства в сфере СМИ первостепенное значение приобрел вопрос изучения аудитории. На примере канала «Садои Душанбе» стало очевидно, что слушатели стали воздействовать на структуру и характер вещания. Это было новым явлением в свободной радиожурналистике.Однако это вовсе не означало, что лучший способ привлечения слушателей-проигрывание в эфире музыкальных композиций разных стилей и направлений. Именно здесь сходятся две ведущие линии радиожурналистики: собственно функциональная -определяемая вещателями, и базирующаяся на представлениях об аудитории, и непосредственно аудиторная, идущая от интересов, ожиданий и запросов тех, для кого предназначены передачи в эфире. Так, вопрос изучение аудитории предопределил важность другой задачи-разработку основных принципов и параметров вещания, то есть определение концепции работы радиостанции на основе выбора формата.

Другой, совершено новой составляющей радиоэфира суверенной РТ,стала реклама. Государство, в период реформирования прежней структуры СМИ,практически лишило печатные и электронные масс-медиа финансирования(за исключением тех, которые при-надлежали государству).Тем самым, государство отправило многие вещательные теле-радиоорганизации в свободное, стихийное плавание, толкая их в «объятия» рекламодателей, поскольку это был единственный реальный путь финансового самообеспечения. Это было началом капитализации радиовещания-процесса,обусловленного бурным расцветом эконо-мических отношений, которые затронули СМИ не в меньшей степени, чем другие отрасли страны.Таким образом, с достижением стабилизации в общественно-политической обста-новке внутри РТ, вывода ее из экономического тупика, развитием приемлемой законо-дательной базы и достижением компромисса во взаимо-отношениях власти и СМИ, в РТ сложились основные условия, необходимые для развития негосударственного радио-вещания.В кратчайшие исторические сроки сформировался постоянно растущий радио-рынок, появились негосударственные радиостанции: «Азия-плюс», «Ватан», «AFM», «Тироз», «Ориено», «Имруз», посредством которых республика приступила к стремительному освоению информационного пространства на коммерческой основе.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Вартанова,Е.Л.Медиаэкономика зарубежных стран/Е.Л.Вартанова.-М., 2003.-336с.

2.Мусалли, Ф. Голос свободных /Ф.Мусалли // Чароги руз.- 1994.- №4 (76).

3.Ходжазод, С. Радио Таджикистана в годы независимости//Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд.

филолог. наук/С.Ходжазод. - Душанбе, 2009. - 28 с.

4.Ходжазод,С.Роль радио«Таджикистан» в формировании общественного мнения в период

независимости/С.Ходжазод//Дисс.на соиск.уч.ст.канд.филолог.наук.-Душанбе, 2015.-311 с.

5.Чаткина,М.Г.Концептуальные особенности коммерческого радиовещания как сегмента

СМИ/М.Г.Чаткина //Вестник Челябинского государственного университета. Филология.

Искусствоведение.- 2013.- № 22 (313).-С.243-249.

НОМАИ ДОНППП ОХ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES* № 4(49) 2016

REFERENCES:

1. Vartanova,E.L.Mediaekonomika foreign countries/E.L.Vartanova.-M.,2003.-336 p.

2. Moussalli, F. Voice available / F. Moussalli // Charoghi Ruz.- 1994.- №4 (76).

3. Hodzhazod, S. Tajik Radio in the years of independence // Abstract. Diss. on soisk. Ouch. Art. cand. philologist. Sciences/ S. Hodzhazod. - Dushanbe, 2009. - 28 p.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Hodzhazod, S. role of radio "Tajikistan" in shaping public opinion at the time of independence/ S.Hodzhazod// Diss. on soisk. Ouch. Art. cand. philologist. Sciences. - Dushanbe, 2015. - 311 p.

5. Chatkina,M.G.conceptual features of commercial broadcasting media as a segment/ M.G.Chatkina // Herald of Chelyabinsk State University. Philology. Arts. Vol. 81.- 2013. - № 22 (313).- P. 243-249.

Концептуальные особенности становления негосударственного радиовещания как сегмента СМИ РТ

Ключевые слова: радио, сегмент, СМИ, форма, вещания, структура, программа.

В статье автором подвергнуты анализу концептуальные особенности становления негосударственного радиовещания как сегмента СМИ. А также осуществлены отличительные черты негосударственного радио от государственного. Однако необходимо констатировать, что негосударственное радио имеет свои отличительные от государственного радио типологические особенности становления и развития, которые до сегодняшнего дня не привлекли должного внимания отечественных теоретиков журналистики для всестороннего изучения и анализа. Также не исследованы условия функционирования, организационная структура,принципы творческой деятельности и эволюция жанровых форм, характерных для негосударственного радио Таджикистана. Выше сказанное определяет проблемное поле и актуальность выбранного автором исследования. Предполагается на основе анализа особенностей становления негосударственного радио проследить позитивные и негативные тенденции, научно осмыслить творческую природу и проанализировать состояние современного частного радиорынка республики. Все эти проблемы нашли свое отражение в данной статье автора.

Conceptual Peculiarities of the Formation of Non-Governmental Radio Broadcasting Segment Media RT

Keywords: radio, segment, media, form, broadcast, structure, program.

In the article the author analyzed conceptual features of formation of non-state radio as the media segment. And also carried the distinctive features of the non-state radio from the state. However, it must be stated that non-state radio has its own distinctive from public radio typological features of formation and development, which until today has not attracted enough attention to domestic theorists of journalism for a comprehensive study and analysis. Also not investigated the conditions of operation, organizational structure, the principles of creative activity and the evolution of the genre forms, typical for non-state radio Tajikistan. The above mentioned determines the problem field and the relevance of the chosen author of the study. It is assumed on the basis of the analysis of features of formation of nonstate radio to track the positive and negative trends, research to understand and analyze the creative nature of the modern state of the private radio market of the republic. All these problems are reflected in this article the author.

Сведения об авторе:

Кадамов Акмал Мукарамович соискатель кафедры печатных СМИ и PR Российско-

Таджикского (славянского) университета (Республика Таджикистан, Душанбе), E-mail: kadamov@mail.ru

Information about the author:

Kadamоv Akmal Mukaramovich, aspiring degree candidate of the department of print media and PR under the Russian-Tajik (Slavonic) Universit (Republic of Tajikistan, Dushanbe),E-mail: kadamov@mail. ru