Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ИНФЛЯЦИОННЫХ ОЖИДАНИЙ ДОМОХОЗЯЙСТВ НА ОСНОВЕ ОПРОСА РАНХиГС'

ОЦЕНКА ИНФЛЯЦИОННЫХ ОЖИДАНИЙ ДОМОХОЗЯЙСТВ НА ОСНОВЕ ОПРОСА РАНХиГС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфляционные ожидания / социологические опросы населения / инфляция / монетарная политика / inflation expectations / public opinion polls / inflation / monetary policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрий Перевышин

В статье представлена методика проведения опроса домохозяйств об ожидаемом и воспринимаемом изменении общего уровня цен, проведенного в РАНХиГС. Приведены результаты первой волны опроса и их сравнение с опросами Фонда общественного мнения и Росстата. Выявлены особенности воспринимаемого и ожидаемого российскими домохозяйствами изменения цен. Сформулированы вопросы, требующие дальнейшего обсуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of Household Inflation Expectations Based on the RANEPA Survey

The paper presents the methodology for conducting a survey of households on the expected and perceived inflation conducted by the RANEPA. We discuss the results of the first wave of our survey and compare these with the surveys of the Public Opinion Foundation and Rosstat is given. We identify features of perceived and expected changes in prices by Russian households, and formulate issues that require further discussion.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ИНФЛЯЦИОННЫХ ОЖИДАНИЙ ДОМОХОЗЯЙСТВ НА ОСНОВЕ ОПРОСА РАНХиГС»

Социальная сфера

ОЦЕНКА ИНФЛЯЦИОННЫХ ОЖИДАНИИ ДОМОХОЗЯИСТВ НА ОСНОВЕ ОПРОСА РАНХиГС

Юрий ПЕРЕВЫШИН

Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. E-mail: [email protected]

В статье представлена методика проведения опроса домохозяйств об ожидаемом и воспринимаемом изменении общего уровня цен, проведенного в РАНХиГС. Приведены результаты первой волны опроса и их сравнение с опросами Фонда общественного мнения и Росстата. Выявлены особенности воспринимаемого и ожидаемого российскими домохозяйствами изменения цен. Сформулированы вопросы, требующие дальнейшего обсуждения.

Ключевые слова: инфляционные ожидания, социологические опросы населения, инфляция, монетарная политика.

Российские монетарные власти при проведении денежно-кредитной политики в текущих условиях уделяют большое внимание инфляционным ожиданиям домохозяйств, фирм, профессиональных участников фондового рынка1. Связано это с тем, что инфляционные ожидания, согласно теоретическим концепциям, являются важным фактором инфляции и выпуска2.

Проблема получения такой информации заключается в том, что инфляционные ожидания домохозяйств являются ненаблюдаемой величиной. Для получения их количественных оценок, как правило, проводятся опросы населения. Информацию об инфляционных ожиданиях домохозяйств в российской экономике раньше можно было получить из двух источников:

• обследования потребительских ожиданий

населения, проводимого Росстатом3;

• опросов Фонда общественного мнения

(ФОМ) по заказу Банка России4.

Краткий обзор методик российских и зарубежных опросов населения об ожидаемом изменении цен

Росстат проводит свои обследования на ежеквартальной основе начиная с четвертого квартала 1998 г. (Соответствующий вопрос и варианты ответа на него приведены в табл. 1.) Используя балансовый метод, Росстат предоставляет информацию о динамике ожидаемого изменения цен, но не приводит количественную оценку ожидаемой инфляции.

Фонд общественного мнения с апреля 2014 г. проводит опросы на ежемесячной основе (до этого они проводились нерегулярно; на сайте Банка России имеется развернутая информация об опросах начиная с сентября 2013 г.)5. Респондентам задается ряд вопросов об ожидаемой динамике цен, предполагающих качественные и количественные варианты ответа. На основе количественных ответов рассчитывается медиана вариационного ряда, которая используется в качестве показателя инфляционных

1 URL: https://www.cbr.ru/press/st/2018-09-14/

2 Pfajfar D., Zakelj B. Inflation expectations and monetary policy design: Evidence from the laboratory // Macroeconomic Dynamics. Vol. 22. Issue 4. June 2018. Pp. 1035-1075.

3 URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/murov8.htm

4 URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/17324/FOM_meth.pdf

5 URL: https://www.cbr.ru/DKP/infl/

ожиданий. В отчетах Банка России это значение называется «оценка ООО "инФОМ"»6. Однако ЦБ РФ приводит еще и собственную оценку инфляционных ожиданий на основе не количественных, а качественных вариантов ответа до-мохозяйств с использованием вероятностного метода квантификации7.

В табл. 1 представлены краткие характеристики особенностей опросов населения, проводимых в России и зарубежных странах.

Однако опросы российских домохозяйств об ожидаемом изменении цен не лишены недостатков: в опросах Росстата - это симметрия ответов относительно нулевой ожидаемой инфляции. В большинстве развитых стран от такой структуры отказались, оставив по одному варианту для ожиданий снижения цен и нулевой инфляции.

Результаты опросов ФОМ доступны экспертному сообществу только в агрегированном виде (при этом из ежемесячных отчетов невозможно восстановить доли тех респондентов, которые выбрали снижение и неизменность цен). В подробных отчетах округление проводится до целых, поэтому зачастую доля тех, кто ожидает снижения цен, принимается равной 0%, что создает трудности при реализации вероятностного метода. Помимо этого Банк России проводит корректировку выборки на состоятельность, что вызывает потерю до 40% наблюдений. Наконец, отсутствует оценка инфляционных ожиданий домохозяйств на среднесрочный период (3-5 лет)8.

Методика опроса РАНХиГС об инфляционных ожиданиях населения

В намерении устранить выявленные недостатки в РАНХиГС был проведен собственный опрос домохозяйств с целью оценки их инфля-

ционных ожиданий. Опрос проводился в июне 2018 г. в виде телефонного интервью. Было опрошено 1200 человек из разных регионов РФ. Объем выборки обеспечивал репрезентативность на уровне РФ в целом.

Формулировка вопросов в основном повторяла ту, что используется Мичиганским университетом в США9. Вопросы были разделены на три блока:

• о воспринимаемом изменении цен за прошлые 12 месяцев;

• об ожидаемом изменении цен в следующие 12 месяцев;

• об ожидаемом изменении цен в следующие 3 года.

В каждом блоке респондентам сначала задавался вопрос, предполагающий качественный вариант ответа, затем, если был выбран ответ об изменении цен, предлагалось дать количественную характеристику этого изменения. Схема и формулировки вопросов для блока об ожидаемом в следующие 12 месяцев изменении цен представлены на рис. 1.

По такой схеме задавались вопросы из каждого блока. В случае, когда задавался вопрос об изменении цен, ожидаемом в течение следующих 3-х лет, уточнялось, что имеет в виду респондент, давший количественную характеристику: изменение в среднем за год или изменение, накопленное за 3 года.

Результаты опроса РАНХиГС об инфляционных ожиданиях населения

На качественный вопрос из первого блока (о воспринимаемом изменении цен за прошедший год) 88% домохозяйств дали ответ, что «цены выросли», 10% - что «цены не изменились»10, 5 респондентов (0%) выбрали ответ

6 URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7492/Infl_exp_18-09.pdf

7 Хазанов А.А. О квантификации инфляционных ожиданий Банком России // Деньги и кредит. 2015. № 3. С. 59—63.

8 ФОМ задает вопрос о том, сможет ли ЦБ РФ удержать инфляцию на уровне 4% в год в среднесрочной перспективе (3 года), но не приводит количественных оценок среднесрочных инфляционных ожиданий.

9 URL: https://data.sca.isr.umich.edu/fetchdoc.php?docid=24776 (вопросы A-12 и А-13).

10 Каждому, кто выбрал ответ «Цены не изменились», задавался дополнительный вопрос: «Это означает, что Вы считаете, что цены росли тем же темпом, что и раньше, или что цены в целом не менялись за прошедшие 12 месяцев?» Из 119 респондентов 63 подтвердили, что цены, по их мнению, не менялись, а 56 сказали, что они росли тем же темпом, что и раньше.

et о

О) А

о о

n

А

о

>

LU

О П

п

о

Таблица 1

Опросы домохозяйств об инфляционных ожиданиях в России и зарубежных странах

Страна Организация Вопрос Метод Частота

США University of Michigan 1. В течение следующих 12 месяцев цены: а) снизятся, б) не изменятся, в) вырастут? 2. На сколько процентов вырастут/снизятся цены в следующие 12 месяцев? Медианное значение М, Q,Y

Австралия Melbourne Institute of Applied Economic & Social Research 1. Как изменятся цены в следующие 12 месяцев: а) упадут, б) останутся на том же уровне,в)увеличатся? 2. На сколько процентов увеличатся цены в следующие 12 месяцев: от 1 % до 10% с шагом в 1 %? 30%-ное усеченное среднее М

Япония Monthly Consumer Confidence Survey 1. В течение следующих 12 месяцев цены: а) снизятся; б) не изменятся; в) вырастут? 2. Упадут больше, чем на 5%; снизятся на 2-5%; снизятся меньше, чем на 2%; не изменятся; вырастут меньше, чем на 2%; вырастут на 2-5%; вырастут больше, чем на5%? Медианные и средние значения М

ЕС и еврозона (общий и страны) European Commission 1. По сравнению с предыдущими 12 месяцами потребительские цены в следующие 12 месяцев, по вашему мнению, будут: а) падать, б) не изменятся, в) расти меньшим темпом, г) расти таким же темпом, д) расти быстрее? 2. На сколько процентов изменятся потребительские цены в следующие 12 месяцев? Балансовый М

Польша Central Statistical Office По сравнению с прошлыми 12 месяцами как изменятся цены в следующие 12 месяцев: а) снизятся, б) не изменятся, в) будут расти медленнее, г) будут расти также, д) будут расти быстрее? Балансовый М

Швейцария State Secretariat for Economic Affairs Как, по вашему мнению, изменятся цены в следующие 12 месяцев: а) значительно понизятся, б) незначительно понизятся, в) не изменятся, г) незначительно повысятся, д) значительно повысятся? Балансовый Q

Россия Росстат С вашей точки зрения, в течение года цены на основные товары и услуги: а) значительно снизятся, б) незначительно снизятся, в) останутся на прежнем уровне, г) незначительно возрастут, д) значительно возрастут? Балансовый Q с IV. 1998

ФОМ Как, по вашему мнению, в целом будут меняться цены в следующие 12 месяцев (год): а) снизятся, б) не изменятся, в) будут расти медленнее, г) будут расти также, как и сейчас, д) будут расти быстрее, чем сейчас? 2. На сколько именно, по вашему мнению, вырастут цены в следующие 12 месяцев: 11 вариантов ответа от менее 2% до более 51 % Медианные оценки и вероятностный метод М с 04.2014

Канада Bank of Canada В следующие 12 месяцев темп инфляции составит _%. Как вы думаете, в каком диапазоне будет находиться инфляция в следующем году (от -12% до 12% с шагом 2%)? Медианные значения Q

Новая Зеландия UMR Research 1. Инфляция в следующие 12 месяцев: а) снизится, б) не изменится, в) повысится? 2. Какой будет инфляция в следующие 12 месяцев? Балансовый Медианные значения Q

Примечание. М, 0,У- месячная, квартальная и годовая частота опросов соответственно. Источник: составлено автором на основе данных официальных сайтов организаций, проводивших опросы.

о а

I

о

«цены снизились» и 2% затруднились с ответом. Распределение ответов на количественный вопрос о воспринимаемом домохозяй-ствами изменении цен за прошедшие 12 месяцев представлено на рис. 211.

Из рис. 2 следует, что при отсутствии вариантов ответа в виде интервалов респонденты склонны округлять воспринимаемое изменение цен с точностью до 5% («магия» круглых чисел!). Наиболее часто встречающийся ответ в выборке (мода) - это 10%-ный рост общего уровня цен за период с июня 2017 г. по июнь 2018 г. 12, среднее значение - 18,4%, медиана - 15%. (См. табл. 2.)

На второй блок вопросов об ожидаемом в течение следующих 12 месяцев изменении цен ответы респондентов распределились следующим образом: 82% ожидают роста цен, 2% (22 респондента) - снижения, 11% считают, что цены не изменятся13, и 5% затруднились с ответом. Распределение ответов на количественный вопрос об ожидаемом домохозяйствами в течение следующих 12 месяцев изменении цен представлено на рис. 3. Характеристики выборки приведены в табл. 2. В частности, из нее следует, что медианное значение ожидаемой через год инфляции на основе опроса РАНХиГС почти

Рис. 1. Схема вопросов в блоке анкеты

В2. Как Вы думаете, в течение следующих 12 месяцев цены в целом (на продовольственные и непродовольственные товары, а также услуги) будут: а) расти, б) снижаться, в) останутся на текущем уровне?

1. Вырастут

2. Снизятся

3. Останутся на текущем уровне

4. Затрудняюсь ответить

В2а. Это означает, что Вы считаете, что цены будут расти тем же темпом, что и сейчас, или что цены в целом не будут расти в следующие 12 месяцев?

5. Будут расти тем же темпом

6. Не будут расти Следующий вопрос

В2б. Согласно Вашим ожиданиям, на сколько процентов в среднем вырастут/снизятся цены в следующие 12 месяцев?

7. На

8. Затрудняюсь ответить

В2в. (После ответа «не знаю/затрудняюсь ответить» используйте следующую формулировку вопроса)

На сколько рублей вырастут/снизятся в следующие 12 месяцев цены на товар, который сейчас стоит 100 рублей?

9. Затрудняюсь ответить

Источник: составлено автором на основе: https://data.sca.isr.umich.edu/fetchdoc.php7docicN24776

11 Из 5 респондентов, утверждавших, что цены снизились, 4 дали количественную характеристику; из 1055 домохозяйств, ощутивших рост цен, 793 дали количественную характеристику.

12 Отметим, что за этот же период, согласно данным Росстата, потребительская инфляция в целом по РФ составила 2,3%.

13 На уточняющий вопрос 73 респондента подтвердили, что, по их мнению, цены не будут меняться, а 60 ответили, что имели в виду тот же самый темп роста цен.

Рис. 2. Распределение ответов на количественный вопрос о воспринимаемом изменении цен

200

150

100

50

85

30

12 12

15 П 9 m 14

lll-ll

18 I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 1

24

1 1 ^ |~| 1 1

23

.1

1

113 2

1 1

Воспринимаемое изменение цен, в

Источник построено автором на основе опроса РАНХиГС.

Таблица 2

Характеристики воспринимаемой и ожидаемой домохозяйствами инфляции

Показатель Опрос РАНХиГС Опрос ФОМ*

к' Tte12 71°

Среднее 18,4 15,1 13,4

Медиана 15 10 10 10,6 9,8

Мода 10 10 10

Стандартное отклонение 18,1 19,7 22,6

* - Из отчета ЦБ РФ за июнь 2018 г. URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/6684/lnfl_exp_18-06.pdf Примечание. лр - воспринимаемое за прошлые 12 месяцев изменение цен; я"12- ж'зв - ожидаемое в следующие 12 и 36 месяцев (в годовом выражении) изменение цен. Источник: рассчитано автором на основе опроса РАНХиГС.

Рис. 3. Распределение ответов на количественный вопрос об ожидаемом через год изменении цен

200

о 150

192

133 95

78 52

32 22 П19 3 1^1 1 2 2 1 _4 | 13 » 12 п П ■ i. 11 п 1 „ 1 ■ 1 llJi iii i

¡3 х о

100

50

гмт-^1люг^оослогч^1лког^ооот1лооо1лооооооо

гчгчгмг\1тгг>*з-[лг-«ооооо rN т

Ожидаемое через 12 месяцев изменение цен, в

Источник построено автором на основе опроса РАНХиГС.

совпадает с аналогичным показателем из опроса ФОМ.

Наконец, на третий блок вопросов об ожидаемом через 3 года изменении цен 82% респондентов выбрали ответ о росте цен, 2% (26 человек) - об их снижении, 8% ответили, что цены не изменятся14, и 8% затруднились с ответом. Распределение ответов на количественный вопрос об ожидаемом домохозяйствами в течение ближайших 3-х лет изменении цен представлено на рис. 4.

Из рис. 4 следует, что большинство (мода) домохозяйств ожидают ежегодного 10%-ного роста цен на протяжении следующих 3-х лет. Остальные характеристики выборки представлены в табл. 2.

Выводы

Проводимый РАНХиГС опрос населения об инфляционных ожиданиях домохозяйств является альтернативой опросам ФОМ и Росстата.

Количественные результаты о воспринимаемой и ожидаемой в течение года инфля-

ции, полученные из опроса РАНХиГС, близки к тем, что получены из опросов ФОМ. Однако они значительно выше, чем оценки Банка России с использованием вероятностного метода квантификации.

Существенным преимуществом опроса РАНХиГС является наличие прямой оценки среднесрочных (на 3 года) инфляционных ожиданий домохозяйств.

Результаты опроса РАНХиГС позволили выявить ряд особенностей ответов респондентов и сформулировать задачи, требующие дальнейшего решения и совершенствования опроса.

Среди ответов на количественные вопросы об ожидаемой и воспринимаемой инфляции присутствует много выбросов (аномальных значений). Примерно половина респондентов, выбирающих вариант ответа «цены не изменились/не изменятся», имеют в виду неизменный темп их роста, а не нулевую инфляцию. Это может указывать на то, что не все домохозяйства понимают суть вопросов, на которые

Рис. 4. Распределение ответов на количественный вопрос об ожидаемом через 3 года изменении цен

150 -

¡5 100 ч

х

о

ООООГ— г» О I— — 00С1О^Г^ГП^-1ЛЮГ**00О1ЛР«*ОГП1ЛОООООООООО

юттг\7гг..........(мгмгмтгпт^1лщг^соот1лоо

■ I ■ | гм т

Ожидаемое через 3 года изменение цен, в %

Примечание. Если на уточняющий вопрос «Вы считаете, что цены будут меняться на столько процентов каждый год или что они изменятся в целом на столько процентов за следующие 3 года?» респондент выбирал вариант ответа «в целом за следующие 3 года», то его просили приблизительно оценить среднегодовой прирост цен. На рисунке представлены ответы респондентов (их приблизительные оценки), а не рассчитанные по формуле среднегодовые темпы инфляции. Источник, построено автором на основе опроса РАНХиГС.

14 На уточняющий вопрос 17 респондентов подтвердили, что, по их мнению, цены не будут меняться в течение следующих 3-х лет, а 24 ответили, что имели в виду тот же самый темп роста цен на протяжении следующих 3-х лет.

отвечают. Возникает задача по цензурированию выборки и изменению формулировок (вордингу) вопросов.

С большой осторожностью следует относиться к количественной оценке такой теоретической переменной, как воспринимаемая инфляция (с точки зрения потребительской корзины). Это связано с тем, что часть товаров из потребительской корзины приобретается домохозяйствами редко (один-два раза в год, иногда один-два раза за всю жизнь), поэтому домохозяйству нет необходимости отслеживать динамику цен на них на ежемесячной основе. Следовательно, под воспринимаемым изменением цен домохозяйство понимает изменение цен на отдельные продукты питания и некоторые повседневные услуги и непродовольственные товары (бытовая химия, бензин).

Судя по ответам респондентов на количественные вопросы, они не отличают 4%-ный рост цен от 6%-ного и выбирают «круглое»

число в 5%. То же самое можно сказать про 9-ти и 11%-ный рост цен. Возможно, это объясняется тем, что население еще не привыкло к низким темпам инфляции, которые наблюдаются в российской экономике на протяжении последних 3-х лет.

Следовательно, делать какие-либо выводы на основе ответов на такие (количественные) вопросы из опросов населения о воспринимаемой и ожидаемой инфляции в статике не очень корректно. Совершенно неважно, каково численное значение инфляционных ожиданий домохозяйств (2,5% согласно оценке ЦБ РФ или 10% согласно опросу РАНХиГС) в конкретный момент времени (варьируя методы оценки инфляционных ожиданий, можно получить достаточно широкий диапазон их значений). Гораздо более значимую информацию может принести изучение динамики инфляционных ожиданий домохозяйств, но только при неизменной методике. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.