Научная статья на тему 'Оценка и прогнозирование возможности осуществления трудовой деятельности лицами с нарушением познавательной сферы с учетом их психофизиологических особенностей'

Оценка и прогнозирование возможности осуществления трудовой деятельности лицами с нарушением познавательной сферы с учетом их психофизиологических особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / INFRINGEMENT OF COGNITIVE SPHERE / LABOUR ACTIVITY / CORRECTIONAL TRAINING / PSYCHOPHYSICAL OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симкина Е. М.

В статье поднимается проблема возможности и доступности осуществления трудовой деятельности лицам с нарушением интеллектуального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the problem of an opportunity and availability of realization of labour activity to persons with infringement of intellectual development rises.

Текст научной работы на тему «Оценка и прогнозирование возможности осуществления трудовой деятельности лицами с нарушением познавательной сферы с учетом их психофизиологических особенностей»

УДК 159.973:331.44

ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦАМИ С НАРУШЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ С УЧЕТОМ ИХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Е. М. Симкина

ESTIMATION ANDFORECASTING OPPORTUNITIES OF REALIZATION OF LABOUR ACTIVITY BY PERSONS WITH INFRINGEMENT OF COGNITIVE SPHERE IN VIEW OF THEM PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES E. M. Simkina

В статье поднимается проблема возможности и доступности осуществления трудовой деятельности лицам с нарушением интеллектуального развития.

In article the problem of an opportunity and availability of realization of labour activity to persons with infringement of intellectual development rises.

Ключевые слова: нарушение познавательной сферы, трудовая деятельность, коррекционное обучение, психофизические возможности.

Keywords: infringement of cognitive sphere, labour activity, correctional training, psychophysical opportunities.

В свете реализации основной задачи специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида - подготовки учащихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности приобретает особую актуальность.

На протяжении всей истории организации коррекционной работы с детьми с нарушениями интеллектуального развития вопросы трудового воспитания и обучения этой категории учащихся привлекали внимание различных наук. Прежде всего рассматривалась роль труда как средства развития высших психических функции, личностных качеств и формирования навыков самообслуживания; особое внимание уделялось и уделяется разработке положений об использовании труда в обучении и воспитании интеллектуально неполноценных детей и подростков как средства коррекции их психического и физического развития [1; 2].

И наконец вопросы трудового обучения и воспитания учащихся коррекционных школ рассматриваются как социальная проблема, т. е. в плане задач социально-трудовой реабилитации, социализации и адаптации выпускников коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Все эти направления представляют собой звенья единой цепи поиска наиболее эффективной подготовки аномального ребенка к жизни, формирования мотивации к доступным видам трудовой деятельности.

Сложность этой проблемы обусловливается множеством факторов, среди которых особо ощутимым является усиливающийся разрыв, несоответствие между психологическим профилем профессий в современных общественно-экономических условиях и психологическим профилем личности выпускника специальной коррекционной школы VIII вида. Существенным осложнением следует считать и недостаточный уровень изучения профессиональных возможностей лиц с нарушением познавательной сферы в трудовой деятельности. Не решен также вопрос о содержании и методах формирования мотивации к трудовой деятельности и профессионального отбора в коррекционной школе VIII вида.

Акцентирование внимания в медицинских и психолого-педагогических науках на категории интеллектуально неполноценных детей было обусловлено первыми попытками коррекционного психологического воздействия на их развитие. Сравнительное изучение нормы и патологии позволило раскрыть закономерности психического развития нормального ребенка, познать природу и суть явления нарушения интеллектуального развития [4].

Практика работы с лицами, имеющими лёгкую интеллектуальную неполноценность, результат психофизиологического исследования их развития, данные катамнеза позволили теоретически обосновать оптимистическое и научно достоверное положение о включении интеллектуально неполноценных в жизнь общества через трудовую деятельность. В основе этого предположения заложены принципиально иные научно-теоретические и социальные аспекты, которые коренным образом влияют на определение содержания, целей и задач трудового обучения и воспитания учащихся специальных коррекционных школ VIII вида.

Задачи трудового обучения во вспомогательной школе четко определил Г. М. Дульнев:

1. «Общесоциальной задачей трудового обучения во вспомогательной школе является подготовка учащихся к участию в производительном труде в составе обычных коллективов трудящихся советского общества.

2. Специальная, коррекционно-развивающая задача трудового обучения во вспомогательной школе заключается в активном использовании процесса трудового обучения для исправления существенных недостатков познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности ученика, облегчающих его включение в трудовые отношения людей в обычном коллективе трудящихся» [3].

Таким образом, трудовое обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта в коррекционных школах должно обеспечить коррекционноразвивающее влияние на учащихся, способствующее формированию положительных личностных качеств и профессиональных умений. Результатив-

ность решения этих задач находится в зависимости от определения, в частности, содержания трудового обучения и профессиональной подготовки.

Под умственной отсталостью понимается такое психическое развитие ребенка, при котором наблюдается стойко выраженное нарушение познавательной деятельности в результате органического повреждения головного мозга [4].

Понимая это явление как необратимое, психологи и олигофренопедагоги, опираясь на учение Павлова о необычайной пластичности коры больших полушарий головного мозга, разработали теорию коррекционно-развивающего обучения и воспитания интеллектуально неполноценных детей, исследовали особенности их психического развития [1].

Указанные исследования несколько ограничены в возрастном отношении - лучше всего изучены дети с нарушением познавательной сферы младшего школьного возраста; в отношении силы выраженности дефекта более полно и разносторонне исследована психика лиц с легкой степенью интеллектуального нарушения (дебилов); в исследованиях больше внимания уделяется изучению познавательной деятельности, чем особенностей личности. Кроме того, все исследования в основном направлены на выявление отклонений в развитии учащихся коррекционных школ VIII вида, на определение путей коррекции и преодоления отклонений в развитии через специально организованный процесс обучения и воспитания; при этом вопросы формирования мотивации к трудовой деятельности, раскрытия профессионально-трудовых возможностей интеллектуально неполноценных затрагиваются лишь косвенно.

На современном этапе развития специальной психологии экспериментально раскрыта и теоретически обоснована материальная основа своеобразия психики ребенка с отклонениями в интеллектуальном развитии.

При специально организованном изучении особенностей высшей нервной деятельности детей с нарушением интеллектуального развития было установлено, что органическое повреждение головного мозга при умственной отсталости (олигофрении) является материальной основой изменения свойств нервной системы этой категории детей. Результаты этих исследований, проведенных под руководством профессора А. Р. Лурия, раскрыли суть особенностей высшей нервной деятельности умственно отсталых детей, которые заключаются прежде всего в слабости замыкательной функции коры головного мозга. Поэтому у этих детей значительно медленнее, чем у нормальных, формируются условные связи; они непрочные, легко угасают, слабо видоизменяются, уточняются (имеет место затрудненность дифференцировки условных связей) [9].

Под влиянием различных повреждений головного мозга изменяется функциональное состояние коры головного мозга, что проявляется в ослаблении процессов возбуждения и активного внутреннего торможения, их инертности, а также в общем снижении работоспособности нервных клеток, в результате чего происходят резкие колебания умственной работоспособности, эмоциональных реак-

ций. Особенностью высшей нервной деятельности лиц с нарушением интеллекта является также нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем, обусловленное недоразвитием второй сигнальной системы [5; 6].

На общем фоне нарушений высшей нервной деятельности лиц с нарушением интеллекта наиболее выражены недостаточная подвижность нервных процессов, их инертность, что в сочетании с другими, сопутствующими расстройствами обусловливает общее нарушение познавательных процессов в виде качественного понижения их уровня.

Однако результаты исследований неврологического, патофизиологического, психологического направлений указывают на возможность коррекционного воздействия на развитие интеллектуально неполноценного в процессе учебной и трудовой деятельности. Значительное количество научных работ посвящено изысканию путей, наиболее эффективных условий осуществления коррекционно-

развивающего воздействия на личность учащегося специальной коррекционной школы VIII вида, определению типичных форм проявления дефекта личности [9].

Исходя из данных об особенностях высшей нервной деятельности, даны типологические классификации умственно отсталых детей. Так, М. С. Певзнер предложила типологию дефектных состояний у олигофренов, изучая эту категорию интеллектуально неполноценных в условиях психологического эксперимента [8]. В результате изучения трудовой деятельности лиц с нарушением познавательной сферы Д. Е. Мелеховым были выделены и предложены для практики социальной адаптации 4 типа дефектов при резидуальных состояниях олигофрении: с уравновешенной эмоционально-волевой сферой; с неуравновешенной эмоционально-волевой сферой; с церебрастеническим синдромом; тип дефекта с сопутствующими очаговыми нарушениями (параличами, афазиями, слепотой, глухотой и т. д.), которые наблюдаются в резидуальных стадиях перенесенных заболеваний и делают прогноз трудоспособности особенно тяжелым [7]. Делаются попытки установить определенные периоды наиболее выраженных сдвигов в развитии интеллектуально неполноценных школьников. Так, М. С. Певзнер и

В. И. Лубовский считают, что овладение общепрактическими и трудовыми навыками подростками с нарушением интеллекта является наиболее характерной особенностью обучения и воспитания в коррекционных школах [6; 8].

Исходя из данных можно сделать вывод о том, что у детей с нарушением познавательной сферы вследствие патологических отклонений в развитии трудовая мотивация и, как следствие, трудовая дееспособность в значительно большей мере, чем у сверстников с нормальным интеллектом, предопределяется особенностями высшей нервной деятельности, данные о которых могут быть использованы в качестве существенных показателей при определении профессиональной пригодности учащихся коррекционных школ, осуществлении деятельности

по формированию мотивации к трудовой деятельности и осуществлении профессионального отбора.

Особое значение учета особенностей высшей нервной деятельности лиц с нарушением интеллекта, при прогнозировании трудовой дееспособности учащихся коррекционных школ должно совершенно игнорироваться влияние воспитания, учения и труда на формирование профессиональных способностей, необходимых личностных качеств.

Однако своеобразие умственного развития, а иногда и нарушение физического развития у учащихся коррекционных школ VIII вида «...не позволяют ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в общеобразовательной школе. Коррекционные школы стоят всегда перед необходимостью тщательного отбора наиболее доступных для учащихся специальностей...» [3].

Многолетний опыт работы отечественных и зарубежных специальных коррекционных школ свидетельствует о том, что, в силу своих психофизиологических особенностей, дети с нарушением интеллекта могут овладеть и успешно, производительно трудиться только в определенном, значительно ограниченном круге профессий.

Литература

1. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев. - М.: Академия, 2004.

2. Гордеева, А. В. Реабилитационная педагогика / А. В. Гордеева. - М.: Академический проект, 2005.

3. Дульнев, Г. М. Система трудового обучения учащихся вспомогательных школ / Г. М. Дульнев. -М.: Просвещение, 1988.

4. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети / Х. С. Замский. - М.: Образование, 1995. - 185 с.

5. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития у детей / В. В. Лебединский. - М: МГУ, 1985.

6. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей /

B. И. Лебединский. - М.: Педагогика, 1999.

7. Ляпидевский, С. С. Клиника олигофрении /

C. С. Ляпидевский. - М.: Педагогика, 1998.

8. Мелехов, Д. Е. Вопросы систематизации олигофрении в свете задач социально-трудовой адаптации больных / Д. Е. Мелехов. - М., 1980.

9. Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии / М. С. Певзнер, Т. А. Власова. - 2-е изд. -М., 1983.

10. Петрова, В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов / В. Г. Петров. -М.: Просвещение, 1988. - 155 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.