Научная статья на тему 'Оценка и прогнозирование экономического развития на мезоуровне (на примере Южного федерального округа)'

Оценка и прогнозирование экономического развития на мезоуровне (на примере Южного федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
730
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ДУШЕВОЙ ВРП / КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / СЦЕНАРИИ ПРОГНОЗА ВРП / СЦЕНАРИИ ПРОГНОЗА ИНВЕСТИЦИЙ / MESOECONOMIC SYSTEM / PER CAPITA GRP / QUALITY OF ECONOMIC GROWTH / GRP FORECAST SCENARIOS / INVESTMENT FORECAST SCENARIOS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаркевич Игорь Вадимович, Булетова Наталья Евгеньевна

Корреляция между государственной экономической политикой на региональном уровне и результатами мониторинга итогов и качества роста, развития экономической системы как объекта управления требует активного взаимодействия научного сообщества, социума и органов исполнительной власти, ответственных за регулирование, поддержку и контроль в сфере экономических отношений. Практика разработки и реализации документов стратегического планирования, в первую очередь, самой стратегии социально-экономического развития территории и государственных (муниципальных) программ свидетельствует как о слабости такой корреляции, так и о попытках взаимодействия и направления всех усилий на получение адекватной, актуальной аналитической информации для принятия и системных, и адресных решений в сфере управления экономическим развитием на мезои микроуровне. В статье представлены результаты проведенного экспертного анализа качества экономического роста на региональном уровне на примере Волгоградской области в сравнении с другими регионами ЮФО, а также интерпретации сценариев достижения прогнозных значений ВРП для соотнесения и сравнения с данными официальных источников по стратегическим ориентирам экономического развития региона. Полученные оценки и выводы носят практический характер, однако сам подход к проведению подобного мониторинга и интерпретации авторских и официальных показателей мезоэкономиче-ского развития требует научного обсуждения и рекомендаций по применению в аналитической работе органов исполнительной власти, курирующих содержание и реализацию мер региональной экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шаркевич Игорь Вадимович, Булетова Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation and Forecasting of Economic Development at the Meso Level (for example, the Southern Federal District)

The correlation of state economic policy at the regional level with the results of monitoring the results and quality of growth, the development of the economic system as an object of management requires the active interaction of the scientific community, society and the executive authorities responsible for regulation, support and control in the sphere of economic relations. The practice of developing and implementing strategic planning documents, primarily the very strategy of socio-economic development of the territory and state (municipal) programs, testifies both to the weakness of such a correlation and to attempts to interact and direct all efforts to obtain adequate, relevant analytical information for adoption and system, and targeted decisions in the field of economic development management at the mesoand micro level. The article presents the results of the expert analysis of the quality of economic growth at the regional level on the example of the Volgograd region in comparison with other regions of the Southern Federal District, as well as the interpretation of scenarios for achieving forecast GRP values for correlating and comparing with official sources data on the strategic orientations of the regional economic development. The obtained assessments and conclusions are practical in nature, but the very approach to conducting such monitoring and interpretation of author and official indicators of mesoeconomic development requires scientific discussion and recommendations on the application in the analytical work of the executive authorities in charge of the content and implementation of regional economic policy measures.

Текст научной работы на тему «Оценка и прогнозирование экономического развития на мезоуровне (на примере Южного федерального округа)»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

УДК: 332.12; 338.27 DOI: 10.24411/2071-6435-2019-10088

Оценка и прогнозирование экономического развития на мезоуровне (на примере Южного федерального округа)

Корреляция между государственной экономической политикой на региональном уровне и результатами мониторинга итогов и качества роста, развития экономической системы как объекта управления требует активного взаимодействия научного сообщества, социума и органов исполнительной власти, ответственных за регулирование, поддержку и контроль в сфере экономических отношений. Практика разработки и реализации документов стратегического планирования, в первую очередь, самой стратегии социально-экономического развития территории и государственных (муниципальных) программ свидетельствует как о слабости такой корреляции, так и о попытках взаимодействия и направления всех усилий на получение адекватной, актуальной аналитической информации для принятия и системных, и адресных решений в сфере управления экономическим развитием на мезо- и микроуровне.

В статье представлены результаты проведенного экспертного анализа качества экономического роста на региональном уровне на примере Волгоградской области в сравнении с другими регионами ЮФО, а также интерпретации сценариев достижения прогнозных значений ВРП для соотнесения и сравнения с данными официальных источников по стратегическим ориентирам экономического развития региона.

Полученные оценки и выводы носят практический характер, однако сам подход к проведению подобного мониторинга и интерпретации авторских и официальных показателей мезоэкономиче-ского развития требует научного обсуждения и рекомендаций по применению в аналитической работе органов исполнительной власти, курирующих содержание и реализацию мер региональной экономической политики.

Ключевые слова: мезоэкономическая система, душевой ВРП, качество экономического роста, сценарии прогноза ВРП, сценарии прогноза инвестиций

И. В. Шаркевич

Н. Е. Булетова

Эффективность региональной экономики традиционно оценивается по состоянию ряда макроэкономических показателей, одним из которых является уровень валового регионального продукта (ВРП). Для оценки обобщающих результатов функционирования региональной хозяйственной системы, определяющих размер или масштаб экономики V, будет использоваться ВРП, который может исчисляться как валовая добавленная стоимость (ВДС) по видам экономической деятельности или отраслям экономики региона.

© И. Е. Шаркевич, 2019, © Н. Е. Булетова

В своих работах Нобелевский лауреат С. Кузнец показал взаимосвязь экономической динамики и структуры и установил, что в основе реального (потенциального) экономического роста лежат продолжительные структурные сдвиги (тренд), определяемые многими факторами. Вопросы взаимосвязи экономического роста и развития также исследовались в работах других авторов [4; 8; 9; 12]. Можно сказать, качественный экономический рост сопровождается прогрессивными структурными изменениями в экономике. Основными факторами таких изменений являются ресурсы, технологии и институты. Это коррелирует и с целью развития промышленности Волгоградской области, которая определена Комитетом промышленности и торговли региона: «создание в регионе конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития и обороноспособности страны» [6].

Выбор структурных приоритетов при разработке и реализации промышленной политики в контексте общей стратегии экономического развития, а также мониторинг структурных изменений в экономике региона являются актуальными научно-практическими проблемами.

Если по данным Росстата [9] в 2016 году Волгоградская область по объему ВРП заняла 23 место среди всех республик, краев и областей Российской Федерации и величина ВРП составила 746,795 млрд рублей в текущих ценах (рост — 100,9% по сравнению с 2015 годом), то по 2017 году объем ВРП составил 771,441 млрд рублей при прогнозе Комитета финансов Волгоградской области 819,8 млрд рублей (рост по сравнению с 2016 годом — 103,3%).

Качество масштаба экономики субъекта, его интенсивная характеристика или уровень развития определяются душевым валовым региональным продуктом (ДВРП). По данным Росстата [7] по ДВРП Волгоградская область занимала в 2016 году только 49-е место среди 82 субъектов (были исключены автономные округа, в том числе ресурсодобывающие, входящие в состав других областей). В 2017 году рост этого показателя составил 103,8% и регион занял 50-е место среди субъектов Российской Федерации по тем же условиям со значением ДВРП 305,13 тысячи рублей. Если исключить явно ресурсно-ориентированные регионы, а также Москву и Санкт-Петербург, то из оставшихся 76 регионов Волгоградская область будет занимать 43-ю позицию по величине ДВРП со значением 292 566 рублей/чел. Среднее значение ДВРП по субъектам Российской Федерации имеет величину 472 162 рублей/чел. (в 1,61 раза больше, чем в Волгоградской области), которому соответствует 11 позиция в ранговом распределении ДВРП по регионам Российской Федерации.

Такой разрыв в рангах ВРП и ДВРП требует содержательного анализа, который был проведен в рамках данного исследования и будет представлен ниже. Наблюдаемая динамика ВРП Волгоградской области за 1998—2017 годы представлена на рисунке 1 (линия с ромбообразными маркерами ◊).

Рисунок 1. Динамика ВРП Волгоградской области за 1998—2017 годы

Анализ показывает появление негативной тенденции в росте экономики Волгоградской области за период 2014—2017 годов. Так, в 2014 году в регионе наблюдался максимальный темп роста ВРП (117,8%) по сравнению с 22 субъектами Российской Федерации, находящимися выше ее по объему ВРП. Наблюдается резкое падение темпов роста ВРП Волгоградской области до величины 103,5% в 2015 году. Данный темп роста ВРП был минимальным, а сама отрицательная динамика максимальной (—14,27%) по сравнению с 22 субъектами Российской Федерации, находящимися выше Волгоградской области по ее объему ВРП. В 2016 году рост ВРП этого региона (100,9%) практически прекратился. Прирост ВРП в 2017 году по сравнению с 2016 годом был уже более существенным (+3,3%) по сравнению с базисным 2014 годом прирост ВРП составил + 7,8%.

Похожая динамика наблюдалась для Волгоградской области после кризиса 2008 года. Темпы роста ВРП в 2008, 2009 и 2010 годах составляли соответственно 125,6%, 90,6% и 114,8%. В данный период произошло быстрое восстановление роста экономики Волгоградской области.

Визуальный анализ участков кривой динамики (рисунок 1) 2007—2010 и 2013— 2017 годов показывает их явное качественное отличие. Наблюдался тренд падения расширенного воспроизводства объемов ВРП, начиная с 2014 года, фактически с простым воспроизводством его в 2016 году (темп роста 100,9%). Такой характер линии динамики роста экономики Волгоградской области не наблюдался с 1998 года. В среднем по субъектам Российской Федерации темп роста ВРП составил 105,3% в 2016 году. Среди 22 субъектов Российской Федерации, находящихся выше Волгоградской области по объему ВРП, у 19 темп роста превышал 101%.

Сложилась устойчивая тенденция концентрации валовой добавленной сто-

имости (ВДС), доходов и самой численности населения в небольшом количестве регионов. На долю десяти крупнейших регионов в 2010—2015 годах приходилось более 55% суммарного ВРП. Некоторое сокращение доли регионов-лидеров произошло в 2016 году — до 54,7% (таблица 1).

Таблица 1

Ранговое распределение субъектов Российской Федерации с наибольшим значением ВРП в 2016-2017 годах, в млн рублей*

Ранг 2016 2017

Перечень регионов ВДС, млн рублей % Перечень регионов ВДС, млн рублей %

Всего по субъектам РФ 69237704,4 100% Всего по субъектам РФ 74926791,6 100%

1 г Москва 14 237 751,0 20,56% г Москва 15 724 909,7 20,99%

2 Тюменская область 6 009 561,3 8,68% Тюменская область 6 985 994,8 9,32%

3 г Санкт-Петербург 3 666 017,9 5,29% г Санкт-Петербург 3 866 402,3 5,16%

4 Московская область 3 662 299,8 5,29% Московская область 3 802 953,2 5,08%

5 Краснодарский край 2 076 603,8 3,00% Краснодарский край (ЮФО) 2 225 917,7 2,97%

6 Свердловская область 1 990 836,7 2,88% Свердловская область 2 142 514,3 2,86%

7 Республика Татарстан 1 933 091,5 2,79% Республика Татарстан 2 114 176,1 2,82%

8 Красноярский край 1 745 743,2 2,52% Красноярский край 1 882 315,9 2,51%

9 Республика Башкортостан 1 337 977,6 1,93% Республика Башкортостан 1 396 411,2 1,86%

10 Ростовская область 1 283 748,1 1,85% Самарская область 1 349 886,4 1,80%

11 Челябинская область 1 271 133,1 1,84% Челябинская область 1 348 564,7 1,80%

12 Самарская область 1 270 326,2 1,83% Ростовская область (ЮФО) 1 347 142,8 1,80%

13 Нижегородская область 1 160 782,3 1,68% Нижегородская область 1 260 219,6 1,68%

14 Пермский край 1 095 969,4 1,58% Иркутская область 1 192 080,3 1,59%

15 Иркутская область 1 066 420,7 1,54% Пермский край 1 191 101,5 1,59%

16 Новосибирская область 1 046 879,0 1,51% Новосибирская область 1 140 863,0 1,52%

17 Ленинградская область 916 452,6 1,32% Кемеровская область 1 058 113,6 1,41%

18 Кемеровская область 865 325,3 1,25% Ленинградская область 965 826,5 1,29%

19 Республика Саха (Якутия) 862 694,6 1,25% Республика Саха (Якутия) 916 578,6 1,22%

20 Воронежская область 817 283,0 1,18% Воронежская область 865 222,7 1,15%

21 Оренбургская область 765 333,3 1,11% Оренбургская область 823 091,7 1,10%

22 Сахалинская область 748 695,8 1,08% Белгородская область 785 646,7 1,05%

23 Волгоградская область 746 794,8 1,08% Приморский край 777 833,5 1,04%

24 Приморский край 739 244,3 1,07% Волгоградская область (ЮФО) 771441,2 1,03%

25 Белгородская область 729 083,8 1,05% Сахалинская область 771 224,2 1,03%

* составлено на основе данных Росстата [7]

При этом в указанных регионах в 1994 году проживало 29% населения страны, в 2015 году — уже 32,4%. Особая роль в сверхконцентрации регистрируемого на этих территориях ВРП принадлежит столичным агломерациям и нефтегазодобывающим регионам. Первые 16 регионов Российской Федерации имеют объем ВРП более 1 трлн рублей, и их суммарная величина составляет немногим менее 2/3 (64,7%) от его суммарного объема по всем субъектам Российской Федерации в 2016 году и 65,4% в 2017 году, согласно таблице 1.

Общий удельный вес регионов Российской Федерации в суммарном ВРП с рангами в диапазоне до 23, соответствующем позиции Волгоградской области, составлял немногим менее 3/4 (72,0%), по данным 2017 года в диапазоне уже до 24-го ранга суммарный удельный вес ВРП регионов составил 74,6%. Регионы в диапазоне рангов 23—25 имеют долю ВРП в его общем объеме по Российской Федерации в интервале 1,0 < доля ВРП < 1,1. Регионы с рангом 26 и более имеют долю ВРП в общем его объеме по стране менее 1% по результатам воспроизводственной деятельности в 2016—2017 годах.

Так как между регионами существует естественная конкуренция за рынки сбыта своей продукции внутри Российской Федерации, то их долю ВРП можно считать степенью их рыночной конкурентоспособности на некотором обобщенном общероссийском рынке товаров и услуг, а ранг ВРП — качественной оценкой данной конкурентоспособности.

Принимая во внимание сверхконцентрацию суммарного ВРП на первых 22 регионах, состав первых 16 регионов сохраняется как минимум с 2008 года и меняются (в меньшей степени для первых 10 субъектов Российской Федерации) в основном их ранги по объему произведенного ВРП, то есть наблюдается косвенная конкуренция между регионами, выраженная в рангах значений различных социально-экономических показателей, в том числе и по объему ВРП.

Основная конкуренция наблюдается между регионами с ВРП менее 1 трлн. рублей и долей ВРП в интервале 1,00% < доля ВРП < 1,54% или в ранговых диапазонах 17—25 для 2016 года (таблица 1). Динамика позиции Волгоградской области в ранговом распределении регионов Российской Федерации по объему своих ВРП по данным Росстата, уточненным 1 марта 2019 года, представлена в таблице 2.

Таблица 2

Ранг Волгоградской области по объему ВРП среди регионов Российской Федерации за 2008-2017 годы

Волгоградская область* 2008 2010 2012 2014 2016 2017

Ранг (в скобках доля в общем объеме ВРП по Российской Федерации) 1 9 (1,23%) 21 21 21 23 (1,08%) 24 (1,03%)

* составлено на основе данных Росстата

Волгоградская область за 10 лет понизила свой ранг на пять порядковых пунктов. Отметим, что после каждого внешнеэкономического шока она теряла в ранге своего объема ВРП два пункта. Если бы Волгоградская область сохранила в 2016 году долю ВРП на уровне 1,23% в структуре суммарного ВРП по субъектам Российской Федерации, которую она имела в 2008 году, то объем ее ВРП составил бы 851 011 млн рублей в 2016 году или 921 599,5 млн рублей в 2017 году.

Такая величина ВРП Волгоградской области соответствовала бы рангу 20 в 2016 году или 19 рангу в 2017 году. Данные позиции в 2016 году заняла Воронежская область с объемом ВРП 817 283 млн рублей (1,21%), и в 2017 году — Республика Саха со значением ВРП 916 578 млн рублей (1,22%) (таблица 1).

Согласно отчетным и плановым документам администрации Волгоградской области, прогнозируемый объем ВРП должен был составить в 2016, 2017 и 2018 годах 771, 820 и 865 млрд рублей соответственно. По факту, объем ВРП региона составил в 2016 году 746,8 млрд рублей, что меньше прогнозируемого значения на 24,2 млрд рублей, в 2017 году 771,4 млрд рублей, что меньше прогнозируемого значения уже на 48,6 млрд рублей Таким образом, достижение прогнозируемого триллионного объема ВРП 1010,8 млрд рублей в 2021 году может сдвинуться на год вперед — к 2022 году.

В докладе «О проекте закона Волгоградской области „Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"» от 25 октября 2018 года приводится прогноз объема ВРП на 2019—2021 годы (рисунок 2).

Принимая во внимание негативные тенденции в динамике объема ВРП и место в общероссийском рейтинге, которые обсуждались выше в данном разделе, проанализируем сценарии прогноза роста ВРП Волгоградской области и условия их реализации.

Падение темпов роста ВРП Волгоградской области с 2015 года связано с реальным спадом воспроизводственной деятельности в регионе. Цепные индексы роста физического объема (ФО) ВДС для 2015, 2016 и 2017 годов оказались

меньше единицы и в процентных величинах составили 93,8%, 98,6% и 99,9% соответственно. Только за счет ценового фактора (дефлятора ВРП) темп роста ВРП остался в 2016 году на уровне 100,9%.

1010,8

1

2019 2020 2021

Рисунок 2.Прогноз объема ВРПна2019—2021 годыв млрд. рублей (по даннымКомитетафинансов Волгоградскойобласти)

Рассмотрим возможные сценарии роста экономики с помощью прогнозирования общего объема ВРПв стоимостных единицахсначаламетодом трендового анализа безучета динамики факторов физического объема и дефлятора.

Динамика общего объемаВРПв стоимостных единицах показана на рисунке 1 (линия с ромбообразнымимаркерами «◊»).

Сценарий1развитияэкономикиВолгоградскойобластиисходит из того, что воспроизводственные процессы в данном регионе развиваются за счет фундаментальных внутренних,присущихтолькоемузакономерностей,и направленность этих закономерностейхарактеризуетсягенеральным линейным трендом (черная сплошная линияна рисунке1).

Внешние и внутренние неконтролируемыефакторы приводят лишь к небольшим вариациям вокруг этой генеральной линии развития (фундаментальный тренд, рисунок1) экономики Волгоградской области. Тренд такого развития в период 1998—2017 годов описывается линейным уравнением у = а*+ Ь:

у = 436844 - 94209, (1)

где у — ВРП, в млн рублей;

I — период, в годах;

а = 43684 млн рублей/год — скорость прироста ВРП за 1 год;

Ь = — 94209 млн рублей

Степень достоверности аппроксимации наблюдаемого временного ряда ВРП (линия с ромбообразными маркерами «◊») посредством трендового уравнения (1) Я2 = 0,971. Результаты прогноза объемов ВРП Волгоградской области согласно уравнению тренда представлены в таблице 3 (сценарий 1). Уточним,

что для 2017 года фактическое значение ВРП Волгоградской области составило 771 441,2 млн рублей, что максимально приближено к сценарию 1.

Таблица 3

Прогноз ВРП Волгоградской области на период 2017-2023 годов, млрд. рублей (под значениями ВРП указаны соответствующие темпы роста)

Период 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Прогноз ВРП по данным Комитета финансов Волгоградской области 819,8 121,3% 865,3 105,6% 935,0 108,1% 990,6 105,9% 1047,3 105,7% - -

Прогноз ВРП, Сценарий 1 по тренду у = 43,6841 -94,209 779,5 104,9% 823,2 105,6% 866,8 105,3% 910,5 105,0% 954,2 104,8% 997, 9 104,6% 1041,6 104,4%

Прогноз ВРП, Сценарий 2 близко к тренду у = 39,1571 - 49,772 ^2=0,971) 759,7 102,2% 780,2 102,7% 805,2 103,2% 835,1 103,7% 870,2 104,2% 911,2 104,7% 958,7 105,2%

Прогноз ВРП, сценарий 3 близко к тренду у = 53,3721 - 333,494 ^2=0,964) 761,9 102,5% 788,8 103,5% 824,6 104,5% 870,6 105,6% 928,0 106,6% 998,9 107,6% 1085,5 108,7%

Согласно сценарию 1, триллионный объем ВРП в регионе может быть достигнут в период 2022—2023 годов. Учитывая, что рост ВРП Волгоградской области в 2016 году составил 100,9%, а также двухлетнее сокращение его физического объема и имеющиеся в свободном доступе официальные статистические данные, можно предположить маловероятным сценарий роста ВРП на уровне 121,3% по данным Комитета финансов Волгоградской области. Сценарий увеличения ВРП Комитета финансов предполагает его среднегодовой рост на уровне 109,2% в период 2017—2021 годов.

Анализ статистических данных показывает, что среднегодовой рост физического объема ВРП (ФО ВРП) составляет 100,2% за последние 5 лет (2012—2016 годы). Так как ФО ВРП Волгоградской области падет второй год подряд и дефлятор ВРП в 2016 году уменьшился до значения 101,8%, то сценарий 2 (стабилизационный) прогнозирования динамики ВРП Волгоградской области на период 2017—2021 годов. основывается на эвристическом моделировании индекса ФО ВРП и дефлятора. Далее на основании этих индексов будет исчисляться темп роста ВРП. Используя в качестве базового значения фактическую величину ВРП Волгоградской области для 2016 года (746 794,8 млн рублей), рассчитываются его прогнозные значения для последующих лет.

В сценарии 2 моделируется ситуация, когда индекс ФО ВРП остается на

уровне 100,2% в период 2017—2025 годов, соответствующем среднегодовому значению в предыдущий пятилетний период. Такой сценарий учитывает внешнеэкономические шоки, подобные кризисам 2008—2009 годов и 2014—2016 годов, которые существенно влияли на изменение трендов роста ВРП (уменьшение среднегодовых темпов его роста, рисунок 1).

Дефлятор ВРП моделировался следующим образом:

— дефлятор ВРП в 2017 году должен был составить 102,0%, превосходя на 0,2% его наблюдаемое значение для 2016 года (101,8%);

— второе предположение, что данный дефлятор будет увеличиваться на 0,5% каждый год в период 2018—2025 годов.

Результаты прогноза ВРП и его индексов динамики для Волгоградской области на период 2017—2025 годов представлены в таблице 4.

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прогноз ВРП и его индексов динамики для Волгоградской области на период 2017-2025 годов по сценарию 2

Период ВРП (прогноз), млн рублей Темп роста ФО ВРП,% Дефлятор ВРП,% Темп роста ВРП,%

2017 759666 100,2 102,0 102,2

2018 780215 100,2 102,5 102,7

2019 805228 100,2 103,0 103,2

2020 835078 100,2 103,5 103,7

2021 870218 100,2 104,0 104,2

2022 911197 100,2 104,5 104,7

2023 958670 100,2 105,0 105,2

2024 1013420 100,2 105,5 105,7

2025 1076373 100,2 106,0 106,2

Согласно сценарию 2 (стабилизационному), триллионный объем ВРП может быть достигнут в 2023—2024 годах. Период достижения данного объема ВРП отличается на 2—3 года от сценария, предложенного Комитетом финансов Волгоградской области, и сценария 1, предложенного в рамках данного исследовательского проекта. Результаты прогноза по сценарию 2 представлены также на рисунке 1 (пунктирная линия с круглыми маркерами о).

Сценарий 3 (оптимистический) предполагает в отличие от сценария 2 ежегодное увеличение темпов роста ФО ВРП на 0,5% в период 2017—2024 годов. Другой особенностью сценария 3 является то, что он предполагает вариацию прогнозируемых значений вокруг фундаментального тренда развития экономики Волгоградской области, о котором говорилось при обсуждении сценария 1. Кроме того, сценарий 3 характеризуется тем, что форма линии динамики прогнозируемых объемов ВРП в 2017—2023 годах полностью повторяет форму линии динамики

объемов ВРП в период 2002—2008 годов, когда экономика Российской Федерации в целом и Волгоградской области в частности демонстрировали восстановительный рост после неудачных рыночных реформ 1990-х годов при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре.

Таким образом, сценарий 3 может служить индикатором аналогичных процессов в период 2017—2023 годов. Результаты такого моделирования представлены в таблицах 3 и 5.

Таблица 5

Прогноз ВРП и его индексов динамики для Волгоградской области на период 2017-2023 годов по сценарию 3

Период ВРП (прогноз), млн рублей Темп роста ФО ВРП,% Дефлятор ВРП,% Темп роста ВРП,%

2017 761940 100,5 102,0 102,5

2018 788799 101,0 102,5 103,5

2019 824649 101,5 103,0 104,5

2020 870582 102,0 103,5 105,6

2021 928041 102,5 104,0 106,6

2022 998897 103,0 104,5 107,6

2023 1085551 103,5 105,0 108,7

Среднегодовые темпы роста 102,0% 103,5% 105,6%

Согласно сценарию 3 (оптимистическому) триллионный объем ВРП может быть достигнут в период 2022—2023 годов. Период достижения данного объема ВРП отличается на 1—2 года от сценария, предложенного Комитетом финансов Волгоградской области, и совпадает с прогнозом по сценарию 1. Результаты прогноза по сценарию 3 представлены на рисунке 1 (жирная черная линия с маркерами *).

Выше отмечалось, что по масштабу экономики (объему ВРП) Волгоградская область занимала 23-ю позицию. Качество или уровень развития экономики определяется душевым ВРП (ДВРП). По данному показателю Волгоградская область занимает только 43-ю позицию, среди 76 регионов Российской Федерации, если исключить автономные округа, ресурсно-ориентированные регионы и города Москву и Санкт-Петербург.

Далее представим результаты сравнительного анализа экономического роста Астраханской и Волгоградской областей с целью выявления корреляции интенсивных и структурных показателей экономик данных областей.

Заметим, что по уровню ДВРП Астраханская область среди субъектов Российской Федерации в ЮФО уступала только Краснодарскому краю, занимая по данному показателю 35-ю позицию, а по объему ВРП — 46-ю.

Важнейшим условием устойчивого социально-экономического развития регионов является высокая активность бизнеса и государства в сфере инвестиций в основной

капитал (капитальных вложений), под которыми, согласно российскому законодательству, понимаются затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, проектно-изыскательские работы.

Инвестиции в основной капитал — один из главных факторов экономического роста и технологического развития. Их осуществление способствует росту ВРП, количества рабочих мест, доходов граждан, налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. Возникают многочисленные экономические, социальные, технические, технологические, экологические и прочие эффекты. Неслучайно между регионами страны ведется острая конкурентная борьба за привлечение инвестиций.

Для Волгоградской области, исторически являющейся промышленным регионом, развитие инвестиционной сферы является особенно важным, так как только на основе осуществления значительного объема капитальных вложений, направленных на модернизацию существующих и открытие новых производств, можно добиться устойчивого повышения конкурентоспособности предприятий и благосостояния жителей области.

В отраслевом разрезе наиболее привлекательным видом экономической деятельности для инвесторов в Волгоградской области по итогам 2017 года было обрабатывающее производство, на его долю в общем объеме инвестиций приходилась одна треть инвестиций в основной капитал (29,7%), такое же распределение сохранилось и в 2018 году (36,3%, данные предварительные).

Так как объем инвестиций в основной капитал оказывает существенное влияние на уровень и динамику ВРП, то важно исследовать динамику самих инвестиций и некоторых ее важных количественных характеристик. Наблюдаемый временной ряд объема инвестиций в основной капитал по Волгоградской области в период 2005—2017 годов представлен на рисунке 3.

350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000

о

(Г Л

Т ■Ж * ж Я- а-

ж у Л &

/ / £ Л -в

/ Л У / <¥ р и

Г

900 000 800 000 700 000 600 000 500 000 400 000 300 000 200 000 100 000

^>Объем

Инвестиций

-о-Тренд ОИ в ОК

-Ж-ВРП

ооооо^н^нгч^н^н^н^^н^нгчгагчмгамг^ ооооооооооооооооооооо

г-1 г ) г-1 П г>1 П г>1 г-1 г ) г-1 г ) г-1 П г>1 П г ) г-1 г ) г-1 г ! г>1

у = 14397х +16764 № = 0,9325

Рисунок 3. Динамика инвестиций в основной капитал для Волгоградской области в период 2005-2017 годов. Прогноз на период 2018-2025 годов.

По этим данным можно говорить о некотором фундаментальном закономерном поведении инвестиционной активности в нашем регионе, объясняемом целенаправленным стремлением населения к развитию своих потребностей. Количественно это выражается уравнением линейного тренда:

у = а*1+ Ь:

у = 14397* I + 16764, (2)

где у — объем инвестиций в ОК, в млн рублей;

1 — период, в годах;

а = 14397 млн рублей/год — скорость прироста объема инвестиций за 1 год;

Ь = 16764 млн рублей

Степень достоверности аппроксимации наблюдаемого временного ряда объема инвестиций (линия с ромбообразными маркерами «◊») посредством трендового уравнения (2) Я2 = 0,933. В такой интерпретации данного тренда инвестиционная активность в Волгоградской области характеризуется положительной тенденцией со среднегодовым абсолютным приростом объемов инвестиций в основной капитал на уровне 14 397 млн рублей/год. Вариация значений объемного или экстенсивного показателя инвестиций вдоль выявленного линейного тренда вызвана внешними или/и внутренним факторами по отношению к Волгоградской области, способствующими или не способствующими ее развитию.

Отметим, что динамика объема инвестиций после введений антироссийских санкций с 2014 года повторяет таковую с 2008 года, когда начался мировой финансово-экономический кризис. После восстановительного периода 2009—2010 годов прирост инвестиций в 2011 году составил 25 649 млн рублей по сравнению с предыдущим годом. Прогнозные значения объема инвестиций, рассчитанные на основе полученного тренда, должны составить 218 322 и 232 719 млн рублей в 2018 и 2019 годах соответственно.

Прогноз объема инвестиций в основной капитал Комитета финансов Волгоградской области представлен на рисунке 4.

Согласно этому прогнозу объем инвестиций в основной капитал должен составить 200 600 млн рублей в 2019 году. Данный объем меньше трендового значения 203 925 млн рублей для 2017 года на 3 325 млн рублей. Если данный прогноз по объему инвестиций Комитета финансов подтвердиться, то это будет означать существенное отклонение от фундаментального тренда инвестиций (рисунок 3) в сторону замедления приростов инвестиций. Можно будет говорить о замедлении инвестиционной активности в Волгоградской области и, как следствие, о развитии нежелательных необратимых процессов в ее экономике. На рисунке 3 приведена динамика ВРП Волгоградской области и, как следует из данного рисунка, она повторяет таковую для объема инвестиций. Коэффициент линейной корреляции для этих двух характеристик составляет г= 0,986. Такая высокая взаимозависимость означает особую важность мониторинга и поддерж-

ки инвестиционной активности на должном уровне для обеспечения условий развития экономики региона.

300

200

200,6

213,7

228,1

100

2019 2020 2021

Рисунок 4.Прогноз объема инвестицийв основнойкапиталпоВолгоградской области на 2019—2021 годы в млрд рублей (по данным доклада Комитета финансов Волгоградскойобласти на25 октября2018 года)

Для оценки качества инвестиционных процессов в Волгоградской области был исследован ряд показателей в сопоставлении с рядом регионов Российской Федерации. Если исключить явно ресурсно ориентированные регионы, города Москву и Санкт-Петербург, то из оставшихся 78 регионов Волгоградская область занимает 20-ю позициюпообъемуинвестиций в основной капитал созначением 191 710 млн рублей в 2017 году (таблица 6). В последнем столбце в скобках отражается результатизменения рейтингаза этидвагода.

Таблица 6

Распределение выборкисубъектов РоссийскойФедерации пообъему инвестиций в основной капитал в 2016-2017 годах

Субъекты Российской Федерации Объеминвестиций в основной капитал в 2017 году млн рублей Ранг 2016 года Ранг 2017 года

Краснодарский край 484105 3 3(0)

Ростовская область 319287 8 7 (-1)

Воронежскаяобласть 294169 10 9(-1)

Волгоградская область 191710 20 20 (0)

Астраханская область 144093 25 31(-6)

Волгоградская область занимала 3-е место по объему инвестиций в основной капитал среди промышленно развитых регионов ЮФО в 2016 и 2017 годах. Степень масштаба инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации, его интенсивная характеристика или уровень развития определяются душевым объемом инвестиций в основной капитал (ДОИвОК). Как и в случае с ДВРП,

заметно понижается ранг Волгоградской области по данному интенсивному показателю. Если исключить явно ресурсно-ориентированные регионы, Москву, Санкт-Петербург и республику Крым, то из оставшихся 81 регионов Волгоградская область будет занимать теперь 40-ю позицию по величине ДОИ в ОК со значением 75 456 рублей/чел.

Среднее значение ДОИвОК по субъектам Российской Федерации имеет величину 108 734 рублей/чел., которому соответствует 20—21 позиция в ранговом распределении ДОИ в ОК по регионам Российской Федерации в 2017 году. Соответствующие данные по сравниваемым выше субъектам Российской Федерации приведены в таблице 7.

Таблица 7

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения и его ранг по субъектам Российской Федерации в 2016-2017 годах

ДОИ в ОК Изменение

Регион по субъектам Российской Ранг* Ранг* ранга по ДОИ в ОК

Федерации в 2017 году рублей/чел. 2016 год 2017 год в 2017 году к 2016 году

Российская Федерация 108734 19-20 20-21

Субъекты Российской Феде-

рации:

Астраханская область 141519 16 (25) 13 (31) -3

Воронежская область 126004 15 (10) 14 (9) -1

Краснодарский край 86 646 34 (3) 31 (3) -3

Ростовская область 75 555 41 (8) 39 (7) -2

Волгоградская область 75 456 38 (20) 40 (20) -2

* В скобках указан ранг региона по объему инвестиций в основной капитал (таблица 6)

Анализ таблицы 7 показывает, что по ДОИвОК Волгоградская область занимает среди промышленно развитых регионов последнее место в ЮФО, лидером является Астраханская область.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прирост ДОИвОК на 4,4% для Волгоградской области оказался недостаточным, чтобы сохранить свои конкурентные позиции в системе российских регионов. Таким образом, степень инвестиционной активности (ДОИвОК) в Астраханской области оказалась в 1,9 раза больше, чем в Волгоградской области, которая превосходит Астраханскую область по численности населения в 2,5 раза.

Результаты прогноза роста объема инвестиций в основной капитал по фундаментальному тренду обозначены на рисунке 4, и его обсуждение было представлено выше. Дополнительно к этому прогнозу были смоделированы следующие три сценария прогноза возможных инвестиций. Для этого вычислялись средние абсолютные приросты объема инвестиций ДОИ по следующим периодам (таблица 8).

Таблица 8

Распределение средних абсолютных приростов объема инвестиций (ДОИ)

по периодам

Вид сценария Период, год Средний ДОИ в основной капитал за период*, млн рублей Прогнозный средний ДОИ по сценарию, млн рублей

Сценарий 1 (базисный) 2005-2017 годы 12 336 10 000

Сценарий 2(инерционный) 2013-2017 годы — период антироссийских санкций 14 321 15 000

Сценарий 3(оптимистический) 2009-2014 годы — межкризисный 21441 20 000

По фундаментальному тренду 2005-2017 14 397 -

*Рассчитано по статистическим данным Росстата

Для моделирования прогнозных объемов инвестиций в период 2018—2025 годов по сценариям (сценарий 1 (базисный), сценарий 2 (инерционный) и сценарий 3 (оптимистический)) были определены следующие прогнозные средние абсолютные приросты инвестиций: 10 000, 15 000 и 20 000 млн рублей соответственно, исходя из экономического содержания соответствующих временных периодов (таблица 8).

Спрогнозированные значения объемов инвестиций в основной капитал представлены в таблице 9.

Таблица 9

Прогноз инвестиций и ВРП Волгоградской области на период 2019-2025 годов*

Объем, млн рублей 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Сценарий 1 (базисный)

Инвестиции в ОК 210770 220770 230 770 240 770 250770 260770 270770

Темп роста инвестиций 105,0% 104,7% 104,5% 104,3% 104,2% 104,0% 103,8%

ВРП, прогноз 817589 850390 883191 915992 948793 981594 1 014395

Темп роста ВРП 104,2% 104,0% 103,9% 103,7% 103,6% 103,5% 103,3%

Сценарий 2 (инерционный)

Инвестиции в ОК 220770 235770 250770 265770 280770 295770 310770

Темп роста инвестиций 107,3% 106,8% 106,4% 106,0% 105,6% 105,3% 105,1%

ВРП, прогноз 850390 899592 948793 997995 1047196 1096398 1145599

Темп роста ВРП 107,3% 106,8% 106,4% 106,0% 105,6% 105,3% 105,1%

Сценарий 3 (оптимистический)

Инвестиции в ОК 230770 250770 270770 290770 310770 330770 350770

Темп роста инвестиций 109,5% 108,7% 108,0% 107,4% 106,9% 106,4% 106,0%

ВРП, прогноз 883191 948793 1014395 1079997 1145599 1211201 1276803

Темп роста ВРП 109,5% 108,7% 108,0% 107,4% 106,9% 106,4% 106,0%

*Рассчитано согласно уравнению (3) и данным таблицы 8

В таблице 9 представлены также рассчитанные по прогнозным значениям инвестиций в основной капитал возможные соответствующие им объемы ВРП Волгоградской области. Для этого проводились следующие вычисления:

— так как объем инвестиций оказывает существенное влияние на уровень и динамику ВРП, то целесообразно рассмотреть ВРП как функцию зависимости от объема инвестиций в основной капитал;

— по статистическим данным за 2005—2016 годы была построена регрессионная зависимость ВРП от инвестиций в основной капитал для Волгоградской области (рисунок 5). Наблюдаемый временной ряд ВРП от объема инвестиций (серые круги) характеризуется положительной линейной динамикой и описывается парным уравнением регрессии следующего вида у = а*х+ Ь:

у = 3,28*х + 126241, (3)

где

у=ВРП — объем ВРП, в млн рублей;

х=ОИ — объем инвестиций, в млн рублей;

а=(ДВРП/ДОИ)=3,28 — коэффициент или скорость прироста объема ВРП в млн рублей при увеличении объема инвестиций ОИ на 1 млн рублей;

Ь = 126241 млн рублей.

Степень достоверности аппроксимации наблюдаемой зависимости объема ВРП от объема инвестиций посредством уравнения регрессии (3) Я2 = 0,972 (рисунок 5).

Если считать, что уравнение регрессии (3) отражает фундаментальные особенности инвестиционной деятельности в Волгоградской области, как это обсуждалось выше для фундаментальных трендов ВРП и ОИ, то, согласно расчетам по данному уравнению, ВРП Волгоградской области впервые превысит 1 трлн рублей в 2022 году и составит 1 031 253 млн рублей при уровне инвестиций 275 910 млн рублей

Согласно прогнозу Комитета финансов Волгоградской области, объем ВРП должен составить 1010,8 млрд рублей в 2021 году при уровне инвестиций в 228,1 млн рублей. Таким образом, уровень инвестиций согласно фундаментальному уравнению взаимосвязи ВРП и ОИ (3) для «первого триллионного значения ВРП» отличается от прогноза Комитета финансов на 21,0% (или 47,8 млрд рублей) в большую сторону.

Зависимость ВРП от инвестиций в основной капитал

1200000

1000000

с.

а

ч 53

е

Рч

м

800000

600000

400000

200000

/

—О )

у

а' у ¡у

О ВРП

-----Уравнение

регрессии у

у = 3,2801х+ 126241 И2 = 0,972

ооооооооооооо оооооооооооо оооооооооооо >Г, С >Л О 1Г, С 1Г, О 'Г, О 'Л о

Объем инвестиций в оновной капитал, млн. руб.

Рисунок 5. Зависимость ВРП от инвестиций в основной капитал для Волгоградской области в период 2005—2017 годов

Средний прирост инвестиций в основной капитал за 2019—2021 годы по прогнозу Комитета финансов должен быть около 14 млрд рублей. Получается, что объем инвестиций в 275 910 млн рублей может быть достигнут не ранее, чем через три года, согласно представленному в данном проекте прогнозу при инерционном характере развития инвестиций в основной капитал по фундаментальному уравнению регрессии (3).

Коэффициент (или скорость) прироста объема ВРП рассчитан по формуле:

а = (ДВРП/ДОИ)

(4)

Это традиционно применяемый в макроэкономике мультипликатор инвестиций. По Волгоградской области он равен 3,28 (уравнение 3). Данный мультипликатор показывает, что при увеличении объема инвестиций, например, на 10 млрд рублей в среднем можно ожидать прирост ВРП Волгоградской области на 32,8 млрд рублей.

По прогнозу Комитета финансов ВРП должен увеличиться на 62,6 млрд рублей при росте объема инвестиций в ОК на 14,4 млрд рублей за 2020—2021 годы.

Получается, что тогда мультипликатор инвестиций должен иметь значение 4,3, что превосходит полученное по фундаментальному уравнению регрессии (3) значение а=3,28 в 1,33 раза. Таким образом, Комитетом финансов предполагается, что мультипликатор от инвестиций в основной капитал по Волгоградской области должен возрасти в 2021 году почти на 33% по сравнению с фундаментальной тенденцией (а=3,28).

Прогнозные значения объемов ВРП для периода 2018—2025 годов рассчитывались на основе фундаментального уравнения регрессии (3) связи ВРП и инвестиций в основной капитал и данных 4-го столбца таблицы 8.

Анализ таблицы 9 показывает, что даже для сценария 1 (базисный), характеризуемого минимальным среднегодовым абсолютным приростом объема инвестиций в капитал ДОИ=Ш млрд рублей, триллионное значение ВРП=1 014,395 млрд. рублей достигается при объеме инвестиций ОИ=270,77 млрд рублей в 2025 году. Если среднегодовой абсолютный прирост объема инвестиций в капитал ДОИ=20 млрд рублей, то та же ситуация будет достигнута в 2021 году — сценарий 3 (оптимистический).

Полученные в данном исследовании результаты как количественных измерений, прогнозов, так и их интерпретации, в основу которых было положено сравнение с аналогичными данными официальных источников, позволяют сформулировать следующие выводы и рекомендации:

— разное количество регионов, включаемых в выборку для расчетов (76, 78 и 81), связано с необходимостью обеспечить максимальную точность результатов расчетов, но так как для каждого из направлений анализа, где численность выборки была разная, определено разное количество регионов, которые нарушают ее количественную однородность по анализируемому показателю, в результате мы видим разные цифры по выборочной совокупности;

— выявлен разрыв между планируемыми и возможными стратегическими показателями экономического роста (на примере ВРП, ДВРП), это может свидетельствовать не только о сильном разрыве систем прогнозирования и планирования в государственной практике стратегического управления, с одной стороны, и в фундаментальных и прикладных научных исследованиях, с другой, но и об угрозе принятия неэффективных, ошибочных управленческих решений по экономическому развитию территории на примере Волгоградской области, что подтверждается приведенными ретроспективными показателями экономического роста в регионе;

— отсутствие объяснений в официальных источниках (Волгоградстат, Комитет экономической политики и развития Волгоградской области, Комитет промышленности и торговли Волгоградской области) по представленным материалам, например, резким изменениям внутригодовых значений индекса физического производства в 2018 году или расхождениям сведений об инвестиционных проектах, действующих на территории области по данным Облторга и Инвестиционного портала региона, характеризующего инвестиционный потенциал экономики и возможности достижения заданных показателей роста ВРП, свидетельствует о недостаточно высоком уровне планирования и учета.

В качестве одного из решений выявленной проблемы можно предложить повысить качество взаимодействия органов исполнительной власти с экспертным сообществом, а также скорректировать методические правила, которые используются в системе стратегического планирования по применяемым методам и подходам. Можно убедиться, что использованный в исследовании расчетный

аппарат включает в себя традиционный набор статистических показателей, обеспечивающий получение фундаментальных результатов, однако сама логика, подход к их применению для динамического анализа и сравнения дает возможность критически оценивать официальные прогнозы и отчеты о достигнутых успехах в экономике региона.

Литература

1. Горидько Н.П., Нижегородцев Р. М. Регрессионное моделирование и прогнозирование экономического роста на примере Архангельской области // Экономика региона. 2012. № 4. С. 122-130.

2. Иванов О.Б., БухвальдЕ. М. Региональные институты развития в системе стратегического планирования // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2018. № 1. С. 61-77.

3. Иванов О.Б., Бухвальд Е. М. Стратегическое территориального планирование в регионах России // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2018. № 3. С. 7-21.

4. Кирдина-Чэндлер С. Г. Мезоуровень: новый взгляд на экономику?: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2017.

5. Кирдина-Чэндлер С.Г., МаевскийВ.И. Методологические вопросы анализа мезоуровня в экономике // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017. Т. 9. № 3. С. 7-23.

6. Отчет Комитета промышленности и торговли Волгоградской области перед жителями Волгоградской области за 2017 год. URL: http://promtorg. volgograd.ru/upload/iblock/e25/Otchet_sokrashchennyy_pechat.pdf (дата обращения: 20 мая 2019 года).

7. Сборник Росстата «Регионы России. Социально-экономические показатели». URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_14p/Main.htm (дата обращения 20 мая 2019 года)

8. Хрусталев Е.Ю., СлавяновА. С. Инновационно ориентированная методология оценки состояния и возможностей роста национальной экономической системы // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 115. С. 98-116.

9. Шамилев С.Р., Шамилев Р. В. Анализ душевого ВРП в субъектах СКФО // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 231.

10. Шаркевич И.В., Злочевский И. А. Качество экономического роста и структурных изменений как результат и оценка эффективности промышленной политики // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 38. С. 41-46.

11. BuletovaN.E., ZlochevskyI.A., SharkevichI. V., StepanovaE. V. Structural analysis and criteria for assessment of state economic policy // International Journal of Applied Engineering Research, 2017. Vol.12. No. 17. Pp. 6603-6614.

References

1. Gorid'ko N.P., Nizhegorodtsev R. M. Regression modeling and forecasting of economic growth on the example of the Arkhangelsk region. Ekonomika regiona [Economy of the region], 2012, no. 4, pp. 122—130 (in Russian).

2. Ivanov O.B., Bukhvald E. M. Regional development institutions in strategic planning. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2018, no. 1, pp. 61-77 (in Russian).

3. Ivanov O.B., Bukhvald E. M. Strategic spatial planning in the regions of Russia ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2018, no. 3, pp. 7-21 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kirdina-Chandler S. G. Meso-level: a new look at the economy?: Scientific report, Moscow: Institute of Economics, RAS, 2017 (in Russian).

5. Kirdina-Chandler S.G., Mayevsky V. I. Methodological issues of analysis of the meso-level in the economy. Journal of Institutional Studies (Zhurnal Institutcial'nyh Issledovaniy), 2017, vol. 9, no. 3, pp. 7-23 (in Russian).

6. Report of the Industry and Trade Committee of the Volgograd region for residents 2017. Available at: http://promtorg.volgograd.ru/upload/iblock/e25/ Otchet_sokrashchennyy_pechat.pdf (accessed May 20, 2019) (in Russian).

7. Rosstat Collection "Regions of Russia. Socio-economic indicators". Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_14p/Main.htm (accessed 12 February, 2019).

8. Khrustalev E. Yu, SlavyanovA. S. Innovation-oriented methodology for assessing the state and growth opportunities of the national economic system. Poli-tematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University], 2016, no. 115, pp. 98-116 (in Russian).

9. Shamilev S. R., Shamilev R. V. Analysis of per capita GRP in the subjects of the North Caucasus Federal District. Sovremennye problem nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2011, no. 6, p. 231 (in Russian).

10. Sharkevich I.V., Zlochevsky I. A. The quality of economic growth and structural changes as a result and an assessment of the effectiveness of industrial policy. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya [Regional Economics: Theory and Practice], 2013, no. 38, pp. 41-46 (in Russian).

11. Buletova N.E., Zlochevsky I. A., Sharkevich I. V., Stepanova E. V. Structural analysis and criteria for assessment of state economic policy // International Journal of Applied Engineering Research, 2017, vol. 12, no. 17, pp. 6603-6614.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.