УДК 338.2
РАЗРАБОТКА СЦЕНАРНЫХ УСЛОВИЙ как ключевой этап ПОДГОТОВКИ стратегии региона
О.И. Карасев
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]
В.Л. Пуляевская
Центр стратегических исследований Республики Саха (Якутия) E-mail: [email protected]
В данной статье рассматриваются сценарные условия наиболее вероятных внешних и внутренних условий развития экономики Республики Саха (Якутия). Дается оценка тенденций развития мировой экономики, динамики товарных рынков и перспективы развития экономики региона. Представлен прогноз основных макроэкономических показателей Республики Саха (Якутия) на среднесрочный период.
Ключевые слова: региональная стратегия, сценарии, среднесрочный прогноз.
DEVELOPMENT OF SCENARIO CONDITIONS AS KEY STAGE OF PREPARATION OF STRATEGY OF REGION
O.I. Karasev
Lomonosov Moscow State University E-mail: [email protected]
V.L. Pulyaevskaya
Strategic Research Center of the Republic of Sakha (Yakutia) E-mail: [email protected]
The article considers scenario conditions of the most probable external and internal conditions of development of economy of the Sakha (Yakutia) Republic. The trends of the development of the world economy, dynamics of goods market and development prospects for the region economy are appraised. The medium-term forecast of the main macroeco-nomic indicators of the Sakha (Yakutia) Republic is presented.
Keywords: regional strategy, scenarios, medium-term forecast.
При разработке любой стратегии должен, в первую очередь, ставиться целевой вопрос -будущего страны.
А.А. Аузан, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова
28 июня 2014 г. в России был принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», ознаменовавший важный этап развития отечественной практики планово-прогнозных разработок. Необходимость системного регулирования данных процессов
© Карасев О.И., Пуляевская В.Л., 2016
на всех уровнях государственного управления назревала десятилетиями. С принятием закона была предпринята попытка выстроить целостную систему документов государственного стратегического планирования, взаимно согласованную на всех уровнях принятия решений, включая региональный. Так, в соответствии с этим документом субъекты Федерации разрабатывают стратегии социально-экономического развития - с целью определения приоритетов, целей и задач государственного управления на уровне регионов на долгосрочный период.
Основой для формирования стратегий выступают региональные прогнозы - документы, содержащие систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах социально-экономического развития субъектов Федерации на средне- или долгосрочный период. Разработка прогноза предполагает определение вероятных сценариев, учитывающих тенденции мирового экономического развития и внешнеэкономической конъюнктуры, варианты изменения экономики и социальной сферы России в целом и соответствующего федерального округа, на территории которого располагается регион.
При разработке сценарных условий и сценариев развития региона принято учитывать две группы факторов - внешние по отношению к региону (тенденции развития мировой и национальной экономики), а также внутренние (социально-экономический потенциал конкретной территории).
Внешние условия долгосрочного развития Республики Саха (Якутии) находятся под сильным влиянием трендов развития мировой экономики, в первую очередь, тех рынков, на которых регион может занять и удержать устойчивые позиции - драгоценных камней и металлов, энергетических ресурсов и некоторых других. Поскольку проекты освоения природных ресурсов, предполагаемые к реализации в регионе, в значительной степени ориентированы на экспорт, их реализация сильно зависит от мировых тенденций изменения спроса и цен, и высокая степень неопределенности в этой сфере создает угрозы для экономики республики.
По нашим оценкам, в качестве базового сценария развития мировой экономики может быть принято постепенное восстановление сбалансированности экономик и повышение производительности труда за счет средних темпов технологического прогресса; экспансия развивающихся рынков БРИКС и выход ведущих развивающихся стран в лидеры мирового экономического роста (с учетом ключевой роли Индии и КНР); увеличение продолжительности жизни населения (за счет достижений в области медицины и экологии) и численности среднего класса в мире, влекущее за собой повышение уровня жизни (рис. 1). Темп роста мирового ВВП в 2016-2035 гг. в этом варианте ожидается на уровне 3-3,5 %. Также на первый план выходит переориентация направлений движений капитала - в сторону наиболее динамически развивающихся стран и секторов экономики.
Ключевыми тенденциями для США и Японии станут финансовые проблемы и реструктуризация государственного долга, что предопределит средние темпы роста до 2020-2025 гг. Восстановление экономики США будет опираться на рост предельной склонности к сбережению, тогда как Япония будет в большей степени использовать внутренние резервы спроса. По нашему мнению, следует ожидать достаточно высоких темпов роста
Необходимость оптимизации бюджетных расходов, устранения внутренних противоречий в финансовых системах, реструктуризации госдолга. Увеличение предельной склонности к сбережению, инвестиции в ИиР. рост производительности труда Замедление роста численности населения трудоспособного возраста в 2025-2035 гт.
Необходимость оптимизации бюджетных расходов, реструктуризации госдолга Опора на внутренние резервы спроса Повышение значимости демографического барьера роста
Завершение политической интеграции стран-участниц До 2025 г. - ассимиляция мигрантов, реструктуризация внутреннего долга ЕС и стран-участниц, выход на траекторию равномерного и устойчивого развития за счет технологических инноваций
Евросоюз
Активизация внутреннего спроса, повышение уровня жизни, ускорение технологической конвергенции Постепенная реаллокация мирового производства в Тихоокеанский и Индоазиатский регионы Замедление темпов роста Сигма-конвергенция с развитыми странами за счет глобализации рынков и опережающего роста мировой торговли
Индия, Бразилия, КНР Темпы роста
Рис. 1. Ключевые тенденции базового сценария развития мировой экономики
американской экономики - за счет инвестиций в исследования и разработки, а также динамичного повышения производительности труда. Сдерживающим фактором станет замедление роста численности населения трудоспособного возраста с 2025 по 2035 г., вызванное выходом на пенсию населения военного бэби-бума. В целом для развитых стран повышается важность демографического барьера роста, а также необходимость оптимизации бюджетных расходов для устранения внутренних противоречий в финансовых системах и решения проблемы государственного долга.
Индия, Бразилия, КНР будут демонстрировать высокие темпы роста до 2035 г. благодаря использованию механизмов активизации внутреннего спроса, повышения уровня жизни населения и ускорения темпов технологической конвергенции. В долгосрочном периоде будет происходить постепенная реаллокация мирового производства в Тихоокеанский и Индоазиат-ский регионы. Несмотря на замедление темпов роста развивающихся стран будет наблюдаться сигма-конвергенция между ними и развитыми странами, связанная с сохранением тенденции глобализации рынков и опережающим ростом мировой торговли.
Основными тенденциями для ЕС станут миграция, завершение политической интеграции стран-участниц и финансовая стабилизация еврозоны. В горизонте до 2025 г. прогнозируются низкие темпы роста этой группы стран. При этом 2025 г. выбран в качестве опорного в связи с необходимым временем для ассимиляции мигрантов, реструктуризации внутреннего долга ЕС и стран-участниц и достижения траектории равномерного и устойчивого развития за счет технологических инноваций (долгосрочные результаты научно-технологических программ Европейской комиссии) и синхронизации научно-технологических уровней стран. После 2025 г. экономика Евросоюза будет демонстрировать средние темпы роста.
Реиндустриапизация на основе новых производственных технологий Изменение
Наиболее динамичное развитие среди стран БРИКС Структурная перестройка экономики, выход на траекторию долгосрочного стабильного развития за счет мобилизации внутреннего слроса (в частности, за счет высокой склонности к сбережению) Стремление к группе развитых стран за счет трансфера технологий
структуры экономики в пользу секторов «экономики знаний». Рост значимости
человеческого капитала как фактора роста. Новые вызовы в социальной сфере
Реализация конкурентных преимуществ дешевой рабочей силы. Поэтапное повышение уровня экономического развития за счет развития производств с низкой добавленной стоимостью и технологического трансфера Возможность мобилизации внутренних резервов развития - высокие темпы роста населения, обеспеченность ресурсами Риск неосуществления структурной перестройки экономики
Рис. 2. Ключевые тенденции инновационного сценария развития мировой экономики
Важной предпосылкой данного сценария является развитие и дальнейшая взаимоинтеграция существующих региональных экономико-социально-политических кластеров: Евразийского экономического союза, Таможенного союза ЕАЭС, ЕС, Тихоокеанского союза, БРИКС, ЛАГ, ШОС. В рамках кластеров будет происходить дальнейшая конвергенция социально-экономического и технологического развития.
Ускоренное вхождение ведущих стран мира в VI технологический уклад в долгосрочном периоде может обозначить переход от базового сценария к другому варианту развития - инновационному (рис. 2). Появление новых технологий в сфере высокотехнологического производства будет накладывать дополнительные требования к уровню квалификации рабочей силы и инфраструктуре. Существующие производства низкой добавленной стоимости будут постепенно выводиться из стран группы БРИКС в Юго-Восточную Азию и страны Западной Африки.
В связи с потребностью в значительных объемах электроэнергии для обеспечения функционирования высокотехнологических производств произойдет технологический прорыв в рамках новых видов энергоресурсов -переориентация на технологии чистого угля, возобновляемые источники энергии, природный газ (к 2035 г., по нашим оценкам, в мире может быть создана развитая инфраструктура сжиженного природного газа).
В рамках инновационного сценария будет происходить дивергенция стран группы БРИКС. В группу «догоняющих» войдут наиболее динамично развивающиеся страны группы - КНР, Индия и Южная Африка, которые смогут провести структурную перестройку экономики, выйти на долгосрочные стабильные тенденции развития за счет мобилизации внутреннего спроса (в частности, за счет высокой склонности к сбережению в КНР) и будут стремиться к развитым странам за счет трансфера технологий. Груп-
Ш
па «отстающих» будет образована странами, которые обладают значительным потенциалом развития, однако не смогут его реализовать по причинам отсутствия структурной перестройки экономики.
В рамках развития общества будут просматриваться тенденции нового социального прогресса (с 2025 г.). Наиболее существенными станут проблемы взаимодействия человека и машины, а также границы человека в технологическом, нравственном и физическом плане.
На геополитической карте мира появятся новые центры региональной интеграции в рамках существующих геополитических союзов, причем наибольшую роль будут играть ШОС, ЕС, Тихоокеанский союз и ЕАЭС. Значительные интеграционные движения возможны в странах Южной и Центральной Африки за счет технологического развития, реализации конкурентных преимуществ дешевой рабочей силы и постепенного повышения уровня экономического развития.
Долгосрочные перспективы развития Республики Саха (Якутии) определяются под влиянием ряда социально-экономических процессов, тенденций и ограничений, формирующихся как в мире, так и в России. При этом, на наш взгляд, необходимо выделить следующие основные вызовы:
- сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
- усиление конкуренции на внутренних и внешних рынках товаров и услуг, трудовых ресурсов, инвестиций;
- необходимость преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях;
- исчерпание имеющихся резервов производственных мощностей и технологических заделов в большинстве отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста.
Следует обратить внимание на то, что кризисные явления в отечественной экономике в сочетании с кардинальным изменением внешних условий развития страны обусловили изменение возможных сценариев развития региона в среднесрочном периоде - при том, что долгосрочные приоритеты в значительной степени сохранили свою значимость. В этой связи большое значение имеет обеспечение согласованности прогнозных документов, разрабатываемых с разным временным горизонтом.
Так, прогноз Минэкономразвития России на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг. [3] характеризует развитие российской экономики в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, продолжения применения на протяжении всего прогнозного периода к России экономических санкций со стороны ЕС и США и ответных контрсанкций. Негативное влияние на восстановление инвестиционной активности, по мнению разработчиков этого документа, окажут ограничение доступа на мировые рынки капитала для российских компаний и достаточно высокий уровень чистого оттока капитала частного сектора, связанный с погашением внешнего долга.
Содержательные предпосылки сценариев, заложенных в прогнозе, в целом преемственно сохранены и в Сценарных условиях на 2017-2019 гг.,
Основные параметры базового макроэкономического прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации
2015 г. факт 2016 г. оценка 2017 г. прогноз 2018 г. прогноз 2019 г. прогноз
Средняя цена на нефть Urals, (долл. США/барр.) 51,2 40,0 40,0 40,0 40,0
Темп роста мировой экономики (%) 103,1 103,2 103,4 103,4 103,4
Инфляция (ИПЦ) за период, прирост цен (%) 12,9 6,5 4,9 4,5 4,0
Курс доллара (среднегодовой), (руб. за долл. США) 61,0 67,2 64,8 64,1 62,7
опубликованных министерством в апреле 2016 г. [4]. Основные параметры базового сценария отражены в таблице.
Альтернативные варианты среднесрочного прогноза для России в целом предполагают более жесткие ресурсные ограничения и, как следствие, связаны с более низкими показателями экономической динамики.
Помимо тенденций развития мировой и российской экономики, важное значение для определения перспектив развития региона имеет понимание специфических его стартовых условий, проблем и задач - иными словами, внутренних сценарных факторов.
Экономика Республики Саха (Якутия) представляет собой устойчиво развивающийся экспортно-ориентированный хозяйственный комплекс с преобладающим горнодобывающим сектором и недостаточно развитой транспортно-энергетической инфраструктурой, сдерживаемой экстремальными природно-климатическими условиями, отдаленностью и труднодоступностью территории. Республика лидирует на Дальнем Востоке по объему ВРП, промышленной продукции, экспорту, доходам бюджета, вводу жилья, социальных объектов, инвестициям в основной капитал, объему розничной торговли. Социальная ситуация в регионе достаточно стабильна, положительную динамику демонстрирует естественный прирост населения. Республика располагает сравнительно молодыми трудовыми ресурсами, отличается сравнительно высокими доходами населения и их положительной динамикой, благоприятной в целом экологической ситуацией.
В 2015 г., несмотря на сложную ситуацию, в течение года темпы роста основных макроэкономических показателей Якутии стабильно превышали среднероссийские. По ряду важных показателей был отмечен рост, в то время как на уровне страны в целом их значения ухудшились. Так, валовой региональный продукт республики увеличился за год на 2,0 %, в то время как ВВП России сократился на 3,7 %; объем промышленного производства вырос на 3,8 % при снижении данного показателя на национальном уровне на 3,4 %. Положительную динамику показали объем инвестиций в основной капитал (+0,3 % - при сокращении на уровне страны в целом на 8,4 %) и оборот розничной торговли (+2,1 % и -10,0 % соответственно). Уровень инфляции в Якутии также был ниже среднероссийского - 11,8 % против 15,5 % [5].
К числу факторов, определяющих потенциальный экономический рост республики, по нашему мнению, можно отнести:
- лидирующие позиции, с устойчивой перспективой на прогнозный период, в ряде секторов экономики - добыче алмазов, сурьмы, олова, золота, угля, в производстве бриллиантов;
- значительные перспективы роста нефтедобычи, газодобычи, угольной отрасли и электроэнергетики, ориентированных на международные и общероссийские рынки;
- относительно развитое сельское хозяйство;
- наличие традиций и конкурентоспособной сырьевой базы для развития алмазогранильной и ювелирной промышленности, производства и экспорта уникальной продукции сельского хозяйства, развитие лесного комплекса и туризма;
- выгодное географическое положение на пересечении кратчайших путей между Азией, Европой и Америкой, создающих транспортно-транзит-ный потенциал республики; наличие крупных научных и образовательных центров;
- высокий образовательный уровень населения.
В зависимости от сочетания внутренних и внешних условий можно выделить три сценария социально-экономического развития региона - базовый, консервативный и целевой. Базовый сценарий предполагает затянувшийся процесс преодоления последствий экономического кризиса в России, ограниченное бюджетное финансирование, недостаточную инвестиционную активность частного сектора и доходов населения. Консервативный сценарий разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий. Наконец, целевой сценарий основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при действующих внешнеэкономических условиях.
Министерством экономического развития по Республике Саха (Якутия), согласно Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 сентября 2015 г. № 345 «О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2016-2018 годы», утвержден прогноз основных макроэкономических индикаторов. Однако в связи с изменениями ситуации в российской и мировой экономике эти прогнозные оценки требуют корректировки.
ГАУ «Центр стратегических исследований Республики Саха (Якутия)» разработан уточненный вариант среднесрочного прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период 2017-2019 гг. Рассмотрим основные результаты этих прогнозных построений.
Объем валового регионально продукта Якутии в 2016 г. оценивается на уровне 812 млн руб., что означает прирост на 2,5 % к 2015 г. в сопоставимых ценах. В трехлетней перспективе индекс физического объема ВРП, как ожидается, будет варьировать в пределах 103,5-105,5 % в 2017 г., 102,6-103,7 % в 2018 г. и 100,6-101,6 % в 2019 г. (рис. 3).
Структура ВРП в среднесрочном периоде существенно не изменится, она будет характеризоваться высоким удельным весом промышленности
Рис. 3. Фактическая и прогнозная динамика валового регионального продукта Республики Саха (Якутия)
(значение показателя по итогам 2014 г. - 50,2 %). Этот сектор является базовым для экономики республики в целом, а также основным источником формирования бюджетных доходов. В 2016 г. индекс промышленного производства, как ожидается, составит 101,1 % к предыдущему году. В 2019 г. значение этого показателя прогнозируется на уровне 105,1, 101,2 и 105,2 % соответственно в рамках базового, консервативного и целевого сценария. В последнем случае рост будет обеспечен преимущественно за счет увеличения добычи в угольной и нефтяной отрасли.
Что касается инвестиций в основной капитал, по итогам 2016 г. ожидается рост показателя в сопоставимых ценах на 56,2 %. Это позволит достичь его абсолютного значения порядка 328,5 млрд руб. Ключевым фактором динамики инвестиций в республике является реализация крупных инвестиционных проектов - строительство газопровода «Сила Сибири» и обустройство Чаяндинского месторождения. В предстоящем трехлетнем периоде реализация целого ряда значимых для региона проектов продолжится.
Сокращение реальных денежных доходов населения в совокупности со сжатием потребительского кредитования окажет в текущем году негативное влияние на потребительский спрос. Сохранение геополитической напряженности и негативные последствия санкций предопределят сокращение потребления населением ряда товаров и необязательных услуг потребление. Ожидается, что рост доходов населения восстановится начиная с 2018 г.
По имеющимся оценкам, в 2016 г. темп роста оборота розничной торговли составит 100,4 % в сопоставимых ценах, и в абсолютном выражении этот показатель достигнет уровня 203,4 млрд руб. Факторами, влияющими на развитие сектора услуг для населения, будут являться объем платежеспособного спроса, а также потребление обязательных и социально необходимых видов услуг. Ожидается, что в 2016 г. объем платных услуг населению составит 75,3 млрд руб., т.е. увеличится на 0,3 % в сопоставимых ценах по сравнению с уровнем предыдущего года.
Что касается прогноза инфляции, расчетное значение среднегодового индекса потребительских цен в 2016 г. составило 108,4 %, в том числе по группе промышленных товаров - 108,7 %, непродовольственных товаров - 107,7 % и платных услуг - 107,5 %. В предстоящем трехлетнем периоде прогнозируется замедление роста потребительских цен как на товары, так и на услуги. Это произойдет, главным образом, под влиянием сохраняющихся ограничений в сфере потребительского спроса, ожидаемого укрепления курса рубля, проведения достаточно консервативной денежной политики, направленной на сдерживание инфляционных процессов, и некоторых других факторов. Расчет по базовому сценарию показывает, что в период 2017-2019 гг. следует ожидать поэтапного снижения инфляции с 5,2 до 4,3 % в год.
Прогноз демографической ситуации в регионе показывает усиление тенденции старения населения и ухудшение его возрастной структуры. Продолжающееся снижение численности женщин в репродуктивном возрасте, а также откладывание рождения первого ребенка на более поздний период будут сдерживать рост показателей рождаемости. Тем не менее в среднесрочной перспективе сохранится определенная положительная динамика демографических показателей - в первую очередь, за счет превышения естественного прироста над миграционной убылью. Базовый вариант прогноза исходит из того, что в 2016 г. среднегодовая численность населения республики составит 960,9 тыс. человек, в 2017 г. она увеличится до 963,3 тыс., в 2018 г. - 965,6 тыс. и в 2019 г. - 967,6 тыс. человек. Таким образом, прирост показателя за трехлетний период (2017-2019 гг.) составит порядка 0,7 %.
Успешное развитие республики в сложившихся непростых условиях возможно за счет мобилизации имеющихся резервов роста в рамках открывающихся «окон возможностей» при одновременном преодолении возникающих рисков. Экономический рост Якутии может базироваться на реализации имеющихся конкурентных преимуществ в отраслях традиционной специализации, сопровождающейся диверсификацией экономики посредством развития нефте- и газодобычи, добычи руд черных и цветных металлов, металлургии, создания новых производств с существенной инновационной составляющей (включая нефтегазоперерабатывающие и неф-тегазохимические), а также развития сервисных секторов - транспортно-логистических, высокотехнологичных, социальных услуг [1, 2].
Конкретная программа действий, обеспечивающих переход экономики республики к целевому сценарию, должна найти свое отражение в региональной стратегии, разработка которой предусмотрена законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Литература
1. Глинский В.В., Серга Л.К., Пуляевская В.Л. Статистический инструментарий в решении задач управления развитием территорий // Вопросы статистики. 2014. № 10. С. 14-20.
2. Пуляевская В.Л. Валовой муниципальный продукт в оценке уровня экономического развития Республики Саха (Якутия) // Вестник НГУЭУ. 2015. № 4. С. 135-144.
3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Минэкономразвития России. 2015. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depMacro/20151026
4. Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Минэкономразвития России. Апрель 2016 г. URL: http://economy.gov. ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/201505272
5. Информация об экономической ситуации в Республике Саха (Якутия). Правительство Республики Саха (Якутия). URL: http://www.sakha.gov.ru/obshtaya-informatsiya
Bibliography
1. Glinskij VV, Serga L.K., Puljaevskaja V.L. Statisticheskij instrumentarij v reshenii zadach upravlenija razvitiem territorij // Voprosy statistiki. 2014. № 10. P 14-20.
2. Puljaevskaja V.L. Valovoj municipal'nyj produkt v ocenke urovnja jekonomicheskogo razvitija Respubliki Saha (Jakutija) // Vestnik NGUJeU. 2015. № 4. P 135-144.
3. Prognoz social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na 2016 god i na planovyj period 2017 i 2018 godov. Minjekonomrazvitija Rossii. 2015. URL: http:// economy.gov.ru/minec/about/structure/depMacro/20151026
4. Scenarnye uslovija, osnovnye parametry prognoza social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii i predel'nye urovni cen (tarifov) na uslugi kompanij infrastrukturnogo sektora na 2017 god i na planovyj period 2018 i 2019 godov. Minjekonomrazvitija Rossii. Aprel' 2016 g. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/macro/prognoz/201505272
5. Informacija ob jekonomicheskoj situacii v Respublike Saha (Jakutija). Pravitel'stvo Respubliki Saha (Jakutija). URL: http://www.sakha.gov.ru/obshtaya-informatsiya