1. Латов Ю.В. Национальная экономическая безопасность в историческом контексте // Историко-экономические исследования. 2007. Т.8. №1. С. 5-29.
2. Артемьев Н.В., Латов Ю.В., Наумов Ю.Г. Формирование механизма декриминализации малого бизнеса современной России // М. Академия управления МВД России. 2014. 156 с.
3. Артемьев Н.В. Эволюция доктрин экономической безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 3. С. 229 -233.
4. Сото Э. де. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. Пер. с англ. Б. Пинскер. // М.:СаМ1аху. 1995. 320 с. -http://ww.vixri.com/d/Emando%20de0/o20Soto%20_[NOJ0/o20PUT%o20N evidimaj a%20revoljucij a%20v%20t.pdf.
5. Hoff K., Stiglitz J.T. After the Big Bang& Obstacles to the Emergence of the Rule of Law in Post-Communist Societies // NBER Working Paper # w9282. October 2002. -http://papers.nber.org/papers/w9282.pdf.
6. Малова Т.А. Развитие процесса капитализации в контексте проблемы экономической безопасности // Управление риском. 2007. № 4. С. 17-22.
Пономарева А.А., Лысенко Ю.В.
ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПОНСОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Финансовый университет при Правительстве РФ
Ключевые слова: спонсорство, спонсорская деятельность, спорт.
Аннотация: в настоящее время тема спортивного и другого спонсорства в России очень актуальна. Во время Олимпийских игр в Сочи, прошедших в 2014 году, оргкомитет смог привлечь значительное количество спонсорских средств от российских организаций, что также дало толчок развитию рынка спортивного маркетинга, в спорт начали приходить новые компании. В статье приведено понятие спонсорства, статистика спонсорской деятельности в мировом и российской масштабе, произведена оценка и перспективы развития данной отрасли на территории РФ.
Keywords: sponsorship, sponsorship, sports.
Abstract: currently, the topic of sports and other sponsorship in Russia is very relevant. During the Olympic games in Sochi held in 2014, the organizing Committee managed to attract a significant amount of
sponsorship funds from Russian organizations, which also gave impetus to the development of the market of sports marketing in the sport started to come of the new company. The article presents the concept of sponsorship, the statistics of sponsorship activities in the global and national scale, the assessment and prospects of development of this industry in Russia.
Спонсорская деятельность - это поддержка, оказываемая спорту, спортивным мероприятиям, спортивным организациям и соревнованиям внешней по отношению к ним фирмой или лицом. Характерные черты спортивного спонсорства: спонсор вносит вклад в спорт в денежной или иной форме, спонсируемая деятельность не является частью коммерческих операций фирмы-спонсора [1].
Для оценки рынка спонсорства в конкретном регионе принято использовать вычисление совокупной стоимости всех спонсорских контрактов на данной территории. Статистика на начало 2017 г. выглядит следующим образом:
• объем рынка спонсорства в мире составляет около 60 млрд. долларов;
• объем рынка спонсорства в Европе - около 15 млрд. долларов
[2].
Рынок спортивного спонсорства в России имеет отличительную особенность, которая затрудняет проведение аналогичной оценки: значительное влияние государства на деятельность спортивных организаций [3].
Наиболее показательна данная ситуация на примере российского футбола. Из 16 клубов, принимающих участие в чемпионате России по футболу, 9 клубов финансируются за счет средств муниципальных органов, у 4 титульным спонсором является государственная компания, и лишь 3 клуба имеют негосударственных титульных спонсоров - «Урал», «Спартак» и «Краснодар».
На рынке футбольного спонсорства в России присутствуют и другие негативные аспекты. Почти у 73% клубов спонсор либо отсутствует, либо является представителем добывающей отрасли или крупного производства. Можно отметить, что компаниям, у которых потребителями выступают физические лица, не интересна аудитория футбольных клубов. Среди спонсоров, которые имеют дело с конечным потребителем и которым спонсорская деятельность способна помочь в привлечении новой аудитории, можно выделить лишь такие компания, как группа «ВТБ», «РЖД» и «Лукойл».
Примером продуктивной и взаимовыгодной работы со спонсорами может послужить деятельность футбольного клуба «Зенит», у
которого спонсоров премиального уровня около 6, а партнеров и поставщиков около 20. Также стоит сказать, что «Зенит» использует продажу спонсорских прав в конкретном регионе, например, его спонсором в Северо-Западном регионе выступает компания «Ростелеком». Такой подход спонсорских прав является уникальным в РФПЛ для этого клуба.
Рассмотрим, какие другие виды спорта являются привлекательными для спонсорской деятельности в России. Для этого проанализируем, как изменяется соотношение спонсоров (государственных и негосударственных компаний) с условным показателем популярности вида спорта.
Отметим, что во внимание принимались только компании, имеющие статус не ниже спонсора или официального партнера. Для анализа используются данные за 2016 г. Результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Соотношение государственных и частных компаний, выступающих спонсорами для разных видов спорта за 2016 г.
Таким образом, федерации с наибольшим количеством коммерческих спонсоров:
• ФХР (Федерация хоккея России) - 6 спонсоров, которые не являются государственными компаниями;
• РФС (Российский футбольный союз) - 6 спонсоров, которые не являются государственными компаниями;
• РФБ (Российская федерация баскетбола) - 6 спонсоров, которые не являются государственными компаниями;
• СБР (Союз биатлонистов России) - 5 спонсоров, которые не являются государственным компаниями.
Такие же виды спорта как ВФВ (Всероссийская Федерация Волейбола), велоспорт, художественная гимнастика и плавание имеют спонсорами государственные компании.
Можно сделать вывод, что условная популярность и количество болельщиков вида спорта обратно пропорциональны готовности государства оказать помощь спортивным федерациям через компании, владельцем или совладельцем которых оно является [4-6]. Данная тенденция наблюдается на протяжении многих лет: государственная поддержка и «легкие» инвестиции расслабляют федерации, которым уже не нужно искать и развивать свои конкурентные преимущества, разрабатывать уникальные проекты для своих потенциальных спонсоров и партнеров.
Таким образом, на сегодняшний день у российских рекламодателей и коммерческих организаций отсутствует необходимость в разработке специальной программы, которая будет окупать их вложения в спорт. Большая часть компаний работает напрямую со спортивными федерациями без использования агентств, так как деловые отношения между этими компаниями и федерациями не являются спонсорством в прямом значении его как инструмента маркетинга.
Если рассматривать спонсорство непосредственно как деловые отношения между стороной, предоставляющей финансирование (ресурсы, услуги), и спортивной организацией, предлагающей взамен определенные права и возможности для сотрудничества, способные принести коммерческие выгоды для спонсора, то можно сделать вывод, что спонсорский рынок в России ничтожно мал. Крайне мало компаний, которые действительно используют спонсорство для получения коммерческих выгод. Для таких компаний спонсорство -всего лишь часть социальной ответственности.
В создании такой ситуации не последнюю роль играет активное вмешательство государства в деятельность, как спортивных федераций, так и отдельных клубов. Однако спонсорский рынок в России имеет определенные перспективы к росту, что связано как с активными развитием спорта в целом на федеральном и региональном уровне, так и с активным поиском спонсоров непосредственно самими клубами.
Список литературы
1.Мирошниченко В. Поможем! Спонсорство на службе у PR-П. // PR в России. - 2013. - С.7.
2.Данные исследовательской компании IEG. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ieg.com (дата обращения: 20.09.2017).
3. Соловьев А.А. Систематизация законодательства о спорте (российский и зарубежный опыт) // Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Москва, 2012.
4. Афонина М.И. Экстремальные зимние спортивные трассы в условиях больших городов // Интернет-журнал Науковедение. 2012. № 4 (13). С. 72.
5. Можаев Э.Л. Универсиада в Казани: итоги, перспективы, размышления // В сборнике: Наследие крупных спортивных событий как фактор социально-культурного и экономического развития региона Международная научно-практическая конференция. Редколлегия: Ф.Р. Зотова, Н.Х. Давлетова, В.М. Афанасьева, Е.М. Курочкина. 2013. С. 66-68.
6. Петрова Л.Е. Экономика и организация заповедников и национальных парков // Вопросы экономических наук. 2012. № 5 (57). С. 27-29.
Смокова Е.Ю., Дроголова А.В.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: малый бизнес; информационные технологии.
Аннотация. В статье на основе анализа специфики малого бизнеса сформулированы основные особенности использования информационных технологий.
Key words: small business; Information Technology.
Abstract. In the article, based on the analysis of the specifics of small business, the main features of the use of information technologies are formulated.
Актуальность данной работы заключается в том, что в нашей стране появляется все больше и больше предприятий малого бизнеса, в которых зачастую работает очень маленький коллектив, и вести работу без использования ИТ невозможно.
Малый бизнес (МБ) — важнейший сектор современной рыночной экономики. Предприятия малого бизнеса в экономически развитых странах мира создают более 50% валового внутреннего продукта и предоставляют от 50% до 70% от общего числа рабочих мест.
В нашей стране действует ФЗ N 209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего...», где определены основные принципы для