Научная статья на тему 'Оценка и перспективы использования краудсорсинга как инструмента эффективного государственного управления'

Оценка и перспективы использования краудсорсинга как инструмента эффективного государственного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
760
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРАУДСОРСИНГ / CROWDSOURCING / ВИДЫ И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ / TYPES AND FIELDS OF THEIR APPLICATION / ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / PROSPECTS OF USING / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суковатова Ольга Павловна, Чернобродова Людмила Алексеевна

Статья посвящена качественной оценке возможностей использования различных видов краудсорсинга в сфере государственного и муниципального управления. Систематизированы формы сорсинга, обобщены виды краудсорсинга, раскрыты области их применения и реализованные проекты. Исследованы условия и ограничения использования краудсорсинга в сфере государственного и муниципального управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT AND PROSPECTS OF USING CROWDSOURCING AS A TOOL OF EFFECTIVE PUBLIC ADMINISTRATION

The article is devoted to the qualitative assessment of the possibilities of using different kinds of crowdsourcing in the field of state and municipal management. Systematized forms of sourcing, generalized types of crowdsourcing, disclosed fields of their application and realized projects. The conditions are investigated and limitations of using crowdsourcing in the state and municipal management.

Текст научной работы на тему «Оценка и перспективы использования краудсорсинга как инструмента эффективного государственного управления»

ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАУДСОРСИНГА КАК ИНСТРУМЕНТА ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

УДК 338.24

Ольга Павловна Суковатова,

к.э.н., доцент кафедры Государственного и муниципального управления и экономической теории Рязанского государственного радиотехнического университета (РГРТУ)

Тел.: 8 (4912) 46-03-70 Эл. почта: [email protected]

Людмила Алексеевна Чернобродова,

к.э.н., доцент, доцент кафедры Государственного и муниципального управления и экономической теории Рязанского государственного радиотехнического университета (РГРТУ) Тел.: 8 (4912) 46-03-70 Эл. почта: [email protected]

Статья посвящена качественной оценке возможностей использования различных видов краудсорсинга в сфере государственного и муниципального управления. Систематизированы формы сорсинга, обобщены виды краудсорсинга, раскрыты области их применения и реализованные проекты. Исследованы условия и ограничения использования краудсорсинга в сфере государственного и муниципального управлении.

Ключевые слова: краудсорсинг, виды и области применения, перспективы использования, государственное управление, эффективность.

Olga P. Sykovatova,

PhD in Economics, Associate professor of the Department of State and municipal management and economic theory, Ryazan State Radio Engineering University (RSREU) Tel.: 8 (4912) 46-03-70 E-mail: [email protected]

Ludmila A. Chernobrodova,

PhD in Economics, Associate professor of the Department of State and municipal management and economic theory, Ryazan State Radio Engineering University (RSREU) Tel.: 8 (4912) 46-03-70 E-mail: [email protected]

ASSESSMENT AND PROSPECTS OF USING CROWDSOURCING AS A TOOL OF EFFECTIVE PUBLIC ADMINISTRATION

The article is devoted to the qualitative assessment of the possibilities of using different kinds of crowdsourcing in the field of state and municipal management. Systematized forms of sourcing, generalized types of crowdsourcing, disclosed fields of their application and realized projects. The conditions are investigated and limitations of using crowdsourcing in the state and municipal management.

Keywords: crowdsourcing, types and fields of their application, prospects of using, public administration, efficiency.

1. Введение

Актуальность темы обусловлена растущим интересом со стороны власти и бизнеса, научной и практической общественности к вопросам повышения эффективности управления в условиях инновационного развития экономики. Практический интерес вылился в проведение первой интернет-конференции по проблемам краудсорсинга [1]. Конференция отразила широту направлений применения краудсорсинга в нашей стране. Среди них в качестве перспективного направления обозначена сфера государственного и муниципального управления. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что на региональном и муниципальном уровнях власти практика применения краудсорсинга не достигла стадии обобщения и анализа. Однако именно региональный уровень управления рассматривается в настоящее время как наиболее перспективный с точки зрения достижения социально-экономического результата развития, как отдельных регионов, так и страны в целом.

Целью исследования является оценка перспектив использования крауд-сорсинга в сфере государственного и муниципального управления.

2. Формы влияния общественности на принятие управленческих решений

В ранее проведенном исследовании нами была установлена высокая степень корреляционной зависимости результатов регионального социально-экономического развития от качества управления, позволяющая сделать вывод о необходимости постоянного мониторинга и корректировки системы управленческого воздействия, в том числе на инновационной основе. Исследование степени корреляционной зависимости комплексной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти и уровня эффективности деятельности осуществлялось на основе ранжированных оценок за период 2008-2010 гг. Был предложен механизм совершенствования деятельности органов власти территории с учетом конечного результата регионального развития [2].

В этой связи надо приветствовать создание в рамках открытого правительства новых для России механизмов взаимодействия институтов гражданского общества, органов власти и бизнеса, эффективность которого в значительной степени определяется «открытостью правления». Принципами открытости выступают: прозрачность, законность, ответственность органов исполнительной власти за результаты развития, доступность информации для общества и каждого его члена, возможность участия общества в совместном принятии социально-экономических и политических решений. Мировая практика в области открытости государства выработала базисные постулаты открытости:

• свобода доступа к информации для граждан и бизнеса;

• открытость диалога между гражданами и государством;

• открытость государственных расходов;

• открытость парламента, включая свободу доступа к парламентской информации, понятность и публичность процедур принятия законов, вовлечение граждан в процессы разработки и обсуждения законопроектов. Все эти постулаты могут успешно реализовываться на региональном уровне с учетом его специфики.

Высшей формой участия общества в совместном принятии социально-экономических и политических решений - формой проявления народовластия - по-прежнему остаются всенародные и региональные референдумы, проведение которых не исключает, а скорее предполагает использование возможностей инновационных технологий краудсорсинга [3, с.6]. Более

Экономика, Статистика и Информатика

109

№4, 2014

того, считаем, что апробированные формы участия общественности в принятии управленческих решений следует усилить технологическим потенциалом инновационных форм.

При этом важным субъектом происходящих перемен становится экспертное интернет-сообщество социальных сетей. Оно способно «на общественных началах» прово-

дить гражданскую экспертизу законодательства, социально значимых проектов и различных социальных практик. Эффективность взаимодействия органов власти, бизнеса и общества несомненно повышается при активном использовании инновационных инструментов организации этого взаимодействия, закреплении на законодательном уровне

сложившихся на практике инновационных форм.

3. Этапы развития сорсинга и области применения разновидностей краудсорсинга

Представляется возможным внедрение в деятельность властных структур уже апробированных в зарубежной практике современных

Таблица 1.

Этапы (эпохи) развития и характеристика форм сорсинга

Эпоха Эпоха ремесел Эпоха индустрии Постиндустриальное общество Постиндустриальное общество Информационная эпоха

Формы сорсинга Селфсорсинг Инсорсинг Аутсорсинг Краудсорсинг Ноосорсинг

Основные характеристики Отсутствует общественное разделение труда Общественное разделение труда, дающего синергетический эффект Формирование сервисной экономики и вывод отдельных услуг за пределы организации Использование «потенциала толпы» для решения различных задач Использование потенциала профессиональных экспертов

Таблица 2

Разновидности и области применения краудсорсинга

Разновидности краудсорсинга Содержание Области применения Примеры проектов

Краудсорсинг Мобилизация ресурсов людей посредством информационных технологий с целью решения поставленных задач Государственное управление, банковская деятельность, внутрикорпоративное управление 26, в том числе 1 проект государственный

Краудфандинг и краудгифтинг Коллективное финансирование проектов Сотрудничество людей, объединяющих ресурсы, обычно через интернет, для поддержки усилий других субъектов. Помощь пострадавшим, поддержка политических кампаний, поддержка малого бизнеса, создание программных продуктов, он-лайн проекты 514 проектов, количество действующих краудфандинговых платформ превышает 500

Краудрекрутинг Коллективный подбор персонала, поиск идей через поиск людей. Новая технология массового поиска талантов на стыке двух направлений: краудсорсинговые проекты и рекрутинг Вопросы привлечения кадров Три масштабных проекта для российских компаний. Уникальный проект «ТеМП 2012» копании Шйо^у по заказу госкорпорации Росатом, позволивший снизить стоимость и длительность рекрутинга

Краудконсалтинг Консалтинговые услуги в сфере сорсинга, краудфандинга и крау-динвестинга Организационно-техническое обеспечение применения краудсорсинга Российская консалтинговая компания, предоставляющая решения для бизнеса в сфере краудсорсинга, кра-удфандинга и краудинвестинга

Синтеллектуальный краудсорсинг Новый метод решения задач, который позволяет выявлять актуальные проблемы и находить оригинальные решения для сложных нелинейных задач, решение которых требует меж- и транс-дисциплинарного анализа и креативности http://zakon.fom.ru/, http://edu. crowdexpert.ru/node/64, http:// construct.crowdexpert.ru/, http://www.gosbook.ru/about Общественное конструирование образа выпускника российской школы 2020 Общественные консультации по закону об образовании в РФ «ГосБук» - первая в России интерактивная коммуникационная площадка, разработанная для госслужащих

Краудинвестинг (Crowdinvesting) Часть краудфандинга, характеризуется наличием финансового вознаграждения для инвесторов. Модели роялти, народного кредитования и акционерного краудфандинга Различные экологические проекты, и социальные проекты

Краудворкинг Коллективная работа Создание энциклопедий, справочников. Экология http://erarzn.ru/ Википедия; проекты ЭРА (Экологический Рязанский Альянс): «Большая уборка 2014» и др.

Краудпроизводство Коллективное производство товаров и разработка инноваций В области архитектуры и др. Различные архитектурные проекты

форм (инструментов) инновационно-коммуникационных технологий, включая: краудсорсинг, краудфан-динг, ноосорсинг, краудрекрутинг, краудконсалтинг синтеллектуаль-ный краудсорсинг и пр. Каждый из этих инструментов связан с историческими формами общественного разделения труда, что делает целесообразным выделение этапов развития системы сорсинга (таблица 1).

Из таблицы 1 видно, что современной информационной эпохе соответствует технология краудсор-синга, который означает мобилизацию людских ресурсов посредством информационных технологий с целью решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом в целом. Использование различных видов (вариантов) крауд-сорсинга позволяет решать разнообразные задачи в ходе реализации проектов (таблица 2).

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что в России сложилось достаточное количество форм и областей применения разновидностей краудсорсинга. Так, в настоящее время краудсорсинг в Российской Федерации широко используется в банковской практике и начинает применяться в системе государственного и муниципального управления. Считаем возможным обобщить опыт Сбербанка России по распространению технологии краудсорсинга и использовать его в государственном управлении. Учитывая мезоэкономический уровень управления в системе Сбербанка России, считаем, что этот опыт будет особенно ценен на региональном уровне управления. Сбербанк осуществил уникальный проект по внедрению краудсорсинга в банковскую деятельность и провел в ноябре 2011 года первую в России конференцию по краудсорсингу. На сайте банка были сформированы такие порталы, как «Предложите идею», «Пожалуйтесь», «Задайте вопрос». Портал «Предложите идею», в свою очередь, содержал три темы - «Банк», «Страна», «Кра-удсорсинг» - для онлайн-конфе-ренций (всего 125 подтем и три информационные площадки). Информационные площадки отличались

составом экспертного сообщества, что существенно повлияло на качество экспертной оценки.

4. Оценка и перспективы использования краудсорсинга в сфере государственного управления

Для целей государственного управления он позиционируется как мало затратный способ решения поставленных задач и повышения эффективности деятельности органов власти на основе вовлечения общественности в обсуждение различных проектов.

В литературе называют направления и сферы деятельности, пригодные для использования крауд-сорсинга [5]. Из них мы выделили те, которые существенны для регионального уровня управления:

• формирование целей и задач региональной социально-экономической политики;

• разработка способов достижения поставленных целей с учетом интересов общества;

• разработка объективных критериев эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления;

• контроль над выполнением решений, принятых региональными органами власти;

• сбор, обработка и систематизация данных в масштабе региона.

Использование моделей крауд-сорсинга на разных уровнях управления и в разных сферах деятельности дает ряд положительных эффектов, описанных в литературе [4]. Однако акцентируем внимание на выявленных в литературе ограничениях использования краудсорсинга [6,7]:

• не исключает необходимости экспертного анализа и обработки предложений со стороны общественности;

• имеет периодический характер использования;

• должен быть дополнен другими технологиями;

• нуждается в установлении конкретных временных рамок реализации проектов;

• следует учитывать снижение активности экспертов с течением времени;

• предполагает учет особенностей уровня принятия решения и сферы деятельности органа управления;

• требует обеспечения прозрачности принятия решения.

На региональном уровне различают следующие основные виды вопросов, решаемых различными группами экспертных сообществ:

• вопросы жизнеобеспечения населения региона и муниципальных образований, требующие привлечения в качестве экспертного сообщества населения региона;

• вопросы эколого-социо-эконо-мического развития региона, требующие привлечения в качестве групп экспертных сообществ научной общественности, бизнес-сообществ, представителей органов власти;

• вопросы развития малого и среднего предпринимательства, требующие привлечения сообществ потребителей, предпринимателей и государства;

• вопросы эффективности деятельности органов власти, требующие привлечения, в первую очередь, широких кругов населения региона как основных потребителей государственных услуг.

В результате возможно создание целого банка инновационных идей и предложений, повышение качества принимаемых решений, активное взаимодействие населения и лиц, принимающих решения, в том числе в сфере государственного и муниципального управления.

По нашему мнению, при внедрении краудсорсинга в деятельность органов власти необходимо обратить внимание на следующие аспекты: продвигать проекты, связанные с развитием региона; подбирать группы экспертных сообществ, отвечающие уровню поставленных задач (по сути, использовать элементы ноосорсинга); применять интегрированный ресурс экспертных сообществ при принятии решений в отношении деятельности интегрированных систем (комплексы, кластеры и др.). Таким образом, можно рассматривать использование кра-удсорсинга как элемента инструментальной системы принятия управленческих решений.

Экономика, Статистика и Информатика^И 111 №4, 2014

Заключение

Результатом применения технологии краудсорсинга как инструмента управленческого воздействия могут быть следующие предполагаемые результаты:

1. Создание позитивного политического и управленческого имиджа.

2. Повышение качества нормативно-методических документов в результате проведения общественной экспертизы.

3. Созданием банка инновационных идей.

4. Повышение эффективности бюджетных расходов в результате использования коллективного разума.

5. Формирование команды профессиональных и общественных экспертов.

6. Оптимизация сроков принятия управленческих решений и разработки документации.

В масштабе страны внедрение кра-удсорсинга в государственном секторе дает не только экономический эффект в форме сокращения бюджетных расходов, но и социальный эффект в виде создания гражданского общества, в котором активность граждан, общественных организаций, общественная экспертиза и народный контроль станут представлять неотъемлемые характеристики процесса принятия важных государственных решений. На уровне региона это будет способствовать росту доверия к местным и региональным органам власти и к принимаемым ими решениям.

Итак, использование краудсор-синга, как показывает проведенное исследование и изученный российский опыт, позволяет повысить результативность практической реализации современных моделей управленческой деятельности, обеспечивая получение желаемого результата развития на основе эффективного использования ресурсов управления.

Литература

1. «CROWDCON Крауд-сорсинг в России» http://2012. russianinternetweek.ru/program/ crowdcon/#s1043

2. Суковатова О.П., Чернобродо-ва Л. А. Совершенствование механизма управления развитием региона: инновационный аспект. - Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: глобальное, страновое, региональное измерения. Сборник статей международной научно-практической конференции. Часть 1. / Под ред. О.В. Иншакова, Г.Б. Клейнера,

B.В. Сорокожердьева, З.М. Хаше-вой. - Краснодар: ЮИМ, 2013.

3. Чернобродова Л.А., Суковатова О.П. Право на референдум. -Стратегия России, 2014, №1.

4. Гисматуллина Э.К. Формирование социального капитала во внеучебной деятельности вуза. Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. экон. наук. - М., 2013.

5. Джефф Хау. Краудсор-синг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. -Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business. - М.: «Альпина Паблишер», 2012.

6. Синягин А. К. Шапигузов

C.М. Краудсорсинг в госсекторе: инновация с расчетом на гражданское общество // Изд. дом «Бюджет»: Инновации, №7. - 2012.

7. Witopedia. Энциклопедия Witology nttp://wiki.witology.com -See more at: http://www.tssonline. ru/articles2/focus/kraudsorsing-dlya-gosudarstvennogo-upravleniya#sthash. wJCeMNJ5.dpuf

8. Рогова А. В. Краудсорсинг как инструмент социально-экономического развития региона. - http://www. rusnauka.com/30_0INXXI_2013/ Gosupravlenie/2_147069.doc.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. CROWDCON Crowdsourcing in Russia. - «http://2012.rus-sianinternetweek.ru/program/ crowdcon/#s1043

2. Sukovatova O.P., Chernobro-dova L.A. Improving the mechanism management of development of in the region: the innovative aspect. - Economic and legal implementation aspects of the strategy of modernization of Russia: global, national, regional dimensions. Sbornik statej mezhdunar-odnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii. Chast 1. / Pod red. O.V. Inshakova, G.B. Klejnera, V.V. Sorokozherdeva, Z.M. Hashevoj. -Krasnodar: YulM, 2013.

3. Chernobrodova L.A., Sukova-tova O.P. The right to a referendum. Strategiya Rossii, 2014, №1.

4. Gismatullina E.K. Formation of Social Capital in nonlearning activities of the university. . Avtoreferat diss. na soiskanie uch. stepeni kand. ekon. nauk. - M., 2013.

5. Jeff Howe. Crowdsourcing. Collective mind as a tool for business development. - Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business. - M.: «Alpina Publisher», 2012.

6. Sinyagin A.K., Shapiguzov S.M. Crowdsourcing in the state sector: innovation with the expectation of civil society// Izd. dom «Byudzhet»: Innovacii, №7. - 2012.

7. Witopedia. Encyclopedia - Witology nttp: //wiki.witology.com - See more at: http://www.tssonline.ru/ar-ticles2/focus/kraudsorsing-dlya-go-sudarstvennogo-upravleniya#sthash. wJCeMNJ5.dpuf

8. Rogova A.V Crowdsourcing as a tool for socio-economic development of the region. - http://www. rusnauka.com/30_OINXXI_2013/Go-supravlenie/2_147069.doc.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.