УДК 658(075.8)
краудфандинг как инновационный финансовый инструмент реализации стратегии устойчивого социально-экономического развития региона
м.а. Гончарова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и управления народным хозяйством E-mail: [email protected]
н.е. поповичева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и управления народным хозяйством E-mail: [email protected] Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
В связи с кризисными явлениями в экономике России проблема создания эффективной системы формирования и использования бюджета в рамках устойчивого социально-экономического развития региона приобрела в последнее время еще бульшую актуальность. В сложившейся ситуации поиск новых технологий привлечения инвестиций, возможность адаптации уже применяемых в других сферах деятельности инструментов являются первостепенной задачей.
В статье анализируется сложившаяся ситуация, ведется активный поиск возможных решений, предлагаются инновационные подходы, методы, технологии и инструменты, использование которых позволит регионам выходить на траекторию устойчивого социально-экономического развития. Также дана оценка различным аспектам формирования и принятия региональными органами власти бюджетов, проведен анализ краудфандинга как технологии виртуального социального взаимодействия органов государственного и муниципального управления, потребителей государственных (муниципальных) властных услуг.
Анализ показывает возможность использования краундфандинга как технологии привлечения инвестиций в ходе реализации стратегии развития региона. Технология краундфандинга может быть использована в процессе реализации стратегии социально-экономического развития территории. Сделан вывод о том, что в современных условиях технология краундфандинга, позволяющая разделять риски между множеством участников реализации проектов, является инновационным финансовым инструментом в вопросах практической реализации стратегии устойчивого социально-экономического развития региона, жизнеспособной схемой привлечения инвестиций в бюджет региона.
В силу специфики рассматриваемой технологии при использовании краудфандинга снимаются какие-либо географические и административные барьеры. Реальным становится получение так называемого «дополнительного эффекта», который связывается с эмоциональным аспектом — возникновением чувства самоудовлетворения, самореализации, сопричастности и собственной значимости. У людей
появляется возможность изменить жизнь к лучшему, занять активную жизненную позицию.
Ключевые слова: устойчивое социально-экономическое развитие, регион, технология краудфан-динга, финансовые инструменты, риски, географические и административные барьеры
Одной из актуальных проблем для Российской Федерации в последнее время является решение вопросов реализации государственной политики по устойчивому социально-экономическому развитию субъектов РФ (отдельного разговора заслуживают моногорода, проблемы которых стоят особенно остро). Повсеместно наблюдается ситуация формирования и принятия региональными органами власти дефицитных бюджетов, сбалансированность которых год от года ухудшается. Так, государственный долг Астраханской области достиг в конце 2013 г. 16 млрд руб., что составило 67% от объема собственных доходов, или на 3 млрд руб. больше, чем в 2012 г. Еще в сентябре 2013 г. глава Министерства финансов РФ констатировал, что дефицит бюджетов регионов в течение 2013 г. более чем удвоился и составил 700 млрд руб. При этом было обращено внимание на тот факт, что дефицит будет покрыт за счет остатков, накопленных регионами в предыдущие годы. Однако в 2014 г. такой возможности уже не будет [4].
По данным Министерства финансов РФ1, по итогам 2013 г. дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 642 млрд руб. (в сравнении с 2012 г. он вырос более чем в 2 раза, по сравнению с 2011 г. — в 18 раз). Объем задолженности регионов за 2013 г. увеличился на 400 млрд руб. и составил 1,7 трлн руб. Часто в качестве одной из основных причин сложившейся тревожной ситуации называют недостаточную компетентность региональных органов власти и управления, их стремление привлечь неограниченный объем средств. Однако нельзя не учитывать все возрастающий объем полномочий, передаваемых с федерального уровня на региональный. Причем сохраняется тенденция отставания объема средств по их обеспечению, на которые субъект РФ может рассчитывать из федерального центра. По оценкам экспертов, с 2004 г. по настоящее время объем полномочий увеличился в 9 раз.
Несмотря на то, что Министерство финансов РФ может рефинансировать коммерческую за-
1 Министерство финансов РФ. URL: http://mmfin.ru/ru/bud-get/regions/index.php.
долженность бюджетными кредитами, регионы окажутся не в состоянии возвратить их. Ведь все или большая часть полученных таким образом средств — это текущие расходы (так, выполнение социальных обязательств предполагает повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с известными «майскими» указами Президента РФ).
Стратегические перспективы устойчивого социально-экономического развития территорий и всей страны в целом связываются с притоком инвестиций. Уже сегодня, столкнувшись с нехваткой собственных средств на инвестиции, некоторые субъекты РФ активно апробируют различные инструменты развития территорий, среди которых создание кластеров (центры кластерного развития уже появились более чем в 10 российских регионах), специальных территорий с особым налоговым режимом, в частности особых экономических зон, зон территориального развития.
Проведенный анализ свидетельствует о необходимости поиска инновационных подходов, методов, технологий, инструментов, использование которых позволит регионам выходить на траекторию устойчивого социально-экономического развития, в связи с чем было бы целесообразно использовать краудсорсинг [1-3, 19]. Согласно авторской точке зрения, краудсорсинг рассматривается как технология виртуального (посредством Интернета) социального взаимодействия органов государственного или муниципального управления и потребителей государственных (муниципальных) властных услуг (бизнес, население, отдельно взятая личность и др.), ориентированного на удовлетворение потребностей последних за счет предоставления им права участвовать в процессе принятия государственных управленческих решений (разработке, принятии, реализации), касающихся их жизнедеятельности.
Проведенный анализ публикаций, посвященных проблемам краудсорсинга в контексте исследуемой проблемы [5-8, 12-14, 20, 21], показал также, что практически не рассматривается вопрос финансового обеспечения, затрудняющий реализацию кра-удсорсинг-проекта или делающий его практически неосуществимым по причине ограниченности бюджетных средств. Поэтому целесообразно предложить в качестве инновационного финансового инструмента реализации технологии краудсорсинга в практике государственного и муниципального управления использовать краудфандинг.
В зарубежной практике краудфандинг представляет собой эффективный метод сбора средств. При этом наиболее популярными направлениями финансирования с помощью краудфандинга являются социальные проекты, на втором месте — бизнес и предпринимательство, на третьем — кинематографическое и сценическое искусство [9-11, 15-18].
В бизнесе процесс краудфандинга можно рассматривать как передачу знаний и опыта бэкерами, т.е. людьми, вкладывающими свои деньги в пока еще не существующий проект в целях поддержать его или получить впоследствии какой-либо бонус, предпринимателям, помощь в выстраивании последними наиболее выигрышной стратегии развития, выявлении новых рыночных возможностей. При этом реализуется главная задача — у предпринимателя появляются деньги на производство такого продукта, потребность в котором в настоящее время сравнительно высока. Таким образом, можно говорить о возникновении так называемой «воронки краудфандинга» (рис. 1).
Следует отметить, что бэкеры — это не соучредители, они не получают в компании доли или акции. Бэкеры дают знания и опыт в выстраивании системы менеджмента качества товара (услуги), помогают оценить уровень спроса на продукт или услуги, обеспечивают средствами реализацию проекта. В качестве бонуса бэкер может получить копии этого продукта бесплатно или со значительной скидкой, копии продукта и приза, эксклюзивные материалы, доступные только для бэкеров, или что-либо иное.
Для практической реализации краудфандинга необходимо создавать интернет-платформу. Самая успешная платформа краудфандинга была основана в США в 2009 г. — Kickstarter. Со дня основания указанной платформы при ее помощи более 3,9 млн чел. получили более 579 млн долл., было профинансировано более 39 тыс. творческих проектов2.
В настоящее время в США функционируют десятки платформ, где люди «скидываются» практически на все — от благотворительности до стар-тапов. Более того, США лидируют по количеству краудфандинговых веб-ресурсов — 191, на 2-м месте Великобритания — 44, на 3-м месте Нидерланды — 29. Для сравнения отметим, что в России активно работают лишь 2 наиболее известные платформы — Planeta.ru и Boomstarter. Необходимо
2 Business Dictionary. URL: http://businessdictionary.com.
Рис. 1. Воронка краудфандинга
также подчеркнуть, что, как правило, платформы функционируют небескорыстно, они берут себе 5% от суммы привлеченных средств.
Различают следующие модели сбора средств с помощью краудфандинга: кредитование; модель «без вознаграждения»; нефинансовое вознаграждение; краудинвестинг. Как показывает зарубежный опыт, самым популярным способом сбора денег на краудфандинговых платформах является кредитование. Иными словами, вложенные средства через определенное время возвращаются с процентами. Однако, как свидетельствует статистика, более 1/3 людей отдают имеющиеся у них средства, не ожидая в перспективе получить что-либо взамен. Чаще всего таким образом собираются средства для реализации политических, медицинских и социальных проектов.
Результаты исследования, проведенного Crowd-fund Capital Advisors (CCA) в текущем 2014 г., показывают, что в среднем на кампанию продолжительностью 45 дней тратится 135 ч чистого времени. Причем каждый потраченный час генерирует 813 долл. дохода, команда в среднем тратит на видео и маркетинг около 2 100 долл. Авторы отчета считают полученные данные признаком того, что краудфандинг окажет значительное влияние на экономику в 2014 г. по мере того, как эта индустрия вступит в полные права.
Джейсон Бэст (Jason Best) — глава CCA и соавтор отчета — подчеркивает, что краудфандинг находится лишь в самом начале своего пути. Данная тенденция, по мнению авторов, будет способствовать тому, что чиновники и инвесторы примут к сведению открывающиеся возможности и рассмотрят новый класс активов для подготов-
Краудфандинговые проекты в Российской Федерации
Категория проекта Количество проектов по категориям Доля в общем количестве проектов, %
Благотворительность 157 25,6
Музыка 95 15,5
Кино, фильмы и видео 72 11,7
Технологии 63 10,3
Литература 59 9,6
Искусство 48 7,8
Общество 27 4,4
Игры 25 4,1
Дизайн 17 2,8
Еда 13 2,1
Театр 11 1,8
Другое 6 1,0
Фотография 6 1,0
Анимация 5 0,8
Наука 4 0,7
Молодая Москва 2 0,3
Спорт 2 0,3
Мода 1 0,2
Танцы 1 0,2
Все категории... 614 100
Источник: URL: http://crowdsourcing.ru.
ки и поддержки предпринимателей в рамках их индустрии3.
Проведенный анализ текущих краудфандинго-вых проектов в России позволяет говорить о том, что краудфандинг получил наибольшее распространение в области благотворительности, кино- и музиндустрии, технологий, литературы и искусства (см. таблицу).
Таким образом, краудфандинг получает все большую распространенность и поддержку, что можно рассматривать как «социальную эффективность» рассматриваемого финансового инструмента. В то же время он доказывает и свою экономическую эффективность — объем мирового рынка краудфандинга стремительно растет — с 0,5 млрд долл. в 2009 г. до 5,1 млрд долл. (прогнозная оценка) по итогам 2013 г. С точки зрения поисковой оптимизации SEO4, лендинги5, насыщенные ключе-
3 Краудсорсинг в государственном секторе: инновация с расчетом на гражданское общество. ФБК: Аудит. Консалтинг. Право. URL: http://fbk.ru/library/recommendations/crowdsoursing; URL: http://crowdsourcing.ru.
4 Поисковая оптимизация (англ. search engine optimization, SEO) — комплекс мер для поднятия позиций сайта в результате выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей в целях продвижения сайта.
5 Целевая страница (англ. «landing page» или «продающая
страница») — это веб-страница рекламного характера, содер-
Strategy of economic advancement 24 -
выми словами, которые запускаются в каждой новой кампании для поддержки проекта, дают широкие возможности по созданию линков6, ведущих на сайт, и генерации нового трафика. В этом смысле краудфандинг может превзойти платную рекламу, ведь линки сохраняются на долгое время после окончания кампании (так же, как и покупатели).
Как уже было сказано, авторы предлагают использовать краудфандинг как инновационный финансовый инструмент технологии краудсорсин-га в вопросах практической реализации стратегии устойчивого социально-экономического развития региона (рис. 2).
Обратим внимание на некоторые особенности краудфандинга в рассматриваемой сфере. В процессе использования краудфандинга существенно упрощаются процедура и механизм финансирования проектов, появляются большая фактическая «адресность», целевой характер финансирования. Не менее важным моментом является преодоление недостатка или ограниченности бюджетных средств на финансирование социально значимых проектов. При этом цена решения проблемы воспринимается потенциальными участниками краудфандинга — бэ-керами — как более обоснованная и справедливая, что обусловлено спецификой состава «экспертного сообщества», участников краудфандинга, личностью инициатора краудфандинга. Размеры вносимых денежных средств не ограничены, можно софинан-сировать сразу несколько понравившихся проектов. Для бэкеров не исключается возможность не только возврата вложенных средств, но и получения прибыли. Каждый желающий может поучаствовать в финансировании именно того проекта, который он считает необходимым поддержать, а вовсе не того проекта, который кем-то лоббируется.
В роли бэкеров могут выступать государственные и муниципальные служащие, СМИ, бизнес-сообщество, население, НКО, сообщества в профессиональных сетях, сообщества в социальных сетях. Интегральным результатом для них (своеобразными «бонусами») в зависимости от специфики краудсорсинг-проекта могут являться: повышение качества и эффективности работы администрации
жащая информацию об услуге или товаре, переход на которую осуществляется по ссылке из поискового запроса или через баннер интернет-объявления.
6 Линк (англ. link) — ссылка или навигационный элемент. Линк имеет источник и назначение. Одни линки ведут с одного веб-сайта на другой, в то время как другие перебрасывают пользователя между отрывками текста внутри одного сайта.
Рис. 2. Модель использования краудфандинга как финансового инструмента реализации стратегии устойчивого социально-экономического развития региона
региона; развитие бизнеса; формирование бренда; поднятие имиджа региона; поддержка и развитие здравоохранения, образования и культуры; усиление правопорядка и повышение личной безопасности; внедрение новых технологий в ЖКХ и пр. На взгляд авторов, наиболее востребованным краудфандинг в настоящее время будет в решении вопросов поддержки талантливой молодежи, модернизации ЖКХ, поддержки малого бизнеса, стартапов. Причем краудфандинг будет реально способствовать реализации стратегии устойчивого социально-экономического развития региона.
Суть финансового инструмента заключается в том, чтобы подробно рассказать о том или ином краудсорсинг-проекте, а также указать размер суммы, необходимой для реализации проекта. Следует обязательно определить срок, в течение которого любой пользователь Интернета сможет перевести деньги на финансирование проекта. Возможно, речь в данном случае может идти не о столь масштабных проектах, как строительство нового завода, но в то же время о не менее значимых для населения региона.
В силу специфики рассматриваемой технологии при использовании краудфандинга снимаются какие-либо географические и административные барьеры. Например, проживая в одном регионе, вы можете поучаствовать в реализации важного, с вашей точки зрения, проекта в другом регионе. Возможно получение так называемого «дополнительного эффекта», который связывается с эмоциональным аспектом — чувства самоудовлетворения, самореализации, сопричастности, помощи ближнему, собственной значимости, осуществления возможности изменить жизнь к лучшему, занятие активной жизненной позиции.
Следует также учитывать, что в краудфан-динге, как и в краудсорсинге, заложен адекватный нашей ментальности механизм решения проблемы «всем миром», коллективно, что наполняет качественно новым содержанием понятие «социально ориентированная рыночная экономика».
Анализируя реализуемые в настоящее время проекты с использованием краудфандинга (например, создание детского творческого центра и приюта для животных в селе Ала-бузино, Тверская область7), можно говорить о том, что в основном они лежат вне сферы влияния или инициирования со стороны государственного регионального управления. Это не только существенно снижает потенциал использования технологии краудсорсинга в сфере государственного и муниципального управления, но и создает барьеры в практической реализации краудсорсинг-проектов.
В заключение отметим, что краудфандинг может стремительно вывести идею развития региона и инвестиционные предложения вперед благодаря публичности кампании. Выходя с новыми идеями, регион позиционирует себя в интерактивной и креативной манере, добиваясь устойчивого узнавания за несколько недель. При этом можно дополнить маркетинговую стратегию традиционными приемами или отказаться от них совсем.
Список литературы 1. Бет Новек. Wiki-правительство. Как технологии могут сделать власть лучше, демократию — сильнее, а граждан — влиятельнее. М.: Альпина Паблишер, 2012. 292 с.
' URL: http://crowdsourcing.ru.
2. Джефф Хау. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: Аль-пина Паблишер, 2012. 288 с.
3. Поповичева Н.Е., Гончарова М.А. Краудсорсинг как инновационная маркетинговая технология развития региона: практика применения // Региональная экономика: теория и практика. 2013. N° 35. С. 18-23.
4. Регионы завязли в долгах // Эксперт. 2014. № 11. С. 8.
5. Рогова А.В. Краудсорсинг как инструмент социально-экономического развития региона // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. 2013. № 5. URL: http://www.science-education.ru/111-10531.
6. Швальц В. Краудсорсинговая платформа Kindle Scout, основанная Amazon, принимает первые отзывы читателей // Краудсорсинг. 29.10.2014. URL: http://crowdsourcing.ru.
7. Швальц В. New York Times запускает первый проект на собственной Краудсорсинговой платформе Hive // Краудсорсинг. 24.10.2014. URL: http://crowdsourcing. ru.
8. Швальц В. Siemens собирает инновационные идеи на Краудсорсинговой платформе NineSights // Краудсорсинг. 22.10.2014. URL: http://crowdsourc-ing.ru.
9. Швальц В. Пользователи Краудлендинговой платформы Prosper получили кредиты на $2 миллиарда // Краудфандинг. 29.10.2014. URL: http:// crowdsourcing.ru.
10. Швальц В. Устройство для фитнеса Moov привлекает $3 миллиона инвестиций от Banyan Capital // Краудфандинг. 27.10.2014. URL: http:// crowdsourcing.ru.
11. Швальц В. Краудфандинг спасает кинофестиваль в Мумбаи // Краудфандинг. 24.10.2014. URL: http://crowdsourcing. ru.
12. Weinberg C. Apple приходит к Краудсор-синговому решению для улучшения Apple Maps // Краудсорсинг. 23.10.2014. URL: http://crowdsourc-ing.ru.
13. Weinberg C. ФБР обращается к Крауд-сорсингу для выявления граждан, планирующих присоединиться к зарубежным террористическим группам // Краудсорсинг. 14.10.2014. URL: http:// crowdsourcing.ru.
14. Weinberg C. USAID выступает с Краудсор-синговой инициативой, призванной помочь в борьбе с лихорадкой Эбола // Краудсорсинг. 13.10.2014. URL: http://crowdsourcing.ru.
15. Weinberg C. Core Wireless Speaker&Sub становится самым финансируемым проектом в истории канадского Краудфандинга // Краудфандинг. 29.10.2014. URL: http://crowdsourcing.ru.
16. Weinberg C. BitLendingClub, Краудлендин-говая платформа на основе биткойнов получила €200 000 в ходе раунда посевного финансирования // Краудфандинг. 28.10.2014. URL: http://crowdsourc-ing.ru.
17. Weinberg C. ANIPIPO — Краудфандинговая платформа для финансирования анимационных проектов // Краудфандинг. 27.10.2014. URL: http:// crowdsourcing.ru.
18. Weinberg C. Считайте и читайте — российские Краудфандинговые кампании по сбору средств на книжные издания // Краудфандинг. 25.10.2014. URL: http://crowdsourcing.ru.
19. Jeff Howe. The Rise of Crowdsourcing // Magazine «Wired» of June 2006. Issue 14.06.
20. Mollick E. The dynamics of Crowdfunding: an exploratory study // Journal of Business Venturing. 2014. Vol. 1. No. 29. Р. 1-16.
21. Belleflamme P. Crowdfunding: tapping the right crowd // Journal of Business Venturing. 2014. URL: http://papers.ssrn.com/sol3/Delivery.cfm/SSRN_ ID2292363_code301672.pdf.
National interests: priorities and security Strategy of economic advancement
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
CROWDFUNDING AS AN INNOVATION FINANCIAL INSTRUMENT TO IMPLEMENT THE STRATEGY OF SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF A REGION
Mariya A. GONCHAROVA, Natal'ya E. POPOVICHEVA
Abstract
Importance Due to the crisis in the Russian economy, the problems of creating an effective system and using budgetary funds within the framework of sustainable socio-economic development of a region have recently become even more relevant. In the current situation, a search for new technologies of attracting investments, a possibility to adapt already used technologies in other areas of the instruments' activity is of paramount importance.
Objectives The article analyses the existing situation, actively seeks for possible solutions, and offers innovative approaches, methods, technologies, tools, which will allow regions to reach a sustainable socioeconomic development path.
Methods In the paper we also analyze various aspects of formation and adoption of budgets by regional authorities, and carry out an analysis of crowdfunding as a technology of virtual social interaction of the State bodies and municipal management, consumers of public (municipal) government services. The analysis shows the possibility to use crowdfunding as a technology of attracting investments while implementing the region's development strategy. The crowdfunding technology can be used in the process of implementing a territory's development strategy. We conclude that in the current situation the technology of crowdfunding that allows sharing risks between the multiple participants of project realization is an innovation financial instrument in implementing sustainable socio-economic development strategy of a region. It also serves as a viable scheme to attract investment into regional budgets. Results Due to the nature of the considered technology while using the crowdfunding technology, any geographical and administrative barriers can be removed. Conclusions and Relevance The paper emphasizes that the so-called "additional effect", which is associated with the emotional aspect, i.e., the sense of self-satisfaction, self-realization, interconnectedness, self-importance and self-worth becomes real. A chance
appears to change the life for the better, and to take up a proactive approach to life.
Keywords: sustainable socio-economic development, region, crowdfunding technology, financial instruments, risks, geographic barriers, administrative barriers
References
1. Novek B. Wiki-pravitel'stvo. Kak tekhnologii mogut sdelat' vlast' luchshe, demokratiyu — sil 'nee, a grazhdan — vliyatel 'nee [Wiki-Government: How Technology Can Make Government Better, Democracy Stronger, and Citizens More Powerful]. Moscow, Alpina Pablisher Publ., 2012, 292 p.
2. Howe J. Kraudsorsing. Kollektivnyi razum kak instrument razvitiya biznesa [Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business]. Moscow, Alpina Pablisher Publ., 2012, 288 p.
3. Popovicheva N.E., Goncharova M.A. Kraudsors-ing kak innovatsionnaya marketingovaya tekhnologiya razvitiya regiona: praktika primeneniya [Crowdsourcing as an innovative marketing technology of regional development: practical applications]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika — Region's economics: theory and practice, 2013, no. 35, pp. 18-23.
4. Regiony zavyazli v dolgakh [Regions got stuck in debts]. Ekspert — Expert, 2014, no. 11, p. 8.
5. Rogova A.V. [Crowdsourcing as a tool of social and economic development of a region]. Modern problems of science and education, 2013, no. 5. (In Russ.) Available at: http://www.science-education. ru/111-10531.
6. Shval'ts V. Kraudsorsingovaya platforma Kindle Scout, osnovannaya Amazon, prinimaet pervye otzyvy chitatelei [Crowdsourcing platform Kindle Scout established by Amazon receives first readers' feedback]. Available at: http://crowdsourcing.ru. (accessed 29.10.2014) (In Russ.)
7. Shval'ts V. New York Times zapuskaetpervyi proekt na sobstvennoi Kraudsorsingovoi platforme
Hive [New York Times launches its first project on its own crowdsourcing platform Hive]. Available at: http://crowdsourcing.ru. (accessed 24.10.2014) (In Russ.)
8. Shval'ts V. Siemens sobiraet innovatsionnye idei na Kraudsorsingovoi platforme NineSights [Siemens collects innovative ideas on the NineSights crowdsourcing platform]. Available at: http://crowdsourcing.ru.) (accessed 22.10.2014) (In Russ.)
9. Shval'ts V. Pol 'zovateli Kraudlendingovoi plat-formy Prosperpoluchili kredity na $2 milliarda [Users of Prosper Crowdland platform to receive $2 billion of loans]. Available at: http://crowdsourcing.ru. (accessed 29.10.2014) (In Russ.)
10. Shval'ts V. Ustroistvo dlyafitnesaMoovpriv-lekaet $3 milliona investitsii ot Banyan Capital [The Moov fitness device attracts $3 million investment from Banyan Capital]. Available at: http://crowdsourcing.ru. (accessed 27.10.2014) (In Russ.)
11. Shval'ts V. Kraudfanding spasaet kinofestival' v Mumbai [Crowdfunding rescues the Mumbai Film Festival]. Available at: http://crowdsourcing.ru. (accessed 10.24.2014) (In Russ.)
12. Weinberg C. Apple prikhodit k Kraudsorsin-govomu resheniyu dlya uluchsheniya Apple Maps [Apple comes to crowdsourcing solutions to improve Apple Maps]. Available at: http://crowdsourcing.ru. (accessed 10.23.2014) (In Russ.)
13. Weinberg C. FBR obrashchaetsya k Kraud-sorsingu dlya vyyavleniya grazhdan, planiruyushchikh prisoedinit'sya k zarubezhnym terroristicheskim grup-pam [FBI turns to crowdsourcing to identify the citizens who are planning to join foreign terrorist groups]. Available at: http://crowdsourcing.ru. (accessed 10.14.2014) (In Russ.)
14. Weinberg C. USAID vystupaet s Kraudsorsingovoi initsiativoi, prizvannoi pomoch ' v bor 'be s likhoradkoi Ebola [USAID delivers a crowdsourcing initiative to help in combatting Ebola virus]. Available at: http://crowdsourcing.ru. (accessed 13.10.2014) (In Russ.)
15. Weinberg C. Core Wireless Speaker&Sub stanovitsya samym finansiruemym proektom v istorii
kanadskogo Kraudfandinga [Core Wireless Speaker & Sub becomes the most-funded project in the history of Canadian crowdfunding]. Available at: http://crowd-sourcing.ru. (accessed 29.10.2014) (In Russ.)
16. Weinberg C. BitLendingClub, Kraudlend-ingovaya platforma na osnove bitkoinov poluchila €200 000 v khode raunda posevnogo finansirovaniya [BitLendingClub, the Croudlending-based bitcoins platform received €200,000 in seed funding round]. Available at: http://crowdsourcing.ru. (accessed 10.28.2014) (In Russ.)
17. Weinberg C. ANIPIPO — Kraudfandingovaya platforma dlya finansirovaniya animatsionnykh proek-tov [ANIPIPO is a crowdfunding platform for animation project funding]. Available at: http://crowdsourcing.ru. (accessed 10.27.2014) (In Russ.)
18. Weinberg C. Schitaite i chitaite — rossiiskie Kraudfandingovye kampaniipo sboru sredstv na knizh-nye izdaniya [Calculate and read: Russian Crowdfund-ing fundraising campaigns on collection of funds for book printing]. Available at: http://crowdsourcing.ru. (accessed 10.25.2014) (In Russ.)
19. Jeff Howe. The Rise of Crowdsourcing. Wired Magazine, June 2006, iss. 14.06.
20. Mollick E. The dynamics of Crowdfunding: an exploratory study. Journal of Business Venturing, 2014, no. 29, pp. 1-16.
21. Belleflamme P. Crowdfunding: tapping the right crowd. Journal of Business Venturing, 2014, no. 29, pp. 585-609.
Mariya A. GONCHAROVA
Russian Academy of National Economy and Public Service under President of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]
Natal'ya E. POPOVICHEVA
Russian Academy of National Economy and Public Service under President of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]