Научная статья на тему 'Краудплатформы как альтернативный источник финансирования инновационных проектов'

Краудплатформы как альтернативный источник финансирования инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
753
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ / НАРОДНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРАУДСОРСИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аскеров Аскер Аскерович, Дубина Игорь Николаевич, Сагиева Римма Калымбековна

В статье рассмотрен современный метод финансирования проектов краудфандинг, позволяющий с помощью сети Интернет привлекать денежные средства многих людей (частных инвесторов и учредителей) для коммерческих, культурных, социальных проектов, где инвесторы часто получают взамен будущую продукцию либо услугу. Как новая форма инвестирования проектов краудфандинг динамично развивается в США и демонстрирует свою успешность. Описан опыт и механизм финансирования бизнес-идей и стартапов с помощью краудфандинга на примере американской социально-инновационной технической платформы «Кикстартер» (Kickstarter). С точки зрения авторов, для Казахстана и России, где финансирование научно-исследовательских проектов является слабым звеном инновационного развития, данный опыт не только может быть успешно применен, но и послужить эффективным инструментом привлечения зарубежных инвесторов в научно-исследовательский сектор. В связи с этим авторы акцентируют свое внимание на сущности краудфандинга, его формах, преимуществах, недостатках и перспективах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краудплатформы как альтернативный источник финансирования инновационных проектов»

УДК 334.021

DOI: 10.14258/201901

КРАУДПЛАТФОРМЫ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

А. А. Аскеров1, И. Н. Дубина2, 3, Р. К. Сагиева1

''Казахский национальный университет им. аль-Фараби (Алматы, Казахстан) 2Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) 3Новосибирский государственный университет (Новосибирск, Россия)

В статье рассмотрен современный метод финансирования проектов — краудфандинг, позволяющий с помощью сети Интернет привлекать денежные средства многих людей (частных инвесторов и учредителей) для коммерческих, культурных, социальных проектов, где инвесторы часто получают взамен будущую продукцию либо услугу. Как новая форма инвестирования проектов краудфандинг динамично развивается в США и демонстрирует свою успешность. Описан опыт и механизм финансирования бизнес-идей и стартапов с помощью краудфандинга на примере американской социально-инновационной технической платформы «Кикстартер» (Kickstarter). С точки зрения авторов, для Казахстана и России, где финансирование научно-исследовательских проектов является слабым звеном инновационного развития, данный опыт не только может быть успешно применен, но и послужить эффективным инструментом привлечения зарубежных инвесторов в научно-исследовательский сектор. В связи с этим авторы акцентируют свое внимание на сущности краудфандинга, его формах, преимуществах, недостатках и перспективах.

Ключевые слова: краудфандинг, народное финансирование, социально-инновационные технологии, краудсорсинг.

KRAUDPLATFORMS AS AN ALTERNATIVE SOURCE OF FINANCING INNOVATION PROJECTS

А. А. Аskerov1, I. N. Dubina2, 3, R. K. Sagiyeva1

1Al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan) 2Altai State University (Barnaul, Russia) 3Novosibirsk State University (Novosibirsk, Russia)

This article describes crowdfunding as a modern method of financing projects. It allows attract money from people (individual founders) for commercial, cultural, social projects through the Internet. In return, the investors often receive future products or services. Crowdfunding is dynamically spreading in the USA as a new form of investment projects, and demonstrates its success. The experience and mechanism of financing business ideas and start-ups with crowdfunding are described on a case of the US social-innovative technical platform "Kickstarter". We believe that for Kazakhstan and Russia, where the research projects financing is a weak point of innovation development, this experience can be successfully applied and can serve as an effective tool for attracting foreign investors to the R&D sector. In this regard, we focus on the essence of crowdfunding, its forms, advantages and disadvantages, and prospects.

Keywords: crowdfunding, public funding, social and innovative technologies, crowdsourcing.

Привлечение инвестиций в научно-исследовательские проекты, особенно реализуемых на базе университетов, является актуальной проблемой современного этапа развития

науки в Казахстане и России. Несмотря на достаточно многообразные формы, используемые в этих странах для привлечения капитала в развитие проектов, такие как лизинг, франчайзинг, ноу-хау, кре-

диты, займы, факторинг, а также интернет-площадки на инвестиционных форумах, приходится констатировать, что они, как правило, не распространяются на научно-исследователькую деятельность.

Развитие информационных технологий, расширение возможностей использования Интернет создали материальные предпосылки для формирования специализированных инновационных механизмов и способов привлечения капитала на запуск проектов, в том числе и в сфере научных исследований. В связи с этим целью нашей статьи является раскрытие сущности и потенциальных резервов краудплатформ для активизации научной и инновационной деятельности в стране.

В статье раскрывается сущность нового механизма по привлечению средств в реализацию проектов, в том числе научно-исследовательских, демонстрируется эффективность применения данного механизма, а также рассматриваются возможности распространения краудфандинга в Казахстане.

Инновации являются важнейшим двигателем экономического роста и развития в долгосрочной перспективе. Их можно охарактеризовать как процесс внедрения новых продуктов, услуг и производственных технологий на рынке и как процесс создания новых прибыльных предприятий и более высокооплачиваемых рабочих мест на этой основе.

В послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 года главным приоритетом является ускорения технологического модернизация экономики. Как отметил президент, «... мы должны культивировать новые индустрии, которые создаются с применением цифровых технологий. Это важная комплексная задача. Необходимо развивать в стране такие перспективные отрасли, как принтинг, онлайн-торговлю, мобильный банкинг, цифровые сервисы, в том числе в здравоохранении и образовании и другие [1]».

При осуществлении и выполнении задачи по созданию инновационных продуктов, а также их внедрения в производственную либо непроизводственную сферу главной проблемой для вузов Казахстана становится нехватка источников финансирования — как внутренних, так и внешних.

Финансирование инновационных стартапов и бизнес-идей всегда было сложным процессом из-за недостаточного опыта, дефицита финансов и больших рисков. Отсутствие финансовых механизмов приводило к закрытию множества проектов. Однако благодаря развитию информационных технологий и переходу мира к цифровой экономи-

ке возникли новые возможности для преодоления данных барьеров. Одной из таких цифровых информационных платформ, позвляющих активизировать инвенстиционные потоки в реализацию проектов и получивших широкое распрпостранение в США, стал краудфандинг.

Краудфандинг — это метод финансирования проекта или предприятия путем привлечения большого количества небольших денег от большого числа людей, как правило, через Интернет. Иными словами, это массовый сбор денег для стартапов или бизнес-идей.

Особенности формирования краудфандинга, его механизмы и возможные последствия его развития для экономики и предпринимательства рассмотрены в ряде работ последних лет, представленных в открытых интернет-источниках [2-7].

Первая краудфандинг-платформа появилась 2000 г. в США в компании «Artist Share» и она отмечена как первый краудфандинговый сайт музыки [8]. Мы предполагаем, что истоками развития данного феномена послужили такие распространяемые в последние годы явления, как микрофинансирование и краудсорсинг, которые вкупе с массовым использованием Интернета привели к созданию новой платформы краудфандинга.

Всего насчитывается более 450 краудфандинг-платформ различной направленности, большинство из которых находятся в США — 41%, во Франции — 9%, в Германии — 7%, в России — 1% [9, 10].

Краудфандинг можно классифицировать как по объектам финансирования, так и по видам получаемого инвесторами вознаграждения (рис. 1 и 2).

По виду вознаграждения краудфандинг можно подразделить на следующие формы:

1) безвозмездный краудфандинг (отсутствие вознаграждения) предполагает участие в нем инвестора без получения материальных выгод;

2) с нефинансовым вознаграждением — участие инвестора в проекте с целью получения нового продукта или услуги;

3) с финансовым вознаграждением, или кра-удинвестинг — это участие инвестора в проекте, при котором он получает доходы от прибыли при реализации вновь созданного продукта (услуги), либо получает долю акций проекта.

Таким образом, краудинвестинг, в свою очередь, представлен следующими формами:

• роялти — это получение доли от прибыли проекта;

• народное кредитование — это предоставление кредита под заранее оговоренный процент и на заранее оговоренный срок;

• акционерный краудфандинг — это получение доли акций компании.

Рис. 1. Классификация краудфандинга по объектам финансирования (разработано авторами)

Рис. 2. Классификация краудфандинга по видам вознаграждения (разработано авторами)

Успешность использования краудфандин-говой платформы можно продемонстрировать на примере платформы «Кикстартер», основанной в 2009 г. в США. Платформа «Кикстартер» — это сайт для привлечения денежных средств на реализацию творческих, научных и производственных проектов по схеме краудфандинга (то есть добровольных пожертвований). «Кикстартер» финансирует разнообразные проекты, такие, как создание фильмов, комиксов, видеоигр, музыки и т. д. [11].

В таблице 1 представлены данные об успешности сбора инвестиционных средств по разным проектам на платформе «Кикстартер» в период с 28 апреля 2009 г. по 13 июня 2017 г.

Сделаем некоторые пояснения к используемым в таблице понятиям:

— «запущено проектов» — общее количество предложенных для финансирования проектов;

— «успешно завершенные проекты» — количество проектов, достигших поставленной цели и получивших финансирование. Под поставленной целью здесь понимается заранее оговариваемая и устанавливаемая инициатором сумма, которую необходимо собрать для успешной реализации проекта.

Как видим, за 8 лет было профинансировано 357324 проекта самого разного направления на сумму свыше 3059 млн долларов США. Прежде всего, обращает на себя внимание то, что осуществляется финансирование, как правило, креативных сфер деятельности и что порядка 89% финансовых

средств были направлены на успешные проекты. Наибольшие суммы инвестиций были привлечены такими проектами, как «Игры», «Дизайн», «Технологии». Также значительна сумма инвестиций категории «Фильмы и видео». Среди прочих дан-

ных «Кикстартер» указывает общее количество людей, принявших участие в работе площадки, — свыше 13 млн человек [11]. Общее количество стран, жители которых участвовали в работе «Кикстар-тер», — 224 за 2014 г. [12].

Таблица 1

Результаты анализа собранных средств на платформе «Кикстартер» с 28 апреля 2009 г.

по 13 июня 2017 г.

№ Категория проектов Количество проектов, ед. Сумма успешных завершенных проектов, $ Сумма неудачно завершенных проектов, $ Общая сумма собранных средств, $

1 Танцы 3606 11 520 000 821580 12341580

2 Театр 10541 37170000 4370000 41 540 000

3 Комиксы 9825 60 080 000 4530000 64 610000

4 Музыка 51990 178 780 000 16 250 000 195030000

5 Изобразительное искусство 26346 71 810000 9470000 81 280000

6 Фильм и видео 62366 316210000 58830000 375040000

7 Игры 31791 589 470 000 55 960 000 645430000

8 Дизайн 27027 568 400 000 58 880 000 627280000

9 Фотография 10337 30110000 4400000 34510000

10 Издательство 37632 101 600000 15 560 000 117160000

11 Питание 23131 97680000 18 220 000 115900000

12 Мода 20472 102180000 14360000 116540000

13 Ремесло 8070 10190000 2050000 12240000

14 Журналистика 4495 9760000 1 700000 11460000

15 Технология 29695 529540000 79 420 000 608 960 000

ИТОГО 357324 2714500000 344821080 3059321080

Примечание. Составлено авторами на основе данных [10].

Особенностью работы платформы является то, что денежные средства внесены физическими лицами, а также то, что это средства точечного метода инвестирования. Можно предполагать, что такой способ «корпоративного» финансирования достаточно эффективен для привлечения и распределения денежных средств, в силу прозрачности проводимых операций, а также уменьшения коррупционных и бюрократических издержек. Одновременно мы можем наблюдать на платформе конкуренцию проектов, где потенциальные инвесторы, часто — обычные граждане, методом денежного голосования выбирают наиболее актуальные и перспективные проекты.

Сам механизм финансирования на площадке «Кикстартер» базируется на следующих принципах.

Принцип «все или ничего» предполагает, что если проект не набирает заявленной суммы в размере 100%, то он не получает ничего и все собранные средства возвращаются инвесторам.

В таблице 2 приведены показатели успешных и неуспешных проектов, запущенных на платформе «Кикстартер» за исследуемый период. Как видим, процент успешных проектов составляет 36,5%. При этом большее число проектов с положительными результатами наблюдается в категориях: «Танец», «Театр», «Комиксы». Большее число неэффективных проектов наблюдаются в категориях: «Технология», «Журналистика», «Ремесло», «Мода».

Второй принцип работы платформы «Кикстартер» — это использование системы «Amazon Payments», которая позволяет удерживать на денежном счете клиента переведенные им средства и не снимать их до тех пор, пока не будет уточнена успешность финансируемого проекта. Таким образом, если проект не набирает определенную сумму, то деньги возвращаются инвестору (дарителю). Также учитывая, что комиссионные сборы «Amazon Payments» составляют около 5% и у площадки «Кикстартер» — 5%, то можно подсчитать, что выручка компании составила порядка 135,7 млн долл. США.

Таблица 2

Статистика успешных и неуспешных проектов на платформе «Кикстартер»

в 2009-2017 гг.

№ Категория проектов Количество проектов, ед. Успешных проектов, ед. Неуспешных проектов, ед. Успешных проектов, получивших финансирование,%

1 Танцы 3571 2232 1339 62,50

2 Театр 10429 6275 4154 60,17

3 Комиксы 9647 5116 4531 53.03

4 Музыка 51533 25624 25909 49,72

5 Изобразительное искусство 26055 10577 15478 40,59

6 Фильм и видео 61845 23011 38834 37,21

7 Игры 31251 10848 20403 34,71

8 Дизайн 26495 9131 17364 34,46

9 Фотография 10249 3122 7127 30,46

10 Издательство 37194 11294 25900 30,37

11 Питание 22849 5718 17131 25,03

12 Мода 20002 4853 15249 24,14

13 Ремесло 7947 1887 6060 23,74

14 Журналистика 4439 962 3477 21,67

15 Технология 29119 5758 23361 19,77

ИТОГО 352625 126408 226317 36,5

Примечание. Составлено авторами на основе данных [10].

Третий принцип работы платформы «Кикстартер» — это использование так называемой премо-дерации, при которой все отправленные заявления проектов на «Кикстартер» проходят многоуровневую систему проверок и только после утверждения его «Кикстартером» дается возможность для запуска краудфандингового финансирования.

Четвертый принцип — участие в работе платформы «Кикстартер» могут принять только гра-

ждане США и Великобритании старше восемнадцати лет [11].

Таким образом, новая форма финансирования проектов креативного направления, включая и сферы научно-исследовательской деятельности, имеет потенциал для дальнейшего развития, для уточнения которого проведем его БШОТ-ана-лиз (табл. 3).

SWOT-анализ краудфандинга

Таблица 3

Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses)

Наличие базы данных пользователей и инвесторов; Отсутствие географических границ; Наличие получения первым предзаказа продукта; Пользователь и разработчик могут обмениваться идеями о проекте Большое количество требований и правил для участия в краудфандинге; Значительные различия в законодательных базах разных стран и в системах налогообложения; Недостаточное качество подготовки участников проектов

Возможности (Opportunities) Угрозы (Threats)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможность получения гарантированного потребителя; Возможность рекламы своего продукта; Возможность предоставления идей широкому кругу людей; Равные возможности на получение грантов Наличие больших рисков у участника проекта; Опасность попадания мошенников на краудфандинговую платформу, где при несуществующем проекте вкладчики могут быть обманутыми; Опасность кражи идей или бизнес- проектов конкурентами

Примечание. Составлено авторами.

Подводя итог проведенному анализу, можно сделать вывод о том, что современные компьютерные технологии значительно расширяют возможности и спектр финансирования иннова-

ционных проектов в самых разных областях деятельности, создавая прозрачную конкурентную среду, расширяя географические границы участников и снижая бюрократические и коррупци-

онные издержки. Однако эффективность работы краудфандинговой платформы в значительной степени зависит от мер по обеспечению информационной безопасности.

Мы предполагаем, что социально-инновационные технические краудплатформы могут стать эффективными механизмами для улучшения финансирования стартапов, бизнес-идей и научно-исследовательских работ, обеспечивая при этом высокий уровень прозрачности в процессе денежных операций. Пример площадки Кикстартер подтверждает наш вывод о большом потенциале данной платформы в плане развития инноваций и стимулирования инвесторов.

Рассматривая ситуацию казахстанского крауд-фандинга, можно привести пример таких площадок, как Startuper.kz, Startticket.kz, СоБГап^ и 16. kz, которые по разным причинам закрылись, так и не получив популярности среди краудфандеров.

Причинами провала работы данных площадок, по нашему предположению, стали:

— отсутствие соответствующей законодательной базы. Например, в Великобритании был принят нормативный акт 2012 года «Порядок инвестирования в посевные про-

екты» (Seed Enterprise Investment Scheme или SEIS), в США разработан федеральный закон от 5 апреля 2012 года «О приоритетном запуске бизнес-стартапов» (Jumpstart Out Businesses Startups Act, или JOBS Act) [13, 14];

— низкий уровень грамотности населения в электронных финансовых операциях и системах платежей;

— недоверие населения к данным платформам из-за негативного опыта финансовых мошенничеств в начале девяностых годов;

— неэффективный маркетинг и работа со СМИ.

На данном этапе нами выявлено две платформы, которые функционируют в интернет-пространстве Казахстана: «Start-time» и «Bari birge». Они были открыты совсем недавно, насчитывают порядка двух десятков проектов с успешной реализацией. Принципы работы и характеристики площадок между собой схожи. Полагаем, что в ближайшей перспективе следует ожидать развития краудфандинга в Казахстане по мере накопления опыта в данной сфере и дальнейшего расширения использования Интернета.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Назарбаев Н. А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» // Официальный сайт Президента Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL: http://www.akorda.kz/ (дата обращения: 28.01.2019).

2. Agarwal A., Catalini C. & Goldfarb A. (2013) Some Simple Economics of Crowdfunding, Innovation Policy and the Economy. Chicago: University of Chicago Press. URL: http://www.nber.org/papers/w19133.pdf/ (дата обращения: 28.01.2019).

3. Belleflamme P., Lambert T. & Schwienbacher A. (2011) Crowdfunding: tapping the right crowd. URL: https://perso.uclouvain.be/paul.belleflamme/ papers/JBV2013.pdf (дата обращения: 28.01.2019).

4. Davies R. (2015) Three provocations for civic crowdfunding. URL: https://www.researchgate.net/ publication/269998241_Three_provocations_for_civic_crowdfunding/ (дата обращения: 28.01.2019).

5. Harrison R. (2013) Crowdfunding and the revitalisation of the early stage risk capital market: catalyst or chimera? Taylor & Francis Group, 139.

6. Hollow M. (2013) Crowdfunding and civic society in Europe: A profitable partnership? Open Citizenship. [Электронный ресурс]. URL: http://www.academia.edu/3415172/Crowdfunding_and_Civic_Society_in_ Europe_A_Profitable_Partnership/ (дата обращения: 28.01.2019).

7. Ардак А. В мире активно развивается новый вид финансирования — Краудфандинг или народное финансирование // Литер. 2016 г. 8 апр.

8. Краудфандинг — Wikipedia. [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ Crowdfunding/ (дата обращения: 28.01.2019).

9. The Crowdfunding industry report. Massolution 2013. URL: https://www.compromisoempresarial. com/wp-content/uploads/137356857-Massolution-2013CF-Excerpt-Revised-04182.pdf / (дата обращения: 28.01.2019).

10. Мосс А. Что такое краудфандинг // Crowdsourcing.ru. Дата обновления: 1.02.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://crowdsourcing.ru/ article/what_is_the_crowdfunding/ (дата обращения: 28.01.2019).

11. Кикстартер — Wikipedia. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Kickstarter/ (дата обращения: 28.01.2019).

12. Kickstarter. URL: http://www.kickstarter.com/ (дата обращения: 28.01.2019).

13. Seed Enterprise Investment Scheme. НМ Revenue and Customs. URL: www.gov.uk/ government/ uploads/system/uploads/attachment_data/fi le/192088/ seed_enterprise_investment_ scheme.pdf/ (дата обращения: 28.01.2019).

14. Jumpstart Out Businesses Startups Act. URL: www.gpo.gov/ fdsys/pkg/BILLS- 112hr3606enr/pdf/ BILLS-112hr3606enr.pdf/ (дата обращения: 28.01.2019).

REFERENCES

1. Nazarbayev, N. A. (2017) The Message of the President of the Republic of Kazakhstan to the people of Kazakhstan on January 31, 2017 "The Third Modernization of Kazakhstan: Global Competitiveness". URL: http:// www.akorda.kz/.

2. Agarwal A., Catalini C., Goldfarb A. Some Simple Economics of Crowdfunding". Innovation Policy and the Economy. 2013. Chicago: University of Chicago Press. URL: http://www.nber.org/papers/w19133.pdf/.

3. Belleflamme P., Lambert T. & Schwienbacher A. (2011) Crowdfunding: tapping the right crowd. URL: https://perso.uclouvain.be/ paul.belleflamme/papers/JBV2013.pdf/.

4. Davies R. (2015) Three provocations for civic crowdfunding. URL: https://www.researchgate.net/ publication/269998241_Three_provocations_for_civic_crowdfunding/.

5. Harrison R. (2013) Crowdfunding and the revitalisation of the early stage risk capital market: catalyst or chimera? Taylor & Francis Group, 139.

6. Hollow M. (2013) Crowdfunding and civic society in Europe: A profitable partnership? Open Citizenship. [Электронный ресурс]. URL: http://www.academia.edu/3415172/Crowdfunding_and_Civic_Society_in_ Europe_A_Profitable_Partnership/.

7. Ardak, A. (2016) A new type of financing is actively developing in the world — Crowdfunding or public funding. "Liter"newspaper, April 8, 2016 (in Russian).

8. Crowdfunding — Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Crowdfunding

9. The Crowdfunding industry report. Massolution 2013. URL: https://www.compromisoempresarial.com/ wp-content/uploads/137356857-Massolution-2013CF-Excerpt-Revised-04182.pdf /

10. Moss, A. (2015) What is crowdfunding? — Crowdsourcing.ru. URL: http://crowdsourcing.ru/article/ what_is_the_crowdfunding/.

11. Kickstarter — Wikipedia. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Kickstarter/.

12. Kickstarter. URL: http://www.kickstarter.com/.

13. Seed Enterprise Investment Scheme. НМ Revenue and Customs. URL: www.gov.uk/ government/ uploads/system/uploads/attachment_data/fi le/192088/ seed_enterprise_investment_ scheme.pdf/.

14. Jumpstart Out Businesses Startups Act. URL: www.gpo.gov/ fdsys/pkg/BILLS- 112hr3606enr/pdf/ BILLS-112hr3606enr.pdf/.

Поступила в редакцию: 17 января 2019 г.

Принята к печати: 1 февраля 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.