Научная статья на тему 'Оценка и механизм регулирования рисков развития социально-экономической системы региона'

Оценка и механизм регулирования рисков развития социально-экономической системы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ / РЕГИОН / ОЦЕНКА РИСКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурылёва О.А.

На основании анализа причинно-следственной обусловленности негативных последствий реализации факторов риска, находящихся в сложных взаимосвязях, автором предложены алгоритм управления рисками развития социально-экономических систем регионального уровня и их оценка, использующая математический аппарат алгебры событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка и механизм регулирования рисков развития социально-экономической системы региона»

ОЦЕНКАИМЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ

РИСКОВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

О. А. МУРЫЛЁВА, преподаватель кафедры теории и технологий в менеджменте E-mail: omur2008@yandex.ru Южный федеральный университет

На основании анализа причинно-следственной обусловленности негативных последствий реализации факторов риска, находящихся в сложных взаимосвязях, автором предложены алгоритм управления рисками развития социально-экономических систем регионального уровня и их оценка, использующая математический аппарат алгебры событий.

Ключевые слова: риск, управление риском, регион, оценка риска.

Совершенствование процесса управления социально-экономическими системами в процессе обеспечения безопасного устойчивого развития территориальных образований в условиях глобализации экономики приобретает все большую значимость, так как повышается вероятность актуализации многих факторов риска.

На различных мега-, макро-, мезо-, микро- и наноуровнях глобальной экономической системы существует система внешних и внутренних угроз безопасности развития, которая может быть описана структурно-логической моделью, предполагающей возможность выявления интегрированного влияния экзо- и эндогенных факторов риска на процесс безопасного развития социально-экономической системы региона.

Принимая универсальность модели сбалансированного управления безопасным развитием социально-экономической системы региона, необходимо распределить факторы риска по проекциям сбалансированного безопасного развития и построить карту системы сбалансированного управления рисковыми факторами безопасного развития социально-экономической системы региона (рис. 1).

В процессе исследований авторами было установлено, что различные факторы риска оказывают воздействие на одни и те же экономические или социальные компоненты социально-экономической системы региона и генерируют некоторые одинаковые результаты (последствия). Это обусловлено взаимосвязью и взаимозависимостью большинства экономических процессов в социально-экономической системе. По сути, имеет место явление сложного риска — негативного последствия, вызываемого и усиливаемого одновременным проявлением нескольких факторов риска (эффект негативного синергизма). Это требует построения логико-финансовой модели генерирования негативных последствий рисковых событий, разработки принципов оценивания ущерба и применения для оценки вероятности их наступления и ущерба, связанного с многофакторным негативным последствием, аппарататеории надежности.

Так, риск техногенной катастрофы обусловлен рисковыми факторами стихийных бедствий, террористических актов, использования аварийных технических средств, ненадлежащей их эксплуатацией. Однако эти факторы в свою очередь обусловлены риском некомпетентности или халатности ответственныхлиц (рис. 2).

Подсчет вероятности наступления события «Техногенной катастрофы» (А) осуществляется по формуле полной вероятности: Р(А) = Р (В1С) Р (А/В1С) + Р (В2С) Р (А/В2С) + + Р(В3С)Р (А/В3С) + Р(В4С)Р (А/В4 С), где А — техногенная катастрофа; Вх — стихийное бедствие; С — некомпетентность или халатность ответственных лиц;

Уда4Ла1« ВреицКТк

harina'а, рр«дпрлчни ате пьс<4<а двиади, итанмЬасч

FniTnaf-прпцпсси F mi»!

Pitlutlí

pNHftKl

Эпана иичйсиг mam» HK»IKrl щгчоч*

ПЬал/пр авда*н*

■ipT¡Cb4¿Ü4LlK ЕЙГ^ЛЦИЙ

Иниоеа тонн n» rfкпвлаиU9 гцюиз BtWtTí аннь! ■

ПППЦОГГПВ. pf.<L-yF|p|„

ис(твии1ла"и» mHKYpmUcnMrtuscta

Огчлйлшп»

в ímjuüST

Развита

0 rViyp t# fcüHfti н Cheivwu И1Энаов»с1№чечич

t

i

"очпртбнтнпст & TftiMocfape

ЖШПМКШВ ! iípP

Угчшв.гмччио jn naiinaiaHiweh

t n'KíLi н i ди JHM; if.iuHn

СИИЧНЦ ц

Dünrt4rhMt ь акак^оиичаекуй LCL'^r «КдЛгнля Acl¥aCfHS»iui pamahot

Фннан^.пвиннн i*

йдВ^шлмип ШЛЯтнТчае Tu

«ктньиат nieííiúhn

ÚNkahCrippQahiip НН«ЧрЛф1П11И)ГЧ рлыгнп «i lahtponL нпп'-гпк'р щдми

j" сними - c¿ li-rt

дааталтвсти pcHShi '«раз улети» пя-ударсти •

лц^^ия рн.ш

капитала

nrrMnu.iisí Л11 с jÜVBlíTDi

г

1М яис н рд п а и ия п роф auu оБсспечс-чнп 6e>0n¿CMÉICTM' 5йан*ДййТвпь. н&етн

-JL

ФинШСярОНина г ¡или."« [ i jvh ГиН кифеастр^яуры н сради |»гиама. гкфзии

ЖПЫПИНЧ«

^■npKfHCKUl p»rUQKin

Дрндш часть Líjvneта

Рис. 1. Карта сбалансированного управления безопасным развитием региона (разработано автором)

Рис. 2. Техногенная катастрофа как последствие реализации рисковых факторов, находящихся в сложной взаимосвязи (разработано автором)

В2 — терроризм;

Въ — использование аварийных ресурсов; В4 — ненадлежащая эксплуатация технических средств.

С другой стороны, последствия, генерируемые реализацией рисковых факторов (событий), во многом качественно одинаковы (см. таблицу).

Так, рост затрат организаций на оплату труда в строительстве и машиностроении, где использовался труд гастарбайтеров, следовательно, рост себестоимости производимой продукции может быть вызван как политическими решениями по ужесточению правил въезда и пребывания иностранных рабочих в регионе, так и нетолерантным отношением к ним коренного населения региона.

Как удалось установить, имеет место причинно-следственная обусловленность неконкурентности продукции региона одновременно несколькими рисковыми событиями (рис. 3).

Тогда ущерб (У), генерируемый неконкурентностью продукции региона одновременно несколькими рисковыми событиями, в обозначениях, приведенных в табл. 1, составит: У (А) = У(А1) Р (4) +У(А2) Р (А2) + + У(АЪ)Р(АЪ) + У(Аа)Р(Аа) + + У(Аъ)р(Аъ), где Р (Al) = Р (AlBlBs) = Р (А1/В1В5) Р(В1/В5)Р(В5); Р (А,) = Р (А2В2В5) Р(В2/В5)Р(В5); Р (AJ = Р (А3В3В5) Р(В1/В5)Р(В5); Р 044) = Р (А4В4В5) Р(В4/В5)Р(В5); (А5) = Р (А5В5) (.В5), А.— негативные компоненты события А — совместные события, генерируемые факторами В1—В5, а вероятность наступления события А соответственно равна P(A) = 1 - р(4) P(A)P(4) p(A)P(A¡) .

Тяжесть последствий реализации негативных компонентов рисковых событий заставляет администрацию территориальных образований осуществлять меры по предупреждению и смягчению последствий негативных компонентов реализующихся рисковых событий.

Механизм регулирования рисков развития хозяйственных систем является специфической фор-

= Р

Р Р

(А 2/В 2В 5) (А Ъ/В3В 5) 04 4/В4В 5) = Р (AJВ5)

= Р

= Р

Причинно-следственная обусловленность ущерба некоторых последствий рисковых событий

Объясняемый фактор Событие Провоцирующие факторы Событие

Рост себестоимости продукции в части расходов на оплату труда и социальных отчислений

Рост затрат на оплату труда в связи с сокращением притока рабочей силы из соседних регионов а1в1в5 Фактор неадекватных политических решений в1в5

Повышение затрат на оплату труда А2в2В5 Фактор отсутствия межнациональной толерантности ВЛ

Потеря конкурентности продукции российского производства

Потеря уровня конкурентности товарами, произведенными в регионе, сокращение доходов предприятий, сокращение доходной статьи бюджета а1в1в5 Фактор последствий глобализации из-за вступления РФ в ВТО в1в5

Неконкурентность продукции региона вследствие низкого ее качества, снижение объемов продаж А2в2В5 Фактор технологической отсталости наиболее значимых видов производств экономических субъектов В Л

Неконкурентность продукции региона вследствие технического и морального устаревания способа производства, снижение объемов продаж А Техническое и моральное устаревание основных средств производства предприятий региона в Л

Неконкурентность продукции региона вследствие ее морального устаревания, снижение объемов продаж при низкой инновационной активности Фактор инновационной активности предприятий региона ВЛ

Неконкурентность продукции, снижение эффективности производств региона вследствие низкой квалификации основного производственного персонала а5В5 Фактор недостаточности квалификационного уровня трудовых ресурсов и компетентности управленческих кадров региона в5

Неконкурентность продукции

И)

Технологическая отсталость наиболее значимых видов производств (А. В. В.)

Последствия глобализации из-за вступления РФ в ВТО (В.В.)

Низкое качество продукции ИДВ5)

Техническое и моральное устаревание способа производства

(ДВД)

Моральное устаревание продукции

(ДВД)

Технологическая отсталость наиболее значимых видов производств (В.В.)

Техническое и моральное устаревание основных средств производства предприятий (В.В,)

Низкая инновационная активность предприятий региона (В.В,)

Неконкурентность продукции, снижение эффективности производства

ИДО

Рис. 3. Причинно-следственная обусловленность неконкурентности продукции региона одновременно несколькими рисковыми событиями

мой проявления общего хозяйственного механизма и одновременно неотъемлемой его частью. Между этими механизмами существует принципиальное соответствие по субъектам и объектам, целям и

масштабам, структуре и функциям, экономическому пространству и времени действия. Однако механизм регулирования рисков обладает спецификой, обуслов-_ ленной собствен-

Последствия низкой квалификации основного производственного персонала и компетентности управленческих кадров региона (В.)

ным содержанием, средствами, инструментами, позволяющими в определенной степени прогнозировать наступление

рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению негативных последствий наступления таких событий. Механизм включает в себя совокупность направлений, функций, форм, методов и средств, с помощью которых органы управления субъектов РФ оказывают запланированное регулирующее воздействие на среду функционирования хозяйствующих субъектов. Кроме того, на уровень риска развития хозяйственной системы оказывают воздействия хозяйствующие субъекты в регионе. Следовательно, механизм регулирования риска есть взаимодействующая совокупность подсистем государственного регулирования, рыночного саморегулирования и внутрифирменного управления.

Система регулирования риска основана на концепции активного динамического управле-

ния и системного преобразования в процессе целенаправленного воздействия на условия и среду, ресурсы, субъекты и объекты, процессы и результаты функционирования в целях, с одной стороны, отражения возникающих угроз и защиты региональной экономики от негативных факторов социально-экономической трансформации и, с другой, направления ресурсов региона в сторону увеличения социально-экономического потенциала и обеспечения реализации позитивных факторов развития.

В данном механизме риск рассматривается как регулятор основных тенденций безопасного социально-экономического развития, как необходимый ресурс для устойчивого развития общества в условиях нарастающей неопределенности.

На основе проведенного анализа результатов научных исследований в области риск-менеджмента обобщена и графически представлена схема алгоритма организации риск-менеджмента территориальных образований с включением в него не только процессов, но и методов управления риском (рис. 4).

Этапы алгоритма являются взаимозависимыми — т. е. результаты, полученные на одном из этапов, могут привести к необходимости корректировки последующих этапов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс менеджмента рисков хозяйственной системы включает четыре этапа: планирование, определение и оптимизация регулирующих действий, а также выполнение регулирующих действий и контроль эффективности.

Процесс риск-менеджента начинается с постановки целей экономического развития региона.

На первом этапе осуществляются идентификация и анализ факторов риска, присущих актуализированной модели экономического развития, включающий подэтапы качественного и количественного анализа их последствий.

Блок системного риск-менеджмента (СРМ), который в свою очередь включает подэтапы построения карты рисков, разработки как стратегических, так и тактических решений управления рисками в отношении всех выяв-

ленных и оцененных рисков. В рамках этого этапа осуществляется изучение:

• объектов воздействия факторов риска (рисковые вложения капитала, экономические отношения между хозяйственными субъектами в процессе реализации фактора риска);

• приемов, форм, методов и средств воздействия на факторы рисков (государственное регулирование, рыночное саморегулирование, внутрифирменное управление);

• анализ применимости и выбор приемов воздействия на рисковые факторы по критерию их целесообразности, такие какуклонение, снижение, принятие, передачариска.

При этом необходимо учитывать взаимосвязь факторов риска между собой, в результате чего воздействие на один из них может спровоцировать увеличение негативных последствий проявления других. В то же время ряд приемов может оказаться универсальным по характеру воздействия на разные виды факторов рисков, что позволит снизить затраты на управление всей их совокупностью. Производятся оценка уровня интегрального риска и его сравнение с приемлемым в сложившейся ситуации уровнем.

Постановка целей

Е

Анализ факторов риска

Качественный

Количественный

Блок системного риск-менеджмента

Карта рисков Т

Анализ применимости приемов воздействия

I

Стратегические Тактические

1

Выбор приемов воздействия по критерию целесообразности

Рис. 4. Алгоритм осуществления процесса риск-менеджмента

На основании логико-финансовой модели выявляются факторы риска, оцениваются ущерб, связанный с ними, вероятность такого ущерба, определяется доля ущерба, приходящаяся на каждый выявленный фактор риска, факторы ранжируются по величине доли вклада в общий ущерб.

Действие факторов риска, генерирующих примерно 80 % общей величины ущерба, подлежит регулированию. Определяются цели, средства и методы регулирования; выявляются и анализируются факторы, оказывающие воздействие на процесс регулирования; прогнозируются ожидаемые результаты регулирования.

В рамках второго этапа (оптимизации регулирующих действий) осуществляется оценка экономической целесообразности планируемых средств и мероприятий по регулированию, которые фильтруются по мере их финансовой реализуемости и эффективности. На базе полученных оценок разрабатывается программа антирисковых мероприятий и осуществляется распределение ответственности и полномочий по их осуществлению.

На этапе выполнения регулирующих действий реализуются программа антирисковых превентивных мероприятий и мониторинг полноты их выполнения. Целью мониторинга исполнения процедур риск-менеджмента являются надлежащее внедрение системы и адаптация ее к факторам риска, изменяющим силу своего действия. Осуществляется оценка результативности выполнения программы, результативности воздействий (снижение уровня интегрального риска); выявляются негативные отклонения, принимаются и выполняются корректирующие действия.

Завершается цикл процесса управления факторами риска в регионе сравнением достигнутых результатов воздействия на рисковые факторы, характеризующиеся величиной вероятности проявления их негативных последствий, с плановыми целями и прогнозами, оценкой эффективности механизма регулирования (оценкой степени безопасности социально-экономического развития), оценкой эффективности реализованных мероприятий риск-менеджмента. Эта оценка осуществляется с помощью сравнительного анализа значений максимально значимого, наиболее вероятного и ожидаемого уровня ущерба от проявления фактора риска до и после проведения мероприятий риск-менеджмента.

Внедрение процесса риск-менеджмента в регионе способно предотвратить или снизить негативные последствия действия факторов рисков и обеспечить сбалансированное устойчиво безкри-зисное развитие социально-экономической сис-

темы региона для повышения удовлетворенности его населения.

Применение риск-менеджмента в системе управления регионом позволяет сформировать банк данных об эффективности использования тех или иных методов нейтрализации факторов риска для обоснования принятия соответствующих решений в будущем.

Адекватная оценка современных рисков и реакция на них обусловливают региональную корректировку проводимых реформ и создание соответствующей системы риск-менеджмента на региональном и федеральном уровнях.

По мере углубления процесса глобализации и прогрессирующего инновационного отставания российской экономики от экономик развитых государств организующая и направляющая роль государства приобретает все большую значимость для обеспечения удовлетворенности населения. Поэтому для осуществления модернизации экономики Юга России приоритетными действиями по снижению уровня рисков развития социально-экономической системы региона должны стать:

• диссипация рисков: распределение мероприятий по нейтрализации рисковых факторов между наиболее приспособленными к оценке, контролю и управлению рисками участниками реализации приоритетных проектов в рамках партнерства государства и частного сектора;

• компенсация (предупреждение) риска: стратегическое планирование комплексного развития территорий посредством разработки и реализации целевых программ и национальных проектов; организация и поддержание системы комплексного мониторинга показателей социально-экономического развития региона; организация системы информационного обеспечения экономически активных субъектов в сфере экономики и политических решений;

• локализация риска: формирование региональных центров инновационной деятельности (кластеров); образование внутренних и внешних венчуров;

• уклонение от риска: реализация региональных бизнес-проектов под государственные гарантии; расширение страховых услуг посредством создания кэптивных страховых компаний, частно-государственных страховых компаний с участием региональных администраций; развитие системы повышения квалификации экономически активного населения региона и компетентности управленческих кадров.

Управление рисками в экономике переходного типа ориентировано на выбор приемлемого риска. Признавая существование рыночных рисков, управление обязывает прийти к балансу риска и социальных приоритетов. Поскольку развитие экономики в мире характеризуется преодолением и ускорением процессов либерализации и глобализации, риск-менеджмент должен нести в себе экспертный, прогностический и опережающий компоненты, смягчающие остроту происходящих в экономике и обществе перемен.

Список литературы

1. Атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций в Российской

Федерации / под общ. ред. С. К. Шойгу. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2005.

2. Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996. С. 32.

3. Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. М.:МГФ «Знание», 1999.

4. Лапуста М. Г. Риски в предпринимательской деятельности. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 586.

5. ТэпманЛ. Н. Риски в экономике. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 283.

6. Шагин С. И., РазумоваН. В. Техногенные опасности на территории Южного федерального округа России // Экология и промышленность. 2009. № 1.С. 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.