Научная статья на тему 'Управление рисками в социально-экономических системах регионального уровня (на примере Южного федерального округа)'

Управление рисками в социально-экономических системах регионального уровня (на примере Южного федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ / РЕГИОН / ОЦЕНКА РИСКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альгина М.В., Мурылёва О.А.

Структурированы и систематизированы факторы риска безопасного развития социально-экономической системы региона, осуществлен генезис негативных последствий реализации рисковых факторов, определены регулирующие действия и показатели безопасного развития. Сделан вывод о том, что повышению эффективности управления безопасным развитием социально-экономической системы будет способствовать применение модели сбалансированного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление рисками в социально-экономических системах регионального уровня (на примере Южного федерального округа)»

35 (170) - 2010

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

М. В. АЛЬГИНА, доктор экономических наук, профессор кафедры инженерной экономики и маркетинга E-mail: alginam@yandex.ru Донской государственный технический университет

О. А. МУРЫЛЁВА, ассистент кафедры экономическихдисциплин E-mail: omur2008@yandex.ru Ростовский филиал Белгородского университета потребительской кооперации

Структурированы и систематизированы факторы риска безопасного развития социально-экономической системы региона, осуществлен генезис негативных последствий реализации рисковых факторов, определены регулирующие действия и показатели безопасного развития. Сделан вывод о том, что повышению эффективности управления безопасным развитием социально-экономической системы будет способствовать применение модели сбалансированного управления.

Ключевые слова: риск, управление риском, регион, оценка риска.

Углубление процессов глобализации экономического пространства, продолжающиеся проявления мирового экономического кризиса актуализируют потребность повышения эффективности систем управления на разных уровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном).

Анализ трансформационных преобразований национального пространства России в конце ХХв. позволил теоретически обосновать современную

территориально-организационную систему, в которой макроуровень национального хозяйства является метасистемой, функционально объединяющей регионы страны, что обусловливает институциональную стабильность воспроизводственного процесса нормативно-репродуктивным режимом функционирования региональных экономик.

Социально-экономическое развитие страны напрямую зависит от уровня развития ее регионов. Регион сегодня становится главным объектом экономических и политических отношений. Очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты формирования региональной экономики, основанные на сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития, определяющие ее безопасное устойчивое функционирование и конкурентоспособность в глобализирующейся экономической среде.

В результате трансформационных преобразований национального пространства России струк-

Таблица 1

Структура территориально-организационной системы России

Уровень системы Экономический район (комплекс) Уровень управления

Макро Основная экономическая зона(макрокомплекс 1) Федеральный округ

Крупный экономический район (макрокомплекс 2) Область

Мезо Средний экономический район (мезоком-плекс) Административный округ (провинция)

Микро Низовой экономический район (микрокомплекс 1) Город, низовой административный район

Первичный социум (микрокомплекс 2) Территория муниципального совета, сельсовета

тура территориально-организационной системы функционально объединяет регионы страны на макро-, мезо- и микроуровнях (табл. 1). Интегрирование в едином пространстве различных элементов социально-экономического потенциала, укладов, способов и сфер хозяйствования отдельных регионов ведет к одновременному проявлению как положительных, так и негативных эффектов кооперации, формирующих общий потенциал его развития.

Экономическая безопасность социально-экономической системы определяет способность реализации национально-государственных интересов, характеризующихся обеспечением условий для эффективности хозяйствования экономических субъектов и условий качественного жизнеобеспечения населения, устранения возникающих угроз и проявления факторов риска, противодействующих их достижению.

Общественное развитие во времени и пространстве целесообразно рассматривать как дуальную систему «безопасность—рискогенность». Вектор развития региональной хозяйственной системы определяется соотношением происходящих в ней позитивных и негативных изменений, вызывающих отклонение предполагаемой тенденции развития экономических процессов в региональной системе. При этом количественная и качественная неопределенность реализации возможностей, множественность конечных состояний создают вероятностные условия функционирования социально-экономической системы региона,

что актуализирует необходимость решения задачи выявления и оценки рисков ее развития.

Риск развития региональной социально-экономической системы порожден совместным проявлением факторов риска собственной деятельности и факторов риска взаимодействия с другими экономическими субъектами. Конкретный объем ущерба отдельного экономического субъекта, причиняемый проявлением тех или иных рисковых событий, зависит от неопределенности и проявления различных факторов риска — экономического (экономические тенденции развития региона), техногенного, социального (социальная напряженность), политического (влияние политических решений на управление), криминального, экологического. Все эти факторы порождают добавочный эффект, проявляющийся в форме интегрального регионального риска, формирующегося в условиях неопределенности экономического взаимодействия отдельных субъектов.

Риск взаимодействия экономических субъектов в рамках региональной системы имеет более сложную природу, нежели риск отдельного экономического субъекта, поскольку нельзя заранее точно знать, как сформируются перекрещивающиеся денежные потоки, и каковы будут последствия проявлений локальных факторов риска отдельных экономических субъектов.

Адаптация экономического субъекта к условиям динамично изменяющейся внешней среды и в конечном счете уровень его безопасности зависят от полноты выявления и оценки последствий проявления рисковых факторов, наличия возможностей их преодоления, существования благоприятных внешних и внутренних факторов развития в экономическом пространстве региона.

Социально-экономическую систему региона целесообразно интерпретировать как модель сбалансированного развития, основными компонентами которой являются:

• население, выступающее одновременно потребителем результатов экономической деятельности региона, объектом и потребителем результатов законотворческой деятельности органов местного самоуправления, а также животворящим ресурсом экономических и прочих процессов региона;

• инфраструктура, представляющая систему ресурсообеспечения жизнедеятельности населения и предприятий;

• экономическая среда воспроизводственного функционирования;

• бизнес-процессы хозяйственной подсистемы региона;

• финансовое обеспечение, аккумулируемое за счет обязательных налоговых отчислений экономических субъектов и выплат из доходов физическихлиц (рис. 1).

Целью управления жизнедеятельностью и развитием региона являются улучшение удовлетворенности качеством жизни и повышение жизненного уровня населения. Высокое качество жизни обусловлено высоким уровнем дохода, включающим достойную оплату труда за качественно выполненную работу и обусловленного наличием достаточной квалификации. Качество жизни обеспечивается в первую очередь эффективностью функционирования в регионе бизнес-процессов, поставляющих на потребительский рынок товары и услуги, предоставляющих рабочие места и достойную оплату труда экономически активному населению. Способствуют повышению качества жизни общественные блага, воспроизводимые посредством распределения бюджетных средств региона.

Таким образом, достижение удовлетворенности качеством жизни как стратегическая цель органов местного самоуправления возможно только при эффективном функционировании бизнес-процессов региона, обеспечивающих производство продукции, товаров и услуг, удовлетворяющих установившийся как на отечественном, так и на

Улучшение качестве жизни

Удовлетворенность населения региона

Платежеспособный с про

Образован не, повышение квалификации трудовых ресурсов

Трансферты, субсидии

Повышение качества продукции

Повышение опла

ты труда

п

Развитие инфраструктуры бизнеса и системы жизнеобеспечения

Повышение конкурентоспособности Улучшение качества жизни

Налога, платежи

Налоги.сборы

На пот. сборы

Целевое финансирование

Финансы региона

Рис. 1. Модель сбалансированного управления безопасным развитием социально-экономической системы региона

мировом рынке спрос на инновационную продукцию высокого качества.

Движителем развития и функционирования социально-экономической системы региона является экономически активное население, достигающее улучшения качества собственной жизни посредством участия в системе общественного производства и обеспечения требований и ожиданий потребителей как внутри региона, так и вне его. То есть население региона является одновременно субъектом и объектом процесса общественного производства. Управление развитием региона представляет собой управление обеспечением условий эффективного взаимодействия взаимозависимых элементов социально-экономической системы, таких как предприятия, население, система его жизнеобеспечения. Наличие несоответствий в базовых элементах сбалансированного управления генерирует расбалансированность всех элементов социально-экономической системы региона, ее неконкурентоспособность в общем экономическом пространстве и, как следствие, неудовлетворенность населения (рис. 2).

Стратегической задачей функционирования администраций территорий является поддержание удовлетворенности населения. Решение этой задачи обеспечивается поддержанием надлежащей институциональной системы жизнеобеспечения (включающей систему здравоохранения, систему безопасности жизнедеятельности и исключающей экологические, техногенные и жизнеобеспечивающие чрезвычайные ситуации) и личной финансовой обеспеченности населения.

Экономическое пространство региона рассматривается, с одной стороны, как однородная внешняя среда деятельности экономических субъектов и форма функционирования экономических процессов, позволяющая пользоваться всеми преимуществами территориального разделения труда, руководствоваться едиными принципами размещения производительных сил и общими правилами регулирования

Предложение товаров. Заработная плата

бизнес -процессы региона

Цепееое

финанеирование.

налоговые

кредиты

Низкое благосостояние и неудовлетворённость насепения ЮФО

Неудовлетворительная система институционального жизнеобеспечения

Низкие личные доходы

Устаревание компонентов и организации системы жизнеобеспечения

Несоответствие региональной инфраструктуры потребностям бизнеса

Недофинансирование бюджета

Недостаточное количество рабочих мест

1

Неэффективность регионального бизнеса

Недостаточная компетентность управленческих кадров

Структурные диспропорции экономической активности территорий

Рис. 2. Причинно-следственная обусловленность неудовлетворенности населения региона в ракурсе проекций «человеческие ресурсы», «инфраструктура», «бизнес-процессы», «финансирование»

денежного обращения и финансово-кредитных отношений.

С другой стороны, экономическое пространство состоит из находящихся на территории региона элементов экономического потенциала, составляющих материально-техническую основу регионального воспроизводственного процесса. Эти элементы обеспечивают производство продукции, товаров и услуг, постоянно возобновляясь в соответствии с достигнутым уровнем научно-технического прогресса и на основе преимуществ межрегионального обмена и развитой системы региональных рынков. Устойчивое и эффективное развитие регионов достижимо только на основе механизма согласования интересов основных субъектов хозяйственного, социального и политического процессов, поддерживаемого налоговыми, бюджетными, финансово-кредитными мерами на

федеральном и региональном уровнях.

Системно-эволюционный анализ региональной социально-экономической системы позволил выделить два свойства ее развития: консервативность и инновационность. Система должна быть организована так, чтобы обеспечивать собственное выживание, стабильность в условиях неопределенности и, одновременно, развитие, эволюцию, приближение к некоторой цели. Необходимость сохранения устойчивости, стабильности наделяет систему свойством консерватизма, сопротивляемости к трансформационным воздействиям. В этом случае факторы, способные ослабить ее устойчивость, можно оценивать как риски (опасности) развития. С другой стороны, потребность целенаправленного изменения, движения к цели, совершенствования обязывает систему видоизменяться, формировать и реализовывать управляющие функции. С этих позиций факторы риска, формирующиеся в ходе функционирования социально-экономических систем, провоцируют изменения. В соответствии с этим общественное развитие во времени и пространстве может быть представлено как дуальная система, характеризуемая по шкале «безопасность-риско-генность». В процессе трансформационных преобразований социально-экономической системы и генерируемых ими последствий необходимо различать позитивные (несущие социально-экономической системе положительный заряд) и негативные (придающие социально-экономической системе отрицательный импульс) составляющие факторов риска. Позитивные элементы факторов риска способствуют совершенствованию системы, переходу на качественно новый уровень развития. В случае преобладания позитивных тенденций высокая эффективность экономики опережает воспроизводство факторов риска и нивелирует последствия проявления их негативных компо-

Низкая квалификация трудовых ресурсов

нентов, обеспечивая тем самым преимущественно безопасное развитие. Преобладание негативных последствий, генерируемых проявлением факторов риска (страхов), запускает процесс их неконтролируемого воспроизводства и нарастание ущерба от их последствий, что вызывает деструктивные процессы в системе, приводящие ее к полному разрушению.

Вектор развития экономической системы, таким образом, определяется соотношением позитивных и негативных тенденций, существующих в регионах. Изучение специфики рисковых факторов позволяет использовать их в качестве действенного рычага управления, влияющего на принятие решений по аллокации экономических ресурсов в целях сохранения и увеличения социально-экономического потенциала устойчивого и безопасного развития региона.

Представленные в научной литературе существующие научные подходы изучения риска сводятся к оценке и анализу рисков хозяйствования отдельных субъектов. Растет число исследований, посвященных способам, методам, направлениям оценки инвестиционной привлекательности и инвестиционных рисков регионов, поскольку привлечение инвестиций в регионы относится к числу наиболее важных задач, решаемых органами местного самоуправления. В методиках рейтинговых оценок инвестиционного климата регионов используются лишь показатели привлечения и использования инвестиционных ресурсов, что не позволяет учесть весь комплекс факторов, определяющих социально-экономические трансформации, происходящие в регионах, существование возможности позитивного развития в будущем. Оценка риска стратегии бизнес-структуры строится:

• на комплексном (научном, техническом, технологическом, хозяйственном, маркетинговом, социальном и т. п.) изучении как внутренней, так и внешней среды ее функционирования;

• на анализе объективных и субъективных причин риска;

• на составлении цепочек развития событий при проявлении тех или иных ситуаций рискованности;

• на определении показателей оценки уровня риска;

• на установлении механизмов и моделей взаимосвязи показателей и факторов риска.

С помощью существующих методов количественной оценки рисков хозяйствующий субъект может решать проблемы, связанные с установле-

нием возможных ситуаций нежелательного развития событий, выявлением частоты и значимости наступления некоторых (основных) событий с помощью расчета объективной или субъективной вероятности, исчислением величины ущерба от реализации риска методами математической статистики.

В основу классификации факторов риска, связанных с обеспечением устойчивого эффективного развития региона, отвечающего стратегической цели, мы предлагаем положить атрибуты модели сбалансированного управления развитием социально-экономической системы региона.

Согласно этим атрибутам выделяются виды и подвиды факторов риска по направлениям сбалансированного развития, по структуре, функциям, исходя из динамики и в зависимости от состояния системы на каждой стадии ее жизнедеятельности. Подвиды объясняющих факторов риска продуцируют конкретные риски, отражающие специфические особенности явлений и процессов функционирования и развития социально-экономической системы региона в конкретном историческом разрезе.

Рассмотрим существующие факторы риска реализации сценария сбалансированного устойчивого развития социально-экономической системы Южного федерального округа (ЮФО).

Южный федеральный округ является одним из федеральных округов, играющих важную роль в политической, экономической и социальной жизни России. Указом Президента РФ от 19.01.2010 № 82 из ЮФО выделен Северо-Кавказский федеральный округ.

В Южном федеральном округе остались 6 регионов: Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, Краснодарский край, Республика Адыгея и Республика Калмыкия.

Преимуществами ЮФО являются исключительно благоприятные климатические условия, выгодное географическое расположение, высокий агроклиматический потенциал, уникальные рекреационные ресурсы и высокая степень обеспеченности трудовыми ресурсами.

Ограничивающими развитие социально-экономической системы субъектов ЮФО факторами являются неоднородность уровня развития субъектов, слаборазвитая инфраструктура, низкий уровень квалификации трудовых ресурсов. К регрессивным территориям со стабильно низким уровнем жизни в ЮФО относятся Республика Адыгея и Республика Калмыкия.

Анализ траектории развития ЮФО позволил выявить следующие внешние факторы, генерирую-щиерискиразвитиярегиона:

1) ухудшение макроэкономических показателей страны в целом, связанное со снижением цен на мировом рынке и на рынках специализации в РФ углеводородов, металла, химических удобрений и др., обусловлено узкой экономической специализацией ЮФО по обслуживанию экспортно-импортных потоков (фактор компонента «бизнес-процессы»);

2) высокий уровень конкуренции на рынках специализации ЮФО, создающий опасность потери конкурентности1 объектами товарных рынков России, производимыми экономическими субъектами ЮФО, как в страновом, так и в мировом масштабах. Конкуренция на рынках специализации региона (агропромышленный комплекс, машиностроение, химия, легкая промышленность и др.) будет только усиливаться в связи с внедрением на российский рынок импортных товаров и услуг высокой конкурентности (доля импорта в обороте розничной торговли находится на уровне 40 % с тенденцией к повышению). Катализатором, стимулирующим усиление позиций импорта по отдельным товарным группам, станет вступление России в ВТО (фактор компонента «бизнес-процессы»);

3) политические риски. Принятие решения о выделении из ЮФО Северо-Кавказского федерального округа позволяет говорить о новом качестве общественно-политических отношений и о нейтрализации масштабных геополитических и этнополитических рисков (фактор компонента «жизнеобеспечение социально-экономической системы региона»);

4) факторы риска национальных конфликтов. Для ЮФО серьезной остается опасность распространения национализма и религиозного экстремизма, обусловленного близким расположением СКФО, особенностями структуры гражданского общества и его взаимодействия с властью (фактор компонента «человеческие ресурсы региона»),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К внутрисистемным факторам рисков ЮФО относятся:

1 Способность участвовать в соревновании между однородными товарами и услугами с точки зрения их свойств и цены реализации в целях достижения преимуществ для покупателя и соответствующего оттеснения других продавцов, а также получения производителем и продавцом максимально возможной прибыли (прим. авт.).

1) технологическая отсталость производств экономических субъектов ЮФО (фактор компонента «бизнес-процессы»). Несмотря на то, что в регионе сосредоточены высокотехнологичные производства «советского типа», научные институты и вузы государственного значения, предприятия региона не обладают значимыми в международном масштабе технологиями;

2) низкая инновационная активность предприятий ЮФО, генерирующая значимый риск утраты ими конкурентоспособности в процессе глобализации российской экономики (фактор компонента «бизнес-процессы»), В силу низкой инновационной активности в регионе и отсутствия связи между промышленными предприятиями, которые в основном ориентированы на импорт технологий, и разработчиками (НИИ, вузы и т. д.) пока нет оснований для изменения ситуации в технологическом состоянии секторов экономики ЮФО;

3) риск недостаточности квалификационного уровня и компетентности трудовых ресурсов региона (фактор компонента «человеческие ресурсы»). Спрос на трудовые ресурсы в регионе постоянно растет, и дефицит на рынке труда уже ощутим. Однако квалификационный уровень основного производственного персонала ориентирован на устаревшие технологии, технически и морально устаревшее оборудование всех видов производств. Это подтверждается как высокими показателями безработицы, так и снижением возрастных барьеров при приеме на работу;

4) наличие территориальных диспропорций концентрации экономической активности в пределах ЮФО (фактор компонента «бизнес-процессы»);

5) недостаточность обеспечения инфраструктурой экономически активных субъектов региона (фактор компонента «инфраструктура»). Это касается дефицитности энергосистемы Юга России, связанной с ростом промышленного энергопотребления, а также состоянием основных транспортных магистралей;

6) рост экологических рисков в ЮФО, тормозящих социально-экономическое развитие региона (компоненты «бизнес-процессы» и «социально-экономическая среда»). Рост городов ЮФО, подпитываемый растущими потребностями населения, усложнением производственных, экономических и социальных взаимосвязей, способствует процессам загрязнения атмосферы, водных объектов, почв,

увеличению количества отходов, сокращению зеленых насаждений;

7) риск снижения численности экономически активного населения в регионе за счет старения и последствий сокращения рождаемости (фактор компонента «человеческие ресурсы»). Обеспечение природно-экологической устойчивости требует решения в первую очередь демографической задачи — поддержания устойчивой численности экономически активного населения региона;

8) риск техногенных аварий и катастроф в ЮФО, возникающих в результате существенной ограниченности инженерно-технических и технологических возможностей защиты элементов техносферы от аварий, в том числе психофизическими и физиологическими возможностями человека

(факторы компонентов «бизнес-процессы», «человеческие ресурсы»). Это подтверждается статистическими данными, свидетельствующими о том, что более половины всех техногенных аварий и катастроф происходит не по причинам отказа техники, а по вине человека. По количеству техногенных чрезвычайных ситуаций в ЮФО выделяются субъекты с наибольшим промышленным потенциалом. Почти четверть всех техногенных чрезвычайных ситуаций в РФ происходит в Краснодарском крае, Ростовской (20,8 %) и Волгоградской (16,8 %) областях. Перечисленные факторы риска, включающие как негативные, так и позитивные компоненты, должны быть подвергнуты регулирующим воздействиям, эффективность которых должна подвергаться непрерывному мониторингу (табл. 2).

Таблица 2

Карта рисков и предупреждающих действий социально-экономической системы ЮФО

Факторы риска Показатель мониторинга Негативные компоненты (страхи) Позитивные компоненты Регулирующие действия

1. Особенности специализации региона — обслуживание экспортно-импортных потоков Объемы обслуживания экспортно-импортных операций, тыс. руб. Ухудшение макроэкономических показателей страны в целом, связанное со снижением цен на мировом рынке и на рынках специализации в РФ углеводородов, металла, химических удобрений и др. Увеличение объемов импорта (вступление в ВТО), повышение доходов региона от продажи импорта Активизация инновационной активности экономических субъектов региона

2. Последствия политических решений Высвобожденные объемы финансирования, тыс. руб. Повышение затрат на оплату труда в связи с сокращением притока рабочей силы из соседних регионов Локализация проблем национальных регрессивных регионов (СКФО), регулирование договорной дисциплины платежей Повышение компетентности управленческих кадров

3. Межнациональная нетолерантность Уровень занятости экономически активного населения (резидентов ЮФО), величина оплаты труда и ее доля в структуре себестоимости продукции Угроза межнациональных конфликтов, повышение затрат на оплату труда, снижение поступлений от пошлин, связанное с оттоком иностранной рабочей силы Повышение занятости за счет сокращения притока гастарбай-теров, повышение этнической чистоты коренного населения региона, повышение размеров оплаты труда, увеличение доходов внебюджетных государственных фондов Воспитательные воздействия по повышению толерантности населения ЮФО

4. Последствия глобализации из-за вступления РФ в ВТО Объемы продаж инновационной продукции, тыс. руб. Угроза потери уровня конкурентности товарами, произведенными в регионе, сокращение доходов предприятий, сокращение доходной статьи бюджета Улучшение качества продукции региона, активизация инновационных процессов, увеличение доходной статьи бюджета Активизация и финансирование инновационной активности экономических субъектов региона

Продолжение табл. 2

Факторы риска Показатель мониторинга Негативные компоненты (страхи) Позитивные компоненты Регулирующие действия

5. Технологическая отсталость наиболее значимых видов производств экономических субъектов Объемы продаж низкокачественной местной продукции, тыс. руб. Неконкурентность продукции региона вследствие низкого ее качества, снижение объемов продаж, сокращение доходной статьи бюджета Относительная дешевизна местной низкокачественной продукции Активизация и финансирование инновационной активности экономических субъектов региона

6. Техническое и моральное устаревание основных средств производства предприятий региона Число чрезвычайных ситуаций, объем продаж низкокачественной местной продукции, тыс. руб., прибыль, тыс. руб., поступления в бюджет по налогу на прибыль, тыс. руб. Генерирование техногенных чрезвычайных ситуаций, неконкурентность продукции и региона вследствие низкого ее качества, снижение объемов продаж, сокращение доходов бюджета Активизация и финансирование инновационной активности экономических субъектов региона, организация, поддержка и финансирование повышения квалификационного уровня и компетентности трудового потенциала региона

7. Фактор инновационной активности предприятий региона Объем продаж инновационной продукции, тыс. руб., число убыточных предприятий, внедрявших новации Повышение рисков, связанных с инновациями при инновационной активности, неконкурентность продукции и региона вследствие низкого ее качества, снижение объемов продаж при низкой инновационной активности Сохранение стабильности при низкой инновационной активности, повышение комфортности при увеличении стоимости жизни при инновационной активности Активизация и финансирование инновационной активности экономических субъектов региона, организация, поддержка и финансирование повышения квалификационного уровня и компетентности трудового потенциала региона

8. Фактор риска недостаточности квалификационного уровня и компетентности трудовых ресурсов региона Размер средней оплаты труда, показатели рынка труда Неконкурентность продукции, снижение эффективности производств региона вследствие низкой квалификации основного производственного персонала, риск генерирования техногенных чрезвычайных ситуаций Низкие затраты на оплату труда на предприятиях региона Организация, поддержка и финансирование повышения квалификационного уровня и компетентности трудового потенциала региона

9. Наличие структурных диспропорций производственной активности территорий — неравномерность распределения производств Величина разброса уровней жизни населения субъектов региона Усиление структурных диспропорций производственной активности территорий Организация, поддержка и финансирование производственной активности регрессивных территорий, активизация и финансирование инновационной активности экономических субъектов региона

10. Фактор государственного регулирования и финансирования Объемы трансфертов, субсидий, тыс. руб., число предприятий, внедряющих инновации и выпускающих инновационную продукцию, в регионе, объемы финансирования образовательных учреждений, инновационных проектов Сокращение экономических свобод предпринимателей, увеличение пресса государственного регулирования Финансирование инноваций, финансирование образования и повышения квалификации трудовых ресурсов, повышение жизненного уровня населения Поддержка рождаемости, финансирование молодежной ипотеки

Окончание табл. 2

Факторы риска Показатель мониторинга Негативные компоненты (страхи) Позитивные компоненты Регулирующие действия

11. Фактор неадекватности инфраструктуры бизнеса в регионе Протяженность качественных дорожных покрытий, км Дефицитность энергообеспечения в силу роста энергопотребления, низкое качество путепроводов (автомагистралей) Привлечение инвестиций и финансирование повышения комфортности инфраструктуры бизнеса в ЮФО

12. Фактор повышения экологической опасности экономических объектов Число потенциально опасных объектов, показатели здоровья населения Генерирование экологических катастроф, снижение качества жизни населения, увеличение расходов бюджета и выплат из фонда чрезвычайных ситуаций в связи с экологическими и техногенными чрезвычайными ситуациями Увеличение платежей в бюджет за экологию Организация, поддержка и финансирование повышения квалификационного уровня и компетентности трудового потенциала региона, активизация и финансирование инновационной активности экономических субъектов региона

13. Фактор риска снижения численности экономически активного населения в регионе Показатели здоровья населения, рождаемость Угроза усиления дефицита кадрового потенциала региона высокой квалификации и компетентности Организация, поддержка и финансирование здравоохранения и спорта, активизация и финансирование инновационной активности молодежи

Анализ факторов риска социально-экономической системы ЮФО и их привязки к направлениям сбалансированного управления регионом показывает следующее:

• все факторы риска в своей основе в той или иной степени сгенерированы человеческим фактором. Это должно ориентировать администрацию органа местного самоуправления на инициирование, поддержание и финансирование всех форм системы образования в регионе;

• последствия проявления факторов риска — сопряженные с каждым из них события — составляют полную группу событий, которые для оценки ущерба негативных их последствий (страхов) необходимо выявить, расписать «дерево событий», включающее как негативные события-компоненты, так и позитивные (возможности), оценить вероятности их наступления и экономические эффекты (ущерб и доход). В результате будет получена возможность принятия экономически обоснованных управленческих решений по оптимизации риска—достижению максимально возможного ограничения негативных последствий от реализации конкретного генерирующего ущерб рискового события, соизмеримых с финансовыми возможностями региона;

• различные факторы риска оказывают воздействие на одни и те же элементы социально-экономической системы региона и генерируют некоторые одинаковые последствия. Это обусловлено взаимосвязью и взаимозависимостью большинства экономических процессов в социально-экономической системе, т. е. имеет место явление сложного риска — негативного последствия, вызываемого и усиливаемого одновременным проявлением нескольких факторов риска (эффектнегативного синергизма), что требует применения для оценки вероятности их наступления и ущерба, связанного с многофакторным негативным последствием, серьезного математического аппарата;

• повышению эффективности управления безопасным развитием социально-экономической системы будет способствовать философия сбалансированности управления, позволяющая связать факторы риска с направлениями сбалансированного развития социально-экономической системы региона и соответствующим образом распределять предупреждающие действия.

Философия сбалансированности обусловливает целесообразность проведения следующих предупреждающих действий, способствующих нейтрализации негативных последствий одно-

временного проявления негативных компонентов

нескольких факторов риска:

• активизация и финансирование инновационной активности экономических субъектов региона (компонент «бизнес-процессы»);

• организация, поддержка и финансирование повышения квалификационного уровня и компетентности экономически активного населения региона (компонент «человеческие ресурсы»);

• организация, поддержка и финансирование экономической активности регрессивных территорий (компонент «бизнес-процессы»);

• активизация и финансирование инновационной и экономической активности молодежи; поощрение рождаемости, софинансирование системы жизнеобеспечения молодежи (компоненты «развитие», «удовлетворенность населения»);

• организация, поддержка и финансирование мероприятий по оздоровлению экономически активного населения (компонент «удовлетворенность населения»);

• привлечение инвестиций и финансирование повышения функциональности и комфортности инфраструктуры бизнеса в ЮФО (компонент «развитие»);

• привлечение инвестиций и финансирование развития системы экологической безопасности и жизнеобеспечения региона (компонент «развитие»).

Список литературы

1. Анопченко Т. Ю. Управление эколого-экономичес-кими рисками в развитии социальной инфраструктуры муниципалитетов. Ростов-на-Дону: Эверест, 2007. С. 17.

2. Атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации / под общ. ред. С. К. Шойгу. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2005.

3. Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера. М.:МГФ«Знание», 1999.

4. Буянова М. Э. Выявление и идентификация рисков развития макрорегионов (на примере ЮФО) // Управление риском, 2007. № 2. С. 4.

5. Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие: учебн. пособие. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 416 с.

6. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. М.: Олимп-Бизнес. 2003.

7. Нагоев А. Б. Депрессия и кризис в региональном развитии. // Финансы и кредит, 2009. № 48 (384). С. 35.

8. Чепурных Н.В., Новоселов А.Л., Дунаевский Л. В. Экономика природопользования: эффективность, ущербы, риски. М.: Наука, 1998. С. 12.

9. Шагин С. И., Разумова Н. В. Техногенные опасности на территории Южного федерального округа России // Экология и промышленность, 2009. № 1. С. 48.

10. ЯрашеваА. В. Депрессивные и отсталые территории в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития. М.: ЭТНАМНГ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.