Научная статья на тему 'ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ К МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ИП "ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ", Г. ПЕНЗА'

ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ К МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ИП "ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ", Г. ПЕНЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛИ / МАРКЕТИНГ / ИССЛЕДОВАНИЯ / РЫНОК / МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышев А.А., Салмова А.В.

В статье делается акцент на оценку и анализ потребительских предпочтений к молочной продукции. Выявлен уровень насыщенности рынка молочной продукцией, дана оценка уровня конкуренции и возможности компании для продвижения товаров на рынке. Даны рекомендации ИП «Планета Земля», г. Пенза в целях удержания и привлечения потребителей к молочной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION AND ANALYSIS OF CONSUMER PREFERENCES FOR DAIRY PRODUCTS IP "EARTH PLANET", G. PENZA

The article focuses on the evaluation and analysis of consumer preferences for dairy products. The level of saturation of the market with dairy products is revealed, the level of competition and the company's ability to promote products on the market are assessed. The recommendations of the IP "Planet Earth", Penza, for the purpose of retaining and attracting consumers to dairy products are given.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ К МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ИП "ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ", Г. ПЕНЗА»

УДК 631.16:658.148:637.146.4

Малышев А.А., к.э.н.

доцент

кафедра «Маркетинг и экономическая теория»

Салмова А. В. студент 4 курса Институт экономики и менеджмента Пензенский государственный университет архитектуры и строительства Россия, г. Пенза

ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ К МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ИП «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ», Г. ПЕНЗА

Аннотация: в статье делается акцент на оценку и анализ потребительских предпочтений к молочной продукции. Выявлен уровень насыщенности рынка молочной продукцией, дана оценка уровня конкуренции и возможности компании для продвижения товаров на рынке. Даны рекомендации ИП «Планета Земля», г. Пенза в целях удержания и привлечения потребителей к молочной продукции.

Ключевые слова: потребители, маркетинг, исследования, рынок, молочная продукция.

Malyshev A.A., candidate of economic sciences, associate professor

Associate Professor of Marketing Penza State University of Architecture and Construction

Russia, Penza Salmova A. V.

Student 4 course, Institute of Economics and Management Penza State University of Architecture and Construction

Russia, Penza

EVALUATION AND ANALYSIS OF CONSUMER PREFERENCES FOR DAIRY PRODUCTS IP "EARTH PLANET", G. PENZA

Abstract: The article focuses on the evaluation and analysis of consumer preferences for dairy products. The level of saturation of the market with dairy products is revealed, the level of competition and the company's ability to promote products on the market are assessed. The recommendations of the IP "Planet Earth", Penza, for the purpose of retaining and attracting consumers to dairy products are given.

Keywords: consumers, marketing, research, market, dairy products.

В современных условиях, чтобы успеть за быстро меняющимися потребностями рынка и максимально использовать открывающиеся во внешней среде возможности, предприятиям требуется постоянная работа над новыми продуктами, технологиями. Исследование рынка, анализ потребительских предпочтений являются важными составляющими при

разработке программы продвижения и выведении на рынок новых продуктов.

Современным торговым предприятиям очень важно своевременно прогнозировать изменения в покупательских предпочтениях, для того чтобы успеть внести корректировки в составляющие программы продвижения товара, обеспечив тем самым ведущие позиции в конкурентной борьбе.

Особое значение изучение потребительских привычек имеет для субъектов экономики, действующих на рынках совершенной конкуренции [3, с.18].

Успешность и рентабельность маркетинговой деятельности напрямую сопряжены со степенью взаимодействия с потребителем. В условиях постепенного изменения психологии потребителей производителям и продавцам товаров или услуг необходимо знать и опираться в своей деятельности на предпочтения и склонности потребителей. Повышение благосостояния приводит к возрастанию запросов к качеству и имиджу товара, а цена как фактор покупки теряет свое первенство. Именно предпочтения потребителей стали наиболее важным катализатором изменений на товарных рынках в последние десять лет.

Посыпанова О. определяет потребительские предпочтения как социально и личностно детерминированное позитивное отношение потребителя к товару или его атрибутам, определяющее их выбор из ряда подобных. Потребительское предпочтение - это социально и личностно детерминированное позитивное субъект-объектное отношение потребителя к товару, услуге или их атрибутам, определяющее выбор [3, с.18].

Основная роль исследования потребительских предпочтений заключается в том, что благодаря проведению данных исследований, руководители смогут получить информацию о изменениях в потребительских предпочтениях, чтобы вовремя внести коррективы в ассортиментную, ценовую политику, систему распределения продукции и программу ее продвижения. На основании полученной информации, как правила разрабатывается программа продвижения товара.

Для оценки потребительских предпочтений к молочной продукции предприятия ИП «Планета Земля» было проведено маркетинговое исследование на рынке молочной продукции г. Пензы, методом анкетного опроса. В выборку опрошенных были включены мужчины и женщины в возрасте от 18 до 55 и старше лет. Выборка носила репрезентативный характер по полу и возрасту респондентов. Количество респондентов составило 100 человек.

В процессе исследования выяснилось, что все респонденты периодически употребляют молочные продукты. Покупая их чаще всего в гипермаркетах и супермаркетах - 75% и небольших магазинах - 35. При этом выбор продукции ИП «Планета Земля», которую они покупают, распределился следующим образом: в основном покупают молоко - 85%, йогурты - 55%, творог - 50%, масло - 40% более подробно ответы

представлены на рис. 1.

5% 10% 10% 0

■ Молоко

■ Творог

■ Творожная масса

■ Сметана

■ Кефир

■ Масло

■ Йогурты

■ Ряженка

■ Топленое молоко

■ Бифилайф

■ Другое_

Рисунок 1. - Молочные продукты ИП «Планета Земля», которые приобретают респонденты, в % Наибольшим спросом среди респондентов пользуется марка молочной продукции - «Молком» - 95%, на втором месте: «Домик в деревне» и «Простоквашино» - по 70%, потом - «Весёлый молочник» - 55% и «Ферма Тоцкого» - 44%. Анализируя полученные данные, можно сказать, что марка «Молком» является самой узнаваемой на рынке молочной продукции города Пензы, а «Ферма Тоцкого» находится на 4 месте по узнаваемости, что говорит, о том компании нужно повысить узнаваемость среди потребителей, основным конкурентом является торговая марка «Молком». Основная цель покупки молочных продуктов ИП «Планета Земля» - это здоровья - 70% (рис. 2).

■ для выпечки

■ для здоровья

■ для похудения

■ Другое ( просто в пищу, люблю

молоко)

■ Другое ( просто для еды)

■ Другое ( просто попить)

Рисунок 2 - Основная цель покупки молочных продуктов ИП «Планета Земля» респондентами, в %

Проведенное исследование также помогло выяснить основные факторы принятие решения потребителей о покупке молочных продуктов ИП «Планета Земля». Как выяснилось, при покупке молочных продуктов важными факторами являются: местная продукция (48%), приемлемая цена (38%), известность марки - (47%), так же при ответе выделялись очень важные факторы — это гарантированное качество - 62%, информативность этикетки (71%); характеристики продукта (жирность, срок хранения) (40%), а также предыдущий опыт (37%). Не важными факторами являются такие

как реклама товара (60%); дизайн упаковки (60%); ввозимая продукция (60%); мнение друзей, коллег (27%).

Следующий вопрос исследования помог выяснить, сколько в месяц респонденты обычно тратят на молочные продукты ИП «Планета Земля», исследование показало, что они тратят от 500-1000 руб. - 35% и 1500-2000 руб.- 25%. (рис. 3).

■ менее 500 руб.

■ 500-1000 руб.

■ 1000-1500 руб.

■ 1500-2000 руб.

более 2000 руб.

Рисунок 3. - Сумма, которую тратят респонденты на покупку молочной продукции, в % Таким образом, в результате проведенного исследования потребительских предпочтений к молочной продукции ИП «Планета Земля» выяснилось, что все респонденты периодически употребляют молочные продукты. Покупая их чаще всего в гипермаркетах и супермаркетах - 75% и небольших магазинах. Чаще всего они покупают молоко, йогурты, творог, масло. Наибольшим спросом среди респондентов пользуется марка молочной продукции - «Молком», на втором месте: «Домик в деревне» и «Простоквашино», потом - «Весёлый молочник» и «Ферма Тоцкого». Основная цель покупки молочных продуктов - это здоровья.

Как выяснилось, при покупке молочных продуктов важными факторами являются: местная продукция (48%), приемлемая цена (38%), известность марки - (47%), так же при ответе выделялись очень важные факторы — это гарантированное качество - 62%, информативность этикетки (71%); характеристики продукта (жирность, срок хранения) (40%), а также предыдущий опыт (37%). Не важными факторами являются такие как реклама товара (60%); дизайн упаковки (60%); ввозимая продукция (60%); мнение друзей, коллег (27%).

Использованные источники:

1. Багин Д. А., Прохасько Л. С., Альхамова Г. К. Исследование потребительских предпочтений молока питьевого, реализуемого в розничной торговой сети г. Челябинска // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 124127.

2. Ковалева И. В. Маркетинговые исследования предпочтений потребителей на рынке молочной продукции // Вестник АГАУ. - 2017. - №3 (149). С.181-183

3. Маркушина А. А. Маркетинговые исследования потребительских предпочтений // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования - 2016 - № 13 - 2016 - С. 18 - 34.

4. Малышев А.А., Ткаченко А.А. Влияние эмоциональных стимулов на

5%

поведение потребителей // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2012. № 2. С. 120-138.

5. Малышев А.А., Солодков Н.Н. Модели международной интеграции и факторы устойчивого экономического роста // Нива Поволжья. 2014. № 4 (33). С. 144-150.

6. Малышев А.А., Толоконцева Т.А. Формирование маркетингового механизма управления охраной окружающей среды в пензенском регионе // Проблемы региональной экологии. 2013. № 6. С. 123-126.

УДК 502.171.656

Малышев А.А., к.э.н.

доцент

кафедра «Маркетинг и экономическая теория» Пензенский государственный университет архитектуры и строительства Россия, г. Пенза

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА

Аннотация: в статье выявлена необходимость учета экологического фактора в строительной отрасли Пензенского региона. Рассмотрены подходы к сущности маркетинговой стратегии. Определены основные направления и мероприятия по совершенствованию маркетинговой стратегии развития ООО «ЭкоСтрой Технология». Разработан алгоритм по совершенствованию маркетинговой стратегии на основе экологического фактора. Даны рекомендации по учету экологического фактора в деятельности строительной компании.

Ключевые слова: экологический фактор, защита окружающей среды, учету экологического фактора в деятельности компании, маркетинговая стратегия.

Malyshev A.A., Candidate of Economic Sciences, Assistant professorAssociate Professor of the Department of Marketing

and Economic Theory Penza State University of Architecture and Construction

Russia, Penza

IMPROVEMENT OF MARKETING STRATEGY FOR ENTERPRISES WITH REGARD TO ENVIRONMENTAL FACTOR

Annotation: the article reveals the need to take into account the environmental factor in the construction industry of the Penza region. Approaches to the essence of the marketing strategy are considered. The main directions and measures to improve the marketing strategy for the development of LLC EcoStroy Technology are determined. An algorithm for improving the marketing strategy based on the environmental factor has been developed. Recommendations are given on the accounting of the environmental factor in the activities of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.