List of sources used
1. Mansurov A.P., Kondratieva N.N. Food supply of the region: problems, trends // Vestnik NGIER. - 2017. - No. 8 (75). - P. 89-96.
2. The official website of the Territorial Body of the Federal State Statistics Service for Perm Krai [Electronic resource]. - Access mode: http://permstat.gks.ru.
3. Shirokov S.N., Pisarenko P.I. Tendencies of livestock development and the main directions of import substitution of food in the Russian Federation // Izvestiya of the St. Petersburg State Agrarian University. - 2016. - No. 42. - P. 240.
4. Zagoruiko I.Yu., Chernikova S.A. On the issue of food security, taking into account the development of the agrarian sector of the economy of the Perm region // Advances in modern science. - 2017. - T.7. - No. 4. - P. 42-44.
5. Starkova O.Ya. Analysis of the livestock of agricultural animals in the Perm region // Aeconomy: Economics and Agriculture. - 2017. - No. 9 (21). - Q 2.
6. Goncharova N.Z., Goncharova N.S. Meat product subcomplex importance in Russia's food security under foreign sanctions // Scientific Herald of the VF RASH and GS. Economy. - 2015. - No. 3.- P.19-23.
7. The order of the Ministry of Agriculture of the Perm Krai dated 3.08.2011. On approval of the departmental target subprogram "Development of meat cattle breeding in the Perm Krai for 2011-2012 and for the period until 2020" [Electronic resource]. - Access mode: http://agro.permkrai.ru.
8. Dyachenko I.L., Pisarenko P.I. The development of livestock raising is an important factor in improving the efficiency of agriculture // Sheep, goats, woolen business. - 2017. - No. 2. - P. 14-16.
9. Chaunina E.A., Shmakov P.F. Intensification of the development of beef cattle breeding as an element of sustainable development of the region // Strategy of sustainable development of Russian regions. - 2016. - No. 36. - P. 111-115.
УДК 339.148:338.439.5:637.14 (571.53)
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
АНИКИЕНКО Н.Н.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, предпринимательства и экономической безопасности в АПК ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ имени А.А. Ежевского; e-mail: [email protected].
Реферат. В статье обоснована необходимость проведения маркетинговых исследований рынка молока и молочных продуктов. Целью исследования является сбор информации через опрос членов семей для разработки и принятия решения по повышению эффективности работы рынка. Выявлены потребительские предпочтения потребителей при выборе молочной продукции. В исследовании приняли участие 300 респондентов в городах Иркутске, Ангарске, Шелехове, Усолье-Сибирском, а также в Иркутском, Усольском и Эхирит-Булагатском районах Иркутской области по 18 вопросам. По результатам анкетирования выявлено, что большинство респондентов чаще всего покупают молоко, творог, сметану, кефир и другие кисломолочные продукты, причем предпочтение отдается натуральным молочным продуктам, таким, как йогурт с натуральным наполнителем, сыры собственного производства и др. Маркетинговые исследования рынка молока показали, что молоко и молочные продукты составляют значительную часть рациона населения региона. Большинство респондентов при покупке продукции делают выбор в пользу молокоперерабатывающих предприятий, имеющих собственную сырьевую базу. Особое значение потребители придают стабильности цен, а также культуре обслуживания. В результате проведенных маркетинговых исследований автором выработаны рекомендации по повышению эффективности функционирования рынка молока и молочной продукции, такие, как планирование мероприятий по исследованию рынка; увеличение количества торговых мест для реализации продукции специализированных молочных заводов; повышение квалификации продавцов сельскохозяйственной продукции, в том числе и молока и др.
Ключевые слова: маркетинговые исследования, рынок молока и молочной продукции, анкетирование, Иркутская область.
MARKETING RESEARCHES OF MILK MARKET AND DAIRY PRODUCTS IN IRKUTSK REGION
ANIKIENKO N.N.,
Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor Department of Management, Entrepre- neurship and Economic Security within Agro-Industrial Complex. Irkutsk State Agricultural University named after A.A. Ezhevsky, e-mail: [email protected].
Essay. This article substantiates the necessity of conducting the marketing researches of milk market and dairy products. The aim of this research is to collect the information through the questioning of the family members for development and taking the decision in raising the effectiveness of the market work. There have been exposed consumer preferences of users during the choice of milk productions (dairy products). More than 300 respondents took part in the research. They were from such towns as Irkutsk, Angarsk, Shelekhov, Usolye-Sibirskoe and also from Irkutsk, Usolsky and Ekherit-Bulagatsky districts of Irkutsk region. They were asked 18 questions. According to the results of this survey ( questionnaire/ poll) it was discovered that the majority of all respondents buy milk, sour cream, curds, kefir and other cultured milk
foods more often though the preference is given to the natural milk products such as yoghurt with natural stuffing, cheese of home-made production and others. Marketing researches of milk market have shown that milk and dairy products are the significant part of food allowance for people in the region. While buying milk products most respondents make their choice in favour of milk processing industry. Consumers pay special attention to the price stability and the culture of service as well. According to the results of the conducted marketing researches the author has worked out some recommendations in raising the effectiveness of functioning milk market and dairy production such as: the planning of activities in market research; the raising the number of trade places for realization of production from specialized milk plants (factories); the improvement of professional skills of shop assistants of agricultural production, including milk and others.
Keywords: marketing researches, milk market and dairy products, questionnaire/survey/poll, Irkutsk region.
Введение. Маркетинговая деятельность связана с рынком товаров, услуг и осуществляется в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена для лучшего удовлетворения потребностей потребителей и получения прибыли.
Агромаркетинг связан с особенностями сельского хозяйства. Из них следует отметить такие, как зависимость производства сельскохозяйственной продукции от природных условий, а также то, что продукция сельского хозяйства относится к категории товаров первой необходимости, часть продукции поступает потребителю в первоначальном виде, другая - в переработанном. Особенно это относится к производству молока и доставке его потребителю [1. - С. 154-161].
Молочные продукты играют важную роль в питании человека, снабжая организм необходимыми для здоровья элементами. Молоко - незаменимый продукт, особенно для детского питания. Молоко является ценнейшим продуктом. В среднем коровье молоко содержит 3,8 % молочного жира, 4,7 % молочного сахара, 3,3 % белков, 0,7 % минеральных веществ и 87,5 % воды. Ценность молока заключается в идеальной сбалансированности питательных веществ.
Сохранение качества молока связано со своевременным охлаждением и переработкой. Потери молока при заготовке и переработке его в современных условиях составляют 7,5 % от общего производства.
Рынок молока и молочных продуктов в Иркутской области занимает ведущее место на рынке продовольствия. В последнее время объем производства молока в области увеличивается, это связано с ростом поголовья коров и надоя на одну голову. Потребление молока на душу населения в последние годы приближается к нормативному уровню.
Из данных таблицы видно, что за анализируемый период производство молока несколько снижается, так в 2016 г. по сравнению с 2000 г. оно снизилась на 4,8 % или 23,1 тыс. т. Поступление молочных продуктов в регион увеличивается, а также возрастает вывоз продукции. Из Иркутской области молочная продукция поступает в Республики Бурятия и Саха (Якутия), Забайкальский край и Монголию. Личное потребление
молочной продукции остается практически на одном уровне.
Производством молочной продукцией в Иркутской области занимаются 56 предприятий и цехов предприятий различных организационно-правовых форм. В них работают 1244 работника со средней заработной платой более 24 тыс. руб. [3. - С. 18, 62].
Специализированные молочные заводы после переработки поставляют молоко и молочные продукты в торговую сеть. Большинство же сельскохозяйственных организаций имеют собственные торговые павильоны, магазины.
Цель. Нами было проведено маркетинговое исследование, целью которого является сбор информации через опрос членов семей для разработки и принятия решения по повышению эффективности рынка молока и молочных продуктов.
Материал и методика исследования. Было проведено анкетирование 300 респондентов, представляющих более 1200 человек, а также 15 продавцов молока и молочной продукции из магазинов розничной торговли. В опросе приняли участие 91 % женщин и 9 % мужчин.
Исследование проведено в городах Иркутске, Ангарске, Шелехове и Усолье-Сибирском, а также в Иркутском, Усольском и Эхирит-Булагатском районах Иркутской области.
Результаты исследования. На вопрос «Потребляете ли Вы молоко и молочную продукцию?» 90 % респондентов ответили «Да», «Очень редко» - 8 %, «Нет» - 2 %. Респонденты, ответившие нет, объясняют это непереносимостью молока, а также тем, что им не нравится качество молока.
В основном респонденты при выборе молочной продукции руководствуются ценой, датой изготовления и предприятием-производителем (рисунок 1).
На вопрос «Молоко и молочную продукцию каких производителей (торговые марки) Вы предпочитаете?» большинство респондентов выбирают продукцию ГП «Янта» (Иркутский молочный завод) и СХ ПАО «Белореченское», а также других местных производителей (рисунок 2).
Таблица 1 - Баланс молока и молочных продуктов в Иркутской области за 2000-2016 гг. [2. - С. 11]
Наименование показателя 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. к 2000 г., %
Запасы на начало года 13,5 20,2 20,2 24,5 23,1 171,1
Производство 476,5 489,2 451,1 460,1 453,4 95,2
Ввоз, включая импорт 24,2 37,5 82,2 92,5 92,4 3,8 раза
Производственное потребление 66,3 58,7 60,6 55,4 55,2 83,3
Вывоз, включая экспорт 0,7 9,1 8,5 24,1 25,8 36,8 раза
Личное потребление 435,8 460,5 463,5 474,5 466,4 107,0
Итого ресурсов 514,2 546,9 553,5 577,1 568,9 110,6
Рисунок 1 - Выбор молочной продукции в зависимости от цены, даты изготовления, упаковки, производителя (по данным анкетирования потребителей)
Рисунок 2 - Выбор потребителей молока и молочных продуктов в зависимости от торговой марки (по данным анкетирования потребителей)
Отличительной особенностью рынка молока Иркутской области является наличие двух местных крупных производителей молочных продуктов, продукцию которых предпочитают потребители. Они предлагают большой выбор молочной продукции. Данные предприятия имеют оптовые базы.
На вопрос анкеты «Где Вы покупаете молоко и молочную продукцию?» ответы респондентов представлены на рисунке 3.
Ответы респондентов на вопрос: «Где вы покупаете молоко и молочную продукцию» распределились по возрастной структуре следующим образом. Население старшего возраста (пенсионеры) предпочитают покупать молочную продукцию в фирменных магазинах сельскохозяйственных организаций - 128 человек и на продовольственных рынках - 37 человек. Население молодого и среднего возраста предпочитают покупать молоко и молочную продукцию в супермаркетах, объясняя это тем, что это удобно, можно заехать после работы, а также наличием в них большого ассортимента различной продукции. Магазины шаговой доступности выбирают респонденты среднего возраста, объясняя это тем, что они находятся рядом с домом.
На вопрос «Какие виды молочных продуктов Вы покупаете?» большинство респондентов ответили, что чаще всего покупают молоко, творог, сметану и кефир.
На вопрос анкеты «Хотели бы Вы видеть в магазинах больше видов молочной продукции?» большинство респондентов ответили положительно. Респонденты хотят видеть больше натуральных молочных продуктов, таких, как сыры собственного производства, йогурты с натуральными наполнителями и др.
На вопрос анкеты «Имеет ли для Вас значение наличие собственной сырьевой базы у молокоперераба-тывающего предприятия?» большинство респондентов ответили «да». Крупные специализированные заводы по переработке молока имеют конкурентные преимущества по сравнению с небольшими модульными цехами по переработке молока мощностью до 5-10 тонн в сутки. Продукция специализированных заводов более высокого качества, имеется широкий ассортимент, за счет мощного оборудования отсутствуют потери сырья и побочной продукции (обрата, пахты и др.). Они привлекают более высококвалифицированные кадры.
Рисунок 3 - Выбор торговых объектов по реализации молока и молочных продуктов (по данным анкетирования потребителей)
45
40
35
30
25
20
15
10
42
33
11 9
5
до 10000 ОТ10001 до 15000 ОТ15001 до 20000 ОТ20001 до 25000
Рисунок 4 - Распределение респондентов по уровню заработной платы, руб.
свыше 25001
На вопрос: «Как часто Вы покупаете молоко и молочную продукцию?» большинство респондентов ответили, что молоко и молочную продукцию покупают каждый день - 180 респондентов или 60 %, несколько раз в неделю - 75 респондентов (25 %), очень редко -45 респондентов (15 %).
С целью изучения потребительских доходов населения в анкету был включен вопрос об уровне заработной платы. Распределение респондентов по уровню заработной платы показано на рисунке 4.
Как видно по данным рисунка, большинство респондентов или 42 % указали свою среднемесячную заработную плату свыше 25001 рублей. На молоко и молочные продукты 45 % потребителей тратят более 1500 рублей в месяц.
Выводы. По результатам анкетирования нами выявлены следующие потребительские предпочтения респондентов в покупке молока и молочных продуктов в Иркутской области:
- во-первых, молоко и молочные продукты составляют значительную часть рациона как источник незаменимых питательных веществ - жира, белка, минеральных веществ и др.;
- во- вторых, при покупке молока и молочных продуктов обращают внимание на выбор производителя продукции и сроки изготовления;
- в -третьих, особое значение имеет стабильность цен на молоко и молочные продукты;
- в-четвертых, при реализации молочной продукции имеет значение культура обслуживания.
Маркетинговые исследования рынка молока и молочной продукции позволили выработать следующие рекомендации по повышению эффективности его функционирования:
- систематически планировать мероприятия по исследованию рынка молока и молочных продуктов;
- организовать повышение квалификации продавцов сельскохозяйственной продукцией, в том числе и молоком;
- размещать наглядную рекламу о качестве продукции в печати, в местах продажи молочной продукции.
Внедрение данных мероприятий позволит повысить эффективность функционирования рынка молока и молочной продукции.
Список использованных источников
1. Маркетинговое исследование рынка мяса птицы и продуктов его переработки: специфика и перспективы развития / Л.А. Калинина, М.С. Ильин, В.В. Баймеева, Д.И. Иляшевич // Вестник ИрГСХА. - 2012. - № 50. - С. 154-161.
2. Потребление основных продуктов питания населением Иркутской области в 2014 году: стат. сб. -Иркутскстат: Иркутск, 2015. - 34 с.
3. Производство пищевых продуктов в Иркутской области: стат. сб. - Иркутскстат: Иркутск, 2015. - 77 с.
List of sources used
1. Marketing research of the market of poultry meat and products of its processing: specificity and prospects of development / L.A. Kalinina, M.S. Ilyin, V.V. Baymeeva, D.I. Ilyashevich // Vestnik IrGSHA. - 2012. - № 50. - P. 154-161.
2. Consumption of staple foods by the population of the Irkutsk region in 2014: stat. sb. - Irkutskstat: Irkutsk, 2015. -34 p.
3. Manufacture of food products in the Irkutsk region: stat. sb. - Irkutskstat: Irkutsk, 2015. - 77 p.