Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ИП ТОЦКАЯ, СЕТЬ МАГАЗИНОВ "ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ")'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ИП ТОЦКАЯ, СЕТЬ МАГАЗИНОВ "ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОРТИМЕНТ / АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОКО / ТОВАР / РЫНОК / ASSORTMENT / ASSORTMENT POLICY / MILK / GOODS / MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышев А.А., Салмова А.В.

В данной статье представлен анализ ассортиментной политики ИП Тоцкая, сеть магазинов «Планета земля» по направлению молочные продукты. Определена сущность понятия «ассортимент» и «ассортиментная политика». Даны рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики на примере ИП Тоцкая, сеть магазинов «Планета земля».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ASSORTMENT POLICY (ON THE EXAMPLE IP TOTSKY, CHAIN OF PLANET EARTH CHAIN STORE)

In this article the analysis of assortment policy of SP Totskaya, a network of shops "planet earth" in the direction of dairy products is presented. The essence of the concept "assortment" and "assortment policy"is defined. Recommendations on improvement of assortment policy on the example of IP Totskaya, a network of shops "planet earth" are given».

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ИП ТОЦКАЯ, СЕТЬ МАГАЗИНОВ "ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ")»

УДК 334.7

Малышев А. А., к. э. н.

доцент

Салмова А.В., магистр Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,

Пенза, Россия

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ИП ТОЦКАЯ, СЕТЬ МАГАЗИНОВ «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ»)

Аннотация. В данной статье представлен анализ ассортиментной политики ИП Тоцкая, сеть магазинов «Планета земля» по направлению молочные продукты. Определена сущность понятия «ассортимент» и «ассортиментная политика». Даны рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики на примере ИП Тоцкая, сеть магазинов «Планета земля».

Ключевые слова: ассортимент, ассортиментная политика, молоко, товар, рынок

Malyshev A. A.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Salmova A. V. master,

Penza State University of Architecture and Construction,

Penza, Russia

IMPROVEMENT OF ASSORTMENT POLICY (ON THE EXAMPLE IP TOTSKY, CHAIN OF PLANET EARTH CHAIN STORE)

Annotation. In this article the analysis of assortment policy of SP Totskaya, a network of shops "planet earth " in the direction of dairy products is presented. The essence of the concept "assortment" and "assortment policy"is defined. Recommendations on improvement of assortment policy on the example of IP Totskaya, a network of shops "planet earth" are given».

Keywords: assortment, assortment policy, milk, goods, market

Для компании очень важно грамотно сбалансировать свой ассортимент товара, так как при не оптимально подобранном ассортименте происходит уменьшение прибыли, потеря конкурентных позиций, и как возможный результат - снижение экономической устойчивости предприятия. В современной практике многие предприятия стремятся к тому, чтобы сформировать широкий и насыщенный ассортимент торговых марок, способных удовлетворить разнообразные потребности многочисленных групп покупателей. К сожалению, сегодня существует проблема в восприятии понятия «ассортимент» в практике деятельности современных отечественных предприятий. Это тормозит внедрение современных методов и технологий, не позволяет четко определить объекты и категории управления товарным ассортиментом на каждом этапе его формирования и

А

оптимизации.

Л. И Дашков, В.К. Памбухчиянц, дает следующие определение понятия «ассортимент» - это совокупность видов, разновидностей и сортов товаров, объединенных или сочетающихся по определенному признаку [5, с.121].

Существует множество определений понятия «ассортиментная политика». Приведем несколько основных из них (таблица 1).

Таблица 1

Основные походы к определению понятия «ассортиментная политика»

Авторы Годы Определения

В. А. Немкова [9,с.69] 1992 Ассортиментная политика - это искусство принятия решений по отдельным единицам товаров, товарным группам и всему ассортименту в целом для достижения компанией поставленных целей».

Г.Л. Васильева [3,с.94] 1995 Ассортиментная политика - это постоянное пополнение ассортимента новым продуктом с учетом наличия в продукте инновационных качеств, отличающих его от других, имеющихся на рынке.

П. Дойль [6,с.56] 2001 Ассортиментная политика - это направления оптимизации продуктового ряда и определение ассортимента услуг, обеспечивающих эффективность деятельности предприятия в целом

В. Зотов [7,с.151] 2006 Под ассортиментной политикой фирмы понимаются процессы формирования оптимальной структуры ассортимента организаций различных форм собственности и отраслевой принадлежности

В.К. Памбухчиянц [4,с.125] 2007 Ассортиментную политику предприятия - это систему мер, направленных на определение условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.

Таким образом, ассортиментная политика - это определение определенного набора товарных групп, которые наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия в целом[1, с. 156].

Анализируя деятельность ИП Тоцкая, сеть магазинов «Планета Земля» - это сеть магазинов с большим ассортиментом товаров можно найти продукты на каждый день, а также элитные продукты питания «премиум» класса. Главная особенность магазинов - линейка продуктов питания, произведенных фермерскими хозяйствами Пензенской области. Широко

А

око

А

представлены товары «Фермы Тоцкого», чья продукция изготовлена из натуральных ингредиентов и не содержит химических добавок.

В рамках анализа ассортиментной политики ИП Тоцкая, исследуется молочное направление продуктов, так как молоко и молочные продукты занимают одно из ведущих мест в пищевом рационе граждан нашей страны и крайне важны для сбалансированного питания человека.

Для оценки ассортимента ИП Тоцкая, сеть магазинов «Планета земля», на основе потребительских предпочтений было проведено маркетинговое исследование на рынке молочной продукции г. Пензы, методом анкетного опроса.

Генеральная совокупность данного исследования составляет численность жителей Пензенской области - 659722 чел. Опрощены будут респонденты в возрасте от 18 до старше 55 лет.

Для репрезентативности исследования рассчитана выборочная совокупность анкетирования [10, с. 121].

Таблица 2

Объем выборки, если генеральная совокупность более 5000 чел. 25 45 100 123 156 204 400 625

Фактическая ошибка при данном объеме выборки, % 20 15 10 9 8 7 5 4

Так как генеральная совокупность более 5000, то выборка рассчитывалась по следующей формуле: [10, с. 121].

1

п = ■

DO2 +-

N

(1)

где К= 659722 чел.

DO - допустимая ошибка выборки (10%).

Выборка составила 100 человек (10% ошибка выборки). В выборку опрошенных были включены мужчины и женщины в возрасте от 18 до 55 и старше лет. Количество респондентов составило 100 человек.

Анализируя данные ответов на вопрос: «Оцените политику ассортимента молочных продуктов ИП Тоцкая, сеть магазинов «Планета земля» можно сказать, что 96% респондентов считают, что у компании широко представлен ассортимент молочных товаров (рис. 1).

л

А

ассортимент узко приставлен

ассортимент широко приставлен

Рис. 1. Оценка респондентами политику ассортимента молочных товаров ИП Тоцкая, сеть магазинов «Планета земля», в %.

В результате проведённого исследования, выяснилось, что 48% респондентов оценивают качество продукции компании как высокое, и 35% как среднее. Основными преимуществами продукции данного предприятия перед продукцией других производителей, являются это выгодная цена, так считают 36% респондентов и 49% отмечают качество товара, как основное преимущество продукции данного предприятия.

Следующий блок вопрос, предполагал оценку по 5 бальной шкале: уровень цен компании, а также степени удовлетворенности ассортиментом, насыщенность и глубины ассортимента компании молочных продуктов ИП Тоцкая, сеть магазинов «Планета земля», в результате этого выяснилось 35% респондентов отмечают, что у продукции данного производителя приемлемая цена товара, 30% респондентов степень

удовлетворены 5. Насыщенность 5 - 41% и 34%

41%

34%

7% 10% 8%

иж

ассортиментом компании оценивают на оценку ассортимента компании респонденты оценивают на респондентов на оценку 4 (рис.2).

50% -

40% 30% 20% 10% 0%

Основной Основной Основной Основной Основной

Рис. 2. Оценка насыщенности ассортимента компании молочной продукции по 5 - ой шкале, в %.

В результате оценки глубины ассортимента компании молочных продуктов ИП Тоцкая, сеть магазинов «Планета земля» по 5 - ой шкале выяснилось, что: 50% респондентов оценивают на оценку 5 и 32% на оценку 4. Это свидетельствует о том, что у компании хорошо представлена группа молочных продуктов.

В результате анализа последнего вопроса выяснилось, что ассортимент товара молочных продуктов ИП Тоцкая, сеть магазинов «Планета земля»,

А

соответствует таким условиям как гибкость, приемлемая цена, качество, насыщенность, так считают 86% респондентов (рис. 3).

14%

Да, соответствует

■ Нет, не соответствует

Рис. 3. Оценка соответствия ассортимента предприятия таким условиям как гибкость, приемлемая цена, качество, насыщенность, в %.

Таким образом, в результате оценки уровень соответствия ассортимента предприятия предпочтениям потребителей, выяснилось, что у компании широко представлен ассортимент молочных продуктов. Респонденты оценивают качество продукции компании как хорошее. Основными преимуществами продукции ИП Тоцкая, сеть магазинов «Планета земля» перед продукцией других производителей, являются это выгодная цена, и качество товара.

Одним из способов повышения эффективности работы компании является оптимизация ассортимента выпускаемой продукции. Оптимальная структура ассортимента должна обеспечивать максимальную рентабельность и достаточную стабильность компании в целом. Кроме того, наименований продукции не должно быть слишком много[8, с. 224].

В рамках оптимизации ассортимента молочных продуктов ИП Тоцкая, сеть магазинов «Планета земля» можно предложить:

1. Исключить из ассортимента те группы товаров, которые пользуются меньшим спросом и приносят маленькую прибыль предприятию. Из проведенного анализа выяснилось, что к таким позициям относятся сыр плавленый и масло, сметана. Можно их оставить, то тогда надо улучшить рекламную компанию данных товаров.

2. Расширение ассортиментной линейки - внедрение линейки молочных продуктов для детей.

3. Формирование ассортиментной стратегии. Изменения товарной номенклатуры могут происходить за счет изменения числа представленных ассортиментных групп или за счет изменений в рамках отдельной ассортиментной группы. При применении данной стратегии, компания действует на освоенном рынке, но с новым продуктом или, же улучшает старый.

4. Планирование ассортимента на предприятии должно вестись с помощью категорийного менеджмента, где каждая единица рассматривается как вполне самостоятельный объект, с помощью которого предприятие нацелено на удовлетворение сформированных потребностей потребителей. Основную цель, которую преследует предприятие, при формировании

111x1

А

структуры ассортимента - это достижение плановых показателей выполнения плана продаж и маржинального дохода.

5. Следует разработать в организации Положение об ассортиментной политике.

Таким образом, ассортиментная политика является одним из важнейших инструментов и составляющих маркетинга в борьбе компании с конкурентами. Рассмотрена сущность термина ассортиментная политика с точки зрения различных авторов. Проанализирована ассортиментная политика ИП Тоцкая на основе исследования потребительских предпочтений. Предложены рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики ИП Тоцкая, сеть магазинов «Планета земля» по направлению молочная продукция.

Использованные источники

1. Амблер Т. Маркетинг и финансовый результат: новые метрики богатства корпорации; пер. с англ. [Текст]: Учебник/ Т. Амблер. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 248 с.

2. Астраханцева И., Одинцова Е. Разработка ассортиментной политики// Консультант директора. - 2015. - №23. - с. 33 -36.

3. Васильева Г.А. Перспективное планирование на предприятиях пищевой промышленности. [Текст]: - М.: Пищевая промышленность - 2014. - С. 94 -95.

4. Дашков Л. П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле) [Текст]: Учебник для бакалавров / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. — 12-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 456 с.

5. Денисова О. И. Ассортиментная политика как часть маркетинговой стратегии предприятия [Текст] / О. И. Денисова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2014 - №2-2 - С.229-233.

6. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. [Текст]: Учебник П. Дойль / - СПб: Питер, 2014. - 480 с.

7. Зотов В. В. Ассортиментная политика фирмы [Текст]: учеб. - практ. пособие / В. В. Зотов. - М.: Эксмо, 2015. - 240 с.

8. Малышев А.А., Соколкова Т.А. Совершенствование ассортиментной политики предприятия "Аптека низких цен" // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2017. № 1. С. 217-225

9. Немкова В.А. Использование системного анализа в принятии плановых решений. М.: Экономика - 1992. - С. 69.

10. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы [Текст]:/ В.А. Ядов. - 2-е изд. - М., 2007. - 338с.

л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.