Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ (НА ПРИМЕРЕ ООО "ПАРТНЕР")'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ (НА ПРИМЕРЕ ООО "ПАРТНЕР") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / АССОРТИМЕНТ / ТОВАРООБОРОТ / ПРОДАЖИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОДАЖ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симантовская А.А.

В статье отражено понятие ассортиментной политики. Проведен анализ ассортимента розничного торгового предприятия ООО «Партнер». Отражены способы совершенствования ассортиментной политики, а также методы стимулирования продаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE ASSORTMENT POLICY OF THE RETAIL TRADE ENTERPRISE (ON THE EXAMPLE OF PARTNER LLC)

The article reflects the concept of assortment policy. The analysis of the assortment of the retail trade enterprise LLC «Partner». The ways of improving the assortment policy, as well as methods of stimulating sales are reflected.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ (НА ПРИМЕРЕ ООО "ПАРТНЕР")»

УДК 338.49

Симантовская А. А.

студент Муромский институт Владимирский государственный университет

Россия, гМуром Научный руководитель: Федина В.В.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ (НА ПРИМЕРЕ ООО

«ПАРТНЕР»)

Аннотация: В статье отражено понятие ассортиментной политики. Проведен анализ ассортимента розничного торгового предприятия ООО «Партнер». Отражены способы совершенствования ассортиментной политики, а также методы стимулирования продаж.

Ключевые слова: розничная торговля, ассортиментная политика, ассортимент, товарооборот, продажи, стимулирование продаж.

Simantovskaya A. A.

student Murom Institute Vladimir State University Russia, Murom Scientific adviser: Fedina V. V.

IMPROVEMENT OF THE ASSORTMENT POLICY OF THE RETAIL TRADE ENTERPRISE (ON THE EXAMPLE OF PARTNER LLC)

Abstract: The article reflects the concept of assortment policy. The analysis of the assortment of the retail trade enterprise LLC «Partner». The ways of improving the assortment policy, as well as methods of stimulating sales are reflected.

Key words: retail trade, assortment policy, assortment, turnover, sales, sales promotion.

Для успешной работы торговой организации необходимо четко и правильно представлять и уметь применять на практике политику формирования ассортимента, качества и конкурентоспособности товара. Вовремя реагировать на все внутренние и внешние изменения, поэтому очень важно разбираться во всех тонкостях этого направления деятельности торговой организации. Ведь в конечном счете именно от того на сколько правильно выбрана политика по формированию ассортимента,

качества и конкурентоспособности товара, зависит и конечный результат деятельности торговой организации.

Ассортиментная политика - система мер стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции торговой организации на рынке и получение необходимой прибыли [5]. Ассортиментная политика позволяет:

- оптимизировать использование финансовых ресурсов организации, т. к. определяет, какие формы и виды деятельности способны принести наибольшей результат;

- в большей степени отвечать запросам потребителей, т. к. конкретной потребности ставит в соответствие определенный товар;

- позволяет лучше использовать технологические возможности организации, причем не только технологическое оснащение, но и знание и опыт работников;

- сделать деятельность организации гибкой, т. к. тесно связана с диверсификацией - распределением имеющихся ресурсов деятельности и товарным категориям, что делает активность организации более устойчивой.

Объектом исследования выступает ООО «Партнер», который был открыт 25 февраля 2011 года. Основной вид деятельности - торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.

Основными конкурентами организации являются магазины крупных торговых сетей такие как «Дикси», «Магнит», «Пятерочка». Покупателями выступают платежеспособное население из близлежащих домов.

Товарная группа 2018 год 2019 год 2020 год Изменение, млн. руб. Темп прироста, %

2019 к 2018 2020 к 2019 2019 к 2018 2020 к 2019

Бакалея 4239 4408 5076 169 668 4,0 15,2

Мясо, птица, рыба 5158 4973 5174 -185 201 -3,6 4,0

Хлеб 981 963 842 -18 -121 -1,8 -12,6

Алкоголь 5033 5278 5061 245 -217 4,9 -4,1

Молочная продукция 1563 1703 1726 140 23 9,0 1,4

Консервы 986 748 1196 -238 448 -24,1 59,9

Напитки 1967 1730 1621 -237 -109 -12,0 -6,3

Фрукты, овощи 1633 1473 1736 -160 263 -9,8 17,9

Всего товаров 21560 21276 22432 -284 1156 -1,3 5,4

Таким образом, сумма товарооборота ООО «Партнер» снижается в рассматриваемом периоде.

В 2020 году произошло увеличение товарооборота на 1156 тыс. руб. или 5,4%. При чем, среди товарных групп наибольшее увеличение показали:

- бакалея (+668 тыс. руб. или 15,2%);

- консервы (+448 тыс. руб. или 59,9%);

- фрукты, овощи (+263 тыс. руб. или 17,9%).

Товарная группа 2018 год 2019 год 2020 год

Бакалея 19,66 20,72 22,63

Мясо, птица, рыба 23,92 23,37 23,07

Хлеб 4,55 4,53 3,75

Алкоголь 23,34 24,81 22,56

Молочная продукция 7,25 8,00 7,69

Консервы 4,57 3,52 5,33

Напитки 9,12 8,13 7,23

Фрукты, овощи 7,57 6,92 7,74

Всего товаров 100,00 100,00 100,00

Анализ структуры товарооборота показал, что во всех трех годах преобладали следующие товарные группы:

- бакалея (19,66%, 20,72% и 22,63%);

- мясо, птица, рыба (23,92%, 23,37% и 23,07%);

- алкоголь (23,34%, 24,81% и 22,56%).

Был проведен АВС-ХУЪ-анализ для 2020 года. Результаты анализа

представлены в таблице 3.

_Таблица 3 - Результаты АВС-ХУЪ-анализа

Категории продукта X У Ъ

А Мясо, птица, рыба; Бакалея; Алкоголь; Фрукты, овощи

В Молочная продукция Напитки Консервы

С Хлеб

По результатам расчетов выяснили, что:

- наиболее выгодными товарными группами являются АХ, ВХ, AY -мясо, птица, рыба, бакалея, алкоголь, фрукты, овощи, молочная продукция, напитки;

- к числу групп, нуждающихся в специальных мероприятиях по повышению их эффективности, относятся BY и CY. Данные группы

обладают достаточным потенциалом, но для того, чтобы они перешли в группу выгодных товаров, необходимо оптимизировать ассортиментную и ценовую политику в отношении этих групп. В нашем случае это консервы.

Так как наибольшим спросом пользуется мясо, птица, рыба, то для совершенствования ассортиментной политики предлагается установка холодильных витрин. Установка данного оборудования позволит продавать не только замороженные продукты данной ассортиментной группы, но и охлажденные, что значительно увеличит объем продаж.

Таблица 4 - Оценка выполнения плана в 2020 году

Год Планируемый объем продаж, тыс. РУб. Фактический объем продаж, тыс. руб. Отклонение от плана, тыс. руб. Процент выполнения плана, %

Бакалея 5100 5076 -24 99,53

Мясо, птица, рыба 5250 5174 -76 98,55

Хлеб 850 842 -8 99,06

Алкоголь 5200 5061 -139 97,33

Молочная продукция 1800 1726 -74 95,89

Консервы 1350 1196 -154 88,59

Напитки 1950 1621 -329 83,13

Фрукты, овощи 1600 1736 136 108,50

Всего товаров 23100 22432 -668 97,11

Таким образом, в 2020 году невыполнение плана наблюдалось по всем товарным группам кроме фруктов и овощей (процент перевыполнения 8,50%).

Наибольшее невыполнение плана наблюдается по:

- напитки (процент невыполнения 16,87%);

- консервы (процент невыполнения 11,41%);

- алкоголь (процент невыполнения 2,67%).

Кр = (5076 + 5174 + 842 + 5061 + 1726 + 1196 + 1621 + 1600) / 23100 = 0,97.

Коэффициент ритмичности показал, что в 2020 году продажа товаров осуществлялась с ритмом 97%.

Таким образом, исходя из оценки выполнения плана, можно сделать вывод, что ООО «Партнер» необходимо использовать различные методы стимулирования продаж.

Методы стимулирования продаж делятся на ценовые и неценовые. К ценовым относятся такие методы, как скидки, выдача купонов на следующую покупку, вручение подарочных и дисконтных карт, возврат части средств после оплаты товара (кэшбек) и т.п. [3]

К неценовым методам стимулирования продаж относят такие методы, как проведение дегустаций, разработка программы лояльности потребителей, семплинги, проведение лотерей и т.п. [3]

Для ООО «Партнер» предлагаются следующие методы стимулирования продаж:

1. Выпуск бонусных или накопительных карт. Такие карты способствуют покупателей вернуться снова и снова в магазин. Например, после первой покупки товаров ему будут на карту гарантированы бонусы, которые он сможет использовать при следующей покупке. Также можно накапливать бонусы и списать при другой удобной покупке.

2. Доставка. В связи сегодняшней ситуацией в мире, стала развиваться доставка товаров прямо на дом. Особенно для пожилых людей. Но это можно и реализовать на постоянной основе. Тем самым облегчив жизнь нашему населению и увеличив продажи.

Таким образом, проведенный анализ ассортимента товаров ООО «Партнер» показал, что в 2020 году объем продаж вырос, но данная тенденция неустойчива, так как в 2019 году наблюдалось снижение. В структуре товарооборота преобладают три товарные группы: мясо, птица и рыба; бакалея и алкоголь.

Так как наибольшим спросом пользуется мясо, птица, рыба, то для совершенствования ассортиментной политики предлагается установка холодильных витрин с целью роста товарооборота.

Оценка выполнения плана по товарообороту показала, что предприятию необходимо использовать различные методы стимулирования продаж. Для ООО «Партнер» предлагается выпуск бонусных или накопительных карт, а также организация доставки продуктов на дом.

Использованные источники:

1. Амблер Т. Маркетинг и финансовый результат: новые метрики богатства корпорации; пер. с англ. [Текст]: Учебник/ Т. Амблер. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 248 с.

2. Астраханцева И., Одинцова Е. Разработка ассортиментной политики// Консультант директора. - 2015. - №23. - с. 33 -36.

3. Бузукова Е. Ассортимент розничного магазина. Методы анализа и практические советы. - СПб.: Питер, 2007.

4. Дашков Л. П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле) [Текст]: Учебник для бакалавров / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. — 12-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 456 с.

5. Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. - Спб.: Питер, 2006. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.