УДК 338.43
ОПТИМИЗАЦИЯ АССОРТИМЕНТА В ТОЛОЧИНСКОМ РАЙПО
Е. В. КАРАЧЕВСКАЯ, кандидат экономических наук, Р. К. ЛЕНЬКОВА, доктор экономических наук, профессор УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
OPTIMIZATION OF THE RANGE OF PRODUCTS IN TOLOCHIN DISTRICT CONSUMERS SOCIETY
E. V. KARACHEVSKAIA, Candidate of economic sciences, R. K. LENKOVA, Doctor of economic sciences, Professor at Belarusian State Agricultural Academy
Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь коренным образом изменило для предприятий экономические условия функционирования. Эти условия характеризуются повышенной нестабильностью, присутствием неопределенности внешней среды, усилением конкуренции на внутреннем и внешнем рынках. В этой связи перед хозяйствующими субъектами остро встают проблемы обеспечения жизнеспособности и поиска источников поддержания экономической устойчивости.
Анализ показывает, что важным направлением адаптации торговых организаций к изменяющейся рыночной среде является формирование и реализация рациональной ассортиментной политики, предусматривающей поиск ответов на ряд ключевых вопросов экономики: что, для кого, что и в каком количестве реализовать. В современных
The development of market relations in the Republic of Belarus radically changed the economic conditions of functioning for enterprises. These conditions are characterized by increased instability, the presence of uncertainty in the external environment, increased competition in the domestic and foreign markets. In this regard, economic agents are facing acute problems of ensuring viability and searching for sources of economic sus-tainability.
Analysis shows that the important direction of adaptation of trade organizations to a changing market environment is the formation and implementation of a rational assortment policy that provides for the search for answers to a number of key economic issues: what, for whom, how and in what quantity to implement. In modern conditions, the choice of an effective assortment policy is an important problem, on the solution of which depends
условиях выбор эффективной ассортиментной политики является важной проблемой, от решения которой зависит уровень процветания как самих белорусских компаний, так и обеспечение экономической безопасности страны в целом.
the level ofprosperity of both the Bela-rusian companies themselves and the economic security of the country as a whole.
Введение. При изучении организационно-экономической характеристики Толочинского райпо, а также состояния его коммерческой деятельности по формированию ассортимента, выявились положительные и отрицательные результаты.
Положительные результаты: стабильное социально-экономическое состояние, вырос товарооборот, степень охвата товарооборотом денежных доходов населения и др.
Отрицательные результаты: сверхнормативные товарные запасы, замедление товарооборачиваемости, изучение покупательского спроса не на должном уровне, снижение уровня рентабельности, прибыли. При этом было установлено, что наибольший вес в структуре товарооборота занимают продовольственные товары, а XYZ-анализа продовольственных товаров показал, что только 36,7 ассортиментных позиций, являются позициями высокой степени надежности по стабильности потребления. Соответственно уделить внимание развитию ассортимента продовольственных товаров.
Наименее затратным методом совершенствование ассортиментной политики является использование математического моделирования.
В торговле моделирование связано с поиском наиболее выгодного варианта распределения различного вида ресурсов: финансовых, трудовых, товарных, материальных, технических и др. Одной из главных задач оптимизации в рыночных условиях является определение наилучшей программы розничного товарооборота.
Объем и структура розничного товарооборота должны обеспечить:
1) удовлетворение потребностей населения в товарах в соответствии с его спросом;
2) получение прибыли, достаточной для дальнейшего развития торгового предприятия.
При постановке экономико-математической задачи необходимо учесть ряд взаимосвязанных экономических показателей: товарооборот, рентабельность, издержки обращения, ассортимент товаров, площадь торговых залов и подсобных помещений, количество и квалификацию работников, виды торгового оборудования, товарные запасы, форму обслуживания покупателей и др.
Для обоснования данных параметров применяются различные подходы:
а) корреляционные модели (при определении предельных объемов продаж товаров, которые в наименьшей мере подвержены колебаниям спроса населения. Для этих целей необходимы статистические данные в динамике за ряд лет);
б) нормативный метод (имеются разработанные технико-экономические нормативы). При этом возможна их корректировка с учетом особенностей работы торгового предприятия, специфики торгово-технологического процесса в обслуживании покупателей, интенсивности покупательского потока, сроков службы торгового оборудования, а также конъюнктурных колебаний, свойственных специфике деятельности изучаемого магазина.
Анализ источников. Проблемы формирования ассортиментной политики связаны в основном с большим ассортиментом товаров на рынке, с растущими потребностями покупателей и возрастанием неценовой конкуренции. Многие руководители считают, что они достаточно глубоко знают тот рынок, на котором работают, а проблемы со сбытом относят к объективным факторам. Но на самом деле эти причины можно смело отнести к субъективным. В основном, серьезно и профессионально занимаются маркетингом только крупные торговые предприятия, что является большой ошибкой. Специфика проблемы на белорусском рынке заключается в том, что ситуация усложняется
общей экономической нестабильностью, инфляцией, низким уровнем платежеспособного спроса, низким уровнем роста доходов населения, несовершенством рыночных отношений.
Методы исследования. Методология исследования основана на комплексном подходе, применяемом к исследованию оптимизации производственной деятельности организаций с использованием системного подхода, методов научной абстракции, моделирования, анализа, синтеза, сравнительного и других общенаучных методов.
Основная часть. Ассортиментная политика в области товарного обеспечения рынка строится на основе долгосрочных программ развития ассортимента товаров, направленных на оптимизацию номенклатурной структуры товаров. Для выработки ассортиментной политики необходимо исследование так называемого «жизненного цикла товара», основанного на том, что товар на рынке последовательно проходит ряд этапов. В зависимости от особенностей каждого этапа жизненного цикла товара следует вести подбор товаров и планирование ассортимента, устанавливать уровни и соотношение цен, оценивать прибыль, использовать соответствующие формы и методы активизации продажи и т.д.
Исходя из вышесказанного, задачами ассортиментной политики являются:
1) удовлетворение запросов потребителей - один из основных принципов маркетинга, который соответствует задаче глубокой сегментации и дифференциации рынка и обеспечивает связь с потребителями;
2) оптимальное использование технологических знаний и опыта организации;
3) оптимизация финансовых результатов организации. Формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и величине прибыли, что чаще встречается в практике работы предприятий, однако может быть оправдано при тяжелом финансовом положении, отсутствии альтернатив и др.;
4) завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы. Этот
подход достаточно консервативен, так как рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает удлинение жизненного цикла устаревающих изданий за счет нахождения новых рынков сбыта;
5. соблюдение принципов гибкости за счет диверсификации сфер деятельности организации отрасли печати и включения в них нетрадиционных отраслей;
6. соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг организации, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью [4, 6, 8].
Формируя ассортимент, включая и исключая из него те или иные товары, влияют на его расширение, сокращение, обновление, совершенствование, стабилизацию, гармонизацию. Это основные направления в области формирования ассортимента. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов. В то же время эти направления формирования ассортимента являются элементами управления ассортиментом [3].
Оптимизация структуры товарооборота должна осуществляться с учетом состояния товарных запасов, сложившейся структуры за предшествующие годы, возможностей закупить товары у поставщиков, изменения численности покупателей, динамики платежеспособного спроса населения, среднедушевого потребления по видам товаров и товарных групп, особенностей конкретного сегмента рынка. Поэтому для подготовки исходной информации ЭМЗ часто используют и метод экспертных оценок.
Поиск оптимального решения можно свести к двум основным постановкам задач:
а) получение запланированного эффекта при минимуме затрат;
б) получение максимального эффекта.
Целевой функцией задачи могут быть: максимизация прибыли, валового дохода, объема товарооборота или же минимизация издержек обращения.
Структурная экономико-математическая модель
Ограничения структурной ЭММ приведены ниже.
1. По использованию торговых площадей:
ЕЕ■ х„ < А,,г е /г, (1)
геК .е
где г, К -номер и множество видов товарных групп;
£ -номер и множество видов товаров, реализуемых в магазине;
г, / -номер и множество видов имеющихся торговых площадей;
а,™ -норма площадиг -го вида, необходимой для продажи единицы товара вида 5 товарной группы г;
Аг -размер торговых площадей г -го вида;
Хг. -объем продажи товара вида 5 товарной группы г.
2. По использованию рабочего времени:
ЕЕЬ. ■ X. < В,,г е /2, (2)
геК .е8
где -затраты труда г -го вида при реализации единицы товара вида 5 товарной группы г;
В 1 -общее количество труда вида1;
г, /2 -номер и множество видов трудовых ресурсов.
3. По видам издержек обращения:
ЕЕ^ ■ х. < А,г е /3, (3)
геК
где diгs -норматив г -го вида издержек обращения в денежном
выражении при продаже единицы товара вида . товарной группы г ;
А -предельно допустимый объем -го вида издержек обращения в плановый период (по бизнес-плану);
, / -номер и множество видов издержек обращения.
4. По количеству ассортиментной продажи товаров:
Мга ^ *„ ^ , г е Я а е £,
(4)
где Мг:,, Мг:, -минимальный и максимальный объем продажи
товара вида 5 товарной группы г .
5. По объему товарооборота:
ХХ ^ • *„ * а, / = 1, (5)
геЯ эеЗ
где сга -средняя розничная цена единицы товара вида а товарной группы г;
Qi -минимальный объем товарооборота (финансового ресурса I) торгового предприятия.
Критерием оптимальности при определении программы торговой деятельности магазина является максимум прибыли:
^ =ЕЕРга*га , (6)
геЯ .е
где -прибыль от реализации единицы товара вида а товарной группы г .
Прибыль торгового предприятия определяется как разность между валовым доходом на единицу товара и суммарными издержками обращения на единицу товара.
Ограниченным ресурсом для Толочинского райпо являются торговые площади имеющихся торговых помещений. В 2014 году объем товарооборота продовольственных товаров 11,4 млн рублей, уровень 2013 года увеличился на 26 %. Следовательно, используя данную тенденцию, запланируем аналогичный процент роста на перспективу, и соответственно на 2019 год будет запланирован 14,37 млн рублей объем товарооборота
В табл. 1 проведем анализ использования торговых площадей и складских помещений в рамках ассортиментных групп продовольственных товаров.
Таблица 1. Использования торговых площадей и складских помещений в рамках ассортиментных групп продовольственных
Использование Использование
Наименование товара Торговая площадь, м2 торговой площади на единицу продукции, м2 Площадь складских помещений складских помещений на единицу продукции, м2
1 2 3 4 5
Мясо и птица 126,54 0,15 73,44 0,19
Колбасные изделия и копчености 86,54 0,99 50,22 0,18
Рыба и морепродукты 92,27 0,52 53,55 0,20
Масло животное 1,32 0,71 0,77 0,21
Масло растительное 3,93 0,28 2,28 0,16
Маргариновая продукция 1,74 0,15 1,01 0,09
Майонезная продукция 4,17 0,51 2,42 0,30
Молоко и
молочная 56,72 0,02 32,92 0,01
продукция
Сыр 9,33 1,00 5,41 0,58
Консервы мясные 11,16 4,48 6,48 2,60
Консервы рыбные 1,34 0,34 0,77 0,20
Консервы овощные 1,84 0,23 1,07 0,14
Консервы фруктово-ягодные 1,81 0,67 1,05 0,39
Яйца и яйцепродукты 3,67 0,22 2,13 0,13
Сахар 162,15 0,48 94,10 0,28
Кондитерские изделия 149,83 1,22 86,95 0,71
Чай 36,70 1,50 21,30 0,87
Кофе 18,35 1,18 10,65 0,69
Соль 0,10 0,03 0,06 0,02
Мука 14,66 0,09 8,51 0,05
Хлеб и
хлебобулочные 252,51 0,12 146,54 0,07
изделия
Крупа и бобовые 79,48 3,03 46,12 1,76
Макаронные изделия 4,89 0,32 2,84 0,19
1 2 3 4 5
Картофель 80,48 2,70 46,70 1,57
Овощи 156,76 0,14 90,97 0,08
Плоды, ягоды 5,71 0,16 3,31 0,09
Напитки, включая алкогольные 818,72 0,52 475,14 0,30
Безалкогольные напитки 181,88 0,90 105,55 0,52
Мороженое 1,70 0,38 0,98 0,22
Продукция собственного производства 2,84 0,34 1,65 0,20
Другие продовольственные товары 1,87 0,38 1,08 0,22
Общая площадь 2370,99 1376,00
За последние годы как увеличился сбыт некоторых видов рентабельной продукции, так и уменьшалось убыточной. Фактический объем товарооборота продовольственных товаров представлен в табл. 2. Предельные объемы производства запланируем исходя из роста производства за изучаемый период, при этом, на социально-значимые товары (молоко, хлеб) установим минимум на фактическом уровне.
Таблица 2. Предельные объемы сбыта продукции в ассортименте
Фактический объем производства продукции, тонн Предполагаемы и объем производ-
Наименование товара ства на перспективу, тонн
2014 г. Минимум Максимум
Мясо и птица 863,05 776,7 1078,8
Колбасные изделия и копчености 87,14 78,4 117,7
Рыба и морепродукты 176,51 158,9 485,1
Масло животное 1,87 1,7 2,0
Масло растительное 14,02 12,6 16,9
Маргариновая продукция 11,29 10,2 74,8
Майонезная продукция 8,2 7,4 16,1
Молоко и молочная продукция 2671,6 2671,6 3819,8
1 2 3 4
Сыр 9,28 8,4 22,4
Консервы мясные 2,49 2,2 6,5
Консервы рыбные 3,89 3,5 4,7
Консервы овощные 7,85 7,1 10,3
Консервы фруктово-ягодные 2,71 2,4 4,1
Яйца и яйцепродукты 16,57 14,9 19,6
Сахар 337,54 303,8 847,6
Кондитерские изделия 122,33 110,1 330,0
Чай 24,41 22,0 181,3
Кофе 15,51 14,0 27,5
Соль 3,69 3,3 5,4
Мука 162,05 162,1 163,0
Хлеб и хлебобулочные изделия 2134,7 2134,7 2483,2
Крупа и бобовые 26,24 26,2 28,7
Макаронные изделия 15,15 13,6 28,1
Картофель 29,83 26,8 28,9
Овощи 1082,9 974,6 1584,0
Плоды, ягоды 35,94 32,3 36,4
Напитки, включая алкогольные 1575,6 1418,0 1732,6
Безалкогольные напитки 201,95 181,8 333,0
Мороженое 4,49 4,0 13,3
Продукция собственного производства 8,27 7,4 30,2
Другие продовольственные товары 4,94 4,4 5,6
Данные табл. 2 показывают возможное увеличение реализации всех видов продукции.
Целевая функция предоставляет возможность сопоставления результатов деятельности завода в отчетном и плановом периодах, стоимостные показатели в задаче взяты на уровне 2014 года.
Целью решения задачи было получение информации, отражающей перспективное использование торговых площадей и складских помещений, при максимизации прибыль от реализации продовольственных товаров.
Обеспечивающее население района товарами достижение максимума прибыли от реализации товарной продукции. Для оптимальной структуры ассортимента продовольственных товаров предприятию необходимо увеличить торговые площади до 2400 м2, то есть на 1,2 %.
Рассмотрим изменение объема продаж в натуральном выражении на примере табл. 3.
На основании данных табл. 4 отметим увеличение объема продаж более прибыльных, имеющих большую оборачиваемость товаров, и снижение приносящих меньшую сумму прибыли. Средний процент роста продаж составил 129 %
Количество реализуемой продукции ограничилось наличием складских помещений, а также имеющихся трудовых ресурсов. При этом складские помещения будут загружены на 97 %.
На основании проведенного анализа ассортимента товарооборота, было установлено, что наибольший удельный вес в структуре товарооборота занимают продовольственные товары (67,3 %), соответственно данный вид продукции влияет наиболее сильно на конечный итог развития организации, соответственно для дальнейшего анализа целесообразно изучить более подробно развитие товарооборота продовольственных товаров.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции организация должна учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой, - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Таблица 3. Расчетные данные по сбыту товаров в натуральном выражении, тонн
Вид товара Факт Расчёт %
1 2 3 4
Мясо и птица 863,05 1078,8 125,00
Колбасные изделия и копчености 87,14 78,4 89,97
Рыба и морепродукты 176,51 158,9 90,02
Масло животное 1,87 2 106,95
1 2 3 4
Масло растительное 14,02 12,6 89,87
Маргариновая продукция 11,29 13,1 116,9
Майонезная продукция 8,2 10,2 124,39
Молоко и молочная продукция 2671,6 2676 100,16
Сыр 9,28 8,4 90,52
Консервы мясные 2,49 2,2 88,35
Консервы рыбные 3,89 4,7 120,82
Консервы овощные 7,85 10,3 131,21
Консервы фруктово-ягодные 2,71 2,4 88,56
Яйца и яйцепродукты 16,57 19,6 118,29
Сахар 337,54 303,8 90,00
Кондитерские изделия 122,33 216,5 176,98
Чай 24,41 22 90,13
Кофе 15,51 14 90,26
Соль 3,69 3,3 89,43
Мука 162,05 162 99,97
Хлеб и хлебобулочные изделия 2134,7 2134 99,97
Крупа и бобовые 26,24 26,2 99,85
Макаронные изделия 15,15 28,1 185,48
Картофель 29,83 32,3 108,28
Овощи 1082,94 1418 130,9
Плоды, ягоды 35,94 36,4 505,84
Напитки, включая алкогольные 1575,6 1642 104,21
Безалкогольные напитки 201,95 181,8 90,02
Мороженое 4,49 4 89,09
Продукция собственного производства 8,27 9,2 111,2
Другие продовольственные товары 4,94 4,4 89,07
Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- оценку уровня конкурентоспособности, выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т. е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение ассортимента и структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость произведенной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции [1, 2].
Анализируя данные табл. 4, отметим рост реализации продукции на 11,1 %.
Таблица 4. Реализация и структура сбыта продовольственных товаров на перспективу
Вид товара Фактический товарооборот, тыс. рублей Удельный вес, %(фактический) Реализация на перспективу, тыс. рублей Удельный вес, % (на перспективу) Расчетное значение к фактическому, %
1 2 3 4 5 6
Мясо и птица 1812,4 15,90 2265,5 17,89 125,00
Колбасные изделия и копчености 271,86 2,38 244,59 1,93 89,97
Рыба и морепродукты 347,5 3,05 312,82 2,47 90,02
Масло животное 6,36 0,06 6,80 0,05 106,95
1 2 3 4 5 6
Масло растительное 18,9 0,17 16,99 0,13 89,87
Маргариновая продукция 8,35 0,07 9,76 0,09 116,9
Майонезная продукция 20,07 0,18 24,97 0,20 124,39
Молоко и молочная продукция 1570,9 13,78 1573,41 12,42 100,16
Сыр 44,84 0,39 40,59 0,32 90,52
Консервы мясные 5,6 0,05 4,95 0,04 88,35
Консервы рыбные 6,42 0,06 7,76 0,06 120,82
Консервы овощные 8,83 0,08 11,59 0,09 131,21
Консервы фруктово-ягодные 8,7 0,08 7,7 0,06 88,56
Яйца и яйцепродукты 17,65 0,15 20,88 0,16 118,29
Сахар 298,8 2,62 268,92 2,12 90,00
Кондитерские изделия 720,4 6,32 1274,96 10,07 176,98
Чай 176,47 1,55 159,05 1,26 90,13
Кофе 88,23 0,77 79,64 0,63 90,26
Соль 0,46 0,00 041 0,00 89,43
Мука 70,5 0,62 70,48 0,56 99,97
Хлеб и хлебобулочные изделия 1214,1 10,65 1213,74 9,58 99,97
Крупа и бобовые 31,14 0,27 31,09 0,25 99,85
Макаронные изделия 23,5 0,21 43,59 0,34 185,48
Картофель 7,1 0,06 7,69 0,06 108,28
Овощи 272,9 2,39 357,34 2,82 130,94
Плоды, ягоды 25,54 0,22 129,19 1,02 505,84
Напитки, включая алкогольные 3936,5 34,53 4102,23 32,39 104,21
Безалкогольные напитки 355,2 3,12 319,75 2,52 90,02
Мороженое 8,16 0,07 7,27 0,06 89,09
Продукция собственного производства 13,64 0,12 17,45 0,39 111,2
Другие продовольственные товары 8,98 0,08 0,1 0,00 0,14
Итого 11400,0 100,00 12665,6 100,00 111,10
Для того чтобы оптимально проанализировать результативность проведенных мероприятий необходимо рассмотреть финансовые показатели (табл. 5).
Таблица 5. Финансовые результаты деятельности предприятия от производства и реализации изучаемого ассортимента продукции
Показатели Факт тыс. руб. за 2014 год Расчёт тыс. рублей Расчетное к фактическому, %
Себестоимость реализованного товара, млн рублей 11130,85 11166,28 100,3
Товарооборот, млн рублей 11400,0 12665,60 111,1
Прибыль (убыток), млн рублей 269,15 1499,32 557,1
Уровень рентабельности, % 2,4 13,4 11,0
Как видно из табл. 5, себестоимость реализованного товара увеличится на 0,3 %, а товарооборот возрастет на 11,1 %. При этом прибыль по расчетным показателям выше фактической в 5,5 раза, а рентабельность - на 11 п. п., что составит 13,4 %.
Таким образом, задача, которая была поставлена перед выполнением данного исследования, в целом была выполнена. Предприятие оптимизирует ассортимент, при этом увеличив общую рентабельность.
Заключение. Оптимизация параметров работы магазина № 3 методом математического моделирования, обоснование структуры выпуска и сбыт ее, позволит увеличить конечные результаты работы Толочинского райпо. Маржинальная прибыль увеличится на 9,8 %.
Список литературы
1. Басовский, А. Е. Маркетинг: курс лекций / А. Е. Басовский.-М.: ИНФРА, 2008 - 218 с.
2. Бобович, А. П. Информационное обеспечение процесса управления ассортиментом товаров / А. П. Бобович // Вести НАН Беларуси. ср. гуманитар. наук. - 2015. - № 3. - С. 43 - 47.
3. Бузукова, Е. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице / Под ред. С. Сысоевой. - СПб.: Питер, 2010. - 432 с.
4. Ильин, Н. М. Исследование ассортимента товаров - насущная задача товароведения / Н. М. Ильин / Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2013. - № 6. - С.9 - 17.
5. Касперович, И. Управление ассортиментом и его оптимизация по ценовому фактору / И. Касперович // Главный бухгалтер. Ценообразование. -2012. - № 10. - С. 22 - 30.
6. Коцур, М. В. Методологические основы формирования инновационной модели конкурентоспособности ассортимента товаров / М. В. Коцур // Экономика и управление. - 2008. - № 3. - С.39 - 44.
7. Лифиц, И. Показатели ассортимента: унификация терминологии и моделирования / И. М. Лифиц, М. А. Черкасова // Маркетинг. - 2008. - № 3. -С. 113 - 125.
8. Памбухчиянц, О. В. Технология розничной торговли: учебник / О. В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2005. - 288 с.
9. Осипов, К. Глянцевая топутка: широкий ассортимент сопутствующих товаров в продовольственных магазинах - явление уже привычное и бесспорное. / К. Осипов // Эффективная торговля. - 2016. - № 9. - С. 40 - 41.
Информация об авторах
Карачевская Елена Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры математического моделирования экономических систем АПК Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. моб. 8(029)1771565, E-mail: [email protected]
Ленькова Раиса Константиновна - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры математического моделирования экономических систем АПК Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. служ. 8(02233) 79610
Материал поступил в редакцию 24.10.2017 г.