Социологии
Юлия КОСИНЦЕВА
ОЦЕНКА ГОРОЖАНАМИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматривается изменение социокультурной ситуации в муниципальном образовании с позиций субъектов управленческого процесса, приводятся результаты исследования жизненной ситуации горожан, выявляются иерархия трудовых ценностей и предпочитаемые каналы коммуникации, определены приоритетные направления необходимых изменений.
The changing of socio-cultural situation in the municipal formation from the point of view of social actors is represented in the article. The research results of the living situation of the urban community are shown, the labor values hierarchy and the preferential communication channels are revealed, and the priority directions of necessary changes are defined.
Ключевые слова:
социокультурная ситуация, социальная сеть, жизненная ситуация, социальные изменения, образ жизни; socio-cultural situation, social network, living situation, social changes, life style.
КОСИНЦЕВА
Юлия
Феоктистовна —
к.техн.н., доцент;
доцент кафедры
социологии и
социальной работы
Северо-Кавказского
государственного
технического
университета
]ы./.коз1Шзгуа@уап-
dex.ru
Социальная сфера в контексте трансформации информационного общества в общество знания должна создавать возможности социальной мобильности, гарантировать необходимый уровень социальной защиты, возможность участия населения в управлении предприятием, организацией и государством, обеспечивать условия развития социальной, трудовой и предпринимательской активности, обеспечивать свободу выбора и возможность самореализации человека. Сегодня становится очевидным, что обоснованная стратегия развития социальной сферы обеспечивает необходимые условия для социального воспроизводства. В связи с этим привлечение населения в качестве субъекта выработки решения, заинтересованного исполнителя снижает управленческие риски1.
Меры по осуществлению на микро- и макроуровнях тех или иных целенаправленных изменений непосредственно трансформируют социальное пространство. Последнее представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп, локализованных физически на постоянном месте (место жительства или главное место обитания) и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг2. Целенаправленное изменение социокультурной ситуации напрямую детерминировано полем социальных возможностей индивидов по трансформации их жизненной ситуации.
Поскольку жизненная ситуация индивида определяется интенсивностью взаимодействия элементов его жизненного пространства, ясно, что отсутствие коммуникативных связей или их ограничение не только деформируют информационное поле субъекта социального действия, ограничивают вариативность выбора решений, но и создают дополнительную напряженность в непосредственной жизненной среде. В свою очередь, социальная инфраструктура детерминирует условия жизнеобеспечения конкретных людей, от которого зависит эффективность функционирования и развития со-
1 Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы / под ред. Т.М. Дридзе — М. : Наука, 1994, с. 21—36.
2 Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с франц.; отв. ред. перевода Н.А. Шматко. — М. : Институт экспериментальной социологии; СПб. : Алетейя, 2005.
циальной системы в целом. В связи с этим представляет интерес выявление условий и образа жизни, особенностей типичных жизненных ситуаций населения региона, их значимых каналов коммуникации.
Результаты сравнительного анализа экспертного опроса в г. Ставрополе, проведенного в 2007 и 2008 гг. среди групп респондентов по 100 человек (из них 50% — женщины), отобранных случайным бесповторным образом в Ленинском, Октябрьском и Промышленном районах, представлены ниже.
Большинство респондентов в 2007 и 2008 гг. считали себя русскими по национальности, состояли в браке 54 и 51% соответственно. Имели детей до 16 лет свыше 50% опрошенных в каждой группе. Большинство исповедовали православие — 53 и 54%; «просто христианство» — 14 и 9%; атеистами считали себя 8 и 16% респондентов соответственно.
Условия проживания респондентов характеризуются недостаточным развитием социальной инфраструктуры: в пределах пешеходной доступности расположены только школа (1,2 км) и библиотека (1,7 км). В 2008 г. выявлено улучшение жилищных условий: 91% проживают в домах, квартирах (в 2007 г. — 81%). Выросло число респондентов, удовлетворенных: подачей электричества — с 78 до 87%; своим образованием — с 68 до 81%; своей деятельностью — с 64 до 76%; своим жильем — с 43 до 72%; своим здоровьем — с 28 до 72%.
В 2008 г. число работающих респондентов составило 58% (62% в 2007 г.), из них на 5% сократилось число имеющих постоянную работу; на 8% увеличилось число имеющих временную работу; на 8% уменьшилось число тех, кто учится и работает; на 12% сократилось число работающих пенсионеров. Число работающих полную рабочую неделю сократилось с 76 до 37%. Число тех, кого устраивает работа, уменьшилось с 76 до 37%. Ответы респондентов в целом свидетельствуют о росте напряженности на муниципальном рынке труда, росте т.н. гибкой и неполной занятости, сокращении рабочих мест, требующих профессиональной подготовки.
Изменились приоритеты и ценности в оценке работы. Если в 2007 г. приоритетом были интересная работа (86%) и хорошие товарищи по работе (81%), то в 2008 г. — надежность места работы и хороший зара-
боток (по 55%). Заметно снизилась удовлетворенность режимом работы (с 79 до 38%), системой информирования (с 59 до 40%). Возросла значимость хороших условий труда (на 4 ранга), требования работников к организации работы предприятия в целом (удовлетворенность упала с 68 до 34%); к организации работы на рабочем месте (снижение удовлетворенности с 64 до 35%). К 2008 г. в целом ухудшились условия труда: 7% респондентов указали, что на работе время от времени случаются несчастные случаи (никто не отметил в 2007 г.), сократилось число позитивных оценок (с 64 до 40%) состояния помещений и оборудования. Число горожан, желающих перейти на новое место работы, увеличилось с 17 до 19%.
Безусловным приоритетом и в 2007, и в 2008 г. в ответе на вопрос: «Что именно не устраивает в работе?» пользовалась позиция «плохой заработок». Однако вторую по рангу позицию 2007 г. «плохие условия труда» вытеснили «недостаточная возможность продвижения» и «ненадежность места работы» (третье место в ранге 2008 г.).
Сохранилась тенденция дальнейшей дифференциации горожан по доходам: возросло число респондентов с хорошим материальным положением с 14% в 2007 г. до 31% в 2008 г., но увеличилось и число респондентов с плохим и очень плохим материальным положением (с 11 до 14%). Большинству хватает денег только на продукты питания и одежду — 49%. Покупка жилья или улучшение жилищных условий сохраняет свою остроту («недоступно» — 89 и 91% ответов). Увеличилось число земельных участков, используемых для выращивания сельхозпродукции (с 47 до 66%).
В 2008 г. сократилось число людей, нуждающихся в продуктах питания, с 50 до 16%, в одежде и обуви — с 76 до 29%, в газетах и книгах — с 86 до 35%. Респонденты меньше ограничивают себя в лекарствах (с 63 до 32%) и медицинском обслуживании (с 63 до 38%). Больше респондентов отказывают себе в ремонте жилья (с 44 до 62%), в посещении театра и кино (54%).
По-прежнему большинство ответивших считают своим основным и единственно важным источником дохода доход на основной работе, при этом возросло число респондентов, имеющих дополнительный заработок (с 6 до 15%), из них 8% имеют
201 0' 11
ВЛАСТЬ
111
одно дополнительное место работы, 7% — два и более.
В 2008 г. больше респондентов идентифицирует себя со средним классом (рост в 7%), что косвенно свидетельствует об улучшении социального самочувствия людей. Увеличилось число независимых в выборе своего жизненного пути (с 43 до 75%); свободных в выборе религии (с 57 до 67%); в возможности путешествовать (с 40 до 66%); в своих суждениях и высказываниях (с 54 до 64%); тех, кто считает, что их жизнь зависит только от них самих (с 33 до 59%). Респонденты считают себя в первую очередь: членами своей семьи (48%); представителями своей страны, республики, города (41%). Сократилось число тех, кто гордится принадлежностью к своей стране (с 70 до 66%).
Важнейшими проблемами, которыми, по мнению респондентов, должно заниматься правительство РФ, осталась борьба с ростом цен и инфляцией (69%), повышение обороноспособности страны (система образования в 2007 г.). Значимыми задачами правительства в 2008 г. являются, по мнению респондентов, развитие сельского хозяйства (50%), безработица (40%), культурное развитие края (35%), работа системы здравоохранения (33%). Приоритетным для муниципалитетов считаются: улучшение работы коммунальных служб (рост до 46%); борьба с коррупцией (30%) и безработицей (24%).
Сократилось с 43 до 29% число горожан, считающих свои жизненные условия хуже, чем в соседних областях; 38% считают их примерно такими же, как и в других территориях края (18% в 2007 г.). Практически не изменилось (39% в 2007 г. и 38% 2008 г.) число респондентов, оценивших свои жизненные условия как «лучше, чем в среднем», на 12% уменьшилось число тех, кто считает условия жизни в Ставрополе хуже, чем в других территориях края.
Респонденты отметили некоторое снижение остроты городских проблем: лучше стали работать медицинские учреждения (падение неудовлетворенности с 80,6 до 55%), ушло из острых приоритетных проблем «обнищание городского населения» (63% в 2007 г., не отмечено в 2008 г.), стала менее острой проблема пьянства и наркомании (58 и 47%). Актуальны проблемы недоступности товаров и услуг (64 и 62%), загрязнения города (56 и 52%), работы коммунальных служб (47 и 51%).
Если в 2007 г. большинство респондентов не надеялись на какие-либо позитивные изменения материального положения своей семьи (40%), то в 2008 г. возросло число людей с хорошим достатком (48%), стало больше семей, которые имеют в числе прочего компьютер (с 47 до 81%), автомашину (с 26 до 55%). Уменьшилось число горожан, не удовлетворенных финансовым положением своей семьи (с 87 до 59%), своим личным доходом (с 85 до 57%).
Увеличилось число респондентов, считающих, что улучшение их жизни в первую очередь зависит от них самих (с 51 до 88%); меньше людей стали надеяться на правительство РФ (с 75 до 72%), но больше надежд стали возлагать на президента РФ. Возросло число людей, считающих, что ответственность за улучшение их жизни сегодня лежит на руководителе предприятия/организации, где они работают (с 39 до 69%), зависит от работы правоохранительных органов (с 56 до 65%) и администрации города (с 52 до 63%).
В решении проблем жизнеобеспечения (отсутствие света, воды, тепла) все больше горожан устраняют подобные неполадки самостоятельно (с 57 до 63%); уменьшилось число людей, рассчитывающих на помощь коммунальных служб (с 54 до 40%).
Сократилось число респондентов, которые при затруднениях с получением положенных социальных выплат (пенсий, пособий, льгот) будут решать вопрос в соответствующих социальных учреждениях (с 68 до 57%). Больше респондентов предпочитают обратиться в вышестоящие органы (с 6 до 34%), суды (с 3 до 17%). 2% респондентов будут решать возникшую проблему за плату (в 2007 г. ответ «заплатите деньги» не выбрал никто). Одновременно значительно увеличилось число людей (с 2 до 13%), которые никак не будут решать возникшую проблему.
Для большинства респондентов в 2008 г. остается актуальным использование финансовых ресурсов в решении проблем образования, из которых институт репетиторства является самым доступным.
При возникновении проблем со здоровьем большинство респондентов, как и раньше, предполагают обратиться за помощью в ближайшую поликлинику или больницу, но возросло число отдающих предпочтение самолечению (с 15 до 26%), и тех, кто ничего не станет предпринимать (с 6 до
8%). Фактически речь идет о недоверии к специалистам здравоохранения (22%) при констатации респондентами значимости влияния профессионалов на улучшение их жизни (46% ответов). Последнее соответствует ответам 2008 г. на вопрос о приоритетах развития Ставропольского края: развитие здравоохранения и повышение профессионализма и компетентности специалистов социальной сферы.
Увеличение числа ответов респондентов, которые ничего не будут предпринимать для улучшения (изменения) своей непосредственной жизненной ситуации, свидетельствует об исчерпании потенциальных возможностей граждан и росте социальной апатии. Если в 2007 г. 74% респондентов участвовали в различных организациях, партиях и объединениях, то в 2008 г. уже 60% не состоят ни в одной из них, причем самым популярным остается профсоюз.
Изменения произошли и в коммуникативной среде. Возросло число респондентов (с 46 до 58%), не доверяющих людям. Ответы на вопросы о доверии социальным институтам или их представителям показали, что возросло число доверяющих: себе самому (с 82 до 92%); президенту страны (с 50 до 53%); церкви и священникам (с 38 до 60%); медицинским работникам (с 33 до 58%); армии (с 32 до 47%); средствам массовой информации (с 21 до 46%).
Горожане позитивно оценивают изменения в социокультурной ситуации в целом: почти вдвое увеличилось число людей, которые смотрят в будущее с надеждой и оптимизмом (с 29% до 58%); сократилось число людей, не питающих никаких иллюзий (с 32 до 25%), а также тех, кто смотрит в будущее с тревогой и неуверенностью (с 18 до 9%).
Сравнительный анализ результатов полевых исследований показал, что ситу-
ация в г. Ставрополе за прошедший год изменилась асимметрично. Налицо обострение ситуации на рынке труда, связанное с ухудшением условий труда, его интенсификацией и несущественным изменением дифференциации оплаты труда. Произошла трансформация социокультурного пространства: актуализирован его микроуровень, сокращены коммуникативные связи на мезоуровне (характерны односторонняя передача информации, отсутствие обмена информацией и ее оценки в непосредственной социальной среде), что коррелирует с результатами анализа бюджетов времени респондентов.
По-прежнему жители муниципального образования доверяют, прежде всего, себе, надеются на себя, своих близких и друзей. Респонденты идентифицируют себя, прежде всего, как члена своей семьи, а затем — россиянина и профессионала. Позиция «я — житель города, края» оказалась незначимой в ответах респондентов как в 2007, так и в 2008 г. Распределение доверия к социальным институтам и их представителям изменилось: возросло доверие к религиозным институтам, медицинским работникам, армии и СМИ. Как и в 2007 г., респонденты не доверяют органам исполнительной, законодательной и судебной власти.
Основными направлениями по изменению социокультурной ситуации в муниципальном образовании респонденты считают: существенное повышение качества управленческой деятельности органов городского самоуправления; обеспечение координации деятельности действующих на территории города органов власти на основе баланса интересов субъектов управления, учета интересов горожан; реализацию принципов социального партнерства в практике муниципального управления.