Научная статья на тему 'Социально-ценностный аспект постконфликтной реконструкции региона'

Социально-ценностный аспект постконфликтной реконструкции региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
146
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ПОСТКОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДОВЕРИЕ / CONFLICT / POST-CONFLICT SITUATION / SAFETY / INFRASTRUCTURE / SOCIAL ENVIRONMENT / SOCIAL VALUES / TRUST

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юсупов Муса Мовлиевич

В статье рассматриваются основные тенденции восстановления социально-экономической инфраструктуры в постконфликтной ситуации, источники социального выживания, особенности проявления социальных ценностей и их значение в стабилизации обстановки в регионе. Выделяются проблемные направления повышения социального благополучия населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND VALUE ASPECT OF POST-CONFLICT RECONSTRUCTION OF REGION

The article considers the basic tendencies of restoration of the social and economic infrastructure in a post-conflict situation, sources of social survival, peculiarities of display of social values and their meaning in situation stabilization in the region. The author allocates the problem directions of an increase of social well-being of the population.

Текст научной работы на тему «Социально-ценностный аспект постконфликтной реконструкции региона»

УДК 316.33

Юсупов Муса Мовлиевич

кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и истории социальной работы

Чеченского государственного университета тел.: (928) 643-91-27

СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ ПОСТКОНФЛИКТНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ РЕГИОНА [1]

Yusupov Musa Movlievich

Candidate of Sociology, associate professor of the chair of theory and history of social work, Chechen State University tel.: (928) 643-91-27

SOCIAL AND VALUE ASPECT OF POST-CONFLICT RECONSTRUCTION OF REGION [1]

Аннотация:

В статье рассматриваются основные тенденции восстановления социально-экономической инфраструктуры в постконфликтной ситуации, источники социального выживания, особенности проявления социальных ценностей и их значение в стабилизации обстановки в регионе. Выделяются проблемные направления повышения социального благополучия населения.

Ключевые слова:

конфликт, постконфликтная ситуация, безопасность, инфраструктура, социальная среда, социальные ценности, доверие.

The summary:

The article considers the basic tendencies of restoration of the social and economic infrastructure in a post-conflict situation, sources of social survival, peculiarities of display of social values and their meaning in situation stabilization in the region. The author allocates the problem directions of an increase of social well-being of the population.

Keywords:

conflict, post-conflict situation, safety, infrastructure, social environment, social values, trust.

Социальная ситуация в постконфликтном пространстве характеризуется разрушенностью экономики, коммунальной и транспортной инфраструктуры, низким уровнем безопасности, дефицитом материальных ресурсов, социально-правовой незащищенностью населения, деформацией социально-профессиональной структуры и ослаблением ценностно-нормативной системы. Это актуализирует, во-первых, выявление основных тенденций восстановления социально-экономического сегмента региона, во-вторых, раскрытие особенностей проявлений воспитательной, мировоззренческой и регулятивной функций ценностей и норм.

В статье предпринята попытка осмыслить социально-организационный процесс нормализации обстановки в постконфликтном регионе. Предмет исследования - роль социально-гуманитарного и ценностного фактора в стабилизации постконфликтной ситуации. В изучении обозначенной проблемы применялись функциональный и деятельностный походы, методы количественного анализа.

Конфликт по линии «центр-регион» и внутричеченского противостояния в основном был урегулирован военно-силовыми методами. Это требовало в первую очередь наведения «конституционного порядка», установления российской законности, легитимизации назначенной федеральным центром временной администрации Чеченской Республики, восстановления социальной среды жизнеобеспечения, возвращения беженцев и временно перемещенных лиц.

Легитимность территориальная административно-политическая власть приобрела путем проведения референдума и принятием на нем новой конституции, избранием президента, а затем и парламента ЧР. В целом процесс воцарения мира и воссоздания социально-экономических основ жизни был сопряжен с ходом «контртеррористической операции».

В 1999-2002 гг. на рассматриваемой территории по объемам финансирования и организационных усилий военно-оперативные действия преобладали над социально-экономическими мероприятиями восстановительного характера.

В 2003-2005 гг. наблюдается скорее примерное сочетание военно-милицейской и социальновосстановительной деятельности.

С 2006 г. складывается нарастающая тенденция доминирования работ по восстановлению и социально-экономическому развитию республики, благоустройству ее населенных пунктов.

Безопасность и условия социального выживания населения претерпевали позитивные перемены по мере трансформации конфликта. Так, в 2003 г. не ощущали безопасность ночью и днем -1,2 % опрошенных, в 2009 - 42,9 %. Положительная динамика складывается и в области соблюдения прав человека, в 2003 г. нарушались права граждан постоянно и часто, по мнению респондентов, - 87,9 %, в 2009 г. - 17,4 %. [2].

Во время активной фазы протекания вооруженного конфликта существенной поддержкой жителей служила гуманитарная помощь продовольствием и одеждой российскими и международными

общественными организациями. Однако источники существования были различные, определяющее значение имело начавшееся финансирование, бюджетных организаций, выплаты пенсий и другие.

Таблица 1 - Источники социального выживания [3]

Источники Чеченцы % ранг Русские % ранг

личные сбережения 17,9 10 0

гуманитарная помощь 20,9 8 15 7

помощь родственников 35,8 3 25,1 4

благотворительность бизнесменов 1,2 13 0

работа в организации 29,4 5 69,9 1

пособие по безработице 26,7 6 7,6 9

временные работы по найму 18,9 9 16,7 6

коммерция, предпринимательство 7,3 11 2,4 10

индивидуальный труд 21,4 7 37,2 3

подсобное хозяйство 46,3 1 22 5

пенсия 39,8 2 65,6 2

детское пособие 30,4 4 14,3 8

другое 4 12 0

*Допускалось 1-3 ответа

Итак, в качестве материального подспорья чеченцы назвали в первую очередь подсобное хозяйство, пенсии, помощь родственников и детские пособия, русские - работу в организации, пенсии, индивидуальный труд и помощь родственников. Гуманитарная помощь по степени поддержки, значимости среди других источников стоит у русских и чеченцев на 7 и 8 месте. Благотворительность бизнесменов русские не указали, а среди чеченцев отметили - 1,2 %.

Конфликтное событие в регионе разрушило экономику на 80 %. В советском прошлом республика являлась индустриально-аграрной. В ней был развит не только сектор нефтедобычи и нефтепереработки, машиностроения, но и действовали наукоемкие предприятия, некоторые из них были единственными в стране. Так, производственное объединение «Оргтехника» выпускало копировальную технику, завод «Союзпромавтомат» вычислительную технику, а научно-производственное объединение «Промавтоматика» внедряло автоматические системы управления на крупных предприятиях субъектов СССР и в зарубежных странах.

Нефтеперерабатывающий комплекс, занимавший 6-е место по объемам производства в Советском Союзе, полностью разрушен с началом «контртеррористической» операции в декабре 1999 г. Многие известные в стране и за рубежом научно-технические исследовательские институты также не функционируют. Заново предстоит возрождать и сельское хозяйство. Как видим, произошло снижение уровня производства и технологий, соответственно и организационно-управленческого процесса.

В регионе наблюдается позитивная динамика преодоления последствий военных действий. Реализация федеральных целевых программ позволило восстановить социально-коммунальную инфраструктуру, объекты образования и здравоохранения, наладить работу ряда предприятий и организаций различных секторов экономики. В Грозном на заводе «Трансмаш» возобновлен выпуск автоприцепов, открыты 2 цеха по сборке легковых машин Волжского «Автоваза» в городах Аргун и Гудермес, намечены и другие меры, в частности, по созданию стройиндустрии. В центре Грозного возведен деловой центр «Грозный-сити». Однако в целом регион по типу экономики является сырьевым, лицензионным правом на добычу нефти и контрольным пакетом обладает ОАО «Роснефть». Уровень экономического развития и занятости населения значительно ниже показателей 90-х гг. ХХ в. Так, в те годы удельный вес населения и доля валового регионального продукта в социальноэкономических показателях РФ составляли 1 % и 7 %, в настоящем соответственно 0,9 % и 0,2 % [4]. Республика считается дотационной, на 90 % финансируется из федерального бюджета.

Вместе с тем уместно отметить улучшение в последние годы общей социальной ситуации, около половины жителей удовлетворены своей жизнью. При этом считают, что улучшение жизни зависит от самих - 82 %. Обращает на себя внимание и восприятие людьми жизни на своей территории в сравнении с другими регионами страны. Пятая часть опрошенных подчеркивает, что люди в регионе живут лучше, чем в соседних, около две трети полагают по сравнению с одними регионами лучше, а по сравнению с другими - хуже.

Таблица 2 - Жизнь жителей региона [5]

%

В нашем регионе люди живут лучше, чем во всех соседних 19,4

По сравнению с одними регионами у нас люди живут лучше, а по сравнению с другими - хуже 56,8

В нашем регионе люди живут хуже, чем во всех соседних регионах 9,4

Затрудняюсь ответить 13,3

Отказ от ответа 1,1

Несмотря на положительные социальные изменения последствия конфликта, полностью не преодолены, значительную часть времени занимает у населения решение проблем жилья, здоровья, поиска работы. Другими словами, постконфликтная реальность актуализирует удовлетворение «первичных» социальных потребностей. Сложившиеся условия жизни способствуют формированию соответствующей иерархии ценностей, «выбор ценностей задается социальным контекстом» [6].

Характерно, что в зоне конфликта жизненно значимыми становятся ценности коллективизма, сотрудничества, представители разных национальностей и различных социальных групп взаимопомощь рассматривают как средство самосохранения. Роль этих ценностей в экстремальной ситуации во много раз возрастает по сравнению с обычными условиями мирной жизни. В постконфликтной ситуации, напротив, все чаще наблюдаются проявления ценностей индивидуализма, самообустройства.

Общая ценностная картина показывает доминирование витальных ценностей. Интегрирующим ядром, организующим и мобилизующим людей фактором, выступают такие ценности, как семья, материальное благополучие, хорошее здоровье. Ценности, которые принято относить к либераль-ным,-«самоуважение», «самореализация», «приобретение знаний»,- оказываются мало востребованными. Одновременно социологические данные свидетельствуют, что мировоззренческие и культурные установки около половины населения опережают социальную практику. Так, примерно на две части раздвоились приверженцы накопленного опыта и желающие обновлений, последователи традиций и обычаев и испытывающие потребность жизни по гражданским нормам [7].

Таблица 3 - Социальные ценности [8]

I уровень % II уровень % III уровень % IV уровень %

Семья 77,3 Уважение окружающих 14,1 Личная независимость 7 Самоуважение 3,7

Материальное благополучие 54,8 Интересная работа 11,5 Успех в бизнесе 6 Приобретение знаний 2,6

Хорошее здоровье 48,2 Верные друзья 11,1 Реализация способностей 4,4 Участие в общественной жизни 1,5

Благополучие детей 34,8 Профессиональная карьера 8,2 Ответственная должность 4,1 Другое 1,8

*Допускалось 1-3 ответа

Между тем надо признать, что население беспокоит состояние образования, где приобретаются знания. Однако в контексте образования людям видится не самоценность знаний, а чисто инструментальная значимость образования. По данным многих социологических опросов среди волнующих население проблем образование часто занимает 3-5 места. Это свидетельствует об общественной заинтересованности в получении детьми хорошего образования, осознании роли образовательного фактора в достижении социального прогресса, преуспевании отдельно взятой личности. В субъектах СКФО наблюдается по ряду исторических обстоятельств неравномерность в развитии образования, одни опережают среднероссийские показатели, другие отстают, находятся в роли догоняющих. По итогам Всероссийской переписи 2002 г. высшее образование имели в составе населения старше 15 лет на 1 000 чел. в ЧР - 71, в РФ - 157. В 2003-2009 гг. население Чеченской Республики увеличилось на 12,8 %, количество студентов вузов - почти в 2 раза, а учащихся начального профессионального образования - на треть [9]. Выравнивание уровня образования позволит успешно реализовывать межрегиональные совместные проекты экономического и иного характера. Это будет также содействовать социокультурной адаптации к условиям глобализации и модернизации, интеграции регионов в Российское пространство.

Одним из значимых показателей социального прогресса служит уровень урбанизации региона. Удельный вес городского населения в северокавказских республиках ниже, чем в среднем в России. При этом наиболее урбанизированной является Северная Осетия-Алания - 64,4 %, а наименее Чечня - 36,4 %. В течение последних 9 лет на Северном Кавказе не происходил заметный рост горожан, их численность колебалась в пределах 1-2 % [10].

Однако административные центры регионов имеют разные городские практики. Например, во Владикавказе и Махачкале проживают горожане 2-3-х и более поколений. В Чечне многопоколенные жители проживают в малых городах, а в Грозном более 80 % населения горожане в первом поколении. В результате военных разрушений из столицы ЧР выехали почти все ее жители - русские, чеченцы и представители других национальностей. Образовавшееся городское пространство заполнили люди из сел, малых городов ЧР и остальной части РФ. И поэтому реконструкция столицы предполагает выработку стандартов становления городского социума, способного служить социокультурным ориентиром сельским населенным пунктам.

Таблица 4 - Что необходимо сделать для улучшения жизни населения республики? [11]

Меры % Ранг

Оздоровить природу 24,3 6

Развивать малый и средний бизнес 30,3 5

Усилить государственный контроль над экономикой 14,1 7

Улучшить медицинское обслуживание 51,8 2

Решительнее отстаивать интересы региона в центре 11 9

Навести порядок, бороться с криминалом, коррупцией 38,9 3

Создавать новые рабочие места 61,1 1

Быстрее строить новые дороги 13,5 8

Улучшать образование 32,2 4

Другое 1,2 10

Затрудняюсь ответить 1,3

Отказ от ответа 0,1

*Допускалось 1-3 ответа

Общественное мнение относительно направлений деятельности по улучшению социальной жизни позволяют сформулировать следующие выводы.

Численность населения ЧР на 1 января 2010 г. - 1 268,1, экономически активное - 549 тыс., среднегодовая численность занятых в экономике возросла с 227,5 тыс. в 2007 г. до 256,2 тыс. в 2009 г., уровень зарегистрированной безработицы составил в 2004 - 79,7 %, в 2007 - 66,0 %, в 2009 - 54 % [12].

Несмотря на некоторое снижение, безработица представляет наиболее острую проблему, дальнейшее улучшение жизни, по мнению 61,1 % опрошенных, в первую очередь зависит от создания рабочих мест.

На втором месте по значимости потребность улучшения медицинского обслуживания. Следует отметить, что инфраструктура здравоохранения в республике восстановлена, в некоторые учреждения завезено редкое высокотехнологичное оборудование, но людей не устраивает качество медицинской помощи, существуют также «негласные» платежи за медицинские услуги. Количество врачей на 10 000 чел. в РФ - 50,1, в СКФО - 42, в ЧР - 26 [13].

В-третьих, население беспокоит проблема укрепления социального порядка, борьбы с взяточничеством, коррупцией. Кстати, уровень общей преступности в регионе невысокий по сравнению с некоторыми субъектами РФ. В повседневной жизни сильно ощущается административное и социальное насилие, которое выражается, в частности, в поборах, неофициальном перераспределении благ.

В-четвертых, наблюдается заинтересованность в повышении качества образования, многие сознают, что перспектива преуспевания в жизни зависит от уровня общего и профессионального образования.

Охват детей дошкольными образовательными учреждениями составляет в РФ - 58,4 %, в СКФО - 34,1 %, в ЧР - 11,1 %. При этом численность детей на 100 мест - соответственно 106 % -110 % - 117 % [14]. Количество студентов в вузах ЧР возросло с 18,6 тыс. в 2000/2001 г. до 33,3 тыс. в 2009/2010 г. [15].

В-пятых, нужно рассматривать, как положительный фактор желание 30,3 % респондентов развивать малый и средний бизнес. В ЧР наименьшая доля занятых в этой сфере по сравнению с другими регионами в СКФО и РФ.

При создании необходимых условий, оказании первоначальной поддержки, по мнению экономистов ЧР, в этот сектор можно было бы вовлечь около 200 тысяч человек, и тем самым снять или существенно снизить уровень безработицы.

Решение обозначенных и других проблем требует консолидации региональной общности на основе ценности доверия. Однако послевоенная территория характеризуется низким уровнем доверия между людьми и во взаимоотношениях власти и населения. Среди опрошенных респондентов считают, что можно доверять всем людям - 1 %, большинству людей - 22,8 %. [16]. Низкий уровень доверия в постконфликтной ситуации свидетельствует о том, что не преодолены гуманитарные травмы и преобладании в социальном управлении авторитаризма, слабости формирующихся гражданских институтов. Каналом восстановления доверия в обществе могло бы стать внимательное отношение органов власти к запросам жителей, противодействие чиновничьему произволу, нарушениям прав граждан, установление регулярных контактов с представителями разных социальных слоев и общественных объединений.

Таким образом, в период социально-экономической реконструкции постконфликтного региона достигнуты разительные успехи в восстановлении социальных объектов, благоустройстве населенных пунктов, дорожном строительстве, заметно повысился уровень жизни многих граждан. Вместе с тем низки темпы развития экономики и создания новых рабочих мест, примерно две трети жителей можно отнести к необеспеченным и бедным. Такое социальное положение обусловливает озабоченность населения в первую очередь ценностями, обеспечивающими «физическое» воспроизводство.

С ростом благополучия неизбежно возникновение потребности в интересной работе, содержатель ном проведении досуга, социально-профессиональной самореализации.

Ссылки и примечания: References (transliterated) and notes:

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 09-03-00750а

2. Социологическое исследование «Интересы, нормы, ценности». ЧР, 2003, объем выборки - 1060 чел. Социологическое исследование «Социокультурные проблемы региона». ЧР, 2009, объем выборки -1000 чел.

3. Социологическое исследование «Социокультурные проблемы региона». ЧР, 2009, объем выборки - 1000 чел.

4. Госкомстат РФ. Электронный ресурс. 11Р1_: Ий р://\№№м. gks.ru/bgd/regi/b10_113/! ssWWW. ехе^д /o6-met.htm

5. Социологическое исследование «Социокультурные проблемы региона».

6. Россия трансформирующаяся / под ред. Л.М. Дробижевой. М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Социологическое исследование «Социокультурные проблемы региона».

8. Там же.

9. Всероссийская перепись. 2002. Госкомстат РФ. ЫРЬ: www.gks.ru

10. Госкомстат РФ. Электронный ресурс. 11Р1_: Ий р:/Лт№^. gks.ru/bgd/regi/b10_113/! sswWw. exe/Stg /06-met.htm

11. Социологическое исследование «Социокультурные проблемы региона».

12. Госкомстат РФ. Электронный ресурс. 11Р1_: Ий р:/Лт№^. gks.ru/bgd/regi/b10_113/! sswWw. exe/Stg /06-met.htm

13. Там же.

14. Там же.

15. Текущий архив Министерства науки и образования ЧР.

16. Социологическое исследование «Социокультурные проблемы региона».

1. The study was done under the financial support of RHF, project No. 09-03-00750a

2. Sociological research “Interests, norms and values”. "CR, 2003, the sample size - 1060 people. Sociological research “Social and cultural issues in the region”. CR, 2009, the sample size - 1000 people.

3. Sociological research “Social and cultural issues in the region”. CR, 2009, the sample size - 1000 people.

4. Goskomstat RF. Elektronniy resurs. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_113/IssWWW.exe/Stg /06-met.htm

5. Sociological research “Social and cultural issues in the region”.

6. Rossiya transformiruyushchayasya / ed. by L.M. Drobizhevoy. M., 2002.

7. Sociological research “Social and cultural issues in the region”.

8. Ibid.

9. Vserossiyskaya perepis'. 2002. Goskomstat RF. URL: www.gks.ru

10. Goskomstat RF. Elektronniy resurs. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_113/IssWWW.exe/Stg /06-met.htm

11. Sociological research “Social and cultural issues in the region”.

12. Goskomstat RF. Elektronniy resurs. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_113/IssWWW.exe/Stg /06-met.htm

13. Ibid.

14. Ibid.

15. Tekushchiy arkhiv Ministerstva nauki i obrazovaniya CHR.

16. Sociological research “Social and cultural issues in the region”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.