УДК 332.122.62
РО! 10.23672/П2509-8513-0893-С
Тернавщенко Кристина Олеговна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Кубанский государственный технологический университет [email protected]
Магала Юлия Викторовна
аспирантка кафедры экономической безопасности, Кубанский государственный технологический университет уиНуа.тада1а.94@ mail.ru
Kristina O. Ternavshchenko
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department Economic Security Kuban State
Technological University [email protected]
Yulia V. Magala
Postgraduate Student of the Department Economic Security, Kuban State Technological University yuliya.magala.94@ mail.ru
Оценка
функциональных составляющих системы обеспечения бюджетно-налоговой безопасности региона с целью определения сфер (блоков) индикативной системы
Assessment of functional
components of the regional budget and tax security system with the purpose of determining spheres (blocks) of the indicative system
Аннотация. Методические основы оценки уровня бюджетно-налоговой безопасности региона напрямую связаны с определением и функциональными характеристиками бюджетно-налоговой безопасности. В статье представлены основные функциональные составляющие системы обеспечения бюджетно-налоговой безопасности региона; определены блоки (сферы) индикативной системы оценки; предложен набор показателей и их пороговые (нормативные) значения, необходимые для оценки уровня бюджетно-налоговой безопасности региона; представлен механизм интегральной оценки бюджетно-налоговой безопасности региона.
Ключевые слова: бюджетно-налоговая безопасности, социально-экономическое исследование, функциональные составляющие, индикативная система, индикаторы, интегральная оценка; пороговые значения, балльная оценка.
Annotation. The methodical basis for assessing the level of fiscal security in the region is directly related to the definition and functional characteristics of fiscal security. The article presents the main functional components of the system for ensuring the budgetary and tax security of the region; the blocks (spheres) of the indicative assessment system are determined; a set of indicators and their threshold (normative) values are proposed, which are necessary to assess the level of fiscal security of the region; the mechanism of integral assessment of the region's fiscal security is presented.
Keywords: fiscal security, socio-economic research, functional components, indicative system, indicators, integral assessment; threshold values, score.
Методические основы оценки уровня бюджетно-налоговой безопасности региона напрямую связаны с определением и функциональными характеристиками бюджетно-налоговой безопасности [1].
Бюджетно-налоговую безопасность региона целесообразно оценивать по следующим направлениям:
- устойчивость, сбалансированность;
- самостоятельность, обеспеченность, стабильность;
- экономический рост;
- качество финансового менеджмента;
- социально-экономические потребности населения региона [2; 3].
Для индикаторов бюджетно-налоговой безопасности регионов, а также, для интегральной её оценки определены поровые значения, приближение к которым свидетельствует об определённом бюджетно-финансовой состоянии региона.
Таблица 1
Система интегральной оценки и пороговые значения, характерные для различных состояний бюджетно-налоговой безопасности региона
Направления оценки интегрального показателя Используемые коэффициенты Нормативные значения
Устойчивость, сбалансированность Коэффициент балансирования (устойчивости) бюджета региона < 0,03
Коэффициент покрытия расходов региона > 1
Коэффициент долговой зависимости экономики < 0,6
Коэффициент наличия дополнительных средств бюджета ^ 0
Самостоятельность, обеспеченность, стабильность Коэффициент бюджетной обеспеченности населения региона Не менее 20 тыс. руб./чел
Коэффициент автономности региона > 0,35
Коэффициент дотационности региона < 0,52
Качество финансового менеджмента Коэффициент роста инвестиций в общем объеме расходов бюджета > 1
Коэффициент инвестиционной активности экономики < 0,2
Социально-экономические потребности населения Коэффициент роста объема финансовых ресурсов на обеспечение социальной политики > 1
Экономический рост Коэффициент бюджетной результативности региона Не менее 62 тыс. руб./чел
Интегральный показатель бюджетно-налоговой безопасности региона рассчитывается как корень п- ной степени из произведений уровня фактических значений коэффициентов к пороговым значениям.
Данная система содержит ряд индикаторов, каждому из них присваиваются количественные балльные значения (от 1 до 4), характерные для
четырёх опредёленных состояний бюджетно-налоговой безопасности: 4 - абсолютная безопасность; 3 - относительная безопасность; 2 - относительная опасность; 1 - повышенная (критическая) опасность.
В таблице 2 представлена оценка состояния бюджетно-налоговой безопасности региона.
Таблица 2
Оценка состояния бюджетно-налоговой безопасности региона.
Значение интегрального показателя более 1,2 от 1,2 до 1, 0 от 1,0 до 0,8 менее 0,8
Состояние бюджетно-налоговой безопасности Абсолютная безопасность Относительная безопасность Относительная опасность Повышенная (критическая) опасность
Для оценки состояния бюджетно-налоговой безопасности региона необходимо определить совокупный нормированный коэффициент эффективности управления капиталом региона и сравнить его с нормативным (пороговым) значением. Данная оценка позволить отнести регион к определенной группе регионов с высокой, удовлетворительной, низкой и критической бюджетной безопасностью [4; 5].
Бюджетно-безопасный регион - это регион, у которого значение коэффициента эффективности управления капиталом больше (или равно) значения нормативного совокупного коэффициента эффективности управления капиталом для группы регионов, которые имеют бюджетно-без-опасное состояние [6; 7].
Следует отметить, что фактические показатели, обычно, ниже нормативного значения коэффициента, и чем больше между ними разница, тем меньше числовое значение показателя бюджетно-налоговой безопасности, который находится в интервале от 0 до 100 %. Этот метод дает возможность оценивать результаты деятельности регионов, а также тенденции и процессы развития бюджетной системы региона и страны в целом.
Таким образом, функционирование региональных бюджетно-налоговых систем требует тщательного анализа и исследования. Оценки бюджетно-налоговой безопасности региона должны служить основой для разработки управленческих решений в бюджетной сфере в целях повышения уровня бюджетно-налоговой безопасности региона [8].
Рисунок 1 - Картотека состояний бюджетно-налоговой безопасности региона:
4 - абсолютная безопасность; 3 - относительная безопасность; 2 - относительная опасность; 1 - повышенная (критическая) опасность.
Литература:
1. Боровикова Е.В. Теоретико-методологические положения по организации бюджетного менеджмента / Е.В. Боровикова // Финансы и кредит. 2019. № 11(215). С. 38-42.
2. Литвинцева Т.В. Направления изменений российской налоговой системы с учетом социальной направленности / Т.В. Литвинцева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.
2018. № 32. С. 78-85.
3. Дубров А.М. Многомерные статистические методы и основы эконометрики : учебное пособие / А.М. Дубров, В.С. Мхитарян, Л.И. Трошин; Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М. : МЭСИ, 2019. 79 с.
4. Изотова Г.С. Методы обеспечения безопасности бюджетной системы региона : дисканд. экон. наук : 08.00.10. СПб., 2019 186 с.
5. Крохина Ю.А. Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры. 5-е изд. / Ю.А. Крохина; Пер. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2018. 328 с.
6. Лыщикова Ю.В. Финансовый потенциал территории в контексте капитализации региональной экономики / Ю.В. Лыщикова // Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества: Материалы II международной научно-практической конференции. Белгород, 2019. С. 63-67.
7. Султанов Г.С. Приоритетные направления бюджетно-налоговой политики / Г.С. Султанов // Актуальные вопросы современной экономики.
2019. № 3. С. 111-112.
Literature:
1. Borovikova E.V. Theoretical and methodological provisions on the organization of budget management / E.V. Borovikova // Finance and Credit. 2019. № 11(215). P. 38-42.
2. Litvintseva T. V. Directions of changes in the Russian tax system taking into account the social orientation / T.V. Litvintseva // National interests: priorities and security. 2018. № 32. P. 78-85.
3. DubrovA.M. Multidimensional statistical methods and fundamentals of econometrics : textbook / A.M. Dubrov, V.S. Mkhitaryan, L.I. Troshin Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics. M. : MESI, 2019. 79 p.
4. Izotova G.S. Methods of ensuring the security of the budget system of the region : Diskand. ekon. nauk: 08.00.10. SPb., 2019 186 p.
5. Krokhina Yu.A. Budget law of Russia: a textbook for undergraduate and graduate studies. 5th ed. / Yu.A. Krokhina; Trans. and add. M. : Yurayt Publishing House, 2018. 328 p.
6. Lyshchikova Yu.V. The financial potential of the territory in the context of the capitalization of the regional economy / Yu.V. Lyshchikova // Current problems of the economy in the context of modern society reform: Materials of the II International scientific and practical conference. Belgorod, 2019. P. 63-67.
7. SultanovG.S. Priority directions of budget and tax policy / G.S. Sultanov // Actual issues of modern economy. 2019. № 3. P. 111-112.
8. Никулина Е.В. Интегральная оценка развития социально-экономических систем региона : в 2 ч. / Е.В. Никулина; Под научной редакцией доцента Е.В. Никулиной // Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества. Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. Ч. 1. С. 11-20.
8. Nikulina E. V. Integral assessment of the development of the socio-economic systems of the region : in 2 vol. / E.V. Nikulina; Under the scientific editorship of Associate Professor E.V. Nikulina // Current problems of economics in the conditions of reform of modern society. Belgorod: Publishing House «Belgorod» NIU «BelSU», 2015. Part 1. P. 11-20.