Научная статья на тему 'Оценка функциональных показателей физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ г. Махачкала'

Оценка функциональных показателей физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ г. Махачкала Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Магомедов А.М., Каялов Б.М.

В статье представлены результаты научного исследования состояние физической подготовленности школьников г.Махачкала республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Магомедов А.М., Каялов Б.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка функциональных показателей физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ г. Махачкала»

36

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

6. Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 3-27.

7. Фанталова Е.Б. Психометрическое исследование показателей методики «Уровень соотношения "ценности" и "доступности"» // Журнал практикующего психолога. - 2010. - Вып. 17. - С. 175-201.

8. Фишер А.Е. Круг чтения московских подростков [Электронный ресурс]/ / Электронный научный журнал APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - № 1. - Режим доступа: http://apriori-journal.ru/seria1/1-2016/Fi-sher.pdf.

9. Франкл В. Экзистенциальный вакуум // Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. - СПб.: Речь. 2000. - С. 193-195.

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Г. МАХАЧКАЛА

© Магомедов А.М.*, Каялов Б.М.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала Дагестанская государственная медицинская академия, г. Махачкала

В статье представлены результаты научного исследования состояние физической подготовленности школьников г.Махачкала республики Дагестан.

Ключевые слова современное состояние здоровья детей, физическая подготовленность.

Введение

Сегодня большинство школ пытается отойти от традиционной системы, частично изменяя формы и содержание образовательного процесса. Появление образовательных учреждений нового типа вызвано стремлением социума к преодолению единообразия, целенаправленной ориентации на потребности интересов населения. Происходит переход к инновационному типу образовательного процесса, новым педагогическим технологиям и новому содержанию учебной и воспитательной работы (В.К. Бальсевич, 2000).

Становится очевидным, что сегодня необходим и научный взгляд на деятельность образовательных учреждений не только с точки зрения решения задач обучения, но и целенаправленного воспитания здорового поколения (В.А. Кикотя, И.С. Барчукова, 2007).

* Доцент кафедры «Спортивно-педагогических дисциплин» ИФКиС «ДГПУ», к.п.н., доцент.

* Старший преподаватель ДГМА.

Педагогика и психология

37

Признаки, характеризующие физическое развитие человека поддаются качественному и количественному учету и одновременно являются признаками динамическими, то есть изменчивыми, определяя специфические особенности морфологии на различных этапах его жизни.

Изучение закономерностей роста и развития детей и подростков необходимо для характеристики соматических особенностей, групповых и индивидуальных, и как система знаний о многообразии физических свойств человека.

На необходимость знания возрастных особенностей физического развития и физической подготовленности детей подчеркивали авторы (В.К. Баль-севич, 2000; И.Т. Лисовская, 2005; Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, 2009; Е.А. Лисовская, 2006 и др.).

В складывающейся ситуации вопрос формирования, сохранения и укрепления здоровья ребенка, начиная с самых ранних этапов его жизни, приобретает особую актуальность. Сегодня существует насущная необходимость в научно обоснованных подходах выявления проблем в физической культуре школьников и поиски путей их решения.

Нами предполагалось, что анализ и обобщение результатов знаний физическими упражнениями, контроль подготовленности и физического развития детей, педагогическое руководство их двигательной деятельностью на разных этапах развития ребенка, а так же учет региональных особенностей организацией занятий физическими упражнениями позволит теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных школах города Махачкала.

С этой целью нами в течение 2013-2014 гг. были проведены исследования физического развития и физической подготовленности детей общеобразовательных школ №№ 26, 22, 18, 31, 38, 39, 42, 52, и в 4 школе-интернат г. Махачкала.

Таблица 1

Развитие показателей бега за 10 секунд у мальчиков 6-18 лет общеобразовательных школ г. Махачкала

Возраст (лет) Количество(чел) М(м) ± о(м) Mmax (м) Mmin (м)

6 214 49,0 2,0 52,0 47,0

7 311 49,7 1,5 53,0 48,0

8 950 50,8 2,5 55,0 49,0

9 311 52,0 2,0 57,0 50,0

10 952 56,0 4,7 62,0 51,0

11 984 60,0 2,8 62,0 50,0

12 972 61,5 3,5 67,0 58,0

13 412 62,7 3,5 70,0 57,0

14 411 65,5 7,5 71,0 57,0

15 586 69,7 2,5 77,0 63,0

16 809 72,0 4,0 80,0 65,0

17 419 74,0 4,0 80,0 68,0

18 713 74,0 11,0 86,0 67,0

38

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Таблица 2

Развитие показателей бега за 10 секунд у девочек 6-18 лет общеобразовательных школ г. Махачкала

Возраст (лег) Количество(чел) М(м) ±о(м) М max (м) M min (м)

6 216 46,0 2,4 48,0 42,0

7 412 47,6 0,6 49,0 47,0

8 983 48,7 1,4 50,0 46,0

9 711 50,0 0,9 52,0 49,0

10 512 50,2 1,2 52,0 48,0

11 610 52,0 1,3 54,0 50,0

12 717 53,3 1,9 57,0 50,0

13 415 56,0 2,3 60,0 52,0

14 813 59,0 3,4 64,0 52,0

15 942 61,0 1,5 65,0 60,0

16 818 63,0 2,3 69,0 60,0

17 406 64,2 1,6 67,0 62,0

18 753 63,6 3,4 68,0 60,0

Таблица 3

Развитие показателей бега за 6 минут у мальчиков 6-18 лет общеобразовательных школ г. Махачкала

Возраст (лет) Количество (чел) М(м) ± о(м) Mmax (м) Mmin (м)

6 243 600,0

7 415 633,0 28,0 700,0 600,0

8 717 730,0 71,0 860,0 600,0

9 821 780,0 79,0 950,0 650,0

10 711 830,0 81,0 1100,0 850,0

11 516 1095,0 200,0 1600,0 850,0

12 984 1200,0 160,0 1500,0 910,0

13 902 1300,0 130,0 1500,0 1000,0

14 413 1450,0 230,0 2000,0 1200,0

15 851 1520,0 94,0 1750,0 1380,0

16 992 1770,0 240,0 2100,0 1200,0

17 493 1800,0 100,0 2000,0 1650,0

18 314 1700,0 295,0 2000,0 1500,0

Таблица 4

Развитие показателей бега за 6 минут у девочек 6-18 лет общеобразовательных школ г. Махачкала

Возраст (лет) Количество (чел) М(м) ± о(м) Mmax (м) Mmin (м)

6 462 490,0 19,0 500,0 450,0

7 214 500,0 29,0 550,0 450,0

8 711 520,0 67,0 700,0 480,0

9 416 624,0 67,0 720,0 480,0

10 136 705,0 53,0 780,0 600,0

11 303 830,0 100,0 1000,0 650,0

12 421 910,0 31,0 1000,0 880,0

Педагогика и психология

39

Окончание табл. 4

Возраст (лет) Количество (чел) М(м) ± о(м) Mmax (м) Mmin (м)

13 315 920,0 34,0 1000,0 880,0

14 941 1040,0 87,0 1200,0 900,0

15 744 1120,0 100,0 1400,0 1000,0

16 848 1230,0 88,0 1400,0 1100,0

17 406 1230,0 97,0 1400,0 1100,0

18 275 1200,0 21,0 1200,0 1150,0

Таблица 5

Развитие показателей прыжка в длину с места у мальчиков 6-18 лет общеобразовательных школ г. Махачкала

Возраст (лет) Количество(чел) М(м) ± о(м) Mmax (м) Mmin (м)

6 214 110,0 2,4 110,0 105,0

7 211 111,2 6,3 120,0 100,0

8 312 136,0 16,0 173,0 120,0

9 518 142,0 13,0 175,0 125,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 399 143,0 10,0 178,0 148,0

11 315 168,0 6,0 178,0 157,0

12 217 179,0 13,0 210,0 163,0

13 420 181,0 9,0 200,0 165,0

14 315 193,0 14,0 220,0 170,0

15 285 210,0 14,0 237,0 1800,

16 249 220,0 19,0 260,0 185,0

17 299 225,0 10,0 240,0 210,0

18 214 240,0 11,0 250,0 230,0

Таблица 6

Развитие показателей прыжка в длину с места у девочек 6-18 лет общеобразовательных школ г. Махачкала

Возраст (лет) Количество(чел) М(м) ± о(м) Mmax (м) Mmin (м)

6 262 105,0 5,9 115,0 100,0

7 212 113,0 6,0 120,0 100,0

8 411 118,0 9,0 130,0 100,0

9 516 122,0 8,0 145,0 105,0

10 497 139,0 12,0 156,0 120,0

11 312 145,0 7,0 160,0 135,0

12 323 147,0 12,0 178,0 129,0

13 714 166,0 6,0 178,0 155,0

14 313 173,0 14,0 200,0 150,0

15 394 173,5 10,0 185,0 149,0

16 581 179,0 17,0 198,0 130,0

17 403 179,0 6,8 190,0 169,0

18 215 178,8 12,0 190,0 162,0

40

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Таблица 7

Развитие показателей подтягивания на высокой перекладине у мальчиков 6-18 лет общеобразовательных школ г. Махачкала

Возраст Количество М ± а М тах M min

(лет) (чел) (кол-во раз) (кол-во раз) (кол-во раз) (кол-во раз)

6 246 3,0 1,5 4,0 1,0

7 215 3,3 1,7 7,0 1,0

8 317 2,5 0,8 4,0 1,0

9 221 6,8 1,6 7,0 10,

10 311 5,2 1,5 7,0 2,0

11 716 5,7 2,8 17,0 2,0

12 318 5,2 1,4 7,0 2,0

13 220 6,0 3,0 1,0 12,0

14 313 7,2 3,0 14,0 4,0

15 485 8,6 4,8 25,0 6,0

16 379 11,0 5,4 25,0 5,0

17 219 11,2 11,0 35,0 2,0

18 314 8,0 5,3 13,0 4,0

Таблица 8

Развитие показателей сгибания и разгибания рук в упоре лежа у девочек 6-18 лет общеобразовательных школ г. Махачкала

Возраст (лет) Количество(чел) М(м) ± о(м) Mmax (м) Mmin (м)

6 268 3,5 1,9 6,0 1,0

7 414 4,4 2,3 10,0 2,0

8 312 3,0 2,0 8,0 1,0

9 216 3,0 2,5 10,0 1,0

10 393 3,7 1,8 7,0 1,0

11 413 4,7 1,8 8,0 2,0

12 321 5,6 5,0 20,0 1,0

13 415 6,4 2,8 12,0 2,0

14 394 6,8 3,2 13,0 2,0

15 284 6,8 3,4 13,0 2,0

16 374 7,7 3,0 15,0 4,0

17 260 5,3 2,9 10,0 1,0

18 215 5,2 3,0 10,0 3,0

Нарастание с возрастом физической массы является главным условием увеличения силовых возможностей учащихся.

Показатели ручной динамометрии были на наш взгляд более информативны в характеристике силовых возможностей. В то же время в каждой отдельной возрастной группе этот показатель в течение учебного года увеличивается статистически не достоверно.

Таким образом, мы перешли к выводу, что силовые возможности в период полового созревания увеличивается независимо от занятий спортом, причем особенно это заметно у 8-9-тилетних учащихся, но это увеличение оказалось статистически недостоверным.

Педагогика и психология

41

Максимальный годичный прирост сил мышц правой и левой кисти приходится у мальчиков (соответственно 1.70, 1.89 кг.), а у девочек 10-11 лет (соответственно 2.1, 1.26 кг). Средний показатель силы правой кисти увеличивается у мальчиков от 6.80 кг до 10.67 кг, а у девочек от 5.36 кг до 9.53 кг.

Максимальные увеличения силы кисти правой и левой руки у мальчиков приходятся на возраст 8-9 лет (соответственно 1.80 кг и 1.89 кг), а у девочек на возраст 10-11 лет (соответственно 2.4 кг и 1.28 кг).

Максимальный годичный прирост силы мышц правой и левой кисти приходится у мальчиков в 8-9 лет (соответственно 1.80 и 1,99 кг), а у девочек 1011 лет (соответственно 2.4 и 1.22 кг). При разработке показателей физического развития, мы учитывали критерий территориальности, а также разницу в дали возможность для разработки новых стандартов и проведения анализа показателей соматического развития детей младшего школьного возраста.

Скоростные возможности оценивались по данным бега на 30 м. были выявлены такие особенности: быстрота у учащихся средних классов г. Махачкалы имеют более высокие результаты по сравнению с детьми сельской местности.

Результаты выполнения теста «шестиминутный бег», по которым оценивался уровень развития выносливости школьников среди всех испытуемых школьников обоего пола лучшие показатели имеют учащиеся старших классов.

Список литературы:

1. Бальсевич В.К. Отнокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 275 с.

2. Гуняди Б.К., Бачнюк К.А. Физическая подготовленность младших школьников Прикарпатья: Тезисы научн. практ. конференции / Б.К. Гуняди. -Томск, 2006. - С. 9-10.

3. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека / Э.М. Казин и др. - М: ВЛАДОС, 2009. - 192 с.

4. Котелевская Н.Б. Дифференцированная методика физического воспитания дошкольников с учетом закономерностей возрастной эволюции: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Б. Котелевская. - СПб., 2009. - 24 с.

5. Лисина Е.А. Формирование физического здоровья школьников в контексте современных требований к организации ДОУ // Физическая культура и спорт в системе воспитания юных петербуржцев. Материалы научно-практической конференции / Е.А. Лисина. - СПб.: ЦПИ, 2006 - С. 15-17.

6. Лисовская И.Г., Аксельрод А.Е. Оценка состояния нервно-мышечного аппарата и ее использование при употреблении процессов скоростно-силовой подготовки спортсменов / И.Г. Лисовская и другие // Теория и практика физической культуры. - М., 2005. - № 10. - С. 25-27.

7. Кикотя В.А., Барчукова И.С. Физическая культура и физическая подготовка / В.А. Кикотя и И.С. Барчукова. - М., 2007. - С. 429.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.