КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО состояния ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.В. Лимаренко, А.В. Гришин*
Филиал ИГПУ, г. Усть-Илимск СГПУ*, г. Екатеринбург
В статье представлен мониторинг успешности образовательного процесса по физическому воспитанию.
В настоящее время идея качества образования не только декларируется, но и активно реализуется, подтверждается мерами, принимаемыми государственными органами управления образованием, ростом числа исследований и публикаций по данной проблематике, реальными шагами ряда школ по внедрению систем качества, применению аппарата и достижений квалиметрии дня оценки качества педагогических объектов и процессов, участием школ в конкурсах по качеству с проведением самообследования по соответствующим критериям. На наш взгляд, при определенности подходов к решению, проблема качества образования еще недостаточно раскрыта. В частности, не разработаны критерии физкультурного образования, как основного, так и дополнительного.
Задачи получения информации обратной связи, связанные с проблемой контроля, а также соотнесения реально полученных результатов образовательного процесса планировавшимися с проблемой оценки, объединяются в образовательной технологии процедурным комплексом, который принято называть мониторингом.
В нашей статье мы имеем в виду мониторинг успешности образовательного процесса по физическому воспитанию. На первом этапе мониторинга - комплексный контроль физического состояния детей и подростков, который мы рассматриваем как один из видов критерия качества физкультурного образования. Содержание дан-
ного критерия определяется представленной ниже системой контроля.
Комплексный контроль физического состояния включал в себя медико-биологическое обследование: изучение физического развития, функционального состояния, двигательной подготовленности, людей проживающих в регионе, приравненном к районам Крайнего Севера, на территории Нижнеилимского района Иркутской области.
Было обследовано 576 детей и подростков, получающих дополнительное физкультурное образование в муниципальном учреждении дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр» (ДОО (П)Ц).
Результаты исследования обработаны с помощью прикладной компьютерной программы.
Уровень физического развития детей определялся по показателям длины тела (см), массы тела (кг), обхвата грудной клетки (см), жизненной емкости легких (см).
Обследование производилось по общепринятой унифицированной методике с использованием стандартных измерительных инструментов. Были рассчитаны некоторые статистические параметры показателей физического развития: X ± ш - среднее арифметическое и стандартная ошибка среднего арифметического, а - стандартное отклонение, V % - коэффициент изменчивости (вариативности) показателей (табл. 1-3).
Таблица 1
Соматический признак Возраст Пол Кол-во Показатели
Х±т 0 У%
Длина тела, см 7 лет М 6 115,17 ±3,47 8,50 7,38
8 лет М 2 115,50 ±5,50 7,78 6,73
9 лет М 4 124,50 ± 1,85 3,70 2,97
10 лет М 12 139,75 ±2,16 7,50 5,36
Ж 4 138,25 ±6,57 13,15 9,51
Масса тела, кг 7 лет М 6 20,67 ± 0,67 1,63 7,90
8 лет м 2 21,00 ±1,00 1,41 6,73
9 лет м 4 26,75 ± 1,38 2,75 10,29
10 лет м 12 32,58 ±1,51 5,23 16,05
ж 4 33,00 ±4,26 8,52 25,83
Окончание табл.1
Окружность грудной клетки, см 7 лет М 6 57,33 + 0,95 2,34 4,08
8 лет М 2 59,00 ± 1,00 1,41 2,40
9 лет М 4 59,50 ± 0,96 1,91 3,22
10 лет М 12 63,58 ±1,73 6,01 9,45
ж 4 60,25 ± 8,63 17,25 28,63
Жизненная емкость легких, см3 7 лет м 6 1150,00 ±56,27 137,84 11,99
8 лет м 2 1500,00 ±50,00 707,11 47,14
9 лет м 4 1350,00 ± 95,74 191,49 14,18
10 лет м 12 1891,67 ±113,79 394,18 20,84
ж 4 1850,00 ±184,84 369,68 19,98
Таблица 2
Показатели физического развития детей среднего школьного возраста, занимающихся в ДОО(П)Ц г. Железногорска
Соматический признак Возраст Пол Кол-во Показатели
X ± т ст У%
Длина тела, см 11 лет М 11 139,45 ±1,48 4,91 3,52
Ж 7 149,00 ±4,14 10,95 7,35
12 лет М 16 148,81 ±2,32 9,28 6,23
Ж 12 153,67 ± 3,04 10,57 6,86
13 лет м 25 153,36 ±2,45 12,23 7,97
ж 24 157,63 ±1,66 8,12 5,15
14 лет м 20 160,65 ± 1,74 7,78 4,84
ж 29 161,21 ±1,05 5,66 3,51
Масса тела, кг 11 лет м 11 32,36 ± 1,22 4,06 12,53
ж 7 34,29 ±2,91 7,70 22,45
12 лет м 16 39,88 ±2,14 8,58 21,51
ж 12 41,08 ±2,58 8,95 21,78
13 лет м 25 42,88 ±1,65 8,25 19,25
ж 24 44,35 ± 1,80 8,81 19,88
14 лет м 20 47,55 ±1,58 7,08 14,89
ж 29 52,07 ± 1,54 8,27 15,88
Окружность грудной клетки, см 11 лет м 11 61,82 ±1,44 4,79 7,75
ж 7 61,86 ±2,55 6,74 10,9
12 лет м 16 67,94 ±2,11 8,45 12,44
ж 12 66,00 ± 1,64 5,69 8,62
13 лет м 25 69,20 ±0,95 4,73 6,83
ж 24 69,27 ± 2,59 12,70 18,34
14 лет м 20 71,60 ±1,26 5,62 7,85
ж 29 72,45 ±2,24 12,07 16,67
Жизненная емкость легких, см3 11 лет м 11 1845,45 ±93,77 311,01 16,85
ж 7 1742,86 ± 165,99 439,16 25,2
12 лет м 16 2318,75 ±153,36 613,43 26,46
ж 12 2300,00 ± 146,68 508,12 22,09
13 лет м 25 2740,00 ±301,28 506,38 54,98
ж 24 2445,83 ± 123,21 603,60 24,68
1 Л м 20 2945,00 ± 134,26 600,42 20,39
ж 29 2744,83 ± 102,5 552,00 20,11
Таблица 3
Показатели физического развития детей старшего школьного возраста, занимающихся в ДОО(П)Ц г. Железногорска
Соматический признак Возраст Пол Кол-во Показатели
Х±ш с V%
Длина тела, см 15 лет м 36 167,86 ±1,34 8,07 4,81
ж 39 163,00 ± 0,79 4,96 3,04
16 лет М 22 168,05 ±2,35 11,04 6,57
Ж 26 163,54 ± 1,29 6,56 4,01
17 лет М 10 173,70 ±2,11 6,68 3,85
Ж 24 165,17 ±1,64 8,03 4,86
Масса тела, кг 15 лет М 36 55,50 ± 1,50 9,00 16,22
Ж 39 54,75 ±0,91 5,67 10,35
16 лет м 22 60,91 ±2,98 13,97 22,93
ж 26 56,79 ±2,15 10,97 19,32
17 лет м 10 65,90 ±3,55 11,23 17,04
ж 24 54,17 ±1,32 6,45 11,91
Окружность грудной клетки, см 15 лет м 36 77,76 ± 1,17 7,05 9,07
ж 39 95,79 ± 17,17 17,20 11,9
16 лет м 22 82,27 ± 3,59 16,85 20,48
ж 26 77,71 ± 1,89 9,63 12,39
17 лет м 10 89,00 ±3,60 11,37 12,78
ж 24 77,13 ± 1,33 6,50 8,42
Жизненная емкость легких, см3 15 лет м 36 3156,11 ±106,38 638,28 20,22
ж 39 2533,33 ±63,13 394,26 15,56
16 лет м 22 3420,45 ± 114,09 535,11 15,64
ж 16 2634,62 ±111,35 567,76 21,55
17 лет м 10 3660,00 ± 198,44 627,52 17,15
ж 24 2666,67 ± 89,21 437,05 16,39
В ходе анализа полученных результатов выявлена различная вариативность изучаемых показателей, дающая представление об уровне относительной изменчивости результатов тестов внутри группы испытуемых.
В результате исследования у детей 7-9 лет обоего пола выявлен уровень физического развития по показателям длины тела ниже среднего и низкий по сравнению с детьми Европейской части России. У мальчиков и девочек 10 лет определен средний уровень физического развития по данному признаку. У подростков среднего и старшего школьного возраста по показателям длины тела установлен средний уровень физического развития.
Показатели уровня физического развития по массе тела у детей 7-9 лет определены как ниже среднего, у 10-летних - средние. Также средний уровень развития по данному соматическому признаку имеют учащиеся 11-17 лет.
Полученные нами данные окружности грудной клетки (ОГК) у детей младшей возрастной группы характерны для низкого и ниже среднего уровня физического развития. У мальчиков и девочек средней возрастной группы показатели ОГК выявлены низкие и ниже среднего, исключение составили мальчики 14 лет, имеющие по данному признаку средний уровень физического развития.
Девушки и юноши старшего школьного возраста в основном имеют уровень физического развития по показателям ОГК ниже среднего и средний. Исключение составили девушки 15 лет, у них данный соматический признак определен как очень высокий.
Уровень физического развития ниже среднего по показателю жизненной емкости легких выявлен во всех возрастно-половых группах. У мальчиков установлено превосходство над девочками по данному соматическому показателю.
При оценке гармоничности физического развития детей и подростков с помощью центильных закономерностей соотношений между массой тела, длиной тела и обхватом грудной клетки были получены следующие результаты (табл. 4).
Оценка гармоничности физического развития обследуемого контингента детей позволяет заключить, что отставания в развитии длины тела, грудной клетки являются главной причиной дисгармоничности физического развития. Дисгармоничность физического развития у обследуемых женского пола выражена ярче, чем у мужчин. Оценка физического развития свидетельствует об уровне и эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий в ДОО(П)Ц и отражает влияние многочисленных факторов внешней и внутренней среды на организм человека.
Таблица 4
Оценка гармоничности физического развития детей и подростков, занимающихся в ДОО(П)Ц г. Железногорска __________________________________(в % к общему числу обследованных)____________________________________
Возраст Пол Кол-во Оценка гармоничности физического развития
гармонич. дисгармонич. резко дисгармонич.
7 Д - - -
лет М 7 71,4 14.3 14,3
8 Д - - -
лет м 2 100,0 - -
9 д - -
лет м 5 60,0 40.0 -
10 лет Д 9 33,4 33,3 33,3
м 17 41,2 23,5 35,3
11 лет Д 5 - 60,0 40,0
м 7 28,6 71,4
12 лет Д 17 35,3 11.8 52,9
м 18 44,4 27,8 27,8
13 лет Д 25 52,0 28,0 20,0
м 21 52,4 14,3 33,3
14 лет Д 33 54,5 30,3 15,2
м 21 76,2 19,0 4,8
15 лет Д 40 65,0 • 22,5 12,5
м 34 50,0 35,3 14,7
16 лет Д 25 52,0 16,0 32,0
м 19 42,1 42,4 15,8
17 лет Д 15 33,4 33,3 33,3
м 6 16,7 33,3 50,0
В процессе развития ребенка во всех его органах и системах происходит ряд существенных морфофункциональных изменений (Н.Я. Прокопьев с соавт., 2000). Для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека на этапах онтогенеза большую функциональную нагрузку выполняют сердечно-сосудистая, дыхательная системы. Оценка и контроль функционального состояния учащихся должны быть составной частью учебно-тренировочного процесса, и особенно это необходимо в климато-географических условиях Крайнего Севера, так как в системах возникают глубокие приспособительные изменения. Данные изменения указывают на значительные различия функционального состояния детей северян от сверстников, проживающих в других регионах (О.В. Лимарен-ко, 2001).
Исследование функционального состояния детей и подростков, занимающихся в ДОО(П)Ц осуществлялась нами с помощью функциональных проб (теста Руфье, вегетативного индекса Кердо (ВИК)). Так же рассчитывался адаптационный потенциал по P.M. Баевскому (1979) и определялась группа здоровья.
При решении вопроса о допустимой физической нагрузке на учебно-тренировочных занятиях решающее значение имеет функциональное состояние кардиореспираторного аппарата. Отсутствие четкого представления о границах резервных возможностей этой системы является, с одной сто-
роны, препятствием к достижению наибольшего эффекта от применения физических упражнений из-за невозможности их индивидуализации, а с другой - может привести к различным нарушениям кардиореспираторной системы из-за несоответствия величины физической нагрузки адаптационным возможностям детского организма. При исследовании физической работоспособности с помощью индекса Руфье у детей и подростков зарегистрированы следующие результаты (табл. 5).
Анализ оценки индекса Руфье позволил установить, что у девочек и мальчиков младшего школьного возраста доминировали показатели, указывающие на плохую и удовлетворительную физическую работоспособность.
У занимающихся среднего школьного возраста в показателях оценки индекса Руфье замечены подвижки в сторону улучшения.
В частности у мальчиков показатели оценок, указывающие на хорошую физическую работоспособность, выше, чем у их сверстниц. Процент средних оценок физической работоспособности выше у девочек.
У старших занимающихся оценка индекса Руфье характеризуется как плохая и удовлетворительная.
Среди занимающихся в ДОО(П)Ц г. Железногорска детей и подростков не зарегистрировано девочек и мальчиков с высокой физической работоспособностью.
Таблица 5
Возраст Пол Общее кол-во обследованных Оценка индекса Руфье в %
Плохая (15 и выше) удовл. (14-10) Средняя (9-7) Хорошая (6-4) Высокая (3 и меньше)
7 лет М 7 100 - — —
Ж 1 - - 100,0 — —
8 лет М 2 100,0 - — _ -
9 лет М 5 100,0 — — —
Ж 2 50,0 50,0 — - —
10 лет М 18 5,5 89,0 5,5 —
Ж 9 11,1 66,7 22,2 — -
И лет М 7 85,7 14,3 - - -
Ж 5 100,0 - - — —
12 лет М 18 44,4 55,6 — — —
Ж 17 35,3 64,7 - — —
13 лет м 23 30,5 65,2 4,3 - -
ж 23 65,2 26,1 8,7 —
14 лет м 22 45,5 27,3 13,6 13,6 -
ж 34 70,6 23,5 2,9 3,0 -
15 лет м 33 63,6 27,3 9,1 - -
ж 41 85,4 9,7 4,9 — -
16 лет м 19 78,9 15,8 5,3 - -
ж 24 70,8 12,5 16,7 - —
17 лет м 5 100,0 - — - —
ж 16 56,3 31,2 12,5 - -
Определение основных показателей гемодинамики - частоты сердечных сокращений и артериального давления позволило вычислить ВИК (табл. 6). Указанный индекс оценивает баланс влияний симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы в регуля-
ции деятельности сердечно-сосудистой системы. Данный индекс позволяет проводить оценку как состояния целостного организма, так и вегетативной нервной системы, отражает степень приспособления организма к окружающим условиям (Н.Я. Прокопьев, В.М. Чимаров, 2003).
Показатели ВИК детей 7-17 лет, занимающихся в ДОО(П)Ц г. Железногорска
Таблица 6
Возраст Пол Общее кол-во Оценка ВИК в %
обследованных симпатическая парасимпатическая равновесие
7 лет м 7 100,0 - —
ж 1 100,0 — —
8 лет М 2 100,0 - -
9 лет м 5 100,0 - -
ж 2 100,0 — -
10 лет м 18 94,4 5,6 -
ж 9 88,9 11,1 -
11 лет м 7 100,0
ж 5 80,0 20.0
12 лет м 18 77,8 18,0 11.1
ж 17 100,0 — -
13 лет м 23 100,0 - -
ж 23 87,0 8,7 4,3
14 лет м 22 86,4 13,6 -
ж 34 70,6 23,5 5,9
15 лет м 33 54,5 30,3 15,2
ж 41 63,4 34,2 2,4
16 лет м 19 68,4 26,3 5,3
ж 24 66,7 29,1 4,2
17 лет м 5 40,0 60,0 —
ж 16 81,2 18,8 -
Равновесие симпатического и парасимпатического тонусов, характерного для здоровых, адаптированных к климату людей, с величиной мини мального артериального давления численно равного величине пульса, а также равновесие состояния вегетативной нервной системы выявлено: у мальчиков 12 лет - 11,1 % случаев; у девочек 13 лет -4,3 % случаев; у девушек 14 лет - 5,9 % случаев; у пятнадцатилетних юношей - 15,2 %, у девушек этого же возраста - 2,4 % случаев; у шестнадцатилетних юношей - 5,3 %, у их сверстниц - 4,2 % случаев. У остальных детей и подростков подобного равновесия показателя ВИК не наблюдалось.
У большинства занимающихся детей 7-17 лет выявлено положительное отклонение ВИК, что свидетельствует о сдвиге равновесия в симпатическую сторону и рассматривается как показатель нарушения адаптационных механизмов. Сдвиг вегетативного тонуса в симпатическую сторону сопровождается понижением артериального давления, учащением частоты сердечных сокращений, свидетельствует об усилении процессов катаболизма (что соответствует диссимиля-
Показатели адаптационного потенциала детей 7-1
ции, направлен на распад органических веществ -составных частей клеток и тканей), характерного для напряженного функционирования и расходования резерва организма.
Также установлен ВИК отрицательный - парасимпатическое преобладание, указывающие на сдвиг равновесия, но в более благоприятном, анаболическом варианте метаболизма (соответствует ассимиляции - образованию органических веществ) и более экономичном режиме функционирования организма ребенка.
Приспособление организма человека или отдельных его систем к условиям внешней среды, величине и характеру физической нагрузки характеризуется показателями адаптационного потенциала.
Анализ адаптационного потенциала детей и подростков проводился по индивидуальным величинам, которые согласно критериям Р.М. Баевского (1979) распределены по 4 степеням: до 1,7 баллов - хорошая; до 2 баллов - удовлетворительная; до 3 баллов - напряжение механизмов адаптации; более 3 баллов - срыв адаптации (табл. 7).
Таблица 7
Возраст Пол Общее кол-во обследованных Оценка адаптационного потенциала в %
хорошая удовлетворительная напряженная срыв
7 лет М 7 71,4 28,6 — -
Ж 1 100,0 - - -
8 лет м 2 100,0 - - -
9 лет м 5 60,0 40,0 - -
ж 2 50,0 50,0 - -
10 лет м 18 72,2 27,8 -
ж 9 88,9 11,1 -
11 лет м 7 42,9 42,8 14.2 -
ж 5 60,0 40,0 - -
12 лет м 18 44,4 38,9 16,7 -
ж 17 29,4 58,8 11,8 -
13 лет м 23 65,2 21,7 13,1 -
ж 23 34,8 60,9 4,3 -
14 лет м 22 13,6 50,0 36,4 -
ж 34 26,5 41,2 32,3 -
15 лет м 33 21,2 30,3 48,5 -
ж 41 12,2 53,7 34,1 -
16 лет м 19 - 36,8 73,7 -
ж 24 29,2 45,8 25,0 -
17 лет м 5 - 20,0 80,0 -
ж 16 50,0 18,7 31,3 -
У исследуемого контингента детей и подростков не выявлено срыва механизмов адаптации. Занимающиеся младшего школьного возраста в основном имеют «хороший» адаптационный потенциал. У мальчиков семи лет (28,6 % случаев), девочек и мальчиков 9-10 лет (соответственно 50 % и 40 %; 11,1 % и 27,8 %) выявлена оценка «удовлетворительная» адаптационного потенциала.
Напряжения механизмов адаптации и срыва в данном возрасте не выявлено.
У занимающихся среднего школьного возраста доминируют показатели оценки адаптационного потенциала «хорошие» и «удовлетворительные». Выявлены случаи напряжения механизмов адаптации у мальчиков 11 лет - 14,2 %, в 12 лет у мальчиков -16,7 % и у девочек - 11,8 %, в 13 лет у мальчиков -
1-3,1 % и у девочек - 4,3 %, у 14-летних подростков мужского пола - 36,4 % и женского - 32,3 %.
У занимающихся юношей 16 и 17 лет доминирует оценка «напряжение механизмов адаптации» в 73,7 % и 80 % случаев соответственно.
У остальных юношей этого возраста оценка адаптационного потенциала «удовлетворительная».
Старшеклассницы в 15 лет имеют адаптационный потенциал «хороший» в 12,2 % случаев, в 16 лет - 29,2 % случаев, в 17 лет - 50 % случаев. Также у девушек данного возраста установлена оценка адаптационного потенциала «удовлетворительная» в 53,7 % случаев - у пятнадцатилетних, в 45,8 % случаев у шестнадцатилетних и 18,7 % случаев - у семнадцатилетних.
У остальных девушек выявлено напряжение механизмов адаптации.
В целом анализ оценки адаптационного потенциала у занимающихся в ДОО (П) Ц позволяет заключить, что с возрастом число случаев напряжения механизмов адаптации увеличивается, причем у обследуемых мужского пола данная оценка встречается чаще, чем у женского. У лиц женского пола больший процент удовлетворительной оценки адаптационного потенциала.
Анализ показателей физического развития и функционального состояния позволил распределить обследуемых детей и подростков на две группы здоровья (табл. 8).
Таблица 8
Возраст Пол Общее кол-во обследованных Группы здоровья в %
1 группа 2 группа
7 лет М 7 57,1 42,9
Ж 1 - 100,0
8 лет М 2 100,0 -
9 лет М 5 40,0 60,0
Ж 2 - 100,0
10 лет М 18 61,1 38,9
Ж 9 44,4 55,6
11 лет М 7 28,6 71,4
Ж 5 40,0 60,0
12 лет М 18 44,4 55,6
Ж 17 41,2 58,8
13 лет м 23 47,8 52,2
ж 23 78,3 21,7
14 лет м 22 77,3 22,7
ж 34 70,6 29,4
15 лет м 33 57,6 42,4
ж 41 65,9 34,1
16 лет м 19 52,6 47,4
ж 24 50,0 50,0
17 лет м 5 20,0 80,0
ж 16 43,8 56,2
Так в семь, десять, двенадцать, четырнадцать, шестнадцать лет больший процент мальчиков отнесен к первой группе здоровья - практически здоровые дети. У девочек в семь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, четырнадцать и шестнадцать лет преобладает вторая группа здоровья -дети с временными отклонениями в здоровье.
При анализе изучаемых показателей в целом по возрасту (и у мальчиков, и у девочек) выявлено преобладание детей со второй группой здоровья в семь, девять, одиннадцать, двенадцать и семнадцать лет.
Уровень развития физических качеств, которые определенным образом характеризуют физическую подготовленность детей и подростков, находятся в тесной взаимосвязи с их физическим и функциональным развитием. В системе учебно-тренировочных занятий контроль за физической подготовленностью имеет большое значение.
Физическая подготовленность детей и подростков, занимающихся в ДОО(П)Ц определялась по степени развития быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости, скоростно-силовых качеств, проявленных в контрольных упражнениях-тестах.
Использовались следующие тесты: бег 30 м (с), прыжок в длину с места (см), челночный бег 3 х 10 м (с), наклон вперед из положения стоя (см), подтягивание на высокой и низкой перекладине (кол-во раз), шестиминутный бег (м).
Тестирование производилось по общепринятой унифицированной методике с использованием стандартных измерительных инструментов. Физическая подготовленность определялась по семиуровневой шкале, созданной при помощи методики создания сопоставительных норм: очень низкий (ОН), низкий (Н), ниже среднего (НС), средний (С), выше среднего (ВС), высокий (В), очень высокий (ОВ) (табл. 9-11).
Таблица 9
Показатели физической подготовленности детей младшего школьного возраста,
______занимающихся в ДОО(П)Ц г. Железногорска____________________________________
Кон- трольное упражне- ние Возраст Пол п Статистические показатели Уровень физической подготовленности
Х±т ст У% он н НС С ВС В ОВ
Бег 6 мин, м 7 лет М 8 882,50 ±27,11 76,67 8,69 - 37,50 12,50 25,00 - 25,00 -
Ж 1 - - - - - - - 100,00 -
8 лет м 6 1022,50 ± 96,81 237,1 4 23,19 33,30 50,00 16,70
9 лет м 11 935,50 ± .. 103,19 236,3 3 34,88 63,60 27,30 9,10
ж 2 1120,50± 89,50 126,5 7 11,3 100,00
10 лет м 19 1126,50 ± 38,83 173,6 4 15,41 10,5 10,50 57,90 10,50 5,30 5,30
ж 7 1046,50 ± 67,27 164,7 9 15,75 28,6 14,30 14,30 42,80
Прыжок в длину с места, см 7 лет м 8 150,25 ±5,31 15,02 10 — 25 50,00 - 25,00 -
ж 1 - - • — - - - - -
8 лет м 6 148,83 ±13,27 32,50 21,84 16,7 16,70 16,70 33,30 16,60 -
9 лет м 11 148,60 ±4,07 12,86 8,65 9,10 27,3 27,30 27,30 9,00 -
ж 2 145,00 ±3,00 4,24 2,93 — 100,00 - -
10 лет м 19 152,85 ±3,84 17,17 11,23 5,30 10,5 36,80 31,60 15.80 -
ж 7 139,67 ± 5,54 13,57 9,72 — 14,3 14.30 14,30 42,80 14,30 -
Наклон вперед из положения стоя, см 7 лет м 8 7,13 ±0,88 2,47 34,74 - 12,5 25,00 25,00 25,00 12,50 -
ж 1 - - - - - - -
8 лет м 6 5,17 ±2,04 5,00 46,71 - 33.3 33.30 16,70 16,70 -
9 лет м 11 4,60 ± 1,99 6,29 36,80 9Д - 54,50 9,10 9,10 18,20 -
ж 2 6,00 ± 6,00 8,49 141,42 - - 50,00 50,00 -
10 лет м 19 5,40 ±1,12 5,02 92,96 5,30 21,1 15,80 26,30 21,00 10,50 —
ж 7 3,83 ±2,14 5,23 36,47 - 42,80 14,30 14,30 28,60 -
Подтяги- вание, раз 7 лет м 8 1,75 ± 0,70 1,98 11,26 50,00 - - 12,50 37,50 -
ж 1 - - - - - - — - -
8 лет м 6 5,67 ±1,80 4,41 77,86 33,30 66,70 — -
9 лет м 11 8,20 ±1,14 3,61 44,08 9,1 45,40 27,30 9,10 9,10 -
ж 2 5,00 ±1,00 1,41 28,28 50,00 — 50,00 — -
10 лет м 19 5,10 ±0,82 3,65 71,66 10.50 10.5 10,50 47,40 5,30 10,50 5,30
ж 7 9,50 ± 1,54 3,78 39,81 14,30 14,3 14,30 42,80 14,30 -
Бег 30 м, с 7 лет м 8 5,19 ±0,22 0,61 11,81 - 25 25,00 37.50 - 12,50
ж 1 - - - - - — - - -
8 лет м 6 5,20 ± 0,26 0,64 12,34 - 33,3 16,70 33,30 16,70 . — -
9 лет м 11 5,24 ± 0,23 0,73 13,94 — 18,2 27,30 18,20 18,20 9,10 -
ж 2 5,55 ±0,55 0,78 14,01 — 50,00 — — 50,00 -
10 лет м 19 5,30 ± 0,20 0,88 16,65 15,80 31,60 21,00 26,30 5,30 -
ж 7 5,55 ±0,39 0,97 17,42 - 14.3 14,30 42,80 14,30 14,30 -
Челночный бег 3 * 10 м, 7 лет м 8 7,60 ± 0,34 0,96 12,60 — ■ 25 25,00 37,50 12,50 -
ж 1 - - - - - - - - - -
8 лет м 6 8,00 ±0,97 2,38 29,80 — - - 33,30 33,30 —
м 11 8,20 ± 0,57 1,80 21,97 - - - 9,10 27,30 9,10 -
ж 2 9,85 ± 0,05 0,07 0,72 - 50,00 — - — -
м 19 8,44 ± 0,40 1,79 21,25 5,30 — 5,30 36,80 15,80 — —
ж 7 8,95 ± 0,84 2,06 23,05 14,30 14,30 28,60 14,30 -
Таблица 10
Показатели физической подготовленности детей среднего школьного возраста,
______занимающихся в ДОО(П)Ц г. Железногорска____________________________________
Кон- трольное упражне- ние Воз- раст Пол п Статистические показатели Уровень физической подготовленности
Х±т ст У% он Н НС С ВС В ОВ
Бег 6 мин, м 11 лет М 37 1229,05 ± 32,41 197,16 16,04 — 13,50 19,00 48,60 8,10 5,4 5,40
Ж 7 1055,5 ±56,36 159,42 15,1 — — 28,60 57,10 14,30 —
12 лет М 34 1237,7 ±47,03 47,03 27,83 — — 17,60 50,00 20,60 8,80 3,00
Ж 14 976,60 ±119,78 119,78 43,18 — - — 85,70 — 7,10 7,20
13 лет м 51 1272,50 ±20,26 147,49 11,59 2,00 13,70 5,90 37,30 23,50 17,60 —
ж 33 1047,00 ±68,44 387,17 36,98 — — — 57,60 21,20 21,20 —
14 лет м 41 1342,90 ±31,12 199,26 14,84 — 9,70 24,40 34,10 19,50 7,30 5,00
ж 38 1126,00 ±50,14 313,15 27,81 — — 15,90 44,70 21,00 10,50 7,90
Прыжок в длину с места, см 11 лет м 37 162,35 ± 1,94 11,81 7,27 — 16,20 16,20 32,50 16,20 16,20 2,70
ж 7 147,50 ±7,84 22,19 15,04 — 14,30 — 57,10 14,30 14,30 —
12 лет м 34 181,06 ±4,00 23,66 13,07 5,90 5,90 3,00 50,00 23,50 8,80 2,90
ж 14 164,15 ±3,16 11,40 6,95 — 7,10 50,00 28,60 14,30
13 лет м 51 177,83 ± 2,36 17,16 9,65 2,00 7,00 19.60 49,00 5,90 11,80 3,90
ж 33 167,00 ± 3,71 21,00 12,58 6,10 12,00 18,20 39,40 6,10 18,20 —
14 лет м 41 192,27 ± 3,50 22,43 11,67 2,40 12,20 26,80 26,80 12,20 17,10 2,50
ж 38 169,69 ± 3,43 21,41 12,62 2,60 15,90 13,20 28,90 28,90 10,50 —
Наклон вперед из положения стоя, см 11 лет м 37 4,19 ±0,56 3,40 81,11 — 24,30 10,80 24,30 27,00 13,60 —
ж 7 9,63 ±2,32 6,57 68,23 - 28,60 14,30 14,30 14,30 28,60 —
12 лет м 34 6,97 ±1,05 6,22 89,21 — 14,70 5,90 70,60 2,90 3,00 2,90
ж 14 9,85 ± 1,52 5,49 55,76 — 14,30 14,30 42,90 7,10 21,40
13 лет м 51 6,21 ± 0,54 3,96 63,76 2,00 39,20 11,80 33,30 7,80 3,90 2,00
ж 33 9,53 ± 1,08 6,10 63,96 9,10 15,10 54,50 9,10 6,10 6,10
14 лет м 41 6,78 ±0,66 4,22 62,27 2,50 26,80 19,50 26,80 9,80 14,60 —
ж 38 11,97 ±1,08 6,72 56,14 2,60 15,80 5,30 55,20 10,50 5,30 5,30
Подтягивание, раз 11 лет м 37 4,27 ±0,53 3,22 75,41 19,00 10,80 2,70 32,40 21,60 13,50 —
ж 7 9,75 ± 1,99 5,63 57,69 — — 57,10 14,30 14,30 14,30
12 лет м 34 6,06 ± 0,62 3,69 60,98 8,80 17,60 47,10 11.80 14,70 —
ж 14 12,85 ± 1,90 6,84 53,26 14,30 21,40 21,50 7,10 35,70 -
13 лет м 51 5,19 ±0,62 4,52 87,10 3,90 2,00 15,70 52,90 5,90 13,70 5,90
ж 33 13,66 ± 1,52 8,59 62,90 ; - 18,2 18,20 36,40 15,10 3,00 9,10
14 лет м 41 7,12 ±0,78 5,00 70,22 5,00 9,70 19,50 34,10 29,30 2,50
ж 38 13,69 ± 1,07 6,71 49,03 - 15,90 21,00 34,20 10,50 10,50 7,90
Бег 30 м, с 11 лет м 37 5,52 ±0,18 1,09 19,67 2,70 10,80 10,80 21,60 32,50 16,20 5,40
ж 7 7,25 ± 0,53 1,51 20,81 - - 42,80 14,30 42,90 - -
12 лет м 34 5,93 ± 0,22 1,31 22,07 2,90 23,50 5,90 47,10 14,70 5,90 -
ж 14 5,66 ± 0,30 1,08 19,07 - 14,30 14,30 50,00 21,40 - -
13 лет м 51 5,35 ± 0,12 0,86 16,06 3,90 7,80 13,70 59,00 11,70 3,90 -
ж 33 5,73 ±0,15 0,87 15,12 3,00 6,10 9,10 69,70 12,10 - -
14 лет м 41 5,03 ±0,1 0,67 13,32 2,50 7,30 12,20 68,30 9,70 - -
ж 38 5,82 ±0,12 0,79 43,64 - 2,60 10,50 84,30 2,60 - -
Челночный бег 3 * 10 м, с 11 лет м 37 8,92 ± 0,32 1,92 21,56 5,40 - 10,80 48,60 2,70 2,70 2,70
ж 7 9,85 ± 0,45 1,27 12,88 57,10 14,30 - - -
12 лет м 34 8,90 ± 0,40 2,35 26,40 2,90 5,90 5,90 59,00 5,90 11,80 -
ж 14 8,69 ±0,31 1,12 12,89 - 14,30 64,30 7,10 - 7,10
13 лет м 51 8,78 ± 0,26 1,93 21,95 7,80 2.00 3,90 55,00 7,80 - -
ж 33 9,13 ±0,15 0,84 9,25 - 3,00 9,10 87,90 - -
14 лет м 41 8,33 ± 0,29 1,83 22,01 - 2,50 5,00 53,60 19,50 - -
ж 38 9,21 ±0,34 1,27 43,47 - 2,60 10,50 79,00 2,60 - -
Таблица 11
Показатели физической подготовленности детей старшего школьного возраста, _________________занимающихся в ДОО(П)Ц г. Железногорска___________________________________
Кон- трольное упраж- нение Воз- раст Пол п Статистические показатели Уровень физической подготовленности
Х±т ст У % он И НС С ВС В ОВ
Бег 6 мин, м 15 лет М 52 1355,85 ± 23,57 173,23 12,78 - 11,50 13,50 36,60 23,00 15,40 -
Ж 60 1027,30 ±50,81 386,98 37,67 - - 8,30 51,70 18,30 15,00 6,70
16 лет М 42 1440,90 ± 28,96 192,07 13,33 - 14,30 9,50 47,60 12,00 14,30 2,40
Ж 41 1008,90 ± 62,54 380,39 37,70 - - - 58,50 21,90 9,80 9,80
17 лет М 21 1408,80 ± 50,09 224,03 15,90 - 9,50 23,80 47,60 4,80 9,50 4,80
Ж 34 894,33 ± 59,86 343,88 38,45 - - - 67,60 17,60 2,90 11,90
1 О М 10 1307,90± 38,17 100,99 7,72 - 10,00 20,00 20,00 40,00 10,00 -
18 Л6Т Ж 7 1052,50 ±62,35 459,16 43,63 - - 14,30 42,80 28,60 14,30 -
Прыжок в длину с места, см 15 лет м 52 211,69 ±2,68 19,27 9,29 - 11,50 9,60 48,00 15,40 11,50 4,00
ж 60 163,78 ± 3,12 23,78 14,52 1,70 13,30 20,00 26,70 21,70 16,60 -
16 лет м 42 222,73 ±2,75 18,23 8,18 2,40 11,90 14,30 38,00 14,30 14,30 4,80
ж 41 169,00 ± 3,08 18,76 11,10 4,90 9,80 17,00 39,00 9,80 19,50 -
17 лет м 21 217,68 ± 12,95 57,93 26,61 - 71,40 19,10 9,50 -
ж 34 170,85 ± 3,48 19,99 11,70 - . 20,70 23.50 29,40 17,60 8,80 -
18 лет м 10 217,43 ± 5,36 14,19 6,53 - 10,00 10,00 40,00 40,00 -
ж 7 163,63 ± 4,96 14,03 8,57 - 14,30 28,60 14,30 28,50 14.30 -
Наклон вперед из положения стоя, см м 52 6,98 ± 0,74 5,46 78,18 5,80 7,70 15,40 38,50 21,10 9,60 1,90
15 лет ж 60 11,40 ±0,85 6,48 56,84 - 15,00 15,00 41,60 6,70 15,00 6,70
16 лет м 42 5,57 ±0,96 6,40 11,48 2,40 4,80 35,70 28,60 7,00 16,70 4,80
ж 41 9,11 ±0,97 5,91 64,89 - 12,20 22,00 39,00 9,80 14,60 2,40
1 п м 21 4,75 ±1,31 5,87 12,36 4,80 33,30 38,10 9,50 9,50 4,80
17 лет ж 34 7,42 ± 1,10 6,33 85,32 2,90 14,70 14,70 41,20 11,80 14,70 -
18 лет м 10 7,14 ±2,96 7,82 10,94 - - 50,00 10,00 30,00 10,00 -
ж 7 9,00 ±1,73 4,900 54,43 14,30 28,60 28,50 14,30 14,30 -
Подтя- гивание, раз 15 лет м 52 9,41 ±0,66 4,83 51,36 1.90 11,50 11,50 48,00 21,10 4,00 2,00
ж 60 13,12 ±1,33 10,16 77,41 8,30 28,40 33,30 15,00 6,70 -
16 лет м 42 10,75 ± 0,62 4,14 38,54 - 14,30 16,70 47,60 4,80 9,50 7,10
ж 41 13,32 ±1,23 7,5 56,30 12,20 34,20 19,50 17,10 14,60 2,40
17 лет м 21 5,19 ±0,62 4,52 87,10 - 14,30 19,00 38,10 14,30 14,30 -
ж 34 10,27 ± 0,87 5,00 48,63 - 20,60 8,80 41,20 8,80 14,70 5,90
18 лет м 10 11,86 ±0,83 2,19 18,50 - 10,00 10,00 40,00 30,00 10,00 -
ж 7 11,00 ±2,14 6,05 54,98 - - 57,10 14,30 14,30 14,30 -
Бег 3 0 м, с 15 лет м 52 4,96 ± 0,08 0,62 12,45 1,90 1,90 1,50 76,90 4,00 3,80 -
ж 60 5,80 + 0,15 0,87 46,70 - 3,30 28,30 66,70 1,70 -
16 лет м 42 4,76 ± 0,08 0,55 11,52 2,40 19,00 59,50 14,30 4,80 -
ж 41 5,30 ±0,11 0,66 12,52 4,90 12,20 14,60 63,40 4,90 -
17 лет м 21 4,70 ±0,18 0,82 17,42 - 9,50 61,90 23,80 4,80 -
ж 34 5,39 ±0,09 0,52 9,69 2,90 11,80 11,80 67,60 5,90 -
м 10 4,17 ±0,10 0,26 6,15 — 10,00 40,00 20,00 30,00 -
1о Лет ж 7 5,26 ± 0,23 0,65 12,35 14,30 - 14,30 57,10 14,30 -
Челночный бег 3 * 10 м, с 15 лет м 52 7,90 ± 0,20 1,49 18,84 - 4,00 4,00 57,70 23,00 5,80 -
ж 60 8,85 ± 0,66 1,04 45,85 - 11,70 16,70 58,30 13,30 - -
1 /: м 42 8,13 ± 0,20 1,35 16,65 - 9,50 — 47,60 26,20 2,40 —
16 лет ж 41 8,75 ±0,18 1,09 12,40 - 7,30 12,20 56,10 9,80 2,40 -
17 лет м 21 8,49 ±0,41 1,83 21,51 — 14,30 - 61,90 4,80 9,50 —
ж 34 9,12 ±0,20 1,17 12,82 - 8,80 14,70 35,30 - -
18 лет м 10 7,91 ± 0,61 1,61 20,39 - 40,00 10.00 — -
ж 7 8,24 ± 0,42 1,18 14,27 - 14.30 71,40 - - -
Результаты средних уровней физической подготовленности детей и подростков, занимающихся в ДОО(П)Ц во всех контрольных упражнениях превосходят результаты средних уровней по федеральным нормативам, что указывает на необходимость разработки своих нормативов.
Индивидуальная оценка показателей физической подготовленности выявила большую вариативность, указывающую на неравномерность педагогических воздействий в воспитании физических качеств детей и подростков.
Полученные результаты анализа физической подготовленности помогут скорректировать учебно-тренировочные занятия.
Значение нашей работы мы видим в том, что делается попытка реализации на практике иной логики организации и осуществления ком-
плексного педагогического контроля. На наш взгляд, именно обобщенные и систематизированные данные и являются самыми существенным^ определяющими успешность каждого отдельного акта взаимодействия между преподавателем и детьми, учебного занятия в целом, а затем успешность образовательного учреждения. Именно этот вид мониторинга имеет непосредственное отношение к качеству физкультурного образования, так как он является системой сбора и использования такой информации, без которой невозможно построение управляемого, технологичного учебного процесса, способствующего нарастанию, а не потере здоровья ребенка, что, в свою очередь, позволит ему успешно противостоять неблагоприятным воздействиям современной цивилизации.