Научная статья на тему 'Возрастные аспекты адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы у школьников с нарушением зрения в сравнении со здоровыми сверстниками'

Возрастные аспекты адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы у школьников с нарушением зрения в сравнении со здоровыми сверстниками Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
472
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецова И. А., Макарова И. М.

Представлены возрастные особенности гемодинамики и вегетативной регуляции сердечного ритма у школьников с нарушением зрения в условиях относительного покоя и при выполнении дозированной физической нагрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецова И. А., Макарова И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрастные аспекты адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы у школьников с нарушением зрения в сравнении со здоровыми сверстниками»

ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СРАВНЕНИИ СО ЗДОРОВЫМИ СВЕРСТНИКАМИ

И.А. Кузнецова, И.М. Макарова СибГУФК, г. Омск

Представлены возрастные особенности гемодинамики и вегетативной регуляции сердечного ритма у школьников с нарушением зрения в условиях относительного покоя и при выполнении дозированной физической нагрузки

Отсутствие или ограничение зрительного восприятия приводит к недостаточности двигательной сферы, ограниченности освоения пространства, активности в познании окружающего мира и, как следствие, к отставанию в темпах общего развития [1, 8].

Адаптация таких детей происходит благодаря включению механизмов компенсации нарушенных функций различных органов и систем организма. Одной из основных систем жизнеобеспечения является сердечно-сосудистая система (ССС). Уровень её функционального состояния, как у здоровых детей, так и у детей с аномалиями в развитии определяет адаптивные возможности организма как целого в постнатальном периоде онтогенеза [14].

Однако в настоящее время недостаточно исследований особенностей функционирования системы кровообращения у детей с нарушением зрения с учетом возраста и пола.

В связи с этим нами было сделано предположение, что изучение особенностей возрастных физиологических пределов колебаний и средних возрастных норм показателей ССС у школьников с нарушением зрения позволит научно обосновать критерии их объективной оценки, выявить периоды качественных преобразований основных гемодина-мических показателей и разработать адекватные методы и критерии контроля за их физическим и трудовым воспитанием.

Задачи исследования

1. Изучить возрастные особенности функции сердечно-сосудистой системы школьников с нарушением зрения в условиях относительного покоя в сравнении со здоровыми сверстниками.

2. Изучить возрастные закономерности срочной адаптации сердечно-сосудистой системы школьников с нарушением зрения к физической нагрузке.

Материалы и методы исследования

Исследования проводились на базе научно-исследовательского института деятельности человека в экстремальных условиях Сибирского государственного университета физической культуры (СибГУФК) и специальных коррекционных школ Омска. Обследовано 338 учащихся 8-16 лет

с нарушением зрения и 368 учащихся общеобразовательных школ без нарушения зрения.

Для оценки функционального состояния ССС в условиях относительного покоя и после физической нагрузки исследовалось артериальное давление аускультативным методом, основные параметры гемодинамики с помощью автоматизированной системы «Ритм». Изучались следующие показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление систолическое (АДс) и диастолическое (АДд), среднее артериальное давление (АДср.), пульсовое давление (ПД), двойное произведение (ДП), ударный объем сердца (УО); минутный объем крови (МОК), сердечный индекс (СИ).

Для исследования вегетативной регуляции сердечного ритма применялась кардиоинтервалография по методике Р.М. Баевского [5]. Рассчитывались мода (Mo), амплитуда моды (АМо), вариационный размах (ВР), индекс напряжения (ИН).

Для исследования срочной адаптации ССС к физической нагрузке использовался двухступенчатый тест PWC150 для детей от 8 до 13 лет и PWC170 для подростков 14-16 лет [9]. Результаты теста PWCi5o_i7o оценивались по величине абсолютной физической работоспособности (абс. PWC) и относительной физической работоспособности (отн. PWC) - на килограмм массы тела. Оценка реакции ССС на физическую нагрузку проводилась по изменению ЧСС и АД при нагрузке по сравнению с данными покоя. Для этой цели рассчитывался ряд показателей, отражающих адаптивные возможности ССС [6]: величины прироста артериального давления систолического (ДАДс), диастолического (ДАДд) и двойного произведения (АДП) при физической нагрузке в абсолютных значениях; относительный прирост пульсового давления АПД, индекс хронотропного резерва (ИХР), индекс инотропного резерва (ИИР). Для оценки эффективности работы сердца при выполнении физической нагрузки рассчитывался индекс эффективности работы сердца (ИЭРС) - отношение фактически выполненной работы к двойному произведению и площади поверхности тела.

Полученные данные были обработаны методами математической статистики с учетом пола и возраста.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования гемодинамики (табл. 1, 2) показали, что среднегрупповые значения ЧСС в состоянии покоя у мальчиков с патологией зрения с возрастом практически не

меняются, а у слабовидящих девочек с возрастом несколько уменьшаются. У здоровых школьников независимо от пола ЧСС с возрастом уменьшается, что соответствует литературным данным [13, 10].

Таблица 1

Возрастная динамика функциональных показателей ССС мальчиков 8-16 лет в условиях относительного покоя (М ± 5)

Показатель Группа ВОЗРАСТ, ЛЕТ

8-10 11-12 13-14 15-16

ЧСС, 1 88,00 ± 12,30 84,00 ±11,50 85,00 ± 10,30** 77,00 ±5,20 84,00 ± 13,80** 73,00 ± 6,20

уд./мин 2 85,00 ± 5,00 81,00 ±5,10

АДс. 1 93,00 ± 10,60** 99,00 ± 10,00** 108,00 ±11,30 115,00 ±11,30

мм рт. ст. 2 98,00 ±4,80 105,00 ±6,20 110,00 ±6,20 117,00 ±6,80

АДд. 1 62,00 ± 7,80** 62,00 ± 8,90 69,00 ±9,10** 73,00 ± 7,60*

мм рт. ст. 2 58,00 ±5,60 60,00 ±4,10 62,00 ±5,80 68,00 ± 6,30

ср. АД 1 73,00 ± 8,30** 70,00 ±4,30 73,70 ± 8,00 82,30 ± 9,40 87,00 ± 8,20*

мм рт. ст. 2 75,00 ±4,10 78,00± 5,10 83,00 ± 5,40

пд, 1 31,00± 6,40** 38,00 ± 10,10** 39,00 ±6,10** 43,00 ± 8,00**

мм рт. ст. 2 40,00 ± 7,50 45,00 ± 9,60 48,00 ± 7,30 49,00 ± 7,50

ДО, 1 83,70 ± 17,00 83,00 ±15,60 92,00 ± 14,70 97,00 ± 19,40** 86,00 ±6,80

уел. ед. 2 85,00 ± 5,20 85,00 ± 6,20 86,00 ± 6,20

УО, 1 47,00 ±5,40** 56,00 ±4,30 59,00 ± 9,20 61,00 ±6,10** 68,00 ± 7,40**

мл 2 63,00 ±5,10 69,00 ± 5,80 75,00 ± 5,60

МОК, 1 4,10 ±0,60** 5,00 ±1,10 5,10 ±0,80 5,70 ±1,00

л/мин 2 4,80 ±0,56 5,10 ±0,50 5,40 ± 0,54 5,50 ± 0,52

СИ, 1 4,00 ± 1,00** 4,20 ± 1,30 3,60 ± 0,80 3,60 ± 0,70

л/мин/м2 2 4,80 ±0,51 4,30 ± 0,50 3,60 ±0,50 3,50 ±0,38

Группа 1 - с нарушением зрения, группа 2 - здоровые,

* — Р < 0,05;

**-Р< 0,001.

При сравнительном анализе было выявлено, что у мальчиков и девочек с нарушением зрения средние величины ЧСС во всех возрастных группах выше, чем у здоровых сверстников.

Высокая степень достоверности различий определялась у мальчиков в 14-16 лет, а у девочек -в 13-14 лет, что свидетельствует о напряжении долговременных механизмов адаптации

ровыми сверстниками в большинстве возрастных групп, кроме 11-12 лет.

Важнейшим показателем состояния системы кровообращения является среднее артериальное давление, которое отражает энергию непрерывного движения крови. В отличие от систолического и диастолического давления АДср. является довольно устойчивой величиной [7].

Результаты исследования показали, что АДср. у мальчиков и девочек с нарушением зрения практически во всех группах выше, чем у здоровых школьников. При этом достоверность различий между исследуемыми группами у мальчиков была выявлена в 8-10 и 15-16 лет, а у девочек - практически во всех возрастных группах, кроме 11-12 лет.

Таблица 2

Возрастная динамика функциональных показателей ССС девочек 8-16 лет в условиях относительного покоя (М ± 5)

Показатели Группа Возраст, лет

8-10 11-12 13-14 15-16

ЧСС, 1 91,00 + 8,70* 86,00 ± 8,90 87,00 ± 10,40** 83,00 ± 11,40**

уд./ мин 2 86,00 ± 7,50 83,00 ±8,10 79,00 + 8,30 77,00 ±8,70

АДс, 1 89,00 ± 11,50 92,00 ±8,90 100,00 ±12,00 110,00 ±9,90*

мм рт. ст. 2 86,00 ± 10,00 96,00 ± 16,30 101,00 ±11,60 103,00 ±11,00

АДд, 1 60,00 ± 7,80* 63,00 ± 10,30 68,00 ± 8,00** 75,00 ± 9,20

мм рт. ст. 2 48,00 ±11,50 60,00 ±10,60 60,00 ± 8,30 65,00 ±7,50

ср. АД, 1 69,00 ±7,50** 74,00 ± 12,70 79,00 ± 8,60** 87,00 ±8,90**

мм рт. ст. 2 60,00 ± 5,60 73,00 ± 6,20 74,00 ± 5,60 80,00 ±6,40

пд, 1 29,00 ± 7,60** 31,00 ± 10,90* 32,00 + 8,80** 35,00 ±6,50

мм рт. ст. 2 38,00 ± 8,50 36,00 ± 8,60 41,00 ±7,30 38,00 ± 7,50

82,00 + 87,00 94,00 +

ДП, 1 14,10** 80,00 ± 11,90 +16,30** 14,80**

уел. ед. 2 74,00 ± 10,00 79,00 ± 16,30 79,00 ±11,60 79,00 ±11,00

УО, 1 48,00 ± 6,30** 54,00 ± 6,00* 59,00 ± 6.00** 63,00 ± 7,40*

мл 2 58,00 ± 8,60 58,00 ± 7,20 68,00 ±6,20 67,00 ±5,20

МОК, 1 4,30 +0,60** 4,90 ± 1,10 5,10 ± 0,80 5,20 ±0,80

л/мин 2 5,10 ±0,70 4,80 + 0,90 5,30 + 0,60 5,10 ± 0,59

СИ, 1 4,40 ±0,86** 3,90 ± 0,90* 3,60 ± 0,80** 3,50 ± 0,70*

л/мин/м2 2 5,10 ± 0,70 4,40 ± 0,94 3,10 ±0,60 3,20 ± 0,59

Группа 1 - с нарушением зрения, группа 2 - здоровые,

*-Р<0,05;

**-Р< 0,001.

в данных возрастных группах у слабовидящих школьников.

Тенденция возрастных изменений средних показателей изученных нами видов артериального давления у школьников с нарушением зрения те же, что и у здоровых школьников - с возрастом происходит увеличение АДс, АДд, и АДср.

Сравнительный анализ показал, что в условиях относительного покоя у слабовидящих мальчиков средние величины АДс достоверно ниже, чем у здоровых в 8—12 лет (Р < 0,01), а у девочек с нарушением зрения АДс достоверно выше, чем у здоровых девочек в 15—16 лет (Р <

0,05). Диастолическое артериальное давление у мальчиков и девочек с нарушением зрения достоверно выше по сравнению со здо-

Пульсовое давление, которое может служить одним из критериев эффективности кровообращения, у детей с нарушением зрения и здоровых сверстников с возрастом увеличивается, при этом увеличение у мальчиков более значительное, чем у девочек. Средние значения ПД у слабовидящих мальчиков и девочек достоверно ниже, чем у детей без нарушения зрения.

Показателем резервных возможностей ССС является хроноинотропный показатель - двойное произведение (ДП), который отражает систолическую работу сердца. Чем меньше ДП в покое, тем выше максимальные аэробные способности и, следовательно, уровень соматического здоровья индивида [4, 7]. У здоровых мальчиков и девочек систолическая работа сердца с возрастом практически не меняется, так как с возрастом у них ЧСС снижается, а уровень систолического АД повышается, что согласуется с данными ряда авторов [3, 4]. У школьников с патологией зрения, как у мальчиков, так и у девочек, с возрастом ДП повышается, достигая максимального значения к 16 годам. При этом было выявлено, что у мальчиков степень увеличения ДП более выражена, чем у девочек. Средние значения хроноинотроп-ного показателя у мальчиков с патологией зрения достоверно выше, чем у здоровых детей в 15-16 лет. У девочек достоверно более высокие средние значения ДП определялись во всех возрастных группах, кроме 11-12 лет.

Одними из важнейших показателей, отражающих деятельность ССС, являются ударный объем (УО), характеризующий силу и эффективность сердечных сокращений, и сердечный выброс (МОК), характеризующий функциональное состояние всей системы кровообращения.

Результаты исследований показали, что с возрастом в обеих группах мальчиков и девочек происходит увеличение УО и МОК, что согласуется с данными других авторов, полученными на здоровых школьниках [10, 13]. Однако средние значения УО у слабовидящих школьников и школьниц достоверно ниже, чем у здоровых практически во всех возрастных группах. Достоверные различия между средними показателями МОК у здоровых и слабовидящих мальчиков и девочек выявлены только в 8-10 лет.

Более объективная оценка сердечного выброса возможна лишь при условии учета массы и длины тела. Анализ проведенных исследований показал, что у детей с патологией зрения и у здоровых детей отношение минутного объема крови к единице поверхности тела (СИ) с возрастом снижается, что свидетельствует об уменьшении интенсивности кровотока в организме детей в условиях относительного покоя и обусловлено снижением основного обмена по мере роста и развития детей. У мальчиков достоверные различия выявлены в

8-10 лет, а у девочек - во всех возрастных группах. Причём у девочек с патологией зрения относительный сердечный выброс достоверно ниже в 8-12 лет и достоверно выше в 13-16 лет.

Таким образом, мальчики и девочки с нарушением зрения отличаются от здоровых сверстников более частым сокращением сердца, высоким диастолическим и средним артериальным давлением и более низким систолическим артериальным давлением, пульсовым давлением, ударным объемом крови. Механическая работа сердца у школьников с нарушением зрения выше, чем у здоровых сверстников, и с возрастом, в отличие от последних, увеличивается. В то же время, уровень кровотока в целом у детей с нарушением зрения не имеет достоверных различий со здоровыми сверстниками. Все это, на наш взгляд, свидетельствует о напряжении деятельности ССС в покое и наличии определенных компенсаторных механизмов у детей и подростков с нарушением зрения, обеспечивающих долговременную адаптацию организма к влиянию средовых факторов при нарушении зрительной афферентации.

Наиболее доступным и информативным показателем изменений, происходящих в организме под действием факторов внешней и внутренней среды, является сердечный ритм, который отражает истинное состояние адаптационных механизмов и уровень функционирования регуляторных систем [5, 12].

Результаты исследования сердечного ритма показали (табл. 3), что у мальчиков и девочек с нарушением зрения и их здоровых сверстников общая тенденция изменения сердечного ритма совпадает.

Так, в обеих группах детей от 8 до 16 лет происходит увеличение средних значений Мо, ВР, уменьшение ИН, что свидетельствует о снижении активности гуморального канала регуляции, парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и активности центральных механизмов регуляции, что обусловлено совершенствованием нейрогуморальных механизмов регуляции сердечной деятельности [6, 12]. Активность симпатического канала регуляции, изучаемая по показателю АМо, у мальчиков в обеих группах с возрастом незначительно снижается, а у девочек повышается. В то же время в возрасте 13-14 лет у слабовидящих и здоровых мальчиков наблюдается резкое повышение симпатической активности и центрального контура регуляции с последующим снижением в 15-16 лет.

У слабовидящих девочек увеличение АМо и ИН происходит в 13-14 лет. У здоровых АМо увеличивается в 11-12 лет и 15-16 лет, ИН - в 13-14 лет. Такие скачкообразные изменения регуляции сердечного ритма, связаны, по мнению ряда авторов, с гормональной перестройкой организма в препу-бертатном и пубертатном периодах [6, 12].

Таблица 3

Возрастная динамика показателей сердечного ритма у школьников 8-16 лет

(М ± 5)

Показатель Группа Возраст, лет

8-10 11-12 13-14 15-16

Мальчики

Мо, с 1 2 0,71 ±0,13 0,67 ±0,14 0,81 ±0,13 0,71 ±0,15 0,77 ± 0,10 0,72 ±0,16 0,790 ±0,12 0,76 ±0,16

АМо, % 1 2 38.1 ± 15,9 42.1 ± 8,9 38,10 ± 15,50 38,70 ± 10,60 45,60 ±45,60 43,40 ± 9,80 36,90 ± 14,50 39,30 ±10,20

ВР, с 1 2 0,25 ± 0,13 0,27 ± 0,12 0,24 ±0,11 0,29 ±0,13 0,20 ± 0,090 0,260 ±0,10 0,29 ± 0,29 0,26 ±0,12

ИН, уел. ед. 1 2 180,50 ± 170,1 143,1 ± 48,9 148,90 ± 142,40 113,80 ± 36,80 214,40 ± 183,70 146,50 ± 56,40 130,90 ± 130,80 126,80 ± 45,60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Девочки

Мо, с 1 2 0,72 ± 0,090 0,71 ±0,14 0,76 ±0,11 0,76 ±0,14 0,76 ± 0,10 0,76 ±0,17 0,84 ±0,14 0,82 ±0,15

АМо, % 1 2 34,00 ± 9,90 35,90 ± 14,30 33,40 ± 12,60 36,10 ± 16,60 38,90 ±11,40 34,10 ± 14,80 38,50 ± 12,30 38,30 ±18,00

ВР, с 1 2 0,27 ± 0,080 0,26 ±0,10 0,25 ± 0,12 0,26 ±0,12 0,20 ± 0,080 0,27 ±0,13 0,26 ±0,15 0,27 ±0,15

ИН, уел. ед. 1 2 121,Ю ± 107,90 167,50 ± 144,20 131,60 ± 100,60 125,50 ± 141,40 157,10 ±94,60 136,50 ± 148,30 138,60 ±97,90 130,80 ±91,70

Группа 1 - с нарушением зрения, группа 2 - здоровые,

*-Р< 0,05;

**-Р< 0,001.

При сравнительном анализе достоверных различий между изучаемыми параметрами сердечного ритма у слабовидящих и здоровых школьников выявлено не было. Это связано со значительной вариативностью изучаемых показателей. Поэтому у школьников с нарушением зрения нами был проведен индивидуальный ана-

лиз исходного вегетативного тонуса по величине ИН [12].

Результаты показали (рис. 1), что среди слабовидящих мальчиков в возрасте от 8 до 14 лет преобладали дети с повышенной активностью симпатического отдела вегетативной нервной системы (ИН > 90 уел. ед.). Наибольшее количество

мальчиков с симпатикотонией встречалось в возрасте 13-14 лет (72 %). В 15-16 лет количество мальчиков с симпатикотонией уменьшилось до 33 %, и значительно увеличилось количество мальчиков со сбалансированным состоянием вегетативной нервной системы (эйтония, ИН = 30-90 уел. ед.). У девочек с нарушением зрения преобладание симпатикотонии отмечалось во всех возрастных периодах. При этом в старших возрастных группах количество девочек с симпатикотонией увеличилось в 1,5 раза.

Количество мальчиков и девочек со сбалансированным состоянием вегетативной нервной системы с возрастом уменьшается, в то время как у здоровых детей их количество увеличивается.

Ваготония (ИН < 30 уел. ед.) у школьников с нарушением зрения (мальчики 13-14 лет) не реги-

стрировалась. Встречалась значительно реже в отдельных возрастных группах.

Таким образом, при исследовании сердечного ритма было выявлено, что среди школьников с нарушением зрения преобладает количество детей с повышенной активностью симпатического отдела вегетативной нервной системы, что свидетельствует о напряжении механизмов регуляции ССС в состоянии покоя.

Большинство специалистов рассматривают физическую работоспособность и выносливость организма как критерий функционального состояния ССС. Подобный концептуальный подход вполне оправдан, особенно для детей, так как именно система кровообращения обеспечивает рабочие возможности организма и в определенной степени их ограничивает [2, 4, 6, 11].

Мальчики

8-10 лет 11-12 лет

7% 10%

53%

40%

42%

48%

13-14 лет

28°/-

2%

15-16 лет

7%

60%

33%

Девочки

8-10 лет

42%

50%

11-12 лет

11%

44%

13-14 лет 15-16 лет

12%

25%

45%

24%

64%

Рис. 1. Возрастная структура распределения исходного вегетативного тонуса у школьников 8-16 лет с нарушением зрения (ваготония - белый сектор, эйтония - серый сектор, симпатикотония - черный сектор)

Результаты исследований показали (рис. 2), что уровень абсолютной физической работоспособности у школьников с нарушением зрения и у здоровых школьников с возрастом увеличивается, что

согласуется с данными ряда авторов, проводивших исследования на здоровых школьниках [2,9].

При сравнении средних величин работоспособности было выявлено, что в 8-10 лет уровень

абсолютной физической работоспособности у мальчиков и девочек с нарушением зрения не имеет достоверных различий со здоровыми сверстниками (Р > 0,05), а в более старших возрастных группах физическая работоспособность мальчиков и дево-

чек с нарушением зрения достоверно ниже здоровых сверстников (Р < 0,05). Уровень относительной физической работоспособности во всех возрастных группах у школьников независимо от пола достоверно ниже, чем у здоровых сверстников.

Рис. 2. Возрастная динамика общей абсолютной (1) и относительной (2) физической работоспособности у школьников 8-16 лет с нарушением зрения (знак - треугольники) и здоровых (знак - кружки):

А - мальчики,

Б - девочки;

X - Р < 0,05

Таким образом, возрастная динамика общей физической работоспособности у школьников с нарушением зрения и относительно здоровых сверстников совпадает. В то же время практически во всех возрастных группах школьники с нарушением зрения отстают по уровню развития общей физической работоспособности по сравнению со здоровыми сверстниками, и с возрастом это отставание становится более значимым.

Показатели общей физической работоспособности не всегда отражают функциональную готовность организма к выполнению физических нагрузок, так как с их помощью нельзя судить о степени напряжения регуляторных систем организма и «цене адаптацию) к физической нагрузке. В связи

с этим мы провели исследование ответной реакции ССС на дозированную физическую нагрузку.

Результаты исследования показали, что у мальчиков и девочек возрастная динамика среднегрупповых показателей реакции ССС имеет одинаковую направленность (табл. 4). С возрастом от 8 до 16 лет происходит повышение практически в 2 раза индекса хронотропного резерва сердца, который показывает процент прироста ЧСС при выполнении нагрузки по отношению к данным покоя.

Наибольшее увеличение этих показателей происходит в возрасте 13-14 лет. В возрасте 11-12 лет у девочек относительный прирост ЧСС снижается. Параллельно с увеличением инотропного резерва идет увеличение прироста АДс, ПД, ДП.

Таблица 4

Возрастная динамика реакции сердечно-сосудистой системы школьников

с нарушением зрения на физическую нагрузку (тест PWCiso-m), М±5__________________

Показатель Группа Возраст, лет

8 9-10 11-12 13-14 15-16

ИХР (АЧСС, %) 1 2 38,60 + 21,30 51,10+13,20 41,60 ±16,20 58,10 ±15,40 37,30 ± 22,20 68,70 ± 16,20 37,50 + 17,40 83,20 ±25,60 60,30 ±45,70 93,70 ±31,10

ИИР (ААДс, %) 1 2 12,30 ±8,90 4,90 ± 8,20 14,40 ±7,30 7,90 ±9,10 20.10 ±9,4 19.10 ±9,3 20,10 ±9,40 25,40 ± 14,20 22.60 ± 10,40 30.60 ±11,00

АПД, % 1 2 32,50 ±23,70 26,40 ±25,70 38,50 ±20,30 29,70 ±22,50 65,70 ±63,10 57,30 ± 47,40 57,80 ±36,10 118,30 ±96,40 79,60 ±42,30 114,30 ±63,10

ААДс, мм рт. ст. 1 2 12,20 ± 8,60 5,00 ± 9,70 16,60 ± 7,60 8,30 ± 8,60 20,60 ± 7,60 17,50 ±7,40 21,50 ±9,80 25,40 ± 14,00 26,20 ±11,30 33,90 ± 12,10

ДАДд, мм рт. ст. 1 2 3,00 ± 8,80 3,80 ±7,90 2,20 ± 9,60 -3,70 ± 9,60 1,40 ± 13,20 1,80 ± 12,60 -1,00 ±15,20 -8,50 ±8,3,40 —4,20 + 10,50 -3,30 ± 14,40

АДП, % 1 2 49,30 ± 22,30 88,80 ±28,40 52,40 ±29,80 54,60 ±15,20 58,80 ± 30,40 76,70 ± 15,40 56.40 ±43,70 106.40 ±29,90 84,30 ± 45,50 140,80 ± 67,80

ИЭРС, уел. ед 1 2 1,39 ±0,34 1,52 ± 0,19 1,49 ±0,45 1,56 ±0,29 1,85 ± 0,74 1,58 ± 0,39 1,29 ±0,66 1,50 ±0,26 1,59 + 0,83 1,29 ±0,46

Общепринято, что наиболее благоприятной реакцией на нагрузку является тип реакции, который характеризуется параллельным приростом частоты сердечных сокращений и пульсового давления в ответ на нагрузку и быстрым восстановлением показателей до исходного уровня [2, 9].

При анализе индивидуальной оценки реакции ЧСС и артериального давления у школьников с нарушением зрения было выявлено, что у мальчиков и девочек с нарушением зрения наблюдаются неблагоприятные реакции на физическую нагрузку (в среднем 70-60 %), преимущественно гипотонического типа. Дистонический и гипертонический тип реакции встречались в единичных случаях.

Интегральным показателем адаптации ССС к нагрузке является индекс эффективности работы сердца (ИЭРС). У мальчиков с нарушением зрения он повышается от 8 до 12 лет, а затем снижается. Наименьшее значение ИЭРС наблюдалось в возрасте 13-14 лет. У девочек с нарушением зрения ИЭРС не меняется в возрасте от 8 до 14 лет и достоверно снижается в 15-16 лет.

Анализ процессов восстановления после физической нагрузки показал, что во всех возрастных группах у школьников частота сердечных сокращений и артериальное давление не возвращается к исходным значениям к 10 минуте отдыха, что свидетельствует о замедлении

восстановительных процессов у детей с нарушением зрения.

Наличие преимущественно гипотонического типа реакции на нагрузку в сочетании с замедленным восстановлением свидетельствует о недостаточной функциональной готовности ССС к физическим нагрузкам у школьников с нарушением зрения.

Анализ индивидуальных значений изучаемых показателей выявил большую вариативность полученных результатов, что говорит о неоднородности школьников с нарушением зрения по уровню функционального состояния ССС. Однако у основной массы учащихся с нарушением зрения выявлен более низкий уровень функционирования системы кровообращения по сравнению со здоровыми сверстниками.

Литература

1. Агеев Е.Д. Организационно-педагогичес-кие основы социально-трудовой реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1984. -21 с.

2. Абросимова ЛИ, Карасик В.Е., Киселев В. Ф. Возрастные изменения гемодинамики при физической нагрузке субмаксималъной мощности // Новые исследования по возрастной физиологии. -1983.-№2(21).-С. 3-7.

3. Апанасенко А.П. Оценка физического развития детей и подростков с позиции биоэнергетики // Валеология. - № 1. - 2003. - С. 14-18.

4. Аронов ДМ Функциональные пробы в кардиологии. -М.: МЕДпресс-информ, 2002. -295 с.

5. Баевский P.M., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний. -М.: Медицина, 1997. -168 с.

6. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей: В 2-х т. - М.: Медицина, 1987. — Т. 1. - 448 с.

7. Дембо А.Г., Земцовский Э.В. Спортивная кардиология: Руководство для врачей. - JI.: Медицина, 1989.. - 464 с.

8. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. — М., Сов. спорт, 2000. -155 с.

9. Детская спортивная медицина: Руко-

воствово для врачей / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.Б. Хрущева. - М.: Медицина, 1991. —

С. 259-273.

10. Догадкина С.Б. Возрастные особенности развития центральной и периферической гемодинамики у детей 9-16 лет //Новые исследования по возрастной физиологии. - 1986. - № 2(27) -С. 21-2 5.

11. Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Энергетическая и физиологическая «стоимость» мышечной работы детей 7-17 лет // Физиология человека. — 1991. -Т. 17. -№ 5.-С. 130-140.

12. Кубергер М.Б., Белоконь H.A., Соболева Е.А. Кардиоинтервалография в оценке реактивности и тяжести состояния больных детей: Методические рекомендации. - М., 1985. -19 с.

13. Тупицин И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечнососудистой системы школьников. - М.: Педагогика, 1985. - 87 с.

14. Физиология развития ребенка / Под ред. В.И.Козлова, Д.А.Фарбер. - М.: Педагогика, 1983.-296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.