УДК 572.024:612.821
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ С РАЗНЫМИ ТЕМПАМИ РОСТОВЫХ
ПРОЦЕССОВ
Н.К. Гайнанова - доктор биологических наук, профессор Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина
Бийск
THE PECULIARITIES OF CARDIOVASCULAR SYSTEM FUNCTIONING AMONG CHILDREN OF 6-10 YEARS WITH DIFFERENT RATES OF
GROWTH PROCESSES
N.K. Gaynanova - Doctor of Biology, Professor Altai State Academy of Education named after V.M. Shukshin
Biysk
e-mail: kbio@bigpi.biysk.ru
Ключевые слова: дети, гемодинамические показатели, темпы ростовых процессов.
Аннотация. В работе обсуждаются результаты изучения особенностей функционирования сердечно-сосудистой системы у детей с разными темпами ростовых процессов. Показано, что дети, развивающиеся средними темпами, имеют более благоприятные условия для развития функциональных систем организма.
Key words: children, hemodynamic indicators, rates of growth processes.
Summary. The article deals with the research results of the peculiarities of cardiovascular system functioning with different rates of growth processes. It is shown that children developing at an average rate have more favorable conditions for development of functional systems of an organism.
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются интенсивными анатомическими преобразованиями в организме детей. В частности, происходит значительное увеличение анатомических размеров сердца (увеличиваются полости сердца, толщина и масса миокарда, диаметр корня аорты) и существенные функциональные изменения в его деятельности [8]. Тем не менее, на сегодняшний день вопрос зависимости степени этих преобразований от интенсивности протекания ростовых процессов в организме детей остается не полностью раскрытым, тогда, как известно, что длина тела (ДТ) оказывает влияние на функциональные показатели сердечно-сосудистой системы [7].
Целью настоящей работы явилось изучение особенностей функционирования сердечно-сосудистой системы (ССС) детей 6-10 лет в зависимости от скорости протекания ростовых процессов.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе подготовительных групп детских садов и начальных классов общеобразовательных школ города Бийска Алтайского края. В
исследовании принял участие 901 ребенок (мальчики - 451, девочки - 450), проживающий в г. Бийске. Все испытуемые находились в близких по значению социальных, бытовых и учебно-режимных условиях.
Исследование показателей ССС включало определение артериального давления (АД) и подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС) с последующим расчетом пульсового давления (ПД), среднего артериального давления (АДср), систолического объема (СО), величины минутного объема кровотока (МОК) [6]. Анализ реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку проводился посредством пробы Мартинэ с последующим расчетом индекса Руфье (ИР) [6]. Оценки баланса влияния отделов вегетативной нервной системы на регуляцию деятельности ССС определялась расчетом вегетативного индекса Кердо (ИК) [16].
Предварительно, по результатам измерения ДТ, проведенного по общепринятой унифицированной методике [3], все дети были разделены на три группы. Деление детей на группы осуществлялось путем сравнения показателей их длины тела со средними показателями длины тела их сверстников. Первую группу составили дети высокого роста, ДТ которых превышала среднее значение ДТ сверстников среднего роста (II группа) более чем на две сигмы, а в III группу (низкорослые дети) вошли дети, чьи ростовые показатели были ниже, чем у детей II группы более чем на две сигмы.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученный материал обработан общепринятыми методами вариационной статистики. Степень достоверности различий средних значений показателей сравниваемых групп определялась по X критерию Стьюдента; достоверными считались данные при уровне значимости 95% - Р < 0,05.
Показатели гемодинамики, полученные в ходе исследования, оказались несколько ниже данных, представленных в литературе для рассматриваемого периода онтогенеза [1, 4], но, тем не менее, они находились в пределах возрастных норм [15].
Полученные результаты функциональных показателей ССС обнаружили значительные отличия между сверстниками, относящимся к разным ростовым группам. Результаты исследования показали, что значения АД и ЧСС у высокорослых и низкорослых детей несколько выше показателей их среднерослых сверстников. Значение систолического артериального давления (АДс) оказалось выше у мальчиков I группы, в отличии от низкорослых и среднерослых мальчиков. Сравнительный анализ АДс в группах девочек с разной длиной тела выявил, что средние показатели АДс I группы достоверно превышали данные II группы в 6-8 лет. У девочек 7-ми лет III группы АДс достоверно выше, чем у девочек II группы, а показатели АДс 9-ти и 10-летних девочек низкого роста оказались ниже, чем у девочек среднего роста (табл. 1). Диастолическое давление (АДд), также как АДс повышалась с возрастом от 6 до 10 лет во всех группах обследуемых девочек, однако, как показали его измерения, оно составляет 2/3, а не 1/2 -1/3 систолического давления.
У девочек ЧСС низкорослых оказался выше, чем у среднерослых в возрасте 6-ти, 9-ти и 10-ти лет (Р<0,05). Среднерослые девочки имели ЧСС ниже, чем высокорослые 6-ти лет. В других возрастах отличий по средним значениям ЧСС между обследованными группами не наблюдалось (табл. 1).
Величины систолического объема (СО) у обследуемых нами детей среднего роста 6 и 7-ми лет превышали данные двух других обследованных групп, а в 10 лет повышался СО у высокорослых девочек. При этом значения МОК в I группе девочек имели достоверные отличия в сторону уменьшения значений 6 лет, а в сторону увеличения в 10 лет (табл. 2). Предположительно, необходимый уровень МОК у низкорослых детей достигается за счет незначительного увеличения ЧСС и СО [15]. Величины СО детей среднего роста имели большие значения по сравнению с низкорослыми сверстниками. Данный факт, по мнению И.В. Кузнецова и В.Н. Прокофьева (2010), объясняется естественным
морфофункциональным развитием сердца, протекающим более интенсивно у детей со средними темпами роста [9]. При таких условиях необходимый уровень МОК у детей среднего роста достигается за счет увеличения СО и отражает переход системы кровообращения на более экономичный путь функционирования [15]. Тогда, как у высокорослых, вследствие недостаточности времени на процесс созревания сердечной мышцы и достаточно высоким периферическим сопротивлением сосудов, необходимый уровень МОК достигается компенсирующей величиной ЧСС [15].
Таблица 1
Средние гемодинамические показатели мальчиков и девочек 6-10 лет с разными темпами роста (М^)
Возраст, лет АДс, мм рт.ст. АДд, мм рт.ст. ЧСС, уд/мин
мал. дев. мал. дев. мал. дев.
Дети высокого роста
6 92,76±1,49* 92,40±0,98* 59,14±1,19** 57,04±1,06* 96,31±1,34** 93,84±1,62*
7 96,25±1,61** 94,81±1,34** 61,96±0,80** 61,15±1,03** 96,43±2,20** 92,54±1,52**
8 96,07±1,47 101,48±1,84* 61,61±1,02 62,04±0,99* 91,93±1,78** 88,89±1,96
9 95,07±1,31 99,64±1,87 60,37±1,18 61,96±0,96 94,00±2,38* 85,50±1,68
10 102,29±2,34 105,77±2,65 64,00±0,87* 61,58±1,18 88,71±2,37 83,92±1,37
Дети среднего роста
6 88,16±0,78 87,40±0,86 53,02±1,05 51,33±1,22 89,63±1,10 88,63±1,27
7 86,52±0,99 88,20±0,89 52,42±1,33 54,17±1,09 87,29±1,47 87,87±1,59
8 93,83±1,03 93,83±1,11 58,67±1,06 57,00±1,28 82,97±1,33 86,90±1,86
9 94,67±1,40 98,10±2,04 60,00±0,91 60,86±1,01 88,00±1,88 84,03±1,36
10 97,67±1,72 98,50±1,86 59,83±1,05 61,33±1,06 85,60±1,52 82,40±1,37
Д ети низкого роста
6 88,18±1,23 88,24±0,74 55,45±1,18 55,15±0,95* 94,82±1,33* 95,65±1,09**
7 92,73±1,27** 94,88±1,54* 58,94±0,98** 58,88±1,13* 92,00±1,37* 90,18±0,94
8 94,35±1,73 94,76±1,56 57,10±1,39* 58,18±1,32 90,42±1,06** 91,12±1,21
9 99,06±1,57 92,97±0,89* 60,63±0,93* 58,97±0,93 88,84±1,08 90,88±1,43*
10 97,50±1,79 96,62±1,81* 60,54±0,92 60,44±1,16 89,39±1,17* 89,65±0,88**
Примечание: достоверность различий между ростовыми группами: - Р<0,05; - Р<0,01
Исследование функционального состояния девочек 6-10 лет с разными темпами роста выявило, что у девочек I группы 6, 7 и 8 лет отмечались самые высокие показатели МОК при нагрузке Мартинэ, которые превышали исходные данные на 21,75, 11,37 и 11,46%. В данной группе у девочек 9 лет среднее значение МОК после нагрузки осталось без изменений, а в 10 лет незначительно снизилось. У девочек II группы увеличение средних показателей МОК при нагрузке не превысило 12,75% (6 лет). Что касается низкорослых девочек, то исходные значения МОК в данной группе были выше, чем в I и II группах. Однако увеличение МОК при нагрузке было невысоким и равнялось 11,04 и 10,04% в 6 и 7 лет, затем в 8 лет данный показатель сократился по сравнению с покоем на 2,10% и только в возрасте 10 лет возрастал до 23,05% (табл. 2).
Анализ сдвигов гемодинамических показателей на функциональную пробу Мартинэ у высокорослых мальчиков показал достоверное увеличение АДс и ЧСС, то время, как АДд повысилось незначительно. У детей среднего роста достоверное увеличение показателей АД на нагрузку по нормотоническому типу наблюдается только в систоле, а АДд после функциональной пробы почти не меняется. У низкорослых мальчиков значительное увеличение АДд при физической нагрузке преимущественно по гипотоническому и
нормотоническому типам наблюдается в 6, 7 и 8 лет. В других возрастных группах АДд под действием функциональной нагрузки изменяется незначительно (табл. 3).
Таблица 2
Средние значения систолического и минутного объемов кровотока мальчиков и девочек
6-10 лет с разными темпами роста (М±т)
Возраст, лет Ростовая группа СО, мл МОК, мл/мин
мал. дев. мал. дев.
6 I 40,53±1,26* 42,66±0,94* 3904,78±161,37 3989,30±95,78*
II 44,96±1,42 45,90±1,08 4034,34±101,90 4118,20±134,78
III 42,29±1,41* 42,66±0,76* 4008,74±124,41 4087,31±103,21
7 I 42,36±0,84* 43,01±0,79* 4089,64±211,74 3983,80±95,61
II 48,00±1,96 46,25±0,94 4195,14±106,10 4068,40±122,84
III 43,93±1,15* 44,07±0,91* 4050,03±137,48 3991,62±109,12
8 I 45,87±1,33 48,10±0,71 4213,48±171,22 4276,55±114,43
II 47,98±1,41 49,75±1,04 3997,45±128,58 4390,02±147,46
III 49,97±1,64 49,35±1,04 4521,04±138,46 4538,28±140,43
9 I 49,93±1,57 50,46±0,61 4706,53±209,52 4318,84±82,98
II 50,13±1,20 50,95±0,57 4397,90±149,62 4348,55±82,96
III 51,64±0,97* 50,30±0,78 4589,36±86,91 4545,77±95,56
10 I 52,75±1,45* 56,15±1,00* 4671,43±199,68 4741,48±121,07*
II 55,02±1,03* 53,18±0,90 4715,10±120,39 4382,03±93,47
III 54,16±1,19* 53,82±0,92 4845,11±104,70 4824,96±111,77*
-------я-
Примечание: достоверность различий между ростовыми группами: - Р<0,05
Таблица 3
Типы реакций сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (%) у мальчиков и девочек 6-10 лет с разными показателями длины тела
Возраст, лет Нормотонический Гипотонический Гипертонический Дистонический Ступенчатый
мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев.
Дети высокого роста
6 41,38 72,00 27,59 20,00 24,14 4,00 0,00 0,00 6,90 4,00
7 57,14 50,00 28,57 23,08 14,29 15,38 0,00 3,85 0,00 7,69
8 53,57 70,37 14,29 11,11 21,43 18,52 0,00 0,00 10,71 0,00
9 51,85 39,29 33,33 32,14 11,11 17,86 0,00 0,00 3,70 10,71
10 45,83 30,77 29,17 50,00 25,00 7,69 0,00 0,00 0,00 11,54
Дети среднего роста
6 81,40 70,00 4,65 10,00 9,30 10,00 0,00 6,67 4,65 3,33
7 80,65 66,67 9,68 10,00 9,68 13,33 0,00 3,33 0,00 6,67
8 73,33 60,00 10,00 23,33 16,67 6,67 0,00 0,00 0,00 10,00
9 76,67 65,52 16,67 17,24 6,67 3,45 0,00 0,00 0,00 13,79
10 86,67 73,33 6,67 10,00 6,67 10,00 0,00 0,00 0,00 6,67
Дети низкого роста
6 24,24 47,06 45,45 23,53 27,27 11,76 3,03 8,82 0,00 8,82
7 15,15 50,00 39,39 17,65 24,24 5,88 12,12 11,76 9,09 14,71
8 38,71 57,58 29,03 21,21 16,13 3,03 6,45 3,03 9,68 15,15
9 59,38 64,71 15,63 14,71 18,75 8,82 3,13 0,00 3,13 11,76
10 75,76 73,53 9,09 17,65 15,15 0,00 0,00 0,00 0,00 8,82
При изучении изменений ЧСС и АД детей I, II и III групп под действием нагрузки отмечено неравномерное распределение мальчиков разных групп по типам реакций ССС. Гипотонический и гипертонический типы выражены в I и II группах в равной степени, а дистонический тип отсутствовал. При расчете соотношения АДд и ЧСС у девочек выявлено преобладание симпатического тонуса над парасимпатическим, причем у низкорослых в большей степени, чем у высокорослых. Его влияние снижалось с возрастом у детей 6-10 лет I, II и III групп.
У высокорослых девочек доминирующим в 6-8 лет является нормотонический тип реакции, в 9 и 10 лет увеличивается количество детей с гипотоническим и ступенчатым типами реакций. У девочек среднего роста нормотонический тип оставался наиболее распространенным во всех возрастных группах.
Что касается реакции на нагрузку у девочек низкого роста, то в большинстве случаев встречался нормотонический тип реакции, частота встречаемости которого постепенно увеличивалась с возрастом от 6 до 10 лет. Отмечено, что у девочек низкого роста дистонический тип реакции встречался чаще, чем в остальных группах. Данный тип присутствовал у высокорослых только в 7 лет, у девочек среднего роста в 6 и 7 лет, а у низкорослых девочек в 6-8 лет.
Таким образом, низкие темпы ростовых процессов влияют на состояние и деятельность ССС. Это отмечается при воздействии физической нагрузки у детей данной группы, поэтому отмечается физиологическое напряжение среди девочек. Средний рост оказывается наиболее благоприятным для работы функциональных систем организма [5].
Показатели гемодинамики, полученные в ходе нашего исследования, оказались ниже данных представленных в литературе для данного периода онтогенеза [4, 5, 6, 9, 10]. Полученные нами результаты исследования функциональных показателей (ЧСС, АДс, АДд, ПД, СО, МОК) у высокорослых детей в основном превышали данные детей двух других групп. Особенности гемодинамики в рассматриваемых нами группах детей 6-10 лет, определяются, прежде всего, нейрогуморальной перестройкой и интенсивностью ростовых процессов. При этом важно учесть, что данный период является сенситивным и сопровождается напряжением состояния ССС. Известно, что по мере взросления уровень АД и других показателей гемодинамики (МОК, СО, и ПД) повышается, а ЧСС урежается, что отмечается во всех исследованиях, проведенных на детских популяциях [5, 6, 7, 8, 9, 13].
В ходе нашего эксперимента наблюдалась тенденция к увеличению показателей артериального давления у высокорослых детей 6, 7 и 10 лет в течение года. При этом значения АД у низкорослых детей, оказались ниже по сравнению со сверстниками среднего и высокого роста. Так, например, у мальчиков трех групп в начале учебного года показатели АДс в 8-10 лет не имели отличий, а в конце года значительно возрастали показатели высокорослых детей только в 10 лет, а у низкорослых 8 лет. Что касается величин АДд, то его значения в течение года увеличивались: в 7 лет только у детей III группы, в 9 лет у девочек I группы, а в 10 лет у детей I группы и девочек II группы. Вероятно, скорость созревания ССС у детей с разными темпами роста не одинакова, поэтому под действием учебной нагрузки наблюдается напряжение сердечно-сосудистой системы в группе детей низкого роста. Рост показателей АД в 9 и 10-тилетнем возрасте, считается закономерным, так как у некоторых девочек наступает начало пубертата [2, 4, 11, 12]. Возможно, данный процесс у высокорослых девочек начинаются раньше, чем у их сверстниц II и III групп, и приводит к напряжению функционирования ССС.
Однако со стороны показателей СО и МОК отмечалось обратное, так как их величины у низкорослых детей оказались выше, чем у высокорослых. Предположительно, необходимый уровень МОК у детей среднего роста достигается за счет повышения АДс [1 2], а у низкорослых за счет незначительного увеличения ЧСС и СО [13].
Что касается величины ЧСС, то в отличие от детей среднего роста в двух других группах обследуемых нами детей 6-8 лет ее значения оказались выше, а в 9 и 10 лет дети с разными темпами роста не имели отличий по данному показателю. Как указывают данные современных исследований [14] с началом интенсивного ростового процесса показатели ЧСС увеличиваются. Возможно полученные нами результаты, свидетельствуют как об интенсивности процессов роста у высокорослых детей, так и об отставании в развитии сердечно-сосудистой системы у низкорослых в исследуемом возрасте. Снижение показателей АД у последних в 6 лет в конце учебного года возможно связано с возникновением утомления из-за высоких нагрузок к которым организм низкорослого ребенка имеет меньшую приспособленность, чем его сверстники из двух других групп [21].
Уместно подчеркнуть, что величины СО детей среднего роста имели большие значения по сравнению с высокорослыми и низкорослыми сверстниками. Данный факт может быть связан с усиленным ростом сердца, более интенсивно происходящим у детей со средними темпами роста [15].
Наряду с этим, у детей данной группы преобладал нормотонический тип реакции (в среднем у 50% детей) на получаемые физические нагрузки. При таком типе реакции, наблюдается выраженный прирост ЧСС, систолического давления с одновременным понижением диастолического давления. Такая реакция считается физиологичной, потому, что при нормальном учащении пульса приспособление к нагрузке происходит за счет повышения пульсового давления, что косвенно характеризует увеличение ударного объема [10].
ВЫВОДЫ
Таким образом, низкие и высокие темпы ростовых процессов имеют негативное влияние на состояние и деятельность сердечно-сосудистой системы. Средний рост оказывается наиболее благоприятным для работы функциональных систем организма, что подтверждается наличием наибольшего числа детей в данной группе с нормотоническим типом реакции.
Литература
1. Антропова, М.В. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / М.В. Антропова, М.М. Кольцова. - М. : Педагогика, 1983. - 160 с.
2. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л Апанасенко, Л.А Попова. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 248 с.
3. Бунак, В.В. Методика антропологических исследований / В.В. Бунак. - М.-Л. : Медиздат, 1941. -
201 с.
4. Великанова, Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе : методические рекомендации / Л.К. Великанова. - Новосибирск : НГПУ, 1993. - 93 с.
5. Гребнева, Н.Н. Развитие городских и сельских детей 4-9 лет в условиях Западной Сибири / Н.Н. Гребнева, А.Б. Загайнова, С.Г. Кривощеков // Физиология развития человека : материалы международной конференции, посвященной 55-летию ИВФРАО. - М., 2000. - С. 161-162.
6. Грибанов, А.В. Динамика кровообращения у школьников в условиях Европейского Севера : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / А.В. Грибанов. - Архангельск, 1991. - 38 с.
7. Динамика физического развития школьников Н. Новгорода / Н.А. Матвеева, Ю.Г. Кузмичев, Е.С. Богомолова и др. // Гигиена и санитария. - 1997. - № 2. - С. 22-25.
8. Кмить, Г.В. Возрастные особенности морфологического и функционального развития миокарда у детей 5-9 лет / Г.В. Кмить, Л.В. Рублева // Физиология человека. - 2001. - Т. 27. - № 5. - С. 54-59.
9. Кузнецов, В.И. Гемодинамические показатели сердечно-сосудистой системы у детей с учетом их конституционных особенностей / В.И. Кузнецов, В.Н. Прокофьева // Физиология человека. - 2010. - Т. 36. -№ 4. - С. 77-79.
10. Осколкова, М.И. Кровообращение у детей в норме и патологии (инструментальные исследования) / М.И. Осколкова. - М. : Медицина, 1976. - 312 с.
11. Семенова, Л.К. Критические и сенситивные периоды в постнатальном онтогенезе человека / Л.К. Семенова // Влияние антропогенных факторов на морфогенез и структурные преобразования органов. -Астрахань, 1991. - С. 138-139.
12. Сердюковская, Г.Н. Оценка физического развития детей и подростков: информативность и возможность метода / Г.Н. Сердюковская // Гигиена и санитария. - 1981. - № 12. - С. 50-53.
13. Ситдиков, Ф.Г. Изменение показателей сердечно-сосудистой и симпатоадреналовой системы у детей младшего школьного возраста в течение учебного года / Ф.Г. Ситдиков, С.И. Русинова // Физиология человека. - 1992. - Т. 18. - № 3. - С. 18-21.
14. Смирнов, А.Д. «Двойное произведение» в диагностике состояния сердечно-сосудистой системы / А.Д. Смирнов, С.К. Чурина // Физиология человека. - 1991. - Т. 17. - № 3. - С. 64-69.
15. Усов, И.Н. Здоровый ребенок : справочник педиатра / И.Н. Усов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : Беларусь, 1994. - 446 с. : ил.
16. Kerdö, I. Ein aus Daten der Blutzirkulation kalkulierter Index zur Beurteilung der vegetativen Tonuslage / I. Kerdö // Acta neurovegetativa. - 1966. - Bd. 29. - S. 250-268.
Literature:
1. Antropova, M.V. Morphofunctional Maturation of the Basic Physiological Systems of Preschool Children's Organism / M.V. Antropova, М.М. Koltsova. - М. : Pedagogics, 1983. - 160 p.
2. Apanasenko, G.L. Medical Vauleology / G.L. Apanasenko, L.A Popova. - Rostov o/D : Feniks, 2000. -
248 p.
3. Bunak, V.V. Methods of Anthropological Research / V.V. Bunak. - M.-L. : Medical Publishing House, 1941. - 201 p.
4. Velikanova, L.K. Physiological and Hygienic Criteria of the Rational Organization of Teaching and Educational Process at school : methodical recommendations / L.K. Velikanova. - Novosibirsk : NSPU, 1993. - 93 p.
5. Grebneva, N.N. Development of Urban and Rural children of 4-9 years in Western Siberia / N.N. Grebneva, A.B. Zagaynova, S.G. Krivoschekov // Physiology of Human Development : materials of the international conference dedicated to the 55th anniversary of IVFRAO. - M., 2000. - P. 161-162.
6. Gribanov, A.V. The Dynamics of Schoolchildren's Blood Circulation in the European North : abstract of the diss. ... of the Doctor of Medical Sciences / A.V. Gribanov. - Arkhangelsk, 1991. - 38 p.
7. The Dynamics of Schoolchildren's Physical Development in N. Novgorod / N.A. Matveeva, Yu.G. Kuzmichev, E.S. Bogomolova and others // Hygiene and Sanitation. - 1997. - No. 2. - P. 22-25.
8. Kmit, G.V. Age Features of Morphological and Functional Development of Myocardium of 5-9-year-old Children / G.V. Kmit, L.V. Rubleva // Human Physiology. - 2001. - Vol. 27. - No. 5. - P. 54-59.
9. Kuznetsov, V.I. Hemodynamic Indicators of Cardiovascular System of Children in view of their Constitutional Features / V.I. Kuznetsov, V.N. Prokofyeva // Human Physiology. - 2010. - Vol. 36. - No. 4. - P. 77-79.
10. Oskolkova, M.I. Children's Blood Circulation in norm and pathology (instrumental research) / M.I. Oskolkova. - M. : Medicine, 1976. - 312 p.
11. Semenova, L.K. Critical and Sensitive Periods in Postnatal Human Ontogenesis / L.K. Semenova // The Influence of Anthropogenic Factors on the Morphogenesis and Structural Transformations of Organs. - Astrakhan, 1991. - P. 138-139.
12. Serdyukovskaya, G.N. The Estimation of Physical Development of Children and Teenagers : informational content and the possibility of the method / G.N. Serdyukovskaya // Hygiene and Sanitation. - 1981. - No. 12. -P. 50-53.
13. Sitdikov, F.G. Change of Indicators of Cardiovascular and Sympathoadrenal Systems among Children of Primary School Age during an Academic Year / F.G. Sitdikov, S.I. Rusinova // Human Physiology. - 1992. - Vol. 18. - No. 3. - P. 18-21.
14. Smirnov, A.D. «Double Work» in the Diagnostics of the Cardiovascular System State / A.D. Smirnov, S.K. Churina // Human Physiology. - 1991. - Vol. 17. - No. 3. - P. 64-69.
15. Usov, I.N. Healthy Child: pediatrician guide / I.N. Usov. - the 2nd ed., rem. and add. - Minsk : Belarus, 1994. - 446 p.
16. Kerdö, I. Ein aus Daten der Blutzirkulation kalkulierter Index zur Beurteilung der vegetativen Tonuslage / I. Kerdö // Acta neurovegetativa. - 1966. - Bd. 29. - S. 250-268.
Статья поступила в редакцию 12.09.2011 г.